Глава 1. Упрямый прихожанин

В наше время, особенно в дни больших праздников, десятки тысяч людей наполняют храмы, ставят свечи, крестятся, кладут поклоны перед иконами. Это прекрасно, что люди вспоминают о Боге, но с другой стороны, если практически к каждому из них подойти по выходе из храма и спросить, что за праздник, который сегодня празднует церковь, какова его Евангельская история, а главное, каково значение для нас, то очень мало найдется людей, которые ответят на это. Если же продолжить беседу и спросить, как смысл данного праздника влияет на вашу жизнь и изменяет ее, то ответом будет удивление. Если же начать допытываться о символах той службы, на которой они присутствовали, о самом чине служения, о смысле действия священника во время службы, то на эти вопросы мы не услышим, скорее всего, ответа. Многие люди вообще говорят, что они всего лишь прихожане, и что от них требуется посетить на праздник церковь, поставить свечку, поклониться иконе, дать милостыню, прошептать несколько слов из молитвы «Отче наш» — и все!? Но что значит это все?! Весь наш долг перед Богом и ближним? Да и разве не напоминает подобный приход в храм явку, скажем, на ту же демонстрацию 7 ноября в советское время? Мы не хотим ни в коей мере обидеть ничьих религиозных чувств, но параллели напрашиваются сами собой, в основе которых лежит выполнение определенного обряда: пришел — отбыл — свободен. Причем явка полудобровольная. В первом случае опасение из-за возможных неприятностей на работе в случае неявки, а во втором — опасение, основанное, если честно говорить, на суеверии — по принципу, как бы чего не вышло, или для успокоения совести. Во всем этом, к сожалению, очень мало осмысленности, личного выбора и очень много чувства, извините, «стадности», традиции. Это было одной из главных причин того, что, вроде бы, монолитная православная Россия сразу после Революции стала громить те храмы, в которые буквально несколько дней назад ходила с трепетом. Таковы были плоды религии прихожанина. Но далеко не все люди желали и желают исповедовать эту религию. Среди них был и Феофил Арсентьевич Бабиенко, родившийся под Киевом в местечке Тараща в 1850 году (правописание имени Феофил в дореволюционных и иностранных языках значилось как Теофил, поэтому во многих документах, книгах инициалы Бабиенко стоят как Т. А., а не Ф. А. Это же относится и к его сыну, Феофилу Феофиловичу, который во многих документах значится как Теофил Теофилович. Кстати, свое имя он подписывал наиболее часто Т. Т. Бабиенко). Уже по одной истории его семьи можно изучать бурные перипетии истории юга России. По отцовской линии Феофил Бабиенко вел свой прямой род от крупного польского землевладельца и генерала XVIII века Гордовского, многие поместья которого находились на Украине. Практически вся история XVII-XVIII веков наполнена нескончаемыми войнами между Польшей, ее украинскими владениями и Россией. В одной из таких войн генерал Гордовский был убит, а его жена, опасаясь мести со

стороны украинского местного населения, спешно выходит замуж за управляющего своего поместья Бабиенко. К моменту женитьбы она уже имела 12-летнего сына от своего первого мужа, генерала Гордовского. Этот мальчик носил имя Арсентий и стал отцом Феофила Бабиенко. Арсентий был хорошим художником и любил рисовать картины и иконы, которые пользовались хорошим спросом. В его паспорте значилась двойная фамилия — Гордовский-Бабиенко, тогда как в бумагах поместья он значился как Гордовский. Юность Феофила была омрачена тем, что польские магнаты отняли у них поместье. Детали и причины этого сегодня уже установить невозможно. Но как бы то ни было, мальчик оказался в большой нужде и стал зарабатывать тем, что делал иконы, как и его отец. К этому времени отпала вместе с поместьем и дворянская фамилия Гордовский, и осталась обычная украинская фамилия Бабиенко. Феофил, помимо художественных, обладал и музыкальными способностями, и потому со временем становится регентом в Православной церкви местечка Тараща, где он женится на богобоязненной девушке Екатерине Ступке. Также, обладая прекрасной дикцией, он получил от священника задание каждое воскресенье читать Псалтырь на клиросе церкви. Феофилу Арсентьевичу очень понравилась эта Библейская книга, и он попросил у священника разрешения брать ее домой. Священник, зная порядочность и богобоязненность Бабиенко, разрешил. И вот каждый вечер после трудового дня Феофил садился за стол и читал Библию. Узнав о том, что у регента церкви есть дома сама Библия, некоторые соседи стали приходить послушать ее чтение. Дело в том, что в те годы Библия была огромной редкостью, и приобрести ее было очень тяжело даже в больших городах. В маленьких же селениях, типа Таращи, ее не было вовсе… Итак, Бабиенко вместе со своими слушателями просто читал Библию. Они не читали никакой дугой религиозной литературы, толкований, энциклопедий, — тогда подобных книг не было. Ввоз протестантской литературы в Россию был запрещен, а работы православных богословов были или на греческом, или на старославянском. Те же немногие издания, что были на русском языке, имели только высшие иерархи церкви и духовная академия. Они просто читали Библию, они никак не поясняли ее, ибо и пояснять они не могли, так как ничего толком не знали. Они просто читали Слово Живого Бога, и, читая его все больше и больше, Феофил стал обнаруживать, что очень многие учения его церкви, которую он так любил, и в которой служил своими дарованиями, не согласуются с Библией, а в ряде очень важных моментов грубо противоречат ей. Только в дальнейшем, будучи сосланным за свои еретические взгляды на Ставрополье, он уразумеет многое из того, что не поддавалось теперь его младенческому в вере разуму. Одним из этих моментов откровений станет суббота. До чтения Библии Феофил был уверен, что суббота была дана евреям, что она являлась частью обрядов этого древнего народа, что она была отменена Христом, и что апостолы в память воскресения своего Учителя стали праздновать воскресный день. Но, читая Библию, Бабиенко увидел обратное: во-первых, он увидел, что суббота является памятником Божьего творения земли и дана всему человечеству: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:1-3). Он увидел, что суббота особо отделена Богом и благословлена Им, и эти ее благословения распространяются и на тех, кто ее святит. Во-вторых, он увидел, что суббота является частью не обрядового закона, данного Моисею для евреев, а частью Божьего Десятисловного, неизменного закона: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни

ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-14). В этом законе суббота стоит наравне с заповедями не убей, не прелюбодействуй, почитай отца и мать. Почему же тогда, признавая эти заповеди, люди считают возможным убрать заповедь о субботе. Он увидел, как в Новом Завете апостол Иаков пишет: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10), а в книге Притчей сказано: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притч. 28:9). Третье: он увидел, что Христос не отменял субботу и закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5:17-18). Он увидел, что Христос проповедовал по обыкновению именно в этот день: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк. 4:16-22). Четвертое: Христос побуждал Своих учеников помнить о субботе и через много лет после Его распятия и вознесения: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Матф. 24:20). Эти слова Христа, предсказывающие время разрушения Иерусалима, исполнились через сорок лет. Христос не говорил там, чтобы не случилось бегство в воскресенье, и тем самым нарушился покой в этот день, а говорит именно о субботе. Пятое: Бабиенко увидел, что ученики Христа, следуя завету своего Учителя, святили субботу. «День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:54- 56); «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» (Деян. 17:2). Феофил увидел, что в Библии воскресенье, или как он назван в Библии, первый день недели, встречается всего шесть раз (в частности, 1 Кор. 16:1-2), где просто говорится об отложении средств для пожертвований в первый рабочий день недели (воскресенье), а не в праздничный седьмой (субботу). Он четко увидел, что ученики Христа не противопоставляли Божий закон вере, а утверждали его. «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Римл. 3:31). Шестое: он прочитал о том, что суббота остается для Божьего народа: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9). Седьмое: Бабиенко с трепетом прочел о том, что только соблюдающие Божьи заповеди могут войти в Вечный Иерусалим. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14). Восьмое: он увидел, что Библия провозглашает, что и в вечности будет праздноваться суббота — «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:22-23). Девятое: Феофил

Бабиенко прочел о том, что Господином, Хозяином субботы является Сам Христос — «Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марк 2:28). Но если Господин субботы — Христос, а Он ее не отменял, тогда кто же посмел упразднить Божью заповедь? Ища ответ на этот вопрос, Бабиенко нашел его во 2-м Послании ап. Павла к Фессалоникийцам: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:3-4, 8-12). Это Библейское пророчество прекрасно согласовывалось с пророчеством из книги Даниила: «И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан. 7:25). Значит, отступление будет в церкви, и будет происходить под маской христианства. Одновременно с этим Бабиенко увидел, что эта отмена Божьей субботы властью антихриста будет иметь значительное распространение. В то же время, как он прочитал в Библии, в последние дни Божий народ должен будет восстановить это Божье знамение между Богом и Его народом, как это именует пророк Иезекииль: «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иезек. 20:20). О восстановлении же этого знамения пишет пророк Исайя: «Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: „Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: „вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, — тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:1-7). И апостол Иоанн: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:9-12). Трепетно перелистывая страницы Библии, Бабиенко увидел, что за нарушение субботы суды Божьи изливались на людей — «И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою

работою, то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно. И будут приходить из городов Иудейских, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Вениаминовой, и с равнины и с гор и с юга, и приносить всесожжение и жертву, и хлебное приношение, и ливан, и благодарственные жертвы в дом Господень» (Иер. 17:24-26); «Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне: по заповедям Моим не поступали и отвергли постановления Мои, исполняя которые человек жив был бы через них, и субботы Мои нарушали, и Я сказал: изолью на них ярость Мою в пустыне, чтобы истребить их» (Иез. 20:13). Убедившись, что суббота на основании Библии, которую, кстати, всецело признавала его церковь, дана всему человечеству, является частью неизменного Божьего закона, соблюдалась Христом, апостолами, что она будет праздноваться в вечности, что отменена она властью антихриста и что в последнее время каждый, считающий себя верным Божьим дитем, должен соблюдать ее, чтобы быть верным Богу и избежать Божьих судов, он понял, что необходимо святить ее. Но как? Ответ на этот вопрос Бабиенко также нашел в Библии. «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:32); «В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел [им] Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем» (Исх. 16:22-24); «И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис. 58:12-14). Придя ко всем этим выводам, Бабиенко, как добрый прихожанин, пошел к своему священнику и стал спрашивать у него: почему их церковь не придерживается того, о чём ясно написано в Библии? Он представил перед священником Библейские тексты, прося его пояснить, если он, Феофил, ошибается в чем-либо. На это священник в резкой форме сказал ему, что он сошел с ума, и что причиной этого стало чтение Библии. При этом батюшка приказал ему вернуть Библию, чтобы она больше не смущала Феофила. Но если Бабиенко и вернул священнику принадлежащую тому Библию, то от своих вопросов и размышлений не отказался. Вскоре после этого один из его небольшой группы людей, из тех, с которыми он читал Библию, как-то спросил его о крещении детей. Подумав, Бабиенко ответил: «Я не знаю, но мы, по-моему, не живем согласно Библии». На следующий день он отправляется в Киев, чтобы купить там себе Библию, чтобы узнать ответы на новые, возникавшие у него и его друзей вопросы.