10. Божья мудрость и мудрость наша

I

Говоря о присущих Богу свойствах, богословы Реформации обычно подразделяли их на две группы: непередаваемые и передаваемые.

К первой группе они относили такие атрибуты, которые подчеркивали отделенность Бога от человечества, показывали, насколько глубоко Он отличается от нас, Его творений. Обычно к этому разряду относились Божья независимость (самосуществование и самодостаточность); Его неизменность (полная независимость от изменения, которая ведет к полной последовательности и постоянству действий); Его бесконечность (никаких ограничений во времени и пространстве, т.е., Его предвечность и вездесущность); и Его простота (отсутствие конфликтов в Его существе; Он не может быть раздираем противоположными мыслями и страстями). Богословы назвали эти атрибуты непередаваемыми, потому что они присущи только Богу; человек не обладает и не может обладать ни одним из них только потому, что он — человек, а не Бог.

Во второй группе оказались такие свойства, как Божья духовность, свобода и всемогущество вместе с Его нравственными чертами: благостью, истинностью, святостью, праведностью и т.д. Каким принципом классификации руководствовались при этом богословы? А вот каким: сотворив человека, Бог передал ему качества, соответствующие вышеперечисленным. И говоря, что Бог сотворил человека по образу Своему (Быт.1:26-27), Библия имеет в виду именно это — Бог сделал человека свободным духовным существом, наделенным нравственной ответственностью, а также способностью выбирать и действовать, общаться с Самим Богом и отвечать Ему; по природе своей человек был сотворен хорошим, любящим истину, святым, праведным (см. Екк.7:29): одним словом, благочестивым, подобным Богу.

Нравственные качества, присущие Творцу, были утеряны в результате грехопадения; Божий образ искажен во всем человечестве, ибо каждый из нас так или иначе впал в беззаконие. Но Библия сообщает нам, что для исполнения Своего замысла искупления Бог действует в сердцах верующих-христиан и исправляет в них Свой искаженный образ, заново передавая им утерянные качества. Именно на это указывает Писание, говоря, что христиане преображаются в образ Христов (2Кор.3:18) и Божий (Кол.3:10).

К передаваемым качествам богословы относили и мудрость. Бог мудр Сам в Себе и передает мудрость людям.

Библия много говорит о Божьем даре мудрости. Первые девять глав Книги Притчей не что иное, как длинное увещевание стремиться обрести этот дар. «Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум… Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя» (Прит.4:7, 13). «Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей; все ненавидящие меня любят смерть» (Прит.8:34-36).

Мудрость-хозяйка собирает нищих на свой пир: «Кто неразумен, обратись сюда» (Прит.9:4). В этих словах мы видим Божью готовность дать мудрость (изображенную как готовность мудрости отдать себя) всем, кто возжелает этот дар и сделает все, чтобы обрести его. То же мы встречаем и в Новом Завете. От верующих-христиан требуется мудрость («Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые… Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» — Еф.5:15,17; «Со внешними обходитесь благоразумно…» — Кол.4:5). Мы слышим молитвы о том, чтобы верующие обрели мудрость («чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости…» — Кол.1:9). А Иаков убеждает: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога,.. и дастся ему» (Иак.1:5).

Откуда приходит мудрость? Что делать, чтобы обрести этот дар? Согласно Писанию, необходимы два условия. Во-первых, нужно чтить Бога. «Начало мудрости — страх Господень» (Прит.1:7; 15:33). Только научившись благоговению перед Божьей святостью и всемогуществом («Боже великий и страшный» — Неем.1:5; ср. 4:14; 9:32; Втор.7:21; 10:17; Пс.98:3; Иер.20:11), только став смиренными и готовыми учиться, только признав свою ничтожность и несовершенство собственных мыслей, только желая, чтобы разум наш полностью изменился, можем мы принять Божью мудрость. Страшно подумать, что многие христиане проводят всю свою жизнь, цепляясь за свой самодовольный, не смирившийся разум, — а значит, так и не обретают Божью мудрость. Не зря Писание говорит, что «со смиренными мудрость» (Прит.11:2).

И во-вторых, надо научиться принимать слово Божье. Мудрость дается Богом тем, и только тем, кто измеряет свою жизнь Божьим откровением. «3аповедию Своею Ты соделал меня мудрее врагов моих, — провозглашает псалмопевец. — Я стал разумнее всех учителей моих». Почему? — «ибо размышляю об откровениях Твоих» (Пс.118:98-99). Точно так же Павел наставляет колосян: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию» (Кол.3:16). Как же сделать это нам, людям двадцатого столетия? Погружаясь в Писания! Именно Писания, наставлял Павел Тимофея (а ведь он говорил только о Ветхом Завете!), «могут умудрить тебя во спасение» верою во Христа и сделать Божьего человека совершенным «ко всякому доброму делу» (2Тим.3:15-17).

Так же тяжело думать о том, что многие, исповедующие веру во Христа, так никогда и не научаются мудрости — потому что не уделяют достаточно внимания запечатленному слову Божьему. Ежедневные уроки в молитвеннике Кранмера (которого должны придерживаться все прихожане англиканской церкви) в течение года проводят верующего через весь Ветхий Завет и дважды через Новый Завет. Уильям Гаудж, пуританин, читал ежедневно по пятнадцать глав Писания. Архидьякон Т.С.Хэммонд, как правило, читал всю Библию от начала до конца каждые три месяца. А давно ли вы сами читали всю Библию от начала до конца? Уделяете ли вы чтению Библии каждый день хотя бы столько же времени, сколько чтению газет? Как безрассудны многие из нас! — и остаются безрассудными до конца жизни только потому, что не стремятся получить мудрость — Божий дар.

II

Что такое Божий дар мудрости? Как влияет он на человека?

На этот счет очень многие заблуждаются. И наглядный пример покажет нам, как именно это происходит.

Если встать на платформу железнодорожной станции в Йорке, можно наблюдать постоянное движение поездов и локомотивов, которое приведет в восторг всякого любителя железнодорожного транспорта. Но при этом человек лишь очень смутно и приблизительно представляет себе общий план, по которому это движение осуществляется (рабочий план, выраженный в расписании, которое при необходимости модифицируют с точностью до минуты, чтобы оно соответствовало реальному положению дел). Однако, если вы попадете в удивительный мир диспетчерской — вон там, между седьмой и восьмой платформой, — то увидите длиннейшую стену с прикрепленной на ней диаграммой, схемой всех путей на пять миль по обеим сторонам от станции. На ней вы заметите похожие на светлячков сигналы, движущиеся или замершие на месте на различных путях, по которым диспетчер может мгновенно определить, где находится любой поезд или локомотив. Внезапно вы обретаете возможность взглянуть на происходящее глазами того, кто управляет. Схема объяснит вам, почему этот поезд пришлось остановить, а тот перевести на другой путь, а третий отвести на дополнительные рельсы. Все вопросы находят свои ответы, как только взглянешь на общую картину.

Многие ошибочно полагают, что когда Бог наделяет человека мудростью, происходит приблизительно то же самое. Другими словами, что дар мудрости состоит в более глубоком понимании событий, происходящих вокруг нас, а также в способности видеть, почему в каком-то конкретном случае Бог сделал именно то, что сделал, и что Он сделает сейчас. Людям кажется, что если они по-настоящему приблизятся к Богу и Он щедро наделит их мудростью, то они, так сказать, окажутся в диспетчерской: они распознают истинный смысл всего, что с ними произошло, и им всегда будет ясно, каким именно образом Бог устраивает все ко благу. Такие верующие сосредоточенно погружаются в размышления о провидении, раздумывают, почему Бог позволил произойти тому или иному событию; решают, воспринимать ли это как знамение того, что необходимо оставить одно дело и заняться другим; и гадают, какой вывод нужно сделать для себя из происшедшего. И если им это не удается, они винят себя в недостатке духовности.

Христиане, страдающие от депрессии — физической, умственной или духовной (заметьте: это три разные вещи!), — способны довести себя почти до сумасшествия такими вот тщетными размышлениями. Ибо такие мысли действительно тщетны, не сомневайтесь. Конечно, когда Бог указывает нам путь, заставляя применять к нашей жизни Его общие принципы, Он иногда подкрепляет Свою волю неожиданными событиями и «совпадениями», в которых мы видим подтверждение Его намерений. Но попытки читать тайные Божьи замыслы во всяком необычном происшествии — нечто совсем другое. Дар мудрости вовсе не означает такой способности; как раз наоборот, как мы вскоре увидим, он предполагает, что мы к этому неспособны.

III

И вновь мы спрашиваем: что же происходит, когда Бог дает нам мудрость? Что это за дар?

Если привести еще один пример из области транспорта, то это похоже на обучение вождению автомобиля. При вождении важны быстрота и адекватная реакция на происходящее, а также здравомыслие при оценке ситуации. Вы не спрашиваете, почему дорога сужается или вдруг начинает петлять; или почему вон тот фургон стоит там, где он стоит; или почему женщина (или мужчина) в машине перед вами так тесно прижимается к обочине. Вы просто внимательно смотрите и пытаетесь предпринять верное действие в конкретной ситуации. Божья мудрость дает вам и мне именно такую способность в различных ситуациях повседневной жизни.

Чтобы хорошо вести машину, нужно смотреть в оба и замечать все, что происходит вокруг. Чтобы жить мудро, нужно ясно и трезво смотреть на жизнь — до безжалостности трезво — и видеть ее такой, какая она есть. Мудрость не терпит успокаивающих иллюзий, ложных сантиментов и розовых очков. Многие из нас живут, как во сне, витают в облаках и не твердо стоят на земле. Мы никогда не видим мир и нашу жизнь в нем такими, какие они на самом деле. Именно отсутствие реализма, порожденное грехом и глубоко в нас укоренившееся, и есть причина того, что в нас даже в самых здравомыслящих и правоверных — так мало мудрости. Однако в Писании есть книга, которая явно создана для того, чтобы превратить нас в трезво мыслящих людей. Это Книга Екклесиаста. Нам нужно повнимательнее прислушаться к ее словам. Давайте, не медля, откроем ее.

IV

«Екклесиаст» (греческое соответствие древнееврейскому «Qoheleth») означает «проповедник»; книга представляет собой проповедь со своим основным тезисом («суета сует…» 1:2; 12:8), изложением темы (гл.1-10) и применением (гл.11-12:7). Книга автобиографична. Qoheleth называет себя «сыном Давидовым, царем в Иерусалиме» (1:1). Для нас сейчас неважно, был ли проповедником сам Соломон, или, согласно концепции Хенгстенберга и Е.Дж.Янга, автор вложил свои размышления в уста Соломона, используя дидактический прием. По сути своей проповедь является соломоновой в том смысле, что она говорит о таких истинах, которым Соломон имел возможность научиться, как никто другой.

«Суета сует, сказал проповедник, суета сует, — все суета». В каком смысле и зачем проповедник провозглашает эти слова? Может быть, это горькое признание циника, «эгоистичного и жестокосердного старца, как сказал У.Х.Эллиот, который к концу жизни не обнаружил ничего, кроме откровенного разочарования», и теперь сообщает нам, как бессмысленна и несправедлива жизнь? Или с нами говорит благовестник, стараясь объяснить неверующему, что без Бога счастье «под солнцем» невозможно? Ни то, ни другое — хотя второе предположение не так далеко отстоит от истины, как первое.

Автор говорит как умудренный учитель, передающий молодому ученику плоды многолетнего опыта и размышлений (11:9; 12:1,12). Он хочет подвести этого молодого верующего к истинной мудрости и помочь ему избежать ошибки «йоркской диспетчерской». По всей видимости, этот молодой человек (как, впрочем, и многие после него) полагал, что мудрость означает обширные знания и можно стать мудрым, усердно покорпев над книгами (12:12). По его мнению, обретя таким образом мудрость, человек мог определять пути провидения и причины различных Божьих дел в нашей жизни. Проповедник показывает, что настоящая основа мудрости — это осознание того, что пути мира таинственны, что многие события для нас необъяснимы, а большинство из происходящего «под солнцем» не имеет, похоже, никакого признака присутствия разумного, нравственного Бога. Автор проповеди предостерегает от бессмысленного поиска такого понимания: ибо в конце концов этот поиск — если, конечно, он ведется честно и реалистично, должен привести к разочарованию. Можно сформулировать смысл проповеди следующим образом.

Посмотрите (говорит проповедник) на мир, в котором мы живем. Снимите розовые очки, протрите глаза и посмотрите внимательно и пристально. Что вы видите? Вы видите, что жизнь основана на бесцельно сменяющих друг друга циклах природы (1:4-7). Вы видите, что она жестко определяется сроками и обстоятельствами, над которыми мы не властны (3:1-8; 9:11-(2). Вы видите, что ко всякому рано или поздно приходит смерть, и приходит, не принимая во внимание ни заслуг, ни провинностей (7:18; 8:8). Люди умирают, подобно скоту (3:19-21), хорошие люди умирают точно так же, как и плохие, а мудрецы — так же, как глупцы (2:14, 17; 9:2-4). Вы видите безнаказанно разгулявшееся зло (3:16; 4:1; 5:8; 8:11; 9:3); мошенники преуспевают, а добрые люди — нет (8:14). И видя все это, вы осознаете, что Божье управление миром непостижимо; и как бы вам ни хотелось его разгадать, сделать это невозможно (3:11; 7:13-15; 8:17; 11:5). И чем больше вы стараетесь понять Божий замысел в обычном течении жизни, тем больше вас огорчает и пугает видимая бессмысленность всего происходящего, искушение заключить, что жизнь не только кажется, но и воистину бессмысленна, становится все неотвязнее.

Но если мы решим, что в жизни нет никакого смысла, остается ли вообще какая-нибудь «выгода» — ценность, польза, значение, цель — в конструктивных человеческих действиях? (1:3; 2:11,22; 3:9; 5:16). Если жизнь бессмысленна, то она становится никчемной; в таком случае, зачем трудиться и что-то создавать, зачем развивать свое дело, зарабатывать деньги, даже искать мудрости, — ибо совершенно очевидно, что в этом нет никакой пользы (2:15-16,22-23; 5:11). Вам начнут завидовать (4:4); ничего из созданного или заработанного вам с собой не унести (2:18-19; 4:8; 5:15-16); а все, оставшееся после вас, скорее всего, будет разбазарено, как только вас не станет (2:19). Какой же тогда смысл трудиться в поте лица? Разве вся человеческая деятельность не такая же «суета [бессмыслица и разочарование] и томление духа» (1:14)? Нашу работу невозможно обосновать ни ее ценностью самой по себе, ни полезностью для нас с вами. Вот к такому пессимистическому выводу, утверждает проповедник, в конце концов приведут вас оптимистические надежды распознать Божий замысел во всем происходящем (см.1:17-18). И он, конечно, прав. Ибо мир, где мы живем, именно таков, каким проповедник его описывает. Правящий миром Бог скрыт. И очень редко складывается впечатление, что мы живем в мире, управляемом благожелательным Провидением. Редко нам удается увидеть за происходящим какую-то разумную силу. Снова и снова выживает все самое никчемное, а ценное погибает. Давайте трезво смотреть на вещи, говорит проповедник; взгляните фактам прямо в лицо; посмотрите, какова жизнь на самом деле. До тех пор пока вы этого не сделаете, истинной мудрости вам не видать.

В подобном назидании нуждаются многие. Мы не только представляем себе мудрость в виде «йоркской диспетчерской». Более того, нам кажется, что ради Божьей славы (и ради нашей репутации духовных христиан — хотя мы в этом и не признаемся) надо провозгласить, что мы уже находимся в этой диспетчерской и то и дело получаем из первых рук информацию о том, почему и зачем Бог совершает то или иное дело. Это притворство становится частью нашего существа; мы уверены, что Бог дал нам способность понимать, что, как и зачем Он с нами делал и делает; и, конечно, дальше мы тоже сможем сразу же определять причины всего происходящего с нами. И тут вдруг случается что-то тяжелое и совершенно необъяснимое, и бодренькая иллюзия о том, что мы являемся Божьими тайными советниками, рушится. Наше самолюбие уязвлено; Бог, по-видимому, нами пренебрегает. И если в такой момент мы не раскаемся в своих прежних претензиях и не смиримся до конца, то вся наша последующая духовная жизнь серьезно пострадает.

В числе семи смертных грехов, известных людям средневековья, была лень (accidie) — состояние неотступной, безрадостной апатии духа. Сегодня она нередко встречается среди христиан. Ее симптомы — духовная инертность, критически-циничное отношение к церквям и высокомерное презрение к энтузиазму и инициативности других христиан. За таким вот мертвым, мрачным состоянием души кроется уязвленное самолюбие человека, когда-то считавшего себя знатоком Божьих путей провидения, а потом обнаружившего — через горький опыт, — что это не так. Вот что случается, если человек не усваивает слов Екклесиаста. Ибо Бог в Своей мудрости скрыл от нас почти все, что нам хотелось бы знать о Его путях в церквях и в нашей собственной жизни, — и сделал Он это, чтобы смирить нас и научить ходить в вере. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости в чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (11:5).

Но все-таки, что же такое мудрость? Проповедник помог нам увидеть, что мудростью не является; а говорит ли он что-нибудь о том, что она собой представляет? Да, говорит, по крайней мере, в общих чертах. «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» (12:12), верь и повинуйся Ему, почитай Его, поклоняйся Ему, будь смиренным перед Ним, стоя на молитве, никогда не говори более того, что действительно хочешь сказать и за что сможешь потом держать ответ (5:1-7); делай доброе (3:12); помни, что однажды Бог за все с тебя спросит (11:9; 12:14); так что избегай — даже если никто тебя не видит — всего, чего можешь постыдиться, представ пред светом Божьего суда (12:14). Живи в настоящем и наслаждайся жизнью (7:14; 9:7-10; 11:9-10); сегодняшние радости — это Божьи благие дары. И хотя Екклесиаст осуждает легкомыслие (см. 7:4-6), он отнюдь не одобряет той «сверхдуховности», которая слишком горда и «набожна», чтобы смеяться и радоваться. Ищите благодати, чтобы усердно трудиться над тем, к чему вы призваны (9:10), и радуйтесь своей работе в то время, как вы ее выполняете (2:24; 3:12-13; 5:18-20; 8:15). Оставьте Богу знание ее смысла; пусть Он Сам измеряет ее окончательную ценность; ваше дело — воспользоваться всеми предоставленными вам возможностями со всяким здравомыслием и смекалкой, на какие вы способны (11:1-6).

Таков путь мудрости. Несомненно, это только одна сторона жизни в вере. Ибо что скрывается за ней, поддерживает ее? Конечно же, убежденность в том, что неисследимый Бог провидения — это мудрый и милостивый Бог, сотворивший и искупивший мир. Несомненно, что Бог, создавший этот чудный и сложный мир, искупивший Свой народ из египетского плена, а потом искупивший весь мир от греха и сатаны, — Бог этот знает, что делает, и «все делает хорошо», даже если нам и не видна Его рука. Мы можем верить Ему и радоваться в Нем, даже если не различаем Его путей. Ричард Бакстер так выразил путь мудрости, который описал для нас проповедник:

О, пилигрим, вперед шагай

С надеждой и терпеньем

И Богу славу воспевай

В любви и восхищеньи.

Все, что Господь дает, прими,

Прими в смиреньи,

Прими и счастие, и. скорбь

С благодареньем.

V

Вот какова мудрость, которой наделяет нас Бог. И по мере обретения ее нашим глазам все больше приоткрывается мудрость Бога, давшего ее нам. Мы сказали, что мудрость состоит в том, чтобы выбрать наилучший путь для достижения наилучшей цели. Бог дает нам мудрость, чтобы с ее помощью исполнить Свой замысел, замысел полного и совершенного восстановления Своих взаимоотношений с людьми — ведь люди именно для этого и были сотворены. Ибо что есть мудрость, даруемая нам Богом? Как мы видели, это вовсе не знание всего, что знает Бог; это стремление и готовность признать, что Он мудр, прилепиться к Нему и жить для Него в свете Его слова, что бы ни происходило.

Итак, дар Его мудрости приносит нам еще большее смирение, еще большую радость, большее благочестие, большую чувствительность к Его воле; мы еще решительнее творим Его волю и меньше беспокоимся по поводу мрачных и горьких событий, наполняющих жизнь в этом греховном мире (мы не становимся менее чувствительными; подобные события просто меньше сбивают нас с толку). Новый Завет говорит, что плод мудрости — это уподобление Христу: т. е. мир, смирение и любовь (Иак.3:17), а в основании мудрости лежит вера во Христа (1Кор.3:18; 1Тим.3:15), Который сделался для нас проявлением Божьей мудрости (1Кор.1:24, 30). Итак, мудрость, которую Бог даст всякому просящему у Него, — это мудрость, которая привяжет нас к Нему, проявится в духе веры и в жизни верности Богу.

Давайте стремиться к тому, чтобы поиск мудрости в нашей жизни был поиском именно веры и верности; чтобы мы не противились мудрым Божьим замыслам, желая добиться знаний, которые в этом мире нам не даны.