8. Радость

«Плод же духа:… радость» (Гал.5:22).

Третьим плодом оправдания, усыновления и освящения является радость во Святом Духе. Радость — это вознесение души к кульминационной точке, это сливки чистого словесного молока. Духовная радость — это сладкое, восхитительное чувство, возникающее как результат понимания и ощущения благости, которое поддерживает душу, находящуюся в трудностях, и защищает ее от будущего страха.

I. Это восхитительное чувство. Оно противоположно скорби — смятению разума, которое смущает и угнетает сердце. Радость — это сладкое и приятное чувство, которое освобождает разум, ободряет и утешает дух.

II. Оно возникает от ощущения благости. Радость — это не фантазия или иллюзия, а реальное чувство, которое возникает из ощущения благости — осознания любви и благоволения Бога. Радость настолько реальна, что производит внезапные перемены в человеке и превращает плач в приятную мелодию. Как с приходом весны солнце, появляющееся над нашим горизонтом, производит внезапные перемены во всей вселенной: повсюду слышится пение птиц, появляются цветы, на смоковнице завязываются зеленые плоды, и, похоже, что все радуется и забывает о скорби, оживая под приятным воздействием солнца, — так и Солнце Правды, вставая над душой, производит внезапную перемену, и она бесконечно радуется, наслаждаясь золотыми лучами Божьей любви.

III. Радость поддерживает душу, находящуюся в трудностях. Она притупляет и поглощает горести, она возносит душу выше их, подобно маслу, плавающему на поверхности воды.

IV. Радость защищает сердце от будущего страха. Она является и стимулирующим средством, и противоядием: это целебное средство, дающее облегчение духу, находящемуся в печали; это также противоядие, ограждающее от боязни перед приближающейся опасностью. «…Не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох -они успокаивают меня» (Пс.22:4).

Каким образом рождается эта радость?

1) Частично это результат обетования. Как пчела забирается в сердцевину цветка и питается его сладостью, так и вера покоится в сердцевине обетования, питаясь квинтэссенцией радости. «Утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93:19), то есть утешения, извлекаемые из обетований.

2) Дух Божий, Который называется Утешителем (Иоан.14:26), иногда проливает это золотое масло радости в душу: Дух говорит верующему о том, что его грехи прощены, и изливает в сердце Божью любовь, в результате чего рождается безграничная радость и наслаждение (Рим.5:5).

В какие периоды чаще всего Бог дает Своему народу Божественную радость?

Различают пять периодов.

1) Иногда Бог дает Божественную радость во время Вечери Господней. Во время причастия душа рыдает о Христе, и Бог отпускает ее домой, ликующую от радости. Во время праздников евреи имели обычай проливать помазание на своих гостей и целовать их. Во время причастия Бог часто проливает елей радости на святых и целует их Своими устами. Причастие совершается для двух целей: чтобы укрепилась вера и расцвела радость. Здесь, в этом постановлении, Бог демонстрирует Свою любовь; здесь верующие вкушают не только хлеб причастия, но и сокровенную манну. Бог не всегда награждает душу радостью. Он может усилить благодать, не добавляя радости. Но часто во время причастия Он проливает елей радости и дает душе сокровенную печать Своей любви так же, как Христос являет Себя в преломлении хлеба.

2) Иногда Бог дает радость Своему народу перед страданиями. «Дерзай, Павел» (Деян.23:11). Перед тем как дать Павлу испить чашу крови, Он приправил ее радостью. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор.1:5). Это превращает пламя мучеников в постель из роз. Когда Стефана побивали камнями, он увидел отверстые небеса, и Солнце Правды осияло его лицо. Бог услаждает сахаром нашу горечь.

3) После болезненных конфликтов с сатаной, который является красным драконом, волнующим воду. Он возбуждает в душе страхи, заставляя ее верить, что в ней нет благодати и что Бог не любит ее. Не обладая возможностью изгладить свидетельство христианина, он пытается настолько затуманить его, чтобы тот не смог прочитать. Когда душа страдает под тяжестью искушений, Бог утешает надломленный тростник и дает ей радость — ad corroborandum titulum, — чтобы подтвердить право христианина на небеса. После раскаленных стрел сатаны появляется белый камень. Для исцеления искушаемой души нет лучшего бальзама, чем елей радости! После того как Христос был искушаем, к Нему пришел ангел, чтобы утешить Его.

4) После Божьего наказания, которое является отравленной стрелой, направленной в сердце (Иов.6:4). Писание называет Бога огнем и светом: душа, подвергнувшаяся наказанию, чувствует огонь, но не видит света, и тогда она вопиет, как Асаф: «Неужели навсегда престала милость Его?» (Пс.76:9). Когда душа находится в таком состоянии и готова отчаяться, Бог озаряет ее Своим светом и дает возможность почувствовать Его благоволение. Тогда тень смерти становится утренним светом. Именно для такого угнетенного состояния Бог держит Свои целебные средства. Радость после периода, когда Бог оставил душу, подобна воскресению после смерти.

5) В час смерти. Бог дает эту радость даже тем, кто не имел ее на протяжении своей жизни. Он кладет этот сахар на дно чаши, чтобы сделать их смерть сладкой. В последний час, когда все утешения уже позади, Бог посылает Утешителя. И когда у верующих пропадает аппетит к пище, Он кормит их сокровенной манной. Как совесть нечестивых перед смертью имеет некоторое представление о гневе и аде, так и благочестивые имеют некоторое предвкушение вечного Божьего благоволения, хотя иногда их болезнь может быть настолько тяжела, а их жизненный дух так подавлен, что они не могут выразить свои чувства. Иаков лег спать, положив голову на камень, и увидел во сне лестницу, по которой ангелы сходили и восходили. Точно так же, когда святые ложатся, чтобы уснуть вечным сном, они часто имеют видения: они видят свет Божьего лица и доказательства Его любви, навечно запечатленные для них.

Каковы различия между духовными и мирскими радостями?

Остатки урожая одного намного лучше щедрого урожая другого.

1) Духовные радости помогают нам стать лучше, в то время как мирские радости часто делают нас хуже. «Я говорил тебе во время благоденствия твоего, но ты сказал: «Не послушаю» (Иер.22:21). Гордость и распутство — это два червя, порождаемые мирскими наслаждениями. «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос.4:11). Вино, по словам Августина, — fomentum libidinis, возжигатель похоти. Сатана входит не только в кусок хлеба, который обмакнули, но и в чашу. Однако духовная радость делает нас лучше. Она подобна целебной воде, которая, как говорят врачи, не только веселит сердце, но и очищает организм человека. Так и Божественная радость не только утешает, а и очищает: она делает христианина более святым, порождает ненависть ко греху и дает силы совершать служение и страдать. «Радость пред Господом — подкрепление для вас» (Неем.8:10). Как некоторые цвета не только приятны для глаза, но и укрепляют зрение, так и радость в Господе не только освежает душу, но и дает ей силы.

2) Духовная радость пребывает внутри верующего, это радость сердца. «Возрадуется сердце ваше» (Иоан.16:22). Сенека говорил, что истинная радость — latet in profundo -сокрыта внутри, а мирская — in superficie — находится снаружи, подобно росе, увлажняющей листья. Мы читаем о тех, кто «хвалится лицем, а не сердцем» (2Кор.5:12), чья радость не идет дальше лица, внутрь души, — «и при смехе болит сердце». Они подобны дому, фасад которого украшен золотом, а в комнатах звучит плач. Духовная же радость сокрыта в человеке. «Возрадуется сердце ваше». Божественная радость подобна источнику воды, текущему под землей! Окружающие видят страдания христианина, но не видят его радости. «В радость его не вмешается чужой» (Прит.14:10). Его радость — сокровенная манна, сокрытая от мирского глаза; он слышит тихую музыку, недоступную другим; его сущность — внутри него, а самая большая радость — в его сердце.

3) Духовные радости приятнее других, они лучше вина (Песн. П. 1:1). Духовные радости — это торжество христианина, это золотой кувшин и манна. Они так приятны, что делают все вокруг привлекательным. Они укрепляют здоровье и богатство подобно воде, пролитой на цветы, которая заставляет их благоухать еще больше. Духовные радости настолько изысканны и восхитительны, что наши уста отказываются вкушать земные наслаждения, подобно человеку, которому после стимулирующего средства вода кажется немного сладковатой. Павел имел столько небесных радостей, что его уста отвернулись от мирских наслаждений, для него мир был распят и подобен мертвецу, в котором он не мог найти ничего приятного (Гал 6:14).

4) Духовные радости более чистые, к ним не подмешаны горькие ингредиенты. Радость грешника смешана с осадком, в ней присутствует горечь страха и вины: подобно волку он безрадостно поглощает пищу и пьет горечь вина. Но духовная радость незамутнена чувством вины, она течет подобно чистому хрустальному потоку. Это наивысшее вознесение духа, это радость и только радость, это роза без шипов, это мед без воска.

5) Духовные радости приносят удовлетворение: «Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоан.16:24). Мирские радости могут наполнить сердце человека не больше, чем капля — цистерну, они могут утолить вкус или фантазию, которые Платон называет мысленным образом радости, но не могут удовлетворить душу. «Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием» (Еккл.1:8). Но радость Божья удовлетворяет. «Утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93:19). Различие между духовными и мирскими радостями так же велико, как разница между реальным пиршеством и картиной на стене, изображающей его.

6) Они обладают большей силой, чем мирские радости. Это «твердое утешение» (Евр.6:18). Они настолько сильны, что могут поддержать сердце христианина в испытаниях и горестях. «Вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого» (1 Фес. 1:6). Духовные радости — это розы, выросшие зимой, они могут сделать сладкими воды Мерры. Обладающий ими может собирать виноград с терновника и добывать мед из трупа льва. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2Кор.6:10). Христианин вкушает мед, находящийся на конце посоха.

7) Духовные радости не утомляют верующего. Избыток других радостей часто приводит к отвращению, и мы склонны пресыщаться ими. Так чрезмерное количество меда вызывает тошноту. Человек может устать от удовольствий так же, как и от тяжелой работы. Ксеркс предлагал награду тому, кто изобретет новое удовольствие. Но Божьи радости хотя и удовлетворяют, но никогда не пресыщают. Капля радости сладка, но чем больше этого вина, тем лучше. Пьющий небесную радость никогда не пресыщается. Это насыщение без пресыщения, так как вкушающий ее продолжает стремиться к ней, посредством чего насыщается.

8) Эти радости постоянны. Мирские радости скоро проходят. Они подобны венку из бутонов роз и купанию в ароматических водах удовольствий, которые дают радость и кажутся приятными, но скоро проходят; они подобны метеоритам, которые ярко и внезапно вспыхивают, а затем исчезают. Но радости верующего постоянны, это цветение вечности, залог тех рек наслаждения, которые вечно текут по правую руку Бога.

Почему нужно трудиться ради этой радости?

1) Потому что она может существовать сама по себе при отсутствии других плотских радостей. Эта радость не зависит от внешних обстоятельств. Как сказал один философ, когда к нему подошли музыканты: «Философы могут быть веселы без музыки». Так и верующий, имеющий духовную радость, может быть весел при отсутствии плотских радостей, он может радоваться в Боге, имея твердую надежду на славу. «Хотя бы и не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах… — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв.3:17, 18). Духовная радость может обходиться без серебряных подпорок, поддерживающих ее. Она возвышается над всеми творениями, так как зиждется на любви Бога, на обетованиях и на Крови Христа.

2) Потому что духовная радость помогает душе с удовольствием выполнять свой долг: Суббота становится наслаждением, а религия — восстановлением духовных сил. Страх и печаль препятствуют нам в исполнении обязанностей, но христианин, имея эту радость, энергично служит Богу. Елей радости помогает колесам послушания двигаться быстрее. Как страстно молятся те, кому Бог дал радость в доме молитвы (Ис.56:7).

3) Писание называет радость во Святом Духе Царствием Божьим (Рим.14:17), потому что это предвкушение того, что имеют святые в Царстве Бога. Что такое ангельские небеса, как не улыбка Бога, чувственное восприятие и ощущение тех радостей, которые приводят в восторг и полны славы! Чтобы ободриться и искать эти радости, задумайтесь о том, что Христос умер, дабы приобрести их для Своих святых. Он стал мужем скорбей для того, чтобы мы могли наполниться радостью. Он молился, чтобы святые могли иметь эту Божественную радость. «Ныне же к Тебе иду,… чтобы они имели в себе радость» (Иоан.17:13). Этой же молитвой Он молится сейчас на небесах, зная, что больше всего мы будем любить Его, когда прочувствуем Его любовь, которая побудит нас стремиться к этой радости. Когда мы молимся, чтобы она пребывала в нас, мы молимся о том же, что и Христос.

Что мы можем сделать, чтобы получить эту духовную радость?

Наша жизнь должна быть последовательной и духовной. Бог дает радость, если мы долгое время пребываем в общении с Ним.

а) Наблюдайте за своим временем. Каждый день определяйте время для общения с Богом.

б) Сокрушайтесь о грехе. Скорбь, как сказал Василий, это семя, из которого вырастает цветок духовной радости. «Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его» (Ис.57:18).

в) Четко ведите записи в книге совести. Не допускайте, чтобы предполагаемые грехи затуманили ваши свидетельства. Ваша добрая совесть — это ковчег, куда Бог складывает сокровенную манну.

г) Чаще на коленях энергично и страстно молитесь. Тот же Дух, наполняющий сердце воздыханиями, наполняет его радостью. Тот же Дух, который побуждает к молитве, запечатляет ее. Когда Анна помолилась, ее сердце уже не было печальным (1Цар.1:18). Молящиеся христиане имеют больше общения с Богом, так как именно тот, кто стремится раскрыть тайны Его любви, поддерживает с Ним общение. Будучи близки к Богу, в течение своей жизни мы собираем гроздья винограда, которые являются залогом будущего счастья.

Как мы можем утешить тех, у кого нет радости?

Тот, кто пребывает в близком общении с Богом, имеет больше других.

1) Он имеет исходную радость, радость in semine — семя радости. «Свет (метафора для радости) сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие» (Пс.96:11). Благодать в сердце — это семя радости. Если христианин и не имеет солнца, то он имеет в сердце дневную звезду.

2) Верующий имеет реальные, хотя и не царские утешения. Как сказал Фома Аквинат, он имеет gaudinum in Deo, хотя и не a Deo — радость в Боге, хотя и не от Бога. Радость в Боге — это наслаждение и удовлетворенность, которые душа находит в Нем. «Буду веселиться о Господе» (Пс.103:34). Тот, кто действительно имеет благодать от Господа, настолько радостен, как будто нашел утешение в Нем. И хотя он не может сказать, что Бог радуется в нем, но он может сказать, что сам радуется в Боге.

3) Эти утешения поддерживают, но не передаются. Верующий имеет достаточно утешений, чтобы удержаться на плаву и не утонуть. «…Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость» (Пс.137:3). Если рука Божья и не обнимает христианина, то поддерживает его. Таким образом, христианин, ходящий перед Богом, имеет достаточно утешений, ободряющих его сердце. Еще немного — и он удостоверится в существовании тех неизреченных радостей, полных славы.

Урок первый. Тогда обратите внимание, что религия не вызывает угнетение. Она приносит радость, которая является плодом Духа. Mutatur non tollitur — она изменяется, но не разрушается. Радость бедного христианина, питающегося хлебом и водой, может быть полнее радости величайшего правителя. Хотя он с трудом находит средства к существованию, но он питается свыше, его стол накрыт на небесах, это ангельская пища — сокровенная манна. Иногда он испытывает сладкие приливы радости — ликование духа. Это проще прочувствовать, чем выразить (2Кор.12:4).

Урок второй. Если Бог дает Своему народу такую радость уже в этой жизни, то тогда какую прославленную радость Он даст ему на небесах! «Войди в радость Господина твоего» (Мат. 25:21). Здесь, на земле, радость начинает входить в нас, а на небесах мы войдем в радость. Бог держит Свое наилучшее вино для конца. Гелиогабал любил принимать ванны из приятно ароматизированной воды. Какую же радость испытает душа, которая вечно будет купаться в чистом и благоухающем источнике Божьей любви! Какая радость — увидеть восходящий блеск лица Христа, ощутить поцелуй тех губ, которые источали благоухающую мирру! «Loetabitur sponsa in amplexibus Domini — невеста обрадуется в объятиях своего Господина» (Августин). Если гроздь винограда здесь так сладка, то каков будет весь урожай! Как же все это должно побуждать нас стремиться к тому месту, где нет печали и где радость не умирает!