12. Троица

Вопрос 6: СКОЛЬКО ЛИЧНОСТЕЙ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ БОГ?

Ответ: Личности — три, хотя Бог один.

«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Иоан.5:7).

Есть только один Бог, хотя в Нем присутствуют три отдельных Личности. Это священная тайна, которую внутренний свет человека так и не обнаружил. Христос, будучи одной Личностью, имеет две природы — и это такая же тайна, как и три Личности в едином Боге. Нам трудно постичь, но это так: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, однако не три Бога, а один. Три Ипостаси блаженной Троицы различны, но нераздельны. Три субстанции, но одна сущность.

Это Божественная тайна: один — в трех, и три в одном. Наш ограниченный разум способен постичь Троицу в Единстве не более, чем ореховая скорлупа способна вместить океан. Позвольте мне прибегнуть к аллегории. Солнце включает в себя три субстанции: солнечное вещество, лучи и тепло. Лучи рождены солнцем, а тепло исходит и от солнца, и от лучей. Эти три субстанции, хоть и различны, но нераздельны, все они составляют одно солнце. Так и Святая Троица: Сын рожден Отцом, а Святой Дух исходит от Обоих, и несмотря на то, что присутствуют три разные Личности, это — один Бог. Сначала поговорим о Единстве в Троице, а затем — о Троице в Единстве.

I. О Единстве в Троице. Единство Личностей Бога включает в себя два момента.

1) Тождественность сущности. Троица едина по Своей сути. Три Ипостаси обладают одинаковой Божественной природой, и нельзя сказать, что одна Ипостась является Богом больше, чем другая.

2) Единство Личностей Троицы состоит в Их взаимном существовании друг в друге, или в существовании всех вместе в одном. Все три Личности настолько неразрывны, что каждая находится в другой и вместе с другой. «…Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Иоан.17:21).

II. К вопросу о Троице в Единстве.

1) Первая Личность Троицы — это Бог Отец. Он является первым по порядку, а не по рангу, потому что у Бога Отца нет качеств, которые не были бы присущи другим Ипостасям. Нельзя сказать, что Он мудрее, сильнее и более свят по сравнению с двумя другими Личностями Троицы. Речь идет о первенстве, а не превосходстве.

2) Вторая Личность Троицы — Иисус Христос, рожденный от Отца до начала времен. «От века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов» (Прит.8:23-25). Это место из Писания возвещает о рождении Божьего Сына в вечности. Он — вторая Ипостась Троицы, Он — Иегова — стал нашим Иисусом. Писание называет Его «Отраслью Давида» (Иер.23:5), а я могу назвать Его цветом нашей природы. «…Оправдывается Им всякий верующий» (Деян.13:39).

3) Третья Личность Троицы — Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, Чья работа — просвещать разум и воспламенять святые побуждения. Дух присутствует везде — на небе и на земле, а действие Он производит в сердцах верующих. Это благословенный Дух, дающий нам помазание (1 Иоан.2:20). И хотя мы обрели благодать благодаря Христу, совершает ее в нас Святой Дух. И хотя искупил нас Христос, заверение в этом мы получаем от Святого Духа, Он же и запечатлевает нас в день искупления. Итак, речь шла о трех Личностях Троицы. Троица Ипостасей может быть доказана на основе стиха из Евангелия от Матфея. 3:16,17: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный». Здесь упоминается каждая из трех Личностей Троицы. Говорящий гласом с небес — это Бог Отец, Крестившийся в Иордане — Бог Сын, Сошедший на Него в виде голубя — Бог Святой Дух. Итак, я показал вам Единство сущности и Троицу Личностей.

Урок первый. Опровержение.

а) Воззрения турков и иудеев, верующих только в первую Ипостась Троицы, несостоятельны. Устранив различия между Личностями Троицы, мы рискуем ниспровергнуть саму идею искупления, ибо может ли Бог Отец, Которому ненавистен грех человека, помириться с ним без Посредника? Посредником выступает Христос, помиривший нас с Богом. Он умер, пролил Свою Кровь, а как Его Кровь может быть приложена, если не посредством Святого Духа? Поэтому без трех Ипостасей Бога спасение человека было бы недостижимо. Не будь второй Личности Троицы — не было бы Искупителя, не будь третьей Личности — не было бы Утешителя. Так мы потеряли бы последнюю надежду на обретение рая.

б) Мы опровергаем нелепые воззрения социан, которые отрицают Божественность Господа Иисуса и считают, что Он, как и мы, творение, только на порядок выше. Подобно тому как католики вычеркнули вторую заповедь, так и социане поступили со второй Ипостасью Троицы. И если грехом считается противление членам Христовым, то что же тогда противление самому Христу? Иисус Христос равноправен с Богом Отцом, ибо сказано, что Он «не почитал хищением быть равным Богу» (Фил.2:6), как и Бог Отец, Он вечен — «От века я помазана, от начала» (Прит.8:23). Если утверждать обратное, то, значит, в какое-то время Бог был без Сына, но тогда не было бы Отца. Более того, такое предположение подразумевает отсутствие славы у Бога, ибо сказано, что Христос «сияние славы» Отца (Евр.1:3). Он имеет одну с Богом Отцом сущность. «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Кроме того, сказано, что Христос не просто был с Богом от начала, но что Он был Богом от начала (Иоан.1:1), и «Бог явился во плоти» (1Тим.3:16). Имя Господь, часто употребляемое в отношении Христа в Новом Завете, соответствует имени Иегова в Ветхом Завете (Втор.6:5, Мат. 22:37). Вечность и реальность Христа — такие же, как и у Бога Отца. «Я и Отец — одно» (Иоан.10:30). Для ангела говорить такое было бы хулой. И все же, продолжая доказывать Божественность Христа, примем во внимание, во-первых, то, что Христу приписываются славные, несообщаемые другим существам, атрибуты Бога Отца. Мы знаем, что Бог Отец всемогущ, — Иисус Христос тоже. Он — Вседержитель (Отк.1:8). Он созидает (Кол.1:16). Мы знаем, что Бог Отец бесконечен и наполняет Собою небо и землю (Иер.23:24), — Иисус Христос тоже. В то время как Христос телом пребывал на земле, Своим Божественным присутствием Он находился на небе. Во-вторых, jura regalia, царские привилегии, принадлежащие Отцу, принадлежат и Сыну. Бог принимает решение о прощении, а прощение — это цветок в венце Христа. «Прощаются тебе грехи твои» (Мат. 9:2). Христос не просто отпускает грех organice, как это делают священники, в силу полномочия, данного им Богом, но Он делает это Своей силой и властью. Мы знаем, что Бог Отец достоин веры и что должны в Него верить. Это в равной степени относится и к Сыну (Иоан.14:1). Мы знаем, что Бог Отец достоин поклонения, — Сын тоже. «И да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6). Как же святотатствуют социане, отказывающие Христу в Божественности, которая является самым прекрасным цветком Его венца. Непризнающий Христа Богом должен сильно постараться, чтобы убедить кого-либо в своей правоте, или просто отрицать тот факт, что Писание является Божьим Словом.

в) Пусть это послужит опровержением взглядов ариан, отрицающих Божественность Святого Духа. Святой Дух -Ипостась Троицы. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан.16:13). Здесь Христос говорит не просто об атрибуте, а о Личности. О том, что Святой Дух является Ипостасью Троицы, свидетельствует Писание, когда отождествляет Духа, дающего различные дары, с одним и тем же Господом, с одним и тем же Богом (1Кор.12:5,6). Тяжким, не подлежащим прощению грехом, названа хула на Святого Духа (Мат. 12:32). Святой Дух проявляет великую силу Божию, ибо Он изменяет сердца человеческие. Дьявол провоцировал Христа на то, чтобы Иисус доказал, что является Богом, превратив камни в хлеб, а Святой Дух доказывает Свою Божественность тем, что превращает камни в плоть: «…И возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26). Более того, Святой Дух явил Божественную силу, когда совершил зачатие нашего Господа Иисуса Христа.

Он осенил деву, и она зачала (Лук.1:35). Святой Дух совершает чудеса далеко выходящие за пределы естественного, например, воскрешение мертвых (Рим.8:11). Как Бог, Он достоин поклонения. Наши тела и души суть храмы Святого Духа (1Кор.6:19), в этих храмах Ему и нужно поклоняться (ст. 20). Мы принимаем крещение во имя Святого Духа, следовательно, должны верить в Его Божественность, иначе мы отрекаемся от собственного крещения во имя Его. Думаю, что таким людям лучше бы совсем не знать о существовании Святого Духа (Деян.19:2), чем знать о Нем и отрицать Его Божественность. Имена тех, что сознательно вычеркивают из своей жизни третью Личность Троицы, будут вычеркнуты из книги жизни.

Урок второй. Увещевание.

а) Верьте учению о Троице Личностей в единстве сущности. В Троицу нужно просто верить, мерило рассуждения слишком коротко, чтобы постичь эту тайну, ведь там, где рассуждение вброд перейти не может, вера способна переплыть. В вероучении есть несколько истин, подвластных доказательству методом рассуждения, например то, что Бог есть. Но учение о Троице Личностей в Единстве сущности абсолютно сверхъестественно, и поэтому в это нужно верою верить. Нельзя сказать, что это священное учение противоречит рассуждению. Просто оно выше рассуждения. Даже те просвещенные философы, которые способны проникнуть в причину вещей и рассуждать о величине и влиянии звезд и природе минералов, никогда не смогут путем самых глубоких исследований проникнуть в тайну Троицы. Это — Божественное откровение, в которое нужно верить со смиренным благоговением. Нельзя быть хорошим христианином без твердой веры в Троицу. Как можем мы молиться Богу Отцу, как не во имя Христа? Можем ли мы молиться Ему без помощи Духа? Как презренны квакеры, которые, называя себя христианами, недооценивают и не признают Иисуса Христа! Я читал о неких квакерах, которые говорят следующее: «Мы отрицаем личность Того, Кого вы называете Христом, и утверждаем, что надеющиеся спастись этим Христом без дел, будут прокляты в своей вере». Сам дьявол не смог бы произнести худшей хулы! Они вырывают вероучение с корнями и убирают краеугольный камень, на котором зиждется наше упование на спасение.

б) Если один Бог существует в трех Ипостасях, давайте будем с одинаковым почтением относиться ко всем Личностям Троицы. У Троицы нет большего или меньшего. Божественность Отца не превышает Божественности Сына или Святого Духа. У Троицы существует порядок, но не ранги. Ни одна из Личностей не носит титул Его Высокопреосвященства, возвышающий ее над другими, поэтому мы с равным усердием должны поклоняться всем Ипостасям. «…Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Иоан.5:23). Благоговейте перед Единством Троицы.

в) Будьте послушны всем Ипостасям блаженной Троицы, потому что все Они являются Богом. Слушайтесь Бога Отца. Сам Христос как человек был послушен Богу Отцу (Иоан.4:34), тем паче должны быть послушны мы (Втор.27:10).

Слушайтесь Бога Сына. «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался» (Пс.2:12). Почтите Его почтением послушания. Заповеди Христа «не тяжки» (1 Иоан.5:3). Все, что Он заповедал, — в наших интересах и для нашей пользы. Почтите же Сына! Почему старцы падают пред Агнцем и полагают свои венцы к ногам Христа? (Отк.4:10,11). Тем самым они свидетельствуют о своем подчинении и готовности служить Ему и слушаться Его.

Слушайтесь Бога Святого Духа. Он оживил наши души Своим славным Духом. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4). Благословенный Дух украсил наши души. Каждая благодать — это Божья искра, зажженная в душе благословенным Духом. Более того, Божий Дух освятил человеческую природу Христа, Он соединил ее с Божественной природой и сделал человека-Христа пригодным нести служение Посредника. Итак, мы видим, что третья личность Троицы, Святой Дух, заслуживает поклонения. Ибо Он — Бог, а посему мы должны Его почитать и слушаться.