6. Божья сила

Следующий атрибут Бога — сила. «Если действовать силою, то Он могуществен» (Иов.9:19). В данной главе мы находим величественное описание Божьей силы. Древнееврейское слово, которое переведено как «могуществен», подразумевает подчиняющую, доминирующую силу. «Он могуществен». Здесь речь идет о наибольшей силе, то есть Господь — самый сильный. Его имя — Эль-Шаддай, Бог всемогущий (Быт.17:1). Божье всемогущество заключается в том, что Он может сделать все, что угодно. Богословы проводят различие между властью и силой, Бог обладает и тем, и другим.

I. Он имеет право на господство и власть над человеком. Бог может поступать со своим созданием как Ему угодно. Кто будет спорить с Богом? Кто спросит Господа о причинах Его поступков? «…По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» (Дан.4:32). Бог — Судья высшей инстанции. Господь призывает к ответу царей земли и не обязан объяснять причину Своих действий. «…Одного унижает, а другого возносит» (Пс.74:8). В Его власти спасти или осудить. В Его руке — ключ справедливости, чтобы закрыть кого Ему угодно в зловещей Темнице ада. И ключ милости в Его руке, чтобы открыть кому-то врата рая, по Своему изволению. На Его одежде написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Отк.19:16). Он Господь-Владыка, кто может призвать Его к ответу? «…Все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис.46:10). Мир — это Божья епархия, и разве не будет Господь поступать в Своей епархии как это Ему угодно? Ведь это Он заставил Навуходоносора есть траву и выбросил ангелов в ад, когда те согрешили. Бог сокрушил голову Вавилонской империи. «В преисподнюю низвержена гордыня твоя… Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис.14:11,12). «И сказал: «доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов.38:11). Бог — верховный владыка, вся власть изначально сосредоточена в Нем. «…Существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). Он держит короны земных царей. «Мною цари царствуют» (Прит.8:15).

II. Поскольку Богу принадлежит власть, Ему принадлежит и безмерная сила. Кто обладает властью и не имеет при этом силы? Он «могущ силою» (Иов.9:4). Божья сила проявляется:

1) в Его творении. Созидание требует безмерной силы. Кто в целом мире способен создать хотя бы муху? Божья сила явно проявляется в творении, потому что Господу не нужны орудия для созидания: Он может творить без инструмента, так как для работы Ему не нужен материал. Он сам создает материю, а затем работает с ней. Кроме того, Божьи дела не требуют труда: «Ибо Он сказал, — и сделалось» (Пс.32:9);

2) при обращении душ. Душу обращает та же сила, что вызволила Христа из гроба и возвела на небеса (Еф.1:19,20). При обращении действует сила даже большая, чем при сотворении. Создавая мир, Бог не встречал сопротивления: ничто не помогало и не мешало Ему. Однако при обращении грешников Господь сталкивается с противодействием. Ему противится сатана, сердце, а грешник злится на обращающую благодать. Мир был «делом Его перстов» (Пс.8:4), а обращение — дело Божьей «мышцы» (Лук.1:51). При сотворении Бог явил всего лишь одно чудо — Он сказал слово. Но при обращении Он совершает много чудес: слепые прозревают, мертвые воскресают, глухие слышат глас Божьего Сына. О, безмерная сила Иеговы! Пред Его жезлом ангелы закрывают лицо и простираются ниц, а цари бросают короны к Его ногам. «Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли, — и она растает» (Ам.9:5). «Сдвигает землю с места ее» (Иов.9:6). Землетрясение заставляет пошатнуться основание земли, но Бог сдвигает ее с места, Он может сместить центр земли. Господь может поступать так, как Ему угодно, Его сила неограниченна, как и Его воля. Если бы люди обладали силой равной их воле, они перевернули бы мир! Божья же сила равна Его воле. Своим словом Он вынимает ось колеса и может сломать ось мироздания. Господь способен сделать «больше … чем мы помышляем» (Еф.3:20). Он укрощает стихии, заграждает пасть львам, приказывает огню не сжигать, заставляет воды стоять стеною. Бог возвратил назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым (Ис.38:8). Кто может выдать себя за Всемогущего? «Он укрощает дух князей» (Пс.75:13). Он дает отпор Своим врагам, низвергает их знамена с гордыми лозунгами, разрушает их замыслы, подавляет их силу и делает это с легкостью, одним взмахом руки, «духом уст Его» (Пс.32:6, Ис.40:24). Взгляда, единственного взгляда глаз достаточно Богу, чтобы погубить врагов. «…Воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного, и привел в замешательство стан Египтян» (Исх.14:24). Кто может остановить Его продвижение? Бог повелевает, и все твари земные и небесные покоряются Ему. Когда набегали волны, то персидский царь Ксеркс бросал в море цепи, словно он мог заковать морскую стихию. Но если говорит Бог, то ветер и море послушны Ему. Стоит Господу сказать только слово, и звезды восстанут против Сисары. Стоит Ему топнуть ногой, как войско ангелов поднимется на битву. Что не под силу Всемогущему? «Господь муж брани» (Исх.15:3). «Крепка мышца Твоя» (Пс.88:14). «Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его» (Кол.1:11). Этой силе невозможно противостоять. «Кто противостанет воле Его?» (Рим.9:19). Состязание с Богом можно сравнить с армией колючек, построенной на битву с огнем, или уподобить борьбе немощного ребенка с архангелом. Стоит грешнику однажды попасть в железную сеть Господа, как бегство становится невозможным. «…Никто не спасет от руки Моей» (Ис.43:13). Божья сила неисчерпаема, Господь ее никогда не утратит и не израсходует. Люди, прилагая силу, теряют ее, но Бог имеет в Себе вечный источник силы (Ис.26:4). И хотя Господь истощает на врагов Свои стрелы, Он не истощает Свои силы (Втор.32:23). Он «не утомляется и не изнемогает» (Ис.40:28).

Есть вещи, которые Бог делать не может, потому что не может отречься от Себя.

Хотя Богу подвластно абсолютно все, Он не может совершать поступки, способные запятнать славу Его Божественного достоинства: не может грешить, не предпринимает противоречивых действий. Так, будучи Богом истины, Он не отрекается от Себя, иначе это было бы противоречием.

Урок первый. Если Божья сила безмерна, то нам следует бояться Господа. Мы боимся власть имущих. «Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещите?» (Иер.5:22). Ему принадлежит власть отправлять души и тела в ад. «Кто знает силу гнева Твоего?» (Пс.89:11). Дыхание, давшее нам жизнь, может нас уничтожить. «Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним» (Наум.1:6). Соломон говорит: «Где слово царя, там власть», тем паче — где слово Бога, там и власть (Еккл.8:4). Да вселится в наши сердца страх перед всемогущим Богом! Страх Господень вытесняет все низменные страхи.

Урок второй. Как плачевно состояние нечестивых! Потому что, во-первых, Божья сила не для них и, во-вторых, Божья сила против них.

1) Божья сила не для нечестивых. У них нет единства с Богом, поэтому они не имеют права претендовать на Его силу. Им от силы Господа не легче. Он имеет власть прощать грехи, но не применит эту власть к нераскаявшимся грешникам. Божья сила как орлиное крыло, поднимающее святых к небу, но какая польза в том для нечестивых? Любой человек перенесет свое дитя на руках через бурный поток, однако врага он нести не станет. Божья сила не обязана помогать тем, кто с Господом борется. Пусть их постигнут несчастья, им никто не поможет. Они подобны кораблю в бурю, без лоцмана на борту, несущемуся прямо на скалы.

2) Божья сила направлена против нечестивых. Божья сила станет для грешника не щитом, его оберегающим, а мечом, его поражающим. Божья сила наденет на грешника оковы и послужит возмездием нечестивцам, поправшим милость Господа. Он Всемогущ, и осудит грешника на проклятие. Итак, каково состояние всех неверующих? Против них направлена Божья сила, а как «страшно впасть в руки Бога живого» (Евр.10:31).

Урок третий. Пусть это послужит упреком тому, кто не верит в Божью силу. Мы говорим, что сомневаемся не в Божьей силе, а относительно Его воли. На самом же деле мы подвергаем сомнению силу Господа. «Есть ли что невозможное для Меня?» (Иер.32:27). Мы идем, шатаясь, из-за собственного неверия, как будто мышца Божьей силы истощилась и Господь уже не может нам помочь в отчаянном положении. Когда царя лишают власти, он перестает быть царем. Так и Бог без власти — не Бог. Как сильно мы этим грешим! Разве Израиль не ставил под сомнение Божью силу? «Может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» (Пс.77:19). Они считали, что пустыня больше подходит для могил, чем для трапезы. И разве Марфа не сомневалась в Божьей силе? «…Ибо четыре дня, как он во гробе» (Иоан.11:39). Если бы Христос был там, пока Лазарь болел или только что умер, Марфа не усомнилась бы в Его способности воскресить умершего, но тот уже лежал во гробе четыре дня, и теперь, похоже, сестра сомневается в силе Господа. Воскресить ее веру Христу стоило не меньших усилий, чем воскресить ее мертвого брата. Даже Моисей, несмотря на свою святость, ограничивал своим неверием Божью силу. «Шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я нахожусь; а Ты говоришь: «Я дам им мясо, и будут есть целый месяц». Заколоть ли всех овец и волов, чтоб им было довольно? Или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их? И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка?» (Числ.11:21-23). Человек наносит Богу сильное оскорбление, отрицая Его силу. А то, что люди сомневаются в Божьей силе, становится очевидным, когда они искривляют свои пути. Разве допустили бы они мошенничество в делах, разве стали бы пользоваться неверными гирями, если бы верили, что Божья сила позаботится о них? К тому же, на источники второстепенной важности они полагаются больше, чем на Бога. «…Но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2Пар.16:12).

Урок четвертый. Поскольку сила Божья безмерна, давайте позаботимся о том, чтобы наши сердца не ожесточились по отношению к Господу. «Кто восставал против Него и оставался в покое?» (Иов.9:4). Иов призывает задуматься об этом всех обитателей неба и земли. Кто вышел со щитом против Бога и остался при этом победителем? Ибо, если человек упорно пребывает во грехе, он ожесточает свое сердце против Господа и объявляет небу войну. Так пусть человек вспомнит, что имя Бога — Эль-Шаддай, Всемогущий. Господь будет весьма суров с теми, кто противится Ему. «Такая ли у тебя мышца, как у Бога?» (Иов.40:4). Не поклонившиеся золотому скипетру Господа, будут поражены Его железным жезлом. Юлиан ожесточил свое сердце против Бога, открыто сопротивляясь Господу. И что же он приобрел в итоге? Успех? Получив в битве ранение, он оросил своей кровью воздух и сказал Христу: «Vicisti Galiloee. — О, Галилеянин, Ты победил!». Я признаю силу Того, Чьему имени и истине я противостоял. Может ли глупость соперничать с мудростью, немощь — с силою, имеющее предел — с Бесконечным? Позаботьтесь же о том, чтобы не ожесточить свое сердце против Бога! Он может послать легионы ангелов, чтобы отомстить за вражду. Лучше встретить Бога со слезами на глазах, чем с оружием в руках. Вы скорее завоюете Его покаянием, чем противлением.

Урок пятый. Прилагайте усилия, чтобы принадлежать Богу, и тогда Его славная сила будет вам помогать. Господь ручается, что направит всю Свою Божественную силу на благо Своего народа. «Господь Саваоф, Бог Израилев, есть Бог над Израилем» (1Пар.17:24). Всемогущество Божьей силы — это прекрасная поддержка и утешение для верующего. Помните загадку Самсона: «Из сильного вышло сладкое» (Суд.14:14)? Так же происходит и с данным Божьим атрибутом — силой, — из сильного выходит сладкое. Это послужит утешением в следующих случаях:

а) в случае сильного растления. «Слишком сильны мои грехи, — говорит Божье дитя, — и у меня нет сил для оказания сопротивления войску, выступившему против меня. Я молюсь и смиряю свою душу постом, но мои грехи возвращаются ко мне». Да, но веришь ли ты в Божью силу?

Сильный Бог может победить твое сильное растление. Твой грех слишком тяжек для тебя, но не для Него. Господь способен смягчать ожесточенные сердца и оживлять мертвых. «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт.18:14). Пустите Его силу в дело верою и молитвой. Скажите: «Господи! Не к Твоей это славе, что сатана так сильно властвует надо мною, разруби же голову этого левиафана! Авва, Отче, Ты можешь все!»;

б) в случае сильного искушения. Сатана назван сильным, но не забывайте о Божьей силе. Христос назван «Львом от колена Иудина», Он на кресте поразил змея в голову. Сатана — враг, закованный в цепь, враг побежденный. Михаил сильнее дракона;

в) утешение в случае слабости благодати и страха отпасть. Я молюсь, но не могу с силою восклицать. Я верую, но моя вера колеблется и трепещет. Разве не может Бог укрепить слабую благодать? «…Сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:9). Боюсь, что не выстою до конца. Христианин, ты не веришь в Божью силу? Разве Бог не хранил твою благодать доныне? Разве ты не можешь установить свой Авен-Езер? Господь до сих пор хранил твою благодать, как искру в океане, разве Он не сможет и далее хранить ее? «Силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению» (1Пет.1:5). Божья милость прощает нас, а Его сила нас сохраняет. Тот, Кто Своей силой удерживает звезды, дабы они не сошли с орбиты, удержит и нашу благодать от падения и уничтожения;

г) утешение в бедности. Бог способен умножить масло в кувшине и самым чудодейственным образом пополнить запасы. Разве Тот, Кто заботится о птицах небесных, не позаботится о Своих детях? Разве Тот, Кто одевает лилии, не оденет Своих овец?

д) утешение относительно воскресения. Порою трудно поверить в то, что тело человека, изъеденное червями, разорванное зверем, съеденное рыбами или сгоревшее дотла, может возродиться целым и невредимым. Но если веришь в Божью силу, то перестаешь сомневаться в воскресении тела. Как вы думаете, что сложнее: сотворить новое или воскресить мертвое? Тот, Кто сумел создать тело из ничего, способен восстановить его, даже если оно рассыпалось на части и смешалось с другим веществом. «Богу же все возможно» (Мат. 19:26). Если мы верим первому положению Символа веры о всемогуществе Бога, нам ничего не стоит поверить и другому положению — о воскресении тела. Бог воскрешает мертвых благодаря Своей силе и не может не воскресить их, потому что Он правдивый;

е) утешение для Церкви Божьей. Господь способен спасти и освободить ее во время гонений. В руках врагов есть сила, но Бог укротит остаток гнева (Пс.75:11). Он может либо ограничить, либо разрушить силы врага. «Если Бог за нас, кто против нас?». Бог творит Иерусалим веселием (Ис.65:18). Иезекииль сравнивает Церковь с сухими костями, но Бог заставил дух ветров оживить эти кости (Иез.37:10). Корабль Церкви может метаться, потому что там есть грех, но его невозможно потопить, потому что там есть Христос (Пс.45:6). Deus in medio — Бог посреди его. Все мучения Церкви будут содействовать ее избавлению.