Глава 7. Убедительные мотивы к покаянию

Чтобы призыв к покаянию быстрее достиг своей цели, я изложу некоторые веские аргументы, побуждающие к нему.

1. Печаль и умиление сердца делают нас годными на всякое святое дело

Кусок свинца сам по себе ни на что не пригоден, но расплавьте его, придайте ему нужную форму, и он станет полезным. Также и сердце, затвердевшее в глыбу греха, ни на что не годно, но когда оно растворяется покаянием, оно преображается. Умиленное сердце может молиться. Когда сердце Павла смирилось и растаяло, тогда «он начал молиться» (Деян. 9:11). Такое сердце способно слышать слово. И тогда слову легче действовать. Когда сердце Иосии умилилось, он смирил себя и разодрал свои одежды, услышав слова закона (2 Пар. 34:19). Его сердце, как растаявший воск, было готово принять любое клеймо этого слова. Мягкое сердце готово повиноваться. Когда сердце подобно металлу в печи, оно податливо и послушно: «Господи, что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6). Кающаяся душа присоединяется к Божьей воле и отвечает на Его призыв, как эхо голосу.

2. Покаяние весьма желанно

Когда духовная река течет, дабы оросить этот сад, наши сердца становятся Едемским садом, приятным Богу. Я читал, что голуби очень любят быть при водах. И, конечно же, Дух Божий, сошедший в подобии голубя, получает большое удовольствие в водах покаяния. Ни одно сердце не звучит так прекрасно для Бога, как разбитое: «Жертва Богу дух сокрушенный» (Пс. 50:17). Мария стояла у ног, Иисуса плача (Лк. 7:38). Она, по словам Августина, принесла Христу две вещи — unguentum и lachrymas (мирру и слезы). Ее слезы были лучше мирры. Слезы убедительно взывают о милости. Они безмолвны, но у них есть голос: «Господь услышал голос плача моего» (Пс. 6:8).

3. Покаяние делает наши молитвы угодными Богу

То, что приправлено горькими травами раскаяния, — приятная трапеза Господня. Слышание слова Божия хорошо тогда, когда мы мучимы в наших сердцах (Деян. 2:37). Молитва весьма приятна Богу, когда она возносится с алтаря разбитого сердца. Мытарь бил себя в грудь, говоря: «Боже, будь милостив ко мне грешнику» Эта молитва пронзила небеса: «Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18:14). Только та молитва трогает Божье ухо, которая исходит из сердца, тронутого осознанием греха.

4. Без покаяния ничто нам не будет полезно

Некоторые гордятся собой, имея большие познания, но какая от них польза без покаяния? Лучше умертвить один грех, чем разгадать все тайны. Нечестивые мыслители напоминают сатану, являющегося в образе ангела света. Ученость и твердое сердце, как красивое лицо и рак груди. Знание без покаяния будет ни чем иным, как факелом, освещающим людям путь в ад.

5. Слезы покаяния сладки

Их можно сравнить с миррой, которая хоть и горька на вкус, но сладко пахнет и поднимает дух. Так и покаяние, хотя и горько само по себе, но его действие благотворно по своему результату. Оно приносит внутренний мир. Никогда душа еще так не открывается и не радуется, как при раскаянии. Александр Македонский, по благополучном возвращении своего адмирала Неарха из долгого путешествия заплакал от счастья. [Александр Македонский (356 — 323 до Р.Х). Когда завоевания Александра достигли Индии, он послал Неарха исследовать Индийский океан.] Как часто святые тоже плачут от счастья! Еврейское слово «каяться» означает «утешаться». Никто так не радуется как кающийся грешник! Слезы, как заметил философ, обладают четырьмя качествами: они мокрые, соленые, горячие и горькие. Это истинно, что касается слез покаяния. Они горячие, чтобы разогреть замерзшую совесть; мокрые, чтобы размягчить твердое сердце; соленые, чтобы осолить душу, разлагающуюся в грехе; горькие, чтобы избавить нас от любви к миру. И я бы добавил пятое качество: они — сладкие, потому что наполняют сердце внутренней радостью: «печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:20). «Да печалится человек за свой грех, — сказал Августин, — и да радуется за свою печаль». Слезы — лучшие сладости. Давид, плачущий так горько, так сладко умел петь. Скорбь кающегося человека подобна скорби рождающей женщины: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21). Так печаль смирившихся грешников производит благодать, и какая радость тогда, когда снова рождается человек!

6. И даже тяжкие исповеданные грехи найдут милость

Мария Магдалина, великая грешница, обрела прощение, омыв ноги Христа слезами. Для некоторых иудеев, участвовавших в распятии Христа, та же самая кровь, которую они пролили, явилась прекрасным целительным бальзамом при их покаянии: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю» (Ис. 1:18). Багряный на греческом значит «дважды маканный», и человеческих усилий недостаточно, чтобы смыть эту краску. Но даже если наши грехи багряного цвета, Божья милость может смыть их. Это может утешить тех, кого страшит ужас их грехов, для кого, кажется, уже нет надежды. Но при серьезном обращении к Богу и их грехи будут перечеркнуты и удалены навсегда.

Но мои грехи невыразимо велики! Не делайте их еще большими, отказываясь от покаяния. Покаяние распутывает узел греха, как будто его никогда и не было.

Но я снова впал в грех, получив прощение, и, конечно, больше милости для меня нет! Я знаю, что новатианесчитали, что после падения нельзя обновлять покаяние; но, несомненно, это было заблуждением. [Новатиане — экстремистская христианская группа в третьем веке, известная своей суровостью к преткнувшимся и упавшим христианам.] Дети Божьи, случалось, впадали в одни и те же грехи: Авраам дважды говорил двусмысленно; Лот дважды был виновен в кровосмешении; Аса, хороший царь, тем не менее он дважды согрешил, возлагая упование на плоть, и Петр повторял свой грех, исполненный плотским страхом (Мф. 26:70; Гал. 2:12). Но для утешения впавших в грех вторично: если они серьезно покаются, им будет вывешен белый флаг милости. Христос повелевает нам прощать брату, согрешившему против нас семижды семь раз на день, если он кается (Мф. 18:22). Если Господь велит нам поступать таким образом, то не намного ли больше Он готов простить нам при покаянии? Что наша милость в прощении по сравнению с Его?! Это я пишу не в одобрение нераскаявшемуся грешнику, а в утешение отчаявшемуся грешнику, думающему, что покаяние напрасно, и что он уже оставлен без милости.

7. Покаяние — вход для небесных благословений

Оно содействует нашему обогащению благодатью. Благодаря ему, пустыня начинает цвести, как роза, душа — благоухать и плодоносить, подобно Египетским полям после разлива Нила. Никогда цветы благодати не растут пышнее, как после ливня слез покаяния. Покаяние дает знание: «Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор. 3:16). Покрывало невежества, лежащее на глазах иудеев, будет снято покаянием. Покаяние воспламеняет любовь. Плачущая Мария Магдалина «возлюбила много» (Лк. 7:47). Бог сохраняет эти источники покаяния в душе для полива плодов Духа (Гал. 5:22).

8. Покаяние вводит и в земные благословения

Пророк Иоиль, убеждая людей покаяться, приносит обетования земных благ: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей» (Иоил. 2:13,19). Когда мы помещаем воду в емкость, обратно выльется только вода, но когда мы помещаем слезы в Божий сосуд, -выливается вино: «Я пошлю вам елей и вино». Грех проклинает плоды земли: «Вы сеете много, а собираете мало» (Агг. 1:6). Но покаяние дает гранатовым почкам и виноградной лозе цвести полными кистями. Наполните Божий сосуд, и Он наполнит ваши житницы. «Если ты обратишься к Вседержителю, то будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков — золото Офирское» (Иов. 22:23,24). Покаяние есть возвращение к Богу, и оно приносит золотой урожай.

9. Покаяние отсрочивает суд над землею

Когда Бог намеревается уничтожить нацию, кающийся грешник останавливает Его руку, как ангел остановил Авраама (Быт. 22:12). Покаяние ниневитян привело к тому, что Бог пожалел их: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:10). Видимое покаяние сдержало и отсрочило гнев. Ахав предал себя на то, чтобы делать беззакония, однако, после того как он разодрал одежды и постился, Бог сказал Илии: «Я не наведу бед в его дни» (3 Цар. 21:29). Если раздирание одежд сдержало суд над народом, то что сделает раздирание сердец?

10. Покаянию радуются небеса

Для ангелов это действительно праздник: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Если славословие — музыка неба, то покаяние — его радость. Когда люди пренебрегают предложенным спасением и коснеют во грехе, этому радуется дьявол, но когда душа возвращается домой ко Христу через покаяние, это производит радость среди ангелов.

11. Подумайте, как дорого наши грехи стоили Христу

Размышление о том, как дорого наши грехи стоили Христу, может вызвать у нас слезы. В одном из Посланий Христос назван камнем (1 Кор. 10:4). Когда Его руки были прибиты гвоздями и ребра пронзены копьем, тогда этот камень был сокрушен, и истекла вода и кровь. И все это Христос претерпел за нас: «Предан будет смерти Христос, но не за себя» (Дан. 9:26). [Данный стих переведен дословно с английского варианта перевода Библии. — Прим. перев.] Мы попробовали запретный плод, а Он — уксус и желчь. Мы грешили всем своим существом, а Он истекал кровью каждой Своей веной: Cernis ut in toto corpore sculptus amor. [Лат.: Плоть, как любовь, запечатленная по всему телу.]

Можем ли мы смотреть сухими глазами на страдающего Спасителя? Не должно ли нам скорбеть за грехи, которые сделали Христа мужем скорбей? Не должны ли наши чудовищные преступления, вызвавшие кровь из ран Христа, вызвать слезы и из наших глаз? Будем ли мы еще шутить с грехом и таким образом растравлять раны Христа? О, если бы мы вновь могли распять наши грехи покаянием! Иудеи сказали Пилату: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» (Ин. 19:12). Если мы отпустим наши грехи, не распяв их, мы — не друзья Иисуса.

12. Покаяние — это конец всем бедам, посланным Богом

Будь это болезнь в теле или потеря имущества — все это Господь посылает для того, чтобы мы пробудились от сна грехов, и потекли реки покаяния. Для чего Бог провел Израиль тем путем по пустыне среди ядовитых змей? Не для того ли, чтобы смирить их (Втор. 8:2)? Почему Он опустил Манассию так низко, заменив золотую корону железными кандалами? Не для того ли, чтобы научить покаянию? «Он глубоко смирился пред Богом отцов своих. И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар. 33:12,13). Лучшее средство вывести человека из состояния апатии — привести его в нервное возбуждение. Точно так же, когда человек оцепенел и его совесть спит летаргическим сном, Бог, чтобы исцелить его от этого расстройства, помещает его в чрезвычайную ситуацию и посылает то или иное бедствие, дабы вывести его из состояния покоя и побудить к возвращению к Нему с покаянием.

13. Дни нашего плача скоро кончатся

После нескольких потоков, вылившихся из наших глаз, теперь всегда будет солнечная погода. Христос приготовит платок, чтобы вытереть все слезы Своих детей: «И отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7:17). Христиане, скоро вы облачитесь в одежды славы. Вы замените ваши вретища белыми одеждами. Вместо воздыханий будете праздновать победу, вместо стонов -петь гимны, вместо потоков слез — потечет река жизни. Голубиный плач пройдет, и настанет время птичьего пения. Volitant super aethera cantus. [Лат.: Песни летают повсюду на небе.] Это наводит меня на следующую мысль:

14. За покаянием следует славная награда

«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6:22). Листья и корень фигового дерева горьки, но плод — сладок. Покаяние кажется горьким для плоти, но вот — сладкий плод его: вечная жизнь. Турки представляют себе после этой жизни Элизиум или рай наслаждений, где будут подаваться изысканные блюда, где будет в изобилии золото, роскошные царские одежды, и ангелы будут подносить им красное вино в серебряных чашах и яства на золотых блюдах. Это -эпикурейские небеса. Но в истинном рае Божьем приготовлены удивительные радости и необыкновенные яства: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2:9). Бог введет тех, кто покаялся из дома плача в дом пира. Там не будет никакого сияния, кроме сияния славы, никаких звуков, кроме музыки, никакого изнеможения, как только от любви. Там будет незапятнанная святость и неизреченная радость. Святые забудут свои часы одиночества и будут покоиться в Боге и купаться в реках божественного наслаждения.

О христианин! Что есть твои обязанности по сравнению с наградой воздаяния? Какая бесконечная несоразмерность между предписываемым покаянием и приготовленной славой! В Риме в один из праздников короновали источники. Бог возложит венцы на головы, бывшие источником многих слез. Кто не желал бы пока побыть в доме плача, а затем обладать такой славой, которая привела в восторг Петра и Иоанна, хоть они и видели ее смутно, представленную в преображении на горе (Мф. 17)? Это воздаяние, даруемое благодатью, столь превосходно велико, что если бы мы увидели хотя бы слабый отблеск той славы сейчас, нам бы потребовалось много терпения для того, чтобы оставаться довольными, продолжая жить дальше. О благословенное покаяние, имеющее и светлую сторону вместе с темной, и имеющее столько сладости на дне горькой чаши!

15. Следующий мотив к покаянию — рассуждение о зле нераскаянности

Упорствующее сердце является наихудшим из сердец. Оно названо каменным (Иез. 36:26). Если бы оно было железным, то размягчилось бы в печи, но камень, положенный в печь, не расплавится; он вскоре полетит вам в лицо. Нераскаянность — это грех, который печалит Христа: «скорбя об ожесточении сердец их» (Мк. 3:5). Не столько болезнь задевает целителя, сколько презрение к его лекарству. Не столько грехи, которые мы совершили, печалят и возмущают Христа, как то, что мы отказываемся от лекарства покаяния, предписанного Им. Здесь имеет место усугубленный грех Иезавели: «Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась» (Откр. 2:21). Очерствевшее сердце нельзя ничем расшевелить. Оно неспособно исполнить ни один долг. Грустную речь сказал Стефан Гардинер, будучи при смерти: «Я отрекся от своего Учителя вместе с Петром, но я не смог покаяться вместе с ним». [С. Гардинер — римско-католический епископ, главный противник Реформации XVI-ro века. Он настаивал на пересмотре законов, ратуя за сожжение протестантов.] О эта язва закоснелого сердца! Сердце фараона, превратившееся в камень, было хуже его вод, превратившихся в кровь. У Давида был выбор из трех казней: язвы, меча или голода, и он скорее бы выбрал их все, чем ожесточенное сердце. Нераскаянный грешник не внимает уговорам и не страшится судов. Такие люди, не желающие рыдать с Петром, будут рыдать как Иуда. Жестокое сердце является наковальней, по которой молот Божественного правосудия будет ударять всю вечность.

16. Последний мотив покаяться: приближается день суда

Таков есть аргумент апостола: «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:30,31). А в этом суде есть что-то такое, что может заставить и каменное сердце кровоточить. Будет ли человек продолжать воровать, если приближается судебное разбирательство? Будет ли грешник продолжать грешить, если день суда так близок? Вы не можете утаивать свой грех, так же как и не можете оправдать его. И что вы будете делать, когда все ваши грехи будут написаны в Божьей книге и запечатлены на вашем челе? О страшный день, когда Иисус Христос, одетый в судейскую мантию, скажет грешнику: «Встань, ответь на обвинение против тебя. Что ты можешь сказать по поводу твоих ругательств, измен и ужасного упорствования?» О как будет тогда поражен страхом грешник! И после этого обвинения он услышит ужасный приговор: «Отойди от меня!» Тогда тот, кто не покаялся в своих грехах, будет каяться в своем безрассудстве. Если приближается время, когда Бог будет судить людей за их нечестивость, то как это должно поторопить их к покаянию! Раскаявшаяся душа поднимет свою голову в последний день с успокоением и будет оправдана самим Судьей.


Глава 8 из 13« Первая«789»Последняя »