Воплощенный Христос – одна Личность

Давайте теперь рассмотрим третий аспект данного учения, требующий нашего внимания. Несмотря на то что Святое Писание чрезвычайно ясно и четко утверждает, что Христос, будучи Словом, стал плотью и что по этой плоти Он был от отцов, а по Своему естеству был великим Богом, благословенным во веки, тем не менее оно всегда говорит о Христе, как об одной Личности. Во Христе говорит и действует всегда одна и та же Личность. Имя родившегося младенца – Бог крепкий, Отец вечности (Ис. 9:6). Более того, Сын Давидов одновременно является и Господом Давида. Он есть нисшедший на землю, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4:10). Он по плоти от отцов, а по Своему естеству является Богом над всеми, благословенным во веки (Рим. 9:5). Пребывая на земле, Он в то же время оставался на небесах в недре Отчем (Иоан. 1:18, 3:13). Родившись во времени и живя во времени, Он, тем не менее, уже жил раньше Авраама (Иоан. 8:58). В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9).

Говоря кратко, одному и тому же субъекту, одной и той же Личности приписываются Божественные и человеческие атрибуты и деяния, вечность и временность, вездесущность и пространственная ограниченность, творческое всемогущество и тварная слабость. Однако единство двух природ во Христе не означает, что у Него было две личности. Конечно, две личности могут посредством любви быть тесно взаимосвязаны, однако они не могут стать одной личностью, одним «я». На самом деле любовь подразумевает две личности и производит только мистическое и нравственное единство. Если бы единство Сына Божия со Своей человеческой природой было таковым, то оно отличалось бы по степени, а не по роду, от того, что объединяет Бога с Его творениями, особенно с Его детьми. Но Христос занимает уникальное положение. Он не объединил Себя нравственным образом с человеком и не слился с неким уже существующим человеком, но подготовил для Себя человеческую природу в лоне Марии и стал человеком и рабом. Подобно тому как человек может переходить из одного состояния жизни в другое и может одновременно жить в двух сферах жизни, так и (по аналогии с этим) Христос, будучи образом Бога, отправился на землю в образе слуги. Союз, который проявился в Христовом воплощении, не был нравственным союзом между двумя личностями, но союзом двух природ в одной Личности. Мужчина и женщина, как бы тесно они ни были взаимосвязаны между собой в любви, все же остаются двумя отдельными личностями. Бог и человек, будучи тесно взаимосвязаны друг с другом в любви, все же отличаются друг от друга по своему естеству. Но во Христе пребывает как человеческая природа, так и Божественная (то есть Слово, Которое было сначала у Бога и Само было Богом). Это совершенно уникальный, невероятный и непостижимый союз Бога и человека. Начало и конец премудрости: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Иоан. 1:14).

В этом союзе Христос в единстве Своей Личности обладает всеми атрибутами и силой, которые принадлежат как человеческой природе, так и Божественной. Некоторые пытались усилить союз двух природ, утверждая, что две природы Христа сразу же после воплощения были смешаны в одну Божественно-человеческую природу, или что Божественная природа лишилась своих характеристик, подчинившись ограничениям человеческой природы, или что человеческая природа Христа утратила свои качества и обрела Божественные (или все качества, или такие, как вездесущность, всезнание и всемогущество). Но в реформатских исповеданиях всегда отрицались и подвергались острой критике такое смешение двух природ в одну и передача свойств одной природы другой. Такой взгляд относительно природ Христа смешивает и сливает их и, таким образом, приводит к пантеистическому отрицанию различий по естеству между Богом и человеком, Творцом и творением.

Конечно, существует близкая взаимосвязь между двумя природами и их качествами и силой. Однако эта взаимосвязь проявляется в единстве Личности. Более сильный, глубокий и крепкий союз просто непостижим. Как душа и тело объединены в одной личности и тем не менее отличаются друг от друга по естеству и качествам, так и две природы Христа существуют в одной Личности. Как различие между душой и телом является предпосылкой и условием внутреннего союза двух в одном и том же человеческом существе, так и разница между Божественной и человеческой природой является условием и основой их единства во Христе. Слияние двух природ в одну и передача свойств одной природы другой не производят в итоге более глубокие взаимоотношения, но лишают Христа всей Его полноты. Они похищают часть Его Божественной или человеческой природы, или обеих природ, ослабляя и искажая тем самым слова Писания о том, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9, 1:19). Эта полнота возможна только в том случае, если обе природы отличаются одна от другой, когда они не передают свои свойства и атрибуты друг другу, но когда эти свойства и атрибуты обеих природ используются в служении одной Личности. Таким образом, перед нами всегда один целостный Христос, Который как в Своем уничижении, так и в Своей славе обладает свойствами и силой обоих природ. Именно по этой причине Он смог совершить деяния Своего посреднического служения. Эти деяния Христа Посредника отличаются, с одной стороны, от деяний Бога, а с другой – от деяний человеческих, и занимают уникальное место в истории мира.

Благодаря этому учению о двух природах Христа мы можем свести воедино все тексты Святого Писания, в которых говорится о Его Личности и свойствах. С одной стороны, Он был и остается единственным и вечным Сыном Божьим, Который вместе с Отцом и Святым Духом сотворил все сущее, поддерживает все творение и управляет им. По этой причине Он остается объектом нашего поклонения. Он был таковым и во времена апостолов. То есть в те дни, как и в наше время, Христос был главным объектом веры и упования всех Его учеников. Однако Он не может быть истинным объектом нашего поклонения, если не является настоящим Богом, так как написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матф. 4:10). Основанием для религиозного поклонения Христу может быть только Его Божественная природа. Всякий, кто отрицает эту истину и в то же время поклоняется Христу, становится виновным в обожествлении тварного существа, в идолопоклонстве. Божественность Христа – это не абстрактное учение, но истина, обладающая огромной важностью для жизни Церкви.

С другой стороны, Христос стал настоящим и совершенным человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Он был младенцем, ребенком, отроком, юношей, мужчиной, возрастая в премудрости и в любви у Бога и человеков (Луки 2:40, 52). Все эти события не являются всего лишь иллюзией (как утверждают те, кто считает, что Божественные свойства принадлежат Его человеческой природе), но совершенной истиной. Во Христе было постепенное развитие, Он преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и людей. Все дары Святого Духа не были ниспосланы Ему в один определенный момент, но были дарованы на протяжении Его жизни на земле во все большей и большей мере. В мире были вещи, о которых Он ничего не знал, а следовательно должен был узнать (Марк. 13:32, Деян. 1:7). Хотя Иисус и находился в безгрешном состоянии (Он не был способен согрешить), все же по причине Своей слабой человеческой природы Он мог быть подвержен искушениям, страданиям и смерти. Пока Христос находился на земле, Он не был по Своей человеческой природе на небесах, а следовательно жил не ведением, но верою.

Во время Своих борений и страданий Христос всегда был верен Слову и Божьему обетованию. Таким образом, Он страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр. 5:8, 9).