Глава 14. Секретная карта Маньчжурии

Разразившаяся II Мировая война отрезала Бабиенко от его паствы. С болью в сердце Феофил Феофилович вслушивался в сообщения по радио о тех странах, где он недавно нес служение, где у него осталось много друзей. Да и обладая феноменальной памятью, Бабиенко помнил пофамильно практически каждого члена церкви в тех многочисленнейших общинах, где он нес служение. А известия действительно были страшные. Так в его любимом Харбине, некогда центре русской интеллигенции и офицерства, городе, который славился своими университетами и свободой, теперь безгранично властвовали японцы, которые еще в 1932 году захватили Маньчжурию, создав на ее землях марионеточное государство Маньчжоу-Го. Во главе его они ставят последнего императора Китая Пу И, свергнутого с престола Китая еще в 1911 году в пятилетнем возрасте. Потому внешне Маньчжоу-Го было китайским государством, а на деле — колонией милитаристской Японии. Сам Пу И в своих воспоминаниях об этом времени пишет: «Я и Чжэн Сяо-сюй были номинальными верховными правителем и премьер-министром, а министры лишь назывались министрами. Да и так называемый Государственный совет существовал лишь для формы». [Пу И. Первая половина моей жизни. М.: Прогресс, 1968. С. 340]. Императору Пу И было запрещено японскими жандармами покидать территорию своей резиденции. [Там же. С. 336]. Вся реальная власть в стране сосредоточилась в руках японской Квантунской армии. И если в первые годы захватчики вели себя относительно тихо, то уже через считанные годы открылись во всей полноте планы японского правительства. Главная ставка в которых делалась на… НАРКОТИКИ. «И этот манёвр удался. Согласно официальному докладу, выпущенному министерством внутренних дел Маньчжоу-Го, из 1/3 населения (более 9 млн. человек), ставшего наркоманами, 69% были люди моложе 30 лет. Так агрессоры пытались морально и физически разложить нацию, её цвет и надежду, дабы свести к нулю её способность к сопротивлению, что отмечалось во время суда над японскими военными преступниками». [Цит. по http://www.miroslavie.ru/optimalist/sborst3 .htm]. На свободно продаваемых с их же рук наркотиках, они ловили русскую молодежь и затем, грозя им тюремным заключением, заставляли работать на себя. При этом наркотики японцы помещали в конфеты, сигареты, словом, человек попадался в тот момент, когда менее всего этого ожидал. [Старосельская. Указ. соч. С. 151]. Японцы покровительствовали фашистским партиям Харбина, которые добывали для них деньги путем похищения людей, проституции, распространения наркотиков. Харбин стал превращаться в город-притон. Положение и без того незавидное для его жителей утяжелял тот факт, что в 1935 году СССР продал часть своей железной дороги японцам. Начался массовый отъезд русских из Харбина. Часть, поверившая сталинской пропаганде, бежала в СССР, чтобы оказаться в ГУЛАГе, часть — в Китай в Шанхай, чтобы оказаться в основном в притонах, часть — в далекую Америку и Австралию, довольствуясь самой черной работой. Но в последние страны уехать было очень тяжело и дорого. И потому подавляющее большинство оказалось между японским террором, сталинским ГУЛАГом и шанхайскими притонами. Страшный выбор! С началом же войны между США и Японией ситуация еще более обострилась. Членам Харбинской церкви приходилось претерпевать страшные испытания в государстве наркотиков, произвола и японской военщины, где попирались самые элементарные человеческие ценности. Слушая и читая об этом, Бабиенко молил Бога за своих собратьев, просил Господа, чтобы Он использовал его для помощи им. Хотя, что он мог сделать для людей, живших на оккупированной земле, захватчики которой вели войну с Америкой. Но Бог услышал его молитву. И ответил на нее самым чудесным образом. Дело в том, что американское

военное командование не имело подробной карты Маньчжурии, которая была им,

безусловно, необходима для координации боевых действий. И узнавший об этом

Бабиенко с радостью предоставляет правительству США в пользование имеющуюся у

него еще с начала 1920-х годов подробную карту Маньчжурии, получив в ответ

благодарности от правительства США. Эти интересные документы сохранились до

нашего времени в семейном архиве внучек Бабиенко. Вот их полный текст:

США

Министерство внутренних дел

Офис секретаря

Отдел географических названий

Вашингтон, штат Колумбия

21 февраля 1944 года

Господину Феофилу Бабиенко,

МакМиллан Билдинг 401, Саксатун, Саскачеван, Канада. Уважаемый Бабиенко,

в настоящее время мы приступаем к изучению местных названий в Монголии и особенностей их употребления при составлении географических карт. Эта задача требует участия лиц, владеющих монгольским языком и знающих оригинальные названия местных населенных пунктов. Господин У. П. Брэдли из г. Тахома Парк округа Вашингтон предположил, что Вы владеете такими знаниями и можете согласиться на сотрудничество.

Буду благодарен, если Вы в ближайшее время напишете мне о своем знании населенных пунктов и природных особенностей Монголии, а также о том, даете ли согласие помочь нам.

Искренне Ваш, Мередит Берилл, директор США

Министерство внутренних дел Офис секретаря

Отдел географических названий Вашингтон, штат Колумбия 4 апреля 1944 года

Господину Феофилу Бабиенко,

МакМиллан Билдинг 401, Саксатун, Саскачеван, Канада. Уважаемый Бабиенко,

с нетерпением ожидаем пересылки Вами карты, о которой Вы говорили в своем письме от 22 марта. Это русскоязычная карта Монголии 3×4 фута, составленная М. В. Зайценом в 1926 году, в Харбине, Маньчжурия. Мы снимем с нее копию и возвратим оригинал.

Искренне Ваш,

X. де Терра, начальник Региональной географической секции США

Министерство внутренних дел Офис секретаря

Отдел географических названий Вашингтон, штат Колумбия

22 апреля 1944 года

Господину Феофилу Бабиенко,

МакМиллан Билдинг 401, Саксатун, Саскачеван, Канада.

Уважаемый Бабиенко,

прилагаю карту Монголии, которую Вы любезно одалживали нашему отделу. Она очень поможет нам, и я благодарен, что Вы позволили скопировать ее.

Искренне Ваш, X. де Терра, начальник Региональной географической секции

Сохранилась и эта карта Маньчжурии, возвращенная Бабиенко после войны американским правительством. Помню, как необычное чувство овладело мной (Опарин А. А.), когда внучки Феофила Феофиловича дали мне в руки эту старинную, в несколько раз сложенную, большую карту. Сколько она могла бы рассказать… Рассказать и о том, с какой радостью вручал ее 60 лет назад пастор Бабиенко в руки американского командования, ведущего войну с милитаристской Японией, угнетавшей столь любимый им Харбин и Маньчжурию. Как благодарил Бабиенко Бога, что Он сохранил у него после стольких лет эту карту, которая сыграла немалую роль в разгроме Японии в Маньчжурии. Во время войны в 1943 году на 94-м году жизни умирает Феофил Арсентьевич Бабиенко, с радостью взирающий на успехи сына в служении Богу и ближним. После окончания войны Феофил Феофилович Бабиенко налаживает связи с церковью в разоренной фашистами Польше, куда несколько раз ездит от лица всемирной церкви с гуманитарной помощью, о чем также сохранились интересные документы. Вот один из них:

Польский унион Церкви АСД Варшава, 36, ул. Турецка 1.

Варшава, 4 октября 1946 Свидетельство

Польский церковный совет Адвентистов Седьмого Дня нижеследующим подтверждает, что пастор Феофил Феофилович Бабиенко, гражданин Канады, находился в Польше с 30 июля по 4 октября 1946 года в качестве делегата американской благотворительной организации «Адвентистская помощь Польше».

В период своего пребывания в Польше высокий гость проявил большое сочувствие и интерес к нашим соотечественникам, пострадавшим в ходе военных действий. Он посетил Варшаву и другие населенные пункты страны, наиболее разрушенные в ходе войны, где лично раздавал обнищавшим жителям привезенные с собой продовольствие и одежду. Его стараниями Польский церковный совет АСД получил до сегодняшнего момента из одной только Америки гуманитарную помощь в следующем объеме: 70.000 кг масла, сгущенного молока и лекарственных средств, а также 30.000 кг одежды для раздачи бедным.

Посылаем данное свидетельство похвальной и самоотверженной работы пастора Бабиенко, чтобы выразить благодарность и надежду, что он и в дальнейшем будет способствовать уменьшению страданий нашего народа.

От имени Польского униона Церкви АСД

Секретарь Переводчик Й. Кулак

Бывая в Польше, Бабиенко с радостью встречался со своими старыми друзьями по довоенному периоду. Часто его глаза увлажнялись слезами, когда он узнавал, сколь многие члены церкви погибли в войну или были замучены в концлагерях. Несмотря на свой уже пенсионный возраст, Бабиенко продолжает активно трудиться в различных конференциях и церквях Канады и США, опекая многие русскоязычные общины. И, в частности, русскую общину в Сан-Франциско, бывшую в свое время одной из наиболее

больших русскоязычных церквей. До сих пор прекрасно сохранилось и здание этой церкви, расположенное по адресу 8-я Авеню. Именно в этом здании мы останавливались, когда были в Сан-Франциско с семинаром по Библейской археологии. Совсем недавно, стараниями местного русского пастора Владимира Николаевича Котырло и его семьи здание хорошо отремонтировано и выглядит так же привлекательно, как и во дни Бабиенко. Однако от той старой церкви сохранились лишь единицы, ибо время идет, и люди уходят. Но весть Евангелия, которую в ее зале провозглашал в свое время пастор Бабиенко, продолжает звучать и сегодня. И старый пастор, будь он жив, порадовался бы этому больше всего. Большой отрадой в последние годы его жизни были встречи с русскими пасторами, которые после 1970 года стали приезжать из СССР в США в составе делегаций на съезды Всемирной церкви. В 1980 году 18 января у Бабиенко умирает его жена Анна, с которой они прожили больше 60 лет, деля все — и горе, и радость. А через 9 месяцев и 2 дня уходит на покой и сам Феофил Феофилович. На его погребении был зачитан некролог, полный текст которого мы полностью прилагаем.

«Теофил Теофилович Бабиенко родился 7 сентября 1885 г. в Киеве, и был восьмым из девяти детей в семье — семи девочек и двух мальчиков. Когда его отец был сослан в Сибирь за проповедь субботы, мать, работая, содержала семью на протяжении 12-ти лет. Через агентов она получила от мужа сообщение, в котором он просил ее незаметно переехать в Румынию вместе с детьми, где, совершив побег, он смог бы присоединиться к семье. Румыния была их домом на протяжении нескольких лет, до тех пор, пока с помощью американского баптиста-филантропа семья не переехала в Канаду и не поселилась там. „Т. Т.», как он был известен, покинул дом в возрасте 21-го года, чтобы учиться в Clinton German Seminary. Там он обучался для служения, позже посещая Walla Walla College. Женившись на Анне Уилсон в 1913 г. он вместе с женой начинает работу всей своей жизни для русских и немцев в Канаде, Соединенных Штатах и Европе. Возглавляет русскую работу на Дальнем Востоке со штаб-квартирами в Харбине, Маньчжурии на протяжении семи лет. Позже становится президентом Балтийского (или Прибалтийского — прим.) Униона, Польского Униона, затем генеральным секретарем Северного Европейского Дивизиона. В годы войны выполняет пасторскую работу для русских в Канаде и Нью-Йорке; благодаря проделанной им ранее миссионерской работе в Монголии, может предоставить правительству Соединенных Штатов детальную военную карту края (региона, местности — прим.), получив об этом просьбу во время Второй Мировой Войны. На то время это была единственная карта в своем роде. После войны его отправляют в Европу для участия в благоустройстве поствоенной Польши и контроля поставок еды и одежды голодающим и бездомным всех конфессий. Несмотря на его длительные отсутствия, семья хорошо знала о его глубокой любви. Будучи несравненным рассказчиком, он часто развлекал семью и друзей широким репертуаром удивительных историй из жизни и забавных инцидентов, легко находя смешную сторону в вещах. Однажды он заметил: „Что нужно молодому человеку, так это деньги, а не советы!» После выхода на пенсию все еще посещает лагерные собрания и проповедует в церквях (преимущественно в русских и немецких), хотя свободно владеет пятью языками. В возрасте 85-ти лет прилетает в Канаду, будучи приглашенным проповедовать в течение недели, отмечая необходимость накопления каких-либо средств для своего преклонного возраста. Из его 4-х детей — одного сына и трех дочерей трое живы, одна же из дочерей умерла в Харбине, Маньчжурии в возрасте 3-х мес. 13 внуков и 2 правнуков также живы. Его жена умерла раньше его самого на 9 месяцев и 2 дня. Жизнь его была потрачена на служение Господу. Его единственной профессией, занятием и хобби была проповедь Евангелия, которой он посвятил 43 года своей жизни. Сейчас он

почиет, ожидая возвращения своего Господа. «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».