2. Грех

Вопрос 14: ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?

Ответ: Грех — это любое несоответствие Божьему закону или преступление закона. «Грех есть беззаконие» (1 Иоан.3:4).

В общих чертах о грехе можно сказать следующее:

1) Грех — это преступление или нарушение. Латинское слово transgredior, «переступать», означает «выходить за рамки». Нравственный закон предназначен для того, чтобы удерживать нас в должных рамках. Грех — это выход за установленные рамки.

2) Закон Божий — это не закон, изданный неким второстепенным правителем, но это — закон Иеговы, издающего законы как для ангелов, так и для людей. Этот закон справедлив, свят и добр (Рим.7:12). Он справедлив, потому что не поощряет неравенства. Свят — потому что в нем нет ничего нечистого. Добр — потому что в нем нет ничего пагубного. Посему у нас нет причины нарушать этот закон, как нет причины животному, пасущемуся на злачной пажити, ломать изгородь, бежать на пустошь или в болото.

Я покажу всю гнусность и отвратительность греха. Грех — это malorum colluvies, скопище всякого зла. Это дух всех несчастий в неприкрытом виде. В Писании он назван «заклятым» (Иис.Н.7:13). Его сравнивают с ядом змеи и зловонием гроба. Апостол говорит о грехе так: «…крайне грешен» (Рим.7:13), или, как это звучит на греческом языке, «гиперболически грешен». Дьявол разукрасил грех в яркие краски наслаждения и пользы, чтобы придать ему пристойный вид. А я сотру всю краску, чтобы вы увидели уродливую личину греха. Мы склонны не придавать греху большого значения и говорить о нем, как Лот сказал о Си-горе, «он же мал» (Быт.19:20). Но чтобы вам понять, что грех — это большое зло, обратите внимание на следующие четыре момента:

I. Происхождение греха, откуда он идет. Свою родословную он ведет от ада. Грех — от дьявола. «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Иоан.3:8). Сатана был первым исполнителем греха и первым искусителем ко греху. Грех -это первенец дьявола.

II. По своей природе грех есть зло.

1) Это то, что оскверняет. Грех — это не просто нарушение, это — загрязнение. Для души он — как ржавчина для золота, как пятно на красивом полотне. Он заставляет душу краснеть от стыда и чернеть от грязи. Грех в Писании сравнивается с «нечистотой» (Ис.30:22) и «бедствием» (3Цар.8:38). Запятнанные одежды Иисуса, в которых он стоял пред ангелом, были ни чем иным, как прообразом и символом греха (Зах.3:3). Грех очернил Божий образ и оставил пятна на жемчужном блеске души. Он заставляет Бога отвернуться от грешника (Зах.11:8), а грешников — «возгнушаться» самих себя (Иез.20:43). Грех отравляет каплями яда наше святое, он заражает наши молитвы. В обязанности первосвященника входило возложение на алтарь искупительной жертвы за грех, что служит прообразом того, что наше святейшее служение нуждается в искупительной жертве Христа (Исх.29:36). Сами по себе религиозные обряды хороши, но грех оскверняет их подобно тому, как чистейшая вода загрязняется, просачиваясь через грязную почву. По закону, если прокаженный дотрагивался до жертвенника, то не жертвенник его очищал, а он загрязнял жертвенник. Апостол называет грех «скверною плоти и духа» (2Кор.7:1). Грех запечатлевает на человеке образ дьявола. Злоба — око дьявола, лицемерие — его раздвоенное копыто. Грех превращает человека в дьявола. «Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол» (Иоан.6:70).

2) Грех оскорбляет Божьего Духа. «И не оскорбляйте Святого Духа Божия» (Еф.4:30). Оскорбить — это больше, чем прогневить.

Как можно о Духе сказать, что Он оскорблен? Ибо, будучи Богом, Он не подвержен разным страстям.

Это образное выражение. И если говорится, что грех оскорбляет Духа, то это значит, что, согрешая, люди делают попытку нанести вред Духу, который относится к этому неблагосклонно, и, образно говоря, принимает близко к сердцу. Так не оскорбляют ли они, таким образом, Духа? Святой Дух сошел в виде голубя, а грех заставляет этого благословенного голубя скорбеть. Даже если бы это был просто ангел, нам не следовало бы оскорблять его, тем паче не следует оскорблять Духа Божия. Разве пристойно оскорблять нашего Утешителя?

3) Грех — это акт неповиновения Богу, движение в направлении, противоположном небу. «…И пойдете против Меня» (Лев.26:27). Грешник попирает закон Божий, противится Его воле, делает все, что только может, лишь бы досадить Богу, нанести Ему публичное оскорбление. Древнееврейское слово pasha, переводимое как «грех», обозначает «бунт». Каждый грех, по своей сути, — это мятеж. «Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба» (Иер.44:17). Грех посягает на Самого Бога. Peccatum est Deicidium. Грех — потенциальный богоубийца. Будь на то его воля, грех не только бы свергнул Бога с престола, но и лишил бы Его Божественности. Если бы грешнику это было под силу, Бог перестал бы быть Богом.

4) Грех — это деяние лицемерное и недоброе. Бог кормит грешника, оберегает его от напастей, одаривает милостями, а грешник не только забывает о Божьих милостях, но и злоупотребляет ими. За добро он платит злом, подобно Авессалому, который, после того, как Давид поцеловал его и благосклонно принял, стал строить против отца заговор (2Цар.15:10). Грешник подобен мулу, который лягает ослицу, только что кормившую его молоком. «Таково-то усердие твое к твоему другу!» (2Цар.16:17). Бог вправе укорить грешника и сказать: «Я дал тебе здоровье, силы, имение, ты же ответил Мне злом на добро, ты обижаешь Меня за Мои же милости. Таково-то усердие твое к твоему другу! Разве Я подарил тебе жизнь для того, чтобы ты грешил? Разве Я плачу тебе за то, чтобы ты служил дьяволу?».

5) Грех — это болезнь. «Вся голова в язвах» (Ис.1:5). Одни больны гордостью, другие — похотью, третьи — завистью. Грех привел к помутнению рассудка, он — проказа на голове, он отравил жизненно важные органы. «…Осквернены и ум их и совесть» (Титу 1:15). С грешником происходит то же, что и с больным: он потерял вкусовые ощущения, сладкое кажется ему горьким. Слово, которое «слаще меда и капель сота» (Пс.18:11), кажется ему горьким. Он «сладкое почитает горьким» (Ис.5:20). Это болезнь, и ничто не может излечить эту болезнь, кроме Крови Врача.

6) Грех — неразумная вещь. Он заставляет человека поступать не только порочно, но и безумно. Как нелепо и неразумно предпочитать меньшее большому, а мирские наслаждения — рекам вечного блаженства одесную Бога! Разве разумно променять небо на удовлетворение или потворство похоти? Так поступил Лисимах, который из-за глотка воды потерял свое царство. Разве разумно доставлять удовольствие врагу? А ведь именно это мы и делаем, когда грешим.

Когда похоть или гнев сжигает душу, от этого огня греется сатана. Человеческие грехи — это пиршество для дьявола.

7) Грех — тягостная вещь. Люди затрачивают массу усилий в погоне за грехом. Как же они изнуряют себя, выполняя тяжелую работу дьявола! «…Лукавствуют до усталости» (Иер.9:5). Каких трудов стоило Иуде совершить измену! Сначала он отправился к первосвященнику, потом за группой воинов, потом — снова в сад. Иоанн Златоуст сказал: «Добродетель легче порока». Идти вслед греха стоит больших усилий, чем поклоняться Богу. Испытав родовые муки, грешник в скорби разрешается грехом, а это называется «рабством похоти» (Тит.3:3). Не радость, а рабство. Почему? Потому что служение разным похотям по тяжести можно сравнить с рабским трудом. Как много людей отправляется в ад в поте чела!

8) Грех — это единственное, что вызывает у Бога отвращение. Бог не испытывает ненависти к человеку, потому что человек слаб и презираем в мире. Ведь вы не возненавидели бы своего друга лишь за то, что он болен? Но вот что действительно вызывает у Бога сильнейшее чувство ненависти, так это грех. «Не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу» (Иер.44:4). И конечно, если грешник умирает, совершая ненавистное Богу, он не может быть принят в небесные обители. Позволит ли Бог жить рядом с Собою тому, кого Он ненавидит? Бог никогда не станет пригревать на Своей груди змею. Перья орла не смешаются с перьями других птиц, так и Бог не станет смешивать нетленное с грешным. Пока не будет удален грех, пребывание с Богом невозможно.

III. О том, каким большим злом является грех, мы можем судить по цене, заплаченной за него. Чтобы искупить грех понадобилась Кровь Господа. «О человек, — говорит Августин, — подумай, как велик твой грех, если так велика цена, заплаченная за него!». Все правители земли и все ангелы неба не в состоянии заплатить за грех, только Христос. Более того, одного лишь добровольного послушания Христа было недостаточно для искупительной жертвы за грех, но Он еще должен был пострадать на кресте. «…Без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22). Как же отвратителен грех, если Христос умер из-за него! Всю злостность греха мы видим не в том, что из-за него осуждены на погибель тысячи, а в том, что из-за него умер Христос.

IV. Злостность греха проявляется в его последствиях.

1) Грех лишает нас чести. Из-за греха кровосмешения Рувим потерял свое достоинство, и, несмотря на то что был первенцем, лишился преимущества (Быт.49:4). Бог создал нас по Своему образу, «не много» унизив пред ангелами, но грех обесценил нас. Прежде чем согрешить, Адам был подобен герольду, несущему герб: почет и уважение ему, ибо он несет королевский герб! Но стоит отнять у него этот герб, как он будет презираем, никто из людей не станет считаться с ним. Так обошелся с человеком грех, он отнял у него герб невинности, и теперь мы лишены достоинства, он превратил нашу славу в позор. «И восстанет на место его презренный» (Дан.11:21). Здесь речь идет об Антиохе Епифане, имя которого обозначало «знаменитый», однако грех лишил его чести, и он стал презренным человеком.

2) Грех отнимает у души мир. Все, что оскверняет, -приносит смятение. Грех действует на душу как яд, который жжет внутренности и отравляет кровь (Ис.57:21). Грех заставляет сердце трепетать, он рождает страхи, а «в страхе есть мучение» (1 Иоан.4:18). Грех давит на совесть. Ужас и чувство вины настолько охватили Иуду, что он повесился, дабы заглушить голос совести. Можно ли назвать здоровым того, кто в поисках облегчения бросается в ад?

3) Грех производит все мирское зло. «Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным» (Плач. 1:8). Грех, подобно Троянскому коню, несет в своем чреве меч, голод и чуму. Грех как уголь: он не только чернит, но и горит. Грех порождает все наши беды. Он подсыпает песок нам в хлеб, кладет полынь в нашу чашу. Грех порочит имя человека, поглощает его имение, погребает его родственников. Грех запускает летящий ком Божьих проклятий на семьи и государства (Зах.5:1-4). Говорят, что когда Фока (византийский император, с 602 по 610 после Р.Х., примечание переводчика), строил вокруг своего города крепкую стену, то по окончании строительства раздался голос: «В городе обитает грех, из-за которого стена упадет».

4) Грех, в котором не раскаялись, приводит к вечному проклятию. Как червоточина, растущая внутри розы, вызывает смерть цветка, так и тление, зародившееся в душах людей, становится причиной их проклятия. Грех без покаяния приводит ко «второй смерти» (Отк.20:14), то есть «mors sine morte — смерти всегда умирающей» (Бернард). Наслаждение греха наконец-то превратится в печаль, подобно тому как книга, съеденная пророком, была сладка в устах, но горька во чреве (Иез.3:3, Отк.10:9). Грех вызывает Божий гнев, и сколько ведер воды, сколько пожарных машин могут погасить этот огонь? «Где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мар. 9:44).

Урок первый. Смотрите, каким страшным злом является грех, и как странно, что практически любой человек его любит! «Доколе будете любить суету?» (Пс.4:3). «…Они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их» (Ос.3:1). Грех — это кушанье, от которого люди не могут отказаться, несмотря на то что болеют от него. Кто станет выливать розовую воду в сточную канаву? Какая жалость, что такое прекрасное чувство, как любовь, изливают на такую грязную вещь, как грех! Грех вонзает жало в совесть, навлекает проклятие на имение, однако люди любят его. Совершение греха — это самое большое самоотречение, потому что ради греха человек отрекается от своей доли на небе.

Урок второй. Делайте что угодно, только не грешите! Возненавидьте грех. В самом малом грехе зла больше, чем в самом большом несчастье, постигшем нас. Горностай скорее предпочтет умереть, чем замарать свою прекрасную шкурку. В одной капле греха зла больше, чем в целом океане скорбей. Скорбь — это всего лишь дыра в пальто, в то время как грех — это заноза в сердце. В скорби присутствует aliquid mellis, какое-то благо: в этом льве можно найти немного меда. «Благо мне, что я пострадал» (Пс.118:71). Августин сказал: «Utile est anima si in hac area mundi flagel-lis trituretur corpus. — Скорбь — это тот цеп, при помощи которого Бог выколачивает шелуху, чтобы нас очистить, а не уничтожить». В грехе же нет никакого блага. Грех — это дух и квинтэссенция зла. Он хуже ада, потому что адские муки — это бремя только для твари, грех же — бремя и для Бога. «Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами» (Ам.2:13)[7].

Урок третий. Вы убедились в том, насколько великое зло — грех? Тогда какую благодарность нужно испытывать к Богу за то, что Он избавил нас от греха! «Я снял с тебя вину твою» (Зах.3:4). Если бы на вашем теле появилась какая-нибудь болезнь, например, чума или водянка, как благодарны вы были бы тому, кто исцелит вас! Тем паче должны мы быть благодарны за избавление от греха. Бог снимает вину за грех посредством прощающей благодати, а силу греха Он устраняет посредством благодати умерщвляющей. Будьте же благодарны за то, что эта болезнь «не к смерти», что Бог изменил ваше естество, и, привив вас ко Христу, дал вам питаться соком этой маслины; что грех, хотя и живет, но уже не правит, и старший служит младшему. Грех, который старше, служит благодати, которая моложе.