10. Божья истинность

Следующий атрибут Бога — истинность. «Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор.32:4). «Ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя» (Пс.56:11). «…Многомилостивый и истинный» (Пс.85:15).

I. Бог есть истина. Он истинен и в физическом смысле, и в Своей сущности, так как имеет реальное бытие и дает жизнь остальным. Бог истинен и в моральном смысле. Он истинен sine errore, без погрешностей, et sine fallacia, без обмана. Господь есть prima veritas, эталон и прообраз истины. Нет ничего истинного, кроме того, что в Боге или исходит от Бога.

II. Бог есть истина, и, благодаря Его правдивости, мы полагаемся на обетования. «Не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его» (3Цар.8:56). Обетование — это Божье обязательство, а Божья истинность — печать, скрепляющая его.

Божьи обетования содержат в себе два утешения для верующих.

1) Речь идет о Божьей силе, благодаря которой Он способен исполнить обещанное. Бог обещал подчинить нашу порочность. «…Изгладит беззакония наши» (Мих.7:19). «Нет, — скажет верующий, — моя порочность так сильна, что, уверен, мне никогда не удастся ее преодолеть». Авраам же уповал на Божью силу «будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим.4:21).Он верил, что Бог, сотворивший мир, способен наполнить омертвевшие груди. Вера поможет понять, что для Бога нет ничего невозможного. Тот, Кому удалось извлечь воду из скалы, силен исполнить Свои обетования.

2) Бог истинен в Своих обетованиях. Божья истинность — это печать, скрепляющая обетование. «В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» (Тит.1:2). Вечная жизнь — какая сладость в этом обетовании. Бог, неизменный в слове, — твердая уверенность. Милость дает обещание, истинность исполняет его. Нам неизвестно Божье провидение, но Его обетование — «милости, обещанные Давиду, верно» (Деян.13:34). Бог «не человек, чтобы раскаяться Ему» (1Цар.15:29). Слово земного правителя не всегда заслуживает доверия, Божье обетование — непоколебимо. Божья истинность — одна из самых драгоценных жемчужин Его венца — является гарантией Его обетования. «Не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный» (2Цар.23:5). Не так ли дом мой, то есть даже если мне не удастся сохранить ту чистоту, которой требует Бог, все же Он заключил со мной вечный завет о том, что Он простит, усыновит и прославит меня, и завет этот твердый и непреложный. «Стихии же, разгоревшись, разрушатся», но этот завет останется твердым и непреложным, будучи скрепленным истинностью Бога. Более того, Бог, кроме слова, дал клятву, в которой Он ручается Своей сущностью, жизнью и праведностью, что обетование будет исполнено. Если бы Бог нарушал Свои обещания так же часто, как мы нарушаем наши обеты пред Ним, о, горе было бы нам! Но в обетованиях Божьих — Его истина, поэтому, подобно Мидийско-Персидскому закону, они непреложны. Иоанн Златоуст говорит: «Мы не столько должны верить своим чувствам, сколько обетованиям». Чувства могут нас подвести, обетования — нет, поскольку построены на Божьей истинности. Бог не обманет доверия Своего народа, Он просто неспособен на это. «Обещал неизменный в слове Бог». Господь не отречется от Своей истинности, как не отречется от Божественности. Бог назван многомилостивым и истинным (Исх.34:6). Что это значит? Если Господь обещал помиловать Свой народ, то Он не только не изменит Своему слову, но и сделает намного больше, чем обещал. Бог часто выполняет больше обещанного и никогда не делает меньше обещанного. Его истинность безмерна.

а) Порою Бог откладывает исполнение обетования, но не отрекается от него. Он может отсрочить исполнение. Божье обетование лежит долго, как зерно в почве, но однажды колосок пробьется. Господь обещал избавить Израиль из железной печи, но это обетование, прежде чем исполниться, более четырехсот лет пребывало в родовых муках.

Симеону было обещано, что он не умрет, «доколе не увидит Христа Господня» (Лук.2:26). Но прошло много времени, прежде чем Симеон увидел Младенца, и случилось это незадолго до его смерти. Но несмотря на то, что Бог откладывает исполнение обетования, Он не отречется от последнего. Господь дал обязательство и в положенный срок по нему заплатит.

б) Господь может изменить обетование, но не нарушит его. Иногда Бог превращает материальное обетование в духовное. «И Господь даст благо» (Пс.84:13), и воплотится оно не в преходящем благе, а в духовном. Возможно, Бог урежет христианина в материальных благословениях, но покроет это благословениями духовными. Если Господь не наполняет закрома и корзинку, то умножает веру и укрепляет внутренний мир. Таким образом, Бог изменяет Свое обетование, но не нарушает его, Он дает лучшее. Если некто обещал дать мне мелкую монету, а заплатил более ценной, допустим, золотой, то он не нарушил обещания. «…Не изменю истины Моей» (Пс.88:34). На древнееврейском языке это значит — «не солгу».

Как согласуется с Божьей истинностью желание Господа, чтобы все люди спаслись, однако некоторые погибают? (1Тим.2:4).

Августин понимал это так, что речь идет не о каждом конкретном человеке, а о некоторых представителях всех групп людей. Как это было в ковчеге: спаслись отдельные особи всех живых существ, но не все птицы и рыбы — многие из них погибли во время потопа. Все же виды, в лице нескольких особей каждого вида, спаслись. Так и Бог хочет, чтобы все люди спались, то есть представители всех народов.

Сказано, что Христос умер за всех. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29). Как это согласуется с Божьей истинностью, если некоторые названы «сосудами гнева» (Рим.9:22)?

1) Необходимо объяснить употребление слова мир. Это слово может применяться либо в ограниченном смысле, по отношению к сообществу избранных, либо в более широком смысле, по отношению ко всем людям: и избранным, и нечестивым. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» — здесь речь идет о мире избранных.

2) Мы должны также пояснить значение смерти Христа ради мира. Смерть Христа является достаточной для спасения всех, но не на всех распространяется. Речь идет о разделении понятий цены и действия Крови Христа. Цена Крови Христа высока и достаточна для искупления целого мира. Однако ее действие распространяется только на верующих. Кровь Христа является достаточной для спасения всех, но не на всех распространяется. Не все спасаются, потому что некоторые отвергают спасение, как сказано в Книге Деяния Апостолов 13:46, и клевещут на Кровь Христову, считая ее нечистой (Евр.10:29).

Урок первый. Божья истинность — это великий столп нашей веры. Могли бы мы веровать в Бога, не будь Он истинным? Тогда наша вера была бы иллюзорной. Но Господь — Сама истина, и ни одно слово, произнесенное Им, не осталось неисполненным. «Истина — это объект доверия». Божья истина — непоколебимая скала, на которую мы полагаемся в своем спасении. «И не стало истины» (Ис.59:15): такое может случиться с истиной земной, но не с истиной небесной. Бог не перестанет быть истинным, как и не перестанет быть Богом. Разве не сказал Всевышний: «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его» (Плач. 3:25)? Разве не пообещал Он успокоить «труждающихся и обремененных»? (Мат. 11:28). Божья истина — надежный якорь. Господь не изменит ни единому слову, слетевшему с Его уст. Вся вера небес служит гарантом для верующих. Разве существует что-либо более надежное? Вся земля держится на слове Божьей силы, так разве не может наша вера держаться на слове Божьей истины? На что еще, кроме Божьей верности, мы можем уповать в своей вере? Нет ничего, кроме Божьей истины, во что стоило бы верить. Полагаться на самого себя — значит строить на сыпучем песке. Божья же истина — золотой столп, на котором зиждется вера. Бог не может отречься от Самого Себя. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим.2:13). Мы оскорбляем Господа, если не верим в Его правдивость. «Не верующий Богу представляет Его лживым» (1 Иоан.5:10). Для человека чести нет большего оскорбления и удара, чем недоверие. Отказывающий Богу в истинности представляет обетование не более чем обманом. Разве можно нанести Богу большее оскорбление?

Урок второй. Если Бог есть Бог истины, то Он остается верным Своим угрозам. Угрозы — это летящий свиток, направленный в сторону грешников. Бог пригрозил «сокрушить голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях» (Пс.67:22). Бог угрожает судом блудникам и прелюбодеям (Евр.13:4). Он отомстит злодеям: «Ты видишь, ибо ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукой» (Пс.9:35), «дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу» (Пс.10:6). Бог верен Своим угрозам, как и Своим обетованиям. Дабы явить Свою правдивость, Господь исполнял угрозы и молнией обрушивал на грешников кару уже в этой жизни. Всевышний поразил Ирода, когда тот поступил надменно. Он карал хулителей. Олимпий, арианский епископ, ругал и хулил блаженную Троицу, и тот час же ударила с неба молния и сожгла его. Так будем же бояться Божьих угроз, дабы нам не испытать их на себе.

Урок третий. Вы верите в то, что наш Бог — Бог истины? Тогда давайте будем походить на Него в правдивости.

а) Мы должны быть правдивыми в своих словах. Когда у Пифагора спросили, что делает людей подобными Богу, он ответил: «Когда они говорят правду». Вот признак человека, который отправится в рай: «…и говорит истину в сердце своем» (Пс.14:2). Правдивость в словах противоположна, во-первых, лжи. «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф.4:25). Лгать — значит выдавать за истину то, что таковым не является, причем, говорящий знает об этом. Лжецы более всего противны Богу истины. По словам Августина, существует два вида лжи. Корыстная ложь, когда люди лгут ради собственной выгоды. Например, когда торговец утверждает, что товар обошелся ему в такую-то сумму, хотя, возможно, он не стоит и половины названной суммы. Лгущий за прилавком, будет лгать в аду. Шутливая ложь, когда люди лгут ради забавы, чтобы развеселить других. Так с шутками и прибаутками они направляются прямо в ад. Тот, кто лжет, уподобляется дьяволу, который «лжец и отец лжи» (Иоан.8:44). Ложью он ввел в заблуждение наших прародителей. Есть люди настолько порочные, что они не только говорят неправду, но еще и клянутся в этом. Более того, они заявляют: «Будь я проклят, если это не так». Я читал об одной женщине по имени Анна Авари, которая в 1575 году, находясь в лавке, поклялась: «Чтоб мне утопиться, если я не заплатила за товар, который взяла». И тот час же она умолкла, упала и умерла. Лжец недостоин жить в человеческом обществе. Ложь обесценивает общение между людьми и развращает все общество. Как можно общаться с человеком, когда знаешь, что верить ему нельзя? Ложь отрезает человеку путь на небо. «А вне — псы и чародеи, … и всякий любящий и делающий неправду» (Отк.22:15). Ложь, сама по себе, -великий грех, но еще больший грех — учить лжи. «Пророк-лжеучитель» (Ис.9:15). Его откровение — сплошное заблуждение. Уча лжи, он распространяет чуму и навлекает проклятие не только на себя, но и на других. Во-вторых, правдивость в словах противоположна лицемерию. Язык должен следовать за сердцем, как указатель солнечных часов -за солнцем. Говорить лесть в лицо, в то время как думаешь совсем иначе, — не лучше лжи. «Уста их мягче масла, а в сердце их вражда» (Пс.54:22). Некоторые владеют искусством льстить и ненавидеть. Иероним сказал в отношении ариан: «Они притворялись друзьями, целовали мне руки и замышляли против меня зло». «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Прит.29:5). «Impia sub dulci melle venena latent. — Под сладким медом можно спрятать самый сильный яд». Притворство в дружбе — это тоже ложь. Фальшивая дружба страшнее фальшивых монет.

б) Мы должны быть правдивыми в своем вероисповедании. Давайте будем исповедовать не только на словах, но и на деле «в праведности и святости истины» (Еф.4:24). Лицемерие в поклонении — это ложь. Лицемер подобен отражению в зеркале — только видимость лица, а не настоящее лицо. Он создает видимость святости, но в ней нет истины. Ефрем притворялся тем, кем не был на самом деле. И что же говорит о нем Бог? «Окружил Меня Ефрем ложью» (Ос.11:12). Допуская ложь в своих словах, мы отрицаем истину, а исповедуя притворно, мы бесчестим ее. Мы лжем, когда говорим, что принадлежим Богу, хотя никакого отношения к Нему не имеем. Писание считает такое поведение ничуть не лучше злословия: «Знаю… злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы» (Отк.2:9). Умоляю вас, будьте прилежны в подражании Богу! Он есть Бог истины и не откажется от правдивости, как не откажется от Своей Божественности. Поступайте как Бог: будьте правдивыми в словах и искренними в исповедании. Божьи дети — это дети, которые не солгут (Ис.63:8). Когда Господь видит «истину в сердце» и «уста, в которых нет лукавства», то видит Свой собственный образ, привлекающий к нам Его сердце. Подобие производит любовь.