4. Служение Христа как Священника

Вопрос 25: КАКИМ ОБРАЗОМ ХРИСТОС ИСПОЛНЯЕТ СЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕННИКА?

Ответ: Тем, что однажды принес Себя в жертву для удовлетворения требований Божественной справедливости и примирил нас с Богом, а теперь постоянно ходатайствует за нас. «…Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:26).

Из каких составляющих складывается служение Христа как священника?

Священническое служение Христа имеет две составляющих: жертвоприношение и ходатайство.

I. Жертвоприношение. Оно включает два момента:

а) активное послушание Христа. «…Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мат. 3:15). Христос выполнил все требования закона. Его святая жизнь безупречно соответствовала Божьему закону. Иисус покорился закону ради нас;

б) пассивное послушание. Наша вина была перенесена и вменена Христу. Он понес причитавшееся нам наказание.

Наш Господь устранил грех, принеся Себя в жертву. Закланный пасхальный агнец служил прототипом Иисуса, принесшего Себя в жертву за нас. С грехом невозможно покончить без пролития крови. «…Без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22). Христос был не только агнцем без пятна и порока, но и закланным агнцем.

А зачем вообще понадобился священник?

Священник необходим в качестве посредника между грешной тварью и святым Богом.

Зачем ХристуБогу — понадобилось страдать? Пострадала только человеческая природа Христа.

Но если пострадала только человеческая природа Христа, как может такая жертва искупить грех?

Человеческая природа, будучи объединенной с Божественной, пострадала, а Божественная — искупила. Божественная природа Христа поддерживала человеческую, дабы та не изнемогала, и наделила страдания искупительной силой. Жертвенник освящает возложенный на него дар (Мат. 23:19). Жертвенник Божественной природы Христа освятил жертву Его смерти и сделал дар бесценным.

В чем проявляется величие страданий Христа?

1) В телесных муках. Он страдал по-настоящему, а не только для видимости. Апостол называет это mors crucis, «смертью крестной» (Фил.2:8). Цицерон говорил о таком виде смерти следующее: «Quid dicam in crucem tollere? -Как могу я описать распятие на кресте?». Несмотря на то, что автор высказывания был великим оратором, ему не хватало слов для выражения. Мысль о предстоящих муках вызвала появление капель крови, когда Христос молился в Гефсиманском саду (Лук.22:44). Такая смерть была унизительной, мучительной и страшной. Мукам подвергались все органы чувств. Глаза Христа видели торжество врагов и слезы матери. Уши слышали поношения народа: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти» (Мат. 27:42). Обоняние страдало, когда до лица доносились плевки. Язык ощутил горечь желчи и уксуса, предложенного Христу вместо питья. Осязание: когда Иисус испытывал боль от вонзившихся в голову шипов и от гвоздей, прошедших через Его руки и ноги. Totum pro vulnere corpus. «Его тело было сплошной раной». Так белая лилия окрасилась в багровый цвет.

2) В муках душевных. Иисус попал в давильню гнева Своего Отца. Поэтому с креста раздался отчаянный крик: «Боже Мой, Боже Мой!» cur deseruisti? Будучи на кресте, Христос пережил два затмения: затмение солнца и затмение света Божьего лика. Какой мучительной была эта агония! Для ее описания евангелисты употребили следующие фразы: «…начал ужасаться и тосковать» (Мар. 14:33) и «…душа Моя скорбит смертельно» (Мат. 26:38). Не находясь в аду, душа Христа испытывала муки, равные по своей силе адским.

Почему страдал Христос?

Конечно, не за Свои проступки. «…Предан будет смерти Христос» (Дан.9:26), но не за Себя, а за нас (Ис.53:6). «Unus peccat, alius plectitur. — Один грешит, другой несет наказание». Он пострадал, дабы ради нас удовлетворить требования Божьей справедливости. Мы своими грехами непоправимо согрешили против Господа. И даже пролей мы реки слез и принеси миллионы жертв и всесожжений, нам никогда не удалось бы умиротворить гнев Всевышнего. Поэтому для удовлетворения требований Божьей справедливости должен был умереть Христос.

Богословы ведут жаркие дебаты относительно того, мог ли Бог просто так простить грех, без всякого жертвоприношения. Дабы не ставить под сомнение Его действия, вспомним о том, что Бог принял решение об обязательном удовлетворении требований закона, а человеку надлежало обрести спасение и по справедливости, и по милости Господа. А отсюда — необходимость для Христа пожертвовать Своей жизнью.

1) Дабы исполнилось предсказанное в Писании. «…И так надлежало пострадать Христу» (Лук.24:46).

2) Дабы вернуть нам Божье расположение. Одно дело, когда изменник получает прощение, и совсем другое — когда он становится фаворитом. Кровь Христа названа не только жертвою, умиротворившей Господа, но и умилостивлением, вследствие которого Бог дарит нам Свое расположение и дружбу. Христос — наша крышка ковчега (трон благодати), откуда Бог провозглашает нам мир.

3) Христос умер, дабы исполнилось Его завещание и вступил в силу завет Его Крови. Христос завещал верующим большое наследство. Завещание не вступило бы в силу, если бы Иисус не умер. А смертью Он закрепил Свою последнюю волю (Евр.9:16). Завещание вступает в силу после смерти завещателя. Сошествие Духа, обетования и другие части наследства не принадлежали верующим, пока не умер Христос. Наш Господь скрепил завещание Своей Кровью, поэтому верующие вправе на него претендовать.

4) Христос умер, дабы приобрести для нас славные обители. Поэтому небо в Писании названо не только «обетованным», но и «уделом» (Еф.1:14)[8]. Христос умер, дабы нам иметь преимущество. Он умер, чтобы мы могли царствовать. Он висел на кресте, дабы мы восседали на престоле. Небо было закрыто и т. д. «Crux Christi, clavis Paradisi. —Крест Христов — это лестница, по которой мы восходим на небо». Его распятие — наша коронация.

Урок первый. За кровавой жертвой Христа нам следует видеть ужасную природу греха. Верно, грех отвратителен, поскольку он лишил Адама рая и отправил ангелов в ад. Но более всего его ужас проявляется в том, что он заставил Христа прикрыть Свою славу и пролить Кровь. Грех должен вызывать у нас чувство негодования и желание гнать его с праведным гневом, проливая кровь грехов, из-за которых была пролита Кровь Христа. Когда римлянам показали окровавленную одежду Цезаря, их обуяла ярость против убийц правителя. Вид кровоточащих ран Христа должен вызывать у нас ненависть ко греху. Так не будем же церемониться и забавляться с тем, что сделало Христа «мужем скорбей».

Урок второй. Не принесен ли в жертву наш священник Христос? Смотрите, какую милость и справедливость явил нам Бог! Я мог бы сказать вместе с апостолом: «Итак видишь благость и строгость Божию» (Рим.11:22).

1) Благость Божия заключается в том, что Всевышний усмотрел жертву. Не подвергнись Христос крестным мукам, лежать бы нам навеки в аду в угоду Божьей справедливости.

2) Строгость Божья. Несмотря на то что Христос был собственным Сыном Всевышнего, Сыном Божьей любви, а наши грехи были Христу всего лишь вменены, Бог не пощадил Иисуса, но гнев Его возгорелся (Рим 8:32). Если Господь проявил такую строгость к Своему Сыну, то как же сурово Он однажды поступит со Своими врагами! Тот, кто умирает, сознательно не раскаявшись, должен прочувствовать гнев, обрушившийся на Христа. И поскольку Божий гнев невозможно вынести за один раз, нечестивцы будут терпеть вечно.

Урок третий. Не принес ли Себя в жертву Христос, наш священник? Теперь вы видите, какую любовь Иисус питает к нам, грешникам. «Крест, — говорит Августин, -был кафедрой, с которой Христос проповедовал Свою любовь к миру». Даже если бы все ангелы превратились в прах — это не пошло бы ни в какое сравнение со смертью Христа. Более того, Христос умер как злодей, на Которого были возложены грехи всех людей. Он умер за Своих врагов (Рим.5:10). Бальзамовое дерево отдает свой драгоценный сок для исцеления тех, кто его рубит и калечит. Так и Христос пролил Свою Кровь, дабы исцелить распявших Его. Он умер добровольно. В Писании об этом говорится как о «принесении тела Иисуса Христа» (Евр.10:10). И хотя муки нашего Господа были очень тяжкими — они заставили Его скорбеть, плакать и истекать Кровью, тем не менее, они не побудили Христа раскаяться. «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (Ис.53:11). Крестный подвиг Христа был очень тяжким, однако Иисус не раскаялся, но посчитал, что Его пот и Кровь не пропали даром, ибо видел в них искупление для всего мира. О, безграничная, дивная любовь Христа! «Превосходящая разумение любовь», на которую неспособны ни ангелы, ни человек (Еф.3:19). Какое же действие должна оказать на нас такая любовь! Если Саул так сильно изумился любви Давида, пощадившего ему жизнь, то как же должна изумлять нас доброта Христа, расставшегося ради нас с жизнью! В момент мучительной смерти Христа даже «камни расселись» (Мат. 27:51). Нужно иметь сердце тверже камня, чтобы не изумиться любви, явленной Христом в Его смерти.

Урок четвертый. Не Христос ли жертва за нас? Тогда обратите внимание на превосходство данной Жертвы.

1) Она совершенна. «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10:14). Как же нечестивы тогда католики, добавляющие к жертве Христа добрые дела и молитвы святым! Свои приношения Господу они совершают ежедневно во время мессы, как будто бы жертва Христа на кресте была несовершенной. Это хула на служение Христа как священника.

2) Жертва Христа заслуживает награды. Он умер не просто нам в назидание, но и для того, чтобы заслужить спасение. Муки Личности, Которая является и Богом и человеком, приобрели особую силу, достаточную и для искупления наших грехов, и для умиротворения Бога. Как только посланный сказал о смерти Урии, гнев Давида утих (2Цар.11:21). Как только Христос умер, утих и Божий гнев.

3) Жертва Христа принесла пользу. Самсон достал мед из мертвого льва. Жертва Христа обеспечивает нам оправдание, благодаря ей, Бог принимает наше служение, мы можем обращаться к Господу и с дерзновением входить во святилище неба (Евр.10:19). «Per latus Christi patescit nobis in coelum. — Дорога на небо теперь открыта нам через бок Христов». Израиль прошел в Ханаан через Чермное море. Таким же образом, через Чермное море Крови Христа, мы входим в небесный Ханаан.

Урок пятый.

1) Давайте применять Кровь Христа. Сила лекарства заключается в его применении. И даже если лекарство сделано из Божьей Крови, оно не подействует, пока не будет применено посредством веры. Вера необходима христианину, как огонь химику, который ничего не сможет сделать без огня. Так и у человека ничего не получится без веры. Вера делает жертву Христа нашей. «…Христа Иисуса, Господа моего» (Фил.3:8). Обогащает не то золото, что в руде, а то, что в руке. Вера — это рука, принимающая золотой подвиг Христа. Не то лекарство, что в стакане, оживляет дух, а то, что выпито. «Per fidem Christi sanguinem sugimus.

— Верою мы пьем Кровь Христову» (Киприан). Вера открывает отверстие ран Иисуса и пьет драгоценный бальзам Его Крови. Без веры Сам Христос нам не поможет.

2) Давайте будем любить истекающего Кровью Спасителя и проявлять свою любовь к Нему готовностью пострадать за Него. Многие с радостью принимают муки Христа за них, но не стремятся пострадать за Него сами. Иосифу снилось его возвышение, но не заточение в темницу. Разве Христос не жертва за нас? Разве не за нас Он понес Божий гнев? А нам следует нести за Него гнев людей. Смерть

Христа была добровольной. «…Вот, иду … исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10:7). «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие свершится!» (Лук.12:50). Христос называет Свои муки крещением. Ему предстояло (и свершилось) крещение в собственной Крови. И здесь мы видим, с каким нетерпением Он ждет этого времени! «…И как Я томлюсь!». Так давайте же и мы будем охотно страдать за Христа! Он удалил жало и яд из мук христиан — в их чаше нет гнева. Христос может сделать наши муки приятными. Подобно тому, как к мирной жертве добавляли елей, Господь может добавить елей радости к нашим страданиям. «Звон моих кандалов — приятная музыка для слуха» (Ландграф Гессенский). Мы скоро расстанемся с жизнью. Как хорошо расстаться с ней немного раньше, принеся ее в жертву Христу, как печать искренности и залог благодарения!

Урок шестой. Жертвоприношение Крови Христа может служить нам безграничным утешением. Это — Кровь искупления. Крест Иисуса — cardo salutis — «решающий момент нашего избавления» (Кальвин). Решающий момент и источник нашего утешения.

1) Эта Кровь утешает, когда нас терзает чувство вины. Душа говорит: «О, грехи мои, как они мучают меня!». Но Кровь Христа пролита «во оставление грехов» (Мат. 26:28). Нужно увидеть грехи наши возложенными на Христа, и тогда они уже не наши, а Его.

2) В случае загрязнения. Кровь Христа исцеляет и очищает нашу кровь. Она исцеляет. «…И ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5). Это наилучшее средство, исцеляющее на расстоянии. И хотя Иисус на небе, мы ощущаем силу Его Крови, исцеляющую нас от прегрешений. Кроме того, Кровь очищает. Поэтому она сравнивается с источником (Зах.13:1). Слово Божие — это зеркало, показывающее нам наши пятна, а Кровь Христа — источник, их смывающий. Проказу она превращает в чистоту. «…И Кровь Иисуса

Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан.1:7). Однако существует одно пятно настолько черное, что даже Кровь Христа не смывает его, — речь идет о хуле на Святого Духа. Дело не в недостаточной силе Крови Иисуса, а в том, что совершивший этот грех не подлежит омовению. Ведь он презирает и попирает Кровь Господа (Евр.10:29). Итак, теперь мы понимаем, каким сильным лекарством является Кровь Христа. Это якорь нашей веры, источник нашей радости, венец желаний и единственная поддержка как в жизни, так и в смерти. Во всех своих страхах давайте утешать себя искупительной жертвой Крови Христа. Умирая, Христос и купил, и победил. Как покупающий, Господь Своей Кровью приобрел нам спасение у Бога Отца. А победил Он сатану. Крест стал триумфальной колесницей Иисуса, на которой Он пленил ад и смерть.

Урок седьмой. Благословите Бога за дивную жертву — смерть Христа. «Благослови, душа моя, Господа» (Пс.102:1). А за что Давид благословляет Господа? «Избавляет от могилы жизнь твою» (ст. 4). Христос отдал Себя в жертву за грех. Давайте и мы отдадим себя Господу в жертву благодарения. Когда один человек выкупает другого из долговой зависимости, разве последний не благодарен своему спасителю? Как же сильно мы обязаны Христу, искупившему нас от ада и проклятия! «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу» (Отк.5:9). Так пусть же наши уста и голоса соединятся в едином хоре благословения Господа. Давайте проявим благодарность нашему Искупителю, принося добрый плод. Так будем же, подобно гвоздичному дереву, приносить плод смирения, усердия и добрых дел. Поступая так, мы живем для умершего за нас (2Кор.5:15). Волхвы не только поклонились Младенцу Иисусу, но и «принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мат. 2:11). Давайте подарим Христу плоды праведности во славу и хвалу Богу.

II. Ходатайство Христа. «…Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:34).

Когда Аарон входил во святилище, раздавались переливы его золотых колокольчиков. Так и после восшествия на небо Иисуса, Бог слышит дивную мелодию ходатайства Сына за христиан. И хотя Христос превознесен во славе, Он не забыл о сосудах милосердия. Он до сих пор помнит о таинственном теле, как Иосиф помнил о своем отце и братьях, будучи уже возвышен при дворе фараона. «…Он и ходатайствует за нас». Ходатайствовать — значит представлять прошение о другом человеке. Христос — великий Мастер прошений на небе. «Christus est catholicus Patris Sacer-dos. — Христос — вселенский Священник пред Отцом» (Тер-туллиан).

Какие качества присущи нашему Ходатаю?

1) Он свят. «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр.7:26). Христос не знал греха (2Кор.5:21). Он знал о тяжести греха, но Сам не грешил. Таково было требование: тот, кому надлежало покончить с грехами других, должен быть сам без греха. Святость — один из драгоценных камней, сверкающих на наперснике нашего Первосвященника.

2) Он верен. «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником» (Евр.2:17). Моисей был верным как служитель, Христос — верным как Сын (Евр.3:5,6). Он не забывает ни единого дела, о котором надлежит просить, и не допускает в прошении никакой лжи. Мирской адвокат, получив гонорар от обеих сторон, может либо умолчать о чем-либо, что могло бы помочь его клиенту, либо добавить что-то против него. Христос же придерживается истины в деле, о котором просит. Мы можем доверить Иисусу свои дела, а также вручить Ему свою жизнь и душу.

3) Он никогда не умрет. Несмотря на то, что служение священника по закону сохранялось, люди, исполнявшие его, умирали. «…Потому что смерть не допускала пребывать одному» (Евр.7:23). Христос же «всегда жив, чтобы ходатайствовать» (Евр.7:25). Он не передает Своего священнического служения преемникам.

За кого ходатайствует Христос?

Не за всех подряд, а только за избранных (Иоан.17:9). Действие молитвы Христа не выходит за пределы области действия Его Крови. А поскольку Кровь Господа была пролита только за избранных, то и молитвы Его распространяются только на них. На наперснике первосвященника, входившего во святилище, были вырезаны имена только двенадцати колен. Так и Христос входит в небесное святилище только с именами избранных у Него на груди. Иисус ходатайствует за самых немощных верующих, просит о прощении всех их грехов (Иоан.17:20). Закон оговаривал ряд грехов, за которые первосвященник не должен был ни молиться, ни совершать приношения. «…Истребится душа та из народа своего» (Числ.15:30). Священник мог возносить молитвы за грехи невольные, а не умышленные. Ходатайство Христа распространяется на все грехи избранных. Каким кровавым был грех Давида, однако даже он не лишил его поддержки Христа-Ходатая.

Что делает Христос, выполняя служение Ходатая?

Три вещи.

1) Он говорит Отцу о достоинстве Своей Крови и на основании уплаченной цены молит о милости. Здесь живым прототипом Христа является первосвященник. Аарон должен был совершать четыре действия: убить животное, войти с кровью во святилище, окропить кровью крышку ковчега и зажечь благовония, чтобы облако курения покрыло крышку. Таким образом совершалось очищение (Лев.16:11-16). Христос, наш Первосвященник, полностью соответствует данному прототипу. Он был принесен в жертву — и священник закалывал тельца. Иисус вознесся на небо, что соответствует вхождению священника во святое святых. Христос простирает Свою Кровь перед Отцом, подобно тому как священник кропил кровью крышку ковчега. Наш Ходатай молит Отца о благосклонности к грешникам ради Его Крови, что соответствует восходящему облаку воскурения. Благодаря ходатайству Христа, Бог умиротворен, что соответствует очищению, совершаемому священником.

2) Ходатайствуя, Христос отвечает на все обвинительные акты, предъявленные избранным. Грех и сатана что только ни делают для обвинения верующих перед Богом, а совесть христиан обвиняет их в собственных глазах. Но Христос, благодаря Своему ходатайству, отвечает на все эти обвинения. «Кто будет обвинять избранных Божьих?.. Христос… ходатайствует за нас» (Рим.8:33,34). Когда Эскулу предъявили обвинение в нечестии, его брат заступился за него. Он показал судьям, что потерял руку на службе государству, и таким образом добился помилования. Поэтому, когда сатана обвиняет святых или Божья справедливость предъявляет им какой-нибудь иск, Христос показывает Свои раны и на основании всех Своих крестных мук отвечает на любой иск и требование закона, а также дает отпор обвинениям сатаны.

3) Ходатайствуя, Христос настаивает на погашении долга. «Господи, — говорит Он, — прости грешнику его вину». За это Иисус и назван Защитником (1 Иоан.2:1)[9]. Он просит о том, чтобы грешника освободили. Защитник во многом отличается от оратора: оратор, с целью убеждения, прибегает к искусству риторики и просит судью о помиловании своего подзащитного, а защитник, обращаясь к судье, ссылается на закон. Так и Христос выступает на небе в качестве защитника, опирающегося на закон. Когда Божья справедливость открывает долговую книгу, Христос открывает книгу закона. «Господи, — говорит Он, — Ты — справедливый Бог, и не будешь умиротворен без пролития крови. Вот — Моя Кровь, поэтому, по справедливости, освободи эти бедные души». Требования закона удовлетворены, а посему грешник подлежит оправданию. По прошению Христа, Бог собственной рукой подписывает грешнику помилование.

Каким образом ходатайствует Христос?

1) Даром. Христос, представляя наше дело на небе, не требует гонорара. Мирскому адвокату нужно платить по установленному тарифу, а иногда еще и давать взятку. Христос же не ищет Своей корысти. Как много дел Он представляет ежедневно на небе совершенно бесплатно! Христос бескорыстно отдал Свою жизнь, и так же бескорыстно ходатайствует (Иоан.10:15,18).

2) Сочувственно. Христос чуток к нашему состоянию, как к Своему собственному. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евр.4:15). Так нежно любящая мать умоляет судью о помиловании готового к осуждению чада. Какое живое сострадание! Какие искренние слезы! Какие жалобные слова она найдет, дабы выпросить у судьи милости! Так и Господь Иисус — наш «милостивый и верный первосвященник» — полон жалости и нежности (Евр.2:17). И хотя Христос не подвластен страстям, Он не лишен сострадания. Обычный защитник не принимает близко к сердцу дело, о котором ходатайствует, и не сильно переживает относительно того, чем все завершится. Он просит из-за прибыли, а не из жалости к подзащитному. А в ходатайстве Христа задействованы Его чувства, потому что Он просит о Своем деле. Иисус пролил собственную Кровь, дабы купить избранным жизнь и спасение. И если бы они не спасались, наш Господь потерял бы Свое приобретение.

3) Действенно. Ходатайство Христа достигает поставленной цели. Наш Господь не проиграл ни единого дела, о котором просил. Ни разу Он не был признан непригодным. Мы увидим, что ходатайство Христа не может не иметь действия, если примем во внимание:

а) превосходство Его личности. И если молитва святого так значима для Бога — вспомним, как Моисей уговорил Господа, сказавшего: «Итак оставь Меня» (Исх.32:10), Иаков мастерски боролся с Богом (Быт.32:28), а Илия молитвою открывал и закрывал небеса (Иак.5:17) — то каким могучим действием обладает тогда молитва Христа! Он есть Сын Божий, в Котором благоволение Отца! (Мат. 3:17). Чего только отец не даст сыну! «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» (Иоан.11:42). Даже если бы Бог забыл, что Христос — Первосвященник, Он никогда не забудет, что Иисус — Его Сын.

б) Христос молится только о том, что Его Отец намерен дать. У Отца и Сына — одна воля. Иисус молится: «Освяти их истиною Твоею». «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3). А раз Христос молится лишь о том, что Бог Отец хотел бы дать, то Он, вероятно, достигнет желаемого.

в) Христос молится только о том, что в Его власти дать. Как человек Он молится о том, что Он как Бог вправе дать. «Отче … хочу» (Иоан.17:24). «Отче» — здесь Он молится как человек. «Хочу» — здесь Он говорит как Бог. Для верующего будет хорошим утешением знать, что, когда его молитва слаба и он едва может молиться за себя сам, молитва Христа на небе могущественна и сильна. Несмотря на то что Бог может отвергнуть молитву, исходящую от нас, Он никогда не отвергнет молитвы Христа.

г) Христос всегда готов ходатайствовать. Народ Божий каждый день согрешает. Кроме того, порой люди совершают серьезные грехи, чем раздражают Бога, готового обрушить на них справедливую кару. Однако Христос всегда готов ходатайствовать за Свой народ и закрыть пропасть между Богом и людьми. Он говорит Отцу о достоинстве Своей Крови, дабы умиротворить Его. Когда гнев Божий начал обрушиваться на Израиль, Аарон сам выступил с кадильницей, положил курения, и поражение прекратилось (Числ.16:47). Как только дитя Божье согрешает, Бог начинает гневаться, но тот час же подключается Христос и ходатайствует. «Отче, — говорит Он, — это Мое дитя согрешило. И хотя оно забыло о своем долге, Ты не забываешь о милости. О, сжалься над ним, да отвратится Твой гнев от него!». Христос всегда готов заступиться, и в случае малейшей оплошности благочестивого, Иисус, будучи на небе, встает на его защиту и просит сжалиться над ним.

Каковы плоды ходатайства Христа?

1) Оправдание. Оправдание включает в себя два момента: прощение вины и вменение праведности. «Господь -оправдание наше!» (Иер.33:16). У нас есть не только праведность, как у ангелов, но и белые одежды, как у Христа (2Кор.5:21). Но откуда у нас оправдание? Мы его получаем благодаря ходатайству Христа (Рим.8:33,34). «Господи, — говорит Христос, — вот люди, за которых Я умер. Смотри на них как на безгрешных и считай их праведными».

2) Помазание Духа. «Впрочем, вы имеете помазание от Святого» (1 Иоан.2:20). Помазание — это не что иное, как работа освящения в сердце, посредством которой Дух делает нас «причастниками Божеского естества» (2Пет.1:4). Поборники философского камня предполагают, что последний обладает свойством превращать в золото всякий металл, к которому прикасается. Таким же действием на душу обладает и Святой Дух. Прикасаясь к душе, Дух вводит в нее Божеское естество, благодаря чему душа приобретает святость и подобие Богу. Освящающая работа Духа — это плод ходатайства Христа. «…Ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан.7:39). Прославившись и будучи уже на небе, Иисус молится Отцу, и Отец посылает Духа, изливающего на избранных святое помазание.

3) Очищение нашего святого. Работа Христа на небе заключается не только в том, чтобы молиться Отцу Своими собственными молитвами, но и молиться нашими молитвами, повторяя их Отцу. «И пришел иный Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник» (Отк.8:3). Этим Ангелом был Христос. Он берет золотую кадильницу Своего крестного подвига, кладет в нее наши молитвы и вместе с фимиамом Своего ходатайства делает наши молитвы приятным благоуханием, вознося их к небу. В Книге Левит 16:16 мы читаем о том, как Аарон совершал очищение в День искупления. Это служило прообразом того, что наше святое поклонение должно подвергнуться очищению. Лучшие виды служения, если они исходят только от нас, имеют примесь тления, как вино имеет привкус бочки. «…Как запачканная одежда» (Ис.64:6). Однако Христос очищает наше служение и превращает его в приятное благоухание, смешивая с ним аромат Своего ходатайства. И тогда Бог принимает и вознаграждает служение святых. Во что бы превратилось наше поклонение без Первосвященника? Ходатайство Христа необходимо нашим молитвам, как веялка — злакам. Веялка отделяет зерно от соломы. Так и Христос отделяет солому, примешавшуюся к нашим молитвам.

4) Разрешение приступать с дерзновением к престолу благодати (Евр.4:16). Мы имеем великого Первосвященника, вознесшегося на небо, так приступим же смело к престолу благодати. У нас есть Друг при дворе, способный замолвить о нас слово и защищающий наши интересы на небе. Так пусть наши молитвы станут живыми и воодушевленными! Не думаем ли мы, что для таких грешников, как мы, просить помилования — слишком большая дерзость, и нам непременно откажут? Несомненно, это — греховная скромность. Да, мы поступили бы слишком самонадеянно, если бы молились в свое собственное имя. Но за нас ходатайствует Христос с силою и действием Своей Крови. Опасаясь приходить к Богу в молитве, мы бесчестим Христово ходатайство.

5) Мы получаем Утешителя. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Иоан.14:16). Утешение Духа отличается от помазания. Речь идет об очень нежном утешении, которое слаще сотового меда. Оно подобно манне в золотом горшочке. Оно — vinum in pectore. Капли этого небесного утешения достаточно, дабы подсластить море мирской печали. Оно названо «залогом Духа», а залог дает нам уверенность в получении всей суммы целиком (2Кор.1:22). Дух дает нам в руки залог неба. Откуда это утешительное действие Духа? Об этом ходатайствовал Христос. «И Я умолю Отца, и даст вам … Утешителя».

6) Постоянство в благодати. «…Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал» (Иоан.17:11). Нас хранит не собственная молитва, бдительность или благодать, а Божья забота и поддержка. Всевышний держит нас, чтобы мы не отпали. По какой причине Бог бережет нас? Благодаря ходатайству Христа: «…Отче Святый! соблюди их». Молитвы Христа, которыми Он молится сейчас на небе, в точности напоминают молитву нашего Господа о Петре: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лук.22:32). Вера Петра в какой-то мере пошатнулась, когда Он отрекался от Христа, однако Иисус молился о том, чтобы ученик не потерял веру совсем. Святые непоколебимы в вере, потому что Христос непрестанно молится.

7) Прощение в Судный день. Христос будет судить мир. «Ибо Отец … весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22). Христос, заняв место судьи, отпустит грехи тем, о которых Он так молился. Разве Он осудит того, о ком молился? Верующие являются супругой Христа. Разве Он осудит собственную супругу?

Урок первый. Наставление.

1) Смотрите, как постоянен Христос в Своей любви к избранным. Он не просто умер за них, но и ходатайствует за них на небе. После смерти и воскресения, любовь Иисуса не остыла. Сейчас Христос трудится на небе ради святых. Он носит их имена у Себя на груди и не прекратит молитву, пока не получит ответ. «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Иоан.17:24).

2) Теперь вы понимаете, почему молитвы святых имеют пред Богом такую силу? Иаков одолел Господа, принявшего вид ангела. Моисей своей молитвой связал Богу руки. «Precibus suis tanquam inquam vinculis ligatum tenuit Deum. — Этими молитвами, должен сказать, он как бы сковал Бога цепью». «Итак оставь Меня» (Исх.32:10). Как это могло случиться? Именно молитва Христа на небе делает молитвы святых такими действенными. Божественная природа Христа — это жертвенник, на котором Он приносит наши молитвы, и поэтому они достигают своей цели. Молитва, когда она исходит от святых, немощна и безжизненна. Но если стрела молитвы святых вложена в лук Христова ходатайства, она пронзает престол благодати.

3) Здесь мы находим подтверждение тому, что, молясь, христианин должен в первую очередь уповать на ходатайство Христа. Нам следует смотреть на крышку ковчега, надеясь при этом на милость, обретаемую благодаря прошению Спасителя. В главе 16 книги Левит мы читаем о том, что Аарон совершал очищение как каждением фимиама, так и кровью. Вот и мы должны уповать на облако курения, то есть ходатайство Христа. Христианин, смотри с надеждой вверх на своего Заступника, Которому Бог ни в чем не откажет. Одно слово из уст Христа перевешивает мольбу за тебя всех ангелов небесных. Если бы человек подал прошение в суд лорд-канцлера, то наличие искусного адвоката вселило бы в него уверенность. Христос в данное время представляет наше дело в суде (Евр.9:24), а Он обладает великой властью на небе, что должно побудить нас обращаться к Нему и надеяться, что наша молитва будет услышана. Наши страхи подавать прошения были бы вполне оправданными, не имей мы Христа, представляющего наши просьбы Отцу.

4) В каком плачевном состоянии находится неверующий! У него на небе нет никого, кто бы мог замолвить о нем словечко. «…Не о всем мире молю» (Иоан.17:9). Перед грешником, для которого закрыта молитва Христа, закрыто и небо. Христос молится о святых, как царица Есфирь просила о евреях, которым грозило уничтожение. «…И народ мой, по просьбе моей!» (Есф.7:3). Когда дьявол указывает на черноту греха верующих, Христос показывает красноту Своих ран. О, как ужасно состояние человека, о котором не помолится Христос, вернее, против которого наш Господь будет молиться! У царицы Есфири было также прошение против Амана. Тогда Аману накрыли лицо и повели на казнь (Есф.7:8,10). Как печально, когда закон обращается против грешника! И ни совесть, ни судья, ни друзья не могут сказать ни слова в его защиту. И тогда пленник неизбежно попадает в руки темничного стража.

5) Если за нас ходатайствует Христос, то другие ходатаи нам не нужны. Римско-католическая церковь проводит различие между посредниками искупления и ходатаями. Католики утверждают, что хотя ангелы и не искупают нас, они за нас ходатайствуют, а посему к ним следует обращаться в молитве. Однако только Христос вправе ходатайствовать за нас ex officio — «по должности». Именно Его Бог поставил первосвященником. «…Ты священник вовек» (Евр.5:6). Христос ходатайствует vi pretii — «в силу Своих заслуг», в силу Своей Крови. Умоляя Отца, Он ссылается на Свой крестный подвиг. У ангелов нет никаких заслуг перед Богом, значит, ходатайствовать за нас они не могут. Кто бы ни был нашим заступником, он должен умилостивлять за нас Бога. «…Мы имеем Ходатая пред Отцем» (1 Иоан.2:1). «Он есть умилостивление за грехи наши» (ст. 2). Ангелы не могут быть нашим умилостивлением, а значит, не могут быть и ходатаями.

Урок второй. Об испытании. Как нам узнать, что Христос ходатайствует за нас? У тех, что сами о себе никогда не молятся, слишком мало оснований полагать, что Христос молится о них. Но как же нам узнать?

1) Если о нас молится Христос, то Его Дух молится внутри нас. «…Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.4:6). Дух помогает нам «воздыханиями неизреченными». Не только дарами, но и воздыханиями (Рим.8:26). Нам не нужно взбираться на небо, дабы увидеть, что там есть солнце, мы видим его красоту и с земли. Так же нам необязательно отправляться на небеса, дабы убедиться в том, что Христос ходатайствует за нас. Но стоит заглянуть внутрь своего сердца — а оживляется ли оно, горит ли оно в молитве? И тогда мы можем восклицать: «Авва, Отче!». По такому ходатайству Духа внутри нас мы можем знать о ходатайстве Христа за нас.

2) Если мы отданы Христу, то Он ходатайствует за нас. «Я о них молю … о тех, которых Ты дал Мне» (Иоан.17:9). Одно дело, когда нам дан Христос, и другое дело — когда мы отданы Ему.

Как нам узнать об этом?

Если ты верующий, то отдан Христу, и Он молится о тебе. Верить — значит доверять. Мы полагаемся на Христа, как кирпичи здания полагаются на краеугольный камень. Вера бросается к Христу в объятия. Она говорит: «Христос — мой Первосвященник, Он принес за меня в жертву Свою Кровь. Божественная природа Иисуса — мой жертвенник, на Него я полагаюсь». Веру можно увидеть по действиям, которые она производит. Речь идет об очищении и покорности. Вера очищает сердце. Она преподносит Христу настоящий дар, поступает к нему в распоряжение и дарит свою любовь — в этом заключается покорность. Верующие отданы Христу и имеют долю в Его молитве. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Иоан.17:20).

Урок третий. Увещание. Мы получаем побуждение к некоторым обязанностям.

1) Если Христос представляет наши интересы на небе, то мы должны представлять Его интересы на земле. Христос не стыдится носить у себя на груди наши имена. Так будем ли мы стыдиться Его истины? Он просит о нашем деле. Так не поддержим ли и мы Его дела? Какое мощное свидетельство — отстаивать честь Христа во время повального отступничества! Христос ходатайствует за нас. И если Он представляет наши имена на небе, разве мы не будем исповедовать Его имя на земле?

2) Если Христос принес все Свои заслуги к престолу благодати, дабы ходатайствовать за нас, то и нам следует отдать в Его распоряжение свои лучшие достоинства. «…Возвеличится Христос в теле моем» (Фил.1:20). Обменяйте свои таланты на славу Христа. Нет такого человека, который не мог бы ничего предложить Иисусу взамен: один приносит знания, другой — имение. Обменяйте их на славу Христа: расточайте и будьте расточаемы ради Спасителя. Пусть ваше сердце учится, руки трудятся, а уста говорят ради Него. И если Христос является нашим Заступником на небе, то мы должны быть Его посланниками на земле, каждый в своей области должен усердно трудиться ради Него.

3) Веруйте в славное заступничество Христа. В то, что Он сейчас ходатайствует за нас и что ради Него Всевышний примет нас. Как говорится в Писании: «…Он и ходатайствует за нас». Своим неверием мы бесчестим заступничество Христа. Если бы бедному грешнику не было позволено приходить ко Христу как к своему Первосвященнику, тогда мы, евангельские христиане, были бы в худшем положении, нежели подзаконные иудеи. Те, согрешив, имели первосвященника, совершавшего очищение. Так разве у нас нет Первосвященника? Разве Христос — не наш Аарон, принесший Свою Кровь и фимиам пред крышкой ковчега? Уповайте же с верою на ходатайство Христа! Иисус молился не только о своих учениках и апостолах, но и о самом немощном верующем.

4) Любите своего Ходатая. «Кто не любит господа Иисуса Христа, анафема» (1Кор.16:22). Доброта вызывает любовь. Если бы у вас был друг в суде, который, когда вас привлекли к ответственности по подозрению в преступлении или за несвоевременную уплату долга, заступился бы за вас перед судьей и выручил из беды, то разве вы не любили бы такого друга? Как часто сатана предъявляет нам свои счета в суде! Но теперь рядом с Судьей находится Христос. Он сидит одесную Отца, дабы в любую минуту просить о нас и примирять нас с Богом. О, как же должны наши сердца гореть любовью ко Христу! Любите Его искренней и самой сильной любовью. Любите Его больше богатства и родственников — «Plusquam tua, tuos. — Сильнее, чем свое имение и семью» (Бернард). Огонь нашей любви, подобно огню на жертвеннике, никогда не должен угасать (Лев.6:13).

Урок четвертый. Об утешении для верующих. Христос трудится ради вас на небесах. Он ходатайствует за вас.

Но я боюсь, что Христос не ходатайствует за меня. Я грешник. А за кого ходатайствует Христос?

«…И за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:12). Если Христос открыл ради тебя Свои бока, разве Он не откроет уст, чтобы просить о тебе?

Но я оскорбил своего Первосвященника, не выразив доверия Его Крови, пренебрегши Его любовью и огорчив Его Дух. Разве Христос когда-нибудь станет молиться обо мне?

Кто из нас не мог бы признаться в подобном? Но, христианин, ты скорбишь из-за неверия? Не отчаивайся, ты вправе иметь долю в молитве Христа. «…Общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона», однако, несмотря на то, что люди согрешили против своего первосвященника, Аарон побежал с кадильницей и «стал он между мертвыми и живыми» (Числ.16:41,48). И если так велико сострадание Аарона, который служил лишь прообразом Христа, то насколько больше сострадание нашего Спасителя, молящегося о согрешивших против своего Первосвященника! Разве Христос не молился о распявших Его? «Отче! прости им».

Но я недостоин. Кто я такой, чтобы Христос ходатайствовал за меня?

Христово ходатайство — это дело дарованной благодати. Христос молится о нас, потому что Он нас жалеет. Он смотрит не на наши достоинства, а на наши нужды.

Но меня преследуют ужасные искушения.

Хотя сатана нас искушает, Христос молится, и сатана будет побежден. Ты можешь проиграть одно сражение, но не войну. Христос молится о том, чтобы ты не потерпел поражения. Поэтому христианам следует говорить: «Что унываешь ты, душа моя? Христос ходатайствует». Это человек грешит, а Бог — молится. Слово на греческом языке, переведенное как «ходатай», имеет значение «утешитель». Знать, что за нас ходатайствует Христос, — наивысшее утешение.