9. Божья милость

Следующий атрибут Бога — благость, или милость. Милость — это следствие Божьей благости (Пс.32:5). Итак, следующий атрибут — Божья благость, или милость. Наиболее образованные язычники считали, что они наделяют своего бога Юпитера двумя золотыми качествами, называя его благим и великим. Оба эти качества мы находим у Всевышнего — благость и величие, благородство и милость. Бог благ и по сущности Своей, благ и по отношению к нам. Об этих двух аспектах Божьей благости говорится в Псалме 118:68: «Благ и благодетелен Ты». Благодетельность — это не что иное, как милость, или внутренняя предрасположенность Бога к состраданию и помощи страждущим.

I. В отношении Божьей милости изложу следующие двенадцать положений.

1) Представить Бога милостивым — великий замысел Писания. Это магнит, притягивающий к Нему грешников. «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…» (Исх.34: 6,7). Божье милосердие описывается здесь шестью словами и словосочетаниями, а справедливость Господа — лишь одним: «но не оставляющий вину без наказания». «Ибо до небес велика милость твоя» (Пс.56:11). «Ибо превыше небес милость Твоя» (Пс.107:5). Бог представлен как царь, вокруг престола которого — радуга (Отк.4:3). Радуга была символом милости. Писание представляет Господа в белой мантии милости чаще, чем в одежде, обагренной кровью, и с золотым жезлом чаще, чем с жезлом железным.

2) Бог более склонен к милосердию, чем ко гневу. Милость — это Его любимый атрибут, Господь любит миловать (Мих.7:18). Ему угодно миловать. По словам Иоанна Златоуста, матери приятно, когда ее грудь отдает молоко, так же и Богу приятно дарить Свою милость. «Гнева нет во Мне» (Ис.27:4), то есть: «Я не люблю гневаться». Любая суровость — это вынужденная мера. «Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает» (Плач. 3:33). Для пчелы более естественно давать мед, а жалит она лишь тогда, когда ее к этому вынуждают. Так и Бог не наказывает до тех пор, пока не становится невыносимым более терпеть. «Господь не мог более терпеть злых дел ваших» (Иер.44:22). Милость — это правая рука, которой Бог пользуется чаще. Суровое наказание названо «необычайным делом» (Ис.28:21). Господь не привык к нему. Когда Бог собирался обрить гордость народа, Писание говорит о том, что Он нанимал бритву, словно у Него не было Своей. «В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки» (Ис.7:20). Он «не до конца гневается, и не вовек негодует» (Пс.102:9), но «благ и милосерд» (Пс.85:5).

3) Нет таких обстоятельств, в которых невозможно усмотреть хотя бы лучик милости. Когда церковь находилась в пленении, она воскликнула: «По милости Господа мы не исчезли» (Плач. 3:22). Географы пишут, что Сиракузы на Сицилии расположены таким образом, что солнце никогда не исчезает из виду. В любой скорби мы можем увидеть солнечный свет милости, которая проявляется и в том, что внешние и внутренние скорби не приходят вместе.

4) Милость смягчает все другие атрибуты Господа. Божья святость без милости и справедливость без милости были бы ужасны. Когда вода стала горькой, и Израиль не мог ее пить, Моисей бросил в воду дерево, и она сделалась сладкою. Как горьки и суровы были бы другие Божьи атрибуты, если бы их не подсластила милость! Божья милость запускает силу Господа, чтобы та работала нам в помощь. Благодаря милости, Божья справедливость становится нашим другом, она воздаст за наши обиды.

5) Милость Всевышнего — одна из самых ценных жемчужин Его венца. Она придает Божественности дружелюбие и очарование. Когда Моисей сказал Богу: «Покажи славу Твою», Господь ответил ему: «Я проведу пред тобою всю славу Мою… и, кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею» (Исх.33:19). Божья милость — это Его слава. Святость делает Господа знаменитым, а милость -благожелательным.

6) Даже наихудшие могут вкусить Божьей милости. Борющиеся против Божьей милости вкушают ее. Нечестивцам тоже перепадают крохи со стола милости. «Благ Господь ко всем» (Пс.144:9). Сладкие капли росы садятся и на чертополох, и на розы. Епархия милости довольно обширна. Так, несмотря на то, что сердце фараона было ожесточено, его голову венчала корона.

7) Самая приятная милость та, которую мы получаем по завету. Милостью был и дождь, ниспосланный Богом Израилю, и хлеб в достатке, и мир, и победа над врагами (Лев.26:4-6), но наибольшая милость состояла в том, что Господь стал их Богом (ст. 12). Быть здоровым — это милость, но принять Христа и спасение — милость куда большая. Она, подобно алмазу в оправе, сверкает необычайным блеском.

8) Одно деяние Божьей милости влечет за собой другое. Совсем не так поступает человек. Он говорит: «Я уже показал тебе свою доброту, не беспокой меня больше». Но Бог, проявив милость, готов проявлять ее снова и снова. Божья милость в избрании побуждает Его оправдать, усыновить и прославить. Одно деяние Божьей милости влечет за собой другие. Любовь родителя к своему ребенку побуждает его всегда отдавать.

9) Всякое милосердие, присущее творению, — от Бога, но оно лишь капля в океане Его милости. Милость и жалость, которую мать испытывает к своему ребенку, — от Бога. Тот, Кто наполняет молоком груди матери, исполняет состраданием и материнское сердце. О Боге сказано, что Он «Отец милосердия», потому что порождает все милости в мире (2Кор.1:3). Если Бог привил Своему творению хоть какую-то доброту, то сколько милосердия в Том, Кто назван Отцом милосердия!

10) Поскольку Божья милость делает святых счастливыми, она же должна делать их смиренными. Милость -это плод не нашей, а Божьей благости. Милость — это подаяние от Господа. Поэтому у живущих за счет Божьей милостыни нет причины для гордости. «…Если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей» (Иов.10:15). Вся моя праведность — следствие Божьей милости, поэтому буду смиренным и не стану задирать нос.

11) Милость удерживает Бога от скорого исполнения Его правосудия. Грешники постоянно раздражают Всевышнего и заставляют гнев Его воспылать в ярости Его (Иез.38:18). Почему же Господь до сих пор не схватил их и не осудил? Дело не в том, что Бог не в состоянии этого сделать, как раз наоборот, — Он всесилен, но все дело в милости. Она добивается отсрочки в исполнении приговора над грешником и удерживает процесс правосудия от скоропалительности. Бог же, по благости Своей, желает привести грешников к покаянию.

12) Страшно то, что милость против кого угодно может выступить в качестве свидетеля. Как не повезло Аману, когда его обвинила сама царица! (Есф.7:6). Так же будет и в том случае, когда царица-милость поднимется для обвинения грешника. Ведь только милостью спасается человек, как же печально, когда милость превращается во врага! Если в качестве обвинителя выступает милость, то кто же тогда будет нашим защитником? Не избежать грешнику ада, если обвинение предъявит милость.

Можно было бы рассмотреть несколько видов или разновидностей милости, как, например: милость предотвращающая, милость щадящая, милость дающая, милость ведущая, милость принимающая, милость исцеляющая, милость оживляющая, милость поддерживающая, милость прощающая, милость исправляющая, милость утешающая, милость избавляющая, милость венчающая…

II. Но я остановлюсь на качествах, или свойствах, Божьей милости.

1) Божья милость — это дар. Определить заслуги — значит погубить милость. Ничто не заслуживает милости, поскольку наша кровь полна нечистот. Никто не способен присвоить милость силой. Мы можем вынудить Бога наказать нас, но не полюбить. «Возлюблю их по благоволению» (Ос.14:5). Каждое звено в цепи спасения переплетается и взаимодействует с даром благодати. Избрание нельзя купить, так как «…Он избрал нас в Нем … по благоволению воли Своей» (Еф.1:4,5). Оправдание нельзя купить, так как мы получаем «оправдание даром, по благодати Его» (Рим.3:24). Спасение дается даром — «Он спас нас… по Своей милости» (Тит.3:5). Итак, не говорите: «Я не достоин», потому что милость дается даром. Если бы Богу пришлось явить милость только достойным, то она не была бы явлена никому.

2) Божья милость — милость с избытком. Она бесконечна. Бог «многомилостив» (Пс.85:5), «богатый милостью» (Еф.2:4), у Него «множество щедрот» (Пс.50:3). Гнев из сосуда сочится по каплям, а милость бьет ключом. Солнце не имеет столько света, как Бог — милости. У Господа есть утренние милости. «Оно (Божье милосердие) обновляется каждое утро» (Плач. 3:23). У Господа есть ночные милости. «…И ночью песнь Ему у меня» (Пс.41:9). У Бога есть милости под небом, которые мы вкушаем, и есть милости на небе, на которые мы уповаем.

3) Божья милость вечна. «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его» (Пс.102:17). Слова «вовек милость Его» двадцать шесть раз повторяются в пределах одного только Псалма 135. Души блаженных всегда будут купаться в этом нежном и приятном океане Божьей милости. Гнев Божий на Его детей длится совсем недолго, а вот «милость Его вовек» (Пс.102:9). Пока Бог остается Богом, Он будет являть Свою милость. Поскольку Божья милость — милость с избытком, ее неиссякаемый источник будет всегда наполнен.

Урок первый. Когда мы молимся, нам следует смотреть на Бога, облаченного не в судейскую мантию, а в радугу, полную милости и снисхождения. Расправьте крылья молитвы. Когда Иисус Христос восходил на небо, Он был исполнен радости и восклицал: «Иду к Моему Отцу». Так и наши сердца должны радостно восклицать в молитве: «Мы идем к Отцу милосердия, сидящему на престоле благодати». Входите с дерзновением в Его милость, а не так, как входящий в огонь с сомнением приговаривает: «То ли он согреет меня, то ли нет».

Урок второй. Веруйте в Божью милость. «…Уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс.51:10). Божья милость — это открытый источник. Опустите в него сосуд веры, и вы будете пить из этого источника спасения. Что может побудить к вере сильнее, чем Божья милость? Бог почитает за славу раздавать прощение. Как велико желание Господа, чтобы грешники прикоснулись к золотому жезлу Его милости и имели жизнь! Божье желание миловать имеет два проявления.

1) Господь умоляет грешников прийти и завладеть Его милостью. «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Отк.22:17). Милость уговаривает грешников, даже встает перед ними на колени. Как странно было бы, если бы князь упрашивал осужденного принять помилование. Бог же говорит: «Бедный грешник, разреши Мне любить тебя, соблаговоли не отказаться от спасения».

2) Господь радуется, когда грешники принимают Его милость. Какое преимущество Богу в том, примем мы Его милость или нет? Какой прок источнику, если кто-то из него пьет? Однако благость Божья настолько велика, что Господь радуется спасению грешников и ликует, потому что милость Его принята. Когда блудный сын вернулся домой, его отец обрадовался и устроил пир, дабы выразить свою радость. Так и Господь радуется, когда грешник приходит и принимает Его милость. Какое здесь сильное побуждение уверовать в Бога! Он есть Бог, любящий прощать (Неем.9:17). Он любит миловать (Мих.7:18). Ничто не причиняет нам такой вред, как неверие. Оно останавливает поток Божьей милости и закрывает Божьи чаши и раны Христа, так что целительная благодать перестает поступать. «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мат. 13:58). Почему ты не веришь в Божью милость? Твои грехи лишают тебя уверенности? Божья милость способна простить большие грехи, именно потому, что они велики (Пс.24:11). Море набегает на камни, равно как и на песок. Даже некоторые из приложивших руку к распятию Христа нашли милость. Как небо выше земли, так и Божья сила намного выше наших грехов (Ис.55:9). Что может побудить нас к вере, если не милость Божья?

Урок третий. Остерегайтесь злоупотреблять милостью Господа. Не вкусите яда из благоухающего цветка Божьей милости. Не думайте, что если Господь милостив, то вам позволено жить во грехе. Так вы превратите милость в своего врага. Никто, кроме священников, которые по своей должности были более святы, не смел прикасаться к ковчегу. Подобным же образом никто не должен касаться ковчега Божьей милости, если только не решил стать святым. Грешить, дабы изобиловала милость, — это логика дьявола.

Согрешающий ради милости напоминает человека, разбивающего себе голову лишь потому, что у него есть пластырь. Согрешающему ради Божьей милости грозит суд без милости. Милость, которой злоупотребили, превращается в ярость. «Такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, не смотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»; и пропадет таким образом сытый с голодным. Не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека» (Втор.29:19, 20). Нет ничего слаще милости, которую употребили на то, чтобы стать лучше, как и нет ничего свирепее милости, которой злоупотребили. Нет ничего холоднее свинца, взятого из рудника, как и нет ничего более обжигающего, чем свинец раскаленный. Нет ничего тупее железа, как и нет ничего острее железа заточенного. «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его» (Пс.102:17). Милость не для тех, кто грешит и не боится, а для тех, кто боится и не грешит. Божья милость — это святая милость. Прощая, она исцеляет.

Что делать для обретения Божьей милости?

1) Подумайте о том, чего вам не хватает. Поймите, как сильно вы нуждаетесь в прощении и спасительной милости. Представьте, что вы сироты. «…У Тебя милосердие для сирот» (Ос.14:4). Бог жалует подаянием милости только нуждающихся. Освободитесь от всяких претензий на собственную значимость. Бог наполняет золотым елеем милости пустые сосуды.

2) Идите за милостью к Богу. «Помилуй меня, Боже» (Пс.50:3). Не отделывайся от меня, оказав обычную милость, которую могут обрести даже нечестивцы. Дай мне не только желудей, но и жемчуга. Пусть моя милостыня не только из одной одежды и еды состоит, дай мне милости спасения. Дай мне сливки Твоего милосердия. Господи! надели меня не только милостью, но и щедротами.

«…Венчает тебя милостью и щедротами» (Пс.102:4). Даруй мне такую милость, которая возвестит моей душе о Твоей избирающей любви. Молитесь о милости! У Бога целое хранилище милости, а молитва — это ключик, открывающий его. Молясь, несите в своих руках Христа, ибо всякая милость приходит через Него. «И взял Самуил одного ягненка от сосцев» (1Цар.7:9). Несите в своих руках агнца Христа, идите в Его имя, говорите о Его заслугах: «Господи, вот — Кровь Христа, плата за мое спасение. Господи, помилуй меня, ведь Христос заплатил за это». И хотя Бог может отказать нам, когда мы приходим к Нему за милостью в свое собственное имя, Он не откажет нам, когда мы придем во имя Христа. Взывайте к искупительной жертве Христа, такой довод Бог отклонять не станет.

Урок четвертый. Три совета для тех, кто нашел Божью милость.

1) Пребывайте на Гаризиме — горе благословения и хвалы. Ее обитатели не только слышали о милости небесного Царя, но и испытали ее на себе. На них капает мед из сот милости. Милость восполняет их нужды. Когда они были близки к смерти, она подняла их с больничной койки. Милость простила их, когда они были виновны. «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его» (Пс.102:1). О, как же должны переполняться хвалою сосуды милости! «…Который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован» (1Тим.1:13). Чудом я обрел милость! Как море, выходя из берегов, размывает их, так милость Божья размыла мой грех и наполнила сладостью мою душу. Вы, памятники Божьей милости, должны стать и трубою хвалы. Вы, вкусившие благость Господа, должны рассказать другим о своем опыте обретения Божьей милости, дабы это побудило их искать Дарующего милость. «…Я возвещу вам, что сотворил Он для души моей» (Пс.65:16). Когда я нашел свое сердце мертвым, Божий Дух сошел на меня с силою, и дуновение этого ветра оживотворило увядающие цветы моей благодати. Расскажите же другим о благости Господа, поделитесь с ними Его благословениями, дабы хвала Богу жила в веках даже после вашей смерти.

2) Любите Бога. Милость влечет за собою любовь. «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!» (Пс.17:2). Древнееврейское слово, переведенное как «любовь», обозначает любовь из недр души. Божья справедливость побуждает нас бояться Всевышнего, а Его милость — любить Его. Что, если не милость, способно произвести любовь? Если мы любим Бога за то, что Он дает нам пропитание, то тем паче должны любить Его за дарованную нам благодать, за щадящую нас милость, а тем более — за милость спасительную. И если Божья милость не растворяет сердце в любви, то это — каменное сердце. «Я возненавидел бы собственную душу, если бы обнаружил, что она не любит Бога», — говорит Августин.

3) Подражайте Богу в оказании милости. Поскольку Бог — Отец милосердия, докажите, что вы Его дети, будучи похожими на Него. Амвросий говорит: «Суть и определение религии звучит так: будьте богаты делами милосердия, помогайте людям в их материальных и духовных нуждах. Сейте золотые зерна, пусть светильник вашего исповедания наполнится елеем благотворительности. Будьте милосердны, раздавая и прощая. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».