14. Божье провидение

Вопрос 11: ЧТО ТАКОЕ ДЕЛА БОЖЬЕГО ПРОВИДЕНИЯ?

Ответ: Дела Божьего провидения — это акты Его святейшего, мудрейшего и могущественного управления тварями и их поступками.

О делах Божьего провидения Христос говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан.5:17). Бог почил от дел сотворения и больше не создает новых видов. «…И почил… от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). Следовательно, фраза «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» должна иметь отношение к делам провидения. «…Царство Его всем обладает» (Пс.102:19), то есть царство Его провидения. Теперь для разъяснения смысла сказанного, я:

I. продемонстрирую вам, что провидение существует;

II. объясню, что такое провидение;

III. изложу несколько принципов, или положений, относительно Божьего провидения.

1. Провидение существует. Никакого слепого рока нет, но есть провидение, которое ведет и управляет миром. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Прит.16:33).

II. Что такое провидение. Отвечаю: провидение — это расположение Богом всех вещей и событий в определенном порядке в соответствии с Его волей, в Его славу, и приведение данных событий в действие.

1) Я называю провидением расположение Богом вещей в определенном порядке и приведение их в действие, дабы провести различие между провидением и Божьими постановлениями. Постановление Всевышнего предопределяет события, которые должны произойти, провидение же приводит их в действие.

2) Я называю провидением расположение вещей в соответствии с Божьей волей.

3) Бог приводит все события в действие в соответствии со Своей волей, в Свою славу, причем Его слава является конечной целью всех деяний и центром, в котором пересекаются все линии провидения. Божье провидение — это Regina mundi, «царица и правительница мира»: всевидящее око и рука, вращающая все колеса во вселенной. Бог не подобен мастеру, построившему дом и покинувшему его, но Он, как лоцман, стоит у штурвала корабля всего мироздания.

III. Положения о Божьем провидении.

1) Божье провидение распространяется на всякое место, всякого человека и всякое явление.

а) Всякое место. «Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?» (Иер.23:23). Епархия, посещаемая провидением, очень обширна, оно достигает неба, земли и морей. «Отправляющиеся на кораблях в море… видят дела Господа и чудеса Его в пучине» (Пс.106:23,24). И то, что море, находясь выше уровня земли, не затопило ее, — тоже чудо провидения. Пророк Иона увидел Божьи чудеса в пучине, когда кит, поглотивший его, вынес его целым и невредимым на берег.

б) Божье провидение распространяется на всех людей и, в особенности, на людей благочестивых, за которыми Господь внимательно следит. Бог окружает заботой каждого святого, как если бы тот был единственным, о ком заботится Всевышний. «.. .Ибо Он печется о вас» (1Пет.5:7), то есть по-особому заботится об избранных. «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Пс.32:18,19). Божье провидение щитом ограждает Его святых от опасностей и посылает им ангелов-хранителей. Божье провидение хранит все кости их (Пс.33:21), собирает их слезы в сосуд (Пс.55:9), укрепляет святых от немощи (Евр.11:34), восполняет все их нужды, дает им милостыню из своей корзинки (Пс.22:5). Так провидение самым дивным образом помогает избранным в их нуждах. Когда протестанты оказались в осажденной французским королем Рошели, Бог, по Своему провидению, чтобы накормить их, послал такое количество мелкой рыбы, какого прежде в той бухте никогда не видели. Так и ворон, -что совершенно несвойственно этой птице (которая вряд ли бы стала вскармливать собственное потомство), — по Божьему усмотрению, приносил пропитание пророку Илии (3Цар.17:6). Дева Мария, родив и вырастив Мессию, обогатила весь мир, хотя сама была бедна. Она получила от ангела предупреждение идти в Египет (Мат. 2:13), а ведь не имела достаточно средств, чтобы нести все расходы, сопряженные с этим путешествием. Но смотрите, как Бог заранее о ней позаботился. По Своему провидению Он послал волхвов с востока, которые принесли драгоценные подарки, золото, ладан и смирну и подарили их Христу, и тогда Мария смогла покрыть расходы, связанные с путешествием в Египет. Божьим детям порою самим невдомек, как бы они нашли пропитание, не будь Божьего провидения. «…Во дни голода будут сыты» (Пс.36:19). Если Бог даст Своим детям царство после смерти, то неужели Он откажет им в хлебе насущном при жизни? Божье провидение распространяется на все явления и события, происходящие в мире. Ничто в мире не может даже пошевельнуться так, чтобы Бог, Своим провидением, не держал ситуацию под контролем. Не так ли происходит, когда человек возвышается, приобретает почет и уважение? Он «одного унижает, а другого возносит» (Пс.74:8). Успех и победа в сражении — это действие Его провидения. Саул одержал победу, но спасение совершил Господь (1Цар.11:13). И то, что среди всех девушек, приведенных к царю, только Есфирь нашла расположение правителя, случилось не без вмешательства Божьего провидения, потому что таким образом Господь сохранил жизнь евреям, приговоренным к истреблению.

Провидение распространятся даже на малейшие существа, на птиц и муравьев. Оно кормит птенца ворона, когда мать бросает его и перестает давать пищу (Пс.146:9). Провидение распространяется на каждый волосок на голове. «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мат. 10:30). Несомненно, если провидение распространяется на наши волосы, то тем паче на наши души. Итак, вы увидели, что провидение распространяется на всякое место, всякого человека, на все события и явления. Однако против этого учения было выдвинуто два возражения.

Некоторые говорят, что в мире происходит много вещей, лишенных всякого порядка и закономерности, и, действительно, Божьего провидения не видно в этих вещах.

Верно то, что вещи, которые кажутся нам неправильными, Бог использует во славу Себе. Представьте, что вы зашли в кузницу и увидели там разные инструменты: кривые, изогнутые, с крючками и зазубринами. Стали бы вы винить эти вещи в том, что они некрасивы? Кузнец использует их в своей работе. То же происходит и с делами Божьего провидения. Они кажутся нам кривыми и странными, но все они служат выполнению Божьей работы. Постараюсь вам объяснить это на примере двух частных случаев.

Иногда Божьи дети занимают очень низкое положение в обществе. И нам кажется неправильным, что лучшие оказались в наихудших условиях. Но в этом проявляется великая мудрость Божьего провидения. Потому что, во-первых, сердца благочестивых, возможно, превознеслись бы от богатства или успеха. Но Бог усмотрел, что для их смирения необходимы скорби и лишения. Лучше поражение, приводящее к смирению, чем порождающий гордыню успех. Во-вторых, если бы благочестивые хотя бы иногда не претерпевали скорби и не лишались бы внешнего комфорта, то как проявились бы их благодати, в особенности их вера и терпение? Если бы все время светило солнце, мы не увидели бы звезд. Так и люди, преуспевая беспрестанно, перестают замечать работу веры. Итак, вы видите, что Божье провидение все делает мудро и правильно, хотя эти действия могут нам показаться очень странными и неправильными.

И еще один случай: процветание нечестивых. Это кажется вопиющей несправедливостью. Но Бог, в Своем провидении, видит благо в том, чтобы наихудшие из людей иногда возвышались и совершали какой-то труд для Господа, хотя и против своей воли (Ис.10:7). Бог ни у кого в долгу не останется. Иногда Он использует нечестивцев, чтобы они защищали и оберегали Церковь, а иногда — чтобы очистить ее и избавить от примесей. «Для наказания Ты назначил его» (Авв.1:12). Пророк как бы говорит: «Ты назначил нечестивых для исправления Своих детей». Так сказал и Августин: «Мы признательны нечестивцам за то, что они, сами не желая того, делают нам добро». Как пшеница обязана молоту тем, что он размолол ее шелуху, или как железо обязано напильнику тем, что он отполировал его, так и благочестивые обязаны нечестивцам тем, что те, сами не желая того, полируют и очищают от шелухи их благодати. Итак, если нечестивые работают на Бога, хотя и против своей воли, Он не допустит, чтобы они что-то потеряли. Он возвысит их в мире и даст им полную чашу земных наслаждений. Итак, вы теперь видите, что дела Божьего провидения мудры и правильны, хотя и кажутся нам странными и неправильными.

Но кое-кто может сказать, что если Бог Своею рукой располагает в определенном порядке все происходящее, то Его рука присутствует и в грехах людей.

Нет, никоим образом Его рука не присутствует в грехах людей. Бог не совершает поступков противных Его естеству. Он не может совершить что-либо, лишенное святости, как не может потемнеть солнце. Здесь вы должны остерегаться двух вещей: не следует думать, что Бог находится в неведении в отношении человеческих грехов, как и не следует думать, что Он прилагает руку к человеческим грехам. Разве может Бог, мстящий за грех, быть его автором? Разве может Бог, издавший закон против греха, приложить руку к нарушению Своего собственного закона? Бог, в Своем провидении, допускает, чтобы люди совершали грехи. «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (Деян.14:16). Господь никогда бы не допустил совершения греха, если бы не обращал это во благо. Если бы Он не допустил греха, люди так и не узнали бы о Его справедливости в наказании греха и о Его милости в прощении греха. Богу угодно допускать грех, но Его рука в грехе не присутствует.

Но разве не сказано, что Бог ожесточил фараоново сердце? А это нечто большее, чем просто допущение греха.

Бог не вливает в человека зло, Он устраняет влияние Своих благодатей, и тогда сердце ожесточается само по себе. Подобно тому, как с исчезновением света, пространство окутывает темнота. И как нелепо было бы утверждать, что свет окутал все тьмою. И прочитав внимательно, вы увидите, что фараон сам ожесточил свое сердце (Исх.8:15). Бог не может служить причиной какого-либо греха. Верно то, что Бог допускает греховный поступок, но ко греху этого поступка Он не причастен. Человек может играть на дребезжащем инструменте, но дребезжит при этом инструмент, а не человек. Так происходит и с поступками людей: сами по себе поступки — от Бога, а грех, заключенный в них, — от людей, и Божья рука к этому вовсе не причастна. Итак, это все, что я хотел сказать по первому положению, которое гласит, что Божье провидение распространяется на всякое место, на всякого человека и на всякое явление.

2) Второе положение заключается в том, что случайные события в нашей жизни тоже предопределены Господом. Падение черепицы на голову человека и пожар кажутся нам случайными, но Божье провидение определило им свое место в нашей жизни. Четкую иллюстрацию тому вы найдете в 3 Книге Царств 22:34: «А один человек случайно натянул лук, и ранил царя Израильского сквозь швы лат». Это происшествие было случайностью для человека натянувшего лук, но с точки зрения провидения, оно было определено Богом. Божье провидение направило стрелу в цель. События, которые кажутся случайными и непредвиденными, происходят в соответствии с Божьими постановлениями. Таким образом исполняется Его воля.

3) Наблюдать Божье провидение — полезное занятие, но оно не должно стать руководством в наших действиях. «Кто мудр, тот заметит сие» (Пс.106:43). Наблюдать провидение полезно, но оно не должно стать для нас правилом поведения. Провидение — это дневник христианина, а не Библия. Иногда плохое дело имеет успех и торжествует, но мы не должны его любить только из-за того, что оно торжествует. Мы не должны предпочитать греховное лишь потому, что ему сопутствует успех, и руководствоваться этим правилом в своих действиях.

4) Божьему провидению невозможно противиться. Ничто не может встать на пути провидения и помешать ему. Когда наступило назначенное Богом время освобождения Иосифа из темницы, то ее стены не могли более удержать его. «Послал царь, и разрешил его» (Пс.104:20). Когда Богу было угодно даровать иудеям возможность свободно поклоняться, Кир, по Божьему провидению, издал повеление, которое вдохновило иудеев пойти и построить храм в Иерусалиме и поклоняться Богу (Ездр. 1:2,3). Если Богу было угодно защищать и оберегать Иеремию во время пленения, то сам Вавилонский царь позаботился о пророке и дал указание не делать ему ничего худого (Иер.39:11,12).

5) Мы должны довериться Богу, когда нам кажется, что дела Его проведения противоречат Божьим обетованиям. Бог обещал дать Давиду корону, сделать его царем, но все складывалось не в пользу исполнения обетования. Давида преследовал Саул, подвергая его жизнь опасности, и все это время Давид должен был доверять Богу. Молитесь и помните о том, что неблагоприятные события в вашей жизни часто ведут к исполнению Божьего обетования. Бог обещал Павлу спасти жизнь всем, плывшим с ним на корабле, но казалось, что провидение противоречит обетованию, потому что ветер не утихал, а корабль разбился, раскололся на куски. Так Бог исполнил обетование: на осколках от корабля люди благополучно добрались до берега. Доверьтесь Богу, когда вам кажется, что дела Божьего провидения противоречат Его обетованиям.

6) Божье провидение чередует и переплетает разные события в нашей жизни. В грядущей жизни такой смеси уже не будет. В аду не будет ничего, кроме горечи, в раю -ничего, кроме сладости. В этой же жизни все перемешано, в делах провидения наряду с горечью присутствует сладость. Дела провидения, как столп, ведший стан Израилев, который с одной стороны был темным, а с другой — светлым. В ковчеге лежали и жезл, и манна, так и Божье провидение для Его детей: что-то служит жезлом, а что-то — манной, чтобы вместе с Давидом мы могли сказать: «Милость и суд буду петь, Тебе, Господи, буду петь». Когда Иосиф был в темнице, он видел темную сторону столпа, но с Иосифом был Бог, и это — светлая сторона столпа. У Асира были железные и медные запоры, но ногу он окунал в елей (Втор.33:24,25). Так и скорби сдавливают нас, как медные запоры, но к скорби примешивается милость, и мы окунаем ногу в елей.

7) Одно и то же действие может быть благим, поскольку происходит по Божьему провидению, и злым, поскольку исходит от людей. Например, продажа Иосифа в египетское рабство была злом, причем очень большим злом, поскольку братья поступили так из-за своей зависти, однако, как дело Божьего провидения, это было благом, так как, благодаря происшедшему, Иаков и все его сыновья с семьями перебрались в Египет и выжили. Еще один пример -Семей злословит Давида. Злословие Семея было злом, так как происходило от ненависти, но поскольку именно Бог велел ему злословить Давида, то это было актом Божьей справедливости, чтобы наказать царя, и унизить его за содеянное прелюбодеяние и убийство. Иудеи совершили распятие Христа из-за ненависти к Нему и злобы, Иуда предал Его из-за своей алчности, но и предательство и распятие были деяниями Божьего провидения, и в этом состояло их благо, поскольку Бог явил Свою любовь миру тем, что отдал Христа за него. Таким образом, посредством данных семи положений, я объяснил вам учение о Божьем провидении. Теперь поговорим о практической стороне учения.

Урок первый. Увещевание.

а) Восхищайтесь Божьим провидением. Оно вращает колесо всего мироздания, которое, в противном случае, распалось бы, а сама его ось разлетелась бы на куски. Если устранить влияние Божьего провидения хотя бы ненадолго, то тварь растворится и вернется в изначальное ничто. Без мудрого провидения во всем мире царило бы беспокойство и смущение, как происходит с войском разбитым и рассеянным. Божье провидение привносит утешение и смысл во все переживаемые нами события. Без него нас не согревала бы одежда и не питала бы пища. Разве все, что мы знаем о Божьем провидении, не побуждает нас восхищаться им?

б) Научитесь спокойно покоряться Божьему провидению. Не ропщите в ответ на события, порядок которых определен Божьей мудростью. Дела провидения совершаются так же безукоризненно, как в свое время свершилась работа сотворения. Спорить с Божьим провидением — такой же грех, как и отрицать его. Если люди поступают не так, как того хотелось бы нам, значит, они поступают так, как того хотелось бы Богу. Его провидение — главное колесо, которое вращает эти малые колеса, чтобы все вместе, в конечном счете, приносили Ему славу. «Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это» (Пс.38:10). Возможно, иногда нам кажется, что мы лучше расположили бы вещи, будь правление миром в наших руках. Но, увы, стоит нам встать перед проблемой самостоятельного выбора, мы непременно выберем то, что способно нас погубить. Давид страстно желал жизни своему ребенку, который был плодом его греха, но, останься ребенок живым, он служил бы вечным источником позора. Нам нужно радоваться тому, что миром правит Бог. Научитесь уступать Его воле и покоряться Его провидению. Вас постигают беды? Помните: Бог видит, что так будет лучше для вас, иначе этого не произошло бы. Ваша одежда не может подходить вам больше, чем подходит крест. Иногда Божье провидение -тайна для нас, но оно всегда мудро. И хотя мы не можем молчать в момент бесчестия, мы должны научиться молчать в момент Божьего гнева.

в) Вы, христиане, веруйте в то, что все, происходящее с вами по Божьему провидению, в конечном счете задумано вам во благо. Дела Божьего провидения иногда таинственны, а глаз человека слишком слаб, и мы вряд ли догадаемся, как нам быть. И когда трудно разгадать провидение, давайте верить в то, что избранным все содействует ко благу (Рим.8:28). Колесики часового механизма движутся в противоположных направлениях, но все они способствуют работе часов, и в результате срабатывает механизм боя. Так и дела Божьего провидения напоминают движущиеся в разных направлениях колесики, которые, невзирая ни на что, совершают благо для избранных. Кровопускание, само по себе, и опасно, и болезненно, но если оно обладает жаропонижающим действием и приводит к выздоровлению больного, то является благом. Так и скорби, сами по себе — не радостны, а печальны, но Господь обращает их на благо святым. Бедность не дает пищи грехам, а скорби готовят святых к царству. Поэтому, христиане, веруйте в то, что Бог любит вас, и Он сделает так, что самые противоречивые обстоятельства будут служить Ему во славу, а вам — на благо.

г) Пусть противоядием от чрезмерного страха служит знание о том, что в жизни не происходит ничего, кроме предопределенного Богом в Его постановлениях и приведенного в действие Его провидением. Иногда, когда активность людей возрастает, мы боимся, не зная, каков будет исход событий. Давайте же не будем усложнять себе жизнь страхами. Люди ограничены в своих силах, и не продвинутся ни на йоту дальше, чем позволяет Божье провидение. Бог допустил, чтобы войско Сеннахирима продвигалось к Иерусалиму, однако ни единая стрела так и не вылетела. «И вышел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (Ис.37:36). Когда народ Израиля оказался между Чермным морем с одной стороны и фараоновым войском с другой, вне всякого сомнения, не одно сердце затрепетало от страха: люди уже считали себя мертвыми. Но провидение распорядилось так, что море стало для Израиля надежным проходом, а для фараона и его войска — могилой.

д) Давайте будем благодарны Богу за Его милостивое провидение. Ведь мы до сих пор живы благодаря чудотворному провидению, которое дает нам одежду, чтобы согреть, и пищу, чтобы насытить нас. Мы каждый день питаемся из корзинки с подаяниями от Божьего провидения. А то, что у нас есть здоровье и имение, — это не от нашего трудолюбия, а благодаря Его провидению. «Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор.8:18). И если подняться на ступеньку выше, мы тем более увидим повод для благодарности, потому что родились и выросли в стране, где проповедуется Евангелие, и что живем в таком месте, над которым сияет Солнце Правды, добрый знак провидения. А ведь могли бы родиться в любой другой стране, где процветает язычество. Разве не благодаря дивному провидению Бога, подарившего нам благодать, Христос открыл Себя нам и коснулся наших сердец Своим Духом, пройдя мимо других?

Урок второй. Утешение для Церкви Божьей. Божье провидение по-особому простирается на Божью Церковь. «В тот день воспойте о нем — о возлюбленном винограднике» (Ис.27:2). Бог поливает этот виноградник Своими благословениями и стережет его Своим провидением. «Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его». А те, кто думает уничтожить Церковь, должны сделать это в то время, которое не является ни днем, ни ночью, потому что Бог стережет ее Своим провидением и ночью, и днем. Каким дивным образом руководило провидение народом Израиля! Бог вел их посредством огненного облака, давал им манну с небес и воду из скалы. Бог, Своим провидением, хранит церковь среди врагов. Он сбережет искру в океане и стадо овец среди волков. Бог очень необычным образом спасает Свою церковь.

а) Бог милует ее совершенно неожиданно, в тот момент, когда кажется, что она уже погибает. «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне» (Пс.125:1). Каким дивным образом Бог воздвиг царицу Есфирь, чтобы сохранить жизнь евреям, когда в руках у Амана было злополучное предписание об их истреблении!

б) Необычно, потому что путь, который Он определяет для спасения, нам кажется более похожим на истребление. Иногда Бог использует контрасты: возвышает Церковь, смирив ее. Кровь мучеников поливает Церковь, делая ее более плодотворной. «Но чем более изнуряли его, тем более он умножался» (Исх.1:12). Церковь подобна растению, о котором Григорий Назианзин говорит, что оно живет умирая, и растет благодаря обрезанию.

в) Необычно, потому что Он заставляет врагов выполнять Его работу. Когда аммонитяне, моавитяне и обитатели горы Сеира выступили против иудеев, Бог настроил врагов друг против друга. «Ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя их; а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга» (2Пар.20:23). В пылу заговора Он заставил изменников стать самим себе предателями. Бог может выполнять Свою работу руками врагов: как Он заставил египтян выслать народ Израиля, нагруженный драгоценностями (Исх.12:36). Церковь — это зеница Божьего ока, и веко Божьего провидения ежедневно укрывает и защищает ее.

Урок третий. Теперь вы видите, что может заставить нас страстно желать наступления того часа, когда великая тайна Божьего провидения полностью откроется нам. Сейчас мы вряд ли знаем, что нам делать с Божьим провидением, и готовы осудить то, чего не понимаем. Но на небе мы узнаем, как все эти дела Божьего провидения — болезни, потери, страдания — способствовали нашему спасению. Здесь мы видим лишь темные фрагменты Божьего провидения, и нам трудно судить о Его работе по отдельным частям. Но когда мы попадем на небо, то увидим в полный рост картину провидения, написанную живыми красками. Какое славное зрелище нам предстоит лицезреть! И тогда мы поймем, как все дела провидения способствовали исполнению Его обетовании. Нет ни одного дела провидения, в котором не присутствовало бы чудо или милость.