20. Ты ведешь нас

I

Для многих христиан Божье водительство представляет собой неразрешимую проблему. Почему? Не потому, что они сомневаются в Его водительстве, а потому, что они в нем уверены. Они знают, что Бог может и обещал вести каждого верующего-христианина. Книги, друзья и проповедники рассказывают им, как Бог вел других людей. Поэтому они страшатся не того, что Бог откажется вести их самих, но того, что они, по своей собственной вине, каким-то образом упускают Его водительство.

Ты веди меня, о Сущий,

По земле бесплодной сей.

Тех, кто гибнет, Всемогущий,

Поддержи рукой Своей.

Хлеб небесный!

Пищей будь вовек моей!

Когда они поют это, то не сомневаются, что Бог способен указывать нам путь и давать все необходимое на этом пути. Но они продолжают беспокоиться, потому что не уверены в собственной чувствительности к Божьему водительству.

Однако даже до такого понимания добрались не все. В наше время, как уже не раз говорилось, познание Бога притупилось — даже, пожалуй, превратилось в неведение о Боге — в результате искажения наших мыслей о Боге. К сожалению, реальность Божьего правления, Божьих слов, Божьей независимости, Божьей нравственной благости, даже Божьей личности ставилась под сомнение не только вне Церкви, но и в ней самой. Поэтому для многих теперь трудно поверить, что Божье водительство вообще может существовать. Да и как оно может существовать, если Бог совсем не такое существо, которое могло бы, или желало, указывать людям путь? А ведь именно такой вывод напрашивается из современных настроений. Поэтому небесполезно вспомнить некоторые основные истины, которые даны в учении о Божьем водительстве.

II

Вера в реальность Божьего водительства покоится на двух основных положениях: во-первых, Божий план для нашей жизни действительно существует; во-вторых, Бог способен с нами общаться. И о том, и о другом Библия говорит довольно много.

Существует ли у Бога план для каждого человека? Да, существует. У Него есть «предвечное определение» (буквально «план на все времена»), «устроение полноты времени», согласно которому Он совершает все «по изволению воли Своей» (Еф.3:10; 1:10-11). У Него был замысел искупления Своего народа из египетского плена, и Он вел израильтян через море и пустыню, пребывая с ними в виде облачного столпа днем и огненного ночью. У Него был план возвращения Своего народа из вавилонского пленения, и Он посадил царя Кира на престол и «возбудил его дух» (Езд.1:1), чтобы послать иудеев домой и помочь им построить свой храм. У Него был план для Иисуса (см. Лк.18:31,22-24 и т.д.). Все дело Иисуса на земле состояло в том, чтобы творить волю Отца (Ин.4:34; Евр.10:7,9). У Бога был план для Павла (см. Деян.21:14; 22:14; 26:16-19; 1Тим.1:16). В пяти из своих посланий Павел провозглашает себя Апостолом «по воле Божьей». У Бога есть план для каждого из Его детей.

Но может ли Бог сообщить нам Свой план? Да, может. Как человек способен к общению, так и его Творец — это Бог общающийся. Он сообщал Свою волю ветхозаветным пророкам и провозглашал ее через них. Он указывал путь Иисусу и Павлу. В Деяниях приведены несколько случаев подробных указаний свыше (Филипп был послан в пустыню, чтобы познакомиться там с евнухом-эфиопом — 8:26,29; Петру было велено принять приглашение Корнилия — 10:19-20; церковь в Антиохии получила указание послать Павла и Варнаву на миссионерское служение — 13:2; Павла и Силу Бог призвал отправиться в Европу — 16:6-10; Павел получил наставления продолжать свое коринфское служение — 18:9-10). И хотя Божье водительство через сны, видения и непосредственные словесные указания, скорее, исключения, нежели обычные явления даже для Апостолов и их современников, тем не менее, все эти события показывают, что Богу совсем не трудно сообщить Свою волю Своим слугам.

Более того, в Писании содержатся прямые и четкие обетования Божьего водительства, по которому мы узнаем Божий план для наших действий: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою», — сказал Бог Давиду (Пс.31:8). Исаия 58:11 убеждает, что если народ покается и послушается Бога, то «будет Господь вождем твоим всегда». Божье водительство — главная тема Псалма 24, где мы читаем: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим… Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать» (ст. 8,9,12). В Прит.3:6 говорится «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».

В Новом Завете мы видим то же самое ожидание Божьего водительства. В молитве Павла о том, чтобы колоссяне «исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном», и в молитве Епафраса о том, чтобы они «пребыли совершенны и исполнены во всем, что угодно Богу» (Кол.1:9; 4:12), совершенно явно видно, что Бог хочет и может сообщить Свою волю людям. В Писании «мудрость» всегда означает знание угодного Богу образа действий, который обеспечивает вечную жизнь, поэтому обещание Иак.1:5 — «если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему» — это очевидное обещание Божьего водительства. «Преобразуйтесь обновлением ума вашего», — советует Павел, — и тогда познаете, «что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).

Можно отметить и другие аспекты библейской истины для подкрепления уверенности в том, что Бог укажет нам путь. Во-первых, христиане — это Божьи дети; и если даже земные родители наставляют своих детей на верный путь, чтобы их незнание и неумение не привели к опасности, то не нужно сомневаться, что в Божьей семье происходит то же самое. «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7:11).

Далее, Писание есть Слово Божье, «полезное для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17). «Научение» это всестороннее наставление в доктрине и этике, в работе и воле Божьей. «Обличение», «исправление» и «наставление в праведности» означают применение этого «научения» к нашей беспорядочной жизни. А «готовность ко всякому доброму делу» — то есть, жизнь, поставленная на путь Божий, — это обещанный результат.

К тому же у христиан есть Наставник — живущий в них Святой Дух. «Вы имеете помазание от Святого,.. помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает,.. самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно…» (1Ин.2:20,27). Сомневаться в действенности Его водительства — значит сомневаться в том, что Святой Дух ревностно относится к Своему служению. Обратите внимание: в Деян.8:29; 10:19; 16:6 и особенно в постановлении иерусалимского совета — «угодно Святому Духу и нам» (15:28) водительство прямо приписывается Святому Духу.

К тому же, Бог желает Своей славы в нашей жизни, а прославляется Он в нашей жизни только тогда, когда мы послушны Его воле. Следовательно, для достижения Своей цели Он должен быть готов научить нас Своим путям, чтобы мы могли идти ими. Уверенность в Божьей готовности научить всякого, кто хочет Ему повиноваться, пронизывает весь Псалом 118. В Пс.23:3 Давид провозглашает, что Бог действительно указывает нам путь ради Своей славы — «направляет меня на стези правды ради имени Своего».

Нам нужно идти дальше; но мы достаточно ясно выразили эту мысль. Невозможно сомневаться в том, что Божье водительство действительно существует, что оно предназначено для всех Божьих детей и обещано им. Христиане, которые его не получают, тем самым показывают, что не искали его как следует. Поэтому необходимо задуматься, насколько чувствительны мы сами к Божьему водительству, и научиться его искать.

III

Ревностные христиане часто ошибаются в поисках Божьего руководства. Почему? Нередко это происходит потому, что их понятия о природе и методах Божьего руководства сильно искажены. Они ищут чего-то неуловимого, неопределенного и упускают то, что уже находится у них под рукой, тем самым открывая путь различного рода заблуждениям. Их основная ошибка состоит в том, что Божье водительство представляется им, в основном, в виде внутреннего голоса Святого Духа, отдельного от запечатленного Слова. Эта мысль, старая как лжепророки, и новая, как «Оксфордская группа» или «Нравственное перевооружение», — как раз та почва, на которой так обильно вырастают различные формы фанатизма и безрассудства.

Как же мыслящие христиане впадают в такую ошибку? По всей видимости, происходит вот что. Они слышат фразу «Божье водительство» и тут же вспоминают об определенной категории «проблем водительства», о которых они, наверное, немало читали в книгах и слышали в свидетельствах. Это род проблем, связанных с тем, что можно назвать «выбором деятельности» — выбором между различными возможностями, и все эти возможности сами по себе кажутся вполне законными и благими. Например, следует мне жениться или нет? выйти ли мне замуж за этого человека или нет? стоит ли мне иметь еще одного ребенка? стать мне членом этой церкви или какой-то другой? служить мне Богу на родине или в какой-то другой стране? какую профессию мне выбрать? на какую работу устроиться? должен ли я оставаться на своей нынешней работе? сколько денег, времени и энергии я должен отдать тому или иному человеку или делу? чему я должен прежде всего посвятить время своего добровольного служения? — и так далее. Поскольку такие вещи решительно определяют курс нашей жизни и приносят нам либо много радости, либо много печали, естественно, мы немало о них думаем, да и должны думать. Однако чего мы делать не должны, так это думать, что все проблемы водительства сводятся к этому единственному типу. Видимо, именно здесь корень ошибки.

Говоря о Божьем руководстве в вопросах «выбора деятельности», нужно отметить две особенности. Обе они определяются характером самой ситуации. Во-первых, эти проблемы невозможно разрешить прямым применением библейского учения. Писание поможет только определить границы возможного, из которого и нужно будет выбирать (Например, ни в одном месте Библии автор этой книги не нашел бы прямого указания сделать предложение той женщине, которая теперь является его женой, или стать рукоположенным священником, или начать свое служение в Англии, или купить себе огромную, старую машину). Во-вторых, поскольку Писание не может непосредственно решить проблему выбора того или иного человека, то особую важность приобретают здесь внутреннее решение и склонность, подсказанные Богом. Именно с их помощью человек решает посвятить себя этому, а не иному делу, и именно размышляя о них, человек обретает душевный покой. Основа ошибки, которую мы пытаемся определить, состоит в предположении, что, во-первых, всем проблемам Божьего водительства присущи эти две черты и, во-вторых, именно такого руководства нужно искать во всех сферах жизни.

Последствия этой ошибки среди ревностных христиан бывали как комичными, так и трагическими. Идея о такой жизни, где все решает и всем управляет внутренний голос Духа, весьма привлекательна, поскольку создается впечатление, что таким образом возвышается служение Святого Духа и гарантируется наибольшая близость к Богу. Однако на практике эта погоня за сверхдуховностью ведет только к лихорадочной сумятице и умопомрачению. Ханна Уайталл Смит (миссис Р. Персалл Смит) проницательная, здравомыслящая женщина из общины квакеров, увидела опасность этой идеи и написала об этом в своих «бумагах фанатизма» (опубликованных посмертно Рэем Стрэчи, сначала под названием «Религиозный фанатизм» [1928], а потом под названием «Групповые движения прошлых лет и эксперименты по Божьему водительству» [1934]). Там она рассказывает о женщине, которая каждое утро, проснувшись и посвятив день Господу, «спрашивала Его, вставать ей сегодня или нет» и не шевелилась до тех пор, пока «голос» не велел ей одеваться. «Одеваясь, она спрашивала Господа, что ей надеть, и частенько Господь велел ей надеть правый башмак, но не надевать левый; иногда ей надо было надеть оба чулка, но оставаться без башмаков, а иногда обе туфли, но без чулок. То же самое происходило со всей одеждой. Там же описана женщина-инвалид; однажды, когда к ней в комнату зашла хозяйка квартиры и, выйдя, случайно оставила на комоде деньги, она «почувствовала, что… Господь велел взять эти деньги, чтобы наглядно показать истинность слов «ибо все ваше» (1Кор.3:22) — так она и сделала, спрятала деньги под подушку, начала увиливать и изворачиваться, когда хозяйка вернулась за деньгами, и в конце концов, ее выдворили из квартиры за воровство. Здесь же мы знакомимся с «тихой утонченной женщиной гораздо старше среднего возраста», которая объясняла, что «иногда для того, чтобы помочь подругам принять крещение Святым Духом, она явственно чувствовала, что Господь велел им лечь к ней в постель, спина к спине, без ночных рубашек»[32]. Эти жалкие рассказы, к сожалению, описывают то, что обычно происходит с людьми, неверно понимающими суть Божьего руководства.

Такие люди не понимают, что основной способ, которым Творец указывает путь Своим разумным созданиям — это разумное понимание и применение Его запечатленного Слова. Этот способ руководства является основным, потому что он ограничивает сферу применения водительства «выбора»; а также потому, что только научившись прислушиваться к руководству Слова, а, значит, овладев основами христианской жизни, можно различить водительство «выбора», когда наступает его время. Безответственно принимая свои неразумные и безнравственные импульсы за голос Святого Духа, подруги миссис Смит забывали, что приличная, скромная одежда, уважение к чужой собственности и понимание того, что чувственность далека от духовности, уже входят в число требований Писания (1Тим.2:9; 1Пет.4:15; Еф.4:19-22). Мы будем истинно чтить Святого Духа, если научимся чтить Священное Писание, через которое Он указывает нам путь. Главное руководство, с помощью которого Бог направляет и определяет нашу жизнь — вкладывая в нас основополагающие убеждения, принципы, идеалы и ценности, согласно которым мы и должны жить, — совсем не внутренние импульсы, оторванные от Слова. Основное руководство от Бога — это воздействие на нашу совесть Божьего характера и воли, запечатленные в Его Слове, и Дух Святой помогает нам понять это воздействие и применить его к самим себе.

Следовательно, Бог указывает нам путь, в основном раскрывая для нас положительные идеалы как руководство для жизни. «Будьте такими, каким был Иисус»; «стремитесь к этой добродетели, и к этой, и вот к этой, и пусть эти добродетели полностью проявятся в вашей жизни»; «осознайте свою ответственность — мужья по отношению к женам, жены по отношению к мужьям, родители по отношению к детям, а все вы — по отношению к собратьям-христианам и другим людям; знайте свои обязанности и старайтесь их исполнять» — именно таким образом Бог ведет нас словом Библии. И любой человек, начавший изучать Псалмы, Книгу Притчей, пророков, Нагорную проповедь и этические наставления Посланий, вскоре это увидит. «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс.33:15; 36:27) — вот путь, по которому неуклонно ведет нас Библия, и все ее увещевания стремятся удержать нас на этом пути. Кстати, слова из Послания к Римлянам 8:14 о том, что мы «ведомы духом», относятся совсем не к внутренним «голосам» или чему-то подобному, а к умерщвлению известного нам греха и к жизни по духу, а не по плоти!

Только в рамках такого руководства Бог внутренне подсказывает нам решения по поводу «выбора деятельности». Так что пока существует седьмая заповедь и 1Кор.7:39, не ждите, что Бог побудит вас выйти замуж за неверующего или сбежать с женатым человеком! Автору этой книги приходилось слышать, как оба этих поступка пытались оправдать Божьим руководством. Несомненно, в обоих случаях в людях говорили внутренние импульсы, но так же несомненно они исходили отнюдь не от Святого Духа, поскольку противоречили Слову. Дух ведет нас в пределах, обозначенных Словом, и за эти пределы не выходит. «Он направляет меня на стези праведности» — и только туда.

IV

Однако, даже обладая верными понятиями о Божьем руководстве, все-таки очень легко ошибиться, особенно в вопросах «выбора деятельности». Никакая другая сфера жизни не обнаруживает так явно слабость человеческого естества — даже возрожденного человеческого естества. В этих случаях Бог направляет сначала наш разум, а потом и все наше существо на тот путь, который Он выделил из всех возможных как наилучший и наиболее подходящий для нас самих, для Его славы и для блага тех, кто нас окружает. Но случается, что мы подавляем Духа и наше поведение препятствует Божьему руководству. Полезно будет перечислить некоторые из существующих опасностей.

Во-первых, нежелание думать. Это ложная набожность сверхмистического очень нездорового и пагубного сорта. Она полагается на внутренние импульсы, не имеющие под собой никакой рациональной основы, и отказывается прислушаться к постоянному библейскому призыву «посмотреть, рассудить». Бог создал нас мыслящими существами и управляет нашим разумом, когда мы в Его присутствии что-то обдумываем — и никак иначе. «О, если б они рассудили, подумали о сем,.. уразумели…» (Втор.32:29).

Во-вторых, нежелание посмотреть вперед и взвесить долговременные последствия альтернативных поступков.

Способность предусмотрительно обдумать возможные последствия — тоже часть Божьего руководства. Часто мы можем увидеть, какое решение действительно верное и мудрое (а какое — ошибочное и глупое), только взглянув на вещи в их долговременной перспективе. «О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет

В-третьих, нежелание прислушиваться к советам. Писание подчеркивает, насколько это необходимо. «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Прит.12:15). Если человек, принимающий важные решения, пренебрегает советом, он проявляет признаки самодовольства и незрелости. Всегда найдутся люди, гораздо лучше нас знающие Писание, человеческую натуру и наши собственные способности и недостатки; пусть даже мы и не примем их совета полностью, но если мы тщательно взвесим их слова, это будет нам только во благо.

В-четвертых, нежелание оценивать самих себя. Нам неприятен трезвый взгляд. на самих себя, и мы не очень-то хорошо себя знаем. В других людях мы ясно распознаем излишний прагматизм, но весьма успешно не замечаем его в самих себе. Необходимо научиться распознавать и разоблачать так называемые «чувства», основанные на желании польстить себе, убежать от реальности, позволить себе что-то лишнее или возвеличиться в своих глазах; нельзя принимать их за Божье руководство. Особенно если речь идет о сексуальных или сексуально-обусловленных ощущениях. Как написал один богослов-биолог:

«Радость и общее ощущение благополучия, которые часто (но не всегда) сопровождают чувство влюбленности, легко могут заглушить голос совести и помешать критическому мышлению. Как часто люди утверждают, что чувствуют «Божью руку» В своем решении жениться или выйти замуж (и они, наверное, добавят, что «Господь так ясно это показал»), когда на самом деле они испытывают особое, новое состояние эндокринного равновесия, которое и вызывает у них ощущение полной жизнерадостности и счастья»[33].

Нужно спросить себя, почему нам кажется, что верен именно этот путь, и заставить себя изложить все доводы. Весьма мудро будет рассказать обо всем человеку, которому мы доверяем, и попросить его оценить наши доводы. К тому же нужно продолжать молиться: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:23-24). Недоверия к себе никогда не бывает слишком много.

В-пятых, нежелание отбросить личный магнетизм. Если человек по-настоящему не осознал гордыню и самообман в самом себе, ему не всегда удастся различить их и в других людях. Из-за этого неумения случается, что люди с благими намерениями, но склонностью к драматизированию (и при этом заблуждающиеся) весьма сильно завладевают умами и совестью других; эти другие подпадают под их очарование и отказываются судить их по обычным меркам. И даже когда талантливый и обаятельный человек осознает эту опасность и старается ее избежать, ему не всегда удается убедить христиан, что не нужно относиться к нему, как к ангелу или пророку, не нужно принимать каждое его слово как Божье указание и слепо следовать за ним. Это совсем не Божье водительство. Выдающиеся люди, действительно, не всегда ошибаются, но они не всегда и правы! Их самих и их взгляды надо уважать, но нельзя превращать их в идолов. «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес.5:21).

В-шестых, нежелание ждать. «Уповайте на Господа. ожидайте Его», постоянно увещевают нас Псалмы, и это очень нужное напоминание, поскольку Бог нередко заставляет нас ждать. Он совсем не так торопится, как мы. Он не проливает на будущее больше света, чем это необходимо для сегодняшнего решения и указывает нам не весь путь сразу, а раскрывает его шаг за шагом. Если вас мучают сомнения, ничего не предпринимайте, но продолжайте ожидать Бога. Когда настанет время действия, придет и свет.

V

Из всего сказанного не следует, однако, что признаком верно услышанного руководства будет гладкая и безоблачная жизнь. Здесь еще один источник глубокого недоумения для христиан. Они искали водительства и считают, что получили его. Они отправляются в путь по той дороге, которую, по всей видимости, указал им Господь. И в результате они натыкаются на целый урожай новых проблем, которые не возникли бы, поступи они иначе: одиночество, критика, предательство друзей, самые различные практические неприятности. Эти люди тут же начинают беспокоиться. Они вспоминают пророка Иону: Бог повелел ему идти на восток и пророчествовать в Ниневии, а он вместо этого вскочил на корабль, отправлявшийся на север, в Фарсис, «чтобы бежать от лица Господня» (Ион.1:3). В пути его застигла буря, его унизили перед неверующими, выбросили за борт, в море, где его и проглотила огромная рыба — и все это, чтобы привести его в чувство. Значит ли это, что все эти неприятности, которые с ними происходят (спрашивают они себя), — это знак от Бога о том, что они, как Иона, ослушались и идут по тропе своеволия, а не по Божьему пути?

Может, это и так, и мудрый человек не преминет воспользоваться случаем и тщательно проверить изначально полученное им руководство. Неприятности всегда нужно рассматривать, как призыв проверить свои пути. И все-таки они совсем не означают, что вы не туда идете, ибо Библия учит, что «много скорбей у праведного», и, в частности, что следование Божьим наставлениям часто приводит к скорбям и печалям, которых иначе могло бы не быть. Примеров тому множество. Бог указывал Израилю путь с помощью огненного и облачного столпа, шедшего впереди (Исх.13:21-22); однако следуя за Ним, израильтяне пережили захватывающий и изматывающий до нервного потрясения переход через Чермное море, долгие дни без воды и мяса в «великой и страшной пустыне» (Втор.1:19; ср. 31-33), кровавые битвы с Амаликом, Сигоном и Огом (Исх.17:8; Чис.21:21-23; 32-34). И мы можем понять, если не извинить, их постоянные жалобы (Исх.14:10-12; 16:3; Чис.11:4-6; 14:35; 20:3-5; 21:5-7). Учеников Иисуса дважды заставала буря, в то время как они пересекали Галилейское море (Мк.4:37; 6:48). И оба раза они оказывались там именно по повелению Самого Иисуса (4:35; 6:45). Апостол Павел отправился в Грецию, «заключив» из своего видения о македонянине, что «призывал нас Господь благовествовать там» (Деян.16:10); прошло совсем немного времени, и он очутился в тюрьме в Филиппах. Далее он «положил в духе… идти в Иерусалим» (19:21) и сказал ефесским старейшинам, которых повстречал по пути: «Вот, Я ныне по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (20:22-23). Так оно и оказалось: последовав Божьему руководству, Павел обрел великие скорби.

И это еще не все. Для заключительного примера и доказательства истины, что следование Божьему водительству приносит скорби и тяготы, взгляните на жизнь Самого Господа Иисуса. Никакая другая человеческая жизнь не была настолько полностью ведома Богом, и ни к какому другому человеку не подходило так имя «мужа скорбей», как к Иисусу. Божье руководство отделило Иисуса от Его семьи и соотечественников, заставило Его вступить в конфликт с гражданскими и религиозными властями и, наконец, привело к предательству, аресту и крестной смерти. Чего еще должны ожидать христиане, если они пребывают в воле Божьей? «Ученик не выше учителя, И слуга не выше господина своего… Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф.10:24-25).

По всем человеческим меркам крест был бесполезной тратой молодой жизни, пророческой влиятельности, лидерского потенциала. Тайна его (креста) значения и победы известна нам только со слов Самого Бога. Точно так же и жизнь христианина, ведомого Богом, может показаться пустой тратой времени и сил. Например, Павел целые годы провел в заключении после того, как последовал Божьему указанию и пошел в Иерусалим; а ведь за это время он мог бы успешно евангелизировать Европу. К тому же, Бог не всегда сообщает нам, почему и для чего все эти беды и потери, которые мы испытываем, почему они являются неотъемлемой частью жизни, ведомой Богом.

Эту истину поразительно ярко иллюстрирует пример из жизни Элизабет Эллиот, вдовы и биографа своего убитого мужа-миссионера. Уверенная в Божьем водительстве, она отправилась к одному из эквадорских племен, чтобы придать их языку письменную форму и затем перевести на этот язык Библию. Единственным человеком, который мог ей в этом помочь, был христианин, говоривший на испанском языке и живший в племени; но не прошло и месяца, как его убили во время какого-то спора. Она продолжала работу буквально без всякой помощи в течение еще восьми месяцев. Затем она перешла к другой деятельности, оставив папку с лингвистическими материалами своим друзьям, чтобы они продолжили начатую работу. Через две недели она узнала, что папку украли. Копии не было, вся ее работа оказалась напрасной. Этим все и кончилось, если судить с человеческой точки зрения. Элизабет Эллиот по этому поводу пишет:

«Мне просто пришлось отступить, поняв, что Бог Сам Свой собственный переводчик… Нам надо позволить Богу делать то, что Он хочет. И если вам кажется, что вы знаете Божью волю для своей жизни, и вам не терпится начать ее исполнять, то, скорее всего, вас ожидает резкое пробуждение; ибо никто не. знает Божью волю для всей своей жизни»[34].

Это правда. Рано или поздно Божье водительство, ведущее нас из тьмы в свет, приведет нас из света во тьму. Это часть крестного пути.

VI

Если я вижу, что заехал в болото, значит, я попал не на ту дорогу. Это знание было бы малоутешительным, если бы мне пришлось стоять и беспомощно смотреть, как моя машина все глубже погружается в трясину и исчезает: все пропало, и на этом конец. Когда христианин вдруг обнаруживает, что упустил Божьи наставления и попал не на ту дорогу, ожидает ли его то же самое? Непоправим ли этот ущерб? Неужели ему теперь всю жизнь так и оставаться на неверном пути? Слава Богу, нет. Наш Бог — это Бог, Который не только исправляет наши ошибки и глупости, но и принимает их в Свой план, чтобы все совершилось к нашему благу. В этом чудо Его милостивого всевластия. «И воздам вам за те годы, которые пожирала саранча,.. и до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами» (Иоил.2:25-26). Иисус, принявший Петра после того, как тот отрекся от Него, и еще не раз исправлявший его пути (см. Деян.10; Гал.2:11-14), и сегодня — наш Спаситель, и Он все тот же. Бог обращает в Свою хвалу не только человеческий гнев, но и неудачи и промахи христиан.

Недавно я получил письмо от священника, который почувствовал, что должен оставить свою церковь и свою деноминацию, и теперь, подобно Аврааму, идет неведомо куда. В своем письме он процитировал строчки из гимна Чарлза Уэсли о Божьем всевластии и надежности Его водительства. На этой ноте мы и закончим. Водительство, как и все Божьи благословения под заветом благодати, — это проявление Его всемогущества. Бог ведет нас не только в том смысле, что указывает нам путь с тем, чтобы мы ему следовали. Он ведет нас также в более фундаментальном смысле; мы знаем: что бы ни произошло, какие бы ошибки мы ни совершили, в конце концов, Он благополучно приведет нас домой. Несомненно, будут и промахи и падения, но нас удерживает вечная рука. Нас поймают, спасут и примут опять. Это Божье обетование, вот насколько Он благ. Поэтому нам кажется, что Божье водительство надо рассматривать, не забывая об уверенности в Боге, Который не позволит нам погубить свои души. Наша задача, размышляя о Божьем руководстве, больше заботиться о Его славе, нежели о собственной безопасности, ведь о последней уже позаботились. И недоверие к самим себе, хоть и призвано смирять нас, не должно омрачать радости, с которой мы полагаемся на нашего Господа-Защитника — преданного Бога завета. Вот еще одна строфа из Уэсли:

Господь, ведущий нас в покой,

Мы все идем в Твоей тени.

Ты на пути в край горний Твой

Хранишь нас в облаке любви.

Даешь нам силу — благодать,

Чтоб славу Божью увидать.

А вот заключительный вывод, сделанный Джозефом Хартом:

Последний и Первый, Иисус,

Чей Дух нас домой приведет.

Хвала за былое Ему

И вера во всем, что нас ждет.



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Познание Бога. Раздел: Протестантизм-2.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.