Заключение

«Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Откр. 19:6).

В заключении коснемся некоторых проблем, которые возникают в связи с Божественным суверенитетом. Если Бог не только предопределил спасение Своих чад, но также предназначил те добрые дела, которые им надлежит исполнить (Еф. 2:10), то где же стимул для благочестивой жизни? Если Бог установил точное число предназначенных для спасения, а судьба всех других — быть сосудами гнева, уготованными к погибели, то на что мы надеемся, когда проповедуем Евангелие погибшим? Рассмотрим эти вопросы в порядке их изложения.

1. Божественный суверенитет и возрастание верующего в благодати.

Если Бог предопределил все события заранее, то зачем нам упражнять себя в благочестии? (1 Тим. 4:7)? Если Бог заранее предназначил нам добрые дела, которые нам надлежит исполнять (Ефес. 2:10), то зачем нам быть «прилежным к добрым делам» (Тит. 3:8)? Здесь в очередной раз поднимается вопрос о человеческой ответственности. И исчерпывающим ответом для нас должно быть: «Так повелел нам Бог». Писание нигде не поощряет и не внушает настроение фатального безразличия. Всякая удовлетворенность нашими достижениями недвусмысленно отвергается. К каждому верующему обращено слово: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божья во Христе Иисусе» (Фил. 3:14). Это было устремлением апостола, к этому должны стремиться и мы.

Правильное понимание и должное отношение к Божественному суверенитету будет не задерживать, а способствовать совершенствованию христианского характера. Подобно тому, как утрата грешником всякой надежды помочь себе является главным условием истинного обращения, так и полное неверие в собственные силы является неотъемлемой частью возрастания верующего в благодати. Точно так же, как грешник, отчаявшийся изменить себя, целиком отдается в милосердные руки Бога, так и христианин, осознавший свою слабость, ищет силы у Господа. Только, когда мы немощны, мы сильны (2 Кор. 12:10), то есть прежде, чем мы обратимся к Господу за помощью, мы должны полностью осознать свое бессилие. Пока христианин допускает мысль, что в нем достаточно сил, пока он воображает, что простым усилием он способен побороть искушение, пока он хоть чуть-чуть доверяет плоти, до тех пор мы будем походить на Петра, который хвастал, что даже если все предадут Господа, то он не предаст Его. Мы будем оступаться и падать. Без Христа мы ничего не можем (Иоан. 15:5). В том и состоит Божие обетование, что «Он дает утомленному силу и изнемогшему дарует крепость» (Ис. 40:29).

Данный вопрос имеет огромное практическое значение, и наша цель — изложить его как можно проще и яснее. Секрет совершенствования христианского характера заключается в том, чтобы осознать и признать собственное бессилие, и вследствие этого, обратиться за помощью к Господу. Совершенно очевидно, что сами мы абсолютно не способны исполнить ни одного постановления, ни единой заповеди, которые определены для нас в Писании. Возьмем к примеру повеление «Возлюбите врагов ваших». Сами мы не в силах сделать этого и не можем принудить себя к этому. «Не заботьтесь ни о чем». Кому удается избежать и оставить беспокойства, когда что-нибудь не в порядке? Это лишь несколько взятых наугад примеров из десятков существующих других. Неужели Бог смеется над нами, повелевая делать то, что заведомо знает, мы не в состоянии исполнить? Самый лучший ответ на этот вопрос принадлежит Августину: «Бог

дает нам заповеди, которые мы не можем исполнить, для того, чтобы мы знали, что нам следует у Него просить». Осознание нашего собственного бессилия должно повергнуть нас к ногам Того, у Кого вся сила. И вот тогда приходит на помощь открывающийся взору и сердцу Божественный суверенитет, потому что он являет Его полноту и обнажает наше несовершенство.

2. Божественный суверенитет и христианское служение.

Поскольку Бог еще до основания мира определил точное число тех, кто спасется, то зачем нам заботиться о том, чтобы окружающие нас люди обрели вечную жизнь? Какое место в христианском служении занимает усердие? Разве учение о Божественном суверенитете и ее прямое следствие — предопределение не охладят у служителей Господа ревностного отношения к проповедованию Евангелия? Нет, признание Божественного суверенитета не охладит, а неимоверно вдохновит их. Вот, например, перед нами тот, кто призван быть евангелистом, и он начинает этот труд, будучи убежденным в свободе воли и способности грешника самостоятельно придти ко Христу. Он проповедует Евангелие так преданно и так ревностно, как только он может, но вскоре убеждается, что большинство его слушателей остается совершенно равнодушными, и сердца их не открываются для Христа. Он обнаруживает, что люди, в своем большинстве, полностью поглощены мирскими заботами и мало кого беспокоит грядущий мир. Он умоляет людей примириться с Богом и призывает их на путь спасения души. Но все тщетно. Он впадает в глубокое уныние и задается вопросом: к чему все это? Может ему все бросить, или же лучше несколько изменить направление и суть его деятельности? Если люди глухи к Евангелию, то не прибегнуть ли к тому, что более понятно и приемлемо для мира? Почему не заняться благотворительностью, общественной работой или кампанией за чистоту экологии? Увы! Сколько из тех, кто когда-то проповедовал Евангелие, сменили свой труд именно на такой род занятий.

Что же говорит Бог упавшему духом служителю? Во-первых, ему дано понять из Писания, что Бог сейчас не стремиться обратить в веру весь мир, но что в данный век Он «составляет из язычников народ во имя Свое» (Деян. 15:14). Так что же является Божественным ободрением для Его упавшего духом служителя? Отвечаем: надлежащее понимание Божественного плана для этой диспенсации. Что же является Божественным лекарством от уныния, вызванного явным провалом всех наших усилий? Вот что — уверенность, что Божий замысел не может не осуществиться, что Божий планы не могут рухнуть и Божья воля должна обязательно свершиться. Наши усилия не могут совершить то, чего не предусмотрел Бог. И еще раз, что говорит Бог в ободрение тому, кто глубоко удручен, что не получил ответа на свои призывы и не видит плодов своего труда? Он говорит, что мы не несем ответственности за результаты: это сфера Бога, это дело Бога. Павел может «насадить», и Апполос может «полить», но только Бог «взращивает» (1 Кор. 3:6). Наше дело — быть послушными Христу и просто проповедовать Евангелие всей твари, говоря слова: «Кто будет веровать…», а затем предоставлять Святому Духу Самому воздействовать пробуждающей силой Слова на того, на Кого Он пожелает, будучи уверенными в твердом обетовании Иеговы: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и Слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Иса. 55:10,11). Не в этой ли уверенности находил опору возлюбленный апостол, когда заявлял: «Посему я все терплю ради избранных» (2 Тим. 2:10)! Не этому ли учит нас благословенный пример Иисуса Христа! Он сказал людям: «Вы и видели Меня и не веруете», Он полагался на суверенное соизволение Пославшего Его, утверждая далее: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:36,37). Он знал, что Его труд не будет напрасным. Он знал, что Слово Божие не вернется к Нему «тщетным». Он знал, что «избранные Божие» придут к Нему и уверуют в Него. Такой же уверенностью наполняется душа каждого, кто, разумом и сердцем уповает на святую истину Божественного суверенитета.

О, дорогой христианин-соработник, Бог послал нас не для того, чтобы мы «пускали стрелы наугад». Успех служения, которое Он вверил в наши руки, не зависит от своевольной прихоти тех, кому мы проповедуем. Как чудесно питают и ободряют нашу душу, если только мы полагаемся на них в простоте веры, слова Христа; «Есть у меня и другие овцы, (заметьте, есть, а не будут потому что даны Ему Отцом до основания мира), которые не сего двора, (то есть не из числа тогдашних Иудеев): и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой» (Иоан. 10:16). Не сказано: «Они должны услышать голос Мой», и не «они, возможно, услышат голос Мой», или «они услышат это, если захотят». Никаких «если» или «возможно », ни тени неопределенности во всем этом. «Они услышат голос Мой» — Его личное, твердое, решительное и абсолютное заверение. Вот она, истинная основа для веры. Продолжай, мой друг, созывать «других овец» Христа. Не отчаивайся из-за того, что «козлы» не слышат Его голоса, когда ты проповедуешь Евангелие. Будь преданным, следуй учению, проявляй долготерпение, и Христос использует и тебя в качестве глашатая, чтобы созывать к Себе Своих затерявшихся овец. «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в Господнем, зная, что труд ваш не тщетен, пред Господом» (1 Кор. 15:58).

Нам остается лишь поделиться некоторыми заключительными мыслями, прежде, чем наш радостный труд будет завершен.

Суверенное избрание Богом отдельных личностей для спасения — это акт милосердия. Всяческие злостные обвинения, учения о Предопределении в том, что оно жестоко,

ужасно и несправедливо, отметаются одним исчерпывающим ответом — если бы Бог не избрал некоторых для спасения, то не был бы спасен никто, потому что «Нет разумеющего, никто не ищет Бога» (Римл. 3:11). Это не просто наш вывод, а ясное учение Писания. Внимательно отнеситесь к тому, что говорит апостол в Послании к Римлянам 9, где данная тема получила свое полное истолкование: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется …» И как предсказал Исайя: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом и были бы подобны Гоморре» (Римл. 9:27,29). Несомненно, данный отрывок учит, что если бы не Божественное вмешательство, Израиль стал бы, как Содом и Гоморра. Если бы Бог оставил Израиль, то человеческая греховность прямым путем устремилась бы к своему собственному трагическому концу. Но Бог сохранил Израилю «остаток» или «семя». В древности, города за свой грех подвергались полному уничтожению, и никто в них не оставался в живых, и так было бы с Израилем, если бы Бог не «сохранил» или пощадил остаток. Так же обстоит дело и с родом человеческим. Если бы не суверенная благодать Божия, пощадившая остаток, все потомки Адама погибли бы в своем грехе. Потому и говорим, что суверенное Божие избрание некоторых — это акт милосердия. Заметим, что, предизбрав одних, Бог не нарушил справедливости по отношению к тем, кто оказался обойденным, ибо никто не имел права на спасение. Спасение дается по благодати, а благодать-дело сугубо суверенное-Бог мог бы спасти всех или никого, многих или некоторых, одного или десять тысяч — ровно столько, сколько бы Он счел необходимым. Возможно, возразят: «Но ведь «лучшим» было бы спасти всех. На это ответим: «Не нам судить». Мы могли бы подумать, что было бы «лучше», если Бог вообще не создавал сатану и не позволял греху входить в мир, или, уж коль грех проник, борьба между добром и злом должна быть давно Богом закончена. О! Пути Божий — не наши пути, и Его пути неисповедимы.

Бог предопределил все, что совершается. Его суверенная власть простирается по всей вселенной и под ее контролем

находится все сотворенное Им, «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Римл. 11:36). Бог все основополагает, всем управляет и все содействует Его извечной славе. «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им». А также: «По определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Конечно, нигде так не создается видимость случайности, как при жеребьевке, однако, Божие Слово отчетливо заявляет: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Пр. 16:33)!

Божья мудрость, правящая нашим миром, еще откроется всему разумному творению. Бог-не праздный Наблюдатель с дальних миров, взирающий на все, происходящее на земле, но Он Сам совершает все для конечного утверждения Своей Славы. Также и теперь творит Он Сам и совершает все для конечного утверждения Своей Славы. Также и теперь Он творит Свое предвечное определение, не только не взирая на противодействие человека и сатаны, но используя их. И однажды, с той же наглядной силой, с какой в древности Он уничтожил у Красного моря строптивого фараона с его ордой, Он обнажит всю порочность и тщетность каких бы то ни было попыток воспротивиться Его воле.

Верно сказано: «Цель и вершина всего — Слава Божья». Свята и совершенна истина, что Бог предназначил все для Собственной Славы. Чтобы оградить эту истину от всяческих ошибок, нам необходимо помнить о том, Кто этот Бог и какую славу ищет Он себе. Он — Отец нашего Господа Иисуса Христа, Который не искал Своего, и Который был нам всем слугою. Он Тот, к полноте славы Которого тварь не может ничего прибавить. Он Тот, от Кого нисходит всякий благой и совершенный дар, в Ком нет изменения и ни тени перемен. Творение может дать Ему только то, что и так Ему принадлежит.

«Слава такого Бога заключается в проявлении Его собственной благости, праведности, святости и истины, в том, как Он явил Себя во Христе. Слава этого Бога — это слава, которой неизбежно все служит в похвалу — порочное и злое,

наряду со всем остальным. Он так установил. Его власть является гарантом этому; и когда развеются все облака и снимутся все преграды, тогда Он обретет покой, «покой в любви» навсегда, хотя только вечности будет достаточно, чтобы понять это откровение». (Ф. Грант. «Искупление») Мы должны с сожалением признать, что все, сказанное в этой книге, является неполным и несовершенным изложением этого важного предмета. Тем не менее, если данный труд будет способствовать более ясному пониманию величия Божья и Его суверенной милости, мы будем с избытком вознаграждены. Если читатель получил благословение, читая эти страницы, пусть он непременно воздаст благодарение Даятелю всякого благого и совершенного, приписывая всю славу Его неповторимой и суверенной благодати. «Аллилуя, ибо воцарил Господь Бог Вседержитель» (Откр. 19:6).