6. Уверенность

Вопрос 36: КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА МЫ ИМЕЕМ БЛАГОДАРЯ ОСВЯЩЕНИЮ?

Ответ. Мы имеем уверенность в любви Бога, мир совести, радость в Святом Духе, возрастаем в благодати и долготерпении до конца.

Первое приобретение, которое вытекает из освящения, — это уверенность в Божьей любви. «Старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2Пет.1:10). Освящение -это семя, а уверенность — это цветок, произрастающий из него. Уверенность — это следствие освящения. Эту уверенность имели древние святые — «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Иоан.2:3), «ибо я знаю, в Кого уверовал» (2Тим.1:12). Это было sensus fidei — ответным действием веры: «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня» (Гал.2:20). Вера расцветает и превращается в уверенность. Великий древний мыслитель, заболев, указал на свое сердце и сказал: «Hic sat lucis —здесь у меня достаточно света», имея в виду утешение и уверенность.

Все ли освященные верующие имеют уверенность?

Они имеют на это право, и я склонен верить, что до момента смерти все обладают ею в какой-то степени. Хотя их утешение может быть настолько незначительным, а их жизненный дух так слаб, что они не могут выразить то, что чувствуют. Но я не осмеливаюсь утверждать, что все обладают этой уверенностью с первого момента освящения. Письмо может быть написанным, хотя и незапечатанным; точно так же благодать может быть написана в сердце человека, хотя Дух еще не поставил печать уверенности на нем. Бог свободен в Своих действиях и может дать или отложить уверенность pro licito — как Ему угодно. Там, где совершается освящающая работа Духа, Он может задержать запечатление, частично для того, чтобы держать душу в смирении, частично для того, чтобы наказать за беспечный образ жизни. Когда мы пренебрегаем духовной бдительностью, становимся недобросовестными к обязанностям и бесчестим свою репутацию — тогда мы угашаем благодати Духа, и Бог откладывает утешение. Иногда Бог делает это, чтобы показать различие между землей и небесами. Здесь я, скорее, хотел бы ободрить сердца тех Божьих избранников, которые подавлены отсутствием этой уверенности. Может быть, при освящении поток Святого Духа излился на вас, но вы еще не имеете помазания радости, сопутствующего уверенности. Возможно, ваша вера основывается на строгом соблюдении правил, а не на доказательствах, возможно, это жизнь, протекающая в корне, когда еще не видно плодов на ветвях. Точно так же и вера может присутствовать в вашем сердце, но она еще не принесла плодов уверенности.

Что такое уверенность?

Это не какой-то звучащий, слышимый голос, который посылается нам с помощью ангела или откровения. Уверенность заключается в практическом силлогизме, в котором слово Бога является главной посылкой, совесть — второстепенной, а Дух Божий — заключением. Слово говорит: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим» — это главная предпосылка; затем совесть делает второстепенную предпосылку: «Но я люблю Иисуса»; и тогда Дух делает заключение: «Значит, Бог любит тебя». Этот ход мыслей апостол называет «свидетельством духу нашему, что мы -дети Божии» (Рим. (8:16).

Имеет ли освященная душа такую уверенность, которая исключала бы все сомнения?

Душа имеет уверенность, которая поддерживает ее от внезапной слабости; она имеет залог Духа, свидетельствующего, что она не отпадет, но ее уверенность, хотя и безошибочная, несовершенна. Иногда возникают тревоги, но она остается в безопасности среди страхов и сомнений подобно кораблю, стоящему на якоре среди поднятых ветром волн. Если бы у христианина не было сомнений, то в нем не было бы и неверия; а не имея сомнений, не было бы различия между воинствующей и победоносной благодатью. Разве не было иногда у Давида как отливов, так и приливов? Точно так моряк иногда кричит: «Stellam video. — Я вижу звезду», а затем кричит, что звезды не видно. В одном месте мы читаем такие слова Давида: «Милость Твоя пред моими очами» (Пс.25:3), а в другом — «Где прежние милости Твои?» (Пс.88:50). Иногда в христианской уверенности наблюдается потускнение для того, чтобы верующий сильнее стремился к небесам, где не будет малейших сомнений, где знамя любви Божьей всегда будет развиваться над его душой, где свет лица Господа не будет омрачен тучами, где солнце не заходит и где святые всегда будут с Богом и их уверенность будет непрерывной.

Каковы различия между искренней уверенностью и самонадеянностью ?

1) Они отличаются методом, или манерой работы, совершенной над сердцем человека. Божественная уверенность является результатом смирения и сожаления о грехе (здесь я говорю не о степени смирения, а о его наличии). В Палермо растет тростник, сок которого содержит сахар. Душа, сокрушающаяся о грехе, является таким надломленным тростником, в котором течет эта сладкая уверенность. Дух Божий, прежде чем быть духом усыновления, выступает в роли духа рабства, но самонадеянность возникает без воздействия смиряющего слова Духа. «Как ты пришел с олениной так быстро?». Прежде, чем посеять семена, земля должна быть вспахана плугом. Точно так же сердце должно быть вспахано сокрушением и покаянием, прежде чем Бог посеет в нем семена уверенности.

2) Имеющий настоящую уверенность будет очень внимателен к тому, что ослабляет и омрачает его уверенность: он боится запретного плода и знает, что хотя грех не может уничтожить его душу, но он может лишить его уверенности. Но тот, кто обладает ignis fatuus — самонадеянностью, не боится осквернить свою одежду — он смело грешит. «Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: Отец Мой!… Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем» (Иер.3: 4,5). Валаам, будучи чародеем, говорил: «Бог мой». Если человек не боится путешествовать в ночное время, то это означает, что у него нет денег. Если человек не боится дел тьмы, то это означает, что у него нет драгоценного камня уверенности.

3) Истинная уверенность основывается на Писании. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки» (Ис.32:17). На этом строится христианская безопасность. Бог посеял семя праведности в душу человека, и оно принесло урожай уверенности. Но самонадеянность — это подлог, она не может предъявить Писание в качестве залога и подобна завещанию без печати и свидетелей, не имеющему законной силы. Самонадеянности не хватает свидетельства Слова Божьего и печати Духа.

4) Уверенность, вытекающая из освящения, всегда держит сердце в смиренном состоянии. «Господь, — говорит душа, — кто я такой, чтобы, пройдя мимо многих, золотые лучи Твоей любви осияли меня?». Эту уверенность имел Павел. Гордился ли он этим драгоценным камнем? Нет. Он говорил: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия…» (Еф.3:8). Чем больше любви христианин принимает от Бога, тем большим должником благодати он считает себя. И понимание этого долга держит его сердце в смиренном состоянии. Но самонадеянность — это разновидность гордости. Тот, кто допускает презрение, считает себя лучше других. «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди,… или как этот мытарь» (Лук.18:11). Перья летят вверх, а золото опускается вниз. Так и сердце того, кто имеет эту золотую уверенность, склоняется в смирении.

Что может побудить нас стремиться к этой уверенности?

Задумайтесь о том, как она приятна и какие благородные и восхитительные результаты воспроизводит.

1) Как она приятна. Это манна в золотом сосуде, белый камень, вино рая, веселящее сердце. Как приятна улыбка Бога! Солнце придает больше сил, когда ярко светит, а не прячется за облаками. Это предвкушение славы, которое возносит человека на небеса раньше положенного времени. Никто не может знать, насколько это восхитительно, пока не прочувствует, как никто не может знать, насколько сладок мед, не попробовав его.

2) Благородные и восхитительные результаты, которые воспроизводит уверенность.

а) Уверенность дает нам повод любить и славить Бога. Любовь — это душа религии, это тук жертвы. Кто может любить Господа, как не тот, кто имеет уверенность? Лучи солнца, отражаясь от зажигательного стекла, воспламеняют то, на что направлены. Так и уверенность, являясь отражением любви Бога, направленной на душу, зажигает в ней любовь к Нему. Павел был уверен в том, что Христос любит его, — «Который возлюбил меня». Как его сердце горело любовью! Он все почитал тщетою, кроме Христа (Фил.3:8). Христос был привязан к сердцу Павла так же крепко, как и ко кресту. Прославлением мы платим за небесный венец. Но кто, имея уверенность в своем оправдании, может благословлять Бога и воздавать Ему славу за то, что Он сделал для него? Может ли человек в обмороке или ударе прославить Бога за то, что он жив? Может ли человек, колеблющийся от страха о своем духовном состоянии, прославить Бога за то, что он избран и оправдан? Нет! «Живой, только живой прославит Тебя» (Ис.38:19). Только тот, кому придает силы уверенность, является самой подходящей личностью для вознесения хвалы Богу.

б) Уверенность добавляет сладости во все наши земные радости. Она — как сахар для вина, как залог будущего, как благословение, сопутствующее оленине. Вина наполняет горечью наше утешение, она подобна чаше полыни, отравляющей питье. Но уверенность укрепляет здоровье. Уверенность в Божьей любви — наше богатство, которое вместе с уверенностью в Царстве Небесном является восхитительным.

в) Уверенность делает нас активными и деятельными в служении Богу. Она побуждает к молитве и стимулирует послушание. Как усердие рождает уверенность, так и уверенность рождает усердие. Уверенность порождает не самоуверенность (как говорят паписты), а усердие. Сомнения охлаждают нас в служении Богу, а уверенность в Его благоволении рождает радость. «Радость пред Господом -подкрепление для вас» (Неем.8:10). Уверенность делает нас горой, возвышающейся до небес, орлами в исполнении святых обязанностей, она подобна духу в колесах Иезекииля, который двигал их и поднимал вверх. Вера дает нам возможность жить, а уверенность побуждает нас бежать. Мы никогда не должны думать, что можем сделать достаточно для Бога. Для нас уверенность — это крылья для птицы, это груз для часов, который дает возможность всем колесикам исправно работать.

г) Уверенность является золотым щитом, который отбивает искушения и побеждает их. Сатана использует два вида искушений. Во-первых, он старается заставить нас согрешить, но уверенность в собственном оправдании делает его искушения напрасными. Нет, сатана! Неужели я буду грешить против Того, Кто возлюбил меня и омыл Своею Кровью? Неужели я вернусь к безрассудству после того, как Бог дал мне покой? Неужели я ослаблю свою уверенность, раню свою совесть и огорчу своего Утешителя? Прочь, сатана! Не пытайся больше! Во-вторых, сатана заставляет нас засомневаться в нашем стремлении к Богу, нашептывая, что мы — лицемеры и что Бог не любит нас. Против этого искушения нет лучшего щита, чем уверенность. Нет, сатана! Разве благодать в моем сердце не совершает реальной работы, разве об этом не свидетельствует Дух? И ты еще говоришь, что Бог не любит меня? Теперь я знаю, что ты — обманщик, старающийся доказать ошибочность моих чувств. Если вера противостоит дьяволу, то уверенность обратит его в бегство.

д) Уверенность сделает нас довольными даже тем малым, что мы имеем в мире. Тот, кто имеет достаточно, удовлетворен. Имеющий солнечный свет доволен, даже если не имеет фонаря. Человек, обладающий уверенностью, имеет достаточно: in uno salvatore omnes florent gemmoe ad salutem. Ему принадлежат заслуги Христа, обет Его любви и залог Его славы, он наполнен полнотой Бога — этого достаточно, а имея достаточно, он удовлетворен. «Господь есть часть наследия моего … Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня» (Пс.15:5, 6). Уверенность убаюкивает сердце и дает ему покой. Причина беспокойства в некоторых людях заключается в том, что они либо безразличны к Богу, либо не знают о своих преимуществах. Павел говорит: «Ибо я знаю, в Кого уверовал» (2Тим.1:12). Это — уверенность в своей заинтересованности. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2Кор.6:10). В этом проявилась его удовлетворенность. Обладайте этой уверенностью, и вы освободитесь от периодического ропота и не будете больше недовольными. Ничто плохое не придет к тому, кто имеет эту уверенность. Бог принадлежит ему. Потерял ли он друга? — Его Отец живой. Потерял ли он единственного ребенка? — Бог отдал ему Своего Единственного Сына. Ему не хватает хлеба? — Бог дал ему хлеб жизни, сделанный из наилучшей пшеницы. Его утешения оставили его? — Но у него есть Утешитель. Он столкнулся со штормом на море? — Он знает, где его гавань. Бог — его часть, а небеса — его небеса. Эта уверенность дает сладкое удовлетворение в любой ситуации.

е) Уверенность поддерживает сердце в страданиях, она помогает христианину переносить трудности с терпением и радостью. Я повторяю — с терпением. «Терпение нужно вам» (Ев. 10:36). Некоторые сорта мяса с трудом перевариваются, и только хороший желудок может усвоить их. Точно так и бедствие является трудно усваиваемым мясом, но терпение, подобно хорошему желудку, поможет переварить его. Но откуда появляется терпение как не из уверенности? «От скорби происходит терпение… потому что любовь Божья излилась в сердца наши» (Рим.5:3, 5). Уверенность подобна морскому фонарю на палубе корабля, который дает свет ночью. Уверенность дает свет утешения в страданиях. Вы «расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» (Евр.10:34). Имеющий уверенность, может радоваться в страданиях: он может собирать виноград среди терний и брать мед из трупа льва. Латимер сказал: «Когда я сижу в одиночестве, и моя уверенность направлена на состояние моей души, и я знаю, что Бог принадлежит мне, — то я смеюсь над всеми трудностями, и ничто не может привести меня в уныние».

ж) Уверенность успокоит встревоженную совесть. Тот, кто имеет беспокойную совесть, носит в себе ад — Eheu quis intus scorpia! Но уверенность исцеляет агонию и подавляет неистовство совести, которая раньше была подобна змее, а сейчас похожа на пчелу, имеющую мед в своих устах и несущую мир, — tranquillus Deus, tranquillat omnia (Тертулли-ан). Когда Бог в мире с нами, тогда и совесть умиротворена. Когда небо спокойно и нет ветра, то море тоже покоится. Если в сердце Бога нет гнева, если буря Его гнева не поднимается, то совесть тоже спокойна и безмятежна.

з) Уверенность укрепит нас перед страхом смерти. Не имеющие ее, не смогут умереть с утешением; они in oequi-libro — находятся в сомнительной неопределенности, не зная, что ожидает их после смерти. Но тот, кто обладает уверенностью, с радостью и счастливо совершает свое шествие в этом мире: он знает, что идет от смерти к жизни, и на полных парусах несется к небесам! Хотя он не может противостоять смерти, но он побеждает ее.

Что же делать тем, у кого нет этой уверенности?

1) Они должны трудиться, чтобы найти благодать. Когда солнце не посылает свой свет на землю, то это еще больше подчеркивает его значимость. Когда Бог отворачивает Свое лицо, то это подчеркивает значение Его благодати.

Как мы можем знать, что благодать совершает в нас работу и что мы имеем право на уверенность?

Мы можем установить это, ответив на два вопроса. Во-первых, высоко ли мы ценим Иисуса Христа? «Он для вас, верующих, драгоценность» (1Пет.2:7). Христос обладает всеми совершенствами и заслуживает восхищения, вся наша хвала не соответствует Его достоинствам и подобна канве, обрамляющей одежду из золота. Как драгоценны Его Кровь и фимиам! Его Кровь умиротворяет нашу совесть, а фимиам наполняет благоуханием наши молитвы. Можем ли мы сказать, что с любовью думаем о Христе? Оцениваем ли мы Его как драгоценную жемчужину, как яркую утреннюю звезду? Рассматриваем ли мы все свои земные радости как сор по сравнению с Христом? (Фил.3:8). Предпочитаем ли мы поношение Христово всем богатствам мира? (Евр.11:26). Во-вторых, пребывает ли в нас Дух? «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2Тим.1:14).

Как мы можем знать, что в нас пребывает Святой Дух?

Об этом нельзя судить по хорошим побуждениям, возникающим под воздействием Духа, так как Дух может совершать в нас работу, но не жить. Однако через освящающую силу Духа в нашем сердце воспроизводится Божественная природа, которая оставляет свой отпечаток и изображение на душе, делая ее святой. Дух облагораживает и возносит сердце над этим миром. Когда Навуходоносору был возвращен разум, то он перестал питаться среди зверей, вернулся на свой трон и занялся делами своего царства. Если Дух Божий пребывает в человеке, то Он возносит его выше видимого мира и заставляет его superna anhelare — стремиться к небесным целям и жаждать Христа и славы. Если мы находим в себе эти стремления, то имеем благодать, а следовательно, и право на уверенность.

2) Если вам не хватает уверенности — ожидайте ее. Если на солнечных часах написаны цифры, то подождите немного, и солнце засветит. Если благодать выгравирована в вашем сердце, подождите немного, и вы получите солнечное сияние уверенности. «Верующий в него не торопится»[15] (Ис.28:16). Он будет ожидать удобного для Бога времени. Не говорите, что Бог оставил вас, что Он никогда не явит вам свет Своего лица, а лучше скажите вместе с Церковью: «Я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое, от дома Иаковлева» (Ис.8:17). Во-первых, Бог ожидал вашего обращения, так почему бы вам не подождать утешения от Него? Как долго Он приходил к вам, умоляя с помощью Духа? Он ожидал, пока Его голова не покрылась росою, Он восклицал: «Ты и после сего не очистишься? Доколе же?» (Иер.13:27). О, христианин! Бог так долго ждал твоей любви, неужели ты не можешь подождать Его любви? Во-вторых, уверенность так сладка и драгоценна, что ее стоит подождать, ее цена превыше рубинов, ее нельзя оценить Офирским золотом. Уверенность в Божьей любви — залог избрания, это пир ангелов: какую радость они еще имеют? Как сказал Миха: «Чего еще более?» (Суд.18:24). Когда Бог убеждает душу в своих вечных целях любви, то что еще Он может дать? Кого Бог целует, тому и дает венец. Уверенность — это первые плоды рая. Одна улыбка Бога, один взгляд Его глаз, одна крошка сокровенной манны так сладки и восхитительны, что это заслуживает нашего ожидания. В-третьих, Бог пообещал, что мы не будем ждать напрасно. «Надеющиеся на Меня не постыдятся» (Ис.49:23). Возможно, Бог откладывает эту сердечную микстуру уверенности на более трудное время, иногда Он откладывает Свое наилучшее вино на более поздний час. Уверенность будет сохранена как ингредиент, чтобы усладить горькую чашу смерти.

Как могут утешиться несчастные души, находящиеся в угнетенном состоянии из-за недостатка уверенности?

1) Недостаток уверенности не препятствует успеху молитв святых. Грех, живущий в нас, ставит барьер для наших молитв, но недостаток уверенности не препятствует молитве. Мы можем приходить к Богу в смиренном, доверительном состоянии. Верующий может думать, что если он не видит улыбающегося лица Бога, то Бог не слышит его. Это ошибочное мнение. «В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей» (Пс.30:23). Бог слышит каждый наш стон, несущийся к небесам, и даже если Он не показывает Своего лица, то уделяет внимание, чтобы выслушать нас.

2) При очень слабой уверенности вера может быть очень сильна. Хананеянка не имела уверенности, но ее вера обладала большой силой. «О, женщина! Велика вера твоя» (Мат. 15:28). Рахиль была более красивой, а Лия — более плодовитой. Уверенность более привлекательна, но Бог считает, что вера, приносящая плоды, важнее. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан.20:29).

3) Когда мы не видим Бога, то это не означает, что Он отказался от Своего завета. «Завет Мой с ним будет верен» (Пс.88:29). Иногда жена не видит лица своего мужа в течение многих лет, но их брачные взаимоотношения остаются прежними, и он возвращается к ней после длительного путешествия. Бог может оставить душу, но Он остается верен Своему завету. «Завет мира Моего не поколеблется» (Ис.54:10). Но это обетование дано евреям и не принадлежит нам! Принадлежит, ибо стих 17 говорит: «Это есть наследие рабов Господа». Это обетование относится ко всем слугам Божьим: и тем, кто жил в ветхозаветные времена, и живущим в настоящее время.

Что мы должны делать, чтобы иметь уверенность?

1) Поддерживать совесть в чистоте. Следить, чтобы ни один нераскаянный грех не лежал на ней. Без покаяния Бог не дарует прощение. Он не нальет вино уверенности в грязный сосуд. «Да приступаем… с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести…» (Евр.10:22). Вина сжимает крылья утешения. Знающий о своих тайных грехах, не может приблизиться к Богу с полной верой, он не может называть Бога Отцом, а лишь Судьей. Содержите совесть в такой чистоте, как и ваши глаза, чтобы ни одна пылинка греха не попала в них.

2) Чтобы иметь уверенность, упражняйтесь в благочестии. «…Упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7). Человек становится богатым благодаря своему ремеслу, поэтому, практикуясь в благочестии, наша уверенность возрастает. «Старайтесь делать твердым ваше звание и избрание». Но как? «…Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5). Пусть благочестие летит на крыльях, только живая вера расцветает в уверенность. Большой парус человек поставит не на маленькую, а на большую лодку. Точно так и Бог ставит парус уверенности в то сердце, которое переполнено благочестием.

3) Чтобы иметь уверенность, воодушевляйтесь Святым Духом Божьим. Когда Давид нуждался в уверенности, он молился: «Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс.50:13). Он знал, что только Дух может дать ему возможность услышать голос радости. Святой Дух — Утешитель, Который запечатляет уверенность (2Кор.1:22). Поэтому берите все, что можно, от Духа и не огорчайте Его. Как Ной отворил ковчег, чтобы принять голубя, так и мы должны открыть свои сердца, чтобы принять Дух, Который является благословенной голубицей, принесшей оливковую ветвь уверенности в своем клюве.

4) Давайте свято исполнять постановления: часто обращаться к Слову и принимать причастие. «Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь» (Песн. П. 2:4). Самое блаженное постановление — это пир, где Бог развернул знамя уверенности. Причастие — это запечатляющее постановление. Христос раскрылся ученикам в преломлении хлеба; так же во время святой вечери в преломлении хлеба Бог открывается нам, являясь нашим Богом и нашей частью.

Как должны вести себя те, кто имеет уверенность?

1) Если вы уверены в своем оправдании, не злоупотребляйте им. Если мы становимся недобросовестными в своих обязанностях, то это — злоупотребление уверенностью. Такая ситуация напоминает музыканта, который оставил игру, после того как ему бросили много денег. Недобросовестностью и нежеланием исполнять религиозные обязанности, мы огорчаем Духа, и поэтому на наш духовный комфорт налагается эмбарго. Мы злоупотребляем уверенностью, когда становимся слишком самонадеянными и начинаем меньше ненавидеть грех. Неужели после того, как отец дает своему сыну удостоверение в своей любви и говорит, что передаст ему в наследство землю, сын станет безответственным и распутным? Но именно таким образом он может потерять любовь своего отца и право на наследство. Отягчающим обстоятельством для греха Соломона было то, что его сердце отвернулось от Господа после того, как Бог дважды явился ему (3Цар.11:9). Плохо, если человек грешит, не имея уверенности, но еще хуже грешить имея ее. Запечатлел ли Господь Свою любовь поцелуем? Оставил ли Он залог на небеса в ваших руках? А чем же вы отвечаете Господу? Будете ли вы грешить с манной на устах? Бог дал вам сладкую гроздь уверенности, чтобы накормить вас. Неужели вы вернете ему дикий виноград? Сатана радуется, видя, что нам не хватает уверенности или же мы злоупотребляем ею. Мы злоупотребляем уверенностью, когда пульс нашей души в грехе ускоряется, а при исполнении долга замедляется.

2) Если вы имеет уверенность, то восхищайтесь изумительной милостью Бога. Разве Он по Своей любви не соткал медовые соты, чтобы напоить вас, в то время как вы заслужили лишь желчь и уксус? О, падите ниц и восхищайтесь Его добротой! Скажите: «Господь, как так произошло, что Ты явил Себя мне, а не другим верующим! Ибо многие, которых Ты любишь как зеницу ока, Ты держишь в неизвестности, не предъявляя им доказательств Твоей любви. Ты дал им новые имена, но не дал еще белого камня. Ты дал им семя благодати, но не дал еще елея радости. Они уже имеют Святого Духа освящающего, но не Святого Духа Утешителя. Господь, как так случилось, что Ты явил Себя мне, и золотые лучи уверенности осияли мою душу?». О, восхищайтесь Богом заранее! Именно так совершается небесная работа в вашем сердце.

3) Пусть ваши сердца горят любовью к Богу. Если Господь наказывает Свой народ, они должны любить Его намного больше, чем если бы Он дал им уверенность. «Любите Господа, все праведные Его» (Пс.30:24). Привел ли Бог вас к границе Ханаана, дал ли вам виноградную гроздь, увенчал ли вас милостью, подтвердил ли ваше прощение небесной печатью? Как же вы можете оставаться такими холодными возле такого огня? Ведь вы можете превратиться в серафимов, сгорающих в Божественной любви! Скажите словами Августина: «Animam meat in odio haberem.

Я возненавижу свою душу, если она не полюбит Бога!».

Отдайте Богу всю свою любовь и проявите ее готовностью потерять все ради Него!

4) Если у вас есть уверенность, укрепляйте ее для славы Бога, во-первых, ободряя тех, кто еще не обратился к Нему. Рассказывайте им, как приятна эта сокровенная манна; рассказывайте им о том, какому хорошему Учителю вы служите, какие радости имеете; рассказывайте им о том, что Бог перенес вас к холмам мирры, на горы пряностей, что Он дал вам не только перспективу на небеса, но и залог. О, убеждайте грешников всей любовью и милостью Бога, чтобы они вписали свои имена в список членов Его семьи и отдались в Его руки ради спасения. Скажите им, что Бог встретил вас, раскрыл секреты Своей благодати и гарантировал землю, богатую бесконечными наслаждениями, каких еще глаз не видел. Таким образом, рассказывая о том, что Господь сделал для вашей души, вы можете дать им возможность полюбить пути Божьи и побудить их стать последователями религии. Во-вторых, укрепляйте уверенность, утешая тех, кто нуждается в ней. Будьте подобны доброму Самарянину, проливая вино и масло на их раны. Имеющие уверенность уже на небесах: вы уверены в своем счастье. Разве вы не видите тех, кто борется с волнами искушений, когда Бог отворачивается от них, и уже готовы утонуть? О, посочувствуйте им и сделайте все, что в ваших силах, чтобы утешить их, пока они плывут в этом глубоком океане. «Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения» (2Кор.1:6). Приятный опыт общения одного христианина с другим дает много сил и ободряет его слабеющее сердце. «Наши скорби, — говорит апостол, — для вашего утешения». В-третьих, укрепляйте свою уверенность, живя так, как будто вы уже на небесах. Вы должны презирать все, что находится ниже, вы, имея залог небес, не должны придавать большого значения тому, что на земле. Вы имеете пищу ангелов и не должны, подобно змею, лизать прах. Все нечестивцы заботятся о зерне, вине и масле, но у вас есть то, что намного лучше. Господь обратил на вас Свое лицо.

Так неужели вы будете жаждать этого мира, когда Он питает вас виноградом и гранатами Святой земли? Неужели вы тоскуете за чесноком и луком Египта? Когда вы облачены в солнце, то разве будете считать важнее луну и звезды? Пусть те, кто имеет лишь шелуху для пищи, сражаются за обладание этим миром. Разве вам не достаточно того, что вы имеете уверенность в небесах? Неужели вас не удовлетворит это Царство? Тот, кто имеет твердую уверенность, должен жить выше этого мира. В-четвертых, укрепляйте эту уверенность, пребывая в радости. Только осужденные преступники ходят с опущенной головой. Но разве вы не оправданы? Разве ваш Бог не улыбается вам? Так возрадуйтесь. «Отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев?» (2Цар.13:4). Разве ты не сын Царя? Бог подтвердил тебе твое усыновление, отчего же ты грустишь? Уверенность должна противодействовать всем трудностям. Что страшного в том, что мир ненавидит тебя? — Ты уверен в том, что являешься одним из Божьих избранников. Что страшного в том, что в твоем кувшине мало масла и ты занимаешь низкое положение в мире? — Ты благороден в своей уверенности. Тогда возрадуйся! Как чудесно поют птицы, как они щебечут, не зная, где подберут следующую крошку! Почему же вы, имеющие обязательство Бога, гарантирующее вам каждодневный хлеб, любовь Господа и право на небеса, опечалены и неудовлетворены? Безусловно, имеющие уверенность должны быть оптимистами.

5) Если вы уверены в своем спасении, то должны стремиться к этому прославленному состоянию. Тот, кто держит в руке залог, хочет побыстрее получить всю сумму. Душа, вкусившая, как сладок Господь, желает полнее насладиться Им на небесах. Одел ли Господь кольцо уверенности на твою руку, таким образом избрав тебя для Себя? Тогда с каким нетерпением ты должен ожидать брачной вечери Агнца (Отк.19:9)? О, христианин, подумай: если один проблеск небес, одна улыбка Бога так приятна, то каково будет вечно пребывать в солнечном сиянии Его лица?

Конечно, тот, у кого есть уверенность в своем праве на небеса, будет стремиться обладать ими. Будьте довольны своей жизнью, но с нетерпением ожидайте смерти.

6) Если вы имеете уверенность, то будьте осторожны, чтобы не потерять ее. Дорожите ею, ибо это ваша жизнь, ваше benc esse — утешение вашей жизни. Поддерживайте свою уверенность, во-первых, молитвой. «Продли милость Твою» (Пс.35:11). Господь, продли уверенность, не отнимай у меня эту драгоценную печать. Во-вторых, поддерживайте уверенность смирением. Гордость отдаляет Бога от нас. Будьте смиренны, если ваша уверенность сильна. Павел имел уверенность, но он называл себя первым из грешников (1Тим.1:15). Драгоценный камень уверенности лучше всего держать в футляре смиренного сердца.