7. Возвеличение Христа

«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Фил.2:9).

Только что мы говорили об уничижении Христа, а теперь поговорим о Его возвеличении. В предыдущей главе мы видели Солнце Правды в стадии затмения, а теперь увидим Его выходящим из затмения, сияющим во всю Свою славу. «Посему и Бог превознес Его» super exaltavit —«выше всякого возвеличения» (Амвросий).

Вопрос 28: В ЧЕМ СОСТОИТ ВОЗВЕЛИЧЕНИЕ ХРИСТА?

Ответ: В Его воскресении из мертвых, вознесении на небо, в том, что Христос сидит одесную Отца и т.д.

В каком смысле Бог возвеличил Христа?

Не в смысле Божественности, ибо выше, чем Иисус есть, возвеличиться невозможно. Как и при уничижении -Божественности не стало меньше. Поэтому возвеличение не подразумевает роста Божественности. Однако возвеличился Христос-Ходатай, возвеличилась человеческая природа Иисуса.

Сколько существует аспектов возвеличения Христа?

Пять аспектов. Бог возвысил Христа:

I. в звании;

II. в служении;

III. вознесением;

IV. положением одесную Бога;

V. назначением Его Судьей мира.

I. Бог возвысил Христа в звании.

1) Христос возвеличен до звания Господа. «…И величаемо было имя Господа Иисуса» (Деян.19:17). Иисус -Господь в том, что касается Его владычества. Он — Господь над ангелами и людьми. «…Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мат. 28:18). В руках Христа три ключа. Ключ от гробов — чтобы выпустить из них людей во время воскресения. Ключ от неба — дабы открыть небесное царство тем, кого Господь пожелает туда впустить. Ключ от ада -для заточения осужденных на проклятие в этой огненной темнице (Отк.1:18).

Перед этим Господом должно преклониться всякое колено. «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил.2:10). Под «именем» здесь подразумевается «личность». Перед этим Святым Иисусом, пред жезлом этой Божественной Личности преклонится всякое колено. «Преклониться» значит «подчиниться». Господу должны подчиниться все либо как сыновья, либо как пленники, а также покориться Ему как Господу или Судье. «Почтите Сына» поцелуем любви и преданности (Пс.2:12). Мы должны не только броситься в объятья Христа, дабы Он нас спас, но и броситься Ему в ноги, чтобы служить.

2) Христос возвеличен до звания Князя. «И восстанет в то время Михаил, князь великий» (Дан.12:1). Некоторые полагают, что здесь говорится об архангеле, на самом же деле речь идет о Angelus Foederis — Христе, Ангеле завета. Он — Великий Князь. «…Владыка царей земных» (Отк.1:5). Земные цари получают свои венцы непосредственно из рук нашего Господа. Престол Христа — выше звезд. Ему служат ангелы и архангелы. Итак, Христос был возвеличен в Своих почетных званиях.

III. Бог возвеличил Христа вознесением. Вознесен — значит возвеличен. Августин говорит: «Некоторые — например, ермиане — утверждали, что тело Христа вознеслось только до солнечной орбиты». Но Писание недвусмысленно говорит о вознесении Христа на небо (Лук.24:51). «Превыше всех небес» (Еф.4:10), то есть выше небосвода. Иисус вознесся в эмпиреи — высшую сферу небес, которую Павел назвал третьим небом. Касательно вознесения Христа следует обратить внимание на следующие моменты:

1) каким образом Он вознесся. При вознесении Христос благословлял Своих учеников. «…И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лук.24:50,51). Иисус не оставил ученикам ни земель, ни домов, но оставил им Свое благословение.

Христос вознесся как победитель, торжествуя. «Ты восшел на высоту, пленил плен» (Пс.67:19). Иисус восторжествовал над грехом, адом и смертью. И Его триумф — это триумф верующего. Христос победил грех и ад ради каждого верующего;

2) плод вознесения Христа. Вознесение Иисуса на небо повлекло за собой сошествие Святого Духа в наши сердца. «…Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:8). Вознесясь к облакам, как на победоносной колеснице, Он дает нам дары Духа, подобно тому как царь во время коронации щедро одаривает своих фаворитов.

IV. Бог возвеличил Христа, посадив Его одесную Себя. «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мар. 16:19). «…Воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени» (Еф.1:20,21).

Что мы имеем в виду, когда говорим, что Христос сидит одесную Бога?

На самом деле у Бога нет ни правой, ни левой руки, поскольку Он как Дух не имеет каких-либо частей тела. Эта метафора заимствована из традиций, существовавших при дворах королей, которые имели обыкновение приближать к себе своих фаворитов и располагать их по правую руку от себя. По правую руку Соломона по приказу царя поставили престол его матери (3Цар.2:19). Так и для Христа находиться одесную Бога Отца означает быть близким Богу Отцу по достоинству и чести. Человеческая природа Христа, соединившись с Божественной, теперь восседает на царском престоле на небесах, вызывая восхищение даже у ангелов.

В силу соединения человеческой природы Христа с Божественной, происходит передача славы от Божественной природы Христа к человеческой, насколько та способна принять. Не то чтобы человеческое естество приблизилось к Божественному и стало равным ему, но Божественное естество, соединившись с человеческим, самым удивительным образом прославило его, хотя и не обожествило. Христос как Ходатай исполнен всякого величия и достоинства, что выше понимания ангелов самого высокого порядка. В Своем уничижении Христос спустился так низко, что дальше некуда. И в Своем возвеличении Он вознесся так высоко, что выше не бывает. Во время воскресения Иисус поднялся над могилой. При вознесении Он поднялся над атмосферой и звездным небом. Восседая одесную Бога, Иисус возвеличился над самой высокой сферой небес, «превыше всех небес» (Еф.4:10).

V. Бог возвеличил Христа, назначив Его Судьей мира.

«Ибо Отец… весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22). Высшая степень возвеличения Христа проявится в день суда. «…Сын Человеческий… приидет в славе Отца Своего» (Мар. 8:38). Он, подобно Отцу, облачится в великолепно вышитый наряд, символизирующий величие, и явится в сопровождении всех Своих святых ангелов (Мат. 25:31). Тот, Кого кучка воинов вела на суд, будет восседать на месте Судии в окружении ангелов. Христос будет судить Своих судей, Он будет судить осудившего Его Пилата. Цари покинут свои престолы и предстанут пред судом. И это будет суд наивысшей инстанции, решение которого апелляции не подлежит.

Урок первый. К сведению.

1) Обратите внимание на то, что положение Христа на небе отличается от Его положения на земле. О, как сменились декорации! Родившись на земле, Иисус лежал в яслях — теперь Он восседает на престоле. Тогда Христа ненавидели и презирали люди — теперь Его обожают ангелы. Тогда имя Иисуса было в поношении — теперь «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:9). Тогда Он пришел послужить и по виду был как слуга, препоясавшись полотенцем, с умывальницей в руках, чтобы омыть ноги ученикам (Иоан.13:4,5). Теперь Христос облачился в княжеские одежды, и земные цари кладут свои венцы к Его ногам. На земле Иисус был «мужем скорбей», теперь Он помазан елеем радости. На земле нашего Господа ждало распятие, на небе — коронация. На земле Отец в гневе оставил Христа — теперь Он посадил Иисуса по правую руку от Себя. Раньше в Нем не было «ни вида, ни величия» (Ис.53:2) — теперь Христос — «сияние славы» Отца (Евр.1:3). О, какая перемена! «Бог превознес Его».

2) Вы верите в то, что Христос сначала был унижен, а затем возвеличен? Тогда знайте, что путь к истинному почету лежит через смирение. «…Унижающий себя возвысится» (Лук.14:11). Мир считает смирение чем-то достойным презрения, однако смирение — верный путь к чести. Чтобы подняться, нужно сначала упасть. Чтобы взойти, нужно сначала спуститься. Смирение возвеличивает нас, вызывая уважение людей, и возвеличивает нас до небесного престола. «Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мат. 18:4). Смиренный обретет там больше славы.

3) Сначала Христос страдал, и только затем был возвеличен. Отсюда следует, что страдания должны предшествовать славе. Многие желают прославиться со Христом, но не рады страдать за Него. «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим.2:12). Нечестивцы сначала царствуют, а потом мучаются, благочестивые — наоборот — сначала терпят, а затем царствуют. Другого пути в Константинополь, кроме как через пролив, не существует. Другого пути на небо, кроме как через страдания, тоже нет. Только через крест лежит дорога к венцу. Небесный Иерусалим — прекрасный город с золотыми улицами и жемчужными воротами, но пройти к нему нам предстоит по грязной дороге, через множество поношений и скорбей (Деян.14:22). Нам надлежит войти в славу, как это сделал Христос, Который сначала перенес позор и смерть, а затем был возвеличен до положения одесную Бога.

Урок второй. Об утешении.

1) Христос, будучи возвеличен до таких высот, облагородил наше естество, увенчал его славой и вознес его над ангелами и архангелами. И хотя как человек Иисус был «не много унижен пред Ангелами» (Евр.2:9), тем не менее, Его человеческая природа соединена с Божественной и находится одесную Бога. Следовательно, человеческое естество выше ангельского. И если Бог придал такое достоинство нашему естеству, позор нам, когда мы обесцениваем свою природу! Бог возвысил человеческое естество над ангельским, а пьяница низводит нашу природу ниже животного уровня.

2) Христос был возвеличен до положения одесную Бога, и на Него возложено правление. Иисус правит всеми делами мира в Свою славу. Как вы думаете, если Христос так высоко продвинулся и вся власть на небе и на земле отдана в Его руки, разве Он не позаботится о Своих избранных и не обратит во благо Своей Церкви самые изумительные дела провидения? Колесики часового механизма наскакивают друг на друга, но благодаря этому часы идут. Так и Христос, находясь одесную Отца, обратит во спасение те обстоятельства, которые как бы «наскакивают» на Его Церковь.

3) Христос находится одесную Бога, и мы можем быть уверены, что теперь Он завершил дело искупления человека. «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр.10:12). Если бы Христос не до конца искупил грех и удовлетворил Божий закон не полностью, Он не сидел бы одесную Отца, а до сих пор лежал бы во гробе. Однако теперь Иисус возвеличен в славе, а это является явным признаком того, что Он сделал и претерпел все необходимое для совершения нашего искупления.

4) Несмотря на то что Христос так высоко возвеличен в славе, Он помнит о нас, оставшихся на земле. Люди, добиваясь высокого положения, склонны забывать своих друзей. Так главный виночерпий, вновь обретя свое место при дворе фараона, забыл о бедном Иосифе в тюрьме. Однако Христос поступает иначе. Хотя Иисус и был так высоко возвеличен в славе, Он помнит о Своих святых на земле. Наш первосвященник носит все имена и желания Своего народа на наперснике. Ты подвергаешься искушениям? Несмотря на то что Христос во славе, Он знает, как пожалеть тебя и помочь. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евр.4:15). Ты сокрушаешься из-за греха? Христос, хотя Он и пребывает в прославленном состоянии, слышит твои воздыхания и собирает слезы в сосуд.

5) Пусть тот факт, что Христос был возвеличен до положения одесную Бога, послужит утешением верующим. Ведь однажды и они будут вознесены до места славы, где сейчас находится наш Господь. Возвеличение Христа — это наше возвеличение. Он об этом молился: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Иоан.17:24). Кроме того, сказано, что Христос отправился «приготовить место» верующим (Иоан.14:2). Христос назван главой, а Церковь — телом (Еф.1:22,23). Глава возвеличена во славе, и таинственное тело будет тоже возвеличено. А то, что Иисус введет верующих во всякую славу (Иоан.17:22), обрамляющую человеческое естество, так же верно, как и Его возвеличение превыше всех небес. Подобно тому как здесь Христос облачает святых в благодать, так вскоре Он облачит их в славу. Это утешение для наибеднейших христиан. Возможно, у тебя нет даже крыши над головой, однако ты можешь посмотреть на небо и сказать: «Вон мой дом, вон моя страна. Я мысленно завладел небом. Христос уже находится там, и скоро я буду с Ним. Иисус сидит на престоле славы, и я, по слову Его, буду сидеть вместе с Ним на престоле» (Отк.3:21).

Урок третий. Увещание. Разве Бог не возвеличил Христа? Давайте и мы постараемся возвеличивать Его. Во-первых, будем возвеличивать Иисуса как личность и, во-вторых, будем превозносить Его истины.

1) Давайте возвеличивать Христа в наших сердцах. Веруйте, поклоняйтесь и любите Его. Мы не можем вознести Иисуса выше небес, однако мы способны превозносить Его в своем сердце. Давайте же будем возвеличивать Христа устами, петь Ему хвалу. Наши тела — храм Духа Святого, а уста должны стать органами в этом храме. Воздавая Христу славу и хвалу, мы превозносим Его в глазах других людей. Давайте возвеличим нашего Господа святым образом жизни. «Vera religio hoec, sine macula vivere luctant. — Истинность вероисповедания проявляется в том, что человек старается вести беспорочную жизнь». Все славословия, все молитвы в мире не могут возвеличить Христа больше, чем святая жизнь. Воистину, Христос приобретает известность и возвеличивается, когда Его последователи поступают достойно своего Господа.

2) Давайте превозносить истины Христа. Бучолсер в своей «Хронологии» рассказывает о польских дворянах, которые, когда бы ни услышали чтение Евангелия, всегда прикасались ладонями к мечам, дабы продемонстрировать свою готовность защищать Благую Весть ценою собственной жизни. Давайте превозносить истины Христовы, оберегая их от погрешностей. Сохраним учение о даре благодати от заблуждения спасения по делам, а Божественность Христа — от социанской ереси.

Истина — самая драгоценная жемчужина Христова венца. Давайте будем бороться за истину, как за огромное достояние, дабы его не вырвали из наших рук. Что же касается славы Христа, то когда мы превозносим Его истины, наш Господь почитает это возвеличением Себя.