14. Бог — наш Судья

I

Вы верите в Божий суд? Я имею в виду, верите ли вы в Бога, Который является нашим Судьей?

По-видимому, многие из нас в это не верят. Стоит только заговорить о Боге как об Отце, Друге, Помощнике, любящем нас, несмотря на все наши слабости, глупости и грехи, — и лица освещаются улыбками: вы попали на нужную волну. Но заговорите о Боге-Судье, и люди начинают хмуриться и качать головами. Их разум отшатывается от этой мысли. Она кажется им отталкивающей и недостойной.

Но в Библии как раз с особой силой подчеркивается, что Бог действительно наш Судья. Само слово «Судия» по отношению к Нему употребляется очень часто. Когда Бог решил разрушить Содом, город наподобие Лондона, Авраам, ходатайствуя за него, вскричал: «Судия всей земли поступит ли неnравосудно?» (Быт.18:25). Иеффай в завершение своего ультиматума в адрес аммонитского царя и его армии провозгласил: «Я не виновен пред тобою, и ты делаешь мне зло, выступив против меня войною. Господь Судия да будет ныне судьею между сынами Израиля и между Аммонитянами» (Суд.11:27). «Бог есть Судия», — написал псалмопевец (Пс.74:8); «Восстань, Боже, суди землю» (Пс.81:8). В Новом Завете автор Послания к евреям говорит о «Судии всех» Боге (Евр.12:23).

И дело не только в самом этом слове. Мысль о неизбежности Божьего суда сквозит на каждой странице библейской истории. Бог судил Адама и Еву, изгнав их из Эдемского сада и наложив проклятие на их будущую жизнь на земле (Быт.3). Бог судил нечестивый мир во дни Ноя и послал потоп, чтобы уничтожить человечество (Быт.6-8). Бог судил Содом и Гоморру, обрушив на них извержение вулкана (Быт.18-19). Бог судил поработителей Израиля египтян, во исполнение предсказаний (Быт.15:14) поразив их десятью бедствиями (Исх.7-12). Бог судил тех, кто поклонялся золотому тельцу, и Он назначил левитов палачами (Исх.32:26-35). Бог судил Надава и Авиуда за то, что они принесли Ему чуждый огонь (Лев.10:1-2), так же Он наказал Корея, Дафана и Авирона, которых поглотила разверзнувшаяся земля (Чис.16). Бог судил Ахана за святотатство и воровство, стерев его с лица земли вместе с женой (И.Нав.7). Уже после вхождения в Ханаан Бог наказал израильтян за неверность, и их поработили иные народы (Суд.2:11-13; 3:5-7; 4:1-3). Ведь еще до того, как они вошли в землю обетованную, Бог предостерегал их, что в случае беззакония их ожидает изгнание. В конце концов, после многочисленных увещеваний через пророков, Он наказал их, исполнив Свою угрозу: северное царство (Израиль) стало жертвой ассирийского плена; южное царство (Иудея) попало в вавилонское изгнание (4Цар.17; 22:15-17; 23:26-27). В Вавилоне Бог наказал и Навуходоносора, и Валтасара за их непочтение к Себе; первому из них Он дал еще какое-то время, чтобы исправиться, второму — нет (Дан.4,5). И рассказы о суде Божьем мы читаем не только в ветхозаветных повествованиях. В Новом Завете суд Божий обрушивается на иудеев за то, что они отвергли Христа (Мф.21:4344; 1Фес.2:14-16), на Ананию и Сапфиру за ложь пред Богом (Деян.5), на Ирода за его гордыню (Деян.12:21-23), на Елиму за противостояние Евангелию (Деян.13:8-11) и на коринфских христиан, которых поразила болезнь (в некоторых случаях — смертельная) за недостойное отношение к Вечере Господней (1Кор.11:29-32). И это лишь некоторые из многочисленных библейских рассказов о суде и наказании Божьем.

Если от библейской истории перейти к библейскому учению — к закону, к пророкам, к авторам книг мудрости, к словам Христа и Его Апостолов, — то становится очевидным, что в этом учении постоянно присутствует мысль о Божьем суде и наказании. Моисеев закон дан нам от лица Бога, Который Сам, будучи праведным Судьей, не дрогнув, пошлет наказание на нарушителей Его закона. Пророки подхватывают эту мысль; большая часть их пророчеств состоит из объяснений закона и из грозных предупреждений о наказании нечестивцев, не желающих каяться. Они гораздо больше внимания уделяют проповеди суда и наказания, нежели проповеди о Мессии и Его Царстве! В книгах мудрости мы видим сходную точку зрения. Основная незыблемая истина, стоящая за всеми размышлениями о жизненных проблемах в Книгах Иова и Екклесиаста, а также в практических советах Книги Притчей состоит в следующем: «Бог приведет тебя на суд»; «Всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо оно или худо» (Екк.11:9; 12:14).

Те, кто Библию практически не читает, уверенно заявляют, что с началом Нового Завета тема Божьего суда отходит на задний план. Но если рассмотреть Новый Завет, и даже не слишком подробно, можно увидеть, что настойчивые ветхозаветные напоминания о том, что Бог есть Судья, здесь вовсе не исчезают, а скорее, усиливаются. Через весь Новый Завет проходит уверенность в том, что грядет день всеобщего суда, и, следовательно, возникает вопрос: как грешнику примириться с Богом, пока еще есть время? Новый Завет ожидает наступления «судного дня», «дня гнева», «грядущего гнева» и провозглашает Иисуса, Бога Спасителя, и всевышним Судьей. «Судия, [стоящий] у дверей» (Иак.5:9), «Имеющий вскоре судить живых и мертвых» (1Пет.4:5), «праведный Судия», Который даст Павлу венец славы (2Тим.4:8) — это Господь Иисус Христос. «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян.10:42). Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа», — сказал Павел афинянам (Деян.17:31), а римлянам написал: «Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа» (Рим.2:16). Сам Иисус утверждает то же самое: «Отец… весь суд отдал Сыну,.. дал Ему власть производить и суд… Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:22,27-29). Итак, Иисус Нового Завета — Спаситель мира, также и его (мира) Судья.

II

Что же это значит? Что означает утверждение, что Бог есть судья? Здесь стоит рассмотреть по крайней мере четыре момента:

1. Судья это лицо, обладающее властью.

В библейском мире верховным судьей всегда был царь, поскольку у него была высшая власть. Именно поэтому, согласно Библии, Бог является Судьей нашего мира. Мы принадлежим Ему, поскольку Он нас сотворил и как наш Владыка имеет право нами распоряжаться. У Него есть право давать нам законы и воздавать нам согласно тому, насколько мы их соблюдаем или не соблюдаем. В самых современных государствах законодательство и судебный аппарат разделены, чтобы судья не мог сам издавать те законы, по которым судит. Но в древнем мире все было не так, не так это и в наших отношениях с Богом. Для нас Он является и Законодателем, и Судьей.

2. Судья это олицетворение всего справедливого и доброго.

В Библии нет ничего похожего на современное представление о том, что судья должен быть холоден и бесстрастен. Библейский судья должен любить справедливость, действовать праведно и ненавидеть всякое оскорбление, наносимое человеку его ближним. Неправедный судья, которому безразлично, восторжествует добро над злом или нет, с точки зрения Библии выглядит чудовищно. Библия не дает нам повода сомневаться в том, что Бог любит праведность и ненавидит беззаконие, что в Нем в совершенстве воплощается идеал судьи, который олицетворяет собой добро и справедливость.

3. Судья обладает мудростью, чтобы видеть истину.

В библейском мире первой задачей судьи было установить истинность фактов в каждом деле. Никаких судебных комиссий или присяжных заседателей не существовало; на нем одном лежала ответственность за то, чтобы всех расспросить и внимательно все рассмотреть, уличить во лжи и установить, что же на самом деле произошло. Говоря о том, как судит Бог, Библия всегда подчеркивает всеведение и мудрость Того, Кто исследует сердца и видит подлинные факты. От Него ничто не укроется; можно обмануть людей, но Его провести не удастся. Он знает нас и судит за то, какие мы есть на самом деле. Явившись Аврааму в человеческом образе у дубравы в Мамре, Бог дал ему понять, что направляется в Содом посмотреть, какова же на самом деле нравственность его жителей. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет, узнаю» (Быт.18:20-21). Так всегда и бывает: Бог все узнает. Он будет судить по правде — согласно истинным фактам и праведности. Он судит «тайны человеческие», а не только явное. Не зря Павел пишет, что «всем нам должно явиться (т.е., став при этом явными) пред судилище Христово» (2Кор.5:10).

4. Судья лицо, наделенное властью, чтобы привести приговор в исполнение.

Современный судья только произносит приговор; его исполнением занимается другой отдел юридического аппарата. Точно так же дело обстояло и в древнем мире. Но Бог Сам приводит в исполнение Свои приговоры. Он издает законы и судит, Он же и наказывает. В Нем сосредоточены все судебные функции.

III

Из всего сказанного становится ясно, что, провозглашая Бога Судьей, Библия при этом отчасти рассказывает нам о Его характере. Мы видим Его нравственное совершенство, Его праведность и справедливость, Его мудрость, всеведение и всемогущество. Нам также понятно, что сущность Божьей справедливости есть воздаяние, — т.е., люди получают то, что заслужили, — ведь именно в этом и заключаются обязанности судьи. Для Бога естественно воздавать добром за добро и злом за зло. Поэтому, говоря о Судном дне, Новый Завет всегда описывает его как час возмездия. Бог будет судить всех людей, говорится там, «по делам их» (Мф.16:27; Отк.20:12-13). Павел продолжает эту мысль: Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе… Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:6-11). Принцип воздаяния всеобъемлющ: как христиане, так и нехристиане получат «по делам своим». Павел особо обращается к христианам, говоря: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10).

Такое воздаяние является основным и естественным выражением Божьего характера. Бог решил быть Судьей каждого человека и воздать каждому по его делам. Воздаяние это неизбежный нравственный закон творения; и Богом предусмотрено, что каждый рано или поздно получит то, что заслужил — если не сейчас, то после. Это один из основных законов жизни. И мы, сотворенные по образу Божьему, в глубине своих сердец знаем, что это справедливо. Так и должно быть. Часто мы жалуемся, как пожаловался как-то один гангстер (хотя основания для его ареста были вполне убедительными): «Нет в жизни справедливости!» В нашем сознании временами появляются мысли, близкие словам псалмопевца, видевшего, как невинные становились жертвами нечестивых, которые в свою очередь «с прочими людьми не подвергаются ударам», а напротив процветают и благоденствуют (Пс.72). Но характер Бога — залог того, что однажды вся несправедливость будет исправлена. Когда настанет «день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5), наступит время подлинного воздаяния и нас больше не будет преследовать мысль о вселенской несправедливости. Бог есть Судья, так что справедливость восторжествует.

Почему же люди противятся мысли о том, что Бог наш Судья? Почему они чувствуют себя перед Ним недостойными? Дело в том, что совершенство Божьего суда это часть нравственного совершенства Бога. Разве можно было бы назвать благим и прекрасным такого Бога, Которому не было бы дела до разницы между добром и злом? Можно ли было бы возносить хвалу нравственному совершенству такого Бога, Который не делал бы никакого различия между историческими бестиями, гитлерами и сталиными (если нам позволено упомянуть имена), и Своими собственными святыми? Нравственное безразличие — совсем не совершенство, но недостаток. И воздержаться от суда над миром означало бы проявить нравственное безразличие. Убедительное доказательство, что Бог — совершенная нравственная Личность, небезразличная к вопросам добра и зла, заключается в том, что Он решил Сам судить мир.

Понятно, что неизбежность грядущего Божьего суда должна воздействовать на наши жизненные воззрения. Осознав, что нас ждет возмездие, мы будем жить не так, как жили бы, если бы никакого возмездия не было. Необходимо подчеркнуть, что нельзя воспринимать учение о Божьем суде и особенно о Судном дне только как некое пугало для устрашения людей, чтобы они придерживались хотя бы внешней, общепринятой «праведности». Конечно, в отношении нечестивцев это учение действительно содержит в себе устрашающие моменты. Но его основная цель — раскрыть для нас нравственный характер Бога и придать нравственный смысл человеческой жизни. Как писал об этом Леон Моррис, «учение о последнем суде… подчеркивает ответственность человека и неизбежность торжества справедливости над всеми злодеяниями, которые встречаются в теперешней жизни. Ответственность придает достоинство самому смиренному поступку, вера в торжество справедливости приносит спокойствие и уверенность тем, кто находится в самой гуще сражения. Это учение дает жизни смысл… Христианское воззрение на Божий суд означает, что история движется не бесцельно… Учение о суде говорит о торжестве Бога и добра. Немыслимо, чтобы нынешняя борьба добра и зла продолжалась вечно. Учение о суде означает, что зло будет уничтожено — властно, решительно и навсегда. Учение о суде означает, что в конце концов Божья воля полностью исполнится»[13].

IV

Не все осознают, что, согласно Новому Завету, основная власть на Страшном суде, точно так же, как на небесах и в аду, принадлежит Господу Иисусу Христу. Не зря во время англиканской службы погребения священник в одном предложении называет Иисуса «святым и милостивым Спасителем, всевышним предвечным Судией». Ведь Иисус постоянно напоминал, что в тот день, когда люди явятся пред престолом Божьим, чтобы получить вечное воздаяние за прожитую жизнь, Он Сам будет судить всех от имени Отца, и за Ним останется решающее слово, будь то слово принятия или отвержения (см. Мф.7:13-27; 10:26-33; 12:36-37; 13:24-49; 22:1-14; 24:36-25:46; Лк.13:2330; 16:19-31; Ин.5:22-29).

Самое четкое описание Иисуса как Судьи мы находим в Евангелии от Матфея 25:31-46: «Сын Человеческий… сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других… Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство…» Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный…». Самое ясное описание исключительного права Иисуса на суд содержится в Евангелии от Иоанна 5:22-29: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца… Отец… дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий [Которому было обещано владычество вместе с правом судить — Дан.7:13-14]… Наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Бог Сам отдал суд Иисусу и укрыться от Него нельзя. Он стоит в конце пути каждого из нас без исключения. «Приготовься к сретению Бога своего!» — провозгласил пророк Израилю (Ам.4:12); «приготовьтесь к встрече с воскресшим Христом!» (см. Деян.17:31) — таков призыв, обращенный к сегодняшнему миру. И можно быть уверенными, что Тот, Кто есть истинный Бог и совершенный Человек, будет абсолютно справедливым Судьей.

V

Итак, на Страшном суде каждому воздастся по делам его — то есть, согласно тому, что мы делали в течение своей жизни. Значимость наших «дел» состоит не в том, что они заслуживают какой -то награды от Судьи — для этого они слишком далеки от совершенства, — но в том, что они выражают состояние нашего сердца, то есть, другими словами, подлинную сущность каждого из нас. Иисус сказал однажды: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12:36-37). Чем же так важны произносимые нами слова (каждое из которых рассматривается как «дело»)? А вот чем: слова показывают, какие мы внутри. Иисус как раз на этом сделал ударение: «Дерево познается по плоду… Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (ст.33-34). Точно так же, в притче об овцах и козлах речь идет о том, позаботились мы о нуждах братьев-христиан или нет. Почему это так важно? Не потому, что одни поступки заслуживают награды, а другие нет, а потому, что по нашим делам можно судить, живет ли в нас любовь к Христу, любовь, вырастающая из живущей в сердце веры (см. Мф.25:34-46).

Как только мы осознаем, что в Судный день творимые нами дела будут показателем нашего духовного состояния, нам будет ясен ответ на вопрос, который многих озадачивает. Вопрос вот в чем. Иисус сказал: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). А Павел говорит: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле» (2Кор.5:10). Как совместить эти два высказывания? Как прощение и оправдание, получаемые даром, сочетаются с тем, что каждого будут судить по делам его? Мы можем ответить так. Во-первых, дар оправдания несомненно защищает верующих от осуждения и изгнания от лица Божьего как грешников. Это можно понять из видения Книги Откровения 20:11-15, там вместе с «книгами», где записаны дела всех людей, открывается «книга жизни», и тех, кто в ней записан, не бросают в «озеро огненное», куда повергаются все остальные люди. Но, во-вторых, дар оправдания совсем не защищает верующих от оценки их как христиан. И если окажется, что какой-нибудь христианин вел себя распущенно, занимался мошенничеством и оказывал пагубное влияние на окружающих, то он лишится всех благ, которые получат другие. Это вытекает из призыва Павла к коринфянам — внимательно смотреть за тем, какую жизнь они строят на Христе — нашем общем основании: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается… У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот получит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:12-15). «Награда» и «урон» означают обогащенные или обедненные взаимоотношения с Богом, хотя сейчас нам не дано знать, в чем именно это будет выражаться.

На Страшном суде будут приниматься во внимание также и наши познания. Каждому человеку известна хоть какая-то доля Божьей воли через общее откровение, даже если он ничего не знает о законе и Евангелии. Все виновны пред Господом, что не придерживались даже того, что им было известно. Но наказание определяется именно мерой познания (см. Рим.2:12 и ср. с Лк.12:47-48). Здесь действует принцип: «От всякого, кому дано много, много и потребуется» (ст.48). Справедливость его очевидна. И в каждом случае Судья всей земли рассудит по правде.

VI

Тот неизбежный день, когда мы предстанем пред судилищем Христовым, Павел называет «страхом Господним» (2Кор.5:11) — и не напрасно. Господь Иисус, как и Его Отец, чист и свят; о нас же ни того, ни другого не скажешь. Мы живем под Его взором, Ему известны наши тайны, и в последний день вся видеопленка нашей жизни заново пройдет перед Его глазами. Если мы хоть сколько-нибудь знаем самих себя, то нам понятно, что мы недостойны стоять перед Ним. Что же теперь делать? Новый Завет отвечает: взовите к грядущему Судье и просите Его сегодня стать вашим Спасителем. Будучи Судьей, Он вершит закон, но как Спаситель Он несет благовестие. Убегите от Него сегодня, и потом вы встретите Его как Судью — и не будет уже никакой надежды. Взыщите Его сейчас, и найдете Его (ибо «всякий ищущий находит»), и обнаружите, что ожидаете грядущей встречи с радостью, зная, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим.8:1). Поэтому

Час придет, и навсегда

Я сомкну глаза свои,

Дух предстанет мой тогда

Пред престолом Судии.

Боже, Ты скала моя!

Я молю: спаси меня!