3. Адамов грех

Вопрос 15: В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЛСЯ ГРЕХ, ИЗ-ЗА КОТОРОГО НАШИ ПРАРОДИТЕЛИ ОТПАЛИ ОТ СОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ БЫЛИ СОТВОРЕНЫ?

Ответ: Грех заключался в том, что они съели запретный плод.

«И взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).

Здесь подразумевается:

I. Что наши прародители отпали от состояния невинности;

II. что грех, из-за которого они отпали от этого состояния, заключался в том, что они съели запретный плод.

I. Наши прародители отпали от славного состояния невинности. «…Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7:29). Святость Адама была совершенной, его мысли — правильными, а воля — свободной на добро. Но он не успокоился до тех пор, пока не изобрел свою смерть, а заодно и нашу. Человек изощрялся в изобретениях..

1. Его грехопадение было добровольным. Он обладал posse non рессаге — силою не упасть. Свобода воли была достаточно хорошим щитом, чтобы противостоять искушению. Дьявол не смог бы заставить Адама, не будь на то его согласия. Сатана выступил в роли просителя, а не правителя, способного принуждать. Но Адам не воспользовался своей силой и попал в западню греха, подобно юному щеголю, который за один раз спускает солидное имение. А имение Адама было действительно солидным: ведь он владел всем миром. «…Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Но он спустил все за один раз. Стоило ему согрешить, и он сразу же лишился рая.

2. Грехопадение Адама было внезапным. Он недолго наслаждался своим царским величием.

Как долго пребывал Адам в раю, прежде чем пасть?

Тостатий утверждает, что грехопадение произошло на следующий же день. Перерий говорит, что Адам пал на восьмой день после своего сотворения. Наиболее вероятное и общепринятое мнение состоит в том, что грехопадение имело место не далее как в день сотворения человека. Эту точку зрения разделяют Ириней, Кирилл, Епифаний и многие другие. Я склоняюсь к этой точке зрения по следующим причинам:

а) О сатане сказано, что он был убийцей «от начала» (Иоан.8:44). Итак, кого же он убил? Не блаженных ангелов — до них ему не добраться. И не проклятых ангелов, ибо они еще прежде сами себя погубили. Как же сатана мог быть убийцей от начала? Как только сатана сам пал, он стал искушать человека ко греху, и это было убийственным искушением. Таким образом, становится очевидным, что Адам недолго оставался в раю. Вскоре после сотворения человека на него нацелился дьявол и убил его искушением.

б) Адам не успел вкусить плод древа жизни. «…И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3:22). Поскольку это древо жизни было одним из самых прекрасных деревьев в саду и находилось в центре рая, весьма вероятно, что Адам вкусил бы его плоды в числе первых, если бы змей не прельстил его плодом древа познания. Итак, на этом основании я делаю вывод, что Адам пал в день своего сотворения, поскольку не успел вкусить от древа жизни, которое находилось прямо перед его взором и имело такие вкусные плоды.

в) «Но человек в чести не пребудет» (Пс.48:13). Раввины читают это так: «Адам в чести не провел и одной ночи».

Древнееврейское слово, переведенное как «пребудет», означает «оставаться на всю ночь, заночевать». Тогда похоже, что Адам не провел в раю и одной ночи.

Урок первый. На примере внезапного грехопадения Адама мы видим, как немощно человеческое естество. Адам, будучи еще в непорочном состоянии, так быстро изменил Богу, что вскоре лишился и одежд праведности, и небесной славы. И если человеческое естество оказалось таким немощным в своем лучшем состоянии, то как же немощно оно теперь, в своем худшем состоянии! Если Адам не выстоял, обладая безупречной праведностью, способны ли выстоять мы, когда грех остриг косы первозданной праведности? Если не выстояло чистое естество, то как же выстоять естеству тленному? Если Адам несколько часов спустя, из-за своего греха, был изгнан из рая, то как быстро мы попадем из-за своего греха в ад, если только нас не поддержит сила большая, нежели наша собственная? Но Бог подставил мышцы вечные (Втор.33:27).

Урок второй. На примере внезапного грехопадения Адама мы видим, какие печальные последствия могут постичь человека, когда он предоставлен самому себе. Адам, будучи предоставлен сам себе, согрешил. Тогда что же произойдет с нами, как быстро мы падем, если Бог не будет вмешиваться в наши дела! Человек, не имеющий Божьей благодати, предоставленный самому себе, напоминает корабль в бурю, без лоцмана и без якоря, готовый наскочить на первую встречную скалу. Обратитесь к Богу в молитве: «Господи, не предоставляй меня самому себе. Если Адам, у которого была сила, упал так скоро, то как скоро упаду я, не имеющий силы!». Взывайте к Божьей руке и Божьей печати. «…Сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9).

II. Грех, из-за которого наши прародители пали, заключался в том, что они съели запретный плод. Здесь мы остановимся на двух моментах.

1) Это случилось по искушению, исходившему от змея. Дьявол влез в шкуру змея и говорил в нем, как в Валаамовой ослице говорил ангел. Здесь нужно принять во внимание следующее:

а) Коварство искушения, исходящего от сатаны. Его уловки гораздо хуже его стрел. Коварство сатаны в искушении проявилось, во-первых, в том, что он беспрестанно лгал. Он построил искушение на лжи. Первая ложь: «Не умрете» (Быт.3:4). Вторая ложь состояла в том, что Бог якобы так завидовал счастью наших прародителей: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши» (ст. 5), что запретил есть плоды этого дерева. Третья ложь: отведав плод, они станут как Бог. «…И вы будете, как боги» (ст. 5). Вот такое коварство в искушении. Дьявол сначала был лжецом, а потом убийцей.

Во-вторых, коварство сатаны проявилось в том, что он нацелился на наших прародителей так быстро, что они не успели утвердиться в своем послушании. Ангелы небесные полностью утвердились в святости, они названы утренними звездами (Иов.38:7), к тому же они — звезды с постоянной орбитой. Однако наши прародители не утвердились в своем послушании и не закрепились на постоянной орбите святости. И несмотря на то, что у них была способность выстоять, невозможность падения не предусматривалась. Они были святы, но подвержены изменениям. В том-то и проявилось коварство сатаны, что он начал искушать наших прародителей прежде, чем те утвердились в послушании.

В-третьих, его коварство проявилось еще и в том, что сначала он нацелился на Еву, поскольку считал, что она обладает меньшей способностью противостать ему. Сатана сломал изгородь в самом слабом месте, зная, что к ней легче втереться в доверие и искусить. Когда опытный воин готовится штурмовать крепость, он внимательно рассматривает, нет ли где проема, прикидывая, как легче туда пробраться. Так и сатана выбрал «немощнейший сосуд». Сначала он искушал Еву, зная, что стоит ему одержать верх над ней, как он легко привлечет и мужа. Поэтому дьявол передавал искушение и Иову через его жену. «Похули Бога, и умри» (Иов.2:9). Агриппина отравила императора Ком-модия вином из благоухающей чаши, которую натерли ароматами и передали через жену, чтобы вызвать меньше подозрений. Сатана знал, что искушение, идущее к Адаму от его жены вызовет меньше подозрений и скорее достигнет своей цели. Как это горько! Подчас искушения исходят от родственников. Зачастую сетью может стать жена, когда она отговаривает мужа от выполнения служения или искушает его ко злу. «…Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель» (3Цар.21:25). Она подсыпала угли в огонь, чем еще сильнее разжигала пламя его греха. Так и коварство сатаны проявилось и в том, что он искушал Адама через его жену, зная, что Ева привлечет мужа ко греху.

В-четвертых, коварство сатаны в искушении заключалось в том, что он подорвал веру Евы. Он постарался убедить ее в том, что Бог сказал неправду. «Нет, не умрете» (Быт.3:4). Это было шедевром коварства сатаны — ослабить веру женщины. Стоило ему вселить сомнение, как она тот час же оказалась в плену у неверия и поддалась ему, она сама протянула руку злу.

б) Жестокость сатаны в искушении. Как только Адам был облачен во всю свою славу, сатана жестоко, поскольку это произошло в день коронации Адама, лишил его престола и подвел его и всех его потомков под проклятие. Вы видите, какую малую любовь питает сатана к человечеству. Он испытывает к нам сильную неприязнь, а такое чувство исключает всякую возможность примирения. Это то, что касается Адамова греха и его искушения змеем.

2) Грех сам по себе. «Вкусили запретный плод». Он отвратителен, что в особенности очевидно, если принять во внимание три сопутствовавших ему фактора:

а) Человека, его совершившего.

б) Тяжесть греха.

в) Страшные последствия данного греха.

а) Грех отвратителен, особенно если учесть какой человек его совершил. Адам имел превосходные и благородные дарования. Он был просвещен знаниями, украшен святостью, знал свои обязанности, и подчиняться Божьим повелениям ему было несложно, потому что он их знал. Он мог выбрать: грешить ему или не грешить, однако он сознательно вкусил запретный плод.

б) Тяжесть Адамова греха.

В чем же проявляется его тяжесть? Ведь имел место всего лишь raptus pomi (захват яблока). Такая ли большая важность в том, чтобы сорвать яблоко?

Грех был совершен против бесконечного Бога. Это был malum complexum, сложный грех, так как многое переплеталось в нем. Как сказал Цицерон в отношении убийства родителей: «Повинный в этом, Plurima committit peccata in uno, совершает много грехов в одном», так и в этот один грех Адама вплелось много грехов. Это был многослойный грех, цепь со многими звеньями. Он включал в себя десять грехов.

Во-первых, неверие. Наши прародители не поверили, что сказанное Богом было правдой. Господь сказал, что, отведав плод этого дерева, они смертью умрут в тот же день. Но Адам и Ева не поверили в возможность такого исхода. Для них звучало неубедительно, что такой прекрасный плод грозит им смертью. Так, по неверию своему, они представили Бога лжецом. Даже хуже, они поверили дьяволу, а не Богу.

Во-вторых, неблагодарность, что является миниатюрным изображением всех грехов. Адам совершил свой грех посреди рая. Бог даровал ему множество милостей, запечатлел на нем Свой образ, поставил его правителем мира, разрешил ему есть (за одним-единственным исключением) плоды всех деревьев в саду. И после всего этого человек берет запретный плод! Какая чудовищная неблагодарность! Как если бы белую шерсть окрасили в кроваво-красный цвет. Когда глаза Адама открылись, он увидел, что натворил, отчего ему стало стыдно, и он спрятался. Разве может согрешивший посреди рая смотреть Богу в глаза, не краснея при этом?

В-третьих, в грехе Адама проявилось недовольство. Не будь он недовольным, он никогда не стал бы искать путь, как изменить свое состояние. Только подумать! У Адама было все, он мало чем отличался от ангелов, он носил одежду праведности, его венчала райская слава, однако он был недоволен. Ему хотелось чего-то большего. Называться просто творением — недостаточно, он хотел иметь ранг повыше. Каким необъятным было сердце Адама: целый мир не мог заполнить его!

В-четвертых, гордость. Человеку захотелось уподобиться Богу. Этот червь, не более чем еще одно пресмыкающееся из праха, теперь притязает на Божественность. «Вы будете, как боги», — сказал сатана. И Адам понадеялся, что так оно и будет, предположив, что древо познания откроет ему глаза и сделает всеведущим. Но, взбираясь слишком высоко, он упал.

В-пятых, непокорность. Бог сказал: «Не ешь от этого дерева». Но Адам пожелал вкусить, хотя это и стоило ему жизни. Непокорность — это грех против справедливости. По справедливости, нам следует служить Тому, Кто дал нам жизнь. Бог дал Адаму все необходимое для жизни, поэтому справедливость требует от него преданности Богу. Разве должен Бог терпеть, когда у Него на глазах попираются Его же законы? Именно это заставило Бога установить на границе сада пламенный меч обращающийся.

В-шестых, любопытство. Адам сунул нос не в свое дело, в то, что ему не принадлежало. Бог «поразил жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег» (1 Цар.6:19). Человек пытался выведать Божьи тайны и вкусить запретное.

В-седьмых, расточительность. Несмотря на то, что у Адама был богатый выбор — все другие деревья, его аппетит непомерно разыгрался и ему захотелось запретного плода. Так поступал и Израиль: когда Бог посылал ему манну небесную, пищу ангелов, народу хотелось перепелов. Ему недостаточно, чтобы Бог восполнял его нужды, если Господь не удовлетворяет еще и похоти. Адам обладал не только всем необходимым для жизни — у него было все для радости. Однако его непомерный аппетит пожелал запретного плода.

В-восьмых, святотатство. Древо познания совсем не принадлежало Адаму, однако он взял от него и совершил святотатство, ограбив Бога. Когда Гарпала ограбил храм и похитил серебряные сосуды, это считалось великим преступлением. Какое же преступление совершил Адам, украв плод дерева, которое Бог особым образом отделил Себе! Святотатство — это двойная кража.

В-девятых, убийство. Адам был представителем всего человечества, и все его потомки оказались вовлеченными в его действия. Таким образом, согрешив, он тот час же погубил бы все свое потомство, если бы не вмешалась благодать. Если кровь Авеля громко взывала к Богу: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт.4:10), то как же громко вопиет кровь всего Адамова потомства против него, прося об отмщении!

В-десятых, самонадеянность. Адам рассчитывал на Божью милость. Он сам себя благословил, говоря, что будет мир. И думал, что, несмотря на свое преступление, он не умрет. И что Бог, скорее отменит Свое постановление, чем накажет его. Какая самонадеянность! Каким отвратительным грехом стало нарушение Адамом завета!

Один грех может заключать в себе множество грехов. Мы склонны думать о грехе легкомысленно и говорить: «Он же мал». Как много грехов заключал в себе грех Адама! Будьте бдительны в отношении любого греха! Как в одной книге может быть собрано много произведений, так и в одном грехе может быть собрано много грехов.

3) Страшные последствия. Из-за греха человеческое естество стало тленным. Какой силой обладает яд, если одна его капля способна отравить целый океан? И каким смертоносным оказался грех Адама, отравивший все человечество и навлекший на людей проклятие, которое смог снять только Тот, Кто сделался проклятием за нас!