IV. Завет благодати и его Ходатай

I. Завет благодати

Вопрос 20: ОСТАВИЛ ЛИ БОГ ВСЕХ ЛЮДЕЙ ПОГИБАТЬ ВО ГРЕХЕ И МУКАХ?

Ответ: Нет! Он вступил в завет благодати, чтобы вызволить избранных из этого состояния и, посредством Искупителя, привести их к состоянию благодати.

«…Дам вам завет вечный» (Ис.55:3). Поскольку вследствие грехопадения человек оказался в лабиринте несчастий, пути самостоятельного выхода из которого просто не было, Богу было угодно вступить с человеком в новый завет и вернуть его к жизни посредством Искупителя.

Посему давайте рассмотрим замечательное утверждение, гласящее, что между Богом и избранными утвержден новый завет.

Что это за новый завет?

Новый договор и соглашение, заключенные между Богом и падшим человечеством, состоящие в том, что Бог берет на себя ответственность быть нашим Богом и делает нас Своим народом.

Какие названия даны этому завету?

1) Он назван «заветом мира» (Иез.37:26), потому что торжественно узаконивает примирение между Богом и смиренным грешником. До этого завета была только вражда. Бог не любил нас, потому что тварь, оскорбившая Бога, не может быть любима святым Богом. И мы не любили Его, поскольку осуждающий Бог не может снискать любви виновной твари. Поэтому с обеих сторон велась война. Однако Бог в новом завете нашел путь примирения враждующих сторон, так что завет вполне справедливо назван заветом мира.

2) Он назван заветом благодати, поскольку, во-первых, именно благодать была явлена в том, что Бог вступил с нами в новый завет, после того как мы лишились права на первый завет и стали изгоями. Завет благодати — tabula post naufragium — «доска для потерпевших кораблекрушение». Как велика благодать Бога, если Он пошел на переговоры с грешниками и проявил Свою мудрость и милосердие, дабы вернуть непокорных в узы завета!

Во-вторых, это завет благодати, потому что представляет собою царскую грамоту, полностью составленную из благодатных условий, гласящих, что Бог «бросит все грехи наши за хребет Свой» (Ис.38:17) и «возлюбит нас по благоволению» (Ос.14:5). Он даст нам волю, чтобы мы могли принять милость завета и силу для выполнения его условий (Иез.36:27). Все это — благодать в чистом виде.

Почему Бог заключил с нами завет?

Из-за расположения, снисхождения и заботе о нас. Тиран не станет вступать в завет со своими рабами, он не проявит к ним такого уважения. Вступив с нами в завет, чтобы быть нашим Богом, Господь наградил нас особым достоинством. Завет — это insigne honoris, знак отличия между Божьим народом и язычниками. «Я восстановлю союз Мой с тобою» (Иез.16:62). Когда Господь сказал Аврааму, что вступит с ним в завет, тот пал на лицо свое, изумившись тому, что Бог славы оказывает ему такую честь (Быт.17:3).

Бог заключает с нами завет, чтобы крепко связать нас с Собою. Так у Иезекииля завет назван «союзом». Господь знает о нестабильности наших сердец, поэтому Он свяжет нас заветом. Какое ужасное бесчестие — отойти от Бога после вступления в завет! Если одна из весталок, давшая обет посвятить себя религии, лишалась девственности, римляне приговаривали ее к сожжению заживо. Отойти от Бога после торжественного вступления в завет — вероломное клятвопреступление.

Чем завет благодати отличается от первого завета, заключенного с Адамом?

1) Условия первого завета были более строгими и суровыми. Потому что, во-первых, малейшая ошибка приводила к упразднению завета с Адамом, в то время как завет благодати не отменяется даже множеством ошибок. Я полагаю, что малейший грех — это нарушение завета, но он не упраздняет завет. В супружеских взаимоотношениях может быть много ошибок, но ошибки не разрывают брачных уз. Было бы очень печально, если бы Бог нарушал завет с нами так же часто, как его нарушаем мы. Однако Бог не воспользуется нашими ошибками, ведь гневаясь, Он не забывает о милости.

Во-вторых, в случае нарушения первого завета никакие средства защиты не предусматривались, все двери надежды были для грешника закрыты. А новый завет предоставляет средство защиты: в нем есть и место для покаяния, и Посредник — «Ходатай нового завета Иисус» (Евр.12:24).

2) Первый завет был основан на делах, второй — на вере (Рим.4:5).

Но разве дела не требуются по завету благодати?

Требуются. «Слово это верно; и я желаю, … дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам» (Тит.3:8). Но завет благодати не требует дел так, как того требовал завет дел. Согласно первому завету дела были необходимым условием жизни. По второму завету они нужны только в качестве признака жизни. По первому завету дела были обязательным основанием для спасения. По новому завету они нужны для свидетельства нашей любви к Богу. По первому завету дела требовались для оправдания людей, по новому — для проявления нашей благодати.

Каково условие завета благодати?

Главное условие — вера.

Почему вера больше любой другой благодати является условием нового завета?

Дабы исключить всякое прославление твари. Вера -смиренная благодать. Если бы покаяние или дела были условиями завета, тогда человек мог бы сказать: «Моя праведность спасла меня». Однако если спасаются верою, то чем хвалиться? Вера полностью питается от Христа и отдает Ему всю славу, вера — смиреннейшая из благодатей. Поэтому Бог именно эту благодать выделил в качестве условия завета.

Вера, будучи главным условием завета благодати, исключает из него безнадежно самонадеянных грешников. Они говорят, что это — завет благодати, и они будут спасены. Но известно ли вам о каком-нибудь договоре без условий? Условием данного завета является вера, и если ты не веруешь, то имеешь к завету отношение не более, чем чужеземец или деревенский фермер — к хартии города.

Урок первый. Примите к сведению, что Бог явил удивительную благость, вступив с нами в завет. Ведь Он так и не вступил в завет с ангелами, когда те пали. Как велико было Божье снисхождение, когда Он вступил в завет с человеком до грехопадения. Тем большее снисхождение потребовалось, чтобы вступить с нами в завет в состоянии вражды. В этом завете благодати мы видим высшее проявление Божьей любви и Его сострадание к грешникам в действии. Это брачный завет. «…Потому что Я сочетался с вами» (Иер.3:14). По новому завету Бог отдает Себя нам, что более грандиозное Он может дать нам? Он отдает нам Свои обетования, разве можем мы иметь лучшие узы?

Урок второй: Об испытании. Как узнать находимся ли мы в завете с Богом? Есть три признака.

1) Люди Божьего завета смиренны. «…Облекитесь смиренномудрием» (1Пет.5:5). Божьи люди почитают других выше себя, в собственных глазах они ничтожны (Фил.2:3). Давид восклицал: «Я же червь, а не человек», хотя он был святым, царем, но называл себя червем (Пс.21:7). Когда лицо Моисея сияло, он его покрыл. Если Божьи люди сильно сияют благодатями, они покрываются смирением. Гордость исключает человека из завета, потому что «Бог гордым противится» (1Пет.5:5), и, вне всякого сомнения, те, кому Он противится, не могут быть с Ним в завете.

2) Люди Божьего завета исполнительны. И хотя они не в состоянии служить Богу безукоризненно, они служат ему охотно. Они не жалеют времени для поклонения Господу, не колеблются и не ропщут в испытаниях. Они пройдут сквозь пустыню и море, если Бог позовет. «…Народ твой готов» (Пс.109:3). Искреннее желание и готовность служить Господу связаны с притягательной силой Божьего Духа, который не принуждает (impellere), а нежно привлекает (trahere) волю. И эта исполнительность в поклонении делает наше служение угодным Господу. Бог иногда принимает желание служить, не подкрепленное делами, но он никогда не примет дела, совершенные против воли.

3) Люди Божьего завета — народ освященный. Святость Божья написана на них. «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего» (Втор.7:6). Люди Божьего завета отделены от мира и освящены Духом. По закону, священники не только омывались в большом умывальнике, но и облачались в великолепное одеяние (Исх.28:2). Так символически было показано, что народ Божий не только омывается от страшных грехов, но и облекается в святость сердца. Эти люди носят не только Божье имя, но и Его образ. Тамерлан отказался от сосуда с золотом, когда увидел, что на нем вместо печати его отца стоит римская печать. Святость — это Божья печать, если Он не увидит на нас этой печати, то не сочтет нас народом Своего завета.

Урок третий. Наставление. Если вы все еще вне завета, потрудитесь вступить в него, чтобы Господь стал вашим Богом. Как рад был бы оказаться старый мир в ковчеге! Мы должны приложить усердие, чтобы попасть в ковчег завета. Подумайте:

1) о муках людей, живущих и умирающих вне завета с Богом. Им не к кому обратиться в трудный час. Когда осудит совесть и придут болезни — посланники, подыскивающие жилье смерти, — что вы собираетесь делать? Куда вы побежите? Будете ли вы искать помощи у Христа? Он ходатайствует только за участников завета. Представьте, какой ужас и отчаяние охватят вас! Вы уподобитесь Саулу, который сказал: «…Тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня» (1Цар.28:15). Пока вы вне завета с Богом — милости не ждите. Крышка ковчега — трон благодати — помещалась над ковчегом, причем она не превышала по своим размерам ковчег, дабы показать, что милость Божья за пределы завета не распространяется;

2) о преимуществе завета благодати. Данный завет был лучше завета, заключенного с Адамом. Во-первых, потому что он дружественнее и благожелательнее. Действия, неприемлемые по первому завету, были разрешены вторым. Здесь Бог приемлет желание трудиться (2Кор.8:12). По завету благодати искреннее усердие достойно венца. Если мы немощны, Бог дает нам силы. Если мы в чем-то испытываем нужду, Бог принимает поручительство. Во-вторых, данный завет лучше, потому что он непреложен. «Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный» (2Цар.23:5). Первый завет не был непреложным, он строился на зыбком основании дел. Не успел Адам запастись праведностью, как нарушил его. Завет же благодати непреложен. Он утвержден Божьим постановлением и зиждется на двух мощных столпах: Божьей клятве и Крови Его Сына. В-третьих, он дает больше преимуществ. Завет благодати способствует росту. Естество верующих более благородно, их слава превышает славу человека до грехопадения. Мы удостоены того, чтобы сидеть на престоле Христа (Отк.3:21). В силу завета благодати мы приближены ко Христу больше, чем ангелы. Ангелы — Его друзья, а мы -невеста. Бог желает быть в завете с вами. Зачем бы Бог через своих посланников просил и уговаривал вас примириться, если бы не желал видеть вас участниками завета?

Я бы с радостью вступил в завет с Богом, но я так много грешил, что, боюсь, Бог не примет меня в завет.

Если ты понимаешь, что грешил и презираешь себя за это, Бог примет тебя в завет. «…Ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои» (Ис.43:24,25). Подобно тому как море покрывает большие скалы, Божий завет милости покрывает большие грехи. Христос омыл Своей Кровью даже грехи иудеев, распявших Его.

Но я не достоин того, чтобы Бог принял меня в завет.

Богу никогда не приходило в голову заключить еще один завет на условиях достоинства. Если бы Богу пришлось явить Свою милость только достойным, то никто не удостоился бы милости. Но Божий замысел нового завета заключался в том, чтобы подарить нам Свою любовь и богатство благодати. Он принимает нас — недостойных, — благодаря достоинству Христа. Поэтому не позволяйте мыслям о собственной никчемности лишить вас надежды. Люди исключаются из завета из-за нежелания, а не потому, что недостойны.

Что нам делать, чтобы быть в завете с Богом?

1) Обращаться к Богу в молитве. «Exige a Domino misericordiam. — Настойчиво просите у Господа сострадания» (Августин). «Господи, будь моим Богом по завету». Бог дал недвусмысленное обещание, что по молитве к Нему завет будет утвержден, Он станет нашим Богом, а мы —

Его народом. «…Они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: «Господь -Бог мой!» (Зах.13:9). Только молитва должна быть настойчивой, будьте прилежными просителями, настройтесь не принимать отказ.

2) Если хотите быть в завете с Богом, разорвите завет с грехом. Брачному завету должен предшествовать развод. «Если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт» (1Цар.7:3), то есть богинь. Заключит ли какой-нибудь царь завет с человеком, состоящим в союзе с его врагами?

3) Если хотите войти под кров завета, уверуйте в Кровь завета. Кровь Христа — Кровь искупления, веруйте в эту Кровь, и вы прочно войдете в ковчег Божьей милости. Вы «стали близки Кровию Христовою» (Еф.2:13).

Урок четвертый. В утешение вступившим в завет с Богом следует рассказать о том, что они приобретают по завету.

1) Если вы в завете с Господом, то все ваши грехи прощены. Прощение — это венчающая милость. «Он прощает все беззакония твои… венчает тебя милостью» (Пс.102:3,4). Прощение — следствие завета. «…Буду им Богом… Я прощу беззакония их» (Иер.31: 33,34). С прощением греха утихает всякий гнев. Ведь как ужасно, когда искра Божьего гнева воспламеняет совесть человека! Но если грех прощен, больше нет никакого гнева. Теперь Господь является не в огне землетрясения, а в покрове радуги, полной милостей.

2) Все преходящие милости верующие обретают вследствие завета. Нечестивцы получают милости благодаря провидению, а не в силу завета: с Божьего позволения, а не с любовью. Милости же участников завета подслащены Божьей любовью, за ними — Кровь Христа. Как Нееман сказал Гиезии: «Возьми, пожалуй, два таланта» (4Цар.5:23), так и Бог говорит состоящим с Ним в завете: «Возьми два таланта, возьми здоровье и возьми вместе с ним Христа, возьми богатство и возьми в придачу Мою любовь, возьми пищу и возьми благословения. Возьми два таланта».

3) Верующие в любой ситуации могут ссылаться на завет. Если вас преследуют искушения, просите предусмотренной заветом защиты: «Господи, Ты обещал поразить сатану и повергнуть его к моим ногам, разве Ты потерпишь, чтобы твое дитя так донимали искушения? Убери рыкающего льва». Столкнувшись с нуждой, просите помощи, ссылаясь на завет: «Господи, Ты обещал, что я ни в чем не буду нуждаться. Ты спасешь меня от ада, так неужели Ты не вызволишь меня из нужды? Ты дашь мне царство, так неужели Ты не дашь мне хлеба насущного?».

4) Если вы в завете с Богом, то вам все будет содействовать ко благу. Etiam mala cidunt in bonum. He только золотые пути, но кровавые пути Его ведут ко благу (Пс.24:10). Каждое дуновение ветра провидения приближает верующих к небу. Скорби смиряют и очищают (Евр.12:10). Бог извлекает для вас спасение из горчайшего лекарства. Скорби способствуют славе святых. Чем больше режут алмаз, тем сильнее он сверкает. Чем тяжелее крест святого, тем весомее будет его венец.

5) Вступив однажды в завет, вы останетесь в нем навеки. Писание называет его «вечным заветом». Пребывающие в завете — избранные, а избирающая любовь Бога непреложна. «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтоб они не отступали от Меня» (Иер.32:40). Бог так любит святых, что не покинет их. И святые так боятся Бога, что не уйдут от Него. Этот завет — завет вечности. Так и должно быть. Ибо с кем заключается данный завет? Разве не с верующими? Разве они не связаны воедино с Христом? Христос — глава, они — тело (Еф.1: 22, 23). Это очень тесный союз, он сильно напоминает единство между Богом Отцом и Христом. «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоан.17:21).

Итак, союз между Христом и святыми настолько крепок, что его невозможно разорвать, как невозможно упразднить завет, а посему вы можете не бояться смерти.

6) Ты в завете с Богом, значит, направляешься к своему Господу. Вот утешение для лежащего на смертном одре. Смерть разрушает единство души и тела, но воссоединяет душу со Христом. Это побуждает верующих ждать смерти, как невеста ждет дня свадьбы (Фил.1:23). «Cupio dissolvi, —сказал один человек. — Господи, веди меня к той славе, которую я когда-то видел как бы сквозь тусклое стекло, гадательно».

Урок пятый. О руководстве. Вкусившие милостей завета должны жить и поступать как подобает народу, пребывающему в завете с Богом. Если вы отличаетесь от неверующих достоинством, то должны отличаться от них и поведением.

1) Вы должны любить своего Господа. Божья любовь к вам призывает и вас любить. Это Amor gratiatus, свободная любовь. Почему Бог прошел мимо других и сделал вас Своим другом? В ветхозаветное время Бог прошел мимо льва и орла, но выбрал голубя. Так Он проходит мимо величественных и сильных. Это Amor plenus, полная любовь. Когда Бог принимает вас в завет, то будут называть вас Hephzibah — «Мое благоволение к нему» (Ис.62:4). Вы становитесь для Господа отрадой, Он дает вам ключ от всех Своих сокровищ, осыпает жемчугом, ради вас обустраивает небо и землю, дает гроздь винограда и говорит: «Сын, все Мое — твое». Разве все это не побуждает вас к любви? Кто может пройти по этим горящим углям так, чтобы его сердце не воспылало любовью к Господу?

2) Ходите в святости. Завет сделал вас царственным народом, а посему будьте народом святым. Будьте светом миру. Живите как ангелы земные. Бог принял вас в завет, чтобы приобщить вас к Себе, а что, если не святость, поддерживает вашу общность с Господом?

3) Непрестанно благодарите (Пс.102:1). Господь — ваш Бог, по завету. Даже если бы Он возвысил вас на земле, подарил бы вам жезл и корону, — это было бы неизмеримо меньше того, что Он сделал для вас по завету. Так возьмите же кубок спасения и благословите Господа! Даже вечности недостаточно, чтобы воздать Ему хвалу. Музыканты предпочитают играть там, где их музыка громче всего звучит. И Бог предпочитает дарить Свою милости там, где хвала Ему прозвучит в полный голос. Вы, имеющие ангельское вознаграждение, должны выполнять работу ангелов. Вы надеетесь всегда хвалить Господа на небе, так начните дело прославления здесь.