8. Христос — Искупитель

Вопрос 30: КАК СВЯТОЙ ДУХ ПРИМЕНЯЕТ К НАМ ИСКУПЛЕНИЕ, ПРИОБРЕТЕННОЕ ХРИСТОМ?

Ответ: Святой Дух применяет к нам искупление, приобретенное Христом, вырабатывая в нас веру, посредством чего соединяет нас со Христом в действенном призвании.

Данный ответ содержит две важные истины. Слова «искупление, приобретенное Христом», подразумевают, что Христос — славный приобретатель нашего искупления. Кроме того, здесь прозвучало утверждение, что Дух применяет к нам приобретенное Христом искупление, вырабатывая в нас веру и т.д.

Подразумевается, что Иисус Христос — славный приобретатель нашего искупления. Доктрина об искуплении Иисусом Христом — славное учение. Это — ядро и квинтэссенция Евангелия, несущее в себе утешение для каждого христианина. Великим было дело сотворения, но дело искупления — еще величественней. Искупить нас оказалось дороже, чем сотворить. При сотворении достаточно было произнести слово, при искуплении же потребовалось пролитие Крови. Сотворение — дело перстов Божьих (Пс.8:4). Искупление — дело Божьей мышцы (Лук.1:51). Христос «…приобрел вечное искупление» (Евр.9:12). Зачем понадобилось искупление? Дело в том, что наши грехи «заложили и продали» нас. Если бы не было своего рода закладной, не было бы и нужды в искуплении: redimere rursus emere (Иероним). Но поскольку грех нас заложил и продал, Христос приобрел нам искупление. Его право выкупить нас было предпочтительным, ибо Иисус — наш кровный родственник. Древнееврейское слово Goel, переведенное как «Искупитель», обозначает близкого по крови родственника. Согласно ветхозаветному закону, поле своего брата выкупал ближайший родственник (Руф.4:4). Так и Христос -наш близкий родственник — «плоть от плоти нашей», более всего подходит для нашего искупления.

Как Христос искупает нас?

Своей драгоценной Кровью. «В Котором мы имеем искупление Кровию Его» (Еф.1:7). В Риме искупителем считался тот, кто платил цену, эквивалентную сумме выкупа заключенного. В этом смысле и Христос — Искупитель, ибо Он оплатил выкуп. Никогда еще за выкуп узников не платили такую цену! «Ибо вы pretio empti — куплены дорогою ценою» (1Кор.6:20). Так по Писанию: «…со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». Поскольку эта Кровь принадлежала Личности, являющейся и Богом, и человеком, то ее цена оказалась достаточной для выкупа миллионов.

От чего Христос искупает нас?

От греха. Быть выкупленным из турецкого рабства -великая милость, но безмерно большее благо — быть искупленным от греха. Ничто, кроме греха, не может нанести душе вред. Не скорби вредят ей — они подчас делают душу лучше, подобно тому как печь очищает золото, — а именно грех причиняет душе вред. Теперь Христос искупает нас от греха. «…Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:26).

Но как же мы обретаем искупление от грехов? Разве возрожденные не подвержены тлению? Разве им не присуща гордость и неподдающиеся умерщвлению страсти?

Искупление может быть либо incohata, либо plena, т.е. «начатое» искупление или «совершенное» искупление. Грех не выживает в условиях совершенного искупления. Но здесь искупление только начинается, а грех может удержаться, пока искупление несовершенно. Подобно тому как тьма полностью не исчезает при самом восходе солнца, зато абсолютно отсутствует, когда солнце в зените. Пока наше искупление только начато, грех может присутствовать, однако в полноте славы греха не будет.

В каком смысле Христос искупил оправданных от греха?

1) A reatu — «от вины» за грех, но не от позора. Вина делает человека подлежащим наказанию. Христос искупил оправданных от вины за грех. Наш Господь освободил их от уплаты долга. Обращаясь к Божьей справедливости, Христос говорит, как Павел сказал Филимону: «Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне» (ст. 18).

2) Оправданный человек искуплен a dominio — «от власти» и регентства греха, но не от его присутствия. Грех может furere, но не regnare. Он может неистовствовать в Божьем чаде, но не может царствовать. Так в Давиде бушевала похоть, в Петре — страх, но эти грехи не доминировали, а покаяние помогло согрешившим встать на ноги. «Грех не должен над вами господствовать» (Рим.6:14). Грех обитает в Божьем чаде, но он свергнут с престола. Грех живет не как царь, а как пленник.

3) Верующий искуплен a maledictione — «от проклятия» за грех. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал.3:13). Христос сказал Отцу, как Ревекка Иакову: «На Мне пусть будет проклятие их, пусть на них будут благословения, а на Мне проклятие». Теперь верующим нет никакого осуждения (Рим.8:1). Неверующий же имеет двойное осуждение. Одно — от закона, который он преступил, а второе — от Евангелия, которым он пренебрег. Христос же искупил верующих от проклятия, Он освободил Свой народ от силы ада и проклятия.

К чему Христос искупил нас?

Он искупил нас к славному наследию. «К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1Пет.1:4).

1) К наследству. Христос не просто выкупил нас из темницы, но и искупил нас, дабы мы обрели состояние блаженства и наследство. Небо — это не краткосрочная аренда, а наследство, славное наследство, названное «наследием святых во свете» (Кол.1:12). «Lumen producit colores. — Свет украшает и покрывает мир позолотою». Чем, если не темницей, был бы мир без света? Небесное наследство излучает свет. Христос, как немеркнущее солнце, освещает его Своими лучами (Отк.21:23).

2) К наследству нетленному. Оно не разрушается и не разлагается. Символом земного утешения была скиния, временный храм. А вот прообразом неба служил постоянный храм — прочный, утвержденный на многие годы, построенный из камня и покрытый золотом. Это слава небесного наследства, оно нетленно. На его главном фасаде лежит печать вечности.

3) Чистое. Греческое слово, переведенное как «чистое», имеет отношение к драгоценному камню с названием amiantus — «горный лен», на котором невозможно поставить пятно. Таким местом являются и небеса — чистым, незапятнанным. Там нет греха, который смог бы очернить чистоту. За святость и чистоту небо сравнивают с золотом без примесей, а также с сапфиром и изумрудом (Отк.21:19). По словам Плиния, сапфир обладает силой оберегать целомудрие, а изумруд — выводить яды. Эти камни -живой символ неба, демонстрирующий его святость. Никакого жара похоти, никакого яда злобы — только чистые и непорочные духи населяют небеса.

4) Неувядающее. Здесь употреблено греческое слово, обозначающее название цветка Amarantus — «амарант», который, по словам Климента Александрийского, долго сохраняется свежим и зеленым. Таково и небесное наследство — оно не теряет своего яркого цвета, навсегда сохраняя зелень и свежесть, его красота — неувядаема. К этому славному наследству искупил Христос святых. Наследству, которое нельзя полностью описать, — не хватит всего света небосвода, даже если бы каждая звезда сияла для нас так же ярко, как солнце. Алмаз в кольце — слава наследия — это возможность всегда лицезреть и общаться с благословенным Богом. Вид Господа будет для нас самым завораживающим и восхитительным. Присутствие царя украшает двор. Мы «…увидим Его, как Он есть» (1 Иоан.3:2). Пока мы утешаемся тем, что видим Бога сквозь призму обрядов, видим Его в Слове и в таинствах. Мученики почитали за великое утешение видеть Бога в темнице. О, что же будет, когда мы увидим Господа в славе, сияющим в десятки тысяч раз ярче, чем солнце! И не просто увидим, а будем вечно наслаждаться общением с Ним! «Proemium quod fide non attingitur. — Сама вера не в состоянии полностью постичь, какая это награда» (Августин). Все это блаженство Христос приобрел искуплением, ценою собственной Крови.

Урок первый. Наставление.

1) Смотрите, в какое жалкое и плачевное состояние мы ввергли себя из-за греха. Грехом мы загнали себя в рабство, поэтому необходимо, чтобы Христос приобрел нам искупление. «Nihil durius servitute, — говорит Цицерон. — Рабство — наихудшее положение». Пребывающие в данное время в алжирской тюрьме вполне с этим мнением согласны. Но в результате греха мы оказались в рабстве куда более ужасном — в рабстве сатаны, безжалостного тирана, который находит радость в проклятии душ. В таком состоянии мы находились, когда Христос пришел искупить нас.

2) Здесь, словно сквозь прозрачное стекло, мы видим любовь Христа к избранным. Иисус пришел искупить их и добровольно за них умер. Разве не великая любовь побудила бы царского сына заплатить огромную сумму денег за выкуп пленника? Но если бы царевич еще с радостью согласился занять место пленника и погибнуть для его выкупа — это было бы, по меньшей мере, странным. Христос же именно так и поступил — Он собственной Кровью засвидетельствовал Свою любовь. Даже замолвить о нас слово перед Отцом было бы большим делом, но Христос знал, что этого недостаточно для нашего искупления. Несмотря на то что словом был создан мир, для искупления грешников слова слишком мало. «…Без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22).

Урок второй. Об испытании. Если Христос пришел для приобретения нам искупления, давайте испытаем себя, а те ли мы люди, которых Иисус искупил от вины и проклятия, последовавшего за грехом. Такое испытание необходимо. Позвольте мне напомнить вам, что Христос искупил лишь определенное число людей. «О, — скажут грешники, — Христос — Искупитель, и Он спасет нас». Возлюбленные, Христос пришел не для искупления всех, иначе этим Он перечеркнул бы Божье постановление. Искупление не является таким масштабным действием, как творение. Допускаю, что достоинства Крови Христа достаточно, чтобы спасти всех, но существует различие между достаточностью и действенностью. Цены Крови Христа достаточно для спасения всех, но действенна она только в отношении верующих. Сам по себе, целебный пластырь обладает свойством лечить любую рану, но исцеления не последует, если пластырь к ране не прикладывать. И поскольку сложилось так, что не на всех, а лишь на некоторых распространяется совершенное Христом искупление, то просто необходимо поставить перед собственной душой вопрос: «А принадлежу ли я к числу тех, кого искупил Христос?».

Как нам об этом узнать?

1) Искупленный примирился с Богом. Вражда устранена. Бог одобряет суждения Своих детей, их воля склоняется ad bonum (Кол.1:21). Можно ли считать искупленными непримирившихся с Богом, ненавидящих Бога и Его народ (подобно тому как не терпят друг друга виноград и лавр)? Разве искуплены презирающие святость? Разве искуплены непримиренные? Христос приобрел помилование и для этих. Однако грешник, даже имея помилование, отправляется в ад (Иоан.5:6).

2) Искупленные Христом выкуплены из мира. «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:4). Искупленные Христом воскресли вместе с Ним (Кол.3:1). Подобно птицам, которые лишь на миг спускаются на землю, чтобы подобрать зернышко, и немедленно взлетают ввысь, к небу, так и искупленные Господом лишь, пользуются законными благами этого мира, но их сердца уже далеки от всего суетного, они вознеслись на небеса. Они проживают здесь, а служат там. Те, за кого умер Христос, «мертвы» для мира, то есть для мирских почестей, привилегий и выгод. Что мы можем сказать о людях, утверждающих, что они искуплены Господом, и в то же время любящих мир? Они подобны тем племенам, которые пожелали иметь свой удел на земле Ханаана. «…Они мыслят о земном» (Фил.3:19). Они всю свою душу вкладывают в строительство имения. Те, что не избавились от мира, не искуплены Христом.

Урок третий. Об утешении для искупленных. Какое везение — вам выпал жребий дара благодати! Когда-то вас держал в своей темнице дьявол, теперь вы из нее вырвались. Когда-то вы были скованы цепями греха, но Бог начал разбивать эти цепи и избавил вас от власти греха и связанного с ним проклятия. Какое большое утешение! Если во Христе есть отрада — она твоя. Приносит ли обетование сладкий плод? Ты можешь сорвать его. Несет ли в себе Евангелие славные преимущества? Это часть твоего наследства, твое оправдание, усыновление и получение венца. Есть ли какая-то слава на небе? Ты вскоре будешь пить из этой реки наслаждений. Есть ли у тебя какие-то преходящие блага? Это всего лишь залог блага более значительного. Пища, которую ты вкушаешь здесь, — это еда мимоходом и залог того, что на небе тебе Бог приготовил пищу ангелов. Какое утешение ты можешь найти в мирских скорбях, даже если не расцвела смоковница! Более того, даже в смерти, которая лишилась своего жала. «Mors abiit morte Christi. — Смерть уходит благодаря смерти Христа». Смерть унесет тебя к твоему Искупителю. Не бойся смерти, ибо не можешь обрести полного счастья, пока не умрешь.

Урок четвертый. Увещание. Живите в трепетном ожидании того времени, когда вы обретете полное и совершенное искупление на небе, избавление навеки. Тогда вы освободитесь не только от власти, но и от присутствия греха. На земле верующий подобен узнику, который вырвался из темницы, однако носит на ногах кандалы. Когда над вами развернется знамя славы, вы будете подобны ангелам Божьим, у вас не будут более появляться грешные мысли. Не будет боли и печали, тяжелой головы и неверного сердца. Вы увидите лик Христа и всегда сможете опираться на Его руку. Вы будете как Иосиф, которого «поспешно вывели из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону» (Быт.41:14). Живите в трепетном ожидании того времени, когда сможете снять тюремную робу и облачиться в великолепное одеяние славы. Уповайте на это! Радуйтесь, ожидая полного и славного искупления, когда вы будете счастливы настолько, что вам даже трудно представить, когда вы станете обладателями богатства, о котором написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку».