Три основные фазы завета

Мы упомянули три фазы Завета, движение от детства, к взрослости и полной зрелости. Давайте более подробно рассмотрим каждую фазу.

Библия говорит о Церкви как о Дочери в эпоху Старого творения: дочь Сиона, дочь Иерусалима, и для обращенных народов — дочь Тира и т.д. Это фаза детства, незрелости. Можно подумать, что незрелость — это плохо, но это не так. Это дар Божий в первой фазе нашей жизни. Мы говорили, что Сын достиг зрелости в вечности, но это также означает, что Сын вечно достигает зрелости, отдаляясь от незрелости. Ничего плохого в этой незрелости нет. Именно в этом состоит сыновство — смотреть на отца снизу вверх. Сын вечно не достигает зрелости, ибо Он — Сын Своего Отца. Он вечно созревает в Духе. И Он созрел в вечности, ибо Он во всей полноте уподобился Отцу.

Таким образом, в Старом творении мы существуем как сыновья в его божественной незрелости. Мы — при Отце, который послал нам Сына — Ангела (посланника), чтобы научить нас правилам, которым необходимо следовать в детстве. Эти правила изложены в законе. Отец послал нам Духа, чтобы побудить нас к росту и взрослению. Он хочет, чтобы мы достигли полной зрелости, как Его Сын достигает полной зрелости в вечности.

В этой первой фазе завета Отец — над нами, а Сын — с нами, но только предварительно, в виде Ангела, Учителя, Законодателя. Дух — с нами, у него две задачи: Он способствует дозреванию истории до 1) того, чтобы Сын мог бы быть послан к нам, потому что 2) мы созрели для того, чтобы принять Сына.

В первой фазе преобладает Бог-Отец, поскольку Сын еще не явился нам во всей полноте и не принес Свои дары, а Дух еще не закончил работать, чтобы подвигнуть нас к достижению зрелости.

В этой первой фазе Отец посылает Духа, чтобы Он привел нам Сына и привел нас к Сыну. Мы все еще отделены от Сына, а Дух движется между нами — туда и обратно. Это движение повторяет священник, двигаясь туда и обратно. В эпоху Закона священник несет Слово от Сына к нам и препровождает нас к Сыну. Это отражено в системе жертвоприношения. Мы приводим животное, символизирующее нас самих, но нам не разрешено приближаться к алтарю. Убивая животное, мы убиваем в себе ветхую личность, и священник приводит нас к Сыну, к Яхве, сидящему на престоле Скинии, над алтарем. Священник подносит мясо (нас) к алтарю, превращает его (нас) в дым, чтобы мы могли подняться к престолу Яхве и быть с ним.

Мы видим, что работа священника особенно значима в первой фазе нашего созревания. Мы еще не созрели, как взрослые — цари, не говоря уже о старейшинах — полностью зрелых пророках. Мы — не созревшие дети, и Дух делает работу священника, ведя нас к зрелости, ведя нас к Сыну.

Давайте перейдем ко второй фазе. В эпоху Нового творения Библия называет Церковь Невестою. Это время взрослости, зрелости, но еще не полной зрелости. Еще раз отметим, эта взрослая зрелость — отображение вечного Сына, который одновременно вечно не зрел, вечно созревает, будучи взрослым и вечно полностью совершенен, как Отец. Таким образом, в Новом творении мы уподобляемся Сыну в Его божественной взрослости.

Мы все еще под началом Отца, еще не рядом с ним — мы не достигли полной зрелости творения. Но мы рядом с Сыном, уподобившись Его Невесте. Мы предназначены править этим миром вместе с ним. Таким образом, мы — цари, соправители и соборная Невеста-Царица. В эту историческую эпоху Дух послан нам, главным образом, как Дух Сына. Дух приходит к нам не для того, чтобы вести нас к Сыну, а для того, чтобы послужить связным между Сыном и Невестой. Он приходит не для того, чтобы сделать нас царями и Невестой-Царицей, а для того, чтобы мы могли действовать как истинные цари, как истинная Невеста-Царица.

В этой второй фазе преобладает Сын, поскольку Сын явился нам во всей полноте и принес свои дары, но Дух еще не закончил работу — Он продолжает вести нас к полноте зрелости, которой обладают старейшие.

Во второй эпохе мы уже не отделены от Сына. Скорее, мы «во Христе». Дух приходит не как священник, чтобы привести нас к Сыну, скорее как Советчик (Параклет), чтобы помочь нам жить с Сыном. Дух приходит «со стороны» (parakletos) Сына, чтобы помочь нам жить «бок о бок» с Сыном.

Самой важной деятельностью во второй фазе нашего взросления становится работа царей. Мы больше не священники, идущие к Сыну, но еще не полностью зрелые старейшины-пророки. Мы просто взрослые.

И мы все еще находимся в дороге. Мы продолжаем достигать зрелости. В этой второй фазе Дух приводит нас к Отцу. Он привел Сына к Отцу — Иисус был прославлен в Духе и Духом был вознесен к Отцу — а теперь приводит нас к Отцу с Сыном. Таким образом, Дух продолжает действовать как священник, но передав нам царскую деятельность Сына.

Теперь мы можем рассмотреть третью фазу. Это будет эпоха полной зрелости. Ее познали старики — старейшины — в этой жизни, она продолжится в грядущем мире. Еще раз отметим — эта полная зрелость — отражение вечного Сына, который полностью достиг зрелости в вечности, как и Отец. Таким образом в Последнем Творении мы уподобимся Сыну в Его божественной полной зрелости.

Мы уже не будем «под» Отцом — лишь в том общем смысле, что, как создания, мы всегда будем «под» Богом. Как Сын, достигший полной зрелости, восседает с Отцом на престоле, так и мы (Откр. 3:21; Ин. 17:21-22) станем старейшинами вместе с Отцом и Сыном.

В этой последней фазе завета Дух будет с нами не только как Дух Отца или Дух Сына, но во всей полноте — Дух во славе. Он полностью передаст нам Свою божественную славу. Он больше не будет вести нас ни к Отцу, ни к Сыну, Он останется жизненной связью этого вечного сообщества.

Таким образом, третья и последняя фаза будет фазой преобладания Духа, потому что Дух закончит работу по достижению нашей полной зрелости, когда мы сравняемся со старейшинами. Если мы поймем, кто такой пророк, то увидим, что пророческая деятельность является наиболее важной в последней фазе нашего существования. Чтобы понять это, мы должны более внимательно рассмотреть, что говорится в Библии о священнике, царе и пророке. К этому мы обратимся в следующей главе.

Поскольку мы заканчиваем обсуждение человеческого созревания, следует сделать еще два замечания. Во-первых, западная теология использует слово «прославление» только лишь при обсуждении последней фазы человеческой жизни, следующей за воскресением. Библия, однако, повествует о возрастании от славы к славе. Прославление — работа Духа, которая начинается в фазе незрелости и заканчивается полной зрелостью. Полностью прославлены мы лишь в конце, но мы находимся в процессе продвижения к славе в течение всей жизни. История заветов — история постоянного прославления.

Во-вторых, Отцы Церкви определяли этот процесс как обожествление, как теозис; восточная теология продолжает пользоваться этим языком и размышлять над этими терминами, хотя сейчас они значительно искажены. Отцы пользовались этим языком, поскольку Библия говорит о правителях и старейшинах, как о богах (Исх. 21:6; 22:8,9,28; Пс. 82:1,6; Ин. 10:34). Они использовали этот язык, поскольку человек создан по образу и подобию Бога и обладает способностью уподобляться Богу (Быт. 3:22). Обожествление во Христе не означает, что мы перестали быть сотворенными созданиями в «онтологическом» смысле слова. Нет, мы достигли зрелости и полностью уподобились Богу в «практическом» смысле.