2. Писание

Вопрос 2: КАКОЕ РУКОВОДСТВО ДАЛ НАМ БОГ, ЧТОБЫ МЫ ПРАВИЛЬНО ПРОСЛАВЛЯЛИ ЕГО И РАДОВАЛИСЬ О НЕМ?

Ответ: Слово Божие, которое содержится в Писаниях Ветхого и Нового Завета, является единственным руководством, призванным научить нас правильно прославлять Бога и радоваться о Нем.

«Все Писание богодухновенно…» (2Тим.3:16). Под Писанием подразумевается священная Книга Бога. Она написана посредством Божьего вдохновения, то есть Писание — не изобретение человеческого разума, но Божественно по своему происхождению. Ефесяне поклонялись статуе Дианы, полагая, что она упала с Юпитера (Деян.19:35). Благоговейное и почтительное отношение к Священному Писанию объясняется нашей уверенностью в том, что оно пришло с небес (2Пет.1:21). Оба Завета можно уподобить устам, которыми Бог говорил нам.

В чем проявляется Jus Divinun — Божественное начало Писания?

В том, что Ветхий и Новый Завет являются фундаментом вероисповедания в целом. Если бы нельзя было доказать их Божественное происхождение, то мы не имели бы основания для веры. Поэтому я приложу все усилия, чтобы доказать эту великую истину: Писание — это ничто иное, как слово Божие. Откуда еще, кроме как от Бога, Писание могло прийти? Порочные люди не могли стать его авторами. Способен ли их мозг сочинить такие священные строки? Стали бы они так страстно выступать против греха? И благочестивые люди не могли стать его авторами. Разве они стали бы писать в таком тоне? Неужели они, имея благодать, позволили бы себе воспользоваться Божьим именем и написать: «Так говорит Господь» в книге собственного сочинения? И ни один ангел на небе не мог быть автором Писания, потому что ангелы желают и пытаются проникнуть в бездну евангельских тайн (1Пет.1:12). А это значит, что им неведомы некоторые части Писания, и, несомненно, они не могут быть авторами книги, которую сами не до конца понимают. К тому же, какой бы ангел на небе взял на себя смелость выдавать себя за Бога и говорить: «Я творю» (Ис.65:17) и «Я, Господь, говорю» (Числ.14:35). Итак, очевидно, что Писание имеет священное происхождение и не может исходить ни от кого, кроме как от Бога.

Кроме того, что все части Писания гармонично связаны, существуют еще семь убедительных аргументов в пользу того, что оно — Слово Бога.

1) Его почтенный возраст. Эта книга известна с древних времен. Седина Писания вызывает уважение. Ни одна из исторических книг, принадлежащих перу человека, не описывает событий, предшествовавших Ноеву потопу. Священное Писание излагает факты, имевшие место от основания мира, и описывает то, что было прежде. Тертуллиан был прав, сказав следующее: «То, что существует от седой древности, id verum quod primum, должно приниматься как священное и подлинное».

2) Писание чудесным образом сохранилось, пройдя через все века, и этот факт позволяет нам судить о том, что оно — Божье Слово. Священное Писание — это самая большая драгоценность, оставленная нам Христом. И Церковь Божья так хорошо хранила эти документы небесного архива, что они не были утеряны. Божье Слово никогда не испытывало недостатка во врагах, противящихся ему и, по возможности, готовых его уничтожить. Издавался даже закон, призванный умертвить Писание, подобно тому, как фараон приказал повивальным бабкам умерщвлять детей еврейских женщин при рождении. Однако Бог сохранил неприкосновенность Своей благословенной Книги и по сей день. Дьявол и его приспешники пытались дуть на свет Писания, но им так и не удалось его погасить, — явный знак того, что свет идет с неба. Церковь Божия во времена революций и перемен позаботилась не только о сохранности Писания, но и о том, чтобы его не исказили. Так буква Писания на языке первоисточника избежала тления. Писание сохранилось нетленным до дней Иисуса, иначе Он не стал бы ссылаться на него в беседах с иудеями. Он говорил: «Исследуйте Писания», зная, что эти чудесные источники не подвластны загрязнению человеческими фантазиями.

3) Мы можем судить о том, что Писание — Слово Божие, по материалу, который в нем содержится. Тайна Писания настолько глубока и серьезна, что ни один человек и ни один ангел не мог ее знать, не будь она открыта свыше: о том, что вечность имеет рождение; что Тому, Кто приказывает грому на небе, надлежало кричать в колыбели; что Повелевающий звездами был грудным младенцем; что Начальнику жизни предстояло умереть; что Господь Славы должен перенести позор; что грех наказывается сполна и может быть полностью прощен. Кто способен постичь эту тайну, если только Писание не откроет ее нам? То же самое можно сказать об учении о воскресении: тело, рассыпавшееся в прах, должно воскреснуть idem numero и стать тем же неповторимым телом, иначе это было бы сотворением, а не воскресением. Способен ли кто-нибудь разгадать эту священную, недоступную для исследования, тайну, если только ее не откроет Писание? Писание, по своему содержанию, настолько благочестиво, справедливо и свято, что могло возникнуть только от дыхания Бога. Святость Писания доказывает его Божественное происхождение. Писание сравнивается с серебром, семь раз переплавленным (Пс.11:7). В Божьей Книге нет ошибок, она — луч Солнца Правды, кристально чистый ручей, текущий из источника жизни. Все законы и указы людей подверглись тлению, но Божье Слово не имеет даже налета тления, ему присуща высшая степень великолепия. «Слово Твое весьма чисто» (Пс.118:140), как натуральное вино виноградной лозы без примесей. Оно настолько безукоризненно, что очищает все остальное. «Освяти их истиною Твоею» (Иоан.17:17). Писание призывает к святости, как никакая другая книга. Оно велит нам жить «целомудренно, праведно и благочестиво» (Тит.2:12). Целомудренно — значит проявлять воздержание, праведно — значит быть справедливыми, благочестиво -значит служить ревностно и преданно. Оно призывает нас к тому, «что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно» (Фил.4:8). Меч Писания рубит пороки (Еф.6:17). На голову греха брошен мельничный жернов с высоты башни, называемой Писанием. Писание — закон царский, регламентирующий не только действия, но и чувства, и приказывающий сердцу вести себя благочинно. Возможно ли где-нибудь еще найти святость, подобную той, что находится в глубинах этого рудника? И кто может быть автором этой книги, если не Сам Бог?

4) Библейские предсказания свидетельствуют в пользу того, что Писание — это Божье Слово. Пророчества о будущих событиях явно принадлежат Божьему голосу. Пророком было предсказано: «Дева во чреве примет» (Ис.7:14) и «…предан будет смерти Христос» (Дан.9:26). Писание предсказывает события, которые должны были произойти много веков спустя. Например, сколько лет предстояло Израилю быть в рабстве железной печи и день его избавления: «По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью» (Исх.12:41). Эти предсказания событий, совершенно случайных и независимых от естественных причин, явно свидетельствуют в пользу своего Божественного происхождения.

5) Беспристрастие людей Божьих, рукою которых написана Библия: они не жалели себя и писали о собственной слабости. Какой историк ударил бы в грязь лицом, описывая то, что может запятнать его репутацию? Моисей пишет о своей раздражительности, когда он ударил по скале, и говорит нам, что по этой причине он не мог войти в Обетованную Землю. Давид рассказывает о своем грехе прелюбодеяния и кровопролитии, запятнавшем его репутацию на все последующие годы. Петр не скрывает, что по малодушию своему он отрекся Христа. Иона честно описывает страсти, овладевшие его душой: «очень огорчился, даже до смерти». Конечно, если бы их перо не вела рука Господа, они никогда бы не написали того, что навлекает на них позор. Люди предпочитают скрывать свои пороки, а не выставлять их напоказ всему миру. Но летописцы Священного Писания лишали блеска свое собственное имя, они отказывались от своей славы и отдавали всю славу Богу.

6) Могучая сила и действие, которое оказывало Слово на души и совесть людей. Оно изменяло их сердца. Люди, прочитав Писание, совершенно преображались — становились святыми и благодатными. Другие книги могут согреть наше сердце, а эта книга преображает сердца. «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого» (2Кор.3:3). Слово было запечатлено в их сердцах, так что они сами стали посланием Христовым, чтобы и другие могли прочитать в них Христа. Если бы перед вами стояла задача поставить печать на мраморе так, чтобы появился четкий оттиск, то вам понадобилась бы невиданная сила. Так и Слово должно обладать Божественной силой, чтобы оставить на сердце небесную печать благодати. Слово приносило утешение их сердцу. Когда христиане сидели плача у реки, Слово, подобно каплям меда, оживляло их. Главное утешение христиан находится в этих колодезях спасения «…чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4). Когда бедная душа близка к потере сознания, привести ее в чувство может только одно лекарство — Писание. Болезнь души исцеляется Словом. «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17). Когда душа опустошена, Слово дарит ей золотые капли радости. «Ибо не на век оставляет Господь» (Плач. 3:31). Он может изменить Свое провидение, но не цель; Он может только казаться врагом, но Его сердце всегда остается сердцем Отца. Поэтому и Слово обладает силой утешать сердца. «Это — утешение в бедствии моем, что Слово Твое оживляет меня» (Пс.118:50). Подобно тому как артерии сообщают телу жизненную силу, так и Божье утешение сообщается посредством обетования Слова. Итак, Писанию присуща животворная, утешающая сердца сила, которая явно свидетельствует о том, что оно — от Бога, и именно Господь наполнил его груди молоком утешения.

7) Чудеса, подтверждающие Писание. Моисей, Илия и Христос творили чудеса, которые годы спустя повторяли апостолы, чтобы подтвердить истинность Священного Писания. Подобно тому как слабую виноградную лозу поддерживают подпорки, так и эти чудеса были призваны поддерживать немощную веру людей: если они не верили написанному в Слове, им легче было поверить чудесам. Мы читаем о том, как Бог разделил воды, чтобы помочь Своему народу перейти море, заставил топор всплыть, а вылитое масло умножиться, о том, как Христос превратил воду в вино, исцелял слепых, воскрешал мертвых. Так Господь, при помощи чудес, поставил печать, удостоверяющую истинность и Божественность Писания.

Католики не могут отрицать того, что Писание священно и богодухновенно, но они заявляют о quoad nos — о том, что оно получает свою Божественную власть от Церкви, и в качестве доказательства приводят стих 1Тим.3:15, где Церковь названа столпом и утверждением истины.

Да, Церковь, действительно, — столп истины, но отсюда не следует, что Писание получает свою власть от Церкви. Когда какой-нибудь царский указ помещают на столбе, и последний держит его, чтобы все могли прочесть, то это не значит, что власть указу дает столб, а не царь. Так и Церковь несет в массы Писание, которое получает свою власть не от Церкви, но от Бога. Если бы Слово считалось Божественным лишь потому, что его несет Церковь, то отсюда следовало бы, что наша вера зиждется на Церкви, а не на Слове. А это противоречит сказанному в Послании к Ефесянам 2:20: «Бывши утверждены на основании (то есть учении) Апостолов и пророков».

Все ли книги Библии имеют одинаковую Божественную власть?

Те, которые названы каноническими.

Почему Писания названы каноническими?

Потому что Слово — это руководство к вере, канон, направляющий нашу жизнь. Слово — судья в полемике, несокрушимая скала. Только то следует считать истиной, что соответствует Писанию, как копия соответствует оригиналу. Все духовные принципы необходимо сверять с Писанием, подобно тому как все меры сверяются с эталоном.

Является ли Писание завершенным руководством?

Писание — это полный и совершенный канон, заключающий в себе все необходимое для спасения. «Притом же ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение» (2Тим.3:15). Писание показывает и Credenda — как нам верить, и Agenda — как нам поступать. Оно дает нам точный образец вероисповедания и полностью наставляет нас в глубоких истинах о Боге. Поэтому католики виновны в том, что добавляют к Писанию свои традиции, которые считают равноценными Писанию. Трентский собор утверждает, что традиции Римской церкви следует принимать pari pietatis affectu, с тем же религиозным рвением, что и Писание, и, таким образом, навлекают на себя проклятие — Отк.22:18: «…если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей».

Что является основным предназначением и целью Писания?

Открыть дорогу ко спасению. Оно четко раскрывает истину о Христе. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан.20:31). Предназначение Писания — подвергнуть испытанию нашу благодать, оно — навигационный знак, показывающий нам, столкновения с какими скалами следует избегать. Слово служит для очищения и оживления нашей любви, оно должно быть для нас руководством и утешением, оно должно вести нас к Обетованной Земле.

Кто имеет полномочия толковать Писание?

Католики утверждают, что это — полномочие Церкви. А если вы спросите, кого они считают Церковью, то они ответят — Папу, который является ее главой и непогрешим (Беллармин). Но это утверждение ошибочно, потому что многие Папы были невежественными и порочными, как утверждает Платина, занимавшийся жизнеописанием Пап. Папа Либерий придерживался арианских убеждений, а Папа Иоанн XII отрицал бессмертие души. Поэтому Папы не годятся для толкования Писаний. Тогда кто же?

Толковать себя должно само Писание или, скорее, Дух, говорящий в нем. Алмаз можно резать только алмазом, ничто не может истолковать Писание, кроме самого Писания. Солнце лучше всего открывается в своих лучах, Писание понятнее истолкует самое себя. Однако возникает вопрос относительно трудных мест, где немощные христиане готовы идти вброд в глубоком месте. Кто истолкует эти места?

Церковь Божия поручила некоторым служителям объяснять и толковать Писание, для этого Бог дал людям дары. Пасторы церкви, подобно ярким созвездиям, проливают свет на трудные места Писания. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его» (Мал.2:7).

Но это значит, что мы полагаемся в своей вере на людей.

Мы ничего не должны принимать на веру, но все сопоставлять с Писанием. Поскольку Бог дал Своим служителям дары для толкования непонятных мест, Он дал и Своему народу достаточно духовного различения, дабы он смог определить (по крайне мере в вопросах, необходимых для спасения), что соответствует Писанию, а что — нет. «…Иному пророчество, иному различение духов» (1Кор.12:10). Бог наделил Своих людей мудростью и разумением, достаточными для того, чтобы отличить правду от лжи и судить, что является здравым учением, а что — подделкой. «Здешние (жители Верии)… приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян.17:11). Несмотря на то, что их учителями были Павел и Сила, они сравнивали услышанную ими доктрину с Писанием, соответствует ли она ему (2Тим.3:16).

Урок первый. Вы видите, как благ Господь, Который, кроме естественного света, вверил нам Свое Священное Писание. Язычники окутаны невежеством, так как «не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» (Пс.147:9). У них есть слова прорицателей, но нет писаний Моисея и апостолов. Многие живут в долине смерти, где яркая звезда Евангелия никогда не восходит! В нашем распоряжении есть эта благословенная Книга Божия, чтобы решить все наши сомнения и указать нам путь жизни. «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Иоан.14:22).

Поскольку Бог дал нам Свое Слово в письменном виде, чтобы оно служило нам руководством, это лишает человека всяческих отговорок. Никто теперь не может сказать: «Я пошел по неверному пути, потому что не было света». Бог дал тебе Свое Слово как светильник твоей ноге. Таким образом, если ты идешь по неверному пути, то поступаешь так сознательно. Никто не может сказать: «Если бы я знал волю Бога, то исполнял бы ее» — нет, это не оправдание. О человек, Бог дал тебе правила, которым нужно следовать, Он собственноручно записал Свой закон, поэтому, если ты не подчиняешься, нет тебе извинения! Если господин оставляет слуге в письменном виде свои распоряжения относительно того, какую работу тот должен выполнить, а слуга пренебрегает этой работой, такому слуге нет никакого оправдания — «…а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Иоан.15:22).

Урок второй. Поскольку все Писание богодухновенно, пусть это послужит упреком и осуждением в адрес:

а) католиков, которые изъяли часть Писания и «стали чеканить монеты небесного Царя». Они удалили из своего катехизиса вторую заповедь, потому что она выступает против образов. Весьма характерно: когда им в Писании не нравится какое-то место, они его или приукрасят, или, если этого недостаточно, представят безнравственным. Они ведут себя как Анания, утаивший часть денег (Деян.5:2), удерживая от людей часть Писания. Исказить и удалить какую-либо часть Божьего Слова — значит нанести Богу сильное оскорбление и навлечь на себя проклятие. «И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни» (Отк.22:19);

б) антиномистов, которые отказываются от Ветхого Завета, считая его бесполезным и устаревшим, и называют его приверженцев Ветхозаветными христианами. Бог поставил Свою печать на обоих Заветах, и пока мне не покажут то место, где Он отменил Ветхий Завет, последний остается в силе. Оба Завета — это два источника спасения. Закрывая один из них, антиномисты как бы осушают один из каналов Писания. В Ветхом Завете часто звучит Благая Весть. Утешение, которое несет Евангелие в Новом Завете, берет свое начало в Ветхом Завете. Великое обетование о Мессии тоже находится в Ветхом Завете: «Дева во чреве примет и родит сына». Более того, нравственный закон, в некоторых своих частях, также содержит благую весть: «Я Господь, Бог твой». Обетования для святых, когда Бог говорит: «Окроплю вас чистою водою, … и дух новый дам вам», находятся, в первую очередь, в Ветхом Завете (Иез.36:25,26). Поэтому пренебрегающий Ветхим Заветом лишает себя столпов утешения для христиан подобно Самсону, который сдвинул столбы, поддерживающие здание;

в) энтузиастов, которые, претендуя на то, что они имеют Духа, отказываются от всей Библии и говорят, что Писание — это мертвая буква, а они выше этого. Какая дерзость! Пока над нами властвует грех, мы не можем быть выше Писания. Пусть никто не говорит об откровении от Духа, но считает его обманом. Божий Дух действует постоянно, Он работает в Писании и посредством Слова, а претендующий на новый свет, выходящий за пределы Слова или противоречащий ему, оскорбляет и себя самого, и Духа: его свет исходит от того, кто принимает на себя вид ангела света;

г) тех, кто пренебрегает Писанием. Проходят недели и месяцы, а они так и не читали Слово, забросив его, как ржавое оружие. Писанию они предпочитают пьесы и романы. Для них magnalia legis — это minutula (важные вопросы закона для них — пустяк). Многие из них готовы часами рассматривать свое лицо в зеркале по утрам, но стоит им только взглянуть на Библию, как у них начинают болеть глаза. Язычники погибают из-за того, что у них нет Писания, а эти — из-за презрения к нему. Пренебрегающий проводником непременно собьется с пути. Те, кто бросил поводья на шею своих похотей, так и не воспользовавшись уздою Писания, чтобы сдерживать их, несутся прямо в ад и не останавливаются;

д) тех, кто неправильно использует Писание, кто загрязняет и отравляет этот кристально чистый источник своим тленным лоском, кто извращает смысл Писания (2Пет.3:16). Слово, употребленное здесь, при буквальном переводе с греческого языка обозначает «прикрепить к вертушке». Они дают Библии неправильное толкование, не сравнивают одно место Писания с другим. Как, например, антиномисты извращают смысл стиха из книги Чисел 23:21: «Не видно бедствия в Иакове», на основании которого делают вывод, что Божий народ волен грешить, потому что Бог не видит у них греха. Верно, что Бог не видит греха, но только в том смысле, что Он не мстит Своему народу за него, что же касается наблюдения, Господь видит любой грех. Не видит у них греха — значит не станет их проклинать, но за грех разгневается и строго накажет. Разве не убедился в этом Давид, взывая из своих сокрушенных костей? Подобным же образом извращают Писание арминиане, когда, на основании стиха Иоан.5:40: «Но вы не хотите придти ко Мне», вводят понятие о свободной воле. Это место показывает, как сильно хочет Бог, чтобы мы имели жизнь, и что грешники могут сделать больше, чем они делают, развивая таланты, данные им Богом. Но здесь нет доказательства силы свободной воли, потому что это противоречит написанному в Евангелии от Иоанна 6:44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». Они так сильно перекручивают Писание, что из него может вытечь кровь, и не сравнивают одно место Писания с другим. А некоторые развлекаются Писанием. Когда им грустно, они берут Библию как лютню, чтобы поиграть и прогнать духа печали. Как один пьяница, о котором я читал, опустошив свои кубки, кричал приятелям: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». В страхе Господнем прислушайтесь! Евсевий рассказывает об одном человеке, который взял отрывок из Писания, чтобы использовать его ради развлечения, но его охватило бешенство, и он потерял рассудок. Лютеру принадлежит следующее высказывание: «Quos Deus vult perdere, etc. — Кого Бог намерен погубить, тому Он разрешает поиграть с Писанием».

Урок третий. Если Писание богодухновенно, то давайте прислушаемся к следующим наставлениям.

1) Изучайте Писание. Это рукопись Божьей воли. Подружитесь с Библией и никогда с ней не расставайтесь, будьте Библейскими христианами. «Я преклоняюсь перед совершенством Писания», — говорит Тертуллиан. В Книге Божьей, подобно жемчугу, рассыпано много истин. «Исследуйте Писания» (Иоан.5:39). Исследуйте их, как серебряную жилу. Эта благословенная книга наполнит вашу голову знаниями, а сердце — благодатью. Бог собственноручно писал на двух скрижалях. И если Он потрудился написать, то почему бы нам ни потрудиться почитать. Аполлос был силен в Писаниях (Деян.18:24). Слово — это наша Небесная Великая Хартия, так стоит ли нам быть несведущими о своих правах? «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол.3:16). Память должна стать настольной книгой, в которой записана Библия. Каждая строка Писания излучает силу. Возьмите хотя бы один пример: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столько величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я — изрекающий правду, сильный, чтобы спасать» (Ис.63:1). Здесь стиль возвышенный и величественный. Какой ангел смог бы так говорить? Юний обратился, прочитав один стих из Евангелия от Иоанна, так как увидел в нем величие, превосходящее всякую человеческую риторику. Писание мелодично. Оно — те благословенные гусли, которые прогоняют злого духа. Прислушайтесь к звуку этих струн. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). Сын Божий взял на Себя не только нашу плоть, но и наши грехи. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мат. 11:28). Как сладок звук гуслей Писания, какую небесную музыку играют они для окруженной бедами души грешника, особенно когда Божий Дух касается струн! Писание Божественно. Оно есть суть и квинтэссенция религии. Оно — алмазная скала, тайна благочестия. Уста Писания содержат излившуюся в них благодать. Писание говорит о вере, самоотверженности и всех благодатях, украшающих христиан, как жемчужное ожерелье. Оно побуждает к святости, обращает нас к иному миру, рисует нам картину вечности! Итак, исследуйте Писания! Узнайте Слово. Будь у меня даже ангельский язык, я вряд ли достаточно хорошо смог бы рассказать о превосходствах Писания. Оно, как духовная линза, помогает нам увидеть Божью славу. Оно — древо жизни, слово мудрости, правила поведения, небесное семя, из которого формируется новая тварь (Иак.1:18). «Два Завета, — говорит Юстин, — это две груди, к которым нужно прикладывать каждого христианина, дабы он получал духовную пищу». Листья дерева жизни предназначались для исцеления (Отк.22:2). Так и эти святые листки Писания предназначены для исцеления наших душ. Писание полезно во всех отношениях. Если мы покинуты, оно, как ароматное вино, веселит опечаленное сердце. Если нас преследует сатана, мы находим в Писании меч духа, чтобы противостать ему. Если нас поразила проказа греха, то здесь есть воды освящения, которые и очистят, и исцелят. Итак, исследуйте Писания! Вы можете смело вкушать плод этого дерева познания, здесь нет никакой опасности. Сначала было назначено наказание, чтобы человек не ел плодов дерева познания: «…Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт.2:17). Но срывать плоды дерева Священного Писания совсем неопасно. Смертию мы умрем, если не будем вкушать от него. Итак, читайте Писание! Ведь могут настать и такие времена, когда Писание будут удерживать от нас.

Открывайте Библию с благоговением. Читая каждую строку, думайте о том, что это Бог говорит с вами. Ковчег, в котором хранился Божий Закон, был покрыт чистым золотом, его носили на шестах, чтобы левиты случайно не прикоснулись к нему (Исх.25:14). Зачем такое предписание, как не для того, чтобы засвидетельствовать почтение Закону? Читая, будьте серьезными. Это вопрос жизни и смерти. Вы должны пройти испытание Словом. Совесть и Писание — это присяжные на Божьем суде. Читайте Слово с любовью. Пусть оно оживит ваши сердца, обращайтесь к нему за огнем. «Не горело ли в нас сердце наше?» (Лук.24:32). Стремитесь к тому, чтобы Слово было не только светильником, освещающим путь, но и огнем, согревающим вас. Читайте Писание не только как исторический документ, но и как письмо-признание в любви, полученное вами от Бога, способное коснуться вашего сердца. Молитесь о том, чтобы Дух, написавший Слово, помогал вам в чтении, чтобы Божий Дух показал вам чудеса Закона. «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деян.8:29). Так, когда Божий Дух присоединяется к колеснице Его Слова, оно становится действенным.

2) Научитесь высоко ценить Слово (Иов.23:12). Давид ценил Слово больше золота. Что отдали бы мученики за лист Библии! Слово — это поле, на котором спрятана драгоценная жемчужина — Христос. Это священный рудник, который мы откапываем не ради золота, а ради славы. Писание — это священный чудодейственный бальзам, снимающий пелену с наших глаз. «Ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет» (Прит.6:23). Писание — это карта и компас, по которым мы плывем к новому Иерусалиму. Это главное утешение во всех бедах. Что есть обетования, как не живая вода для обновления слабеющего духа? Вас тревожит грех? Вот утешение Писания — «Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши» (Пс.64:4), или, как это звучит на древнееврейском языке, «Ты покроешь их». Вас постигают скорби? Вот утешение Писания — «…с ним Я в скорби» (Пс.90:15) — не только, чтобы следить, но и чтобы поддержать. Подобно тому как в ковчег положили манну, так и в ковчег Писания положили обетования. Писание сделает нас мудрыми. Мудрость дороже рубинов. «Повелениями Твоими я вразумлен» (Пс.118:104). Что заставило Еву пожелать плода дерева познания? Оно было «…вожделенно, потому что дает знание» (Быт.3:6). Писание учит человека познавать себя. Оно выявляет хитрости и уловки сатаны (2Кор.2:11) и может «умудрить тебя верою во спасение» (2Тим.3:15). Итак, цените Писание. Я читал о королеве Елизавете, которая во время своей коронации, получив в подарок Библию, взяла ее двумя руками, поцеловала, прижала к груди и сказала, что эта книга всегда была ее самой большой радостью.

3) Верьте Писанию, ибо оно богодухновенно. Римляне, дабы вызвать доверие к своим законам, говорили, что законы эти вдохновлены римскими богами. Окажите доверие Слову, которое Бог вдыхал Своими собственными устами! А люди, не верящие Писанию, богохульствуют. «Кто поверил слышанному от нас?» (Ис.53:1). Верите ли вы в славные награды, о которых говорит Писание? Разве вы не приложите усилия, чтобы удостовериться в своем избрании? Верите ли вы в адские муки, о которых говорит Писание? Не бросает ли вас в холодный пот мысль о грехе, не заставляет ли она биться от страха ваше сердце? Но люди — отчасти атеисты и мало доверяют Слову, поэтому они так нечестивы, а в их жизни так много черных туч. Научитесь пропускать Писание сквозь свое сознание, заставьте свое сердце выработать твердую веру в него. Некоторые думают, что если бы Бог послал ангела с неба для провозглашения Своей воли, то они поверили бы ему. Или если бы Господь послал кого-то из обреченных на вечные муки, чтобы рассказать об адском огне, то они тоже поверили бы. Но, «если Моисея и пороков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:31). Бог мудр, и Он считает, что самый подходящий способ провозгласить нам Свою волю — это записать ее, а тех, кого Слово не убедит, Слово же будет судить. Доверие Писанию имеет очень большое значение. Оно сделает нас способными противостоять искушению. «…Слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Иоан.2:14). Оно очень способствует нашему освящению. Поэтому освящение Духом и вера истине идут рядом (2 Фес. 2:13). Если бы написанному Слову не нужно было верить, то можно было бы написать и на воде, все равно никакого эффекта.

4) Любите письменное Слово. «Как люблю я закон Твой!» (Пс.118:97). Августин сказал: «Господи, пусть Священное Писание станет моим целомудренным наслаждением». Иоанн Златоуст сравнивал Писание с садом, а каждую истину — с благоухающим цветком, который нам следует носить не на груди, а в сердце. Давид считал, что Слово «слаще меда и капель сота» (Пс.18:11). В Писании есть то, что может приносить радость. Оно указывает нам путь к богатству: Втор.28:5, Прит.3:10; к долголетию — Пс.33:13; к царству — Евр.12:28. Так считайте же время, проведенное за чтением Священного Писания, самым прекрасным, чтобы вместе с пророком мы могли сказать: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер.15:16).

5) Сообразуйтесь с Писанием. Пусть наш образ жизни соответствует Библии. Давайте станем ее живым воплощением! Поступайте по заповедям Слова. Послушание — лучший способ выразить свое отношение к Библии. «…И буду ходить в истине Твоей» (Пс.85:11). Пусть Библия станет солнечными часами, по которым вы сверяете свою жизнь. Какая польза в том, что у нас есть Писание, если мы не руководствуемся им в своих словах и поступках? Какая польза плотнику от линейки, если он только носит ее за спиной, но никогда не использует для измерений и исправлений в своей работе. Какая польза от правил Слова, если мы ими не пользуемся, не измеряем по ним свою жизнь? Как много тех, что свернули с пути и отклонились от правил! Слово учит нас трезвости и воздержанию, а они пьяны; оно учит нас целомудрию и святости, а они нечестивы и идут в противоположную сторону. Какое неуважение к вероисповеданию проявляют люди, жизнь которых противоречит Библии! Слово названо «светильником ноге» (Пс.118:105). Оно не только свет для глаз, но и свет для ног, чтобы исправить наши пути. Давайте же будем вести себя достойно Библии!

6) Отстаивайте Библию. Несмотря на то, что мы должны иметь дух смирения, Слово Божие нам следует отстаивать. Драгоценность слишком дорога, чтобы с нею расставаться. «…Храни его; потому что оно — жизнь твоя» (Прит.4:13). Писание окружают враги. Против него выступают еретики, поэтому мы должны «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуда 3). Писание — это книга, свидетельствующая нам о небесах, расстанемся ли мы со своими свидетельствами? Святые в старину были как защитниками, так и мучениками ради истины, они твердо держались Писания, хотя это и стоило им жизни.

7) Будьте благодарны Богу за Писание. Господь проявил великую милость, потому что не просто ознакомил нас со Своей волей, но и оставил ее в письменном виде. В старину Бог открывал свою волю в видениях, но письменное Слово — более верный способ узнать Божью волю. «И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово» (2Пет.1:18, 19). Дьявол, будучи подражателем Бога, способен принимать облик ангела света, он может обмануть нас ложными откровениями. Так, я слышал об одном человеке, который, как ему показалось, получил откровение от Бога, что он, подобно Аврааму, должен принести в жертву своего ребенка. А затем, повинуясь этому импульсу от дьявола, он убил свое дитя. Таким образом, сатана вводит людей в заблуждение иллюзией, которую они принимают за Божественное откровение, поэтому мы должны быть благодарны Богу за то, что Он открыл нам Свою волю, записав ее. Он не оставил нас в полной сомнения неопределенности, чтобы мы не знали во что нам верить, напротив, — у нас есть непогрешимое правило, которым мы можем руководствоваться. Писание — это наша Полярная звезда, которая ведет нас на небо, оно указывает каждый шаг, который нам следует предпринять. Когда мы поступаем неправильно, оно наставляет нас, когда мы идем верно, оно поощряет нас. И мы должны быть благодарны за то, что Писание понятно нам, потому что переведено на наш язык.

8) Возлюбите изумительную благодать Божьего слова, если вы почувствовали его силу и власть над своей совестью и если вы вместе с Давидом можете сказать: «…Слово Твое оживляет меня» (Пс.118:50). Христианин, благослови Бога за то, что Он не только дал Слово Свое как правило святости, но дал и благодать как основу святости. Благослови Бога за то, что Он не только записал Свое Слово, но запечатлел его в твоем сердце и сделал действенным. Ты чувствуешь, как активно оно работает? Значит, ты должен понимать, что оно богодухновенно. То, что Бог послал Свое Слово и исцелил тебя — настоящий дар благодати! Что Он исцелил именно тебя, а не других! Писание, которое для них — мертвая буква, должно стать сутью твоей жизни!