8. Божья справедливость

Следующий атрибут Бога — справедливость. Все Божьи атрибуты в равной степени присущи Богу и составляют одно целое с Его сущностью. Божья сущность едина, хотя и познаем мы Его благодаря некоторому числу атрибутов. У кедра может быть несколько ветвей, но он остается одним деревом. Так и у Бога есть некоторое число атрибутов, помогающих нам Его понять, но сущность у Бога одна. Итак, что касается Божьей справедливости, то: «…Он праведен и истинен» (Втор.32:4), «Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия» (Иов.37:23). О Боге сказано, что Он обитает среди справедливости. «Правосудие и правота — основание престола Твоего» (Пс.88:15). Бог соединяет в Себе силу и справедливость. Силою Он держит жезл, а справедливостью поддерживает равновесие.

I. Что такое Божья справедливость?

Справедливость заключается в том, чтобы воздавать каждому человеку должное. Божья справедливость — это свойство Его естества, которое побуждает Господа поступать праведно и нелицеприятно. «Наблюдающий над ду-шею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Прит.24:12). Бог — беспристрастный судья. Он судит дело.

Людям свойственно судить личность, а не дело, что является проявлением злобы, а не справедливости. «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21). Бог, прежде чем покарать, взвешивает все за и против, Он не наказывает опрометчиво. Его действия не обрушиваются на преступников, а развиваются поэтапно. В отношении Божьей справедливости изложу следующие шесть положений.

1) Бог не может быть несправедливым. В основе Его справедливости лежит святость. Святость не потерпит, чтобы Господь совершил что-либо неправедное. Бог не может быть несправедливым, как и не может быть нечестивым.

2) Высшее мерило Божьей справедливости — это Его воля. Она является эталоном беспристрастности. Божьей воле присуща мудрость и благость. Господь не желает ничего, кроме того, что праведно. А посему — праведно то, что угодно Богу.

3) Господь поступает справедливо без принуждения. Справедливость проистекает от Божьего естества. Люди поступают несправедливо, если их подкупили или заставили. Бога, благодаря Его справедливости, невозможно подкупить. Господа невозможно заставить, благодаря Его силе. Он действует справедливо из любви к справедливости. «Ты возлюбил правду» (Пс.44:8).

4) Справедливость — это совершенство Божьего естества. Аристотель сказал: «Справедливость заключает в себе все добродетели». Говоря, что Бог справедлив, мы подразумеваем, что Он — само совершенство. Все достоинства встречаются в Нем, как линии в точке пересечения. Господь не просто справедлив, Он — сама справедливость.

5) Бог никогда не причинял и не может причинить даже малейшего зла Своему творению. Люди согрешили против Божьей справедливости, она же всегда оставалась безгрешной. Господь не поступает summum jus, по всей строгости закона. Он некоторым образом смягчает Свою суровость.

Бог мог бы покарать намного строже, чем Он это делает. «Ты, Боже наш, пощадил нас не по мере беззакония нашего» (Ездр. 9:13). Мы получаем милости не по заслугам, и наказания наши не так суровы.

6) Божья справедливость не предполагает, чтобы человек или ангел спорил с Богом и требовал объяснения Его действиям. На стороне Всевышнего не только власть, но и беспристрастность. «И поставлю суд мерилом и правду весами» (Ис.28:17). Отчитываться перед нами за Свои действия — ниже Его достоинства. Что более уместно: Божья справедливость или человеческое рассуждение? «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим.9:20). Мерило нашего рассуждения слишком коротко, чтобы постичь глубины Божьей справедливости. «.. .Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33). Нам следует благоговеть перед Божьей справедливостью, если мы не можем ее постичь.

П. Божья справедливость тенет по двум каналам. Она проявляется в распределении наград и наказаний.

1) В награждении благочестивых. «…Подлинно есть плод праведнику!» (Пс.57:12). Служение святых не окажется тщетным, они получат за него вознаграждение proeces et lachrymas. И хотя ради Господа они многое теряли, у Господа они не потеряют ничего. «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его» (Евр.6:10). Господь награждает не потому, что мы этого заслужили, а потому что Он это обещал.

2) Он справедлив в наказании нечестивцев.

а) Бог справедлив, потому что наказывает грешников по закону. «…Где нет закона, нет и преступления» (Рим.4:15). Однако Бог дал человеку закон, а люди его нарушили, поэтому Он наказывает их справедливо.

б) Бог проявляет справедливость в наказании грешников, потому что наказывает их не иначе, как при наличии всех свидетельств, доказывающих вину. А что может более достоверно свидетельствовать против человека, если не его собственная совесть? Бог не вменяет человеку в вину иных преступлений, кроме тех, истинность которых засвидетельствует своей печатью совесть.

Урок первый. Вот еще один алмаз Божьего венца: Он справедлив и праведен. Он являет нам образец справедливости и пример для подражания.

Но как же согласуется с Божьей справедливостью тот факт, что нечестивые в мире преуспевают? «…Почему путь нечестивых благоуспешен?» (Иер.12:1). Это всегда было серьезным соблазном и приводило к тому, что многие ставили под сомнение Божью справедливость. Самые большие грешники обладают самой большой властью. Диоген, видя благоденствие вора Гарпала, сказал: «Верно, Бог лишил мир всякого правительства, и нет Ему дела до того, что здесь внизу происходит».

1) Иногда нечестивые становятся орудиями для выполнения Божьей работы. Хотя они и не помышляют о Божьей славе, но могут ей способствовать. Кир (Ездр. 1:7) был инструментом, с помощью которого строился Божий храм в Иерусалиме. Есть некоторая справедливость в том, что они имеют временные вознаграждения. Бог позволяет процветать тем, под чьими крыльями находит кров Божий народ. Ни у единого человека Бог не останется в долгу. «…Чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем» (Мал.1:10).

2) Бог допускает, чтобы люди продолжали грешить и преуспевали, дабы у них не было потом извинения. «Я дал ей время покаяться в любодеянии ее» (Отк.2:21). Откладывая суд, Бог растягивает для грешников время милости. И если они не покаются, то терпение Господа будет свидетельствовать против них, а в суде четко проявится Его справедливость. «…Так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс.50:6).

3) Бог не всегда позволяет нечестивым преуспевать во грехе. Некоторых Он публично наказывает, чтобы Его справедливость не осталась незамеченной. «Познан был Господь по суду, который Он совершил» (Пс.9:17). Так Его справедливость видна, когда он поражает людей смертью в момент совершения греха. Подобным образом Он поразил Замврия и Охозию на месте преступления.

4) Если Бог и позволяет человеку какое-то время преуспевать во грехе, то в течение всего этого времени наполняется сосуд Его гнева. В это время Он точит Свой меч. И хотя Бог терпит нечестивцев какое-то время, однако терпение — это не прощение. Чем дольше Всевышний задерживает Свой удар, тем мощнее он, в конечном счете, будет. А поскольку впереди — вечность, у Господа достаточно времени, чтобы расквитаться со Своими врагами.

Справедливость можно сравнить со спящим львом, а ведь лев когда-нибудь проснется и зарычит на грешника. Разве Божья справедливость не настигнет в этот момент Нерона, Юлиана и Каина?

Но ведь Божий народ переживает колоссальные скорби, он подвержен гонениям и насилию. «И подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро» (Пс.72:14). Как это согласуется с Божьей справедливостью?

1) Прав был Юстин, сказавший: «Judicia Dei possunt esse occulta, non injusta. — Божьи пути суда иногда неведомы, но они никогда не бывают несправедливыми». Бог никогда не заставит Свой народ страдать без причины, а посему Он не может быть несправедливым. Нечестивцы причиняют благочестивым страдания за то доброе, что в них есть, а Господь заставляет их скорбеть за то злое, что в них есть. Божьи дети не лишены недостатков. «А разве на самих вас нет вины пред Господом, Богом вашим?» (2Пар.28:10). Разве эти духовные алмазы не имеют изъянов? Разве мы не читаем о пороках Божьих детей (Втор.32:5)? Разве им не присуща гордость, дух осуждения, страсти, суетность? Судя по тому, что они о себе говорят, — это райские птицы, парящие в вышине и питающиеся небесной росой. На самом деле — они, как змеи, пресмыкаются во прахе. Грехи Божьего народа раздражают Господа больше, чем грехи других людей. «Господь увидел, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих» (Втор.32:19). Грехи других пронзают бок Христа, эти же пронзают Его сердце. Так разве несправедлив Господь, позволяя всем этим несчастьям обрушиваться на верующих? «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам.3:2). Я накажу вас быстрее, вернее и строже, чем других.

2) Цель испытаний и страданий — очистить благочестивых. Божий огонь — на Сионе (Ис.31:9). Разве есть несправедливость в том, что Бог кладет Свое золото в печь, дабы очистить его? Разве несправедливо, что Он заставляет Свой народ страдать, дабы он принял участие в Его славе? (Евр.12:10). Что еще может свидетельствовать о Божьей верности, если не такой порядок вещей, установленный Богом с целью их совершенствования? «…По справедливости Ты наказал меня» (Пс.118:75).

3) Разве Бог поступает несправедливо, посылая легкое наказание, дабы предотвратить наказание более серьезное? Наилучшие из Божьих детей имеют недостатки, заслуживающие адских мук. И разве Бог приносит им зло, наказывая их розгой, когда они заслуживают бичевания? Разве не прав отец, исправляющий ребенка, когда тот заслужил лишения наследства? Поступая так милостиво со Своими детьми, Бог кладет в их чашу всего лишь полынь вместо серы и огня. Им следовало бы восхищаться милостью Господа, а не жаловаться на несправедливость.

Как согласуется с Божьей справедливостью то, что все люди по природе одинаково виновны, а Бог, спасая одних, проходит мимо других? Почему Он не поступает со всеми одинаково?

«Неужели неправда у Бога? Никак» (Рим.9:14). «Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?» (Иов.8:3).

1) Бог не обязан отчитываться перед творением в Своих действиях. И если никто не говорит царю: «Что ты делаешь?» (Еккл.8:4), то тем паче — Всевышнему. Достаточно знать, что Бог — Высший Господь, Он — Верховный Владыка над всем творением, а посему — не может поступать несправедливо. «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим.9:21). Бог волен по Своему усмотрению спасать одного и не спасать другого, не согрешив при этом против Своей справедливости и не запятнав ее. Если два человека задолжали вам деньги, вы можете простить долг одному и взыскать с другого, и не посчитаете это несправедливым. Если два преступника приговорены к смертной казни, царь может простить одного, не прощая другого. Нет ничего несправедливого в том, что правитель заставляет страдать одного за нарушение закона и прощает другого, пользуясь своими царскими полномочиями.

2) Несмотря на то, что одни спасаются, а другие погибают, у Бога нет неправды, потому что всякий погибающий сам навлек на себя погибель. «Погубил ты себя, Израиль» (Ос.13:9). Господь предлагает благодать, а грешник отказывается от нее. Разве Бог обязан давать благодать? Если врач приходит, чтобы вылечить больному рану, а тот отвергает помощь, разве врач обязан его лечить? «Я звала, и вы не послушались» (Прит.1:24). «…Израиль не покорялся Мне» (Пс.80:12). Бог не обязан навязывать человеку Свои милости. Если люди намеренно противятся предложенной благодати, то причиной их погибели является собственный грех, а не Божья несправедливость.

Урок второй. Вы видите различие между Богом и большей частью людей в мире.

1) Люди несправедливы в судах. Там, где должно вершиться правосудие, они извращают справедливость. Они «постановляют несправедливые законы» (Ис.10:1). Слово «судейская мантия» на древнееврейском языке обозначает «увиливание, обман или несправедливость», что чаще характеризует самого судью, а не мантию. Что значит хороший закон без хорошего судьи? Несправедливость может проявляться двояко: в отсутствии наказания при очевидности вины и в наказании невиновных.

2) Люди нечестны в ведении дел. Речь идет, во-первых, об использовании неверных гирь, «с неверными весами в руках» (Ос.12:7). Как печально: в одной руке Библия, а в другой — неверные весы. И, во-вторых, о подделке товаров: «…вино твое испорчено водою» (Ис.1:22), когда к хорошему зерну примешивается плохое, а продается как хорошее. Я никогда не поверю, что поступающий плохо в делах второстепенной важности, проявит порядочность в главном. Несправедливый не может быть благочестивым. Несмотря на то, что Бог не заповедовал вам быть такими же всесильными, как Сам, Он велел вам быть справедливыми.

Урок третий. Подражайте Богу в справедливости. Соблюдайте золотое правило Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мат. 7:12). Если не хотите, чтобы вам причиняли зло, не причиняйте его сами. Лучше пострадать от зла, чем самому делать зло. «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными?» (1Кор.6:7). Станьте образцом справедливости! Пусть справедливость будет вашим украшением! «Я облекался в правду (то есть в справедливость), и суд мой одевал меня, как мантия и увясло» (Иов.29:14). Мантия изумительно прекрасна, и я надеваю ее. «Et induebam justi-tiam — и был я одет в праведность». Судья надевает мантию, а вечером снимает ее, Иов же надел свою праведность так, что не снимал ее до самой смерти. «Semper vestitus — надета навеки». Мы не должны оставлять эту мантию справедливости, пока не оставим свою храмину. Если у вас есть что-то от Бога, вы станете подобными Ему. Каждым неправедным поступком вы предаете свое христианское вероисповедание, запятнав его славу. Язычники встанут, чтобы судить вас. Скорее солнце изменит свой путь, чем Бог откажется от совершения справедливости.

Урок четвертый. Поскольку Бог справедлив, то наступит Судный день. Сейчас все не так: грех буйствует, святым причиняют зло и часто преследуют за праведные дела. Верующие не могут найти здесь справедливости — она обращается в горькую полынь. Но наступит день, когда Бог все расставит по местам и с каждым человеком поступит по справедливости. Он наденет венец праведным и осудит нечестивых. «Он назначил день…» (Деян.17:31). Поскольку Бог справедлив, Он отомстит. Господь дал людям закон, по которому им надлежало жить, а они нарушили его. Итак, придет день казни преступников. Закон, если он не исполняется, подобен бутафорскому деревянному кинжалу. В последний день Божий меч будет направлен против преступников, и справедливость Господа откроется всему миру. Всевышний «будет праведно судить вселенную» (Деян.17:31). «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт.18:25). Нечестивцы выпьют море гнева, не проглотив ни единой капли несправедливости. В этот день закроются все уста, и Божья справедливость полностью докажет свою правоту, в противовес всем придиркам и ропоту нечестивцев.

Урок пятый. Утешение для истинно покаявшихся. Поскольку Бог справедлив, Он их простит. «Homo agnoscit, Deus ignoscit. — Человек признает свой грех, Бог щадит его». «Если исповедуем грехи наши (т. е. исповедуем и оставляем), то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» (1 Иоан.1:9). Бог не только милостивый, но верный и праведный. Почему? Потому что Он обещал простить таковых (Прит.28:13). Если твое сердце сокрушается по поводу содеянного греха и от него отказывается, то ты можешь не только молить Бога о милости, но и о справедливости, дабы твой грех был прощен. Покажи Господу Его руку и печать, и Он не отречется от Самого Себя.