7. Мир

«Благодать вам и мир да умножится» (1Пет.1:2).

Разъяснив первый плод освящения — уверенность, я перехожу ко второму, а именно к миру. «Мир да умножится».

Какие же имеются разновидности мира?

Мир в Писании сравнивается с рекой (Ис.66:12), которая делится на два серебрянных потока.

I. Существует внешний мир, то есть:

а) экономический, или мир в семье;

б) политический, или мир в государстве. Он «утверждает в пределах твоих мир» (Пс.147:3). Как приятно, когда потоки крови начинают убывать, когда мы видим, что окна ковчега открываются и голубь возвращается с оливковой ветвью мира;

в) церковный мир, или мир в Церкви. Как единство Троицы является величайшей тайной небес, так и единство в истине является величайшей милостью на земле. Церковный мир — это состояние церкви, противоположное ереси и гонениям.

II. Духовный мир имеет два значения: это мир с Богом и мир внутри нас, т.е. мир с совестью, который является наивысшим, так как мир с Богом может продолжаться какое-то время и исчезать, а мир совести является вечным.

Откуда приходит этот мир?

Этот мир является результатом действий всех Личностей Троицы. Бог Отец — это «Бог мира» (1 Фес. 5:23). Бог Сын — это «Князь мира» (Ис.9:6). Писание также говорит о том, что мир — это плод Духа (Гал.5:22).

1) Бог Отец — Бог мира. Так как Он — Бог порядка и устройства, то Он и Бог мира (1Кор.14:33 и Фил.4:9). Благословляя народ, священник говорил такие слова: «Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ.6:26).

2) Бог Сын приобрел этот мир ценой Собственной Крови, «умиротворив… кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол.1:20). Искупление кровью за грехи народа, которое совершал Аарон, входя в святая святых, было прообразом Христа — нашего Первосвященника, Который посредством Своей жертвы умиротворил разгневанного Отца, искупив наши грехи. Христос приобрел наш мир высокой ценой, так как Его душа смертельно страдала в то время, как Он выполнял все необходимое, чтобы принести людям мир.

3) Мир — это плод Духа, Который запечатляет миром совесть и помогает благодати совершать работу в сердце, где зарождается мир. Он был колодцем воды, который находился возле Агари, но она не видела его и поэтому плакала. Христианин имеет благодать, но не видит ее и поэтому плачет. Но Святой Дух раскрывает этот источник воды и дает возможность совести свидетельствовать человеку о реальной работе, совершаемой благодатью, и тогда мир течет в душу. Таким образом, вы увидели, как зарождается мир: Бог отдает распоряжение о мире, Сын приобретает его, а Святой Дух применяет его.

Могут ли люди, лишенные благодати, иметь мир?

Нет! Мир вытекает из освящения, но они, не являясь возрожденными, не имеют ничего общего с миром. «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис.57:21). Они могут иметь затишье, но не мир. Бог может какое-то время терпеть нечестивцев и сдерживать огонь Своих орудий, но это будет лишь затишьем, а не миром. Нечестивцы могут обладать чем-то, напоминающим мир, но не являющимся таковым. Они могут быть бесстрашными и глупыми, но есть огромная разница между глупой и умиротворенной совестью. «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение» (Лук.11:21). Это дьявольский мир; он убаюкивает людей в колыбели безопасности; он восклицает: «Мир, мир», когда люди стоят на краю ада. Обманчивый мир, который имеют грешники, исходит не от понимания своего счастья, а из-за незнания о грозящей опасности.

Каковы признаки ложного мира?

1) Ложный мир базируется на огромной самоуверенности, но эта уверенность обманчива. Грешник не сомневается в милости Божьей, и из этой самонадеянной уверенности возникает некоторое спокойствие разума. В еврейском языке слово cassal означает уверенность и глупость. Конечно же, уверенность грешника неразумна. Как уверены были неразумные девы!

2) Ложный мир разделяет то, что Бог объединил. Господь соединил вместе святость и мир, но тот, кто имеет ложный мир, разделяет эти понятия. Он предъявляет права на мир, но отгоняет святость. «Я буду счастлив, не смотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»; и пропадет, таким образом, сытый с голодным» (Втор.29:19). Нечестивцы, будучи распутными и самодовольными, благодарят Бога за то, что имеют мир. Какое заблуждение! Вы можете иметь мир, живя во грехе, с таким же успехом, как набираться здоровья, принимая яд.

3) Ложный мир не терпит исследования. Когда товар плохой, то его не выносят на свет; когда человек украл вещи, то он не разрешит обыскать свой дом. Ложный мир не вынесет испытания Словом. Слово говорит о том, что прежде чем душа получит мир, в ней должна совершиться смиряющая и обновляющая работа. Но ложный мир не может подвергнуться этому испытанию. Малейшие трудности пошатнут этот мир, и он превратится в отчаяние. При ложном мире совесть спит, но когда со смертью этот рыкающий лев совести проснется и зарычит на человека, то он сам себя испугается и будет готов наложить на себя руки.

Как мы можем знать, что наш мир истинный?

1) Истинный мир вытекает из союза со Христом. Communio fundatur in unione. Привой, или побег растения, вначале нужно привить к дереву, прежде чем он сможет получить от него живительный сок или питание. Точно так же вначале мы должны привиться ко Христу, а уж потом сможем получить от Него мир. Имеем ли мы веру? Святостью мы становимся подобны Христу, верой мы объединяемся со Христом, и, находясь во Христе, имеем мир (Иоан.16:33).

2) Истинный мир вытекает из подчинения Христу. Там, где Сын Божий дает мир, Он утверждает Свое правление в сердце. «Умножению владычества Его и мира нет предела» (Ис.9:7). Писание называет Христа «священником на престоле Своем» (Зах.6:13). Как священник, Христос дает мир, но, будучи священником, восседающим на Своем престоле, Он подчиняет Себе сердце человека. Если Христос -наш мир, то Он является нашим Князем (Ис.9:6). Там, где Христос умиротворяет совесть, он подчиняет и похоть.

3) Истинный мир вначале испытывается трудностями. Вначале Бог освобождает дух рабства, обличая и смиряя душу, а затем Он дает мир. Многие говорят, что имеют мир, но это мир перед бурей или после нее? Истинный мир приходит после трудностей. Вначале было землетрясение, потом — огонь, а уже затем — веяние тихого ветра (3Цар.19:12). Тот, кого не бичевал Закон, может сомневаться в истинности своего мира. Бог наливает золотое масло мира в сокрушенные сердца.

Все ли освященные верующие имеют этот мир?

Они имеют право и основание для него. Благодать — это семя мира, и вскоре она превратиться в мир точно так же, как цветок становится плодом, а молоко — сливками. У освященных верующих есть обетование, гарантирующее мир, — «Господь благословит народ Свой миром» (Пс.28:11). Они могут иметь мир с Богом, но не мир с собственной совестью, имея лишь зародыш и начало этого мира. Существует тайный мир, который сердце обретает, служа Богу: тогда душа оживает, растворяясь в старательном совершении долга, что удерживает ее на плаву и не дает утонуть.

Почему же тогда не все верующие полностью наслаждаются обладанием мира? Почему этот цветок мира не созревает и не расцветает во всей красоте?

Некоторые благочестивые верующие не обладают миром во всей его полноте.

1) Из-за ярости искушений. Хотя дьявол не может погубить, но он будет беспокоить нас. Он старается подвергнуть сомнению наше усыновление и заставить нас усомниться в том, что в нашем сердце совершается работа благодати. Таким же образом он тревожит воды нашего мира. Он подобен искусному мошеннику, который если и не может лишить человека права на обладание его землей, то будет предъявлять ему многие беспокойные иски закона. Если сатана не может заставить нас быть порочными, то он будет пытаться сделать нас беспокойными. Яростный ветер поднимает на море бурю и волны. Точно так и поднявшийся ветер искушений нарушает мир духа и приводит душу в смятение.

2) Иногда благочестивые верующие не наслаждаются миром из-за ошибок и неправильного представления о грехе. Они находят в себе так много порочности, что начинают думать, что если бы в них была благодать, то порочность не обладала бы такой силой; и этот аргумент огорчает христианина и препятствует его миру. Но позвольте мне спросить: что дает вам почувствовать ваш грех? Только с помощью благодати человек может ощущать его. Нечестивец бесчувственен. Положите трехпудовую тяжесть на мертвого человека — он не пожалуется. Лишь ощущение порочности доказывает то, что благодать совершает работу (Рим.7:21). Опять-таки: в результате чего возникает борьба с грехом, как не благодаря присутствующей в вас благодати (Гал.5:17)? То, что мертво, не сражается. Почему святые рыдали из-за греха? Разве их слезы не были семенами веры? Неправильное понимание этих истин препятствует миру христианина.

3) Иногда благочестивые верующие не наслаждаются миром из-за беспечности к своему долгу: некоторые оставили свою первую любовь. Когда христиане уменьшают свое рвение, Бог ослабляет их мир. Ослабив струны виолы, вы испортите музыку. Но если христиане ослабляют свое рвение в исполнении долга, то тем самым они искажают музыку мира в своих душах. Как с угасанием огня усиливается холод, так и с угасанием рвения наш мир охладевает.

Урок первый. Трудитесь, чтобы иметь этот благословенный мир — мир с Богом и мир совести. Мир с соседними народами приятен. Pax una triumphis innumeris melior один мир лучше бесчисленных побед. Еврейское слово «шалом» — мир — включает в себя все благословения. Это слава царства. Царская корона, на которой изображена белая лилия мира, красивее той, на которой присутствуют красные розы кровавой войны. Тогда как приятен мир совести! Это бастион, противостоящий врагу (Фил.4:7). Имея мир совести, вы неприступны, вы можете бросить вызов и сопротивляться врагу. Это золотой кувшин и манна. Это первые плоды рая. Это та музыка, без которой христианин находится в постоянном страхе и не находит утешения в таинствах. Анна отправилась на праздник в Иерусалим, но плакала и не могла есть (1Цар.1:7). Так и несчастная, подавленная душа приступает к таинствам, но плачет и не может есть. Она не находит утешения в мирских благословениях, в здоровье, богатстве и связях; ей нужен внутренний мир, который будет приправой, услаждающей ее утешения. Поэтому трудитесь, чтобы иметь этот благословенный мир. Задумайтесь о его благородных и исключительных результатах. Во-первых, он дает дерзновение у престола благодати. Виновная совесть сковывает крылья молитвы, она заставляет лицо краснеть, а сердце — замирать. Но если христианин имеет яркое представление о Божьей любви, а Дух дает ему мир, то он смело идет к Богу, как ребенок к Отцу. «К Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс.24:1). Было время, когда душа Давида была в отчаянии, -«Я согбен и совсем поник» (Пс.37:7). Но теперь все изменилось, и он с торжеством возносит душу свою к Богу -«Ибо милость Твоя пред моими очами» (Пс.25:3). Во-вторых, этот Божественный мир разжигает в сердце любовь ко Христу. Мир — это результат прощения. Тот, чье прощение запечатлено, не может не любить своего Царя. Каким дорогим становится Христос для души, каким драгоценным! «О, — говорит душа, — как приятен Нарцисс Саронский! Разве не прошел Христос через море крови и гнева, чтобы приобрести мне мир? Он не только приобрел мир, но и дал его мне. И теперь мое сердце возносится в огненной колеснице любви! С каким же желанием я должен трудиться и страдать ради Христа!». В-третьих, этот мир успокаивает сердце в трудностях. «И будет Он — мир. Когда Ассур придет в нашу землю и вступит в наши чертоги…» (Мих.5:5). Враг может овладеть нашими жилищами, но не нашим миром: этот Человек, Христос, будет нашим миром. Когда болит голова, сердце может нормально функционировать, — когда мирские проблемы атакуют христианина, его разум может покоиться в мире. «Спокойно ложусь я и сплю» (Пс.4:9). Однажды трудные времена настали для Давида, когда он вынужден был бежать от своего сына Авессалома, спасая свою жизнь. Велико было горе царя, который знал, что его собственный сын ищет его смерти и пытается захватить власть. Давид плакал и покрыл свою голову (2Цар.15:30). Но в то же самое время он говорит: «Спокойно ложусь я и сплю». У него были трудности из-за сына, но он имел мир совести. Поэтому он мог спать на мягкой подушке доброй совести. За этот мир стоит бороться.

Что мы должны делать, чтобы приобрести этот благословенный мир?

1) Давайте будем просить его у Бога. Он — Бог мира: Он отбивает нападки рыкающего льва и успокаивает ярость совести. Если бы мы могли позвать всех ангелов небесных, то без Бога и они не смогли бы дать нам мир. Без солнца звезды не могут сделать день; ничто, кроме Солнца Правды, не может зажечь день в темной, покинутой душе. Как пустыня не может напоить себя, оставаясь сухой и выжженной до тех пор, пока облака не напоят ее влагой, так и наши сердца не могут иметь мир до тех пор, пока Бог не дарует его нам с помощью Своего Духа. Поэтому молитесь так: «Господь, Ты — Бог мира, сотворивший мир, Ты -Князь мира, господствующий над ним. Даруй мне этот мир, который может утешить в горе и сделать приятной даже горькую чашу смерти».

2) Чтобы иметь этот мир, объявите войну греху. Грех -это Ахан, который приносит горе, это Троянский конь. «И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее?» (4Цар.9:22). Какой мир может существовать, если грех остается неумерщвленным? Если хотите иметь мир с Богом, порвите с грехом, воюйте с ним, так как это самая справедливая война. Бог не только объявил ее, но и пообещал нам победу. «Грех не должен над вами господствовать» (Рим.6:14). Нет другого пути к миру, как оставаясь в состоянии войны с грехом. «Pax nostra bellum contra daemonem. — Наш мир — это война с дьяволом» (Тертуллиан). Когда Самсон убил льва, то в хищнике образовался мед; точно так же, убивая грех, мы получаем мед мира.

3) Идите к Крови Христа, чтобы получить мир. Некоторые, чтобы обрести мир, прибегают к собственной праведности, а не ко Христу: они обращаются к своей святой жизни, а не к смерти Христа. Когда совесть беспокоит их, они успокаивают ее, выполняя свой религиозный долг. Но это неправильный путь к миру. Обязанностями не нужно пренебрегать, но им нельзя и поклоняться. Посмотрите на Кровь кропления (Евр.12:24). Кровь, умиротворившая Бога, умиротворит вашу совесть. Кровь Христа, которой питается вера, дает мир. «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим.5:1). Ни один бальзам не сможет исцелить раненную совесть, а лишь Кровь Христа.

4) Будьте близки к Богу. Мир вытекает из чистоты. «Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость» (Гал.6:16). В этом стихе мир и милость стоят вместе; милость — это корень, а мир — цветок. Как исцеляющая вода получается в результате очищения, так и мир вытекает из благочестивого сердца. Живите свято. Дух Божий вначале очищает, а уже потом утешает.

Урок второй. Тот, кто имеет этот мир — мир с Богом и мир внутренний, — должен прилагать усилия, чтобы сохранить его. Это драгоценный камень, не потеряйте его. Страшно, когда нарушается мир между народами, но намного страшнее потерять мир совести. О, храните этот мир! Во-первых, берегитесь повторных ошибок. Разве Бог не дал вам мира? Не впадайте снова в безрассудство (Пс.84:9). Кроме неблагодарности человек снова может стать безрассудным. Совсем недавно Бог был в мире с вами, и ваши отношения были восстановлены. Неужели же вы вновь омрачите эту радость и лишитесь своего мира? Неужели после того, как Бог исцелил рану вашей совести, вы вновь сорвете повязку и обнажите ее? Неужели вы вскроете еще одну вену, еще одну новую артерию? Это будет означать, что вы вновь вернулись к своему безрассудству. Какая глупость -вновь погрязнуть во грехе, который породит червя совести! Во-вторых, каждый день давайте себе духовный отчет: исследуйте, что стоит между вашей душой и Богом. «Я… беседую с сердцем моим» (Пс.76:7). Частое подведение итогов поддерживает дружбу между Богом и совестью. Поступайте со своим сердцем так, как вы поступаете с часами: каждое утро заводите его молитвой и вечером проверяйте — стремительно ли неслись колеса ваших чувств к небесам.

О, как можно чаще призывайте себя к отчету! Будьте справедливы в своих отчетах, ибо это единственный способ сохранить ваш мир.