4. Проповедь Евангельского Слова

Евангелие должно быть проповедуемо везде. Проповедь Евангелия – это центральный момент в служении Христа, апостолов, Церкви. Проповедь должна звучать до последнего дня.

В Писании слово «проповедь» (в Н.З: керуссейн) означает: восклицать, объявлять, проповедовать, провозглашать. Это служение глашатая, громко провозглашающего появление князя, восклицающего о приходе царя, объявляющего о пиршестве или официально оглашающего постановление, какое таким образом приобретает законный статус.

Провозглашение, или проповедь Слова в Новозаветном периоде впервые было осуществлено Иисусом Христом на протяжении Его земного служения. А после Его вознесения продолжено апостолами и другими служителями. Это осуществляется таким образом, что Сам Христос продолжает говорить чрез своих посланников. Христос был и остается «субъектом» этого провозглашения.

Павел пишет: «Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10:14-16). Проповедь только тогда законна, когда Сам Иисус Христос призывает, подготавливает и посылает людей к этому. Но истинно и следующее: когда проповедь совершается в повиновении Божьему поручению и в согласии с волей Христа, тогда Сам Христос приближается к людям в этих проповедниках и чрез них обращается к народу.

Павел выразительно уверяет нас: то, что проповедуется истинными проповедниками, есть «Слово Христа». Когда Павел провозглашает, что, согласно Божьему установлению, во все времена вера появляется благодаря слушанию, а слушание – чрез Слово Христово, он одновременно убирает человеческий фактор проповедуемого Слова из виду (Рим. 10:17). Для него это не представляет особой важности. В вопросе проповедования человек-посыльный исчезает у Павла из виду. Павел обращает наше внимание к важному факту. В проповеди Евангелия мы, прежде всего, имеем дело с Самим Иисусом Христом. В Евангельской проповеди звучат слова Самого Христа (конечно, это возможно только в истинной проповеди Евангелия!). В истинной проповеди Христос присутствует, приходит, говорит и действует. Ранее Он заверил нас, что всякий слушающий Его посланников слушает Его Самого. Всякий отвергающий Его вестников отвергает Самого Христа (Лук. 10:17). Павел хвалит фессалоникийцев, принявших проповедуемое Слово не как человеческое, но как Божье (1 Фесс. 2:13).

Содержание проповеди

Что касается «содержания» Евангелия, то в любом месте Писания говорится, что проповедь является преимущественно проповедью Царства Божия, или по-другому – проповедью Царства Небесного.

В Новом Завете реальность этого Царства изображается разнообразными способами. Во-первых, это реальное и эффективное владычество Божьей благодати во Христе (Лук. 18:4). Затем снова появляется в совокупности всех искупительных благ, даруемых в этом Царстве (Матфея 5:1; Лук. 6:20; Рим. 14:17). Царство также – это территория, мир, в котором Христос владычествует, а Его подданные наслаждаются благами искупления (Лук. 18:4). Далее, Царство изображено как откровение судов Божьих, неразделимо связанных с управлением Царством (Матфея 3:2-12). И в заключение, Царство представлено как правление Божьей благодати во Христе в своем полном раскрытии в вечности (Лук. 13:29; 29:31).

Конечно, Царство – а точнее Тот, в Ком это Царство приобрело конкретную форму и стало реальностью в этом мире, наш Господь Иисус Христос – это «содержание» проповеди. Но в то же время разные моменты и аспекты Царства также рассматриваются как содержание проповеди.

Например, часто упоминается о проповеди покаяния (Матфея 3:2; 4:17; 11:20; Марка 6:12; Луки 4:18; 9:2). Так как Царство грядет и присутствует, люди призываются к обращению. Приход Царства не зависит от этого покаяния, не вызывается им и не может быть им ускорен. Это даже не подлежит обсуждению. Царство приходит независимо от действий людей. И только, по Божьей благодати, в первом и втором пришествиях Христа. Но грядущее Царство действительно призывает людей к обращению, и одновременно с этим осуществляется покаяние в тех, к кому обращена проповедь.

Более того, эта проповедь – также, проповедь покаяния для прощения грехов (Марка 1:4; Луки 3:3; 24:47). Когда Царство приходит в проповеди, оно приносит с собой прощение грехов. Они неотъемлемы друг от друга. И не только прощение грехов, но и полное спасение во Христе. Следовательно, Библия говорит о проповеди Евангелия (Матфея 4:23; 9:35; 24:14; 26:13; Марка 1:14; 1 Фесс. 2:9).

Сходным образом, посредством проповеди суды Божии осуществляются двусоставным способом.

Во-первых, в тех, кто верует: во Христе они становятся (и есть) осуждены и прокляты. Проповедь Иисуса Христа – наиболее сокрушительный приговор, приведенный в исполнение, какой можно только представить. Ибо в Нем провозглашается прощение грехов и благодать. Но прощение грехов и благодать имеют дело с нечестивыми людьми! Прощение и благодать могут быть дарованы только тем, кто был поражен Божьим судом проклятия.

Поэтому нет ничего более радикально сокрушительного для человека, чем проповедь прощения и благодати. Ибо эта проповедь – абсолютное и перманентное осуждение всего того, чем является человек, что он имеет и делает.

Во-вторых, проповедь ниспровергает осуждение на тех, к кому было направлено провозглашение Царства, но они отвергли его. В связи с этим Павел пишет: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:23,24).

Новый Завет также говорит просто о проповеди Иисуса (Деяния 8:5; Фил. 1:15), проповеди Христа (1 Кор. 1:23), проповеди распятого Христа (2 Кор. 1:29; 4:5) и проповеди Иисуса Христа (Деяния 20:25). Ибо в нашем Господе сосредотачивается и осуществляется Царство. В Нем оно пришло и приходит к точке, когда в один прекрасный день охватит землю и небеса.

Специфический характер проповеди

Специфическое качество проповеди заключено в провозглашении. Проповедь – это в первую очередь именно провозглашение. А не дидактическое, эстетическое или научное слово.

В проповеди и чрез нее провозглашаемое слово становится реальностью. Как определяющий фактор, оно входит в жизнь слушающих.

Когда глашатай провозглашает о коронации короля, тогда эта коронация становится реальностью для тех, кто услышал об этом. Этим объявлением слышавшие люди «принимают» короля. Посредством этой вести они становятся его подданными. Когда глашатай объявляет о пире, тогда пир становится очевидным в самом глашатае. Глашатай объявляет о пире и в то же время вводит пир в реальность с собой и в себе. Его появление – это первое событие праздничной программы. Когда в древности глашатай громко зачитывал королевское постановление перед собранием городских граждан, в тот момент данное постановление приобретало статус закона. Все граждане подотчетны ему с момента своего «провозглашения» и обязаны жить соответственно.

Таким же образом чрез проповедь – проповедь как провозглашение Царства Божия – это Царство, заключенное в Иисусе Христе и в спасении, Им совершенном и присутствующем в Нем, суверенно входит в жизни слушателей. Царство «исполняется» в них. Оно даровано им. В проповеди есть Сам Христос, Он приходит в ней и дарует Себя как Спасителя всем, принимающим проповедь верою.

Мы не можем полностью объяснить этот уникальный характер проповеди. Мысль о том, что проповедь – это просто (исторически достоверное) описание жизни и служения Иисуса Христа или (возможно очень интересная) перспектива Его личности, слов и дел, или любого рода разъяснение, объяснение, применение всего этого – это фундаментальная и фатальная ошибка.

Иисус Христос явился во плоти, совершил искупление, приобрел и стал искуплением мира. И в Нем, во всем, что Он совершил, проявляется Царство праведности, радость и мир во Святом Духе. Мы должны понять следующее: Христос, спасение в Нем, и Его Царство присутствуют здесь и сейчас в проповеди — провозглашении Слова Евангелия. В проповеди и чрез нее Христос присутствует среди Своего народа в мире и ведет Свою Церковь. Проповедь представляет Христа. В проповеди Он представляет Себя – а значит и есть таковым – присутствующим здесь и сейчас. Посредством проповеди построен мост между распятым Христом, воскресшим и вознесшимся на небеса, и людьми настоящего и будущего. Эта проповедь «есть» Христос. В ней Он присутствует, отдает Себя и действует. Христос, Царство и провозглашение Царства плотно и неразрывно связаны. Сам Христос сказал, что Его цель – проповедь, провозглашение (Марка 1:38).

Это провозглашение – центральная, доминирующая цель Его пришествия в мир. В провозглашении и чрез него все, что Он желает сделать, сделано. Провозглашение не присутствует вне Христовой искупительной работы. Оно не какой-то придаток, приложение или нейтральное средство передачи информации. Это неотъемлемый момент в искупительном служении.

Всякий приписывающий этому провозглашению исключительно коммуникационный характер тем самым закрывает для себя путь раскрытия секрета проповеди. Проповедь не передает нам изолированное событие, исторический фактаж – а именно, рождение, страдание, воскресение Христа. Несомненно, все они принадлежат прошлому, но, несмотря на это, продолжают эффективно действовать в настоящем. Историческое событие – а это было действительное историческое событие – в терминах своей реальности, силы и влияния действует в проповеди во всем мире и во все времена. Все это постоянно присутствует в проповеди. Чрез проповедь все это открывает свою силу и достигает эффекта, задуманного Христом.

Поэтому нельзя сколь значимо говорить о спасении во Христе без незамедлительного и полного вовлечения Слова провозглашения. Ибо только в проповеди вся совокупность спасения существует для людей и работает в них. Практически невозможно говорить значимо о работе провозглашения без прямого и полного вовлечения живого Христа, Царства и спасения. Слово провозглашения с одной стороны и Христа, Царство и спасение с другой – невозможно отделить друг от друга. Одно никогда не появляется без другого. Христос, Царство и спасение облачены в провозглашение Слова, Евангелия. В провозглашенном Евангелии и чрез него они внедряются в мир и продолжают реально действовать вплоть до последнего дня. Следовательно, спасение приобретает конкретную форму для нас только в своем провозглашении. Только в нем оно передается нам. И только в нем мы можем «владеть» этим.

Наиболее ясно это видно в словах Христа: «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лук.24:46,47).

Этими словами Христос раскрывает обширное видение Своей личности и служения, великого развития искупительной истории. Здесь Господь различает три великих момента в Своем едином искупительном служении. Во-первых – страдания. Во-вторых – воскресение из мертвых. И в-третьих – проповедь. В Своих страданиях Христос положил основание для всего того, что Он желал и должен был свершить. Тем самым Он «заслужил» искупление. В Своем воскресении из мертвых Христос получил полное спасение на основе Божественной справедливости и как награду за повиновение, которое Он показал, а также за принятие на Себя бремени Божьего гнева против греха.

В дополнение Он получил (ибо был высоко превознесен) «всю силу», то есть всю власть на небесах и на земле. Можно сказать, что Он получил всю власть и права, давшие Ему возможность завершить искупительное служение. А после воскресения следует проповедь, в которой Христос делает действенным все приобретенное Им чрез страдания и принятое Им в Своем воскресении. В проповеди Он дарует искупление всем, кого дал Ему Отец. В проповеди Христова работа, соделанная в состоянии уничижения, приносит свои плоды.

Во свете всего вышесказанного не кажется странным, что Павел просто описывает проповедь как что-то спасительное (1 Кор. 1:21) и характеризует ее как преподание, применение и осуществление примирения (2 Кор. 5:18). Следует отметить, что термин «спасительная вера», термин, который не присутствует в Писании, стал общепринятым среди реформатских богословов. Бавинк пишет: «Вера или знание не спасают, но Бог спасает во Христе чрез Святого Духа». Но полностью библейское выражение «искупительная проповедь» остается чуждой для реформатских богословов. Субъективизм процветает везде и является весьма опасным злом.

Мы завершаем наше обсуждение проповеди. Хотя есть много чего сказать из Писания, о чем следовало бы поговорить. Стоит только подумать о таких библейских словах, как благовестие, служение Слова, учение, свидетельство, пророчество, утешение, наставление, покой и т. д. Чрез них можно понять проповедь еще более глубоко и увидеть новые грани, характеризующие ее. Но то, что мы рассмотрели, несомненно, – сердце библейского учения о проповеди.