Проповеди Томаса Ватсона, посвященные Катехизису Вестминстерской Ассамблеи

Данное издание не подлежит продаже. This edition is not to be sold.

Вступительная лекция к курсу обучения

«Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере» (Кол.1:23).

Намереваясь начать со следующего воскресенья преподавание катехизиса, считаю уместным прочитать вступительную лекцию, чтобы показать, насколько необходимо для христианина получить хорошее наставление по основам религии. «Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере».

I. Долг каждого христианина — быть непоколебимым в вере.

II. Твердость — вот что лучше всего помогает христианам стать непоколебимыми.

I. Долг каждого христианина — быть непоколебимым в вере. Об этом молился апостол в 1 Послании Петра 5:10: «Бог же всякой благодати… да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми». Другими словами, чтобы они были не метеорами, носящимися в воздухе, но стабильными звездами. Апостол Иуда говорит о блуждающих звездах в стихе 13. Он назвал их так, потому что, как сказал Аристотель, «они скачут то вверх, то вниз, блуждают в разных частях небосвода, и, представляя собою всего лишь сухое испарение, а не чистую небесную материю, из которой состоят стабильные звезды, часто падают на Землю». Так и колеблющиеся в вере: время от времени они будут вести себя подобно блуждающим звездам, лишатся былого постоянства и станут менять одно мнение на другое. Так колеблется колено Рувимово, родоначальник которого «бушевал, как вода» (Быт.49:4), подобно кораблю без балласта, опрокидывающемуся от ветра всякого нового учения. Беза пишет о некоем Белфектиусе, вероисповедание которого менялось всякий раз с приходом новой луны.

Ариане каждый год имели новую веру. Но они — не столпы в Храме Божьем, а тростник колеблющийся. Апостол называет такие учения «пагубными ересями» (2Пет.2:1). А за ересь человек может попасть в ад, равно как и за прелюбодеяние. Колебания в вере свидетельствуют о недостатке рассудительности. Если бы их головы не были пустыми, люди не стали бы крутиться в водовороте разных мнений. Такое поведение свидетельствует о человеческом легкомыслии. Судьбу ветреных христиан можно уподобить пуху, уносимому ветром. Как сказал Киприан: «Triticum non rapit ventus inanes palce jactantur». Поэтому их можно сравнить с детьми. Но Писание говорит, чтобы «мы не были более младенцами, колеблющимися» (Еф.4:14). Дети непостоянны: сначала они думают одно, потом — другое, ничто неспособно увлечь их надолго. Так и колеблющиеся христиане — ведут себя по-детски, они могут отречься от тех истин, которые когда-то приняли. Бывает, им нравится протестантское вероучение, но пройдет немного времени, и они охотно превращаются в католиков.

1) Проповедь Слова преследует великую цель — сделать нас непоколебимыми в вере. «И Он поставил… иных Евангелистами, иных пастырями и учителями… для созидания тела Христова,., дабы мы не были более младенцами» (Еф.4:11,12,14). Слово названо молотом (Иер.23:29), каждый удар которого должен закрепить в здании гвоздь. Так и слова проповедника должны сильнее прикрепить вас ко Христу. Проповедник трудится до изнеможения, чтобы укрепить вас и сделать непоколебимыми. Таково великое предназначение проповеди — не только для просвещения, но и для утверждения душ. Слово должно не только направить их на истинный путь, но и удержать их на этом пути. Итак, если вы колеблетесь, то это значит, что вы не отвечаете цели, которую поставил Бог, дав вам служение.

2) Непоколебимость в вере — это достоинство и честь христианина. Это — его достоинство. Если молоко не взбалтывать, получатся сливки. Теперь христианин будет ревновать об истине и ходить в тесном общении с Богом. Это -его честь. «Венец славы — седина, которая находится на пути правды» (Прит.16:31). Как приятно смотреть на старого ученика, видеть его седые волосы, украшенные золотом достоинств!

3) Колеблющиеся в вере неспособны за нее пострадать. Скептики вряд ли когда-нибудь поймут мучеников. Колеблющиеся находятся в подвешенном состоянии: размышляя о райских наслаждениях, они могут увлечься Евангелием, но стоит им вспомнить о гонениях, как они тут же отрекаются от него. Колеблющиеся христиане думают не о том, что достойнее, а о том, что безопаснее. «Похоже, что отступник, — говорит Тертуллиан, — положил на одну чашу весов Бога, а на другую — сатану, и, взвесив служение каждому из них, он отдает предпочтение служению дьяволу и называет его лучшим господином. И, в этом смысле, можно утверждать, что отступники ругаются Христу» (Евр.6:6). Колеблющийся никогда не станет страдать за правду, но, подобно дезертиру-перебежчику, переметнувшемуся во вражеский стан, ради денег будет сражаться на стороне дьявола.

4) Колебания в вере вызывают Божий гнев. Принять истину, а затем отойти от нее, значит бросить тень на Евангелие, а это не останется безнаказанным. «Отступали и изменяли… Услышал Бог и воспламенился гневом, и сильно вознегодовал на Израиля» (Пс.77:57, 59). Так и отступник, как плод, сбитый ветром, летит прямо к дьяволу в пасть.

5) Вы не будете возрастать, если колеблетесь в вере. Нам дана заповедь, чтобы мы «все возвращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф.4:15). Но если мы колеблемся, роста не происходит: «дерево, которое постоянно перемещается, никогда не разрастется». Колеблющийся способен возрастать в благочестии не более, чем может расти в теле вывихнутая кость.

6) Нам просто необходимо быть непоколебимыми, потому что существует великое множество вещей, способных выбить нас из колеи. Повсюду — обольстители, дело которых — увести людей от основ веры. «Это я написал вам об обольщающих вас» (1 Иоан.2:26). Обольстители — это слуги дьявола, самые опасные преступники, похищающие у вас истину. Из их уст серебром льется речь — так они способны навязать вам плохой товар, ибо владеют хитрым искусством обольщения (Еф.4:14). Употребленное здесь греческое слово имеет отношение к игре в кости, к ловкости рук, позволяющей выбрасывать выигрышные комбинации. Так хитрят и искусители — они умеют бросать кости, знают, как замаскировать и извратить истину, чтобы обмануть других. Соблазнители совращают красноречием, «… ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим.16:18). Они умеют говорить с изяществом, лестью и таким образом влияют на слабых. Есть еще одна разновидность хитрого искусства. Это — притворство, умение изобразить исключительную набожность, чтобы вызвать у окружающих восхищение собою и увлечь своим учением. Такие производят впечатление людей ревностных и святых, которые якобы имеют вдохновение от Бога, с притязаниями на новые откровения. Третий вид мошенничества обольстителей — это их старания очернить и устранить учителей, преподающих общепринятое здравое учение. Как лжецы хотели бы затмить глашатаев истины, подобно черным тучам, заволакивающим свет с неба! Они бы с радостью оклеветали других, только бы самим стать предметом еще большего восхищения. Потому-то лжеучителя и критиковали Павла, добиваясь собственного признания (Гал.4:17). Четвертый способ совращения — это проповедь учения о свободе, что якобы люди свободны от нравственного закона, от норм и от проклятия и что от них уже ничего не требуется, ибо Христос все за них сделал. Таким образом учение о дарованной свыше благодати превращают в ключ от дверей, ведущих к вседозволенности и распущенности. Еще одно средство — выбивать христиан из колеи, устраивая на них гонения (2Тим.3:12). Евангелие -это роза, которую нельзя сорвать, не уколовшись шипами. Наследство, завещанное нам Христом, — это крест. Пока в мире есть сатана и нечестивцы, не надейтесь на такую роскошь, как избавление от бед. Очень многие отпадают именно во время гонений! «…Вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами … Хвост его увлек с неба третью часть звезд» (Отк.12:3, 4). Красный дракон, благодаря своей силе и коварству, увлек звезды, или тех, что славились своим Исповеданием и казались звездами на небосклоне церкви.

Неустойчивость в добре — это грех бесов (Иуда 6). Они названы «утренними звездами» (Иов.38:7), но это — «звезды блуждающие», которые были святыми, но изменчивыми. Как парус может перевернуть судно, так и они были ниспровергнуты, потому что их паруса раздулись от гордости (1Тим.3:6). Колеблясь, человек подражает падшим ангелам. Дьявол был первым из отступников. Сыны же Сиона должны уподобиться этой горе, которую невозможно сдвинуть с места.

II. Второе предложение гласит, что твердость лучше всего помогает христианам стать непоколебимыми. «Если только пребываете тверды и непоколебимы». Греческое слово, переведенное как «тверды», — это метафора, которая наводит на мысль о здании с прочным фундаментом. Так и христиане должны быть тверды в основных вопросах веры и иметь прочный фундамент.

Позвольте мне здесь обсудить два вопроса.

1) Мы должны утвердиться в знании основ. Апостол говорит о «первых началах слова Божия» (Евр.5:12). Во всех гуманитарных и естественных науках, логике, физике, математике, существуют некоторые prcoecognita, правила и принципы, которые необходимо знать для занятия этими науками. Так и в богословии должны быть заложены начальные принципы. Знание начал и принципов религии чрезвычайно полезно.

а) В противном случае мы не сможем служить Богу подобающим образом. Мы никогда не сможем поклоняться Господу так, как это угодно Ему, если только не поклоняемся Ему регулярно. А как же нам поклоняться без знания правил и начал религии? Наше служение Богу должно быть «разумным» (Рим.12:1). А если мы не понимаем основ веры, тогда как служение может стать разумным?

б) Знание основ религии обогащает разум. Это — светильник ноге, направляющий нас в течение всей нашей христианской жизни, подобно тому, как глаз направляет тело. Знание основ — это золотой ключик, открывающий главные тайны веры. Оно дает нам представление об основах вероисповедания в целом, с четким изображением всех очертаний живыми красками; помогает понять много сложных вопросов, возникающих при чтении Слова, и соединить многие звенья Писания.

в) Оно одевает нас в броню доказательства — оружие, необходимое в борьбе с противниками истины.

г) Это — святое семя, из которого прорастает благодать. Оно является semen fidei — семенем веры и radix amoris корнем любви. «…Укорененные и утвержденные в любви» (Еф.3:18). Знание начал способствует совершенствованию христианина.

2) Твердость, о которой идет речь, — лучший способ достижения непоколебимости: «тверды и непоколебимы». Чтобы дерево прочно стояло, ему нужно хорошо укорениться. Поэтому для утверждения в вере, вы должны укорениться в ее основах. Мы читаем у Плутарха об одном человеке, который пытался поставить на ноги мертвого, но тот не устоял. «О, — говорит герой рассказа, — нужно, чтобы там что-то было внутри». Так и нам, чтобы устоять во времена потрясений, нужно иметь внутри основы знания, сначала утвердиться, дабы потом не поколебаться. Кораблю, чтобы не перевернуться, нужно закрепиться при помощи якоря. Для души знание основ — это как якорь для корабля, который придает ему устойчивость среди бурлящих волн заблуждений и жестоких ветров гонений. Сначала — тверды, а потом — непоколебимы.

Урок первый. Теперь вы видите, почему очень многие люди проявляют неустойчивость и готовы принять любое новое мнение, меняя свои религиозные убеждения, как одежду под влиянием моды. Это потому, что они не утвердились. Смотрите, как апостол соединяет два понятия -«невежды и неутвержденные» (2Пет.3:16). Невежды в основных вопросах богословия оказываются неутвержденными. Как не может быть сильным тело с высохшими мышцами, так не может быть сильным в вере христианин без знания основ, которые являются мышцами, укрепляющими и поддерживающими его.

Урок второй. Теперь вы знаете, насколько необходимо заложить основы веры посредством катехизации, чтобы наставить в познании истины даже самых немощных в своих суждениях, дабы укрепить их любовь к истине. Катехизация — обучение в виде вопросов и ответов — самый лучший способ утвердить христиан и сделать их непоколебимыми. Я думаю, что проповедь больше уже не приносит пользы по той причине, что главные истины и основные моменты вероучения не преподаются в виде вопросов и ответов. Катехизис помогает заложить основание (Евр.6:1). Проповедовать и не обучать при этом — равнозначно строительству без основания. Катехизация — это не новый метод, он применялся еще апостолами. Изначально церковь имела свои формы обучения по «образцу здравого учения» (2Тим.1:13) и «первым началам слова Божия» (Евр.5:12). По наблюдениям Гроция и Эразма, у церкви был свой catechu-menoi. Его писали многие из отцов церкви, такие как Фульгенций, Юстин, Феодор, Лактанций и другие. Бог обеспечил катехизису большой успех. Так в виде вопросов и от-и ответов были изложены основы религии, и, благодаря этому, христиане получали четкое наставление и прочно укреплялись в христианской вере. Успех катехизации был настолько велик, что, увидев его, отступник Юлиан приостановил деятельность всех школ, мест публичных чтений и наставление молодежи. Поэтому я планирую (с Божьего благословения) начать со следующего воскресенья преподавание катехизиса. Я также намерен каждое второе воскресенье пополудни полностью посвящать работе по строительству фундамента и начал религии в виде вопросов и ответов. Если же мне в этой работе помешают люди или смерть, надеюсь, Бог поставит в вашем винограднике другого труженика для завершения начатого мною дела.

Краткая биография Томаса Ватсона

Подготовлено Ч. Спердженом

Книга Томаса Ватсона «Основы практического богословия» является одной из наиболее драгоценных и проникновенных работ пуритан, и те, кто хорошо знаком с ней, высоко ценят ее. Ватсон был одним из наиболее лаконичных, колоритных, иллюстративных и влиятельных выдающихся авторов, которые сделали пуританский век эпохой евангельской литературы. Во всех его работах ощущается удачное сочетание твердой доктрины, глубокого опыта и практической мудрости, и «Основы практического богословия», более всех остальных его произведений, полезны и для студента и для служителя. Хотя Томас Ватсон издал несколько чрезвычайно ценных книг, о нем известно довольно мало: неизвестны даже даты его рождения и смерти. Его труды являются наилучшим памятником. Возможно, он и не нуждался в другом, и поэтому провидение положило запрет на излишества. Мы не будем докапываться до его родословной и, подобно любителям древностей, устанавливать происхождение его семьи от довольно известных Ват…, чей сын отличился в крестовых походах или других безрассудных мероприятиях. Не имеет большого значения, голубая ли кровь текла в его венах, так как мы знаем, что он был царским наследником, искупленным Господом. Некоторые люди всем обязаны самим себе, и, насколько нам известно, родословная Томаса Ватсона не принесла ему славы, все сияние которой заключается в его личных достижениях. Ему посчастливилось получить образование в колледже Эммануила, в Кембридже, который в то время можно было вполне заслуженно назвать Школой Святых -кормилицей евангельских богословов-исполинов. В книге регистрационных записей Кеннета перечислены имена восьмидесяти семи пуританских служителей, включая таких хорошо известных и любимых проповедников и толкователей, как Ант. Бурджесс, В. Дженкин, Ральф Веннинг, Томас Брукс, Т. Уайт, Сэмюэл Слатер, Томас Ватсон, Джон Роув, д-р В. Бэйтс, Стефан Чарнок, Сэмюэл Кларк, Натаниэль Винсент, д-р Джон Коллинз, Виллиам Бридж, Сэмюэл Хилдерсам, Адонирам Байфилд. За этим списком следует запись: «Большинство из этих имен упомянуто в списке нонконформистов, пострадавших от преследований и зарегистрированных как выпускники колледжа Эммануила, помимо великого числа других, придерживающихся тех же взглядов, которые были передовыми проповедниками вплоть до печальных событий 1641 года». На полях книги также написано следующее наблюдение об упомянутых выше событиях: «Нельзя не обратить внимание на тот факт, как много молодых студентов в обоих Университетах согласились с мнением своих руководителей и наставников. Именно поэтому простой колледж Эммануила, в Кембридже, породил больше пуритан и нонконформистов, чем любой из семи колледжей или богословских отделений каждого из Университетов». Этот факт должен привлечь молитвы всех верующих к нашим семинариям, чтобы они молились о сынах пророков, так как будущее процветание наших церквей зависит от того, насколько руководство этими учреждениями полагается на Бога. Пасторский колледж, студенты которого пожертвовали деньги на издание этой книги, искренне просит о предоставлении места в заступничестве святых.

Неудивительно, что за время учебы в Кембридже Томас Ватсон заслужил репутацию самого трудолюбивого студента: пуританским авторам приходилось много трудиться в университете, иначе им так и не удалось бы стать выдающимися учителями Израиля. Добросовестные студенты с большей степенью вероятности становились преуспевающими проповедниками. Закончив учебу с отличием, Ватсон стал пастором церкви Святого Стефана, в Уолбруке — самом центре Лондона, где на протяжении почти шестнадцати лет старательно и усердно исполнял обязанности верного пастора. Как повезло тем горожанам, которые регулярно посещали его поучительные и духовные служения! Его церковь была постоянно переполнена, благодаря вполне заслуженной славе и популярности проповедника. Постоянно находясь среди своего стада и сгорая в святом усердии об их вечном благополучии, его жизнь из года в год плавно текла среди возрастающего уважения всех тех, кто знал его. Келеми в книге «Воспоминания нонконформиста» говорит о нем: «Он так хорошо был известен в городе своим благочестием и готовностью прийти на помощь, что, хотя и был отобран Дружескими дебатами, однако до самой могилы сумел сохранить уважение к себе всех здравомыслящих людей. Будучи рассудительным проповедником (о чем вы можете судить из его произведений), он обладал довольно обширными знаниями и популярностью наряду с выдающимся даром молитвы. Доказательством этому может служить следующий случай. В день занятий, накануне принятия Варфоломеевского Акта, в церковь Святого Стефана пришел высокообразованный епископ Ричардсон, чтобы послушать его проповедь. Епископу чрезвычайно понравилась проповедь, но особенно поразила его молитва, последовавшая за ней. Поэтому он решил пойти в дом к проповеднику, чтобы поблагодарить его и переписать молитву. «Увы! — ответил мистер Ватсон, — к сожалению, этого я не могу сделать, так как не записываю свои молитвы; это не предмет, преподаваемый в семинарии, а то, что я произношу вслух — pro re nata — к чему Бог побуждает меня от избытка чувств, переполняющих мое сердце». Получив такой ответ, благочестивый епископ удалился, изумляясь тому, что человек может так молиться импровизированно».

Но та же рука, которая в древние времена преследовала Церковь, вновь простерлась, чтобы досадить святым. Наиболее образованные, святые и ревностные служители церкви Англии поняли, что Акт о Единообразии не позволяет им сохранить в чистоте совесть и жизнь, и поэтому согласились лишиться всего ради Христа. Томас Ватсон не сомневался в выборе своего пути. Он не был раскольником, противником королевской власти, красным республиканцем или членом тайной организации, борющейся с монархией. На самом деле во времена Кромвеля он был предан дому Стюартов, протестовал против казни короля и присоединился к Заговору Любви в поддержку Карла II. Но все это ни к чему не привело; он был пуританином, и поэтому дух злобы, преобладавший тогда в государственной церкви, не мог относиться к нему терпимо. Сейчас нет возможности описать те семена разногласия, которые были посеяны в темное Варфоломеевское время, тем не менее окончательные результаты были чреваты трудновообразимыми последствиями. Возможно, осмысление стало помехой истине; возможно, царские привилегии Иисуса Христа нуждались в защитниках и более терпимых священниках и монархах… В результате этих событий благочестивые люди были вынуждены занять более правильную позицию, чем они занимали до того, что и послужило началом настоящей реформации. Но началом какого великого прогресса стали эти страдания! Каждый день очередной случай изгнания добавлял сил оппозиции и подталкивал противника к краю пропасти, в которую предстояло пасть всем государственным укладам.

Со слезами и плачем община церкви Св. Стефана прощалась со своим пастырем, который должен был покинуть свое стадо, и слушала его прощальные слова. Он говорил как человек, которого лишали самого дорогого, но который в то же время с радостью согласился потерять все. Он попрощался и пошел сам не зная куда.

В коллекции прощальных проповедей находятся три проповеди Томаса Ватсона, а именно: две проповеди, прочтенные семнадцатого августа, и третья — в следующий вторник. Первая, прочитанная утром, была посвящена Иоан. 13:34: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Она раскрывала главный дух Евангелия, особым образом побуждающий любить своих врагов и преследователей. Вторая, прочитанная днем, основывалась на Втором послании Коринфянам, 7:1: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». В первой ее части он особо говорил о том, что «истинный служитель Евангелия должен горячо любить свой народ», и закончил ее такими словами: «На протяжении почти шестнадцати лет я проводил свое служение среди вас; и я радуюсь и благословляю Бога за то, что у меня нет причины говорить: «Чрезвычайно любя вас, я менее любим вами». Я получил много доказательств вашей любви ко мне. Хотя другие приходы превосходят вас по количеству душ, но, как мне кажется, не в силе любви. Я имею огромное утешение, видя ваше почтительное внимание к проповеданному слову: радость, которую вы нашли в его свете, была не кратковременной, а продлилась до сего дня. Я наблюдал за вашим рвением, восстающим против заблуждений этого критического времени, за вашим единством и дружелюбием. Это говорит о вашем благородстве. И если мое служение среди вас будет прервано и мне будет запрещено впредь проповедовать вам, я не перестану любить вас и молиться о вас. Но почему это может произойти? В чем моя вина? Некоторые, возможно, скажут, что мы изменники и мятежники. Возлюбленные, кому из вас не известно о моей любви и страданиях ради моего Господина? Тем не менее, идя к небесам, мы имеем и хорошую, и плохую репутацию. И очень хорошо, если мы сможем добраться к славе, даже если нас подгоняют пиками. Я приложу все старания, чтобы еще раз доказать вам искренность моей любви. Я не могу с уверенностью сказать вам, буду ли продолжать проповедовать вам или же нет. Мое желание — быть водимым серебряной нитью Слова Божьего и провидением. Мое сердце направлено к вам. Как вы знаете, в последнем Акте есть такое выражение: «Мы должны быть с вами кратки, как будто уже мертвы». И если мне положено умереть, я хотел бы оставить вам что-то в наследство». Затем последовало двадцать заслуживающих восхищения указаний, достойных внимательного прочтения каждым христианином. Он заканчивает их такими словами: «Я умоляю вас хранить их, как драгоценные камни в тайнике вашей души. Если они будут с вами, то это будет противоядием, удерживающим вас от греха, и средством, которое сохранит ваше стремление к чистоте, пылающее огнем на алтаре вашего сердца. Я много чего хотел бы сказать вам, но не знаю, предоставит ли мне Бог другую такую возможность. Сейчас мои силы на исходе. Я прошу вас, позвольте всему, что я сказал, отложить глубокое впечатление в ваших душах. Размышляйте об услышанном, и Бог даст вам правильное понимание всего сказанного».

Последняя лекция, прочитанная 19-го августа, толковала Исаия 3:10,11: «Скажите праведнику, что благо ему: ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику горе: ибо будет ему возмездие за дела рук его».

После своего изгнания Ватсон проповедовал от случая к случаю, где это было безопасно. Ни штрафы, ни тюремные заключения не могли закрыть уста служителей, свидетельствующих о Христе. В сараях, на кухнях, во дворах, в лощинах и лесах собирались верные люди, чтобы услышать слова о вечной жизни. Такие маленькие тайные собрания были важным событием для благочестивых умов, ибо в те дни Слово Господа было особо драгоценно. Как, в соответствии с поговоркой, хлеб, съеденный тайком, особо вкусен, так и Слово Божье во время преследований дает особое наслаждение. Мы с трудом можем постичь радостное предвкушение, предшествующее назначенным собраниям, или же усилия восстановить то, что осталось в памяти много времени спустя. После великих пожаров в 1666, когда горели церкви, мистер Ватсон и несколько других нонконформистов нашли большие помещения для желающих посещать их собрания. После принятия Декларации о Веротерпимости в 1672 году, Ватсон получил право проповедовать в большой аудитории в Кросби Хауз, на восточной стороне Бишопсгэйтстрит, в то время принадлежавшего сэру Джону Лангхэму (нонконформисту). Какое счастливое стечение обстоятельств привело к тому, что благородный баронет предпочел принять сторону нонконформистов и такой знаменитый зал оказался в его распоряжении! Здесь Ватсон проповедовал в течение нескольких лет, а затем в 1675 году преподобный Стефан Чарнок Б.Д. присоединился к нему и служил вторым пастором в Кросби Холл до своей кончины в 1680 году. Какие дивные пастыри для стада! Мужи, обладающие такими исключительными дарами, встречались редко, тем более объединенные одним пасторским служением. Они оба трудились над книгой «Основы практического богословия», и внушительный том «Божественные атрибуты» был первым камнем, заложенным Чар-ноком в эту колоссальную структуру, которую ему не посчастливилось закончить. Наш автор был более скромен в своих стремлениях, и настоящее издание демонстрирует, насколько ему это удалось.

В скором времени мистер Ватсон вернулся в Эссекс, где он скоропостижно скончался во время молитвы в своем кабинете, предположительно в 1689 или 1690 г. Ни дата его рождения, ни дата смерти нигде не упоминаются.

В жизни полковника Джеймса Гардинера произошло следующее замечательное событие. В июле 1719 года он проводил один из субботних вечеров в веселой компании. Ему было назначено любовное свидание с замужней женщиной, к которой он собирался пойти ровно в двенадцать. Компания рассталась около одиннадцати, и полковник отправился в свою комнату, чтобы убить этот медленно тянувшийся час. Случилось так, что у него с собой оказалась религиозная книга, которую его благочестивая мать или тетя, без его ведома, положила в дорожную сумку. Она называлась «Христианин — солдат» и была написана мистером Ватсоном. Судя по названию, полковник предполагал найти там материал, имеющий отношение к его профессии, который мог бы воодушевить его на приятное времяпровождение. Поэтому он решил углубиться в чтение. Но пока эта книга была в его руке, нечто поразило его разум, что повлекло за собой очень важные последствия. Пока Дж. Гардинер читал, ему показалось, что он увидел необычный свет, сходивший на эту книгу, и, подняв глаза, к своему величайшему удивлению он увидел перед собой, как бы зависшим в воздухе, видимое изображение Господа Иисуса Христа на кресте, окруженного славой, и был поражен голосом, дошедшим до него: «О, грешник, я вынес все это ради тебя, и этим ты платишь Мне в ответ?». Он погрузился в кресло и оставался какое-то время бесчувственным. Затем он поднялся и, обуреваемый страстями, начал ходить по комнате, пока от усталости не свалился с ног. Состояние невыразимого изумления и душевных мук продолжалось до октября, а затем его страх обернулся невыразимой радостью.

Мистер Ватсон издал много книг, посвященных практическим вопросам и полезных в применении, название которых приведено в примечании[1]. Но его основной работой была книга «Основы практического богословия». Она состояла из ста семидесяти шести проповедей, посвященных Катехизису Ассамблеи, и вышла лишь после его смерти. Книга была издана в 1692 году одним большим томом и имела портрет автора, написанный художником Стуртом, сопровождалась рекомендательным вступлением преподобного Виллиама Лоримера, а также свидетельскими подтверждениями двадцати пяти других служителей, хорошо известных в то время. В течение многих лет эта книга продолжает наставлять в теологии многих простых людей, и ее можно было довольно часто видеть в скромных домах шотландских крестьян. Преподобный Джордж Роджерс, ректор Пасторского колледжа, внимательно следил за выходом этого произведения и в письме к нам написал: «Я не знаю другой такой книги, где бы проповедь была четко ограничена своими пределами. У Хоука, Чарнока и Оуэна мы должны довольно много прочитать, прежде чем почувствуем желание отложить книгу и заняться подготовкой проповеди, но Ватсон учит нас быстро справляться с этой работой. Весь его материал можно использовать. В связи с этим, как мне кажется, эта книга представляет собой огромную ценность для всех наших студентов, готовящихся к пасторству. Я полагаю, что для их пользы вы решили переиздать это произведение. Несколько избранных проповедей, связанных с этой работой, не включены в данный том и выйдут в свет позднее вместе со всеми его трудами. Сама по себе эта работа является законченным произведением. Все прежние издания, как мы видим, имеют в изобилии ошибки и несовершенства. Они были исправлены, хотя, как мы опасаемся, и не полностью, но наиболее точное приближение к тексту и исправление привнесенной композиции было достигнуто. Мы следили за тем, чтобы не был искажен дух произведения и тщательно сохранен каждый оттенок определенной мысли автора. Стиль был модернизирован с учетом того, чтобы он не потерял своих специфических особенностей. Длинные предложения разбиты на два, или три в тех местах, где это можно было сделать без нанесения ущерба ясности или силы воздействия фразы. Слова, вышедшие из употребления, были заменены современными, латинские цитаты восстановлены в соответствии с правильным употреблением насколько возможно было установить их источник, а разделение на темы стало более четким. В целом текст стал более читабельным, а, следовательно, и более привлекательным и понятным, что, по нашему мнению, намного важнее всех предполагаемых преимуществ, связанных с увековечиванием тех устаревших слов, которые стали грубыми и вульгарными в наше время. Популяризируя труды давно ушедших писателей, мы умножаем читательскую аудиторию и делаем их смысл более доступным».