Созревание завета

Сейчас давайте рассмотрим действия единого вечного завета в истории. Мы говорим о теологии завета. Теология завета занимается внутритроичными отношениями ипостасей в Боге, отношениями Бога и человечества и нашим созреванием, направленным на то, чтобы стать младшими партнерами в Божественном сообществе. Таким образом, в центре рассмотрения заветной теологии — личности; этот аспект реальности связан с Богом-Отцом. Литературная теология изучает структуру Слова, и таким образом, занимается реальностью, связанной с ипостасью Сына. Обратившись к типологии и обрядовой теологии, мы переходим к миру художественных образов и временным параллелям; этот аспект реальности связан с Духом.

Это три большие области библейской теологии. Поскольку Бог един и «все, что делается Богом, делает Бог», то эти три аспекта библейской теологии неотделимы друг от друга. В этом исследовании мы начинаем изучение того, как Дух действует в истории через единый завет. Мы увидим, что Он ведет человечество по расширяющейся и углубляющейся спирали созревания. Все витки этой единой спирали типологически связаны друг с другом. В этом и последующих исследованиях мы начинаем сопоставлять теологию завета и типологию.

Начнем с факта — Бог вечно совершенен, а творение первоначально было бесформенным, пустым и темным; ему было предназначено постепенное совершенствование. Творение развивается до полной зрелости. Это же относится и к человеческим существам, поскольку человек создан из пыли творения.

Заметим, что в творении все так или иначе отражает какой-то аспект божественной сущности. Бог не может сотворить то, что находится вне Его бесконечного воображения и «опыта». Следовательно, процесс созревания — это копия какого-то аспекта Бога.

Теперь, рассуждая об этом, следует быть очень осторожными. Существование Бога, как нам известно, не связано с материй, пространством и временем, поскольку Он существует вне сотворенной материи, пространства и времени. И все же сотворенная материя, пространство и время — это копии трех аспектов Бога. Бог-Отец — Начало своеобразия и специфичности — является первооснова существования вещей во вселенной, материи. Бог-Сын — Источник структуры — первооснова пространства и взаимоотношения вещей в пространстве вселенной. Бог-Дух — Источник связей и движения, поскольку Он вечно движется между Отцом и Сыном. В таком случае, Дух — первооснова сотворенного времени.

Соблюдая осторожность, мы спрашиваем, можно ли рассуждать о том, как совершенствуется или созревает Бог. Бог вечно совершенен, но Он еще и вечно совершенствуется. Мы не можем этого вообразить, но должны признать, что это истина; или же окажется, что созревание в сотворенном времени не имеет божественной основы.

Можно рассуждать двумя путями. Первый состоит в том, что каждая ипостась Бога жаждет уничижения во имя прославления двух других. Отец скрыт и показывает Себя только в Сыне и велит нам слушать Сына. А Сын увещевает молиться Отцу. Затем Сын оставляет мир и, чтобы пробудить в нас тяготение к Духу, говорит о Дне Пятидесятницы, когда Дух явится и поведет нас к полной истине. Но Дух неуловим, его нельзя подержать, как воду, воздух, масло и огонь. Мы не можем общаться с Ним напрямую. В Своем уничижении, Дух заставляет нас кричать: «Авва, Отче!», а Он постоянно заставляет нас обращаться к Сыну.

В вечности каждая из ипостасей с восторгом отдает себя другим двум. Отец отдает присущую Ему особую индивидуальность Сыну и Духу. Сын отдает Свое свойство — язык, слово — Отцу и Сыну. Дух отдает присущее Ему свойство жизни и действия Отцу и Сыну. И поэтому каждая ипостась Бога, отдаваясь двум другим, получает вдвойне, так как получает от двух других. Таким образом, каждая ипостась Бога передвигается «от славы к славе». Бог весь во славе, но таинственным образом Бог также становится все более славным. Вечное движение в Боге происходит от первичной славы через восторг уничижения к возвышению и большей славе. И при этом, в абсолютном смысле Бог не меняется, потому что все движение в Боге — вечно.

Так протекает внутренняя жизнь Бога, и так работает завет. Когда Бог расширяет завет, расширяя вселенную, Он предназначает вселенную для продвижения по тому же пути созревания: от первоначальной славы, через уничижение, к большей славе.1

Мы видим это сразу же в Быт. 1, где за каждым славным днем следует вечер, а затем еще более славный день. Каждый новый день — это преобразованный вариант предыдущего дня. Каждый новый день заключается новый завет исторических времен, и завет этот обозначен фразами — «и стало так», и «Он увидел, что это хорошо». Но эти новые заветы не полностью новы и отличаются от предыдущих. Скорее, они основаны на предыдущих заветных соглашениях и лишь трансформируют их. Существует один завет, который преобразуется, проходя сквозь периоды унижения к новой славе, к своей цели — полной зрелости.

Второй путь к нашему пониманию вечного совершенствования Бога — размышления о второй ипостаси Бога, о Сыне. В сотворенном мире сын взрослеет и созревает, становясь, как отец. Если угодно, можно считать, что Отец совершенен вечно, а Сын вечно совершенствуется и вечно становится совершенным. Отец посылает Дух Сыну, чтобы сделать Его совершенным, как Отец, таким образом, Сын также вечно совершенен.

Дух — посредник и причина процесса совершенствования, а Сын — получатель воздействия Духа. Сын вечно совершенствуется. Дух вечно побуждает Сына к совершенству.

Теперь эта работа удваивается в творении, поскольку Отец посылает Дух еще и к Своей дочери (творению), чтобы она созрела и стала достойной невестой Сыну. Сын изначально зрел, ибо Его созревание (совершенствование) продолжалось вечно. Дочь созревает. И именно Дух заботится о ее созревании.

Теперь можно начать разговор о том, как завет действует в человеческой жизни. Существуют три фазы созревания завета: детство, взрослость и полная зрелость. Библия ассоциирует эти три фазы со священством, царствованием и пророчеством. Священник — это ребенок в том смысле, что он живет, строго подчиняясь Закону, и строго выполняет то, и только то, что велит ему Бог. Царь более зрел: он созревал во времена действия Закона, и теперь он применяет завет новыми и трудными путями, пользуясь своей мудростью. В библейской истории этому периоду соответствуют Синайский период и эпоха царств; а в более широком смысле им соответствуют Старое творение до Иисуса и Новое творение после Пятидесятницы.

И о финальной фазе. Иисус сказал, что Дух поведет нас к истине, так что в Новом творении мы продолжаем созревать, продвигаясь к нашей конечной цели. Конечная цель будет достигнута на небесах и в воскресении, тогда мы созреем окончательно. Подобие предчувствия окончательной зрелости испытывает человек на закате жизни, в старости; оно присутствует в последней части истории Израиля, в эпоху пророчеств. Пророк — член божественного совета, который разрывает старый мир и говорит с новым миром, обращаясь ко всему сущему лишь при помощи слова. Посмотрите на книги пророков, от Исаии до Малахии, и вы увидите это. (Позже мы рассмотрим эти вопросы глубже).

Таким образом, завет созревает в три этапа. Первый этап — завет детства, присутствующий в Старом творении, от Адама до Иисуса (Гал. 4:1-7). В Иисусе человечество взрослеет, но заметьте, Иисус выходит в мир лишь в возрасте 33 лет. Он посылает Дух, чтобы Дух помог нам достичь полной зрелости. Эта полная зрелость приходит «во Христе», потому что Иисус полностью созревает на небесах, в Откр. 1:14 Он пребывает во славе, волосы Его белы. В Новом творении мы продвигаемся к этой цели. Будет и Последнее творение, и это будет последняя форма завета для нас в грядущем мире.