Священник, царь и пророк

Начнем с порядка слов в перечислении — «пророк, священник, царь». Именно в таком порядке обычно следуют слова в этой фразе, произносимой проповедниками и теологами. Но это не библейский порядок. Эпоха священников длилась от Моисея до Саула, эпоха царей — от Саула до конца событий, описываемых в кн. Царств, эпоха пророков — от Илии до Иисуса. Если мы верим в развитие и созревание царства Божьего в истории, нам придется признать то обстоятельство, что царь — больше, чем священник, а пророк — больше, чем царь. Однако поскольку пророческая функция связывается с предсказанием будущего, ее абстрагируют от исторического контекста и ставят в начале. В то же время, как мы увидим далее, пророк появляется и в начале, и в конце, завершая один период и начиная другой; таким образом, в традиционном порядке перечисления содержится не столько ошибка, сколько неполнота.

Большой Катехизис, выработанный Вестминстерской Ассамблеей в Англии в 1648 году и используемый в Пресвитерианской Церкви и в некоторых других Церквах, следует порядку «пророк, священник, царь». Давайте посмотрим, что он говорит о них.В. 43: Как Христос исполняет служение Пророка? Христос исполняет служение Пророка, открывая Церкви во всех веках, Своим Духом и Словом, различными путями ведения, всю волю Божию во всем, что касается их назидания и спасения.

В самом деле, эти слова не являются уникальным определением пророчества. Согласно пророку Малахии: «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его; потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7).

Кажется, здесь четко сказано: служение священника по определению включает в себя передачу божественного послания. Но это не все, что делает священник, и далее мы увидим это. Однако становится понятным, что определение «пророка», данное в Катехизисе, не достаточно исчерпывающее. Более того, книги премудрости, ассоциируемые с именем царя Соломона, содержат откровенное Слово Бога. Иисус открывает Слово Бога и является, таким образом, священником, царем и пророком. Таким образом, Катехизис не объясняет нам, что особенного в исполнении Иисусом служения пророка. Мы увидим, что особенность пророка в том, что он является членом сокровенного Божьего совета, и его дело — донесение решений совета до народа.

В. 44: Как Христос исполняет служение Священника? Христос исполняет служение Священника, однажды принесши Себя в жертву непорочную Богу, чтобы быть примирением за грехи Его народа, и постоянно ходатайствуя за них.

В такой формулировке я вижу две проблемы. Во-первых, кажется, что этот ответ приравнивает священство к мученичеству. В этом есть большая доля истины, но не вся истина. В кн. Левит сказано, что в каждом жертвоприношении принимают участие три стороны: молящийся («сын Израилев»), священник («сын Ааронов») и животное («сын стада»). Таким образом, священник и жертва — разные понятия, и служение Иисуса как священника не в точности повторяет Его предложение Себя в качестве жертвы. Согласно Евр. 9:11-14, служение Иисуса в качестве Первосвященника включает Его самопожертвование за наши грехи, но этим служение священника не ограничивается, как мы увидим далее.

Правильным было бы сказать, что часть призвания священника — умереть за других, быть жертвой. Израиль — народ священников, жил под законами об осквернении (символической смерти), и таким образом жил под угрозой смерти, чтобы могли жить другие народы; на это призвание указывает священство Аароново, и полностью оно раскрывается в Иисусе Христе, истинном Первосвященнике. Но истина также в том, что и царь призван умереть. Иисус умер за нас как священник и царь, чтобы мы могли стать священниками и царями. Как видно из Послания к Евреям, Он умирает как царь-священник по чину Мелхиседека, а не только как священник по чину Аарона. Во-вторых, посредничество не является исключительной обязанностью священника, хотя и есть одна из его обязанностей. Фактически, в Быт. 20:7, где в первый раз в Библии используется слово «пророк», он определяется как ходатай: Авраам — «пророк, и он помолится о тебе, и ты будешь жив». Конечно, то, что священники ходатайствуют в молитвах за народ, — истина, но все же кажется, что в большей степени это свойственно пророкам, нежели священникам. Пророк

— не просто слуга, он — член Божьего совета, и донесение ходатайств до совету

— задание, намного более подходящее для пророка, чем для священника. Ответ, предложенный в Катехизисе, похоже, возлагает специфические пророческие функции на священника. В самом деле, в 1-й книге Царств, глава 8, мы читаем, как царь Соломон произносит длинную молитву-прошение от имени народа, как представитель народа. Таким образом, ходатайство — не исключительная прерогатива священства.

Священник — это слуга. Точнее, он исполняет функцию придворного слуги. Этим он отличается от царя и пророка. Мы рассмотрим это более подробно далее. Определение, данное Катехизисом служению царя так же проблематично:

В. 45: Как Христос исполняет служение Царя? Христос исполняет служение Царя, призывая из мира народ для Себя, посылая им служителей, законы и меры воздействия, которыми Он видимо управляет ими; даруя Своим избранным спасительную благодать, награждая их послушание и наказывая их за грехи, сохраняя и поддерживая их во всех их искушениях и страданиях, удерживая и одолевая всех их врагов, и властно предопределяя все для Своей славы и их блага; а также через отмщение остальным, не знающим Бога и не покоряющимся благовествованию.

Поскольку правление и руководство — отличительная черта царствования, ответ Катехизиса кажется адекватным. Но очень важный аспект царствования полностью отсутствует в этом длинном перечислении — это то, что царь должен умереть. Иисус был провозглашен царем, когда въезжал в Иерусалим. Его привели на суд как царя, и в этой же самой роли Он был коронован терновым венцом и одет в царскую одежду. И во время казни над Его головой висела табличка, которая гласила: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Иисус умер не только как священник, но и как царь, поскольку, будучи великим Мелхиседеком, Он был и остается и священником, и царем.

То, что царь призван отказаться от славы и умереть за других, упущено в ответах, предложенных в Катехизисе, поскольку жертвенная смерть ассоциируется лишь со священством. Это существенная ошибка, которую мы должны отметить, если хотим понять библейское учение о жизни и истории.

В то время как обычно мы думаем о священнике и царе как о двух разных аспектах нашей жизни, как о людях, трудящихся бок о бок в Царстве Божьем, как о чиновниках Церкви и государства, следует отметить, что в Библии священник появляется до царя. На горе Синай Аарон стал «Первосвященником», но царя(«Высшего Судьи») не было вплоть до Саула. Впоследствии, в царстве Соломона, мы увидим их рядом — священника и царя: вола и льва, Иахина и Воаза.

А кто такой священник? Заметьте, как в Послании Евреям 3:1-5 священство Моисея ассоциируется с обязанностями придворного слуги:

Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы перед Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его. Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить .….

Питер Лейтхарт показывает, что определение «священника», как председателя собравшихся на священную молитву, или как посредника, или как священного стража, не полностью исчерпывает еврейское понятие kohen (священник), представленное в Библии.

Только упоминание о содержании дома, о прислуживании царю в его дворце достаточно широко и специфично отражает суть обязанностей и особенностей священника. А поскольку Скиния и Храм — дворцы Яхве — являлись символами общего дома молящихся Богу, священник служил Богу в данном религиозном сообществе. Фактически, библейское служение священника по существу идентично пасторскому служению в Церкви Нового Завета: Он учит Слову Божьему, наблюдает за религиозной трапезой, устраивает богослужение и организует людей на молитву.

Здесь ключевое слово — слуга. Обязанности священника сами по себе очень просты: Он осматривает животное, приведенное для жертвоприношения; он помогает мирянину совершить жертвоприношение; он осматривает людей на предмет проказы; он совершает определенные ритуалы во дворце Бога и т.д. Все эти обязанности не требуют ничего особенного, кроме абсолютного послушания. Священник судит о том, что правильно или неправильно, законно или незаконно, чисто или нечисто, свято или обыденно. Не запятнана ли овца? Это легко определить. Во времена начала священства, на Синае, был дан Закон, и всякий раз, когда мы думаем о законе, мы думаем о послушании, о правильном и неправильном. Это просто: либо вы подчиняетесь, либо нет.

Иисус не только священник, но и царь. Подобно Мелхиседеку, Он — священник-царь. Таким образом, Он не просто слуга в доме, но еще и Сын-царь над домом. Он управляет домом не как священник, а как царь. И умирает Он не как священник-слуга, а как царь, управляющий домом.

У царя другие задачи, требующие гораздо большей зрелости. Когда начинается эра царства, на сцену выходит литература премудрости. Мудрость ассоциируется не с простыми вопросами о том, что хорошо и что плохо, но с вопросами о том, как поступить мудро или не мудро в данной ситуации, новой ситуации, о которой ничего конкретного в законе не сказано. Более того, обычно царю приходится выбирать не между правильным и неправильным, а между двух зол. Он должен выбрать из двух зол меньшее. Подумайте о полководце на поле боя. Он может послать взвод солдат на верную смерть для того, чтобы отвлечь огонь врага; в это время другой взвод окружает и истребляет противника. Нелегко принять такое решение. Это решение царя, а не священника. Пример царской мудрости — суд царя Соломона, разрешение спора между двумя блудницами в 1-й книге Царств, глава 3.

Царь не достиг бы такой мудрости, если бы сначала не изучил Закон. Мудрость стоит на законе, царь стоит на священнике. В нашей жизни должна быть «фаза священства», во время которой мы познаем мудрость в подчинении и борьбе; потом мы входим в «царскую фазу» и, уже обладая мудростью, передаем ее другим. Совершенно очевидно, что это напоминает отношения между детством и зрелостью. Мы подчиняемся, будучи детьми. Будучи взрослыми, мы принимаем трудные решения. Хлеб — для детей и священников; вино — для царей и взрослых людей. Левит 10 запрещает священникам пить и садиться во время исполнения своих обязанностей, но царей постоянно изображают сидящими на троне и пьющими вино.

Если священник — покорный слуга, а царь — мудрый правитель, то пророк — выше этого. В Библии пророк — один из главных советников Бога, с которым Бог советуется, прежде чем приступает к какому-либо действию (Ам. 3:7; 7:1-6; Быт. 20:7; 18:16-33). Пророк — это зрелый образ Бога, вовлеченный в Божественное сообщество в качестве младшего партнера в Его совете.

Становясь пророками в завершающем периоде нашей жизни, в пожилом возрасте, когда мы не только приобрели мудрость, но и испытали ее годами «царства», мы обретаем способность передавать и закон, и мудрость другим, идущим вслед за нами. Мы взрослеем и знаем, как молиться, как советоваться с Богом; таким образом, мы созреваем для того, чтобы стать советниками для других.

Более того, ознакомившись с пророческой литературой, мы видим, что пророк — это человек, который одними словами разрывает старый мир и создает новый. Его слова заставляют думать по-другому. Он не просто повторяет то, что было сказано раньше, не просто применяет старые методы к новым ситуациям. Он представляет новое видение, в котором присутствуют смерть и воскресение. Услышав слова истинного пророка, нельзя продолжать думать удобными старыми категориями. Его слова производят суматоху, но после них происходит прозрение в нечто лучшее, и праведные начинают в результате этого думать и действовать по-новому.

Таким образом, отличительное свойство священника — полное послушание. Отличительное свойство царя — мудрое правление. Отличительное свойство пророка — посредничество и преображение, донесение молитв-прошений совету и оповещение о решениях Совета. Каждая фаза ассоциируется с исполнением суда. Священник вершит суд по правилам закона: наблюдает за жертвоприношением животных, решает, чистое оно или нечистое. Царь вершит суд своей мудростью во всех сферах народной жизни. Но истинный суд ассоциируется, в основном, с пророком, который вершит суд над всей культурой, таким образом заканчивая один исторический период и инициируя следующий.

Служение пророка в качестве судьи и советчика показывает, что пророк — это не просто кульминация одного из периодов жизни и истории, но и начало следующего периода. Моисей приходит как великий пророк ради того, чтобы порвать со старым Египтом и дать начало истории Израиля; затем он проходит через периоды священства, царства и пророчества. Иисус появляется в кульминационной точке пророческого периода, порывая с ветхим миром Адама и утверждая следующий (последний) цикл истории. Первым пророком был сам Бог, утвердивший первые три фазы: Адам (священство), Каин (царство), Сыны Божии (пророчество). Кульминацией третьей фазы стал Ной, который пророчествовал перед потопом, а затем утвердил новую фазу истории: Авраам (священство), Иаков (царство), Иосиф (пророчество). Моисей стал кульминацией третьей фазы, пророчествуя против Египта и утверждая новую фазу истории.

Поскольку пророк формирует облик мира и является членом Божьего совета, мы можем сказать, что из всех трех периодов человеческой жизни, в пророческом периоде человек наиболее зрел, в наивысшей степени уподоблен Отцу.

Мы увидим ту же схему, если сравним юного пророка с пророком престарелым. Мы видим это в кн. Даниила. Во 2-й главе этой книги Даниил может советовать царю и предсказывать будущее, поскольку Бог явно открывает ему будущее во время ночной молитвы. В это время Даниил был очень молодым человеком. Однако в 5-й главе кн. Даниила престарелый Даниил способен пророчествовать исходя из собственного жизненного опыта, не получая специального разъясняющего откровения от Бога. В самом деле, эта последовательность легко прослеживается в главах со 2-й по 5-ю кн. Даниила:

2 глава: Даниил — молодой пророк

3 глава: друзья Даниила как истинные священники, отказавшиеся молиться ложным богам

4 глава: Навуходоносор — царь

5 глава: Даниил — пожилой пророк, открывающий конец старой вавилонской эпохи и начало новой персидской эры.

Движение от детства (послушание пророку старой эпохи), к служению священника, к царскому правлению, к «божественности» пророка — члена Божьего совета, — не только схема истории человечества в целом, но и последовательность, которая просматривается в меньших периодах человеческой жизни. В каждом периоде библейских заветов мы видим общее движение: от времени служения священников ко времени царских действий и затем ко времени пророческого суда и переустройства.

Эта истина применима и к нашим жизням. Мы не просто движемся от детства к старости в течение нашей жизни, но и проходим эту последовательность много раз в течение коротких периодов.

Рассмотрим пример:

1. Начальное пророчество. Изобретен домашний компьютер. Это новое изобретение вытесняет старое: пишущая машинка мертва. Вы приобретаете такой компьютер. Вы вступаете в новый период своей жизни и деятельности. Производитель компьютера снабжает вас законом — инструкцией по эксплуатации компьютера. Это пророчество, произнесенное пророком в начале новой фазы вашей жизни. Сравните это с законом Моисея.

2. Священство. Вы должны подчиняться книге законов. Вы должны научиться пользоваться компьютером. Вероятно, другие помогут вам, и вы будете спрашивать у них совета. В это время вы будете слушаться ваших учителей и наставников, подобно «слуге», исполнять указания, обучаясь работе на компьютере.

3. Царство. Постепенно вы научитесь самостоятельно пользоваться компьютером. Вы начинаете обучаться скорее методом проб и ошибок, нежели слушаясь авторитетов. Конечно, если вы будете нарушать закон, данный в книге, вы не сможете успешно работать на компьютере. И все же теперь, когда закон вошел в вас, вы не так часто заглядываете в книгу и довольно редко обращаетесь за советом к другим. Вы постепенно начинаете чувствовать, что может и что не может компьютер. Это — мудрость, чувствительность к ситуации, которая приходит с опытом.

4. Пророчество. Поработав с компьютером долгое время, вы можете учить других. Вы становитесь одним из советчиков, консультируя людей, только что купивших свой первый компьютер. Более того, вам есть что посоветовать «божеству», создавшему компьютер. Вы можете послать компании-изготовителю электронное письмо с рекомендациями по совершенствованию компьютера. Если они мудры, они рассмотрят ваши предложения и используют ваш опыт.

Заметьте, что став царем, вы не перестаете быть священником. Книга правил с вами, и время от времени вы обращаетесь к ней. Правила пользования компьютером не изменились, и вы должны им следовать. Точно так же вы не перестаете быть священником и царем, становясь пророком. Вы продолжаете пользоваться своим компьютером, хотя даете советы другим и рекомендуете производителю, как улучшить конструкцию в будущем.

Та же последовательность прослеживается, когда вы печете торт. Когда вы печете торт в первый раз, вы открываете кулинарную книгу и следуете рецепту очень тщательно. Через некоторое время, выпекая торт, вы начинаете вести себя по-царски: начинаете немного экспериментировать, кладете того побольше, этого поменьше, добавляете какие-нибудь специи и т.д. Методом проб и ошибок вы приобретаете мудрость и навык в печении торта. Затем, когда люди начинают говорить, что ваш торт исключительно вкусен, вы пишете для них рецепт и учитеготовить такой же. Вы даже можете отправить письмо издателю кулинарной книги и описать ваши новые идеи.

Из этих двух примеров (можно придумать еще миллион подобных) видно, что переход от священника к царю и пророку не носит явного «религиозного» характера, а является фактически сущностью человеческой жизни и роста. Мы проходим этот путь все время — и маленькими периодами и в течение всей нашей жизни.

Это часть понимания того, что значит быть образом Бога. Образ Божий присутствует во всех трех периодах, а три фазы, как мы видели, имеют отношение к Троице.

Из-за греха люди, живущие без благодати, — плохие священники, плохие цари и плохие пророки. Будучи плохими священниками, они непослушны и мятежны, и не следуют правилам. Они покупают компьютер, вставляют штепсель в розетку и начинают с ним безобразно обращаться. Они выучат кое-что, но с негодованием отказываются подчиняться книге правил. И как плохие священники, они не хотят быть учениками. Они сразу переходят к методу проб и ошибок, которым следовало бы воспользоваться позже, часто излагают свое мнение другим, пытаясь вести себя как пророки, хотя сообщить им, в сущности, нечего.

Будучи плохими царями, они правят не очень успешно. Поскольку они отказались служить, они не могут хорошо править. Наша компьютерная аналогия не очень нам поможет здесь; но вспомните о множестве плохих правителей, собственников и менеджеров, дурно повлиявших на человеческую историю.

Будучи плохими пророками, они дают плохие советы и запускают пагубные идеи, продвигающие историю в неправильном направлении. Подумайте только о множестве пожилых людей, не ставших старейшинами, а вместо того ставших желчными и эгоистичными стариками.

Значение совершенного жизненного пути Иисуса заключается не только в том, что Он умер за наши грехи, но и в том, что Он отдает нам Свою совершенную жизнь. Он предлагает нам ее не столько в качестве модели, ибо фактически мы не делаем того, что сделал Иисус, а в качестве типа. Тип — это структура, запечатленная в нас Святым Духом. Мы находимся в союзе с Иисусом, и глубинная структура Его жизни отдана нам. В конечном счете, структура жизни Иисуса с детства до полной зрелости, движение от священника к царю и далее к пророку, основана на том, что как Сын он вечно незрелый, вечно взрослый и вечно полностью зрелый. Принимая Его тело и Его кровь, мы восстанавливаемся и обновляемся так, что можем правильно двигаться сквозь все три фазы нашей жизни.

Теперь мы можем поправить ответы Вестминстерского катехизиса.

Вопрос: В чем состоит работа Духа как священника?

Ответ: Дух действует, как священник, приводя Сына к нам и приводя нас к Иисусу в полном и радостном послушании Отцу.

Вопрос: В чем состоит работа Иисуса как священника?

Ответ: Иисус действует как священник, полностью подчиняясь и повинуясь Своему Отцу через Дух, охраняя дом Своего Отца, приводя нас в Духе к Себе.

Вопрос: В чем состоит работа Иисуса как царя?

Ответ: Иисус действует как царь, придя в мир, чтобы умереть ради искупления Своего народа, управляя им во всех смыслах.

Вопрос:. В чем состоит работа Духа при взаимодействии с Сыном в Его царствовании?

Ответ: Дух действует как советчик Сына в Его царстве, чтобы мы могли быть ближе к Сыну и стать Его соправителями; приводя нас вместе с Сыном к Отцу.

Вопрос: Каким образом Дух является «Духом пророчеств»?

Ответ: Дух — это Дух пророчеств в том смысле, что Он прославляет Бога, человечество и мир.

Вопрос: В чем состоит работа Отца как пророка?

Ответ: Отец действует как пророк, создавая и обновляя человечество и мир, посылая Свой Дух человечеству и, соответственно, миру, чтобы прославить их.

Вопрос: В чем состоит работа Иисуса как пророка?

Ответ: Иисус действует как пророк, воссоединяясь со Своим Отцом трудах по созданию и обновлению человечества, посылая Свой Дух человечеству и, соответственно, миру для завершения их прославления.