5. Служение Христа как Царя

Вопрос 26: КАК ХРИСТОС ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СЛУЖЕНИЕ ЦАРЯ?

Ответ: Подчинив нас Себе, управляя нами и защищая нас, обуздывая и побеждая всех Своих и наших врагов.

Давайте рассмотрим царское служение Христа. «На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» (Отк.19:16).

Известность Иисуса Христа невозможно переоценить, ибо Он царь.

1) Он носит царский титул: «Высокий и Превознесенный» (Ис.57:15).

2) Он обладает insignia regalia, символами царской власти. «Corona est insigne regoe potestatis. — Венец — это символ царской власти». У Христа есть Свой венец (Отк.6:2), Свой меч — «Препояшь Себя по бедру мечем Твоим» (Пс.44:4), Свой жезл — «…Жезл царствия Твоего — жезл правоты» (Евр.1:8).

3) У Христа есть escutcheon, герб на щите, на котором изображен лев. «…Лев от колена Иудина» (Отк.5:5). Писание называет Христа «Царем царей». Ему принадлежит первенство над всеми другими царями, и Он назван «Владыкой царей земных» (Отк.1:5). Христос и должен быть таковым, ибо Им «цари царствуют» (Прит.8:15). Они носят свои венцы благодаря Иисусу — своему сюзерену и Верховному Владыке. Христос безмерно превосходит всех других правителей. У Него самый высокий престол, самые большие права, самые обширные владения. «…Престол Твой, Боже, в век века» (Евр.1:8). У Христа много наследников, но нет ни единого преемника. Он по праву назван «Царем царей», ибо обладает неограниченной властью. Власть других правителей ограничена, власть Христа — нет. «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс.134:6). Власть Христа так же велика, как и Его воля. Ангелы присягают на верность Ему. «…И да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1 ;6).

Как Христос стал царем?

Христос не узурпировал власть, она принадлежит Ему по закону. Он получил венец во владение прямо с небес. Бог Отец постановил Христу быть Царем. «Я помазал Царя

Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение» (Пс.2:6,7). Бог помазал Иисуса на царское служение и скрепил постановление печатью. «.. .Ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Иоан.6:27). Именно Бог Отец надел венец на голову Сына.

В каком смысле Христос является Царем?

Двояким образом:

I. По отношению к Своему народу.

II. По отношению к Своим врагам.

I. По отношению к Своему народу.

1) Христос правит народом. Таково было пророчество о Нем еще до Его рождения: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля» (Мат. 2:6). Какой прок царю от венца на голове, если в руке у него нет жезла для правления?

Где Христос правит как Царь?

Царство Христа — духовное. Он правит в сердцах людей. Иисус устанавливает Свой престол там, где это не сделает никакой другой царь. Он управляет волей и чувствами, в Его власти связать совесть. Наш Господь подчиняет человеческие похоти. «…Изгладит беззакония наши» (Мих.7:19).

На чем основывается правление Христа?

На законе и на любви.

а) Христос правит по закону. Издавать законы — одна из jura regalia, царских привилегий, цветков царского венца. Иисус как царь издает законы и по этим законам правит. Например, закон веры: «Веруй в Господа Иисуса» и закон святости: «…и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15). Многие рады видеть Христа Ходатаем, просящим о них, но не Царем, управляющим ими.

б) Правление Христа основано на любви. Он — царь совершенной милости и снисхождения. У нашего Господа не только жезл в руке, но и масличная веточка мира в устах. И хотя по величию Христос — Лев от колена Иудина, по кротости Он — Агнец Божий. На кончике Его царского жезла -мед. Иисус изливает любовь в сердца Своих подданных. Он управляет ими не только посредством заповедей, но и посредством обетований. Благодаря этому, все подданные Христа служат Ему добровольно. Они охотно присягают Ему на верность. «В день силы Твоей народ Твой готов…» (Пс.109:3).

2) Христос — Царь, защищающий Свой народ. У нашего Господа есть не только жезл для управления народом, но и щит, охраняющий подданных. «Но Ты, Господи, щит предо мною» (Пс.3:4). Когда Антиох воспылал яростью на еврейский народ, похитил сосуды из дома Господня и поставил в храме идола, великий князь Михаил встал на защиту сынов народа своего (Дан.12:1). Христос бережет Свою церковь, как искру в океане, как отару овец среди волков. Подобно тому как море, находясь выше уровня земли, не затопляет ее — и это чудо, так и нечестивые, обладая силой большей, чем у Церкви, не могут ее поглотить. Потому что у Христа на одежде и на бедре написано, что Он — ЦАРЬ царей. «Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас» (Пс.123:2,3). О львах говорят, что они insomnes — спят очень мало или вообще не спят. Это верно в отношении Льва от колена Иудина — Он никогда не дремлет и не спит, но стережет Церковь, дабы ее защитить. «В тот день воспойте о нем — о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него» (Ис.27:2,3). Если враги задумают уничтожить Церковь, то произойти это должно ни днем, ни ночью, потому что днем и ночью Христос стережет ее. Христос несет Церковь, как орел своих птенцов, на крыльях (Исх.19:4). Прежде чем ранить птенца, стрела должна попасть в орла и пронзить его крыло. Прежде чем уничтожить Церковь, враги должны поразить Христа. Пусть неистовствуют ветры и бури, пусть даже Церковь накрывают волны, Христос — ее корабль, значит, кораблекрушение ей не грозит. Иисус не только защищает Свою Церковь как Царь, но также избавляет ее. «Господь же предстал мне и укрепил меня… и я избавился из львиных челюстей», то есть от Нерона (2Тим.4:17). «…И даровал Господь спасение великое» (1Пар.11:14). Иногда о нашем Господе говорится как о дарующем спасение (Пс.43:5), иногда — как о творящем спасение (Ис.45:8). Как царь Христос дарует спасение, а как Бог — творит его. Избавление придет в определенное Господом время. «…Я, Господь, ускорю совершить это в Свое время» (Ис.60:22).

Когда наступит время избавления Царем Своего народа?

Когда сердца Его подданных станут смиреннейшими, молитвы — усерднейшими, вера — сильнейшей, силы будут на исходе, а враги — на высоте. Именно в такое время Христос прилагает Свою царскую власть для избавления (Ис.33:2,8,9).

3) Христос — Царь, награждающий Свой народ. Служащие Этому Царю ничего не теряют. Он награждает Своих подданных в этой жизни. Наш Господь дарит Своему народу мир и радость в сердце, грозди винограда по пути, а зачастую — богатство и почести. «…Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:8). Все это — только внешнее, а настоящая награда ждет святых впереди: «…в безмерном преизбытке вечная слава» (2Кор.4:17). Христос всех Своих подданных делает царями. «…Дам тебе венец жизни» (Отк.2:10). В этом венце будет множество драгоценных камней, и он не увянет (1Пет.5:4).

II. Христос — Царь по отношению к Своим врагам — Он подчиняет и побеждает их.

Он сбивает с них спесь, расстраивает их интриги, обуздывает их злобу. По словам Августина, камень, оторвавшийся от горы без содействия рук и разбивший истукан, -это символ царской власти Христа, побеждающего и торжествующего над Своими врагами (Дан.2:34). Враги Христа будут лежать у подножия ног Его (Пс.109:1). Он с легкостью уничтожит их. «…Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам» (2Пар.14:11). Христос может обойтись малыми средствами или вообще без помощи всяких средств. Он способен заставить врагов уничтожить самих себя. Он настроил персов против эллинов, а аммонитяне перебили друг друга (2Пар.20:23). Так Христос побеждает врагов Своей церкви.

То, что Христос — Царь, Который может не только связать врага по рукам и ногам, но и разбить его, должно служить прочным основанием для утешения Церкви, опутанной хитросплетениями вражеских заговоров. Стоящий за Церковь, больше того, кто против нее. На стороне Церкви -Эммануил, великий ЦАРЬ, перед Которым преклонится всякое колено.

Христос назван «мужем брани» (Исх.15:3). Ему знаком кодекс чести рыцаря. О нашем Господе говорится, что у Него семь очей и семь рогов (Отк.5:6). Семь глаз — для различения тайных заговоров врагов, а семь рогов — для расправы над ними.

О Христе говорится как об имеющем венец и лук. «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Отк.6:2). Венец — символ царской власти Христа, а лук предназначен для умерщвления врагов.

Одежда Христа обагрена кровью (Отк.19:13). У Него -золотой жезл для управления Своим народом и железный жезл — для поражения врагов. «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей… Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (Отк.17:12,14). Возможно, враги и устанавливают свои правила, но в конечном счете Христос Сам установит возмездие. «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила» (Отк.14:19,20). Враги нашего Господа будут подобны гроздьям винограда, брошенным в точило Божьего гнева, где Христос истопчет их, и истекут они кровью. В конечном счете, Христос выйдет победителем, враги же нашего Господа будут повергнуты к Его ногам. Gaudeo quod Christus Dominus est, alioque des-perassem. «Я так рад, что правит Христос, иначе я пребывал бы в отчаянии», — писал Миконий в послании к Кальвину.

Урок первый.

1) Служить Христу — отнюдь не унизительно. Иисус — Царь, а быть нанятым на службу к царю никогда не считалось бесчестием. Есть люди, склонные упрекать святых за их набожность. Однако святые служат Господу Иисусу Христу, на одежде Которого написано: «ЦАРЬ царей». Феодосий почитал за большую честь быть слугою Христа, а не главою империи. Servire est regnare. Слуги Христа названы «сосудами в чести» (2Тим.2:21) и «царственным священством» (1Пет.2:9). Служение Христу делает нас благородными. Служить нашему Господу — честь куда более высокая, чем иметь в услужении царей.

2) Христос, будучи Царем, доводит до нашего сведения, что однажды все дела предстанут перед Ним. Христос обладает Jus vitoe et necis: в Его руках власть над жизнью и смертью. «Ибо Отец… весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22). Тот, Кто когда-то висел на кресте, будет занимать место судьи, и цари будут судимы Христом. Некогда восседавшие на престоле предстанут пред судом. Бог отдал весь суд Сыну, и Христос — Судья высшей инстанции. Если Этот Царь осудит кого-либо — тому человеку некуда будет подавать апелляцию.

3) Если мы разрушаемы тлением, то должны обратиться ко Христу, ибо Он — Царь. Умоляйте Иисуса, чтобы Он Своей царской властью подавил наше тление, «заключил царей их в узы» (Пс.149:8). Мы склонны говорить о своих грехах: «Эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня», нам никогда не одолеть гордость и неверие. Так обратитесь же ко Христу как к царю. Наши похоти слишком сильны для нас, но только не для Христа. Иисус способен их одолеть. Ибо Его Духом мы разрушаем власть греха. Когда Иисус Навин победил пятерых царей, то приказал своим подчиненным: «Наступите ногами вашими на выи царей сих». Так и Христос может наступить Своими ногами на выи наших похотей.

Урок второй. Разве Христос не Царь царей? Тогда пусть сильные мира сего остерегаются применять силу против нашего Господа. Именно Христос дает им власть. И если эта власть будет использована для подавления Его Царства и постановлений, они жестоко за это поплатятся. Бог возложил правление на плечи Христа (Ис.9:6), и противостояние Христу как царю напоминает армию колючек, выстроившуюся на борьбу с огнем, или дитя, вышедшее на бой с архангелом. Меч Христа, который наш Господь носит на бедре, отомстит всем Его обидчикам. Льва дразнить очень опасно. Так пусть же ни один человек не провоцирует Льва от колена Иудина, Чьи глаза горят подобно факелам, и «скалы распадаются пред Ним» (Наум.1:6). «Он укрощает дух князей» (Пс.75:13).

Урок третий. Поскольку Христос — великий Царь, давайте подчиняться Ему. Не говорите, подобно иудеям: «Нет у нас царя, кроме кесаря» — «Нет у нас царя, кроме похотей», И если вы выбрали терновник, дабы он управлял вами, «то выйдет огонь из терновника» (Суд.9:15). Подчинитесь Христу добровольно. Все бесы в аду вынуждены будут покориться Иисусу, но — против своей воли. Это будет рабство, а не подчинение. Покоритесь с радостью Христу и Его законам. Многие предпочли бы иметь Христа-Спасителя, а не правителя. Но те, что не признают над собою власти Христа-Царя, не могут рассчитывать на спасительную силу Его Крови. Выполняйте царские повеления Христа. Если Он заповедал любовь, смирение и добрые дела, уподобьтесь стрелке компаса, неизменно следующей за притяжением магнита.

Урок четвертый. Пусть не перестают восхищаться даром благодати те, что когда-то были во власти и под гнетом сатаны, а теперь — рабы Христовы, а значит — подданные Его Царства. Христос не нуждается в подданных — у Него в распоряжении легионы ангелов. Но из любви к вам, Иисус удостоил вас чести стать Его подданными. О, как много времени прошло, прежде чем Он покорил вас, дабы вы встали под Его знамя! С каким сопротивлением пришлось столкнуться нашему Господу, прежде чем вы согласились облачиться в цвета Своего правителя! Наконец всесильная благодать одолела вас. Когда Петр спал между двумя воинами, пришел ангел и освободил его от цепей (Деян.12:7). Так, когда ты спал в объятиях дьявола, Христос Своим Духом коснулся твоего сердца, и цепи греха рухнули. Так Иисус сделал тебя подданным Своего царства. Не переставай восхищаться даром благодати! Если ты подданный Христа, то непременно воцаришься с Ним на века!