13. Сотворение

Вопрос 7: ЧТО ТАКОЕ БОЖЬИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ?

Ответ: Божьи постановления — это намерения Всевышнего в вечности, соответствующие Его воле, а значит, все, чему Он предопределил свершиться во славу Свою.

Я уже касался немного вопроса о Божьих постановлениях, рассматривая такой атрибут Бога, как Его неизменность. Божья сущность неизменна и Его постановления неизменны, воля Его вовек. Он постановил исход всему сущему и посредством Своего провидения позаботится о совершении. Итак, я перехожу к обсуждению исполнения Его постановлений.

Вопрос 9: В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАБОТА СОТВОРЕНИЯ?

Ответ: В том, что Бог словом силы Своей сотворил все сущее из ничего. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

На Божье творение приятно смотреть, его интересно и полезно изучать. Существует мнение, что когда Исаак вышел в поле поразмыслить, поле было в книге творения. Творение — это Библия язычников, азбука крестьянина, подзорная труба путешественника, благодаря которой он получает представление о безмерных достоинствах Бога. Творение — огромная книга, в которой собраны все дела Божьи. В этой книге есть три больших раздела: небо, земля и море.

Автор творения — Бог, так говорит Писание: «сотворил Бог». Мир был создан во времени, а не от вечности, как полагал Аристотель. Мир должен иметь Создателя, он не мог создать себя сам. Если человек отправится в далекую страну и увидит там величественные сооружения, ему и в голову не придет, что они сами себя построили, но он подумает о зодчем, воздвигшем эти внушительные здания. Так и великолепная ткань мироздания не могла соткать самое себя, но должен быть некто — творец или создатель, и этот некто — Бог. «В начале сотворил Бог». Вообразить, что Господь Иегова не занимался работой сотворения, равносильно представлению о том, что прекрасный пейзаж был нанесен на полотно без вмешательства руки художника. «Бог, сотворивший мир и все, что в нем» (Деян.17:24).

В работе сотворения нужно выделить два момента:

I. Создание.

II. Украшение.

I. Создание мира. Обратите внимание на следующее.

1) Бог сотворил мир без какой-либо существовавшей ранее материи. В этом различие между производством и творением. Для производства необходим materia habilis et disposita (подходящий материал под рукой), материя для работы, однако при сотворении никакой существовавшей ранее материи не было. Но Бог соткал всю дивную материю мироздания из лона небытия. Начало всему лежит в пустоте. Некоторые хвастаются своим происхождением и родословной. Так чем же хвастаться, если произошли из ничего?

2) Бог создал мир словом. Когда Соломону предстояло строить храм, ему понадобилось много рабочих с орудиями труда, Бог же работал без инструментов. «Словом Господа сотворены небеса» (Пс.32:6). Ученики удивились, когда Иисус усмирил словом море, а ведь сотворить словом море — куда удивительнее!

3) Вначале все созданное Богом было «хорошо весьма» (Быт.1:31), без изъяна или порока. Дивное произведение вышло из-под рук Божьих, чистая работа без единого пятнышка, дело перстов Господа (Пс.8:4). Его работа была идеальной.

II. Украшение мира. Сначала Бог создал эту громадную глыбу Rudis indigestaque moles (без порядка и формы), а затем украсил ее. Он отделил небо от земли и украсил ее цветами и плодовыми деревьями. Но что такое красота, если она окутана тьмою? И тогда, чтобы мы могли созерцать все это великолепие, Бог создал свет. На небе зажглись солнце, луна и звезды, чтобы красота мира была видна и ею могли восхищаться. Бог начал работу сотворения с вещей менее благородных — с камней и растительности, а затем создал разумных существ — ангелов и людей. Человек — самый изысканный элемент творения. Он — микрокосм, или маленький мир. Человеку при сотворении были даны разум и воля. «Сотворим человека» (Быт.1:26). Настоящий мастер с особой тщательностью приступает к созданию шедевра. Человеку надлежало стать шедевром этого видимого мира, поэтому Бог созвал совещание по поводу сотворения такой редкости. В торжественном совещании приняли участие все три Ипостаси Троицы. «Сотворим человека по образу Нашему». На монетах чеканят портрет или изображение короля, так и Бог запечатлел Свой образ на человеке и сделал его причастником многих Божественных качеств.

Поговорим:

1) о человеческом теле.

а) Голова — самая сложная часть архитектурного сооружения — является источником духов, обителью разума. По природе, голова считается лучшей частью, но по благодати ее превосходит сердце.

б) Глаза — красота лица, они блестят и сияют подобно солнышку. Глаза становятся причиной многих грехов, и поэтому их часто наполняют слезы.

в) Ухо — это канал, посредством которого передаются знания. Лучше потерять зрение, чем слух, потому что «вера от слышания» (Рим.10:17). Открытость уха Божьему Слову — лучше любого бриллианта в ухе.

г) Язык. Давид говорит о веселье своего языка (Пс.15:9), потому что язык — это орудие, возвещающее славу Божью. Сначала душа была подобна скрипке, настроенной на песнь хвалы Богу, и язык играл эту музыку. Бог дал нам два уха и всего один язык, показав, что мы должны быть скоры на слышание и медленны на слова. Бог поставил перед языком двойной забор — зубы и губы, дабы научить нас быть осторожными и не наносить своим языком оскорбления.

д) Сердце — благородная часть, обитель жизни;

2) о душе человека. Душа — человек человека. Благодаря ей человек становится сродни ангелам, более того, по словам Платона, разум, воля и совесть — это стекло, отражающее Троицу. Душа — алмаз в кольце, сосуд чести. Этим сосудом человек служит Самому Богу. Как говорит Иоанн Дамаскин, душа — это отблеск небесного света. Давид изумляется редкому мастерству, с каким было создано его тело: «…я дивно устроен… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы» (Пс.138:14, 15). Если так дивно устроен ларец, то каков же драгоценный камень, в нем находящийся? Какое пышное убранство у души! Итак, мы видим, каким славным был труд сотворения, и особенно человек — мир в миниатюре.

Но зачем Бог создал мир?

а) Не для Себя. Потому что, будучи бесконечным, Он в нем не нуждался. Он был счастлив и до сотворения мира, размышляя о Своих величественных достоинствах и совершенстве. Бог сотворил мир не для того, чтобы он стал нашим домом, ибо мы здесь не на века. Домом является небо (Иоан.14:2). Мир — это только прихожая в вечность. Мир для нас — это как пустыня для Израиля, не для того, чтобы там обосноваться, но чтобы пройти через него к славному Ханаану. Мир — это комната для одевания души, а не место, где она останется навеки. Апостол говорит о похоронах мира. «…Стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10).

б) Бог сотворил мир, дабы явить Свою собственную славу. Мир — это зеркало, в котором видна сила и благость Бога. «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18:2). Мир подобен причудливому гобелену, который свидетельствует о мудрости и мастерстве Создавшего его.

Урок первый. Не Бог ли сотворил этот мир?

а) Данный факт убеждает нас в том, что Он — истинный Бог. Творить — это качество, присущее Богу (Деян.17:24). Платон убедился в существовании Бога, когда понял, что целый мир не состоянии создать и мухи. Бог, таким образом, доказывает, что Он истинный Бог, и проводит различие между Собой и идолами. Ибо написано на халдейском наречии: «Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10:11). Кто, кроме Бога, может творить? Творения достаточно, чтобы убедить язычников в существовании Бога. Есть две книги, на основании которых Бог будет судить и вынесет приговор язычникам: Книга Совести, «…они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим.2:15), и Книга Творения, «…ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). В мире много символов и тайнописи. Каждая звезда на небе, каждая птица, парящая в воздухе, свидетельствуют против язычников. Тварь не могла создать самое себя.

б) Тот факт, что Бог творит, является сильной поддержкой в вере. Разве есть что-либо невозможное для Того, Кто создал все сущее словом? Он может создать силу в немощи. Он может восполнить все наши нужды. Каким неразумным был вопрос: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» (Пс.77:19). Разве не способен Создавший мир сделать нечто большее? «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс.123:8). Уповайте на помощь Бога, сотворившего небо и землю. Работа сотворения является и памятником Божьей силе, и поддержкой в вере. Не ожесточилось ли твое сердце? Господь может Своим словом смягчить его. Твое сердце нечисто? Бог может очистить его. «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс.50:12). Если Церковь Божья упала духом, Господь сотворит Иерусалим веселием (Ис.65:18). Нет другого такого золотого столпа для поддержания веры, как созидающая сила Бога.

в) Разве не сотворил Бог этот мир прекрасным и славным, и не было ли все хорошо весьма? Тогда как мерзок грех, создавший хаос во всем творении! От греха потускнела красота, сделалась кислой сладость и мир потерял первозданную гармонию. Как горька желчь, капля которой способна наполнить горечью целое море! Грех принес в мир суету и томление духа и, конечно, проклятие. Бог проклял из-за человека землю (Быт.3). А проклятие повлекло за собою некоторые последствия.

«…Со скорбию будешь питаться от нее» (ст. 17). Под скорбью подразумеваются все беды и хлопоты этой жизни. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (ст. 19). Адам и до грехопадения возделывал землю, дабы не быть праздным, но то был не труд, а удовольствие. Тот труд не был тяжким. Пища со скорбью и в поте лица пришла вслед за грехом. «Терние и волчцы произрастит она тебе» (ст. 18). Разве на земле до грехопадения не росли колючки, если впоследствии они стали наказанием? Вероятно, они росли и прежде, поскольку, завершив работу сотворения, Бог не создавал новых видов растений и животных. Здесь другой смысл: теперь, после грехопадения, колючие растения на земле будут расти в изобилии, будут колоться и заглушать рост зерновых, то есть приносить вред, который раньше был неведом. Итак, с тех пор все прелести этой жизни имеют свои шипы и колючки! Четвертым последствием проклятия стало изгнание человека из рая. «И изгнал Адама» (ст. 24). Сначала Бог поселил Адама в раю, как в доме с готовой обстановкой или как царя во дворце. «…Владычествуйте… над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Изгнание Адама из рая означало, что Бог лишил его престола и отправил в ссылку, чтобы он теперь стремился попасть в лучший рай — на небо. Пятым последствием проклятия стала смерть. «В прах возвратишься» (ст. 19). Смерть не являлась естественным исходом для Адама, она пришла вслед за грехом. По мнению Иосифа Флавия, человек все равно умирал бы, но срок жизни был бы дольше. Однако, вне всякого сомнения, смерть произросла из корня греха, как сказал апостол: «Грехом вошла смерть» (Рим.5:12). Итак, вы видите, как мерзок грех, повлекший за собой так много проклятий, обрушившихся на творение. И если мы не возненавидим грех за его уродство, давайте ненавидеть его хотя бы за то проклятие, которое он несет.

г) Не Бог ли сотворил этот прекрасный мир? Не сделал ли Он все хорошо? Разве не было творение славным и прекрасным? Тогда как прекрасен Бог! «Quicquid efficit tale, illud est magis tale. — Причина всегда более благородна, чем следствие». Подумайте сами, как много достоинств у дома и земли. И как несравненно больше достоинств у Бога, создавшего их! Как прекрасен цветок нарцисса! И как прекрасен Христос — Нарцисс Саронский! Не блестит ли лицо от елея? (Пс.103:15). Как же тогда сияет лицо от света Господа! Не веселит ли вино сердце человека? Какой же силой тогда обладает истинная виноградная Лоза! Как веселит сердце сок Этой Лозы! Не сладок ли плод дерева? Как же вкусны тогда плоды Духа! Дорог ли золотой прииск? Как же дорог Тот, Кто нашел его! Как дорог Христос, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения»! (Кол.2:3). Нам следует подняться от твари к Творцу. И если есть какое-то утешение внизу, то как много утешения у Бога, Творца всего сущего! Как неразумно находить радость в мире, не находя ее в Том, Кто мир создал! Как же должно стремиться к Нему наше сердце, как страстно должны мы желать быть с Богом, намного превосходящим все сотворенное Им!

Урок второй. Увещевание.

а) Не Бог ли создал мир? Давайте тогда замечать работу сотворения. Бог дал нам не только книгу Писаний, чтобы мы вчитывались в нее, но и книгу творения. Посмотрите вверх, на небо, ибо оно многое говорит о Божьей славе: солнце золотит мир своими яркими лучами. Посмотрите на звезды: они находятся в постоянном движении по своим орбитам, у них есть своя звездная величина, свет и влияние. Мы видим отблески Божьей славы в сиянии солнца и мерцании звезд. Посмотрите на море, и вы увидите чудеса Господа в пучине (Пс.106:24). Посмотрите вверх, и вы увидите птиц, выводящих трели, поющих хвалу своему Творцу. Посмотрите на землю, которая удивляет нас разнообразием минералов, необычной силой магнитной руды, целебными свойствами трав. Посмотрите — земля, подобно невесте, украшена цветами. Все это — славные действия Божьей силы. Бог украсил Свое творение изысканным узором, чтобы мы увидели Его мудрость и благость и воздали Ему должную хвалу. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» (Пс.103:24).

б) Не Бог ли Творец всего сущего? Тогда давайте будем послушны своему Создателю. Он владеет нами jure crea-tionis (по праву Творца), мы обязаны Ему жизнью. Если кто-либо содержит нас, мы считаем себя обязанными служить этому благодетелю, тем паче должны мы служить и подчиняться Богу, давшему нам жизнь. «…Ибо мы Им живем и движемся» (Деян.17:28). Бог создал все на пользу человеку: зерно для пропитания, животных для службы, птиц для песен, чтобы в свою очередь человек служил Богу. Реки берут свое начало в морях и возвращаются в море. Все, что мы имеем, — от Бога. Давайте же почитать своего Творца и жить для Того, Кто нас создал.

в) Поскольку Бог создал наши тела из праха, а прах — из ничего, давайте смирим свою гордость. Когда Бог хотел смирить Адама, Он сказал следующее: «…Ибо прах ты» (Быт.3:19). Почему гордишься ты, прах и пепел? Ты сделан из грубого металла. «Сит sis humillimus, cur non humillimus. — Если ты смиренный, то почему не поступаешь смиренно?» (Бернард). Давид говорит: «Я образуем был» (Пс.138:15). За то, что ты был образуем, можешь быть благодарен, но то, что ты взят из праха, должно побуждать тебя к смирению. Твоя краса не превышает красоты украшенной цветами земли. Тело — это всего лишь смесь воздуха и праха, и этот прах в прах и обратится. Когда Господь сказал о судьях, что они боги (Пс.81:6), то, чтобы они не возгордились, Он уточнил, что они — боги смертные. «Но вы умрете, как человеки» (ст. 7).

г) Поскольку Господь сотворил наши души по образу Своему, а мы его утратили, давайте не будем успокаиваться до тех пор, пока не восстановим снова Божий образ. Сейчас мы, будучи гордыми, злобными и завистливыми, носим образ дьявола. Давайте же стремиться к восстановлению Божьего образа, который состоит в познании и праведности (Кол.3:10, Еф.4:24). Благодать — наша главная красота, она делает нас похожими на Бога и ангелов. Как солнце для мира, так и святость для души. Давайте молиться Богу, чтобы Он вернул нам Свой образ: «Господи, когда-то Ты сотворил меня, обнови меня теперь! Грех исказил Твой образ во мне, поправь его кистью Святого Духа».