Глава 9. Испытание нашего покаяния и утешение для раскаявшегося грешника

Если кто-либо заявит о своем покаянии, позвольте мне пожелать им серьезно проверить у себя наличие семи результатов покаяния, которые апостол излагает во 2-ом Послании к Коринфянам (7:11):

1. Осторожность

Это слово на греческом подразумевает все возможное прилежание или старательное избегание всяческих искушений, ведущих ко греху. По-настоящему раскаявшийся человек бежит от греха так, как в свое время Моисей от змеи.

2. Очищение себя

По-гречески это звучит как «извинение». Его значение в следующем: не смотря на многочисленные старания, тем не менее искушение может быть таким сильным, что мы впадаем в грех. В этом случае кающаяся душа не позволит греху лежать, вызывая нагноение, в своей совести, но осудит себя за грех. Она изливает потоки слез пред Господом. Она просит о помиловании во имя Христа и не перестает до тех пор, пока не получит прощение. Так душа освобождается от вины в своей совести и способна оправдать себя перед сатаной.

3. Возмущение

Дух кающегося человека восстает против греха, как может вскипать кровь при виде человека, которого ненавидишь лютой ненавистью. Такого рода возмущение не может ужиться с грехом в сердце. Кающийся человек весьма недоволен собой. Давид называет себя невеждой и скотом (Пс. 72:22). Что еще может вызвать большее благоволение Господа к нам, чем осуждение самих себя за грех.

4. Страх

Мягкое сердце всегда трепещущее. Раскаявшийся прочувствовал всю горечь греха. Шершень греха ужалил его, и теперь, уповая на примирение с Богом, он больше не решается близко подходить ко греху. Кающаяся душа исполнена страха. Она боится потерять Божие благоволение, которое дороже самой жизни. Она боится, что может отпасть от благодати, если не будет усердна. Она боится, что бы, после того как сердце размягчилось, не замерзли воды покаяния, и она не ожесточилась во грехе вновь. «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении» (Пр. 28:14). Грешник подобен левиафану, который сотворен бесстрашным (Иов. 41:25). Кающийся человек боится и не грешит, а развращенный — грешит и не боится.

5. Страстное желание

Как острый соус возбуждает аппетит, так горькие травы покаяния обостряют желание. Но чего же желает раскаявшийся грешник? Он желает иметь больше силы для победы над грехом. Он, действительно, потерпел урон от сатаны и сейчас идет, как заключенный, только что вырвавшийся из тюрьмы, с цепями на ногах. Он не может ходить с желаемой свободой и быстротой по путям Божиим, поэтому он так желает сбросить все оковы греха. Тогда он стал бы свободным от растления. Он вопиет вместе с Павлом: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Другими словами, он желает быть со Христом, как и все стремится к месту своему (Еккл. 1:5).

6. Рвение

Желание и усердие прекрасно сочетаются, показывая, что истинное желание проявляет себя в ревностном старании. Как ревностен раскаявшийся грешник в деле спасения! С какой силой он берет Царствие Небесное (Мф. 11:12)! Рвение ускоряет погоню за славой. Усердие, сталкиваясь с трудностями, ободряется встреченным противостоянием, и попирает опасность. Усердие заставляет кающуюся душу неизменно пребывать в печали ради Бога, противостоя упадкам духа и противодействиям, какими бы они ни были. Рвение поднимает человека выше самого себя для Божьей славы. До обращения Павел был в безумной ярости против святых (Деян. 26:11), но после обращения о нем судили, как о безумном Христа ради: «Безумствуешь ты, Павел!» (Деян. 26:24), но это было рвение, а не безумие. Усердие оживляет дух и долг. Оно привносит в религию пламень, подобно огню, разведенному к священному приношению (Рим. 12:11). Как страх является уздою для греха, так рвение есть шпора для долга.

7. Отмщение

Истинно покаявшийся человек преследует свои грехи со святой непримиримостью. Он ищет их смерти, подобно Самсону, который отомстил филистимлянам за свои оба глаза. Он поступает с грехами так же, как иудеи поступили со Христом. Он дает им испить уксус с желчью. Он распинает свои похоти (Гал. 5:24). Истинное чадо Божие ищет отмщения прежде всего за те грехи, которые более всего принесли бесславие Богу. Кранмер, подписывавший своей правой рукой папистские догматы, отомстил себе: он первой отдал огню свою правую руку. [Кранмер — деятель английской Реформации. После восстановления католицизма при Марии Тюдор сожжен как еретик в 1556 году. — Прим. перев.] Давид осквернил свою постель грехом, затем, раскаявшись, он орошал ее слезами. Израиль согрешил идолопоклонством, после они предали бесчестию своих идолов: «Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего» (Ис. 30:22). Мария Магдалина согрешила прелюбодейными взглядами глаз своих, и вот она совершает отмщение своим глазам, омывая ноги Христа слезами. Она согрешила своими волосами, запутывая в них своих любовников. Теперь, она отомстит своим волосам: она вытирает ими ноги Господа. Наряжавшиеся часами израильские женщины, те, что слишком часто смотрелись в зеркала, взращивая тем самым свою гордыню, после, в качестве отмщения и усердия, отдали эти зеркала на служение в Божью скинию (Исх. 38:8). [В англ. варианте перев. Библии (KJV) в данном стихе сказано, что медный умывальник и подножие его были сделаны из зеркал, собранных женщинами. — Прим. перев.] Так, те, что занимались чародейством (как записано в Сирахе), однажды покаявшись, принесли свои книги и, в качестве отмщения, сожгли их (Деян. 19:19).

Таковы есть благословенные плоды покаяния, и если мы можем найти подобные в наших душах, — мы совершили такое покаяние, в котором никогда не будем раскаиваться (2 Кор. 7:10).

Необходимое предупреждение

Позвольте мне теперь предупредить об опасности тех, кто серьезно раскаялся в своих грехах. Несмотря на то, что покаяние является необходимым и прекрасным действием, как вы уже слышали, тем не менее берегитесь, чтобы не приписать ему слишком много. Паписты виновны в совершении двойной ошибки:

(1) Они делают из покаяния таинство. Христос никогда так не делал. А кто может учреждать таинства, кроме того, кто может придать им внутреннюю силу и действие? Покаяние может и не быть таинством, так как у него отсутствует внешняя форма выражения. Таинство, как правило, имеет внешний видимый знак.

(2) Паписты делают покаяние достойным награды. Они говорят, что оно ex congruo (вполне достойно) получения прощения. Это великое заблуждение. В действительности, покаяние делает нас готовыми для обретения милости. Как плуг, врезаясь в землю делает ее готовой к принятию семени, так и сердце, когда оно сокрушено покаянием, становится пригодным для освобождения от наказания, но не заслуживает прощения само по себе. Конечно же, Бог не спасает нас без покаяния, но Он и не спасает нас радинего. Покаяние -это должное состояние, подготовленность, а не причина. Само собой разумеется, слезы покаяния драгоценны. Они, как сказал Григорий, жертвенный тук; как сказал Василий, — лекарство для души, и, по словам Бернарда, — вино ангелов. [Григорий: не понятно, какого из множества Григориев, оставивших в истории христианства значительный след, имеет в виду автор. Вполне вероятно, что речь может идти об одном из каппадокийских Отцов (4 век), Григории Назианзине или Григории Нисском. — Прим. перев. Василий: Василий Великий, один из каппадокийских Отцов (4 век), церковный деятель, теолог. Внес значительный вклад в доктрину о Троице. — Прим. перев. Бернард:Бернард Клервоский (12 век), крупнейший католический церковный деятель, теолог-мистик. — Прим. перев.] Но тем не менее, слез не достаточно для покрытия греха. Мы роняем грех вместе со слезами, а значит, они не могут покрыть грех. Хорошо сказал Августин: «Я читал о слезах Петра, но никто никогда не читал об искупительной жертве Петра». Только кровь Христа может заслужить прощение. Господь доволен, когда мы каемся, но этим Он не удовлетворяется. Доверяться своему покаянию, значит делать из него спасителя. Даже если покаяние помогает освободить нас от скверны греха, тем не менее только кровь Христа смывает вину содеянного. Поэтому не делайте из покаяния идола. Уповайте не на то, что ваше сердце было изранено за грех, а на то, что ваш Спаситель был изранен за грех. Когда вы плачете, молитесь так: «Господь Иисус, омой мои слезы в Твоей крови».

Утешение для кающегося грешника

Позвольте мне сейчас сказать несколько утешительных слов. Даровал ли тебе Господь раскаявшееся сердце, христианин? Для твоего вечного утешения, помни следующие три истины.

1. Твои грехи прощены

Прощение грехов приносит с собой блаженство (Пс. 31:1). Кого Господь прощает, того возвеличивает: «Он прощает все беззакония твои; венчает тебя милостью» (Пс. 102:3-4). Состояние покаяния есть состояние прощенного. Господь сказал той плачущей женщине: «Прощаются тебе грехи» (Лк. 7:48). На умиленных сердцах стоит печать прощения. Для тех, из чьего сердца бил источник слез за грех, из раны Христа теперь полется поток для омытия греха. (Зах. 13:1). Вы покаялись, и Бог смотрит на вас, как будто бы вы никогда не согрешали. Он становится другом, отцом. Он несет вам лучшие одежды и оденет их на вас. Божий гнев не пылает против вас, и Он вместе с отцом блудного сына упадет вам на шею с поцелуями. В Писании грех сравнивается с облаком (Ис. 44:22). Едва это облако разразиться покаянием, как засияет дарующая прощение любовь. Павел после своего обращения обрел милость: «Для того я и помилован …» (1 Тим. 1:16). Когда в сердце открывается источник покаяния, в небесах открывается источник милости.

2. Бог выносит решение о забвении

Прощая грех, Он забывает о нем: «Грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:34). Смирились ли вы при покаянии? Господь никогда больше не будет укорять вас за грехи прошлого. После рыданий Петра мы нигде больше не читаем, чтобы Христос укорял его за отречение. Бог ввергнул ваши грехи в пучину морскую (Мих. 7:19). Как? Не как поплавок, а как свинец. Господь никогда не вменит их вам, не обвинит вас в них. Он прощает, как кредитор, вычеркивающий долг из своей книги (Ис. 43:25). Некоторые спрашивают, будут ли грехи благочестивых, тех, кто покаялся, упомянуты в последний день. Господь сказал, что Он не вспомнит их, и что Он вычеркивает их, так что если их грехи и будут упомянуты, то это не принесет им вреда, так как на долговую книгу наложен крест.

3. Совееть удостоверяет мup

О музыка совести! Совесть превращается в небесный сад, где христианин утешается и собирает цветы радости (2 Кор. 1:12). Раскаявшийся грешник может приходить к Богу с дерзновением в молитве и взирать на Него не как на судью, а как на отца. Он рожден от Бога и является наследником царства (Лк. 6:20). Он окружен обетованиями. Стоит ему потрясти дерево обетования, как тут же падают плоды.

И в заключении, истинно покаявшийся человек может взирать на смерть, имея утешение. Его жизнь была полна слез, но сейчас со смертью все его слезы будут осушены. Смерть будет не уничтожением, а освобождением из тюрьмы. Таким образом, вы видите, какое в этом огромное утешение для кающихся грешников. Лютер сказал, что до своего обращения, он не мог выносить это горькое слово «покаяние», но после — он нашел в нем большую сладость.


Глава 10 из 13« Первая«91011»Последняя »

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Доктрина покаяния. Раздел: Протестантизм-2.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.