I. Введение

1. Главная цель жизни человека

Вопрос 1: КАКОВА ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

Ответ: Главная цель жизни человека — прославлять Бога и радоваться о Нем всегда.

Здесь конкретно говорится о двух целях в жизни:

I. Прославление Бога.

II. Радость о Боге.

I. Прославление Бога — «…дабы во всем прославлялся Бог» (1Пет.4:11). Прославление Бога — это серебряная нить, проходящая через все наши действия. «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию» (1Кор.10:31). Все, происходящее в природе и в мире вещей, имеет свою цель. Человек, будучи существом разумным, предполагает для себя какую-то цель, и такой целью должно быть превознесение Бога в мире. Лучше потерять жизнь, чем цель в жизни. Эта великая истина несомненна: целью жизни каждого человека должно быть прославление Бога. А это подразумевает прославление Каждой Ипостаси Троицы: почитание Бога Отца, вдохнувшего в нас жизнь, Бога Сына, отдавшего Свою жизнь за нас, и Бога Святого Духа, производящего в нас новую жизнь. Мы должны прославлять Всю Троицу.

Говоря о Божьей славе, необходимо поставить вопрос: Что мы понимаем под Божьей славой?

Есть два вида славы.

1) Слава, которую Бог несет в Себе, — это Его внутренняя слава. Бог излучает славу, как солнце — свет. Он назван Богом славы (Деян.7:2). Слава — это сияние Божественности, она настолько присуща Господу, что без нее Он не был бы Богом. Слава твари не составляет ее сущности. Царь без короны и царской одежды похож на простого смертного, но Божья слава является неотъемлемой частью Его сущности, без нее Он не может быть Богом. Сама жизнь Господа заключается в Его славе. К ней нельзя ничего добавить, потому что она беспредельна. Именно о ней Бог больше всего заботится, и с ней Он не расстанется. «…Славы Моей не дам иному» (Ис.48:11). Бог даст своим детям преходящие благословения, такие как мудрость, богатство, почести. Он даст им духовные благословения, благодать, Свою любовь, подарит им небо, но присущей Ему славы Он не отдаст никому. Фараон отдал Иосифу перстень со своей руки и золотую цепь, но не отдал своего престола. «…Только престолом я буду больше тебя» (Быт.41:40). Так и Бог многое сделает для Своего народа: даст ему наследство, частично возложит на него славу Христа как Посредника, но Своей Славы Он не отдаст. «Престолом Он будет больше».

2) Слава, которую Ему приписывают или которую Ему старательно воздает Его творение. «Воздайте Господу славу имени Его» (1Пар.16:29), «…прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1Кор.6:20). Слава, приносимая нами Богу, это ничто иное, как превознесение Его имени в мире и возвеличивание Его в глазах других людей. «.. .Возвеличится Христос в теле моем» (Фил.1:20).

Что значит прославлять Бога?

Прославление Бога включает четыре составляющие:

1. Превозношение.

2. Поклонение.

3. Любовь.

4. Подчинение.

Это годовая рента, которую мы платим небесному Государю.

1) Превозношение. Прославлять Бога — значит возвести Его в наших мыслях на пьедестал и благоговейно почитать Его. «Ты, Господи, высок во веки» (Пс.91:9), «Ты … превознесен над всеми богами» (Пс.96:9). Бог обладает всем, что может вызвать изумление и восторг, неся в Себе созвездие всех самых прекрасных качеств. Он есть prima causa, первопричина и источник жизни, излучающий на творение славу. Мы прославляем Бога, восхищаясь Им, восторгаясь Его достоинствами: теми искрящимися лучами, которые исходят от Божественного естества. Мы восхищаемся Его обетованиями — правами, которые мы получаем вместе с благодатью, духовным ларцом, в котором сокрыта драгоценная жемчужина. Мы благоговеем перед Его силой и мудростью, сотворившими этот мир, который назван «делом Его перстов» (Пс.8:4). Прославлять Бога -значит восхищаться, размышляя о Нем, почитать Его как Всевышнего, искать алмазы только на Этой Скале.

2) Прославление Бога включает поклонение Ему. «Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс.28:2). Есть два вида поклонения:

а) светское почтение, которое мы оказываем достойным людям. «Авраам встал, и поклонился народу земли той, сынам Хетовым» (Быт.23:7). Благочестие не является врагом учтивости;

б) святое поклонение Богу, исключительным правом на которое обладает только Он. «…И поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли» (Неем.8:6). Бог очень ревнует о таком святом поклонении, оно — предмет Его желаний, жемчужина в Его венце, которую Он охраняет, как охранял древо жизни, поставив херувима и пламенный меч, дабы ни один человек не приблизился и не осквернил его. Святое поклонение должно совершаться в соответствии с Божьими предписаниями, иначе это будет приношение чуждого огня (Лев.10:1). Господь велел Моисею сделать скинию «по тому образцу, который показан (ему) на горе» (Исх.25:40). Ему нельзя было ни отнять, ни добавить что-либо к образцу. Если Господь требовал такой точности и скрупулезности в отношении места поклонения, то какой точности потребует Он в самом поклонении! Несомненно, поклонение должно совершаться по образцу, предписанному в Его Слове.

3) Любовь. Бог считает прославлением и любовь к Себе. Любя Его, мы прославляем Его. «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею» (Втор.6:5). Есть два вида любви:

а) Amor concupiscentice, любовь-вожделение, которая есть себялюбие, когда мы любим кого-то за то, что он нам щедро воздает за любовь. Можно сказать, что и нечестивый любит Бога за то, что Он послал ему хороший урожай или наполнил его чашу вином. Но это, скорее, любовь к Божьим благословениям, чем любовь к Богу.

б) Amor amicitice, восторженная любовь — когда человек находит радость в друге. Такой на самом деле должна быть любовь к Богу, когда человек сердцем прикипает к Госпо-ду, как к своему сокровищу. Эта любовь бьет через край, это не просто несколько капель, а целый поток. Она превосходит все, мы любим Бога сильнее всего, отдаем Ему «сливки» своей любви. «…Я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблок моих» (Песн. П. 8:2). Если у жены есть чаша, где больше сока и аромата, то из нее должен пить Христос. Это любовь сильная и горячая. Истинные святые — это серафимы, пылающие святой любовью к Богу. Жена была в обмороке, amore perculsa, изнемогала от любви (Песн. П. 2:5). Итак, любить Бога — значит поклоняться Ему. Тот, в Чьих руках наше счастье, — властелин нашей любви.

4) Подчинение. Это — когда мы посвящаем себя Богу и находимся в полной боевой готовности служить Ему. Так и ангелы на небе прославляют Бога. Они стоят у Его престола и готовы принять любое Его поручение. Поэтому ангелы представлены в виде херувимов с распростертыми крыльями, чтобы показать, насколько стремительны они в своем подчинении. Мы прославляем Бога, посвятив себя служению Ему. Ради Него учится наша голова, молится наш язык, а наши руки оказывают помощь другим Его членам.

Волхвы, пришедшие ко Христу, не только преклонили колени, но и подарили Ему золото, ладан и смирну (Мат. 2:11). Поэтому, совершая поклонение Богу, мы не только преклоняем колени, но и приносим Ему дар золотого послушания. Мы прославляем Бога, когда не прикипаем к какому-то другому служению, но сражаемся с врагом под знаменем Евангелия и говорим Господу, как Давид сказал Саулу: «Раб твой пойдет, и сразится с этим Филистимлянином» (1Цар.17:32).

Добрый христианин ведет себя как солнце, которое не только греет, но и совершает свой путь во вселенной. Так происходит и с прославляющими Бога — они не только пылают любовью к Господу, но и совершают свой путь. Они твердо идут, движимые послушанием.

Почему мы должны прославлять Бога?

1) Потому что Он дает нам жизнь. «…Он сотворил нас» (Пс.99:3). Мы считаем очень великодушным человека, пощадившего нашу жизнь, но как же тогда благ Господь, давший нам ее! Он вдыхает в нас жизнь, и всякую поддержку в жизни мы получаем от Него. Он дает нам здоровье, благодаря которому мы радуемся жизни. Он дает нам пищу, которую можно сравнить с маслом, поддерживающим горение светильника жизни. И если все это мы получаем по щедрости Господа, то разве не разумно нам прославлять Его? Разве не для Него мы должны жить, понимая, что живем Им? «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36). Все что мы имеем, мы имеем от Его изобилия и дарованной Им благодати, следовательно, все должно быть Ему. Поэтому дальше читаем: «Ему слава во веки». Бог не только наш благотворитель, но и наш родоначальник. Мы как реки, которые вытекают из моря и несут свои серебряные потоки снова в море.

2) Потому что Бог создал все во славу Себе. «Все сделал Господь ради Себя» (Прит.16:4), то есть «ради славы Своей». Подобно тому, как царь берет налог с прибыли, так и Бог будет иметь славу от всего. Он будет иметь славу даже от нечестивых. Если они не воздадут Богу славу, то Господь Сам покажет на них славу Свою. «И покажу славу Мою на Фараоне» (Исх.14:17). Но следует отметить, что именно ради славы Своей Он создал благочестивых, эти живые органы, поющие Ему хвалу. «Этот народ Я образовал для Себя; Он будет возвещать славу Мою» (Ис.43:21). Верно то, что люди ничего не могут добавить к Его славе, но они могут превознести ее. Верующие не могут поднять Господа на небо, но они могут поднять Его в глазах других людей здесь. Бог принял святых в Свою семью, сделал их царственным священством, чтобы они могли возвещать совершенства Призвавшего их (1Пет.2:9).

3) Потому что Божья слава, сама по себе, ценна и превосходна. Она выше мыслей человеческих и языков ангельских. Его слава — это Его сокровище, все Его богатства лежат здесь. Как сказал Миха (Суд.18:24): «Чего еще более?». Итак, чего еще более у Бога? Божья слава ценнее небес и ценнее спасения всех душ человеческих. Скорее низвергнутся лучшие царства, скорее истребятся лучшие люди и ангелы, чем Бог потеряет хотя бы один драгоценный камень из Своего венца, хотя бы один лучик Своей славы.

4) Создания, стоящие и ниже, и выше нас, прославляют Бога, так неужели нам сидеть в безмолвии, сложа руки? Неужели Бога прославляют все, кроме человека? Тогда стоит пожалеть о том, что человек вообще был создан.

а) Создания, стоящие ниже нас, прославляют Бога: неодушевленное творение и небо славят Его. «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18:2). Причудливые небесные создания возвещают славу своего Создателя. Небосклон украшен и разрисован голубыми и лазурными красками -вот где можно ясно увидеть силу и мудрость Божию. «Небеса проповедуют славу Божию»: слава Божия видна в ярком свете солнца и в мерцании звезд. Посмотрите вверх -там птицы своим щебетанием воспевают Ему гимны хвалы.

Все звери, по роду своему, прославляют Бога. «Полевые звери прославят Меня» (Ис.43:20).

б) Создания, стоящие выше нас, прославляют Бога: ангелы «суть служебные духи» (Евр.1:14). Они постоянно стоят у престола Божия в ожидании приказаний и приносят «доход» славы в небесную «казну». Несомненно, по сравнению с ангелами, человек должен проявлять намного больше усердия в прославлении Бога, ибо Господь удостоил его большей чести тем, что Христос принял человеческое естество, а не ангельское. И хотя в том, что касается творения, Бог не много унизил человека перед ангелами (Евр.2:7), в отношении искупления, Бог поставил его выше ангелов. Господь сочетался с человечеством узами брака, в то время как ангелы приходятся Христу друзьями, а не женой. Он покрыл нас багряницей праведности, которая превосходит праведность ангелов (2Кор.5:21). И если ангелы прославляют Бога, то тем паче мы должны Его прославлять, будучи удостоены чести, превышающей ангельскую.

5) Мы должны прославлять Бога, потому что возлагаем на Него все свои надежды. «Надежда моя на Тебя» (Пс.38:8), «…на Него надежда моя» (Пс.61:6). Я жду царства от Него. Воспитанный ребенок почитает своих родителей тем, что надеется получить все необходимое от них. «…Все источники мои в Тебе» (Пс.86:7). Серебряные источники благодати и золотые источники славы — в Нем.

Сколько существует способов прославления Бога?

1) Мы прославляем Господа, когда слава Божья становится нашей целью. Одно дело — содействовать Божьей славе, другое дело — сделать ее своей целью. Бог должен быть Terminus ad quem — конечной целью каждого действия. Так поступал Христос — «Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий» (Иоан.8:50). Лицемер поглядывает искоса, потому что ищет больше славы для себя, а не для Бога. Наш Спаситель разоблачает таковых и предостерегает их в Евангелии от Матфея 6:2: «…когда творишь милостыню, не труби перед собою». Странник, бывало, спрашивал: «Чего это здесь трубят?», а ему отвечали: «Тут собираются давать нищим милостыню». Таким образом, они не давали милостыню, а продавали ее за почести и одобрение, чтобы снискать себе славу среди народа. Людская молва становилась тем ветром, который раздувал паруса их благотворительности. «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». Лицемер может теперь составить расписку, в которой говорится «получил сполна». Иоанн Златоуст называет тщеславие одной из самых опасных сетей дьявола для ловли людей, а Киприан говорит: «Кого сатана не может одолеть невоздержанностью, того он одолевает гордостью и тщеславием». Давайте же проявим бдительность в отношении самопоклонения! Поставьте цель прославлять только Бога.

Мы достигаем этого,

а) когда почитаем Божью славу превыше всего: выше своей репутации, имения, родственных связей. И если возникает необходимость выбирать между ними и Божьей славой, мы отдаем предпочтение Его славе. Если поперек нашего пути на небо стоят родственные связи, мы должны либо переступить через них, либо пройти по ним. Во имя Бога ребенок должен перестать быть ребенком, забыть, что он дитя своих родителей, не знать ни матери, ни отца. «Который говорит об отце своем и матери своей: ‘я на них не смотрю’, и братьев своих не признает» (Втор.33:9). Вот что значит поставить цель прославлять Господа.

б) Мы прославляем Бога, если радуемся исполнению Божьей воли даже в том случае, когда она не совпадает с нашей. Господи, я рад проиграть, если побеждаешь Ты, потерять здоровье, чтобы приобрести благодать и прославить Тебя. От Тебя я готов принять и пищу, и горькое лекарство. Господи, желаю лишь того, что в первую очередь приносит славу Тебе. Наш благословенный Спаситель сказал: «…впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мат. 26:39). Он охотно страдал, если Бог мог прославиться в Его страданиях. «Отче! прославь имя Твое» (Иоан.12:28).

в) Мы стремимся прославлять Господа, когда довольны тем, что кто-то другой получил больше даров и почтения, чем мы, если при этом Божья слава умножается. Человек, хранящий Бога в сердце своем и стремящийся прославить Господа, желает превознести Его и радуется тому, что эта цель достигнута, кто бы ни служил ее достижению. «Некоторые, правда, по зависти проповедуют Христа… Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, … я и тому радуюсь и буду радоваться» (Фил.1:15, 18). Они проповедовали Христа из зависти: завидуя тому, что Павел собирал вокруг себя людей, и проповедовали, дабы затмить его в дарах и увести некоторых из его слушателей. «Ну, что же, — сказал Павел, — Христос проповедуется, и, по всей видимости, прославится Бог, поэтому я радуюсь. Пусть мой светильник погаснет, лишь бы сияло Солнце Правды».

2) Мы славим Господа, когда искренне признаем свои грехи. Злодей на кресте всю свою жизнь бесчестил Бога, но перед смертью он прославил Его тем, что покаялся в своих грехах. «Мы осуждены справедливо» (Лук.23:41). Разбойник признал, что заслуживает не только распятия, но и осуждения. «Сын мой! воздай славу Господу, Богу Израилеву, и сделай пред Ним исповедание» (Иис.Н.7:19). Смиренное покаяние превозносит Бога. Как преумножается благодать Божия, когда Он награждает венцом заслуживших осуждение! Оправдываясь и преуменьшая грех, человек бесчестит Бога. Адам не отрицал того, что он отведал запретный плод, но, вместо полного раскаяния, он обвинил Бога: «… Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3:12). Если бы Ты не дал мне жены-искусительницы, я бы не согрешил. Раскаиваясь перед Богом, мы признаем Его святость и праведность и этим прославляем Его. Неемия так отстаивал Божью праведность в главе 9:33: «Во всем, постигшем нас, Ты праведен». Раскаяние искренне, когда оно делается добровольно, без принуждения. «…Я согрешил против неба и пред тобою» (Лук.15:18). Блудный сын обвинил себя во грехе прежде, чем это сделал его отец.

3) Мы прославляем Бога своей верой в Него. Авраам «пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим.4:20). Неверие оскорбляет Господа, оно приписывает Ему ложь. «Не верующий Богу представляет Его лживым» (1 Иоан.5:10). А вера прославляет Господа и свидетельствует о том, что Бог истинен (Иоан.3:33). Верующий бежит к Богу за милостью и правдой, как к жертвеннику для защиты. Он укрывается в крепости, стены которой — Божьи обетования, и все, что имеет, доверяет Богу. «В Твою руку предаю дух мой» (Пс.30:6). Это величайший путь прославления Бога, и Господь уважает веру, потому что, веруя, мы уважаем Его. Мы оказываем большую честь человеку, если доверяем ему все, чем обладаем и отдаем в его руки свою жизнь и имение: это знак того, что мы хорошего о нем мнения. Три мужа прославили Бога своей верою. «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан.3:17). Вера знает, что для Бога нет ничего невозможного, и будет доверять Ему даже там, где Его не видно.

4) Мы прославляем Бога своим чутким отношением к Его славе, которая дорога Господу как зеница ока. Простодушное дитя плачет, если видит неуважительное отношение к своему отцу. «…Злословия злословящих Тебя падают на меня» (Пс.68:10). Слыша, как злословят Бога, мы воспринимаем это как злословие против нас. Когда страдает Божья слава, страдаем и мы. Вот что значит быть чуткими по отношению к Божьей славе.

5) Мы прославляем Бога, принося плод. «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода» (Иоан.15:8). Своими плодами мы почитаем Бога, в то время как бесплодие порочит Его. «Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Фил.1:11). Мы должны быть не как смоковница, о которой в Евангелии говорится, что у нее не было ничего, кроме листьев, но как цитрусовые, которые постоянно либо цветут, либо плодоносят и никогда не бывают без плода. Мы прославляем Бога не заявлениями о вере, а плодами. Господь ждет от нас именно такого прославления. «Кто, насадив виноград, не ест плодов его?» (1Кор.9:7). Лесные деревья могут быть бесплодными, но деревья в саду приносят плоды. Мы должны приносить плод любви и добрых дел. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мат. 5:16). Вера освящает наши дела, а дела свидетельствуют о нашей вере. Делать людям добро, стать для слепого глазами, стать для хромого ногами — значит приносить много славы Богу. Так и Христос прославлял Своего Отца: «…Он ходил, благотворя» (Деян.10:38). Принося плод, мы становимся красивыми в очах Господа. «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь» (Иер.11:16). И мы должны приносить много плода, так как именно изобилие плодов прославляет Бога: «если вы принесете много плода». Груди жены сравниваются с виноградными кистями, чтобы показать ее плодовитость (Песн. П. 7:8). И несмотря на то, что самая малая доля благодати может дать вам спасение, она не принесет много славы Богу. Христос похвалил Марию не за малую искру любви, а за большую любовь: «она возлюбила много» (Лук.7:47).

6) Мы прославляем Бога, когда радуемся положению, в котором оказались по Его усмотрению. Мы славим Господа за Его мудрость, довольствуясь тем, что Он создал для нас. Так и Павел прославлял Бога. В каких только ситуациях он не оказывался по воле Господа: «более в темницах и многократно при смерти» (2Кор.11:23), тем не менее, он научился быть довольным. Павел мог плыть под парусом и в штиль, и в бурю, он мог быть для Бога чем угодно, жить и в скудости, и в изобилии (Фил.4:12). Хороший христианин рассуждает таким образом: «В этих условиях я оказался по воле Божьей. Господь мог бы и возвысить меня, если бы Ему это было угодно, но, возможно, это стало бы для меня сетью. Он же совершил все с мудростью и любовью, поэтому я буду довольствоваться данной ситуацией». Несомненно, такое отношение очень прославляет Бога. Господь видит, как почитает Его такой христианин. И скажет Господь: «вот муж по сердцу Моему, поступлю с ним по воле Моей, не слышу от него ропота, он всем доволен». Так проявляется обилие благодати. Когда мы обретаем венец благодати, нам не стоит большого труда радоваться, но когда благодать вынуждена противостоять разным неприятностям, тогда радость становится настоящим подвигом славы. Радоваться, попав на небо, — это так естественно! Но радоваться, неся крест здесь, — это по-христиански! Должно быть, такой христианин имеет насущную потребность приносить славу Господу, ибо он всему миру доказывает, что, не имея гроша за душой, в Господе он обрел все необходимое, чтобы быть довольным, и, вместе с Давидом, говорит: «Господь есть часть наследия моего… Межи мои прошли по прекрасным местам» (Пс.15:5,6).

7) Мы прославляем Господа, совершая свое спасение. Бог тесно переплетает Свою славу с нашим благом. Мы прославляем Его, содействуя своему собственному спасению. Множество обращенных — это слава для Господа. Теперь в дело вступает Его благодать, и Бог прославляется Своей милостью, так что, совершая свое спасение, мы приносим честь Господу. Меня очень вдохновляет на служение Богу сама мысль о том, что, слушая и молясь, я прославляю Господа. Содействуя собственной славе на небесах, я умножаю Божью славу. Какое поощрение получил бы подданный, услышав от своего властелина: «Ты окажешь мне честь и доставишь радость, если отправишься вон к тому золотому прииску и накопаешь себе столько золота, сколько сможешь унести»! И Бог как бы говорит: «Участвуй в таинствах, бери как можно больше благодати, накопай как можно больше спасения. И чем счастливее ты будешь, тем больше славы ты Мне принесешь».

8) Мы прославляем Бога тем, что живем для Него. «…Чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них» (2Кор.5:15). «А живем ли — для Господа живем» (Рим.14:8). Служитель Маммоны живет для своих денег, эпикуреец — для своего чрева. Жизнь грешника устроена так, чтобы он удовлетворял похоти, мы же прославляем Бога, живя для Него. Мы живем для Бога, если цель нашей жизни — служить Ему и если мы полностью посвящаем себя Ему. Господь послал нас в мир, как купец посылает за море своего представителя для ведения там его дел. Мы живем для Бога, если ведем дела в Его интересах и несем Его Благую Весть. Господь дал каждому человеку талант, и если человек не прячет его в платочек, а развивает для Бога, значит, он живет для Бога. Когда хозяин дома советом или хорошим примером старается привести своих слуг ко Христу; когда духовный служитель, не жалея себя, борется за души и приводит их ко Христу, так что венец на голове Господа сияет еще ярче; когда облеченный властью не зря носит свой меч, но отсекает всякий грех и борется с пороком, -это значит жить для Бога и, следовательно, прославлять Его. «…Возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Фил.1:20). Павел имел три желания, и все они были связаны со Христом: найтись во Христе, быть со Христом и возвеличивать Христа.

9) Мы прославляем Бога тем, что совершаем свой путь с радостью. Когда мир видит, что у христиан внутри есть что-то, побуждающее их радоваться в наихудшие времена, дающее им способность петь как соловей, когда ком стоит в горле, то это приносит славу Богу. Народ Божий имеет основание для радости. Эти люди оправданы и усыновлены, благодаря чему они имеют мир в душе, и какие бы бури ни бушевали снаружи, внутри звучит музыка (2Кор.1:4), (1 Фес. 1:6). Когда мы знаем, что основанием для нашей радости является труд, который Христос совершил для нас ценою Своей Крови и продолжает созидать в нас Духом Своим, то этой радостью мы прославляем Бога. Если слуга всегда выглядит поникшим и печальным, это бросает тень на его господина: понятно, что слуга содержится в плохих условиях и господин не платит ему положенного. Поэтому, когда верующий идет с поникшей головой, возникает впечатление, что он служит плохому господину или раскаивается в своем выборе, чем бесславит Господа. Как вопиющие грехи нечестивых, так и безрадостная жизнь благочестивых навлекают позор на Евангелие. «Служите Господу с веселием» (Пс.99:2). Ваше служение не прославит Его, если будет безрадостным. Своим же неунывающим видом христианин прославляет Бога. Вера не отнимает у нас радости, но очищает ее. Вера не ломает нашу скрипку, но настраивает ее и делает музыку еще прекраснее.

10) Мы прославляем Бога тем, что отстаиваем Его истины. Большей частью, Божья слава заключается в Его истине. Бог вверил нам Свою истину подобно тому, как господин поручает слуге хранить свой кошелек. Самое драгоценное, что мы можем вверить Богу, — это наши души, а самое драгоценное, что нам может вверить Бог, — это Его истина. Истина — это луч, исходящий от Господа. Большая часть Божьей славы заключается в Его истине. Защищая ее, мы прославляем Бога. Апостол Иуда говорил, чтобы мы подвизались за веру (Иуда 3). Греческое слово, переведенное как «подвизаться», означает сильную борьбу, такую -как борьба за свою землю, когда человек ни за что не уступит своих прав. Так и мы должны бороться за истину. Чем сильнее эта священная борьба, тем больше прославляется Господь. Некоторые с усердием сражаются по мелочам и из-за обрядов, но не за истину. Разве можем мы считать благоразумным того, кто за картину борется сильнее, чем за свое наследство, сражается за коробку шашек, а не за грамоты, подтверждающие его права?

11) Мы прославляем Бога, когда воздаем Ему хвалу. Славословие, или хвала, — это превозношение Бога. «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня» (Пс.49:23). Между древнееврейскими словами Ваrа — творить и Barak —хвалить не очень большая разница, потому что цель творения — воздать хвалу Богу. Давид назван «сладким певцом Израилевым», его хвалебные псалмы предназначались для прославления Бога. «Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно» (Пс.85:12). И хотя к внутренне присущей Богу славе невозможно что-либо добавить, славословие возвышает Его в глазах других людей. Восхваляя Бога, мы способствуем росту Его известности и популярности, демонстрируем Его превосходные дары. Таким же образом Его прославляли и ангелы. Они, будучи певчими небес, воздают Ему хвалу. Славословие в честь Бога — это один из самых высоких и чистых элементов поклонения. В молитве мы ведем себя как люди, в славословии — как ангелы. Верующие названы «храмами Божьими» (1Кор.3:16). Когда поют наши уста, то в духовном храме Господа звучат трубы органа. Как жаль, что при этом мы ничего не можем добавить к Божьей славе! Многие только то и делают, что ворчат, они постоянно недовольны и редко прославляют Бога, восхваляя Его так, как того требует Его Имя. Мы читаем о святых с гуслями в руках — это символика славословия. У многих — слезы на глазах и жалобы на устах, и лишь некоторые с гуслями в руках благословляют и прославляют Господа. Давайте же именно так славить Бога. Хвала — это наша арендная плата Богу: Бог продлевает нам аренду, а мы возобновляем оплату.

12) Мы прославляем Бога, ревнуя об Имени Его. «Фи-неес … отвратил ярость Мою, возревновав по Мне» (Числ.25:11). Ревность — это смешанное чувство, сочетание любви и гнева. Она несет в себе любовь к Богу и гнев, в самой сильной своей степени, по отношению к греху. Ревность нетерпима ко всему, что бесчестит Бога. Ревностный христианин воспринимает непочтительное отношение к Господу сильнее боли, причиненной ему самому. «…Ты не можешь сносить развратных» (Отк.2:2). Наш Спаситель Христос прославил Своего Отца таким образом: Он, приняв крещение духом ревности, выгнал из храма меновщиков (Иоан.2:14-17). «Ревность по доме Твоем снедает Меня».

13) Мы прославляем Бога, когда все свои действия, и в быту, и в обществе, оцениваем с точки зрения Господа. Например, в быту, что касается еды и питья — «Итак, едите ли, пьете ли,., все делайте во славу Божию» (1Кор.10:31). Благочестивый человек носит золотую уздечку воздержанности: он ест мясо как лекарство для исцеления гниющего тела, для хорошего самочувствия, чтобы подкрепить свои силы для служения Богу. Пища ему служит не для разжигания похоти, а для поддержания деятельности. Покупая и продавая, мы тоже все делаем во славу Божию. Безбожник живет нечестными доходами, подкручивая весы, как сказано у Осии 12:7: «…с неверными весами в руке любит обижать». И чем легче гири у продавца, тем тяжелее его грехи. Требуя за товар большую, чем он того стоит, цену, обманщик вместо пятидесяти называет восемьдесят и берет денег вдвое больше стоимости товара. Мы продаем и покупаем во славу Божию, если соблюдаем золотое правило: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Поэтому, продавая свой товар, мы не должны продавать вместе с ним и свою совесть. «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян.24:16). Мы прославляем Бога, оценивая все свои действия, и в быту, и в обществе, с точки зрения Господа и не допуская поступков, которые могут опорочить веру.

14) Мы прославляем Бога тем, что стараемся привлечь к Нему других людей, стремимся к обращению душ, которые, в свою очередь, тоже будут прославлять Бога. Мы должны быть одновременно и алмазами, и магнитами: алмазами, излучающими благодать, и магнитами, притягательные достоинства которых влекут людей ко Христу. «Дети мои, для которых я снова в муках рождения…» (Гал.4:19). Это величайший путь прославления Господа, когда мы взламываем темницу дьявола и обращаем людей от власти сатаны к Богу.

15) Мы в высочайшей степени прославляем Бога, когда страдаем ради Него и запечатлеваем Евангелие собственной кровью. «…Когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Иоан.21:18, 19). Божья слава сияет в пепле мучеников. «Итак славьте Господа на востоке»[2] (Ис.24:15). Михей был посажен в темницу, Исаию убили, распилив пополам, Павла обезглавили, Луку повесили на маслине -так они своей смертью прославили Бога. Первые святые своими мучениями почтили Бога и принесли Евангелию мировую известность. Что могли сказать люди? — «Посмотрите, какому хорошему Господину они служат и как они любят Его, если рискуют потерять все ради служения Ему». Слава Царства Христова, в отличие от других царств, держится не на мирской пышности и величии, но проявляется в радости, с которой Его народ готов принять страдания. Святые в древности «не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк.12:11). Они приняли смерть как множество венцов. Бог дает нам такую возможность прославить Его, когда призывает нас пострадать ради Него. Многие молятся: «Да минует меня чаша сия», и лишь некоторые: «Да исполнится воля Твоя».

16) Мы прославляем Бога, воздавая Ему славу во всем, что делаем. Когда Ирод произнес речь, и народ восклицал: «это голос Бога, а не человека», царь присвоил славу себе, и далее говорится: «Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян.12:23). Мы прославляем Бога, когда воздаем Ему славу и хвалу за все «…Я более всех их потрудился» (1Кор.15:10) — слова, в которых кто-то, возможно, услышал гордость, но апостол снимает венец со своей головы и возлагает его на голову Благодати: «…не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Иоав, воюя против Раввы, послал за царем Давидом, чтобы тот нес венец победителя (2Цар.12: 27,28). Так и христианин, когда ему удается превозмочь грех или искушение, посылает за Христом, чтобы Господь нес венец победителя. Когда тутовый шелкопряд старательно плетет свой кокон, то прячется под шелком, и его не видно. Так и мы, совершив что-либо достойное похвалы, должны спрятаться под покрывалом смирения и передать всю славу за совершенное дело Богу. Константин обычно писал над своей дверью имя Христа, так и мы должны писать имя Христа над своими достижениями. Пусть Он носит венок хвалы.

17) Мы прославляем Бога святой жизнью. Неправедная жизнь бесчестит Бога. «Вы… — народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1Пет.2:9). «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24). Епифаний говорит: «Распущенность некоторых христиан в свое время заставила многих язычников избегать их общества, и они не хотели слушать христианские проповеди». Если наша речь в точности соответствует Библии, то мы этим прославляем Господа. И хотя вера находится и совершает свой главный труд в сердце, наш свет должен сиять так ярко, чтобы люди смогли увидеть его. За сохранность здания отвечает фундамент, а за его славу — фасад; так и красота веры проявляется в речи. И когда святые, названные драгоценными камнями, излучают в глазах мира сияние святости, тогда они «поступают так, как Он поступал» (1 Иоан.2:6). Если они живут так, как если бы видели Господа собственными глазами и поднимались с Ним на гору, то они — украшение веры, они вносят свою лепту славы в небесный венец.

Урок первый. Рассматривая данную тему, мы увидели, что приобретение большого имения, собирание сокровищ на земле не должно стать нашей главной целью, ибо именно это способствовало вырождению человечества со времен грехопадения. Иногда люди так и не обретают имения и им не удается подстрелить оленя, за которым они охотятся. А даже если и удается? С чем они остаются? Они раздобыли то, что наполнит сердце не больше, чем дыхание моряка наполняет воздухом парус корабля. Они, подобно Израилю, тратят свое время на собирание соломы, забыв о том, что цель их жизни — прославление Бога. «Какая же польза ему, что он трудился на ветер?». Все это недолговечно (Еккл.5:15).

Урок второй. Здесь звучит обличение в адрес того, кто:

а) не приносит Богу славы и не отвечает цели своего создания, кто прожил свою жизнь впустую и подобен дереву виноградной лозы (Иез.15:2), чья жизнь, по словам Святого Бернарда, «либо греховна, либо бесплодна. Бесполезный груз на земле». И однажды Бог спросит словами царя Артаксеркса: «Какая дана почесть и отличие Мардохею за это?» (Есф.6:3). Какая почесть дана Мне? Какую прибыль славы вы принесли в Мою казну? Здесь нет никого, кроме Бога, который дал вам способности прославлять Его: Он дал вам здоровье, тело, имение, благодатные времена, в ваших руках были все возможности, чтобы прославить Его. И не сомневайтесь в том, что Он призовет вас к ответу для выяснения, как вы поступили с вверенными вам милостями, какую славу вы принесли Ему? Притча о талантах, согласно которой, люди, получившие пять талантов и два таланта, должны были отчитаться, явно доказывает, что Бог призовет и вас к строгому ответу, чтобы узнать, как вы распорядились своими талантами и какую славу принесли Ему. И как же грустно будет тому, кто спрятал свои таланты в платочек и вообще не принес Богу славы. «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю» (Мат. 25:30). Вам недостаточно будет сказать, что вы не бесчестили Бога и не совершали страшных грехов. А что хорошего вы сделали?

Какую славу вы принесли Богу? Обрабатывающему виноградник недостаточно просто не нанести ему вреда: не поломать деревья, не повредить изгородь; если он не трудится в винограднике, то теряет заработок. Поэтому, если вы не делаете добра на своем месте и не прославляете Бога, то потеряете свою награду и упустите спасение. О, подумайте об этом, вы все, кто живет, но не служит! Христос проклял не приносящую плода смоковницу.

б) Здесь обличаются люди настолько далекие от прославления Бога, что они похищают у Господа Его славу. «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня» (Мал.3:8). Тот, кто присваивает себе надлежащую Богу славу, обкрадывает Его. Во-первых, приобретя имение, они приписывают все собственному уму и предприимчивости, водрузив венец себе на голову и не учитывая сказанного во Второзаконии 8:18: «Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство». Во-вторых, совершая религиозный долг, они ищут собственной славы, «чтобы показаться пред людьми» (Мат. 6:5). Устраивают представление перед людьми, чтобы те ими восхищались и причислили к лику святых. Огонь в их светильниках поддерживается маслом тщеславия. Как много людей ветер популярности унес прямо в ад! Кого дьявол не может погубить невоздержанностью, того он губит тщеславием.

в) Здесь звучит обличение в адрес противников Божьей славы. «…Берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян.5:39). Против Божьей славы борется тот, кто препятствует всему, что Божьей славе способствует. А славе Его сильно способствует проповедь Слова, этот «двигатель», при помощи которого Господь обращает души. Итак, всякий препятствующий проповеди Слова борется против Божьей славы. «Которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись» (1 Фес. 2:16). Диоклетиан, поднявший десятую волну гонений на христиан, запрещал церковные собрания и приказал сравнять с землей христианские храмы. Подобно филистимлянам, которые завалили и засыпали землею колодцы, препятствующий проповеди засыпает колодезь с водою жизни. Эти люди устраняют врачей, исцеляющих больные грехом души. Духовные служители — это свет (Мат. 5:14), а кто, если не воры, ненавидит свет? Их нападки направлены непосредственно на Божью славу. Какой же ответ дадут они Богу, когда Он взыщет с них кровь человеческих душ! «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лук.11:52). Пока существует небесная справедливость и адский огонь, виновные не останутся безнаказанными.

Урок третий. Наставление. Пусть каждый из нас на своем месте сделает своей главной целью и предназначением прославление Бога.

а) Позвольте мне обратиться к судьям. Бог дал им большую славу. «Я сказал: вы — боги» (Пс.81:6), как же им не прославить Того, Кто наделил их такой великой славой?

б) Духовные служители должны учиться, чтобы содействовать Божьей славе. Господь вверил им две самые большие драгоценности: Свою истину и души Своего народа. Духовные служители, в силу своей должности, обязаны прославлять Бога. Они должны прославлять Его, пребывая в Слове и учении. «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время…» (2Тим.4:1,2). Таким было желание Августина: «…чтобы Христос, в пришествие Свое, нашел его либо молящимся, либо проповедующим». Служители должны прославлять Бога своей ревностью и святостью. Священники, по Закону, прежде чем служить у жертвенника, совершали в умывальнике омовение, — так и служащий в Доме Господа должен сначала омыться от тяжких грехов в умывальнике покаяния. Как скорбно и стыдно думать о том, что многие, называющие себя духовными служителями, вместо того, чтобы приносить Богу славу, позорят Его (2Пар.11:15). Их жизнь, как и учение, — сплошная ересь, они не свободны от грехов, в которых обвиняют других. Слуга Плутарха укорял своего господина такими словами: «Он написал книгу, обличающую гнев, et ipse mihi irascitur, тем не менее, его охватывает гнев по отношению ко мне». Так же поступает и служитель, который обличает в своих проповедях пьянство, а сам пьет, обличает сквернословие, а сам ругается!

в) Главы семей должны прославлять Бога и наставлять своих детей и слуг в познании Господа, а их дома должны стать маленькими церквями. «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним» (Быт.18:19). Вы, главы семей, отвечаете за души, потому что молодежь становится распущенной из-за отсутствия в семье строгой дисциплины.

Каким великим утешением станет для нас в предсмертный час мысль о том, что мы в своей жизни прославили Бога. Таким было и утешения Христа перед смертью: «Я прославил Тебя на земле» (Иоан.17:4). В смертный час все ваши земные утешения исчезнут. Мысли о собственном богатстве и земных наслаждениях отнюдь не утешат вас, более того, они станут для вас настоящим мучением. Какой прок в том, что утрачено? Но если совесть подскажет вам, что вы прославили Господа на земле, то какое приятное утешение и мир обретет ваша душа! И вы даже станете ждать смерти! Работник, в течение целого дня трудившийся в винограднике, с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы получить свою плату. Как же может тот, кто в своей жизни не принес Богу славы, спокойно думать о смерти? Нельзя ждать урожая там, где не сеяли зерна. Как может ждать от Бога славы тот, кто не прославил Его? О, какой ужас охватит этих людей при наступлении смерти! Червь совести будет точить их души, прежде чем за тело возьмется могильный червь.

Прославляя Бога, мы навеки прославляем свою душу. Превознося славу Господа, мы умножаем собственную. Прославляя Бога, мы, наконец, достигаем блаженной радости о Нем.

II. Главная цель человека — радоваться о Боге всегда. «Кто мне не небе?» (Пс.72:25). То есть кто, кроме Тебя, может мне доставить радость на небе? Радость о Боге имеет два аспекта: первый — радость в земной жизни, второй -радость в грядущей жизни.

1) Радость о Боге в этой жизни. Очень важно — радоваться Божьим постановлениям, но наслаждаться Божьим присутствием во время таинства — это стремление всякого сердца, имеющего благодать. «Чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище» (Пс.62:3). Мы ощущаем радость о Боге, когда Его Дух участвует в таинстве и оживляет благодать в наших сердцах, когда Дух Словом пробуждает и возвышает чувства — «…не горело ли в нас сердце наше?» (Лук.24:32), когда Дух преобразует сердца, оставляя на них печать святости. Мы «…преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2Кор.3:18). Когда Дух возрождает сердце утешением, Он приходит не только с помазанием, но и с печатью, наполняя сердце любовью Христа (Рим.5:5). «…А наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Иоан.1:3). В Слове мы слышим Божий голос, а во время таинств — ощущаем Его поцелуй. Мы чувствуем, как наше сердце при этом согревается и воспламеняется, — это огненный ответ Бога. Это приятное общение Святого Духа — первый плод славы. Теперь Христос снял Свой покров, и мы видим Его улыбающееся лицо. Он привел верующего на пир и дает ему пить душистое вино Своей любви, Он протянул руку Свою сквозь скважину, коснулся сердца, и оно забилось от радости. О, как приятна радость о Боге! Во время таинств благочестивые испытывают такой Божественный прилив радости, что их души преображаются и уносятся ввысь, презрев все, что осталось внизу.

Урок первый. Как приятна радость о Боге в этой жизни! И как порочны те, кто предпочитают плотские наслаждения радости о Боге! (2Пет.3:3). «…Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан.2:16) — вот троица, которой они поклоняются. Похоть — это неумеренное желание или порыв, побуждающий душу делать злое. Существует похоть мщения и похоть разврата. Подобно жару лихорадки, она разжигает душу. Аристотель называл плотские похоти звериными, потому что, когда похоть сильна, голоса разума и совести неслышны. Эти похоти одурманивают человека и доводят его до животного состояния. «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос.4:11). К сожалению, многие стремятся к удовлетворению своих похотей, вместо того чтобы стремиться к радости о Боге. Подобно тому кардиналу, о котором сказали: «Позвольте ему оставаться кардиналом в Париже, и он с радостью откажется от своей доли в раю». Сначала похоть пленяет наслаждением, а затем наносит смертельный удар. «Доколе стрела не пронзит печени его» (Прит.7:23). Пусть это будет огненным мечом, останавливающим людей, которые пошли по пути плотских удовольствий. Кто готов из-за капли наслаждения испить море гнева?

Урок второй. Нам следует с особым вниманием относиться к Божьему присутствию во время таинств. Духовное общение с Богом — это загадка и тайна для многих людей. Не каждый, слоняющийся по двору, говорит с королем. Мы можем приближаться к Богу во время таинств и слоняться по небесному двору, но не иметь общения с Богом. Мы можем иметь букву без Духа, видимые знаки — без невидимой благодати. Однако во время поклонения мы, главным образом, должны искать радости о Боге. «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс.41:3). Чего стоят все мирские удовольствия без радости о Боге! Какой смысл быть в добром здравии и обладать прекрасным имением, не радуясь при этом о Боге? «Я хожу печальным без солнца» (Иов.30:28)[3]. То же самое можно сказать о радости всех творений, не имеющих Бога: «Я хожу печальным без солнца». Я испытал самые превосходные внешние наслаждения, но мне недоставало Солнца Правды, поэтому «я хожу печальным без солнца». Наше великое предназначение — не просто принимать участие в Божьих таинствах, но и принимать Бога таинств. Жизнь приносит наибольшую радость, когда мы наслаждаемся Божьим присутствием. Он — улей, полный меда, и сокровищница, у Него источник жизни (Пс.35:9,10). Чем выше взлетает жаворонок, тем прекраснее он поет, чем выше взлетаем мы на крыльях веры, тем сильнее мы радуемся о Боге. Как горит сердце во время молитвы и размышлений! Какую радость и мир приносит вера! Как здорово оказаться на небесах! Тот, кто имеет большую радость о Боге в этой жизни, несет в себе небо. Так пусть же радость о Боге станет нашим главным честолюбивым стремлением! Наслаждение Божьим присутствием здесь -залог нашей радости о Нем на небе.

Таким образом, мы подходим ко второму аспекту:

2) Радость о Боге в грядущей жизни. Главная цель жизни человека — радоваться о Боге всегда. Безграничной радости о Боге на небе обязательно должно что-то предшествовать, и предшествует этому наше состояние благодати. Прежде чем общаться с Господом во славе, мы должны иметь с Ним сходство в благодати. Благодать и слава связаны как звенья одной цепи. Благодать предшествует славе, как утренняя звезда предваряет восход солнца. Бог хочет должным образом подготовить нас к состоянию блаженства. Пьяницы и ругатели не годятся для радости о Боге во славе, Господь не пустит подобных негодяев в Свое лоно. Только «чистые сердцем… Бога узрят». Сначала мы, подобно царской дочери, должны быть славными внутри, прежде чем облачится в одежды праведности. Прежде чем предстать пред царем Артаксерксом, девушки проходили через определенный процесс очищения и помазания, притирания маслами и ароматами, и только потом входили к царю (Есф.2:12). Так и мы должны сначала иметь помазание Божье, пройти через притирания благодатями Духа, этими чудесными ароматами, и только потом мы предстанем перед Небесным Царем. Будучи подготовлены посредством Божьей благодати, мы попадем на гору мечты нашей, дабы всегда радоваться о Боге. И это настоящее блаженство — всегда радоваться о Боге! Подобно тому, как тело не может жить, не сообщаясь с душой, так и душа не может быть счастливой без непосредственного общения с Господом. Бог — это summum bonum, главное благо, поэтому радость о Нем — наивысшее блаженство.

Бог — всеобъемлющее благо, bonum in quo omnia bona, «благо, в котором сосредоточены все блага». Достоинства творения ограничены. Человек может обладать здоровьем, но не обладать красотой, может иметь знание, но не иметь родословной, быть богатым, но не быть мудрым. Бог же обладает всеми достоинствами. Он есть благо, во всех отношениях соразмерное душе, Солнце, Удел, Рог Спасения, в Нем обитает «всякая полнота» (Кол.1:19). Бог — благо без примесей. В этой жизни нет ни единого состояния без примесей: на каждую каплю меда всегда найдется капля дегтя. Соломон, который задался целью найти философский камень и счастье здесь, внизу, не нашел ничего, кроме суеты сует (Еккл.1:2). Бог же — совершенен, Он — квинтэссенция блага. Он — нектар цветка. Бог — это благо, приносящее насыщение. Душа поет, что уже насытилась — «…буду насыщаться образом Твоим» (Пс.16:15). Приведите жаждущего к океану чистой воды, и ему будет достаточно. Если Господь имеет достаточно, чтобы насытить ангелов, то, несомненно, Он имеет достаточно и для нашего насыщения. Душа небезгранична, но Всевышний безграничен. И хотя Бог есть благо насыщающее, Он не дает лишнего. Его лицо постоянно излучает неутомимую радость. И даже спустя миллионы лет, прославленные души будут стремиться к Нему с тем же энтузиазмом, как и в первый момент. Божья полнота насыщает, а сладость побуждает душу желать еще больше. Бог — приятное благо. Это значит, что главное благо должно доставить душе удовольствие, которое сопровождается восхитительным восторгом, квинтэссенцией радости. «In Deo quadam dulcedine delectatur anima immo rapitur. — Богу присуще особое личное обаяние, которое доставляет душе радость, более того, приводит ее в восторг». Божья любовь окутывает душу безграничной нежностью, она -славная, ее невозможно выразить словами. И если мы так радуемся о Господе, видя Его только верою (1Пет.1:8), то каким будет наш восторг, когда мы увидим Его лицом к лицу! И если святые находили такую великую отраду в Боге, претерпевая страдания, то какой будет их радость, когда они получат венец! И если костер — это ложе из роз, то как приятно будет прильнуть к груди Иисуса! Это ложе из роз несравненно лучше! Бог — есть превосходное благо. Господь лучше всех и вся, что бы вы с Ним ни сравнивали: Он лучше здоровья, богатства, почестей. Все другое только поддерживает жизнь, Он же дает ее. Разве можно вообще что-либо сравнивать с Господом? Разве разумно класть на одну чашу весов гору золота, а на другую — перо? Бог превосходит все сущее безмерно больше, чем свет солнца превосходит мерцание свечи. Бог есть вечное благо. Он — Ветхий днями, тем не менее, Он не тлеет и не стареет (Дан.7:9). Радость, которую Он дает, — вечна, а венец — неувядающий (1Пет.5:4). Прославленная душа будет всегда утешаться в Господе, наслаждаться Его любовью и греться в лучах, исходящих от лика Божьего. Мы читаем о потоке блаженства в Его деснице, но, может быть, он со временем высохнет? — Нет, у Него есть источник, питающий этот поток. «Ибо у Тебя источник жизни» (Пс.35:10). Таким образом, Бог есть главное благо, а радость о Боге в вечности — это наивысшее блаженство, на которое только способна душа.

Урок первый. Пусть обладание главным благом в будущем станет основной целью нашей жизни уже сейчас. Августин насчитал 288 мнений разных философов относительно счастья, но все они были далеки от истины. Наивысший подъем для благоразумной души — это вечная радость о Боге. Именно она делает душу счастливой. «…И так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17). Душа дрожит подобно стрелке компаса, и не успокоится до тех пор, пока не придет к Богу. Для объяснения, в чем заключается это прекрасное состояние радости общения прославленной души с Богом, нужно отметить:

а) речь идет не о чувственных наслаждениях. На небе нет места плотским удовольствиям. Турки, в своем Коране, говорят о рае удовольствий — там, где они будут сказочно богаты, где им будут подавать красное вино в золотых чашах. Эпикурейцы этого века тоже пожелали бы такого рая после своей смерти. Несмотря на то, что состояние славы можно сравнить с праздником, а слава украшена жемчугом и драгоценными камнями, эти образные сравнения призваны только помочь нашей вере и показать, что радости и счастья на небе будет с избытком. Но речь идет не о плотских, а о духовных наслаждениях. Мы найдем радость в совершенстве святости, в том, что увидим чистый лик Христа, ощутим Божью любовь, будем беседовать с небесными духами. Это более подходит душе и безмерно превосходит все сладострастные плотские наслаждения.

б) Мы обретем живое восприятие состояния славы. Находясь в летаргии, живой человек подобен мертвому, потому что не ощущает и не воспринимает никаких наслаждений в своей жизни. Мы же будем живо ощущать безмерную радость, возникающую от общения с Богом: зная, насколько мы счастливы, с радостью размышляя о собственном блаженстве и достоинстве и с удовольствием вкушая каждую каплю обаяния, излучаемого Господом.

в) Мы обретем способность вынести вид этой славы. Сейчас это для нас невозможно, слава поразила бы нас, поскольку слабый глаз не может смотреть на солнце. Но Бог подготовит нас к славе. Наши души станут такими небесными, совершенными в святости, что обретут способность насладиться благословенным видом Господа. Моисей видел проходящую мимо славу Господа из расселины скалы (Исх.33:22). Мы же будем созерцать Бога из нашей скалы -Христа.

г) Радость о Боге — это не просто размышление о Нем. Некоторые ученые уже поднимали вопрос о том, сводится ли радость о Господе только к размышлению. Размышление — тоже немаловажно, но это только половина радости, будет еще и любовь Божия, согласие с Ним, мы сможем вкусить Его благость и не просто смотреть, но и обладать всем этим. Мы сможем увидеть славу Божью — «.. .да видят славу Мою» (Иоан.17:24) и обладать ею — «и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (ст. 22). «Слава, которая откроется в нас» (Рим.8:18), то есть слава не только откроется нам, но и в нас. Слава открывается нам, когда мы видим Божью славу, но, когда мы становимся ее причастниками, она открывается в нас. Мы будем впитывать Божью славу, как губка впитывает вино.

д) В данном состоянии славы не будет никаких перерывов. Мы будем пребывать в Божьем присутствии всегда, а не в какое-то определенное время, мы будем постоянно охвачены Божественной радостью. На небе не будет ни единой минуты, когда прославленная душа могла бы сказать: «Я не испытываю блаженства». Потоки славы не похожи на воду из водопровода, которая часто перестает течь, и у нас нет ни капли воды; потоки небесной радости бегут постоянно. О, как же должны мы презирать эти долины слез, в которых сейчас находимся, ради горы преображения! Как же должны стремиться мы к полной радости о Боге в раю! Стоило бы нам увидеть ту Землю Обетованную, и нам понадобилось бы много терпения, чтобы продолжать довольствоваться жизнью здесь.

Урок второй. Пусть это станет стимулом к служению. Какими усердными и ревностными в прославлении Бога должны мы быть, чтобы обрести радость о Нем! Если Туллий, Демосфен и Платон, видевшие вещи лишь в тусклом свете рассуждения, придумали себе элизиум (поля блаженства) и счастье в загробном мире и совершали подвиги Геракла, чтобы насладиться им, то христиане, видящие мир в свете Писания, должны быть тем более энергичными в своем стремлении достичь славы и непреходящей радости о Боге. И если что-то может заставить нас пробудиться от лени и служить Богу во всю мощь, так это надежда на скорую радость о Боге в вечности. Что побудило Павла стать таким активным поборником веры? «…Я более всех их потрудился» (1Кор.15:10). Он проявлял свое послушание не постепенно — не так, как солнечные часы отражают движение солнца, — нет, он проявил его стремительно, со скоростью солнечного света. Зачем он так ревностно прославлял Бога, как не для того, чтобы, наконец, найтись в Нем? «…И так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17).

Урок третий. Пусть это послужит утешением благочестивым во всех несчастьях, которые они переживают сегодня. Христианин, ты жалуешься, ты сам себе не рад, тебя беспокоят страхи, тебя постигла нужда, день не приносит отрады, ночь не приносит сна, ты не радуешься жизни… Так пусть тебя взбодрит мысль о том, что вскоре ты будешь радоваться о Боге и иметь больше, чем можешь себе представить и попросить. Ты обретешь ангельскую радость и неиссякаемую, беспрестанную славу. Мы не сможем полностью радоваться о себе до тех пор, пока не будем радоваться о Боге в вечности.