3. Служение Христа как Пророка

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой» (Втор.18:15).

Поговорив о личности Христа, мы можем перейти к рассмотрению Его служений. А именно: служения Пророка, Священника и Царя.

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой». «Enunciatur hic locus de Christo. — Здесь речь идет о Христе». Христу как пророку дано несколько имен. «In uno Christo Angelus foederis com-pletur. — Христос — единственный Посланник завета» (Фагий). Он назван «Советником» (Ис.9:6), «Ангелом завета» (Мал.3:1), «Опорою» (2Цар.22:19), «Звездой светлой и утренней» (Отк.22:16). Иисус Христос — великий пророк Своей Церкви. Об этом сразу же догадалась Самарянка (Иоан.4:19). Он — наилучший учитель. Именно Христос делает всякое учение действенным. «Тогда отверз им ум к уразумению» (Лук.24:45). Наш Господь открыл не только Писание, но и ум к пониманию. Он учит полезному. «…Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному» (Ис.48:17).

Как учит Христос?

1) Внешне — посредством Слова. «Слово Твое — светильник ноге моей» (Пс.118:105). Человек, притязающий на свет или откровение, полученное им за пределами Слова или противоречащее Библии, никогда не учился у Христа (Ис.8:20).

2) Христос учит этим священным тайнам внутренне -посредством Духа (Иоан.16:13). Миру незнакомо подобное наставление. «Душевный же человек не принимает того, что от Духа Божия … и не может разуметь» (1Кор.2:14). Неверующий не знает, что значит преобразоваться обновлением ума (Рим.12:2). Он также не понимает, как может Дух работать внутри человека. Все эти вопросы остаются для неверующего загадкой и парадоксом. Возможно, во многих житейских вопросах он разбирается лучше, чем христианин, но глубокие Божьи истины ему постичь не дано. Свинья способна разглядеть желудь под дубом, но звезд она не видит. Наученный же Христом знает arcana imperii, «государственные тайны», тайны небесного царства.

Какие уроки преподает Христос?

Господь учит нас заглядывать внутрь своего сердца. Возьмите, к примеру, самого находчивого остряка или величайшего политика, разбирающегося в любой государственной тайне, — эти люди не знают тайн собственного сердца. Они не могут поверить, что внутри находится зло. «Что такое раб твой, пес?» (4Цар.8:13). Grande profundum est homo (Августин). Сердце — глубокая впадина, его непросто исследовать. Но когда учит Христос, Он устраняет завесу невежества и просвещает человека в отношении собственного сердца. И теперь человек видит великое множество суетных мыслей и краснеет, уразумев, как сильно грех мешает служению. Его звезды закрыты тучами и, подобно Августину, он молится о том, чтобы Господь избавил его от себя самого.

Второй урок, преподанный Христом, раскрывает суетность твари. Душевный человек ищет земного блаженства и поклоняется золотому тельцу. А тот, кому Христос помазал глаза мазью, имеет дух различения. Такой человек видит тварь без прикрас, видит ее пустоту и ничтожество и понимает, что тварь не идет ни в какое сравнение с рожденной свыше душою. Соломон задался целью исследовать «все, что делается под небом», и когда пришло время извлечь суть, увидел, что «все — суета» (Еккл.2:11). Апостол говорит о том, что «проходит образ мира сего» (1Кор.7:31), подчеркивая призрачность мира, которому не свойственна добродетель.

Третий урок — о превосходстве невидимого. Христос позволяет душе увидеть славу, открывает ей картину вечности. «Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое» (2Кор.4:18). Моисей видел Невидимого (Евр.11:27). И праотцы видели лучшую страну, то есть — небесную, с восторженными песнопениями ангелов, реками наслаждений и полной чашей радости (Евр.11:16).

Чем наставление Христа отличается от других?

Рассмотрим несколько отличий.

1) Христос преподает сердцу. Другие преподают ушам — Христос же наставляет сердце. «…Господь отверз сердце» Лидии (Деян.16:14). Все, что могут проповедники, -это умножать знания, Христос же умножает благодать. Проповедники проливают свет на истину, Христос дарует любовь к ней. Те могут научить, во что нужно верить, Господь учит, как уверовать.

2) Христос дал нам вкусить Слово. Духовные наставники могут приготовить вам духовную пищу и поставить перед вами. Но только Христос способен побудить вас вкусить пищу Слова. «Ибо вы вкусили, что благ Господь» (1Пет.2:3). «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс.33:9). Одно дело — слышать проповедь истины, другое -вкусить ее. Одно дело — прочитать обетование, другое -вкусить его. Давид вкусил Слово. «…Ибо Ты научаешь меня. Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118: 102,103). Апостол говорит о «благоухании познания» (2Кор.2:14). Свет знания — это одно, а вкус знания — другое. Христос позволяет нам прочувствовать благоухание Слова.

3) Когда учит Христос, Он побуждает нас к послушанию. Другие могут наставлять, но не вызывают послушания. Они учат смирению, но люди остаются гордыми. Пророк возвещал народу Иудеи о Божьей каре, а те не слышали. «Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших» (Иер.44:17). Люди, как и тогда, приходят облаченными в кольчугу, дабы меч слова не пронзил их. Но если за учение берется Христос, Он устраняет сопротивление. Господь не только возвещает о суде, но и располагает волю к подчинению. Он приносит не только свет Своего слова, но и жезл Своей силы, заставляя упрямого грешника покориться Ему. Благодати Господа невозможно противиться.

4) Христос учит легко. Другим преподавание дается с трудом. Им сложно не только найти истину, но и привить ее. «Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило» (Ис.28:10). Проповедники могут учить всю свою жизнь, но слово так и не произведет впечатления. Они жалуются: «напрасно я трудился» (Ис.49:4), пахал на скале. Но Христос — великий Пророк, Он учит с легкостью. Господь способен обратить душу нежнейшим прикосновением Духа. Он говорит: «Да будет свет», и вместе со словом может передать благодать.

5) Когда учит Христос, Он пробуждает в человеке желание учиться. Проповедник может учить людей, но у тех не хватает ума для познания. «…Глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит.1:7). Они злятся на слово, как будто бы больному следует сердиться на врача, принесшего ему лекарство. Так люди отворачиваются от собственного спасения. Но Христос делает Свой народ «готовым» (Пс.109:3). Люди начинают ценить знание и носят его в ухе, как драгоценный камень. Обучаемые Христом говорят: «…Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его» (Ис.2:3), «…Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога» (Деян.10:33).

6) Когда учит Христос, Он не только просвещает, но и оживляет. Учит так, что вдыхает жизнь. «…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь lumen vitoe, свет жизни» (Иоан.8:12). По природе мы мертвы, и поэтому непригодны для обучения. Кто станет взывать к мертвому? Но Христос учит мертвых! Он дает свет жизни. Так Христос приказал умершему Лазарю: «…Иди вон». Он заставил мертвого услышать, ибо Лазарь вышел из гроба. Поэтому когда Господь говорит мертвой душе: «Выйди вон из гроба неверия», она слышит Его голос и выходит во свет жизни. Философы говорят: «Calor et lux concrescunt. — Теплота и свет возрастают вместе». Куда бы ни пришел Христос со Своим светом, Он приносит тепло духовной жизни.

Урок первый. Примите к сведению:

1) здесь мы находим свидетельство в пользу Божественности Христа. Не будь Христос Богом, Он не знал бы мыслей Всевышнего и не смог бы открыть нам arcane coeli, секреты небес: те глубокие тайны, в которые не может проникнуть ни человек, ни ангелы. Кто, кроме Бога, может помазать глаза слепого и подарить не только свет, но и зрение? Кто, кроме Всевышнего, имеющего ключ дома Давидова, способен открыть сердце? Кому, кроме Господа, под силу согнуть железную мышцу воли? Только Бог может просветить совесть и заставить каменное сердце кровоточить;

2) мудрость Христа. Благодаря неисчерпаемости последней, ее можно уподобить рогу изобилия. Иисус, будучи великим ученым Своей церкви, дает всем избранным спасительное знание. Вещество Солнца должно обладать достаточно большой яркостью, дабы освещать весь мир. Христос — великое светило, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3). От светильника, стоявшего посредине святилища, зажигались все остальные светильники. Так и Христос распространяет на других Свой славный свет. Мы склонны восхищаться ученостью Аристотеля и Платона. Увы! Их мудрость всего лишь искра света по сравнению с той, что во Христе. Именно от безграничной мудрости нашего Господа зажигают свои светильники и ангелы, и человек;

3) как жалок человек в природном состоянии. Люди были окутаны мраком и невежеством, пока Христос не стал их пророком. Человек не знает ничего и в освященном состоянии, не знает ничего, «как должно знать» (1Кор.8:2). И это печально. Во тьме человек неспособен различать цвета. Так и в природном состоянии люди неспособны отличить нравственность от благодати. Одно они принимают за другое, pro dea nubem. «Они ошибочно принимают облако за саму богиню». Мрак скрывает величайшую красоту: и прелесть редких цветов, растущих в саду, и шедевры живописи, находящиеся в комнате. Поэтому, несмотря на то что Христос обладает необыкновенной, изумляющей ангелов красотой, человек в своем природном состоянии этой красоты не замечает. Что ему Христос? Что ему небеса? На сердце у него — завеса. Во тьме человека на каждом шагу подстерегает опасность. Так и в природном состоянии: людей на каждом шагу подстерегает опасность попасть в ад. Вот что было с нами, пока Христос не стал нас учить. Более того, тьма, в которой пребывает не родившийся свыше грешник, гораздо хуже темного времени суток, потому что мрак пугает. «…И вот, напал на него (Авраама) ужас и мрак великий» (Быт.15:12). Духовная же тьма страхом не сопровождается, человек не трепещет при мысли о своем состоянии, оно его вполне устраивает. «…Люди более возлюбили тьму» (Иоан.3:19). В таком плачевном состоянии человек пребывает, пока не придет Христос как пророк, чтобы учить людей и обратить их от тьмы к свету, от силы сатаны к Богу;

4) как блаженно состояние Божьих детей. Их пророк — Сам Христос. «И все сыновья твои будут научены Господом» (Ис.54:13). Иисус «сделался для нас премудростью» (1Кор.1:30). Человек неспособен видеть чужими глазами. Однако верующие видят глазами Христа. В Его свете они видят свет. Христос дает им свет благодати и свет славы.

Урок второй. Приложите усилия к тому, чтобы Христос стал и вашим пророком. Его учение спасительно. Наш Господь толкует тысячи непонятных мест и соединяет части головоломки, которая остается загадкой для ангелов. Мы так и не выучим ни единого урока, пока Христос не научит нас. Мы так и не обретем мудрости ко спасению, пока Христос не сделается «премудростью для нас».

Что нам предпринять, чтобы Христос стал нашим учителем?

1) Понять, что вам необходимо быть наученными Христом. Вы неспособны увидеть свой путь без этой Утренней Звезды. Некоторые говорят о совершенстве света рассуждения. Увы! Мерило рассуждения слишком коротко для постижения глубины Божьих истин. Свет рассуждения поможет человеку уверовать не больше, чем свет свечи способствует пониманию. Как не может младенец взобраться на вершину пирамиды, а страус — долететь до звезд, так не может и человек прийти ко Христу силами природы. Чтобы убедиться в необходимости Христова помазания и учения, прочтите Отк.3:18.

2) Просите Христа научить вас. «Направь меня на истину Твою, и научи меня» (Пс.24:5). Как сказал один из учеников: «Господи! научи нас молиться» (Лук.11:1). Говорите так: «Господи, научи меня полезному. Зажги мой светильник, о Великий Пророк Своей церкви! Дай мне духа мудрости и откровения, чтобы я увидел все сущее не так, как видел прежде. Научи меня слышать Твой голос в Слове и в таинстве различать Твое тело». «…Просвети очи мои» (Пс.12:4). «Cathedram habet in coelo qui corda docet in terra. — Кафедра Обращающего души находится на небесах» (Августин). А чтобы без страха пойти к нашему великому Пророку, нам нужно знать следующее:

а) Иисус Христос учит нас с большой охотой. Иначе зачем бы Он стал заниматься служением, если не для обучения народа небесным тайнам? «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мат. 4:23). Зачем бы Христос брал на Себя служение пророка? Почему наш Господь так разгневался на законников, удерживавших «ключ разумения» (Лук.11:52)? Зачем Христу помазание без меры, как не для того, чтобы и нас помазать ведением? Христово знание для нас — как грудное молоко для ребенка. Так пойдите же ко Христу, дабы Он научил вас. Согласно Евангелиям, никто не приходил ко Христу за прозрением, однако слепые прозревали. И, несомненно, за исцеление слепой души Христос примется с еще большим энтузиазмом, чем Он в Свое время брался за исцеление слепого тела;

б) не существует людей настолько неразумных и невежественных, чтобы Христос не смог их научить. Далеко не из каждого может получиться ученый. Ex omni ligno non fit Mercurius. Но нет человека настолько неразумного, чтобы Христос не сделал из него хорошего ученика. Наш Господь способен научить даже невежественных людей из низших слоев общества так, что они будут знать больше великих волхвов и всех мудрецов мира. Отсюда и высказывание Августина: «Surgunt indocti, et rapiunt coelum. — Необразованные встанут и возьмут небо». Знание ими истин Христа содействует их спасению больше, чем знания всеми уважаемых раввинов. Чем труднее дается ученику знание, тем сильнее проявляется мастерство учителя. Поэтому Христу нравится наставлять невежественных, дабы Ему воздавалась большая слава. «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис.35:5). Кто возьмется учить слепого или глухого? Тем не менее Христос наставляет таких трудных учеников. Ослепленные невежеством однажды увидят тайны Евангелия, и глухие уши откроются.

3) Не пренебрегайте предусмотренными Христом средствами благодати. Хотя Христос учит посредством Духа, Он также наставляет нас и во время таинств. Стойте у ворот двора мудрости. Пасторы и учителя находятся под началом Христа. «И Он поставил… иных пастырями и учителями» (Еф.4:11). Мы читаем о кувшинах и светильниках внутри кувшинов (Суд.7:16). Духовные служители — это глиняные сосуды, однако внутри них есть светильники, освещающие душам путь на небо. Теперь Христос глаголет нам с небес через Своих служителей, как царь говорит через своих послов (Евр.12:25). Отлучившие себя от груди таинств очень редко возрастают. Тот, у кого нет света в голове, хромает на ноги. Проповеданное слово — это голос Христа в устах пастора. А того, кто отказывается слушать Христа во время богослужения, Христос откажется выслушать на смертном одре.

4) Если вы научены Христом, то поступайте достойно знания, которым уже располагаете. Пользуйтесь тем малым ведением — и Христос даст вам еще больше. «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Иоан.7:17). Господин, увидев, что его слуга справляется с продажей небольшой партии товара, доверит ему большую партию.

Урок третий. Если Христос наставил вас ко спасению, будьте Ему благодарны. Иметь своим учителем Бога — огромная честь. К тому же, из многих других Господь выбрал учеником именно вас. За это Он достоин восхищения и благодарности. О, как много невежд среди знатоков! Они не научены Богом. У них было Слово Христа для просвещения, но не было Духа для освящения. Вам же следует, наряду с внешним, обладать и внутренним учением, дабы Христос помазал вас небесной мазью Своего Духа, и вы могли бы сказать вместе с прозревшим: «…Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Иоан.9:25). О, как должны вы благодарить Христа, открывшего вам тайны Отчего недра! «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). И если Александр считал себя обязанным Аристотелю за полученное им философское наставление, то сколь многим обязаны мы Иисусу Христу, великому Пророку, за то, что Он открыл нам значение Своей вечной любви и тайны небесного царства!