Необходимость в здравом учении

Конечно, само собой разумеется, что вероисповедные документы Никейского или Халкидонского собора не претендуют на безошибочность своих определений. Следует отметить, что богословские термины, используемые Церковью, такие как «ипостась», «естество», «единство сущностей» и другие, не встречаются в Святом Писании, но являются плодом размышлений Церкви об этой тайне спасения в течение длительного времени. Именно ереси, которые появлялись как в самой Церкви, так и за ее пределами, подтолкнули христиан к осмыслению своей веры. Все выражения и заявления, используемые в исповедании Церкви и богословии, были придуманы не для того, чтобы всесторонне объяснить тайну веры, но для ее защиты от тех, кто ослабляет или отрицает ее. Воплощение Слова не является задачей, которую мы можем или должны решить, но чудесным фактом, который нам следует с благодарностью исповедовать так, как Сам Бог излагает в Своем Слове.

Поэтому исповедание, сформулированное Церковью на Никейском и Халкидонском соборах, представляет собой огромную ценность, когда мы рассматриваем его в таком ракурсе. Как в прошлом, так и теперь есть много людей, которые высокомерно взирают на учение о двух природах Христа, пытаясь вытеснить его формулировку другими словами и определениями. Они спрашивают: «Какая в принципе разница, соглашаемся ли мы с этим учением, или нет? Ведь важно на самом деле то, что у нас есть Личность Христа, Который стоит намного выше этого «неуклюжего» вероисповедания». Однако вскоре эти люди начинают сами использовать определенные слова и термины для описания Личности Христа, Которого они приняли. Никто не может избежать такого положения вещей, так как мы не можем обладать тем, чего не знаем. Если мы верим, что можем обладать Христом, что у нас есть с Ним общение, что мы принадлежим Ему, тогда эта вера должна быть исповедана нашими устами, выражена в словах, терминах, определениях того или иного рода. Более того, история показывает, что терминология противников учения о двух природах Христа намного беднее по ценности и силе убеждения. Они часто извращают учение Святого Писания о воплощении Христа.

В наше время, например, есть множество людей, которые считают учение о двух природах Христа апогеем бессмысленности, формируя, в свою очередь, совершенно иной образ Личности Христа. Однако они не могут не признать того, что Христос сильно отличается от всех людей, превосходя их во всем. И все же Божественный аспект, который они признают во Христе, рассматривается этими людьми не как неотъемлемая часть Божественного естества, но как Божественный дар или сила, которым в наивысшей степени был одарен Христос. Соответственно, они склонны утверждать, что есть две стороны Личности Христа, Божественная и человеческая. Или рассматривают Христа с этих двух перспектив. Или считают, что Он жил в двух последовательных состояниях – смирения и возвышения. Или же думают, что Он, будучи человеком, тем не менее, посредством проповеди Слова Божьего и основанием Своего царства стал экстраординарным и совершенным орудием Божьего откровения и, таким образом, в наших глазах приобрел качества Бога. Однако любой непредвзятый читатель заметит, что эти выражения не только извращают богословский язык Церкви, но и представляют Личность Христа далеко не так, как это делала и исповедовала Церковь во все времена на основании апостольского свидетельства.

Кроме того, Божественные дары в определенном смысле дарованы каждому, так как всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов (Иак. 1:17). Даже такие необычные дары, какими, например, обладали пророки, не превозносили их над остальными людьми. Пророки и апостолы были такими же людьми, как и мы с вами. Поэтому если бы Иисус получил от Бога только силу и необычайные дары, то Он так и остался бы всего лишь человеком. В таком случае воплощение Слова в Личности Христа было бы попросту невозможным. Он не смог бы, как о том утверждают некоторые, благодаря Своему воскресению и вознесению стать Богом или приобрести Божественные качества в наших глазах. Разница между Богом и человеком – это не градация различий, но глубокая пропасть. Между Богом и человеком поддерживаются отношения по принципу «Творец – творение». Следует помнить, что творение по своей природе никогда не сможет стать Творцом и не будет для нас обладать такой же важностью и ценностью, как Сам Бог, от Которого мы полностью зависим.

Интересно отметить, что некоторые люди в наше время, сравнив все возникшие новые точки зрения относительно Личности Христа с учением Писания и Церкви, честно признались, что традиционное учение Церкви больше соответствует учению Святого Писания. Учение о том, что Иисус является Богом и человеком в одной Личности, – не плод языческой философии, оно основано на апостольском свидетельстве.