Иисус Господь

Использование и важность этого имени (Господь) в Ветхом Завете проявляется во Христе в Новом Завете. В Ветхом Завете выражения «Имя Господа» или просто «Господь» использовались для обозначения явленной Божьей славы. В дни Нового Завета эта слава воссияла в Личности Иисуса Христа. Таким образом, сила Церкви пребывает в Его Имени. Во Имя Христа апостолы крестили (Деян. 2:38), говорили и учили (Деян. 4:18), исцелили калеку (Деян. 3:6) и прощали грехи (Деян. 10:43). Многие противились этому Имени, совершали на него нападки (Деян. 26:9). Исповедание этого Имени приводило к страданиям (Деян. 5:41). К этому Имени взывали (Деян. 22:8), это Имя возвеличивали (Деян. 19:17). В этом смысле Имя Иисуса было своего рода компендиумом исповедания Церкви, силой ее веры и якорем ее упования. Подобно тому как Израиль в древние времена был прославлен в Имени Яхве, новозаветная Церковь черпает свою силу в Имени Иисуса Христа. В этом Имени себя в полной мере выразило Имя Яхве.

Имя Господа, которое в Новом Завете постоянно связано с Именем Иисуса Христа, указывает в том же направлении, что и имя Яхве. В Евангелиях Иисуса множество раз называют Господом люди, которые не были Его учениками, но называли Его таким образом, взывая к Нему о помощи. В таких случаях это слово обычно имеет такое же значение, что и слова «Учитель» или «Господин». Однако ученики также часто использовали это Имя. Более того, в евангельских повествованиях Луки и Иоанна имя Иисуса заменяется словом «Господь». Также и Сам Иисус, используя Свое Имя, показывал, что является Господом.

В устах Самого Иисуса и Его учеников это Имя Господа имеет более глубокое значение, чем несут в себе слова «Учитель» или «Господин». Какой смысл вкладывали в это слово «Господь» люди, приходившие ко Христу за помощью и называвшие Его этим именем, – точно не известно. Но Сам Иисус рассматривал Себя как истинного Учителя и Господина. Он приписывал Себе власть, которая превыше власти книжников и фарисеев. Это совершенно ясно видно в текстах из Евангелия от Матфея, 23:1–11, и Евангелия от Марка, 1:22, 27, в которых Иисус превозносит Себя как единственного Господа над всеми. Но наиболее ярко, не оставляя ни малейшей возможности сомнения, эта истина выражается тогда, когда Иисус называет Себя Господином субботы (Матф. 12:8), Сыном Давидовым и Господом Давида (Матф. 22:43–45). На основании всех этих заявлений можно увидеть, что Иисус является Мессией, Который восседает по правую руку от Бога, разделяя с Ним власть и являясь Судьей мертвых и живых.

Эта величайшая значимость, которой обладает Имя Господа, частично зависит от того факта, что ветхозаветные имена Яхве и Адонай были переведены в Новом Завете греческим словом «Куриос» («Господь»), то есть тем словом, которое использовалось для описания Христа. Чем больше Христос объяснял Своим ученикам, Кем Он является на самом деле, чем больше Его ученики понимали откровение Божье, явленное им в Нем, тем больше и глубже становилось значение Имени Господа. Ветхозаветные тексты, в которых говорится о Боге, без колебаний приписывались Христу в Новом Завете. Например, используемый в Евангелии от Марка (Марк. 1:3) текст из книги пророка Исаии «Приготовьте путь Господу, прямыми соделайте стези Его» указывает на Христа и на предвестничество Иоанна Крестителя как на исполнение этого древнего пророчества. Во Христе Сам Господь Бог пришел к Своим людям. Ученики, исповедуя Иисуса Господом, тем самым все больше и больше выражали свою веру в то, что Сам Бог явил и даровал Себя им в Личности Христа. Фома достиг апогея выражения этой веры, когда Иисус еще находился на земле, – пал ниц пред воскресшим Христом и назвал Его «Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20:28).

После события воскресения Имя Господа стало Именем, которое обычно использовали для описания Иисуса в кругу Его учеников. Мы постоянно находим это Имя в книге Деяний и посланиях, особенно в посланиях апостола Павла. Иногда Имя Господа используется отдельно, но обычно оно взаимосвязано с другими определениями: Господь Иисус, Господь Иисус Христос, наш Господь Иисус Христос или наш Господь и Спаситель Иисус Христос и т. д. Используя это Имя Господа, верующие тем самым выражали свою веру в то, что Иисус Христос, Который уничижил Себя до смерти крестной, благодаря Своему совершенному послушанию был провозглашен Господом и Князем (Деян. 2:35, 5:31), Который восседает по правую руку от Бога Отца (Деян. 2:34), является Господом всех (Деян. 10:36), а наипаче Церкви, которую Он искупил Своею кровию (Деян. 20:28). Иисус Христос есть Господь всего творения, которое в назначенный день Он будет судить как Судия мертвых и живых (Деян. 10:42, 17:31).

Поэтому всякий, кто призовет Имя Иисуса Христа как Господа, будет спасен (Деян. 2:21, 1-е Кор. 1:2). Быть христианином означает исповедовать своими устами и веровать сердцем, что Бог воскресил Иисуса из мертвых. Суть христианской проповеди – это Сам Христос Иисус, Господь (2-е Кор. 4:5). Сущность христианства до такой степени полно выражена в этом исповедании, что в посланиях апостола Павла Имя Господа используется чуть ли не как фамилия Христа, для обозначения Его отличия от Отца и Святого Духа. У нас, как у христиан, есть только один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им, и один и тот же Дух, Который разделяет каждому особо, как Ему угодно (1-е Кор. 8:6, 12:11). Подобно тому как Имя Божье в посланиях Павла стало синонимом Бога Отца, так и Имя Господа стало синонимом Иисуса Христа.

В апостольском благословении, соответственно, содержатся слова о том, чтобы у Церкви была благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога и общение Святого Духа (2-е Кор. 13:13). Одно Имя Бога истолковывает себя в трех Личностях Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28:19).

Если Христос, в соответствии со свидетельством апостолов, занимает такое превосходное положение, то и неудивительно, что Ему приписываются все виды Божьих атрибутов и деяний. Более того, даже признается Его Божественная природа!