2. Уснувшее царство: уснувшая вера

Потеряв надежду на скорое Пришествие Бога, потеряв вытекающую из нее главную свою миссию — проповедь Господней истины окружающим народам, к чему, собственно, и были призваны иудеи, они замкнулись в себе, положив начало религии законничества — религии законничества и фарисейства, которые спустя века будет обличать Христос. Религии, в которой нет места живой вере, а вместо нее — обряд, предписания, привычка. «Религия, которую отправляют механическим образом и при помощи которой можно сделаться святым без всякого труда, худшая из всех религий»1. Чем дальше человек отходит от Христа, тем он больше желает быть святым в своих собственных глазах. Когда человек теряет правую веру, живое общение со Христом, он пытается заполнить этот духовный вакуум обрядами, делами. Он пытается «добрать святости» то ли становясь во имя этого вегетарианцем (вегетарианство — это хорошо, но если не воспринимается людьми как метод достижения спасения), то ли бичуя себя, чтобы умертвить плоть. Живой Бог превращается в образы и иконы, без которых люди уже не могут обращаться к Богу. Когда мы пишем письмо нашим родителям, детям, когда говорим с ними по телефону, то разве держим постоянно их фотографии перед собой? Нет, нам это не нужно, мы их для этого хорошо знаем. Но в религии формализма нет живой веры. Во времена Малахии «для многих повиновение проистекало не из веры и любви, ими управляли эгоистические побуждения. Показное служение считалось средством достижения национального величия. Избранный народ не стал светом для мира, но отделился от него, чтобы оградить себя от идолопоклонства… В то же время из-за своих грехов иудеи все дальше отдалялись от Бога. Они не понимали глубокого духовного смысла, заложенного в их символическом служении. Считая себя праведными, они уповали только на свои дела, жертвы и обряды вместо того, чтобы полагаться на заслуги Того, Кто является реальностью всех прообразов. «Так, «усиливаясь поставить собственную праведность» (Рим. 10:3), они утверждали себя в формализме. Лишенные Духа и благодати Божьей они пытались возместить этот недостаток суровым соблюдением религиозных обрядов и ритуалов. Неудовлетворенные постановлениями, данными Самим Богом, они обременяли Божественные уставы бесчисленными требованиями собственного изобретения. Чем дальше они удалялись от Бога, тем строже старались исполнять эти формальности. Соблюдать закон со всеми этими мелочными и докучными требованиями было практически невозможно. Великие принципы праведности, выраженные в Десятисловии, и славные истины, сокрытые в прообразном служении, также были затуманены и похоронены под грудой выдуманных человеком традиций и постановлений. Те, кто действительно желал служить Богу и старался исполнять весь закон так, как это нравилось священникам и начальникам, стенали под тяжелым бременем. Как нация израильский народ ожидал пришествия Мессии, но в своем сердце и жизни они так далеко ушли от Бога, что утратили всякое истинное понятие о сущности и миссии обетованного Искупителя. Вместо того чтобы стремиться освободиться от греха, предвкушать славу и мир святости, они мечтали избавиться от национальных врагов и восстановить свое былое могущество. Они ожидали Мессию как победителя, Который придет, чтобы сокрушить всякое ярмо и возвеличить Израиль над всеми остальными народами. Вот так преуспел сатана в приготовлении сердец этого народа для отвержения Спасителя, когда Тот придет. Гордость и ложное представление о Его сущности и Его цели помешали им в свое время по достоинству оценить доказательства Его мессианства. Более тысячи лет иудейский народ ожидал пришествия обетованного Спасителя. Их самые лучшие и светлые надежды покоились на этом событии. В течение тысячи лет они вспоминали Его имя в гимнах, пророчествах, храмовом служении и домашних молитвах, и все же, когда Он пришел, они не признали в Нем долгожданного Мессию. Он «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Для их любящих мир сердец, Возлюбленный неба был «как росток из сухой земли». В их глазах Он не имел «ни вида, ни величия», они не разглядели в Нем той красоты, которую должны были увидеть (Ис. 53:2). Вся жизнь Иисуса из Назарета среди иудейского народа являлась упреком их эгоизму, проявившемуся в нежелании признать законные требования Владельца виноградника, над которым они были поставлены сторожами. Они ненавидели Иисуса за Его верность и благочестие, и когда настал час последнего испытания, решающего — жить ли им вечно, в случае повиновения, или умереть, в случае неповиновения, они отвергли Святого Израилева и взяли на себя ответственность за Его распятие на Голгофском кресте»1. Религия самосвятости всегда приводит к выискиванию грехов и недостатков других людей, взаимной слежке, подсматриванию за личной жизнью, расцветом двойных стандартов. И первыми, кто духовно гибнет из-за этого, являются дети таких верующих родителей. Видя своих родителей в храме, поющими псалмы, говорящими красивые слова о Боге и истине, а дома наблюдая за их формальным выполнением Закона, сплетнями и пересудами, потаканием тайным грехам, дети приучаются к лицемерию, которое внутренне опустошает их и приводит рано или поздно к уходу из церкви, или превращению в таких же формально верующих людей. Эта формальная вера, уснувшая вера привела в конце концов к тому, что народ, призванный встретить Христа и внешне ожидавший Его Пришествия, распял Его. Религия обряда будет царить и в эпоху Средневековья, явив миру свое страшное обличье в виде костров инквизиции и крестовых походов. Формализм фарисеев и законников, их надменность и самоправедность расцвели красными языками костров во дни папского деспотизма. Уснувшая надежда усыпляет и веру, а уснувшая вера усыпляет любовь, превращая человека, недавно верующего, в конце концов, в фанатика или формалиста. Израиль времен Малахии усыпил свою надежду, свою веру и, наконец, любовь.