II. Узрите Бога своего

7. Бог неизменный

I

Нам говорят: Библия есть Слово Божье, светильник ноге нашей и свет стезе нашей. Нам говорят, что с ее помощью мы познаем Бога и поймем Его волю. Мы верим – и справедливо, — потому что все это правда. Поэтому мы берем в руки Библию и начинаем читать. Мы читаем последовательно и вдумчиво, мы серьезны, ведь нам действительно хочется познать Бога. Мы читаем, и нас все сильнее охватывает смущение. Все это захватывающе, но пищи мы не получаем. Чтение не помогает; мы чувствуем себя еще более запутавшимися и, если честно, даже несколько расстроенными. Мы начинаем спрашивать себя, стоит ли вообще читать Библию?

В чем же дело? А вот в чем. Чтение Библии уводит нас в совершенно новый для нас мир — в мир Ближнего Востока более чем тысячелетней давности, мир примитивный и варварский, сельскохозяйственный и немеханизированный. Именно в таком мире и разворачиваются библейские события. В этом мире мы встречаемся с Авраамом и Моисеем, с Давидом и всеми остальными и наблюдаем, как общается с ними Бог. Мы слышим, как пророки обличают идолопоклонство и предупреждают, что за грехом последует наказание. Мы видим Мужа галилейского, творящего чудеса, спорящего с иудеями, умирающего за грешников, воскресающего из смерти и возносящегося на небо. Мы читаем письма христианских наставников, написанные для исправления каких-то странных ересей, которых сейчас, насколько нам известно, уже нет. Все это очень интересно, но кажется таким далеким от нас: все принадлежит тому миру, а не этому. Складывается впечатление, что мы находимся вне мира Библии и заглядываем в него снаружи. Мы просто зрители и не более того. В нашем сознании живет невысказанная мысль: «Да, когда-то Бог все это сделал, и это было так чудесно для тех, кто в этом участвовал, но какое отношение все это имеет ко мне? Мир уже не тот. Каким образом рассказ о том, что Бог говорил и делал в библейские времена и как Он общался с Авраамом, Моисеем, Давидом и всеми остальными, касается нас, живущих в космическом веке? Нам непонятно, что связывает эти два мира, и поэтому кажется, что все написанное в Библии мало к нам относится. И если библейские события кажутся захватывающими и полными славы — а это случается довольно часто, — мы расстраиваемся, считая себя обделенными.

Большинству читателей Библии знакомо это чувство. Но не все знают, как тут быть. Некоторые христиане удовлетворяются тем, что следуют за Богом как бы на расстоянии, действительно веря в библейские повествования, но не ожидая для самих себя таких близких взаимоотношений и общения с Богом, какое знали библейские герои. Такое настроение, весьма распространенное в наши дни, порождено неумением найти выход из этой проблемы.

Но как нам преодолеть это чувство отчужденности в общении с Богом, так отличающее нас от людей, описанных в Библии? Можно много об этом говорить, но главное вот в чем. Ощущение удаленности — это иллюзия, она возникает от того, что связь между нами и персонажами Библии мы ищем не там, где следует. Конечно, если говорить о месте, времени и культуре, то люди той эпохи, действительно очень далеки от нас. Но связь между нами находится совсем на другом уровне. Эта связь — Сам Бог. Ибо Бог, с Которым общались они, — это тот же самый Бог, к Которому обращаемся мы. Можно заострить мысль и сказать — совершенно тот же самый Бог; ибо Бог не меняется даже в мелочах. Следовательно, истина, которая поможет нам разбить иллюзию о непреодолимом разрыве между нами и людьми библейских времен, — это истина о том, что Бог неизменен.

II

Бог не меняется. Давайте подумаем над этим.

1. Жизнь Бога не меняется

Он — «от века» (Пс.92:2), «Царь вечный» (Иер.10:10), «нетленный» (Рим.1:23), «Единый, имеющий бессмертие» (1Тим.6:16). «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс.89:3). Земля и небеса, говорит псалмопевец, «погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты все тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс.101:27-28). «Я первый, говорит Бог, — и Я последний» (Ис.48:12). У всех творений есть начало и конец, но не у их Творца. В ответ на детский вопрос «А кто сотворил Бога?» можно просто сказать, что Бога не надо было творить, потому что Он был всегда. Он существует вечно; и Он всегда тот же. Он не стареет. Его жизнь не вянет и не ветшает. Он не растет и не мужает. Он не становится сильнее, слабее или мудрее со временем. «Он не может стать лучше, — писал А.У.Пинк, — потому что Он уже совершенен; а будучи совершенным, Он не может стать хуже». Первое и основное различие между Творцом и Его творениями состоит в том, что они изменяемы и их природа подвержена переменам, а Бог неизменен и не может перестать быть таким, какой Он есть. Как поется в одном гимне,

Подобно цветку расцветет человек,

И вянет но Ты неизменен вовек.

Такова сила Божьей «жизни непрестающей» (Евр.7:16).

2. Характер Бога не меняется

Напряжение, шок или лейкемия способны переменить человека, но ничто не может изменить характер Бога. В течение жизни вкусы, мировоззрение и характер человека могут полностью измениться: милый и уравновешенный может стать желчным и капризным; благожелательный — циничным и черствым. Но с Творцом ничего подобного не происходит. Он никогда не становится менее правдивым, менее милостивым, менее справедливым или менее благим, чем Он был всегда. Характер Бога сегодня такой же, каким он был в библейские времена — и таким останется всегда.

Стоит обратить внимание на два имени Бога, которые Он открывает в Книге Исход. Откровение Божьего «имени» представляет собой нечто большее, чем просто наименование; это откровение о том, каков Бог, какой Он по отношению к людям. В 3 главе Исхода мы читаем, как Бог объявляет Моисею Свое имя: «Я есть Сущий» (ст.14), именно таково значение слова «Яхве» (Иегова, «Господь») (ст.15). Это «имя» — не описание Бога, а провозглашение Его самодостаточности, Его вечной неизменности; утверждение, что у Него есть жизнь в Нем Самом, что каков Он сейчас, таков Он и в вечности. Однако в 34 главе Исхода мы читаем, как Бог «провозгласил имя Яхве» Моисею, перечислив различные стороны Своего святого характера: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину, преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях…» (ст.5-7). Это провозглашение дополняет откровение 3 главы, рассказывая нам, каков же на самом деле Яхве; а откровение 3 главы дополняет данное провозглашение, утверждая, что Бог вовеки остается таким, каким Он объявил Себя перед Моисеем три тысячи лет назад. Апостол Иаков в размышлении о Божьей благости и святости, о Его щедрости по отношению к людям и Его ненависти ко греху говорит о Боге как о Том, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).

3. Божья истина не меняется

Иногда люди говорят то, чего на самом деле не думают, просто потому, что сами не знают собственных мыслей. К тому же, поскольку их взгляды меняются, они частенько обнаруживают, что не могут придерживаться того, что говорили в прошлом. Всем из нас иногда приходится отказываться от собственных слов, потому что они больше не выражают нашего мнения. Иногда приходится брать свои слова обратно, потому что упрямые факты их опровергают. Человеческие слова — вещь непостоянная. Но не слова Бога. Божьи слова пребывают вовек как вечно истинные выражения Его разума и воли. Никакие обстоятельства не вынудят Бога забрать Свои слова назад; в Его мыслях нет изменений, которые заставили бы Его вносить поправки в уже сказанное. Исаия пишет: «Всякая плоть — трава… Трава засыхает,.. а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис.40:6-8). Точно так же говорит псалмопевец: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах»; «Все заповеди Твои истина,.. Ты утвердил их на веки» (Пс.118:89, 151, 152). Слово, переведенное здесь как «истина», подразумевает прочность, стабильность. Поэтому, читая Библию, надо помнить, что Бог по-прежнему твердо стоит за все обетования, требования, провозглашения Его предназначения и за все слова предупреждения, адресованные верующим Нового Завета. Это не пережиток давно минувшего века; это вечно истинные откровения Божьего разума, данные Его народу, пребывающие до скончания света. Как сказал Сам Господь: «Не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35). Ничто не может уничтожить вечную Божью истину.

4. Божьи пути не меняются

Сегодня Бог воздействует на грешников точно так же, как и в библейские времена. Он все так же являет Свое господство и свободу, когда делает различие между грешниками; Он позволяет одним услышать Евангелие, в то время как другие его не слышат; кого-то из услышавших побуждает к покаянию, оставляя других в неверии. Так, Бог учит Своих святых, что Он никому не обязан дарить Свою милость и что сами они обрели жизнь исключительно по Его благодати, а вовсе не собственными усилиями. Господь все так же благословляет тех, кого любит, так, что они смиряются и вся слава принадлежит только Ему. Бог по-прежнему ненавидит грехи Своего народа и допускает всевозможные страдания и скорби, чтобы отвратить их сердца от предательства и непослушания. Как и раньше, Он ищет общения со Своим народом и посылает им как печали, так и радости, чтобы направить их любовь на Себя. Бог все также учит верующего ценить Его обетованные дары, заставляет ждать и настойчиво молиться об обещанном. Именно так Он общался со Своим народом, как узнаем мы из Писания, и сейчас Он общается со Своим народом точно так же. Его цели и методы остаются прежними. Они никогда не идут вразрез с Его характером. Пути человеческие, как нам известно, до смешного непостоянны — но не пути Божьи.

5. Божьи замыслы не меняются

«И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев, — объявляет Самуил, — ибо не человек Он, чтоб раскаяться Ему» (1Цар.15:29). Еще раньше Валаам сказал то же самое: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис.23:19). Раскаяться — значит пересмотреть собственное суждение и изменить поведение. Бог никогда этого не делает; Ему не нужно этого делать, ибо планы Его основаны на всеобъемлющем знании и управление Его распространяется на прошлое, настоящее и будущее. Так что не может быть каких-то внезапных случайностей или неожиданных обстоятельств, которые застали бы Его врасплох. «Одно из двух может заставить человека передумать и изменить план действий: желание знания, что бы предвидеть все заранее, или недостаточность знания, чтобы эти планы исполнить. Однако Бог и всеведущ и всемогущ, и Ему нет нужды пересматривать Свои решения», — пишет А.У.Пинк. «Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его в род и род» (Пс.32:11). То, что Он делает во времени, Он замыслил от начала вечности. И все задуманное в вечности, Он претворяет во времени. И то, что Он в Своем Слове обещал исполнить, непременно сбудется. Поэтому мы читаем о «неизменности Его совета», который приведет верующих к их обетованному наследию, и о неизменной клятве, которой Он подтвердил Свое обетование Аврааму, праотцу всех верующих, — подтвердил, чтобы уверить как Авраама, так и нас (Евр.6:17-18). То же самое можно сказать обо всех провозглашенных намерениях Бога. Они не меняются. Не меняется ни малейшая часть Его вечного плана.

Действительно, есть в Библии некоторые места, говорящие о том; что Бог раскаивался (Быт.6:67; 1Цар.15:11; 2Цар.24:16; Ион.3:10; Иоил.2:13-14). В этих случаях говорится об изменении действий Бога по отношению к тому или иному человеку в зависимости от реакции этого человека на Божьи действия. Но нигде не говорится, что эта человеческая реакция была для Бога неожиданной, застала Его врасплох и не была предугадана в Его вечном плане. Когда Бог начинает обращаться с человеком по-новому, это совсем не значит, что в Его вечном замысле произошли перемены.

6. Сын Божий не меняется

Иисус Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), и Его прикосновение обладает той же предвечной силой. Неизменна истина о том, что Он «может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25). Он никогда не меняется. Это большое утешение для всех Божьих людей.

III

Где же то ощущение расстояния и различий между верующими библейских времен и нами? Оно исключено. На каком основании? Да, на том, что Бог неизменен. Общение с Ним, доверие Его слову, жизнь верой, «укрепление в Его обетованиях» — в основе своей для нас сегодня такие же реальности, какими они были для верующих Ветхого и Нового Заветов. Эта мысль приносит утешение посреди ежедневной суеты. При шаткости и переменчивости жизни в ядерном веке Бог и Его Христос остаются такими же, как прежде, — спасающими. Эта мысль заставляет серьезно задуматься. Если наш Бог — тот же, что и Бог верующих Нового Завета, как оправдать то, что наш уровень христианской жизни и опыт личного общения с Богом несравненно ниже и беднее, нежели у новозаветных христиан? Если Бог все тот же, от этого вопроса не может уклониться ни один из нас.