Понятие библейской теологии

«Теология» — это слово (logos) о Боге (theos). Можно выделить два крупных направления в теологии: библейская теология и церковная теология. Библейская теология изучает дела Господни и пути, которыми Бог открывает Себя в Библии, в то время как предметом исследования церковной теологии является содержание Библии и применение его в Церкви со времен закрытия канона Писания.

Давайте начнем с рассмотрения так называемой церковной теологии. К церковной теологии обращаются тогда, когда Церковь изучает возможность использования библейских текстов применительно к новой ситуации, к новым предметам. Мы можем выделить, по меньшей мере, четыре раздела церковной теологии (порядок перечисления произвольный).

Во-первых, это историческая теология. Здесь исследуется история становления доктрины за время существования Церкви. Подраздел исторической теологии, который можно назвать исповедальной или конфессиональной теологией, занимается изучением верований и конфессий. При изучении исторической теологии важно обращать внимание на язык, которым пользуется автор или проповедник, на время, в котором он жил. Например, Вестминстерский катехизис состоит, в основном, из определений терминов. Этот литературный стиль берет начало от «терминистской» ветви философии номинализма, распространенной в те времена. Более ранний Реформатский катехизис, так называемый Гейдельбергский катехизис, написан в другом стиле.

Далее идет систематическая теология. Следует говорить об этой дисциплине с осторожностью, потому что в Библии не содержится системы. В истинной религии не может быть никакой системы. Говоря о том, что Библия содержит систему, мы ограничиваем Библию этой системой и вынуждены исключать из ее рассмотрения то, о чем можно прочитать в Библии, но, как нам кажется, не вписывается в нашу систему. Наш разум не бесконечен и недостаточно зрел, чтобы понять, как библейское откровение согласуется со всей историей развития человечества. Единственная «система» в Библии — это сама Библия, во всей полноте, буквально такая, как она есть. Бог един и то же время троичен. Вместо приверженности одной системе нам следует быть открытыми к различным перспективам, более чем к одной системе; только так можно правильно систематизировать теологические сведения. Ни один теолог-систематик не будет пытаться суммировать и систематизировать всю Библию. Систематическая теология не занимается исследований таких вещей как «волосы» или «одежда», хотя в Библии им уделяется значительное внимание.

В действительности систематическая теология суммирует и рассматривает важные вопросы, возникающие в истории Церкви. Подразделами ее являются догматическая теология, занимающаяся тем, во что нужно просто верить, и полемическая теология, исследующая различия между разными группами христиан. Конечно, систематическая теология также изучает вероисповедания и конфессии; таким образом, исповедальная или конфессиональная теология является чем-то вроде смеси исторической и систематической теологии.

Вопросы, изучаемые систематической теологией, постепенно возникали в истории Церкви. Центральным вопросом, обсуждавшимся в ранней Церкви, был вопрос о том, кто есть Бог и кто есть Иисус Христос; в ходе борьбы с ересями появилась догматическая теология и христология. Западная средневековая Церковь занималась, главным образом, тем, как Бог искупил человечество от греха и смерти, и таким образом, исследовала природу человека (антропология) и спасение (сотериология). Во время протестантской Реформации главным вопросом стал вопрос о том, как грешникам дается спасение, и поэтому возникло понимание необходимости изучения Святого Духа (пневматология) и Церкви (экклесиология и сакраментология). Вопросы о последних днях этого мира и о сущности загробной жизни (эсхатология) обсуждались постоянно, но приобрели особое значение в наше время.

На все эти вопросы систематическая теология отвечает, используя для перевода содержания Библии новый язык, чтобы освободиться от ошибок, являющихся следствием языческого мышления. Например, в самом начале существования Церкви было важно показать, что Бог — создатель вселенной, и не впасть в языческое заблуждение о том, что якобы Бог — просто высшая точка на некой «шкале бытия» внутри самой вселенной. Так или иначе, все ранние церковные ереси отмечены этим языческим заблуждением. В Библии этот вопрос не обсуждается прямо, но библейские данные и концепции позволяют Церкви, используя новый язык, обратиться к изучению этой проблемы. Библейская теология, напротив, занимается тем, как Библия использует свой собственный внутренний язык для ответа на вопросы, которые сама же и ставит.

Третий подраздел так называемой церковной теологии можно определить как философскую теологию, от philo (любить) и sophia (мудрость). Философская теология возникла, когда стали рассматривать, обсуждать и писать о вопросах, выходящих за рамки систематической теологии, не являющихся предметом догматического или полемического определения, требующих размышления и мудрости. Можно говорить о политической теологии — это один из аспектов философской теологии; в нее также входит теологическое обсуждение вопросов семьи и брака, искусства, науки и так далее. Наконец, для удобства нашего обсуждения, выделим четвертый раздел церковной теологии — литургическую теологию. Литургическая теология ищет ответ на вопрос: как многочисленные литургические данные, присутствующие в Библии, применить в Церкви в эпоху Нового завета. Литургика — дисциплина о молитве и богослужении — является ответвлением литургической теологии.

Конечно, все эти разделы церковной теологии пересекаются и перекликаются друг с другом. Мы не можем заниматься какой-то одной отраслью, не имея хотя бы частичных сведений обо всех остальных.

Взглянув на то, как Церковь использует эти новые подходы к изучению Библии, мы можем яснее понять, что такое библейская теология. Библейская теология занимается вопросами, возникающими внутри самой Библии: что говорит Библия о предмете и как она говорит о нем, в каких терминах. Библейская теология подчиняет наш особый церковный язык и категории богодухновенному языку и категориям самой Библии.

Часто библейскую теологию определяют как раскрытие откровения Господа в ходе истории; или же как откровение Господа и историю заветов искупления и преобразования человечества и этого мира. В действительности библейская теология обычно этим не ограничивается; в нее включают исследования литературной структуры Писания и библейских сюжетов. Мы должны включить и это в наше понимание. Нас особенно интересуют четыре области библейской теологии: заветная теология, литературная теология, типология и обрядовая теология. И опять порядок перечисления будет произвольным.

Во-первых, богословие завета. Его можно определить как исследование формы или структуры взаимоотношений Бога с человечеством. Кроме этого, теология завета занимается божественными внутритринитарными взаимоотношениями, раскрываемыми через отношения Бога с нами. Поскольку теология завета связана с историей, предметом ее изучения являются перемены в заветных отношениях Бога и человечества, происходящие во времени, когда Бог в ходе библейской истории переходит от старого завета к новому. По мере ознакомления с теологией завета нам открываются новые перспективы, которые помогут понять нашу историю и времена, в которых мы живем. Теология завета приближена к исторической; исследование особых заветов очень напоминает исследование вероисповеданий и конфессий в разные исторические периоды.

Во-вторых, литературная теология. Она исследует форму библейского текста. Поскольку вторая ипостась Бога — Слово Божье, человеческие существа — тоже слова Божии, созданные по Его образу. Человеческий язык по форме тесно связан с формой человеческой жизни. Библия содержит литературные формы, которые показывают, как мы должны думать, двигаться и существовать, оставаясь в образе Божьем. Таким образом, изучение формы библейского текста — важный предмет теологического рассмотрения. Литературную теологию можно приблизительно приравнять к систематической теологии, в том смысле, что литературная структура данного отрывка, книги, группы книг или же всей Библии демонстрирует нам подобие «системы», которой занимаются исследователи литературной формы.

Конечно, изучение литературной структуры или формы включает в себя изучение грамматических и текстологических вопросов и переплетается с этими дисциплинами. Но литературная теология занимается многими аспектами текста. Изучая формы текста, особенно параллельные структуры, мы достигаем прозрения не только о том, как Бог решает открыть Себя, но и о более глубоких структурах и всеобъемлющих библейских темах.

В-третьих, типология. Теология завета сосредоточена на конкретных событиях библейской истории, на делах Бога и человека. Мы утверждаем, что эти исторические события происходили в действительности, и что история постепенно продвигалась к цели — новому сотворению в Иисусе Христе и Его Церкви. Но значение этой истории представлено Богом с использованием множества символов и символических структур; символов и структур, которые преобразуются и обновляются при перезаключении завета в ходе библейской истории.

Следовательно, нам необходимо ознакомиться с основными символическими обозначениями, которыми Бог наполнил созданный Им мир, с тем, как он использовал эти символы, как Он трансформировал эти символы при перезаключении заветов. Например, мы должны узнать о том, как Бог отделил воду от тверди в Быт. 1:7, как море очистило этот мир во время потопа; как первый раз символически присутствует оно в чаше Скинии; затем в умывальницах и медном море Храма Соломона, а впоследствии в потоке, текущем из-под Храма в Иез. 47. Мы должны узнать, как это небесное море связано с крещениями старого мира и христианским крещением нового, и с рекой, исходящей от престола Бога в 22-й главе кн. Откровение.

Нам также следует ознакомиться с тем, как эти элементы символического оформления расположены в пространстве, изучить символическую географию (север, юг, восток, запад, верх, низ) и символическую архитектуру (Скиния, Храм Соломона, Храм Иезекииля, Новый Иерусалим и т.д.). Эти пространственные конфигурации являются моделями мира, и они изменяются, когда Бог, трансформируя мир, перезаключает завет за заветом.

Кроме того, мы должны ознакомиться с символами, связанными с человеком и человеческой жизнью: ухо, рука, ступня, одежда, волосы, мясо чистых и нечистых животных, разные виды животных и растений, священник и царь, пророк и т.д.

Термин «типология» главенствует во всем этом исследовании. Типология представляет библейскую философию истории, а символизм представляет библейскую философию мира и человеческой жизни. Таким образом, типология приблизительно соответствует философской теологии.

И, наконец, обрядовая теология. Обряды, ритуалы — это действия, в которых символически закодированы исторические события и пророчества. Ритуалы являются средством, при помощи которого мы утверждаем то, что сделал Бог длянас в прошлом, и демонстрируем веру в то, что Он обещал для нас в будущем. Совершая ритуалы, мы учимся и получаем напоминания о том, что нам следует выбирать новые пути. Это не просто интеллектуальный шаг, так как, совершая истинный ритуал, мы поднимаемся на ступеньку выше к Богу, и продолжаем это продвижение, идя по жизни в нашем большом мире. Мы — образы Божии, мы также несем образ Святого Духа, а Он — Движение Божье. Ритуалы помогают нам соответствовать образу Святого Духа.

Библейская архитектура, например, архитектура Скинии — это микрокосм вселенной, маленькая символическая модель космоса. Точно так же библейский ритуал — это микрохрон истории; маленькая символическая последовательность событий, отображающих историю. Поняв библейскую природу ритуала и его формы, мы получим информацию о том, как формируется литургическая теология Церкви.

Ознакомившись с этим вступлением, приступим к рассмотрению отдельных тем библейской теологии.