6. Смирение Христа при его воплощении

«…Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим.3:16).

Вопрос 27: В ЧЕМ СОСТОЯЛО СМИРЕНИЕ ХРИСТА?

Ответ: В том, что Иисус родился, и притом в низком положении, под законом, претерпел все несчастья этой жизни, Божий гнев и позорную смерть на кресте.

Смирение Христа при воплощении заключалось в том, что Он принял человеческую плоть и родился. Христос принял настоящую плоть, а не видимость тела, как учат сторонники манихейской ереси. Тело было настоящим. Поэтому о Христе сказано, что Он «родился от жены» (Гал.4:4). Подобно тому как из пшеницы получается хлеб, а из винограда — вино, Христос родился от женщины. Его тело -плоть от плоти девы Марии. Это великая тайна — «Бог явился во плоти». При сотворении мира человек был создан по Божьему образу. При воплощении, Бог принял образ человека.

Каким образом Христос стал плотью?

Таково было особое предписание Бога Отца. «…Бог послал Сына Своего… Который родился от жены» (Гал.4:4). Бог Отец предназначил Христу воплотиться, что показывает, насколько важно быть призванным к любому значительному делу: действовать, не получив повеления, — значит действовать без благословения. Христос не воплощался и не брал на Себя труд Ходатая, пока Бог не призвал Его к тому. «…Бог послал Сына Своего… Который родился от жены».

А разве не было никакого другого способа восстановления падшего человека, кроме как принятия Богом человеческой плоти?

Нам не следует требовать у Бога объяснений касательно Его воли. Совать нос в личные дела Бога — весьма опасное занятие. Мы не спорить должны, а восхищаться. Мудрый Бог увидел, что такой путь искупления, а именно — воплощение Христа, будет наилучшим. Никто, кроме человека, не годился для удовлетворения требований Божьей справедливости, и никто, кроме Бога, не мог этого совершить, поэтому Христос, будучи Богочеловеком, более всего подходил для работы искупления.

Почему Христос родился «от жены»?

1) Дабы Бог мог выполнить обетование, прозвучавшее в Книге Бытия 3:15, о том, что «семя жены» будет поражать змея в голову.

2) Христос «родился от жены», чтобы снять с нее упреки, преследующие женщину с тех пор, как змей соблазнил Еву. Христос, воплотившись во чреве девы, оказал женскому полу особую честь. То есть в начале женщина сделала мужчину грешником, а теперь, чтобы исправиться, родила ему Спасителя.

Почему Христос родился от девы?

1) Для благопристойности. Богу было бы неприлично родиться от лишенной невинности женщины, как и у девственницы не получилось бы родить сына, не будь он Богом.

2) По необходимости. Христу предстояло стать самым чистым и святым первосвященником. Если бы Он родился обычным естественным путем, то осквернился бы, поскольку все потомство, вышедшее из Адамовых чресл, имело примесь греха. Поэтому Христу, чтобы быть чистым и непорочным, следовало родиться от девы.

3) Для соответствия прототипу. Прототипом Христа был Мелхиседек, о котором сказано «без отца, без матери». Так Христос, родившись от девы, соответствовал данному прототипу. Он был без отца, без матери. Без матери — как Бог, без отца — как человек.

Как мог Христос, родившись от плоти и крови девы, быть без греха? Ведь даже самая чистая дева запятнана первородным грехом.

Этот узел развязывает само Писание: «…Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:35). «Дух Святый найдет на Тебя», то есть Святой Дух освятит и очистит ту часть плоти девы, от которой родится Христос. Подобно тому как алхимик извлекает и удаляет из золота примеси, так и Святой Дух очищает часть плоти девы, отделяя ее от греха. И хотя дева Мария сама по себе была не без греха, та часть ее плоти, от которой родился Христос, греха не содержала. Иначе зачатие не было бы непорочным.

Что подразумевают слова «сила Всевышнего осенит тебя»?

Василий сказал: «Именно благодаря благословению Святого Духа из плоти девы образовался Христос». Но тогда здесь присутствует еще одна тайна: Святой Дух, образовав во чреве девы Христа, к тому же самым дивным образом соединил человеческую природу Христа с Божественной, так что оба естества составили одну Личность. Это и есть та тайна, в которую желают «проникнуть ангелы».

Когда воплотился Христос?

При наступлении полноты времени. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего… Который родился от жены» (Гал.4:4). Под полнотой времени следует понимать tempus a patre proefinitum, время, предопределенное Богом. Так считали Амвросий, Лютер и Корнелий Лапид. Более конкретно: полнота времени наступила, когда исполнились все пророчества о пришествии Мессии и отменились все символы и прообразы Христа, продиктованные законом. Для нас, членов Божьей Церкви, большим утешением служит то, что хотя мы сейчас и не наблюдаем желаемого мира и чистоты в Церкви, но «когда придет полнота времени» — Бог, в Свое время, явит совершенную милость и избавление, и тогда мы увидим пришествие Господа на колеснице спасения.

Почему Христос стал плотью?

1) Causa prima — первопричиной был дар благодати. Именно любовь Бога Отца побудила Его послать в мир Сына, и любовь Сына побудила Его воплотиться. Внутренним мотивом была любовь. Христос стал Богочеловеком, потому что Он любит людей. Христос пришел из сострадания и снисхождения к нам. «Non merita nostra, sed misera nostra. -He наши заслуги, а наше бедственное положение заставили Христа принять плоть» (Августин). Воплощение Христа было частью замысла дара благодати и основано на чистой любви. Самого Бога, хотя он и Всемогущий, одолела любовь. Воплощение Христа — это не что иное, как покрытая плотью любовь. Принятие Христом нашей плоти — шедевр мудрости, а посему — памятник дару благодати.

2) Христос принял нашу плоть, чтобы взять на Себя наш грех. По словам Лютера, Иисус был maximus peccator —«наибольшим грешником», поскольку вся тяжесть грехов целого мира была возложена на Него. Он принял нашу плоть, дабы взять на Себя наши грехи и умиротворить Божий гнев.

3) Христос принял нашу плоть, чтобы в лучшем свете представить Богу человеческую природу, равно как и расположить людей к Божескому естеству.

а) Чтобы в лучшем свете представить Богу человеческую природу. После грехопадения наше естество стало Богу чуждым. Даже червь не кажется человеку столь отвратительным, как человеческое естество — Богу. Как только наша, некогда непорочная, природа осквернилась грехом, она подверглась тлению, покрылась язвами и стала довольно-таки неприглядным зрелищем, таким непривычным для Бога, что смотреть на нас стало Ему невыносимо.

Христос, принимая человеческую плоть, делает ее приятной для Божьего взора. Подобно тому как солнце радужным сиянием отражается от стекла, так и Христос, облаченный в нашу плоть, заставляет человеческую природу сиять и являет Божьему взору приятное зрелище.

б) Облачившись в человеческую плоть и представив ее Божьему взору в лучшем свете, Христос также делает и Божеское естество привлекательным для человека. В созерцании Божественной природы в чистом виде для человека кроется опасность — нельзя увидеть Бога и остаться при этом в живых. Но Христос, облачившись в нашу плоть, делает для нас Божеское естество более дружелюбным и привлекательным. Нам не следует бояться смотреть на Господа сквозь человеческую природу Христа. У пастухов в древности был обычай одеваться в овечью шкуру, чтобы расположить к себе овец. Так и Христос облачился в нашу плоть, дабы расположить к нам Божеское естество. Человеческая природа Христа — это стекло, сквозь которое мы можем отчетливо видеть Божью любовь, мудрость и славу. Светильник человеческой природы Христа дает представление о свете Божественности. Благодаря воплощению Христа, созерцание Бога становится не устрашающим, а восхитительным.

4) Иисус Христос соединил Себя с человеком, дабы приблизить последнего к Богу. Раньше Бог был нам врагом из-за греха. Но Христос, приняв нашу плоть, ходатайствует за нас и возвращает нам Божье расположение. Как если бы царь рассердился на своего подданного, а царский сын женился на дочери этого подданного и стал бы просить у царя милости для отца невесты, дабы тот снова обрел царское расположение, так и Бог Отец гневался на нас, пока Христос не взял Себе в жены нашу природу, а теперь ходатайствует о нас пред Отцом, чтобы мы помирились и Господь стал смотреть на нас благосклонно. Так и Иоав ходатайствовал перед Давидом об Авессаломе, в результате чего царь принял и поцеловал сына. Так и Иисус Христос помогает нам снискать любовь и расположение Небесного Отца. Поэтому Его можно смело назвать миротворцем, принявшим нашу плоть, дабы восстановить мир между нами и Своим Отцом.

Урок первый. Наставление.

1) Здесь мы видим, словно в зеркале, безграничную любовь Бога Отца. Потому что нас, заблудших во грехах, Бог, по богатству Своей благодати, решил искупить, послав рожденного «от жены» Сына. Здесь мы видим и безграничную любовь Сына, побудившую Его снизойти к нам и добровольно принять нашу плоть. Несомненно, ангелы сочли бы унижением своего достоинства, доведись им принять человеческую плоть: для них это было бы оскорблением. Какой царь согласился бы добровольно надеть вретище поверх золотого платья? Христос же не посчитал унижением принять нашу плоть. О, любовь Христа! Не облачись Иисус в нашу плоть, мы понесли бы проклятие. Не будь воплощения, мы пребывали бы в заточении, навеки в темнице. Но прилетел ангел-глашатай и возвестил: «Я принес вам радостную весть о воплощении Христа. Ибо ради вас родился сегодня в граде Давидовом Спаситель — Иисус Христос!». В том, какую сильную любовь явил нам Христос, воплотившись, мы сможем убедиться, приняв во внимание следующее:

а) откуда пришел Христос. Он пришел с небес, из самого богатого на небе места, лона Своего Отца, обители радости;

б) к кому пришел Христос. К Своим друзьям? Нет, Он пришел к грешному человеку. К человеку, исказившему Божий образ, злоупотребившему любовью Господа. К человеку, который оказался непокорным. И все же Спаситель пришел к нему, полный решимости победить сопротивление добром. Если Иисус мог прийти к кому угодно, то почему он не посетил падших ангелов? «Ибо не Ангелов вос-приемлет Он» (Евр.2:16). Ангелы имели более благородное происхождение, были более разумными существами, более способными к служению. Теперь вы видите любовь Христа, отправившегося не к падшим ангелам, а к человеку? Среди чудесных свойств магнита далеко не последним является то, что он притягивает не золото и жемчуг, но, пренебрегая ими, притягивает железо — один из самых низкопробных металлов. Так и Христос оставил ангелов — благородных духов — золото и жемчуг, и пришел к презренному грешному человеку, притянув его в Свои объятья;

в) каким образом пришел Христос. Он пришел не как царь — величественно, в сопровождении оруженосца-телохранителя, но как бедняк. Не как наследник небес, но как человек низкого происхождения. Иисус родился не в городе царей Иерусалиме, а в бедном малоприметном Вифлееме. Родился Господь на постоялом дворе, ясли заменили Ему колыбель, а паутина — балдахин. Рядом с Младенцем находились животные, а Его родители были бедняками. Возможно, кто-то подумает, что если бы Мессия действительно пришел в мир, Он выбрал бы семью царей или знатных людей. Он же выбрал неприметных людей незнатного происхождения. Об их бедности можно судить по скромному жертвоприношению — «две горлицы» (Лук.2:24), что было обычным приношением бедняков (Лев.12:8). Иисус был настолько беден, что когда Ему понадобились деньги, Он был вынужден совершить чудо (Мат. 17:27). Христос не оставил посмертного завещания. Он пришел в мир бедняком;

г) зачем Христос пришел. Чтобы принять нашу плоть и искупить нас. Чтобы сделать нас наследниками Царства. Иисус был нищим, дабы обогатить нас (2Кор.8:9). Он родился от девы, дабы нам родиться от Бога. Он принял плоть, чтобы дать нам Своего Духа. Он лежал в яслях, дабы мы возлежали в раю. Он сошел с неба, чтобы взять нас на небо. Как все это назвать, если не любовью? Если у нас в груди не каменные сердца, любовь Христа должна возыметь на нас действие. Теперь вы видите «превосходящую разумение любовь Христову»! (Еф.3:19).

2) Вы видите, какое удивительное смирение явил Христос. Христос сделался плотью. «О sancta humilitas, tu filium Dei descendere fecisti in uterum, Marioe Virginis. — О, святое смирение, ты заставило Божьего Сына сойти во чрево девы Марии» (Августин). Христос облачился в нашу плоть, в прах земли, по которой мы ходим, — о, это безграничное смирение! Одним из самых уничижительных этапов смирения было принятие Христом нашей плоти. Пребывая во чреве девы, Иисус смирил Себя даже больше, чем приняв крестную смерть. Настоящим чудом смирения была не смерть человека, но рождение Бога человеком. «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:7). Ибо ангелам понадобилось бы меньше смирения, чтобы превратиться в червей, чем Христу, чтобы стать человеком. В Послании к Евреям 10:20 плоть Христа названа «завесой». «…Через завесу, то есть плоть Свою». Когда Христос облачился в нашу плоть, она затмила Его славу. Какое смирение для равного Богу стать плотью! «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Фил.2:6). Христос был с Богом на равных: равным по сути и одной сущности с Отцом, как утверждали Августин, Кирилл и Никейский Собор. И несмотря на все это, Он принимает плоть. Иисус снял с Себя облачение славы и оделся в лохмотья человеческого естества. И если Соломон дивился то-му, как может Бог обитать в храме, хотя тот был богато украшен золотом, то тем более должны изумляться мы, зная, что Богу довелось обитать в слабом и хрупком человеческом теле. Кроме того, как много смирения нужно, чтобы не просто принять нашу плоть, но принять ее в наихудшем ее состоянии — лишенной благодати! Как если бы слуге пришлось носить мундир дворянина, обвиненного в государственной измене. К тому же, Иисус принял все немощи человеческой плоти. Существует две разновидности немощей: грех без боли и боль без греха. Первую разновидность немощей Христос на Себя не брал, например — грехи алчности и тщеславия. Иисус принял болезненные немощи, например:

а) голод. Иисус «взалкал» и подошел к смоковнице (Мат. 21:18,19);

б) усталость. Утомившись, Христос сел у колодезя Иаковлева (Иоан.4:6);

в) скорбь. «…Душа Моя скорбит смертельно» (Мат. 26:38). Причина этой скорби не имеет ничего общего со страстью;

г) страх. «…И услышан был за Свое благоговение» (Евр.5:7)[10].

Еще большее смирение требовалось для того, чтобы Христос не только стал плотью, но и обрел подобие греховной плоти. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2Кор.5:21). Христос был причислен к грешникам. На Него были возложены грехи всего мира, но грех не жил в Нем. «…И к злодеям причтен был» (Ис.53:12). Тот, Кто является Одной из Ипостасей Троицы, был причислен к злодеям, «чтобы подъять грехи многих» (Евр.9:28). Это была самая низкая степень уничижения Христа. Для Христа иметь репутацию грешника — высочайший пример смирения. Ибо Ему, Который не потерпел бы греха у ангелов, пришлось перенести тяжесть вменения греха, и в том Он явил самый изумительный пример смирения когда-либо известный миру.

Пусть все это научит вас смирению. Ты видишь, Христос смирил Себя, а ты по-прежнему горд. Только в смиренном верующем можно увидеть Христа. Христианин, не гордитесь своими прекрасными чертами. У тебя есть имение? Не гордись. Земля, на которой ты торгуешь, богаче тебя. Она хранит в себе месторождения золота и серебра.

Ты красив? Не гордись. Твоя красота — не более чем смесь воздуха с прахом. Ты умен и талантлив? Будь скромным. Знание Люцифера намного превышало твое. У тебя есть благодать? Будь смиренным. Ты обрел ее не собственными стараниями — тебе ее дали. Разве разумно хвалиться кольцом, которое ты взял поносить? (1Кор.4:7). У тебя больше грехов, чем благодати, больше пятен, чем красоты. Так взгляни же на Христа — Он явил уникальный пример — и будь смиренным. Какое неприглядное зрелище — превозносящийся человек на фоне уничижившего Себя Господа, возгордившийся грешник на фоне смиренного Спасителя. Бог ненавидит даже подобие гордости. Он не приемлет приношение меда (Лев.2:11). На самом деле, почему? С квасным все понятно — оно кислое, но почему мед? Потому что, если добавить мед к муке или в пищу, она начинает подниматься и разбухать. Поэтому — никакого меда. Бог ненавидит само подобие греха гордости. Пусть вам лучше недостает ума и утешения Духа, нежели смирения. «Si Deus superbientibus angelis non pepercit. — Если Бог не пощадил ангелов, когда те возгордились, то пощадит ли Он тебя -прах и тление» (Августин).

3) Вот священная тайна и парадокс — «Бог явился во плоти». То, что Бог создал человека по образу Своему, -великое чудо, но что Бог принял человеческий образ — чудо еще большее. Неужели Ветхому днями надлежало родиться и Производящему гром небесный — кричать в колыбели? Qui tonitruat in coelis, clamat in cunabulis; qui regit sidera, su-git ubera. Неужели Того, Кто повелевает звездами, кормили грудью? Неужели дева зачала, и Христос родился «от жены», от жены, которую Сам создал? Неужели от ветви родится виноградная лоза, и мать будет младше Младенца, рожденного ею, а чадо во чреве больше матери? А человеческая природа, не будучи Божественной, соединится с ней? Это не просто mirum, это — miraculum. Воплощение Христа — тайна, полностью понять которую мы не сможем до тех пор, пока не попадем на небо, где наш свет будет ясным, а любовь — совершенной.

4) Итак, «Бог явился во плоти». Христос родился от девы — явление по природе не просто странное, а невозможное. Отсюда следует урок: для Бога нет ничего невозможного. Бог совершает вещи, противоречащие законам природы. Например, Он заставляет топор плавать, скалу — извергать воду, а огонь — поглощать воду во рве (3Цар.18:38). Более естественно для воды тушить огонь, но поглощение воды огнем противоречит законам природы. Однако Бог способен это осуществить. «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер.32:27). «Так говорит Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Господь Саваоф» (Зах.8:6). Как удалось Богу соединиться с нашей плотью? Для нас это было бы невозможно, но только не для Бога. Ему под силу то, что превосходит разумение и веру. Он не был бы нашим Богом, если бы не мог делать несравненно больше, чем мы помышляем (Еф.3:20). Он примиряет непримиримое. Мы склонны пасовать перед тем, что нам кажется невозможным. Мы падаем духом, увидев, что происходят вещи, противоречащие здравому смыслу. Мы имеем обыкновение говорить, подобно сановнику из 4-ой Книги Царств 7:2: «Если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?». Дело было во время голода, так неужели мера пшеницы, составлявшая добрую часть бушеля, будет продаваться за сикель — пол-унции серебра? Так, когда явления кажутся противоестественными или странными, Божий народ склонен задаваться вопросом: «А будет ли делу сопутствовать успех?». Даже Моисей, будучи человеком Божьим и одной из самых ярких звезд, когда-либо сиявших на небосклоне Церкви, бывало, пасовал перед тем, что казалось невозможным. «И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я нахожусь; а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц! Заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их?» (Числ.11:21,22). Говоря простым языком: «Ты что не видишь, как много людей в стане Израильском, чем их кормить целый месяц?». «И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка?» (ст. 23). Разве есть что-либо невозможное для Бога, извлекшего Исаака из мертвой утробы и Мессию из чрева девы? Давайте же будем полагаться на силу мышцы Господней и верить во Всевышнего, даже когда нам многое кажется невозможным! Помните: для Бога нет ничего невозможного. Господь способен подчинить гордое сердце. В Его силах поднять умирающую Церковь. Христос родился от девы! Чудотворец-Бог, совершивший это, сможет осуществить даже самое невозможное.

Урок второй. Увещание.

1) Зная, что Христос принял нашу плоть и родился от девы, давайте прилагать усердие, дабы Он духовно родился в наших сердцах. Какая польза для нас в том, что Христос родился в мир, если Он не родился в наших сердцах и не соединился с нами? Не удивляйтесь моим словам: «Христос должен родиться в вас!». «…Доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). Итак, испытайте себя: а родился ли Христос в ваших сердцах?

Как мы об этом узнаем?

Предшествуют ли родам муки? Так и рождению Христа в сердце предшествуют духовные муки — угрызения совести и глубокие обличения. «Это пронзило их сердце» (Деян.2:37)[11]. Я допускаю, что при новом рождении recipere magis et minus — «одни получают больше, другие — меньше» — не все в равной мере принимают скорби и уничижение, но все мучаются. Если Христос родился в твоем сердце, то ты глубоко скорбел бы о грехе. Христос никогда не рождается в сердце без мук. Многие благодарят Бога за то, что их обошло смятение духа, и они всегда были спокойными. Однако это признак того, что Христос в них еще «не изобразился».

Когда Христос родился в мир, Он стал плотью. Поэтому если Иисус рождается в твоем сердце, то делает его «плотяным» (Иез.36:26). «Плотяное» ли у тебя сердце? Раньше оно было каменным, не покорялось Богу, и слово не производило на него впечатления. «Durum est quod non cedit tactui. — To, что не реагирует на прикосновения, является твердой субстанцией». Теперь сердце «плотяное» и податливое, как расплавленный воск, поэтому может принять печать Духа. Когда наши сердца сделаны из плоти и тают от слез и любви — это признак рождения в них Христа. Какая польза человеку от воплощения Христа, если Господь не дал ему «плотяного» сердца?

Если Христос, будучи зачат во чреве девы, родился в тебе, то твое сердце становится девственным, в смысле чистоты и святости. Ты очистился от любви ко греху? Если Христос родился в твоем сердце, оно превращается в Sanctum Sanctorum — «Святое святых». Если же твое сердце загрязнено всепоглощающей любовью ко греху, то даже не думай о том, что там родился Христос. Иисусу больше не суждено лежать в яслях. Если Он рождается в твоем сердце, то оно освящается Духом.

Когда Христос рождается в твоем сердце, с тобой происходит то, что бывает при рождении. Речь идет о жизни. Вера — это principum vivens — «жизненно важный орган души». «…А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал 2:20). Появляется аппетит. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко» (1Пет.2:2). Слово, как и материнское молоко, чисто, сладко и питательно. И душа, в которой «изобразился Христос», жаждет этого материнского молока. Бернард, в одном из своих монологов, утешает себя тем, что он точно возродился, поскольку обнаружил в своем сердце очень сильное стремление и жажду к Господу. После рождения Христа в сердце, человек испытывает мощное побуждение входить «тесными вратами» и силою брать небесное царство (Мат. 11:12). По этим признакам мы узнаем, что «Христос изобразился в нас». Ни с чем несравнимое утешение знать, что Христос родился в наших сердцах, как и родился в этот мир, соединился не только с нашей Плотью, но и с душой.

2) Поскольку Христос принял наш образ, давайте и мы приложим усилия к тому, чтобы обрести Его образ. Христос при воплощении уподобился нам, давайте и мы будем стараться походить на Него. Нам следует потрудиться обрести сходство с Иисусом:

а) В характере. У Христа — хороший характер — delicioe humani generis — «настоящее человеческое обаяние» (Тит Веспасиан). Иисус приглашает грешников, дабы те приходили к Нему. Нашему Господу не чуждо сострадание к нам, Он нас питает и прячет под Своим крылом. Если Господь и разбивает грешнику сердце, то только Своей милостью. Поскольку Христос сделался подобным нам, давайте и мы будем прилагать усилия к тому, чтобы у нас был хороший характер. Не будьте угрюмыми, дабы о вас не сказали, как о Навале: «…Он — человек злой, нельзя говорить с ним» (1Цар.25:17). Есть люди настолько грубые, что напоминают страуса, они легко воспламеняются гневом и дышат местью или уподобляются тем двоим, о которых в Евангелии сказано: «…бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые» (Мат. 8:28). Давайте подражать Христу в кротости и доброте. Будем молиться о врагах и побеждать их любовью. Давид своей добротой растопил сердце Саула (1Цар.24:16). Замерзшее сердце оттает от огня любви.

б) В благодати. Христос уподобился нам, приняв нашу плоть, давайте же станем подобными Ему, приняв Его благодать. Нам следует стараться походить на Господа в смирении. Он смирил Себя (Фил.2:8). Он оставил блистательный наряд Своей славы и оделся в лохмотья человеческой природы — какое чудо смирения! Давайте уподобимся Христу в этой благодати. «Смирение, — говорит Бернард, — это contemptus proprioe excellentioe — презрение к собственному превосходству, разновидность самоуничижения». Это — слава христиан. В Божьих глазах мы лучше всего выглядим именно тогда, когда видим себя в черном свете. Давайте будем брать пример с Христа. Истинное поклонение — это подражание Христу. Да и на самом деле, мы найдем множество причин для смирения, если заглянем внутрь себя, посмотрим под ноги, а затем вверх!

Если мы заглянем intra nos — внутрь себя, то увидим в зеркале совести отражение собственных грехов: похоти, зависть, страсти. Грехи, подобно червям, закрались в наши души: «Сколько у меня пороков и грехов?» (Иов.13:23). По числу, наши грехи — что песок морской, а по весу — как скалы у моря. Августин сокрушается: «Voe mihi foecibus рес-catorum polluitur templum Domini. — Мое сердце, которое есть Божий храм, осквернено грехом».

Если мы посмотрим juxta nos — вокруг, то найдем повод для смирения. Потому что увидим — оказывается другие христиане превосходят нас в дарах и благодатях, подобно тому как солнце затмевает планеты. Другие верующие приносят много плода, в то время как у нас — всего несколько маслин (Ис.17:6), по крайней мере, подтверждающих, что мы на правильном пути.

Если мы посмотрим infra nos — вниз, то и это поспособствует нашему смирению. Мы увидим матушку-землю, из которой мы вышли. Земля — самая неблагородная стихия: «Люди отверженные, люди без имени, отребье земли!» (Иов.30:8). Если ты воздвигаешь свой родовой герб и надеешься, что твой щит будет великолепно блистать, посмотри вниз на свою родословную. Ты — всего лишь pulvis animalus — «прах ходячий», чем тебе гордиться? Что такое Адам -сын праха. А что такое прах — нечто, рожденное из ничего.

Если мы посмотрим supra nos — вверх, то и это поспособствует нашему смирению. Взглянув на небо, мы увидим Бога, противящегося гордым. «Superbos sequitur ultor а tergo Deus. — Бог преследует гордых и воздает им». Гордый человек — это мишень, в которую стреляет Бог, а Всевышний не промахнется. Господь изгнал с небес гордого Люцифера, свергнул с престола надменного Навуходоносора и заставил его есть траву (Дан.4:22,25). Так уподобимся же Христу в смирении!

в) Разве Христос не принял нашу плоть? Разве Он не стал похожим на нас? Так давайте же стараться походить на Него в ревности. «…Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Иоан.2:17). Иисус ревновал, когда хулили Отца. Так уподобимся же в этом Христу: будем ревновать о Божьей истине и славе — лучших жемчужинах небесного венца. Ревность необходима христианину, как приношению — соль, а жертвеннику — огонь. Ревность без благоразумия — горячность, благоразумие без ревности — трусость. Наше служение без ревности неугодно Богу. Ревность — как канифоль для смычка, без которого скрипка не будет играть.

г) Подражайте Христу в Его презрении ко всему мирскому. Приняв нашу плоть, Христос пришел не в плотской гордости и не стал наследником царей или вельмож — Его родителями были люди низкого сословия. Христос не обладал честолюбивым стремлением к титулам и почестям. Он отказался от высокого положения и величия в мире так же решительно, как другие стремятся к нему. Люди бы с радостью поставили Иисуса царем, но наш Господь отказался. Он предпочел въехать в Иерусалим на осленке, а не на колеснице, и висеть на деревянном кресте, а не носить золотой венец. Христос презирал мирскую славу и великолепие. Он отвергал суетные мирские дела. «…Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лук.12:14). Судить по закону — было не Его делом. Наш Господь пришел в мир, дабы стать его Искупителем, а не судьей. Иисус, подобно звезде из высшей сферы, не помышлял ни о чем, кроме горнего. Разве Христос не сделался подобным нам? Так давайте же будем подражать Ему в стремлении к небесному и в презрении к земному. Не будем же честолюбцами, помышляющими о мирской славе и почестях. Не будем приобретать мир ценою потери доброй совести. Разве мудрый станет обрекать себя на проклятие с целью обогащения или пренебрегать своею душой ради имения? Будьте подобны Христу в Его святом презрении к миру.

д) Подражайте Христу в поведении. Разве Христос не воплотился? Разве Он не сделался подобным нам? Тогда давайте будем подражать Ему в святости жизни. Иисусом не могло завладеть никакое искушение. «…Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан.14:30). Искушение для Христа — не более чем огненная искра для мраморного столба, отскакивающая от него. «Жизнь Христа, -говорит Иоанн Златоуст, — была ярче солнечных лучей». Давайте будем подражать нашему Господу. «…И сами будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15). Августин говорил: «Нам надлежит уподобляться Христу не в совершении чудес, а в святой жизни». Христианин должен быть и магнитом, и алмазом: как магнит Он притягивает ко Христу людей, как алмаз он излучает дивный свет святости Своей жизни. Давайте же будем справедливы в делах, честны в обещаниях, преданны в поклонении и безупречны в поступках, дабы нам стать живым отображением Христа. Как Христос уподобился нам, постараемся уподобиться и мы Ему.

3) Ради нас Христос уничижил Себя: смешав золото с пылью, Он принял нашу плоть, что было унизительно для Господа. И если Он так уничижил Себя ради нас, будем же готовы и мы уничижать себя ради Иисуса. Давайте будем терпеливо переносить, когда мир поносит нас за Иисуса и поливает наше имя грязью. Апостолы вышли из Синедриона, «радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Они почитали за честь принять бесчестие ради Христа. Августину принадлежит хорошее высказывание: «Quid sui detrahit famoe, addet mercedi sua. — Тот, кто отнимает от имени святого, добавляет к его награде». Уменьшая вес славы христианина, мир увеличивает вес его венца. Разве Христос не с радостью смирил и уничижил Себя ради нас, приняв нашу плоть, причем лишенную благодати? Поэтому, не раздумывая, уничижайте себя ради Христа. Скажите вместе с Давидом: «И я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» (2Цар.6:22). Если для служения Богу и сохранения чистоты совести понадобится мое уничижение, я сделаюсь еще ничтожнее.

Урок третий. Об утешении. Иисус Христос, приняв нашу плоть, облагородил природу человека — naturam nostram nobilitavit. Теперь человеческому естеству дано больше достоинств и привилегий по сравнению с состоянием до грехопадения. В состоянии первозданной невинности человек был создан по Божьему образу. Но теперь, когда Христос принял нашу плоть, мы обрели единство с Богом. Наша природа облагорожена больше, нежели ангельское естество. Христос, приняв нашу плоть, приблизил нас к Себе больше, чем ангелов. Ангелы Ему — просто друзья, а верующие — плоть от плоти Его и «члены тела Его» (Еф.1:23; 5:30). Слава, сошедшая на человеческую природу Христа, сойдет и на верующих.