5. Несчастное состояние человека из-за грехопадения

Вопрос 19: В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БЕДСТВЕННОСТЬ СОСТОЯНИЯ, В КОТОРОЕ ПОПАЛ ЧЕЛОВЕК?

Ответ: Все человечество из-за грехопадения потеряло общность с Богом и пребывает под Божьим проклятием и гневом, а посему подвержено всем несчастьям в этой жизни, смерти и вечным адским мукам.

«…Были по природе чадами гнева» (Еф.2:3). Адам оставил своему потомству невеселый удел — грех и невзгоды. Рассмотрев первую составляющую, а именно — первородный грех, обратим внимание на плачевность данного состояния. Грех показал нам человека оскорбляющего, в невзгодах мы увидим человека страдающего. Рассмотрим два аспекта несчастий, вытекающих из первородного греха.

I. Потери. Из-за этого, переходящего из поколения в поколение, греха мы потеряли общность с Богом. Адам был приближенным Бога, Его фаворитом, но вследствие греха мы все потеряли Божье расположение. Потеряв Божий образ, мы лишились общения с Богом. А изгнав Адама из рая, Господь символически показал, как грех прогоняет нас прочь от Божьей любви и расположения.

II. Приобретения. Их четыре.

1) Попали во власть сатаны.

2) Стали наследниками Божьего гнева.

3) Стали подвержены всем несчастьям этой жизни.

4) Стали уязвимы для ада и проклятия.

1) Первое несчастье заключается в том, что, по природе, мы во власти сатаны, который назван «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2). До грехопадения человек был свободным гражданином, теперь он раб. Прежде он был царем на престоле, теперь — в оковах. И кому же порабощен человек? Тому, кто его ненавидит. В этом же состояла и тяжесть рабства Израиля. «…И ненавидящие их стали обладать ими» (Пс.105:41). Грех отдал нас в рабство сатане, ненавистнику человека, пишущему все свои законы кровью. Грешники до обращения пребывают в распоряжении сатаны, как осел находится в распоряжении наездника, а посему выполняют для сатаны всю самую тяжелую работу. Не успеет сатана искусить, как грешник повинуется. Как корабль повинуется рулевому, который выбирает направление по своей воле, так и грешник находится в распоряжении сатаны, направляющего человека прямо в пасть ада. Дьявол распоряжается всеми силами и способностями грешника.

а) Он управляет разумом грешника. Он ослепляет людей невежеством, а затем управляет ими. Так, филистимляне сначала выкололи Самсону глаза, а затем связали его. Сатана может делать с невежественным человеком все, что захочет. Поскольку человек не видит, что сбился с пути, сатана может ввести его в любой грех. Слепого можно завести куда угодно. Omne peccatum fundatur in ignorantia —любой грех основан на невежестве.

б) Сатана управляет волей. Несмотря на то, что дьявол не может навязать волю, он способен привлечь ее искушением. «…И вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан.8:44). Он завладел вашим сердцем, и вы подчиняетесь ему. «Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба» (Иер.44:17). Когда дьявол подстрекает грешника искушением, тот пустится во все тяжкие, лишь бы нарушить Божий закон и послушаться сатану. О какой свободе воли можно говорить, если над волей властвует сатана? «Его похоти вы хотите исполнять». Нет ни единой части тела, которая не служила бы сатане: голова замышляет грех, руки совершают его, ноги бегут, чтобы исполнить поручение сатаны. Цицерон сказал: «Grave jugum servitutis. — Рабство ненавистно благородному духу». Сатана — наихудший тиран. Жестокость каннибала или Нерона — ничто, по сравнению с жестокостью сатаны. Другие тираны властвуют только над телом, он же властвует над совестью. Другие тираны испытывают хоть какое-то сострадание к своим рабам. Да, рабы работали на галерах, однако им давали пищу и позволяли несколько часов отдохнуть. Сатана — безжалостный тиран, не дающий своим рабам отдыха. Какие муки испытал Иуда! Дьявол не давал ему покоя, пока тот не предал Христа, а впоследствии он обагрил руки своей же собственной кровью.

Урок первый. Вы видите, какое несчастье принес нам первородный грех — отдал нас в рабство сатане (Еф.2:2). Сказано, что он действует в сынах противления. Как печальна участь грешника — постоянно подчиняться воле дьявола! Он как раб у турков: когда его заставляют копать на руднике, рубить на каменоломне, тянуть лямку, он должен это делать и не осмеливается отказаться. Если дьявол приказывает человеку лгать или красть, тот не отказывается и, что еще хуже, охотно подчиняется этому тирану. Другие рабы вынуждены работать против своей воли: «И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли» (Исх.2:23). Однако грешники добровольно остаются рабами, они не принимают свободу и целуют свои кандалы.

Урок второй. Давайте прилагать усилия, чтобы выбраться из этого плачевного состояния, в которое втянул нас грех. Давайте освобождаться от власти сатаны. Если бы кто-то из ваших детей попал в рабство, вы заплатили бы любые деньги, чтобы купить им свободу. А если ваши души порабощены, разве вы не потрудитесь, чтобы освободить их? Примите Благую Весть! Евангелие провозглашает торжество для пленников. Грех связывает людей, а Евангелие освобождает их. Проповедь Павла предназначалась для того, чтобы люди обратились «от власти сатаны к Богу» (Деян.26:18). Звезда Благой Вести ведет вас ко Христу. И если вы обретете Христа, то станете свободными, хотя и не от присутствия греха, но от тирании сатаны. «…Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан.8:36). Вы надеетесь стать царями, чтобы царствовать на небе, так неужели вы позволите, чтобы сатана царствовал в вас сейчас? Даже не думайте о том, чтобы стать царями после смерти, если вы рабы при жизни. Венец славы — для победителей, а не для пленников. Так освободитесь же от власти сатаны! Обрубите оковы греха покаянием!

2) «Были по природе чадами гнева». Объяснение данного стиха Тертуллианом неверно. Он считает, что «чадо гнева» — это тот, кто подвержен гневу и страстям. Оскорбления — частый спутник вспышек гневливого духа. Апостолы полагали, что «чадо гнева» — это тот, кто не снискал Божьей милости. Когда-то Бог был другом, однако грех обрубил дружеские узы. Теперь Божья улыбка превратилась в выражение недовольства. Итак, мы подлежим суду и стали «чадами гнева». «Кто знает силу гнева Твоего?» (Пс.89:11). «Гнев царя — как рев льва» (Прит.19:12). Как затрепетало сердце Амана, когда он увидел, что царь встал с его пира в гневе! (Есф.7:7). Божий гнев бесконечен. Это не просто вспышка пламени и не страсть, присущая человеку. Божий гнев — это действие святой воли Всевышнего, которым Он выражает Свою ненависть ко греху и постановляет наказать его. Гнев этот очень гнетущий. Именно он, Божий гнев, приносит горечь во все скорби этой жизни, ибо когда приходит болезнь, сопровождаемая Божьим гневом, то она приносит муки совести. Смешение града и огня сделало казнь особенно ужасной (Исх.9:24). Так смешение Божьего гнева со скорбью делает ее мучительной, это как гвоздь в ярме. Илий услышал шум уже при одной только угрозе Божьего гнева (в виде грозового облака). Каким же страшным тогда будет исполнение этого гнева! Ужасно, когда царь разоблачает и ругает изменника, но еще ужаснее, когда он отправляет виновного на дыбу или колесует. Кто знает силу Божьего гнева? Пока мы чада гнева, на нас не распространяются Божьи обетования. Они — как древо жизни, приносящее несколько видов плодов, но мы не вправе сорвать даже лист. «Чада гнева» (Еф.2:3) «чужды заветов обетования» (ст. 12), которые подобны источнику за семью печатями. Пока мы пребываем в плотском состоянии, то не видим ничего, кроме пламенного меча, и, как говорит апостол, ощущаем «некое страшное ожидание суда и ярость огня…» (Евр.10:27). Будучи чадами гнева, мы наследуем Божьи проклятия (Гал.3:10). Как же может грешник есть и пить в таком состоянии? Так во время пира над Дамокловой головой был подвешен на нити меч, и вряд ли Дамокл много съел за столом. Меч Божьего гнева и проклятия постоянно висит над головою грешника. Мы читаем проклятия, записанные на летящем свитке (Зах.5:3), который направлен на каждого живущего и умирающего во грехе. Божье проклятие разрушает все, чего бы оно ни коснулось, и обрушивается на имя грешника, его душу, его имение и потомство, на его судьбу. Прискорбно, если все, что бы ни ел человек, превращается в яд. Так и у Бога за столом грешник ест и пьет свое собственное проклятие. Так бывает до обращения. Подобно тому как Божья любовь любую горечь делает сладкой, так и Божье проклятие превращает все сладкое в горечь.

Урок первый. Видите, в каком плачевном состоянии находится человек после грехопадения. Наследники гнева. Может ли он успокоиться в этом состоянии? Если человек попадет в немилость к царю, разве он не приложит все усилия, дабы вернуть высочайшее расположение? Давайте же бежать от Божьего гнева! И куда же нам лететь, если не к Иисусу Христу? Никто другой не поставит щит между нами и Божьим гневом. «… Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:10).

3) Мы подвержены всем существующим в мире несчастьям. Все беды, сопровождающие человеческую жизнь, -горький плод первородного греха. Вследствие Адамова греха «тварь покорилась суете» (Рим.8:20). Разве это не суета, если все земные утешения наполняют сердце не больше, чем дыхание моряка — парус корабля? «В полноте изобилия будет тесно ему» (Иов.20:22). Человеку всегда чего-то не хватает, постоянно хочется большего. Сердце ненасытно, оно жаждет и не может напиться. Соломон занялся тщательным исследованием всего сущего, и когда пришло время извлечь дух и суть, не оказалось ничего, кроме пены, — «все суета» (Еккл.1:2). Более того, суета была томительной. Не просто пустота, но горечь. Наша жизнь — труд и болезнь (Пс.89:10). Мы приходим в этот мир с криком, а уходим из него — со стоном. Кто-то сказал, что не хотел бы снова прожить свою жизнь, потому что в ней было больше воды, чем вина. Воды слез было больше, чем вина радости. «Quia est diu vivere nisi diu torqueri. — Долгая жизнь — это просто долгое мучение» (Августин). «Но человек рождается на страдание» (Иов.5:7). Каждый человек рождается не для того, чтобы наследовать землю, но чтобы наследовать несчастья. Муки присущи человеку, как свинцу — тяжесть. Страдания в этой жизни не заканчиваются, а идут одно за другим. Беды, подобно червям, паразитируют в гниющем теле греха. Откуда берутся все наши страхи, если не от греха? «… В страхе есть мучение» (1 Иоан.4:18). Страх; как озноб, сотрясает душу. Одни боятся нужды, другие — потрясений, третьи — потери близких. Даже радуясь, мы трепещем. Откуда, если не вследствие греха, наши разочарования в надежде? В поисках утешения мы находим испытания, надеемся насладиться медом, но чувствуем горький вкус полыни. Отчего земля полна насилия, и нечестивец угнетает того, кто праведнее его? (Авв.1:13). Отчего торговля изобилует мошенничеством, дружба — лицемерием, а отношения — разногласиями? Отчего дети оказываются непокорными, и вместо того, чтобы быть родителям опорою в старости, становятся мечом, пронзающим сердца? Почему слуги неверны своим господам? Апостол говорит о некоторых, оказавших в своих домах «гостеприимство Ангелам» (Евр.13:2). Но как часто, вместо страннолюбивого приема ангелов, люди оказывают гостеприимство бесам! Откуда в государстве все эти волнения и разногласия? «В те времена не будет мира ни выходящему, ни входящему» (2Пар.15:5). Все это не что иное, как кислая сердцевина яблока, плода первородного греха, съеденного нашими прародителями. Кроме того, все недостатки и болезни человеческого тела, лихорадка, конвульсии и воспаления, — следствия греха. «Macies et nova febrium terris incubuit cohors. — Голод и новые эпидемии одолевают землю». Камень в почке никогда бы не появился, не будь камня в сердце. Да, смерть тела — это плод и результат первородного греха. «…Грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). Адам был сотворен бессмертным при условии, что он не согрешит. Грех выкопал Адаму могилу. Смерть для естества ужасна. Король Франции Луи запретил всякому, входящему в его двор, даже упоминать при нем слово смерть. Социане говорят, что смерть происходит только из-за несовершенства телосложения. Апостол же говорит, что смерть в мир ввел грех: смерть вошла грехом. Несомненно, не вкуси Адам плод древа познания, он не умер бы. «.. .Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт.2:17). Здесь подразумевается, что если бы Адам не ел, то и не умер бы. Теперь вы видите, какое несчастье последовало за первородным грехом! Грех лишает тело гармонии и доброго здравия, растаскивает его на куски.

4) Первородный грех без покаяния подвергает человека проклятию и адским мукам. Это — вторая смерть (Отк.20:14). Она включает в себя две составляющие:

а) poena damni, наказание утратой. Душа лишается дарящего блаженство Божьего присутствия, в котором — полнота радости;

б) poena sensus, наказание ощущением. Грешника обжигает едкий дым, выходящий из сосуда Божьего гнева. Он пронизывающий, пребывающий (Иоан.3:36) и приготовленный (2Пет.2:17). Если слегка поджечь Божий гнев, когда одна-две искры достигают совести человека, то как ужасно он ощущает себя в этой жизни. Каково же будет грешникам, когда Бог возбудит весь Свой гнев! В аду будут червь и огонь (Мар. 9:44). Ад — это место, где все несчастья достигают своей кульминации. О, какое пламя гнева, какой океан мщения, какие реки серы изольются там на проклятых! Беллармин придерживался мнения, что одного взгляда на адский огонь достаточно, чтобы обратить в христианство самого закостенелого грешника, более того, заставить его вести жизнь отшельника, самым строжайшим образом умерщвляющего свою плоть. Любой другой огонь по сравнению с этим — всего лишь огонь на холсте. «Ejus adesse intolerabile, ejus abesse impossibile. — Выносить это нетерпимо, избежать этого невозможно». А ведь адские муки будут длиться вечно, им не положен предел. «…Люди будут искать смерти, но не найдут ее» (Отк.9:6). Ориген представлял себе огненный поток, в котором грешные души будут очищаться после смерти, а затем попадать на небо. Однако адское пламя — навсегда. Сам Господь зажигает этот огонь Своим дыханием, где же нам найти пожарные машины и столько ведер, чтобы погасить его? «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» (Отк.14:11). А все — благодаря первородному греху.

Урок первый. На какие скорбные размышления должен наводить этот простой первородный грех, создавший так много бед! Какой мед мы достанем из этого льва? Какой виноград мы соберем с этого терновника? Он настраивает против нас и небо, и землю. Избирая на царство терновник, не удивляйтесь тому, что из него выйдет огонь и сожжет нас.

Урок второй. Как прочны узы верующих с Иисусом Христом, вызволившим из бед, постигших их по воле греха! «…В Котором мы имеем искупление Кровию Его» (Еф.1:7). Грех принес в мир муки и проклятие. Христос освятил муки и устранил проклятие. Более того, Он не просто вызволил верующих из бед, но купил для них венец славы и бессмертия. «…И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пет.5:4).