Exemplum

[ноты] Господь наш Иисус Христос в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, возблагодарил, преломил, подал Своим ученикам и сказал: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери и сказал: Примите и пейте из нее все; сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас изливается во оставление грехов. Творите сие, когда только будете пить в Мое воспоминание.

Порядку проведения вечери соответствует, на мой взгляд, раздача таинства сразу после освящения хлеба, до того как благословляется чаша. Ведь и Лука, и Павел говорят: «также и чашу после вечери» и т. д.[49] Тем временем можно петь немецкий Sanctus, или гимн «Gott sey globet»[50], или же гимн Яна Гуса «Jhesus Christus unser heyland»[51]. После этого можно благословить и дать чашу, пока допеваются эти гимны или немецкий Agnus Dei[52]. Подходят пусть чинно и благопристойно, не вместе мужчины и женщины, но женщины после мужчин, почему и стоять они должны отдельно в разных местах. Что же до того, как устраивать частную исповедь, об этом я написал достаточно в других местах, и найти мое мнение можно в «Книжечке молитв».

Мы не хотим отменять возношение[53], но сохраняем его, т. к. оно хорошо сочетается с немецким Sanctus и означает, что Христос повелел нам вспоминать о Нем[54]. Подобно тому, как таинство возносится физически, хотя Тело и Кровь Христа в нем не видны, так и Он вспоминается и превозносится словом проповеди, исповедуется и благоговейно чтится принятием таинства. Всё это постигается верой, и не видно очами, как Христос отдал за нас Свои Тело и Кровь и как сейчас еще ежедневно ради нас являет и жертвует их, чтобы обрести для нас милость.