2. Эффективное призвание

«Тех и призвал» (Рим.8:30).

Вопрос 31: ЧТО ТАКОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИЗВАНИЕ?

Ответ: Это благодатная работа Святого Духа, посредством которой Он побуждает нас добровольно принять Христа, предлагаемого нам Евангелием. В этом стихе изложена золотая цепь спасения, состоящая из четырех звеньев, одно из которых говорит о призвании — «тех и призвал». Призвание — это nova creatio, «новое творение», первое воскресение. Призвание бывает двух видов: внешнее и внутреннее.

1) Внешнее призвание, в котором Бог предлагает грешникам благодать, приглашает их прийти и принять Христа и спасение. «Много званных, а мало избранных» (Мат. 20:16). Этот призыв показывает людям, что они должны делать для своего спасения, и исключает прощение в случае неповиновения.

2) Различают также внутренний призыв, когда Бог не только предлагает благодать, но и воспроизводит ее. В результате этого призыва сердце обновляется, и воля человека энергично стремится принять Христа. Внешний призыв приводит человека к исповеданию Христа, а внутренний -к Его богатствам.

Какими средствами осуществляется эффективное призвание?

Каждое творение имеет голос, чтобы звать нас. Небеса призывают нас созерцать славу Божию (Пс.18:2). Совесть призывает нас. Суды Божьи призывают нас покаяться: «…слушайте жезл» (Мих.6:9). Но не каждый голос обращает грешника. Существует два средства нашего эффективного призвания.

1) Это «проповедь слова», которая является звучащей серебряной трубой Бога в ушах человека. Господь говорит не с помощью пророчества, а через Своих служителей. Самуил думал, что его звал голос Илия, но в действительности это был голос Бога (1Цар.3:6). Поэтому, возможно, вы думаете, что в слове к вам обращается служитель, но на самом деле это вам говорит Бог. Поэтому Писание свидетельствует, что Христос обращается к нам с небес (Евр.12:25). Как же Он говорит с нами через служителей? Так же, как царь с помощью своих послов. Знайте, что в каждой проповеди Бог призывает вас, и, отказываясь от послания, которое мы вам несем, вы отказываетесь от Самого Бога.

2) Еще одним средством нашего эффективного призвания является Святой Дух. Служение слова подобно трубе или органу, а Святой Дух, дуя в него, изменяет сердца людей. «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (Деян.10:44). Служители стучат в двери человеческих сердец, а Дух приходит с ключом и открывает их. «И одна женщина … именем Лидия,… чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее» (Деян.16:14).

От чего Бог отзывает человека?

1) От греха. Он призывает человека оставить невежество и неверие (1Пет.1:14). По своей природе разум человека окутан тьмой. Бог призывает людей, чтобы они обратились «от тьмы к свету», подобно тому как человека зовут выйти из темницы, чтобы он смог увидеть свет солнца (Еф.5:8).

2) От опасности. Как ангелы призывали Лота бежать из Содома, чтобы спастись от огненного дождя, так и Бог призывает Свой народ бежать от огня и серы ада, от всех тех проклятий, которым они должны будут подвергнуться.

3) Он призывает людей оставить мир так же, как Христос отозвал Матфея от налоговых квитанций. «Они не от мира» (Иоан.17:16). Призванные Божественным образом не принадлежат этому миру, а являются странниками. Они не сообразуются с этим миром и не следуют его греховным привычкам — они не от мира. И хотя они живут здесь, но трудятся для небесной страны. Мир — это то место, где находится престол сатаны, это сцена, где грех каждый день разыгрывает свою роль. Поэтому те, кто призваны, живут в мире, но не принадлежат ему.

К чему Бог призывает людей?

1) Он призывает их к святости. «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:7). Святость — это отличительный знак, или серебряная звезда, которую носят благочестивые. Knam kodsheca, «народ святыни Твоей» (Ис.63:18). Призванные Богом помазаны священным помазанием Духа — «…вы имеете помазание от Святого» (1 Ио-ан. 2:20).

2) Бог призывает их к славе так же, как человека приглашают выйти из тюрьмы, чтобы возвести на престол, -«…Бог, призвавший вас в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2:12). Тех, кого Бог призвал, Он увенчивает в безмерном преизбытке славой (2Кор.4:17). Еврейское слово «kabod», обозначающее славу, подчеркивает pondus — степень славы. Степень славы повышает ценность точно так, как стоимость золотого слитка определяется его весом. Эта слава не кратковременна, а постоянна, она вечна. Ее легче ощутить, чем выразить.

Что является источником эффективного призвания?

Избирающая любовь Бога. «А кого Он предопределил, тех и призвал» (Рим.8:30). Избрание является неистощимым источником нашего призвания. Бог избирает людей не потому, что одни более достойны стать сопричастниками небесного призвания, чем другие, ибо все мы «в кровях своих» (Иез.16:6). Каким достоинством мы обладаем? Какие преимущества имела Мария Магдалина, из которой было изгнано семь бесов? Каким достоинствами обладали коринфяне, когда Бог начал призывать их с помощью Евангелия? Они были блудниками, малакиями и идолослужите-лями. «И такими были некоторые из вас; но омылись…» (1Кор.6:11). Ибо до своего призвания мы были не только «немощны» (Рим.5:6), но и «врагами» (Кол.1:21). Поэтому источником нашего призвания является избрание.

Какие характеристики имеет этот призыв?

1) Это могущественный призыв. «Verba Dei sunt opera. — Слова Бога совершают работу» (Лютер). Призывая грешника к себе, Бог проявляет беспредельную силу: Он действует не только Своим голосом, но и рукой. Апостол говорит о безмерном величии Его могущества, которое проявляется к тем, кто верит (Еф.1:19). Бог победоносно движется в колеснице Евангелия. Он побеждает гордость сердца и заставляет волю человека, которая противостояла подобно царской крепости, покориться и снизойти к Его благодати. Он заставляет каменное сердце истекать кровью. О, это могучий призыв! Почему же тогда арминианцы говорят лишь о моральном убеждении — о том, что Бог при обращении грешника лишь нравственно убеждает его и не более того, что Он раскрывает перед людьми Свои обетования, чтобы привлечь их к добру, а Свои угрозы — чтобы отпугнуть их от зла. Неужели это все, что Бог делает? Но, безусловно, одних нравственных убеждений недостаточно для эффективного призыва. Как могут предложенные обетования и угрозы обратить душу? Это неравносильно созданию нового творения или той силе, которая воскресила Христа из мертвых. Бог не только убеждает, но и дает силу (Иез.36:27). Если при обращении Господь лишь нравственно убеждает, то есть раскрывает перед человеком добро и зло, то тогда для спасения грешников Он не применяет такой же силы, как дьявол для их уничтожения. Сатана не только предлагает человеку искушающий объект, но и действует соответственно своим искушениям. Поэтому Писание говорит о нем, как о «действующем ныне в сынах противления» (Еф.2:2). Греческое слово, обозначающее это действие, делает акцент на imperii vim, Camerarius, то есть силе, которую применяет сатана, склоняя человека ко греху. И разве сила Бога при обращении не больше силы сатаны, применяемой при совращении? Эффективный призыв могущественный и всесильный. Бог действует божественной силой, более того, частью Своего всемогущества. Этот призыв настолько силен, что воля человека не может результативно противостоять ей.

2) Это высокий призыв. «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:14). Это высокий призыв, во-первых, потому что мы призваны к высокому проявлению религии: быть распятыми для мира, жить по вере, совершать труд ангелов, любить Бога, быть живым органом для Его прославления, держаться общения с Отцом и Сыном (1 Иоан.1:3). Во-вторых, это высокий призыв, потому что нам дарованы высокие привилегии: оправдание и усыновление, а также право быть царями и священниками Бога. Мы призваны к общению с ангелами (Евр.12:22). Нам дано право быть сонаследниками Христа (Рим.8:17). Те, кто эффективно призван, являются кандидатами для небес, князьями по всей земле, хотя и замаскированными (Пс.44:17).

3) Это неизменный призыв. «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим.11:29), то есть те дары, которые являются результатом избрания (такие, как призвание и оправдание) не подлежат сожалению. Бог раскаялся в том, что назначил Саула царем, но Он никогда не раскается в призвании грешника к святости.

Урок первый. Обратите внимание на необходимость эффективного призыва. Без него человек не может попасть на небеса. Прежде чем стать прославленными, мы должны быть призваны (Рим.8:30). Непризванный человек в Библии может рассчитывать лишь на угрозы, так как, находясь в своем природном состоянии, он не годен для небес точно так, как человек в своих запачканных одеждах не достоин быть представленным царю. Человек в своем природном состоянии является Богоненавистником. Разве он подходит для небес (Рим.1:30)? Неужели Бог введет в Свои недра Своего врага?

Урок второй. Об испытании: действительно ли мы призваны. Об этом мы можем судить по предыдущим и последующим событиям.

1) Зная предыдущее. До эффективного призыва над душой проводится смиряющая работа: человек обличается во грехе и видит, что является всего лишь грешником. Таким образом невозделанная нива его сердца распахивается (Иер.4:3). Как землепашец разбивает комья земли перед посевом, так и Бог с помощью убедительной работы закона разбивает сердце грешника и делает его годным для принятия семян благодати. Тот, кто никогда не был обличен, не был и призван. «Он… обличит мир о грехе» (Иоан.16:8). Обличение — это первый шаг обращения.

2) По последующим событиям. Во-первых, тот, кто призван ко спасению, отвечает на призыв Бога. Когда Господь призвал Самуила, то тот ответил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар.3:10). Когда Бог призывает вас к религиозному действию, то спешите ли вы на Божий призыв? «Я не воспротивился небесному видению» (Деян.26:19). Если Бог призывает исполнить религиозный долг вопреки желанию плоти и крови, то мы во всем повинуемся Его голосу. Истинное послушание подобно игле, показывающей, в какую сторону притягивается магнит. Тот, кто глух к призыву Бога, показывает, что он не был призван благодатью. Во-вторых, тот, кто был эффективно призван, перестает слышать остальные призывы, которые отталкивают его от Бога. Кроме Божьего призыва существуют и противоположные призывы. Искушением призывает сатана, призывает похоть и нечестивые компании. Но как гадюка препятствует проникновению голоса заклинателя в свои уши, так и эффективно призванная душа становится глухой к чарам плоти и дьявола.

Урок третий. Утешение для тех, кто был призван Богом. Этот призыв является доказательством избрания — «А кого Он предопределил, тех и призвал» (Рим.8:30). Избрание является причиной нашего призвания, а призвание -признаком нашего избрания. Избрание — первое звено золотой цепочки спасения, а призвание — второе. Имеющий второе звено может быть уверен в том, что обладает и первым. Как, двигаясь вдоль ручья, можно прийти к источнику, так и по призванию мы можем судить об избрании. Призвание — это залог и обещание славы. «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13). Мы можем видеть избирающую любовь Бога по работе благодати, совершающейся в нашем сердце.

Урок четвертый. Те, кто был призван, должны быть благодарны Богу за это невыразимое благословение. Будьте благодарны всем Личностям Троицы: благодарите Отца за Его милость, Сына — за Его заслуги и Духа — за Его действенность. Чтобы быть благодарным, задумайтесь о том, что, когда вы обижали Бога, Он призвал вас; о том, что Бог не нуждался в вас, имея миллионы прославленных святых и ангелов для Своей славы, но Он позвал вас. Задумайтесь над тем, кем вы были до того, как Господь призвал вас. Вы жили в грехах. Когда Бог призвал Павла, тот был безжалостным преследователем. Когда Господь призвал Матфея, он был занят налоговыми квитанциями. Когда Он призвал Закхея, тот занимался вымогательством. Когда Бог призывает человека посредством Своей благодати, то Он находит его рабом собственных похотей точно так, как Саул, будучи призванным царствовать, был занят поиском ослиц. Восхищайтесь любовью Бога, возносите Ему хвалу за то, что Он призвал вас, когда вы стремились ко греху. Какую милость Он оказал, призвав вас, в то же время пройдя мимо других! «Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Мат. 11:26). Благодарите Бога за то, что Он прошел мимо мудрых и благородных людей, имеющих более приятные манеры, более проницательных и менее порочных, чем вы; за то, что все богатства свободной благодати теперь принадлежат вам. О, как поразительна любовь Бога! Какая благосклонность была проявлена к Самуилу, когда Бог призвал его и открыл ему Свой план, пройдя мимо Илия, хотя тот был священником и судьей Израиля (1Цар.3:6). Вы должны благодарить Бога за то, что Он призвал вас, мерзкого грешника, пройдя мимо других людей более благородного происхождения и более высоких нравственных устоев. Как Бог направляет облака, заставляя их проливать дождь над одним местом, а не над другим, так и во время проповеди Бог открывает сердце одного грешника, в то время как другого она впечатляет не больше, чем глухого — музыка. В этом месте нужно развернуть знамя благодати Божьей, дающейся даром, и вознести хвалу. Илия и Елисей шли вместе, когда внезапно возникла огненная колесница, унесшая Илию на небеса, в то время как Елисей остался. О, безграничная, неистощимая благодать! Так же происходит, когда двое идут вместе — муж и жена, отец и ребенок, — и Бог одного призывает Своей благодатью, а другого оставляет, когда один уносится на триумфальной колеснице к небесам, а другой оставлен для вечной погибели. Какое воздействие тогда должна оказать избирательная любовь Бога на тех, кто призван! Какими переполненными благодарности должны быть эти сосуды милости! Они должны стоять на горе Геризим, благословляя и прославляя Бога! О, начните небесный труд здесь! Те, кто являются образцами милости, должны быть трубачами восхваления. Точно так Павел, будучи призван Богом и осознав, каким должником он является перед свободной благодатью, излил свое восхищение и благодарение.

Урок пятый. Обращение к призванным. Живите достойно вашего высокого призвания. «Я… умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф.4:1).

1) Имейте сострадание. Жалейте тех, кто еще не призван. Имеете ли вы ребенка, жену или слугу, которые еще не были призваны? Рыдайте об их погибающих душах: они оставлены «в своих кровях», «во власти сатаны». Сострадайте им! Пусть их грехи огорчают вас больше собственных страданий. Если вам жалко заблудившегося вола или осла, то не будете ли вы сострадать душе, сбившейся с пути? Проявите свое благочестие состраданием.

2) Живите в святости. Ваше призвание свято (2Тим.1:9). Вы призваны быть святыми (Рим.1:7). Проявите ваше призвание библейскими поступками. Разве цветы не пахнут приятнее сорняков? Разве те, кто удостоен благодати, не должны благоухать своей жизнью приятнее, чем грешники? «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15). О, не бесчестите свое высокое призвание никаким постыдным поведением! Когда Антигон уже был готов обесчестить себя женщинами, кто-то напомнил ему, что он является сыном царя. Помните о своем достоинстве, призванные Богом, принадлежащие по Крови Небесному Царству! Не совершайте ничего недостойного вашего почетного призвания. Сципион отказался от объятий блудницы, так как был полководцем армии. Возненавидьте все побуждения ко греху из-за своего высокого призвания. Избранные Богом не должны поступать как другие. Обычные израильтяне пили вино, но для назореев это было недостойным занятием, так как они дали обет отделения и пообещали воздерживаться от вина. Хотя язычники и номинальные христиане позволяют себе грешить, но так не должны поступать те, кто призваны оставить мир и имеют печать избрания. Вы — посвященные личности, ваши тела — храм Духа Святого, и они должны быть святилищем, святая святых.