7. Божья святость

Следующий атрибут Бога — святость. Он «…величествен святостию» (Исх.15:11). Святость — самый яркий алмаз Его венца, а также имя, по которому узнают Бога. «Свято и страшно имя Его» (Пс.110:9). Он «Святой» (Иов.6:10). Серафимы восклицали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). Он могуч силою Своей и славен Своей святостью. Божья святость состоит в совершенной любви Господа к праведности и ненависти ко злу. «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния» (Авв.1:13).

I. Святость присуща Богу. Господь свят по Своей природе. Святость — Его суть, подобно тому как свет — суть солнца. Бог свят в Своем Слове. Слово несет на себе печать Его святости, как воск хранит оттиск печати. «Слово Твое весьма чисто» (Пс.118:140). Оно уподоблено серебру, семь раз переплавленному (Пс.11:7). Каждая строка в Слове дышит святостью и побуждает исключительно к святости. Бог свят в Своих поступках. Все, что бы Он ни делал, -свято, Господь поступает только так, как это свойственно Ему. Он не может поступить неправедно, как и солнце не может излучать тьму. «Праведен Господь во всех путях Своих» (Пс.144:17).

II. Он изначально свят. Он является первоисточником и эталоном святости. Святость берет Свое начало в Том, Чье имя — Ветхий днями.

III. Его святость влиятельна. Если другие существа обладают святостью, то она — от Господа. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше» (Иак.1:17). Бог сделал святыми ангелов. Он вселил святость в человеческую природу Христа. Вся святость, которой обладаем мы, — это серебряный ручей, проистекающий из источника Божьей святости. Наша святость полностью заимствована у Господа. Подобно тому как все светильники в святилище зажигались от светильника, стоящего посредине, так и святость людей зажигается от небесного светильника. «…Ибо Я Господь, освящающий вас» (Лев.20:8). Бог не только эталон святости, но и ее начало, все наши сосуды насыщаются от Его источника, Он окропляет нас Своим святым елеем благодати.

IV. Святость Божья — наивысшая святость. «Нет столь святого, как Господь» (1Цар.2:2). Ни один ангел на небе не может обладать святостью в той мере, в какой обладает ею Бог. Серафим самого высокого звания слишком ничтожен, чтобы сравниться с этой гигантской пирамидой. Божья святость безмерно превосходит святость святых и ангелов.

1) Она превосходит святость святых. Это святость в чистом виде. Святость святых можно уподобить золоту в руде, она несовершенна. Их смирение запятнано гордостью. Обладающие даже самой сильной верой должны молиться: «Господи, помоги неверию моему». Божья же святость чиста, как сок винограда, в ней нет и малейшей примеси чего-то нечистого. Эта святость не подвержена изменениям. И хотя святые не теряют стремления к святости (поскольку Божье семя остается), они могут потерять какую-то долю святости. «…Ты оставил первую любовь твою» (Отк.2:4). Благодать не умирает, но может угаснуть ее пламя. Святость святых подвержена падениям, Божья же святость неизменна, Господь никогда не потеряет ни единой капли святости. Добавить к Его святости уже невозможно, ибо она совершенна, и отнять от нее невозможно, ибо она неизменна.

2) Божья святость превосходит святость ангелов. Святость ангелов — всего лишь качество, которое они могут потерять, как это произошло с падшими ангелами. Божья же святость является Его сутью. Господь свят во всем, Он не может лишиться святости, как и не может лишиться Божественности.

Но разве Он не осведомлен обо всех грехах человеческих? Разве может Он созерцать моральную нечистоплотность людей и не оскверниться при этом?

Бог видит все грехи человеческие, но оскверняется от них не более, чем солнце загрязняется парами, поднимающимися с земли. Бог смотрит на грех не как покровитель, его одобряющий, но как судья, наказывающий грех.

Урок первый. Вы согласны с тем, что Бог бесконечно свят? Тогда задумайтесь о том, насколько чужд Ему грех. Грех — это нечистота и непомерное зло (Рим.1:23). Он назван мерзостью (Втор.7:25). Бог не имеет в Себе даже примеси греха, а грех не имеет примеси блага, он есть дух и квинтэссенция зла. Грех превращает добро во зло, он лишает невинности чистую душу, которая краснеет от вины и чернеет от грязи. Грех — это то, что названо «заклятым» (Иис.Н.7:11). Поэтому неудивительно, что Бог ненавидит грех, который так Ему чужд, вернее, абсолютно Ему противоположен. Грех — это удар по Его святости. Грех делает все возможное, лишь бы досадить Господу. Все усилия греха направлены на то, чтобы Бог перестал быть Богом.

Урок второй. Вы согласны с тем, что имя Бога — Святой, и Он славен святостью Своей? Как же нечестивы тогда те, кто ненавидит святость! Они, подобно стервятникам, плохо переносящим ароматы, ненавидят приятное благоухание святых. Их сердца восстают против святости, как восстает желудок против блюда, вызывающего отвращение. Самый верный знак того, что душа отправится в ад, -это ее ненависть к людским качествам, которые наиболее близки Богу. Есть еще презирающие святость. Они презирают славу Божественности. «Величествен святостию». Презрение к святости проявляется в насмешках. Разве не грустно, что люди презирают то, что должно их спасать? Вряд ли выживет тот больной, который насмехается над искусством врачевания. Насмешки над благодатью Духа практически равнозначны хуле на Духа благодати. Насмешник Измаил был изгнан из дома Авраама (Быт.21:9,10). Подобные ему насмешники над святостью будут изгнаны из рая.

Урок третий. Вы согласны с тем, что Бог бесконечно свят? Тогда давайте постараемся подражать Господу в святости. «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16). Святость бывает двух видов: святость равенства и святость подобия. Ни один человек и ни один ангел не могут достичь равной с Богом святости. Кто может быть равным по святости Господу? Кто может быть равным Ему по безгрешности? Однако существует святость подобия, к которой мы и должны стремиться, дабы иметь в себе нечто, напоминающее Божью святость, и, насколько это только возможно, уподобиться Ему в святости. И хотя свеча не дает так много света, как солнце, она чем-то напоминает его. Так и мы должны подражать Богу в святости.

Если мы должны быть подобны в святости Богу, то из чего складывается наша святость?

Из двух вещей. Речь идет о нашем соответствии Божьему естеству и нашем подчинении Его воле.

Наша святость состоит в соответствии Божьему естеству. Поэтому святые названы причастниками Божеского естества. Однако речь идет о причастности к Божьему образу, а не к Его сущности (2Пет.1:4). Отсюда берет начало святость святых, когда они становятся живым отображением Бога. Они несут образ Божьей кротости, милосердия, блаженства. Теперь они имеют те же суждения и наклонности, что и у Бога. Они любят то, что любит Бог, и ненавидят то, что Он ненавидит.

Наша святость также состоит в подчинении Божьей воле. Поскольку Божье естество является эталоном святости, то воля Господа — это руководство в святости. Наша святость заключается в том, чтобы исполнять Божьи «хотения» (Деян.13:22) и «нести» Его волю (Мих.7:9), то есть с кротостью переносить наказания, мудро причиняемые Господом. Более всего мы должны стремиться быть подобными Богу в святости. Наша святость должна иметь качества Божьей. И поскольку именно святость Господа является истинной, то таковой должна быть и наша святость. «…В праведности и святости истины» (Еф.4:24). Должен быть не налет святости, но жизнь. Дабы святость напоминала не египетские храмы, разукрашенные только извне, но была как Соломонов храм — золотой внутри. «Вся слава дщери Царя внутри» (Пс.44:14). Чтобы понять, зачем нам стремиться быть похожими на Бога в святости, примите во внимание следующее.

1) Как замечателен каждый святой человек! Он — словно прозрачное стекло, сквозь которое видны лучи Божьей славы. Мы читаем о том, что Аарон надевал священные одежды «для славы и благолепия» (Исх.28:2). Когда мы надеваем нарядные одежды святости, то делаем это для славы и благолепия. Хороший христианин одет в красную, будучи окропленным Кровью Христа, и в белую одежду святости. Святость для души — как алмаз для кольца и, по словам Иоанна Златоуста, даже противящиеся святости, не могут ею не восхищаться.

2) Уподобить Себе людей в святости — это великий замысел, осуществляемый Богом в мире. Для чего существует целый поток повелений, если не для того, чтобы излить на нас праведность и сделать святыми? Зачем нужны обетования, как не для побуждения нас к святости? Для чего Бог послал в мир Духа, как не для того, чтобы мы имели «помазание от Святого»? (1 Иоан.2:20). Для чего существуют все скорби, как не для того, чтобы сделать нас участниками Божьей святости? (Евр.12:10). Для чего существует милость, как не для того, чтобы, подобно магниту, притягивать нас к святости? В чем смысл смерти Христа, если не в том, чтобы Его Кровь смыла наше бесчестие? «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный» (Тит.2:14). Следовательно, если мы не святы, то противодействуем великому Божьему замыслу в этом мире.

3) Божье сердце привлекает наша святость. Святость -это Божий образ. А Бог не может не любить того, в чем Он видит собственный образ. Любому королю нравится видеть свое изображение на монете. «Ты возлюбил правду» (Пс.44:8). А где возрастает правда, как не в святом сердце? «…Но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе» (Ис.62:4). Именно ее святость привлекла любовь Бога к ней. «И назовут их народом святым» (ст. 12). Господь ценит людей не за высокое происхождение, а за святость.

4) Святость — это единственное, что отличает нас от развращенного мира. Божий народ несет на себе печать Господа. «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим.2:19). Божий народ запечатлен двойной печатью. Избранием: «Познал Господь Своих» и освящением: «Да отступит от неправды всякий». Человека благородного отличает от других людей серебряная звезда, и добродетельная жена отличается от блудницы своим целомудрием. Подобным же образом святость отличает семя доброе от семени злого. У всех, что от Бога, есть свой Вождь — Христос, и одеты они в белые одежды святости (Евр.2:10).

5) Святость — это наша честь. Святость и честь идут рука об руку (1 Фес. 4:4). Достоинство сочетается с освящением. «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровью Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу» (Отк.1:5,6). Если мы омыты и освящены, то становимся царями и священниками Богу. За сияние своей святости святые названы драгоценными камнями и сосудами для почетного употребления, потому что они исполняются вином Духа. Это делает их ангелами земными.

6) Святость дает нам дерзновение приступать к Богу. «Удалишь беззаконие от шатра твоего… и поднимешь к Богу лице твое» (Иов.22:23, 26). Поднять лицо — значит проявить смелость. Ничто не заставляет нас стыдиться прийти к Богу так сильно, как грех. Грешник может поднять в молитве руки, но не может поднять своего лица. Потеряв свою святость, Адам лишился и уверенности, а потому спрятался. Но святой человек идет к Богу, как дитя к отцу, не испытывая угрызений совести, ибо не совершил никакого греха. Поэтому праведник приступает «с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16).

7) Святость дает мир. Грех поднимает бурю в сознании: ubi peccatum ibi procella — где грех, там и смятение. «Нет мира нечестивым» (Ис.57:21). Праведность и мир идут рука об руку. Святость — это корень, приносящий сладкий плод мира. Праведность и мир приветствуют друг друга.

8) Святость ведет на небо. Она — царь небесной дороги. «И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым» (Ис.35:8). В Риме существовали храмы добродетели и храмы чести. Чтобы попасть в храм чести, люди должны были пройти через храм добродетели. Так и мы, чтобы попасть в небесный храм, должны пройти через храм святости. Слава начинается с добродетели. «…Призвавшего нас славою и благостию» (2Пет.1:3). Счастье — это не что иное, как квинтэссенция святости. Святость — это слава воинствующая, а счастье — святость торжествующая.

Что нам делать, чтобы походить на Бога в святости?

1) Верою призвать Кровь Христа в помощь. Речь идет об омовении души (lavacrum animoe). Предписанные законом обряды очищения служат символом и прообразом омовения Кровью Христа (1 Иоан.1:7). Слово — это зеркало, показывающее наши пороки, а Кровь Христа — родник, омывающий нас от них.

2) Молитесь о чистоте сердца. «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс.50:12). Положи пред Богом свое сердце и скажи: «Господи, проказа полностью поразила мое сердце, оно оскверняет все, чего бы ни коснулось. Господи, не подобает мне жить с таким сердцем, ибо не могу почтить Тебя. И умереть с таким сердцем не могу, потому что не увижу Тебя. Сотвори же во мне чистое сердце, пошли мне Духа Твоего, омой и очисти меня, дабы стать мне храмом, пригодным для обитания святого Бога».

3) Общайтесь с теми, кто свят. «Обращающийся с мудрыми будет мудр» (Прит.13:20). Проводите время среди пряных трав, и вы будете благоухать. Близкое общение рождает подобие. Ничто так сильно и действенно не вырабатывает святость, как общение со святыми.