Пример Евангелия на четвертое воскресенье Адвента

[ноты] Так пишет святой Иоанн в своем Евангелии. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн[40].

После Евангелия вся церковь поет Символ веры по-немецки: «Wir gleuben all an eynen Gott»[41].

После этого следует проповедь по воскресному или праздничному Евангелию. И думается мне, что, если бы имелся сборник проповедей на весь год[42], лучше всего было бы завести такой порядок — читать для народа проповедь на данный день из книги, полностью или частично. Это не только ради тех проповедников, которые не сумеют ничего лучшего, но и для того, чтобы предотвратить появление «энтузиастов» и сект. Как видно из порядка чтения гомилий на утрене, там делалось примерно то же самое[43]. Иначе, если через проповедников не будет сообщаться духовное понимание и говорить будет не Сам Дух (чему я не желаю ставить ограничений; Дух учит проповедовать лучше всех сборников и гомилий), то в конце концов каждый станет проповедовать что захочет, и вместо Евангелия и его толкования у нас в проповедях будут опять «лить воду»[44].

Это одна из причин, почему мы продолжаем пользоваться проповедями по Евангелиям и Посланиям из сборников, — мало одаренных проповедников, которые умели бы мощно и с пользой истолковать целиком одного из евангелистов или какую-нибудь другую книгу Библии.

После проповеди — нижеследующий или более толковый публичный парафраз молитвы «Отче наш» и увещание для желающих подойти к таинству.

Любезные друзья Христовы! Поскольку мы собрались здесь во имя Господа принять Его Святой Завет, призываю вас прежде всего вознести сердца ваши к Богу, чтобы помолиться вместе со мною Молитвой Господней, как научил нас Христос Господь наш, Который милостиво обещал нас услышать.

Да воззрит милостиво Отец наш Небесный на нас, бедствующих детей Своих, и дарует нам милость, чтобы святилось имя Его святое у нас и во всем мире через чистое и верное учение Слова Его и горячую любовь в нашей жизни; да отвратит Он от нас по милости Своей всякое лжеучение и дурную жизнь, которыми хулится и сквернится драгоценное имя Его.

Да придет и расширится Царство Его, и все грешники и те, кто ослеплен и уловлен дьяволом в царстве его, да познают правую веру в Иисуса Христа, Сына Божия, и да умножится число христиан.

Да укрепимся мы Духом Его, чтобы исполнять и принимать[45] Его волю и в жизни, и в смерти, в благополучии и в злоключениях, а свою волю всегда сокрушать, приносить в жертву и умерщвлять.

Да подаст Он нам и хлеб наш насущный, да сохранит от скупости и угождения чреву, и да поможет верить, что Он даст нам всякого добра в достатке.

Да простит нам и долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, чтобы душа наша была спокойна перед Ним и не терзалась, и чтобы никакой грех никогда не вселял в нас страх и ужас.

Да не введет нас в искушение, но поможет Духом Своим обуздать плоть, презреть мир с его суетой и победить дьявола и все козни его.

И наконец, да избавит от всякого зла, телесного и духовного, ныне и во веки веков.

Все, искренне желающие этого, скажут от всего сердца: «Аминь», без всякого сомнения веруя, что молитва благосклонно услышана на небесах, как и обещал Христос: «Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам»[46]. Аминь.

Во-вторых, увещеваю вас во Христе, чтобы вы правой верой различали[47] Завет Христов и прежде всего приняли к сердцу то слово, в котором Христос передает нам Свои Тело и Кровь во оставление грехов наших;

чтобы помнили и благодарили за Его безграничную любовь, которую Он доказал нам, искупив нас Своею Кровью от гнева Божия, греха, смерти и ада;

и чтобы вы, утверждаясь на том, приняли устами своими[48] хлеб и вино, то есть Тело и Кровь Его как гарантию и залог сего. Так, во имя Его и по заповеди, которую Он дал через Свое слово, будем принимать и употреблять сей Завет.

Читать ли этот парафраз и увещание с кафедры сразу же после проповеди, или же от алтаря — оставляю на усмотрение каждого. Видимо, древние делали это с кафедры, почему и сейчас еще с кафедры читают общие молитвы или повторяют «Отче наш». Но увещание это стало публичной исповедью. Благодаря этому народ будет знать «Отче наш» с кратким объяснением, и о Господе будут вспоминать, как Он и велел на вечере.

Хотелось бы все же попросить, чтобы текст этого парафраза или увещания всегда был одинаков и четко сформулирован, ради простого народа. Нельзя чтобы сегодня один излагал так, а назавтра кто-нибудь другой формулировал как-то иначе, не то каждый станет изощряться в своем красноречии и запутывать народ, так что тот ничему не научится и ничего не запомнит. Учить и вести народ — вот что нужно. Поэтому здесь надо поступиться своей свободой и парафраз этот или увещание формулировать единообразно, особенно в одной церкви или общине, если только она сама в [христианской] свободе не пожелает пользоваться какой-нибудь другой формулировкой.

После этого — евхаристическая служба и освящение святых даров следующим образом.