Глава 6. Об особенностях пересечения границы в 1903 году

Жандармскому ведомству стало известно, что раскольник Бабиенко не только не покаялся, но еще пуще прежнего принялся за свою «совращающую» работу среди людей. Поэтому решением суда его приговорили к высылке на пять лет в Армению, к подножию Арарата, в местность Херузы. Но испивший однажды из «источника живой воды» сам становится источником, «текущим в жизнь вечную». И потому Феофил Бабиенко уже не мог молчать. Он делится с открывшейся ему библейской истиной вначале со своим

извозчиком, а затем с другими несчастными, в основном, такими же религиозными ссыльными, как и он. Ссылая его на самую окраину империи, правительство было уверено, что там, находясь среди армян и персов, почти не говорящих по-русски, а также озлобившихся ссыльных, ему некому будет проповедовать. Но они жестоко ошиблись. Вскоре в окружающих поселениях уже более 200 человек стали соблюдать Библейскую субботу. Просто удивительно, на первый взгляд, откуда сам Феофил Арсентьевич и его семья черпали свои силы. Особенно сейчас, когда после двухлетней разлуки они оказались вновь разделенными, так как последовать за мужем в Херузы его жена не могла. Вновь следуют несколько лет разлуки и одновременно труда на ниве Божьей, за который его уже решили приговорить к ссылке в Сибирь, однако в связи с восшествием в 1894 году на престол Николая II и объявлением в связи с этим амнистии, этого не произошло, хотя его 5-летняя ссылка была заменена на 8-летнюю. При этом и Бабиенко и царская полиция понимали, что, как только пройдут торжества, приуроченные к коронации, то ссылка, а то и каторга в Сибирь вновь станет реальной. Именно в это время Феофил Арсентьевич знакомится с богатым иностранным предпринимателем, англичанином, доктором Бедекером. Бедекер был очень богатым человеком, владея, в том числе, медными шахтами в Африке и желающим вкладывать свои капиталы и в начинавшую набирать темпы роста экономику России при премьер-министре П. А. Столыпине. Вместе с тем Бедекер был глубоко верующим человеком, принадлежа к одной из протестантских церквей Великобритании. Познакомившись ближе с Бабиенко, увидев его честность и полную незаслуженность ссылки, а также, страшную перспективу, грозившую ему после отправления торжеств, Бедекер предлагает ему бежать из России в Румынию, которая в те годы была довольно свободным в религиозном отношении государством. Бабиенко не сразу согласился на это великодушное предложение, ибо он чувствовал свою ответственность за своих соотечественников, а также имел любовь к своей земле. Он также был не из тех, кто ищет лучшей доли и спокойной жизни. Но в то же время он знал и слова Христа, которые Тот когда-то сказал апостолам: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Матф. 10:14). Он выдержал долгие годы ссылки, гонений, разлуки с семьей. И теперь, находясь на пороге новой ссылки, уже явно более продолжительной и суровой, он понимал, что оказался как раз в положении учеников, которых выгоняют из города. Также перед Богом он нес ответственность и за свою семью, воспитание детей, которых он практически толком еще и не видел. И поэтому после долгих молитв и размышлений он соглашается на предложение Бедекера. Последний дал ему подробную карту маршрута и деньги на дорогу. Вместе с Феофилом Арсентьевичем в путь отправляются его старшая дочь и сын Феофил. Жена Феофил а Арсентьевича Екатерина с маленькими детьми остается пока в Ставрополе, ибо дальнее путешествие с малышами в неизвестность было очень опасным. В своих воспоминаниях сын Феофила Арсентьевича — Феофил — вспоминает, как они ехали в большом крытом вагоне, а сзади к нему был прицеплен маленький вагон с лошадью. Перед самым отъездом становится известно о том, что в Болгарии ряд протестантских церквей купили специальный участок земли, на котором могли бы жить преследуемые по религиозным мотивам в России люди. И потому Бабиенко решает изменить цель маршрута, выбрав Болгарию, а не Румынию. Итак, попав с помощью средств Бедекера в Румынию, Бабиенко вместе со своими детьми в течение недели в вагоне едет в Болгарию. В ходе этого путешествия маленький Феофил восторженно взирает на Балканские горы, на чудесные фруктовые деревья, которыми изобилует Болгария. В своих воспоминаниях он описывал свои детские восторженные

впечатления тех лет: «Там росли груши, замечательные груши, и сливы, и виноград, отличный виноград на дикорастущих лозах». Однако там семья буквально через четыре дня заболевает малярией, которой они болели до ноября 1897 года. Болезнь протекала очень тяжело и потому урожай с посеянных весной пшеницы и ячменя так и не удалось собрать. Просто не было сил. Немного поправившись, Феофил Арсентьевич продает лошадей и фургон, и решает уехать снова в Румынию. Он берет билет на пароход, следующий через Константинополь (Стамбул) в румынский порт Констанцу. Устроившись на новом месте, он вызывает из Болгарии сына Феофила, находившегося на попечении старшей сестры, а вскоре и жену с остальными детьми, находившихся в России. В Констанце дети посещают школу, директором которой был Герман Фест, немец русского происхождения, баптист по вероисповеданию, также не раз преследуемый в России за веру и также вынужденный в свое время бежать из нее. Именно эта скромная школа становится первым «университетом» будущего выдающегося проповедника Феофила Феофиловича Бабиенко. Сама эта школа была в первую очередь устроена для армянских детей-сирот, родителей которых в те годы нещадно убивали в Турции, называвшейся тогда Османской империей. Помимо общих предметов в школе изучали румынский и немецкий языки, которые в будущем не раз пригодятся Бабиенко в его проповеднической деятельности. Семья пребывает в Румынии вплоть до 1903 года, когда решет переехать в Канаду, куда она была приглашена своими друзьями Петерсонами, также соблюдающими субботу и бывшими добрыми адвентистами, проживающими в провинции Sasketchavan. На первый взгляд, это просто какой-то калейдоскоп перемещений, переездов, не имеющий никакого смысла. И действительно, часто события в нашей жизни мы воспринимаем именно так. Часто печалимся, не понимая, почему произошло не так, как мы думаем. Но Бог знает лучше, что будет нам во благо и потому вчерашнюю печаль обращает в радость, если мы, конечно, вверяемся в Его руки. Так и в семье Бабиенко мы видим особый Божий план, где не было места для Болгарии, и семья вскоре покидает ее, где в Румынии дети получают знание языков и, наконец, далекий американский континент, где должно было произойти становление будущего апостола Китая, Польши и Прибалтики — Феофила Феофиловича Бабиенко. Итак, семья отправляется в Голландию, чтобы оттуда на пароходе ехать в Америку. Однако при проверке и досмотре возникли неожиданные затруднения. Пограничник не разрешил ехать жене Феофила Арсентьевича, сказав, что у нее «бедные глаза». Тогда семья совершенно не поняла, что бы это значило. И, расстроившись, они решают, что с матерью останется ее младший сын Арсентий, а Феофил Арсентьевич с другим сыном Феофилом и дочерьми отправится в Канаду и затем оттуда уже вызовет жену. Только позднее Бабиенко узнали, что таким образом пограничник вымогал у них взятку, очень тонко намекая на деньги — «бедные глаза». Как видим, некоторые особенности пересечения границ остаются незыблемыми веками. Итак, пароход, отплывая из голландского порта, увозил Бабиенко с детьми на далекий американский континент.