10. Постоянство

«…Вас, стою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению» (1Пет.1:5).

Пятым и последним плодом освящения является постоянство в благодати. Небесное наследство хранится для святых, и они соблюдаются для этого наследства (1Пет.1:4). Здесь апостол заявляет о стабильности и постоянстве святых в благодати. Постоянству святых противостоят паписты и арминиане, но от этого истинность данного суждения не уменьшается. Основное утешение христианина основывается на этой доктрине постоянства. Отнимите ее — и вы нанесете ущерб религии и подрежете сухожилия всех радостных стремлений. Прежде чем перейти к полному обсуждению и толкованию этого важнейшего вопроса, позвольте мне разъяснить его значение.

I. Когда я говорю о постоянстве верующих:

1) То я предполагаю, что те, кто лишь внешне исповедует свою веру, могут отпасть. «Димас оставил меня» (2Тим.4:10). Языки пламени быстро улетучиваются. Дом, построенный на песке, скоро упадет (Мат. 7:26). Кажущуюся благодать можно потерять. Ничего удивительного нет в том, что от дерева отпадает сук, который был лишь привязан к нему. Лицемеры лишь привязаны ко Христу своим внешним исповеданием, а не привиты. Кто думает, что притворные порывы долго продлятся? Побуждения лицемера поддельны и нежизнеспособны. Их цветы не созревают и не превращаются в плоды.

2) Я полагаю, что если бы верующих оставили стоять на собственных ногах, то они, в конце концов, упали бы. Некоторые ангелы, которые были звездами, полными света и славы, действительно потеряли свою благодать. И если даже эти чистые ангелы отпали от благодати, то тем более благочестивые, имеющие в себе так много греха, готового предать их, отпали бы, если бы их не поддерживала сверхъестественная сила.

3) Я полагаю, что хотя истинные верующие на самом деле не отпадают и не теряют свою благодать, но их благодать может уменьшиться в степени, а они могут нанести большой ущерб своему освящению. Благодать может быть moritura, non mortua — умирающей, но не мертвой. «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти» (Отк.3:2). Она может быть подобна тлеющим углям, которые хотя и не угашены, но не имеют уже пламени. Это угасание благодати я продемонстрирую на двух, более детальных, примерах. Во-первых, жизненное проявление благодати может быть временно приостановлено — «…ты оставил первую любовь твою» (Отк.2:4). В таком случае благодать может быть подобна уснувшей привычке: когда благочестивые проявляют мало интереса к религии и пульс их чувств слабо бьется. Мудрые девы уснули (Мат. 25:5). Если течение воды остановлено, то это является препятствием для проявления благодати. Во-вторых, вместо того чтобы благодать совершала в благочестивых свою работу, в них трудится порочность: вместо терпения они ропщут, вместо стремлений к возвышенному они помышляют о земном. Как гордость проявилась в учениках, когда они спорили, кто важнее! Как похоть иногда проявлялась в Давиде! Порочность иногда настолько сильна и энергична в возрожденных верующих, что они могут совершать ужасные грехи. Хотя все это может присутствовать в них, тем не менее они не penitus exeidere — отпадают окончательно от благодати. Давид не потерял окончательно свою благодать, ибо тогда почему он молился: «Духа Твоего Святого не отними от меня»? Он не окончательно потерял Святой Дух. Когда Евтих выпал из окна (Деян.20) все подумали, что он умер, но Павел сказал: «Не тревожьтесь; ибо душа его в нем». Когда Давид согрешил, благодать продолжала жить в нем. Хотя иногда святые опускаются до того, что у них остается совсем мало веры, но они не полностью теряют ее. Хотя их благодать может убывать, тем не менее она не иссякает, она может ослабевать, но никогда не исчезает; хотя мудрые девы уснули, но их светильники не потухли. Благодать, находясь даже в ничтожном количестве, может ожить и расцвести. Так было с Самсоном, когда он потерял свою силу, но его волосы отросли и сила возобновилась. Таким образом, объяснив это утверждение, я перехожу к подробному изложению этой великой доктрины о постоянстве святых.

II. Каким образом христиане достигают постоянства?

1) Исполняя такие постановления, как молитва, Слово и причастие. Христиане не могут достичь постоянства, сидя неподвижно и ничего не делая. Мы не похожи на пассажиров корабля, которые достигают конечной точки путешествия, находясь в бездеятельности на борту корабля, или на аристократа, который получает ренту без усилий с его стороны. Мы достигаем спасения, используя средства, подобно спортсмену, который в борьбе одерживает победу в забеге. «Бодрствуйте и молитесь» (Мат. 26:41). Как сказал Павел: «Если вы не останетесь на корабле, то не сможете спастись» (Деян.27:31). Верующие сойдут на берег в самом конце, прибыв на небеса, но если они не останутся на корабле, то есть не будут исполнять постановления, то не смогут спастись. Постановления питают благодать. Так как они производят ее, то и являются грудным молоком, посредством которого она питается и сохраняется к вечности.

2) Auxilio Spiritus — посредством согласованного действия Святого Духа. Дух Божий постоянно трудится в сердце верующего, чтобы его благодать достигла совершенства. Он подливает свежего масла, чтобы светильник благодати продолжал гореть. Святой Дух побуждает к действию, укрепляет и увеличивает благодать, что помогает христианину идти от веры к вере, пока он не достигнет цели — спасения (1Пет.1:9). Апостол удачно сказал, что Святой Дух живет в нас (2Тим.1:14). А тот, кто живет в доме, поддерживает его в хорошем состоянии. Так и Святой Дух, пребывающий в верующем, поддерживает благодать, которая в Евангелие сравнивается с рекой воды живой (Иоан.7:38). Эта река никогда не высохнет, так как Святой Дух является источником, постоянно питающим ее.

3) Благодать приближается к совершенству благодаря каждодневному ходатайству Христа. Как Дух Святой постоянно совершает работу в сердце верующего, так и Христос трудится на небесах. Он молится, чтобы благодать пребывала в святых. Conserva illos; «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал»; сохрани их, как Ты сохраняешь звезды на своих орбитах, как драгоценные камни, чтобы они не потерялись. «Отче Святый! Соблюди их» (Иоан.17:11). Сейчас Христос молится о верующих той же молитвой, которой Он молился о Петре: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лук.22:32). Разве могут погибнуть дети, о которых молятся такими молитвами?

III. Аргументы, доказывающие постоянство святых.

1) Это следует из a veritate Dei — «истины Божьей». Бог и утвердил это и пообещал. Во-первых, Он утвердил это: «Семя Его пребывает в нем» (1 Иоан.3:9), «…помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» (1 Иоан.2:27). Во-вторых, утвердив, Бог также пообещал его. Истина Божья — наилучшая жемчужина Его венца — является залогом обетования. «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» (Иоан.10:28). «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иер.32:40). Бог так полюбит Свой народ, что не отвернется от него, а они будут так бояться, что не оставят Его. Если бы верующий был непостоянен, то Бог нарушил бы Свое обещание. «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии» (Ос.2:19). Бог не обручается со своим народом, чтобы потом развестись с ним, ибо «Он ненавидит развод» (Мал.2:16)[16]. Любовь Бога связывает этот брачный союз так крепко, что ни смерть, ни ад не могут разрушить его.

2) Следующий аргумент — a potentia Dei — «сила Божья». 1Пет.1:5 говорит, что мы «силою Божиею» соблюдаемся для спасения. Каждая Личность Троицы принимает участие в сотворении постоянства святых: Бог Отец утверждает нас во Христе (2Кор.1:21), Бог Сын подтверждает (1Кор.1:8), Бог Дух Святой запечатляет (Еф.1:13). Поэтому нас поддерживает сила Божья. Мы держимся не благодаря нашим собственным силам. Пелагиане придерживались того мнения, что человек своими силами может преодолеть искушения и добиться постоянства. Августин опровергает его. Он говорит: «Человек молится Богу о постоянстве, что было бы абсурдом, если бы он имел силу быть постоянным. И, — продолжает он, — если бы человек мог в совершенстве владеть этой силой, то почему постоянство одного отличается от постоянства другого? Почему постоянство Иуды не похоже на постоянство Петра?». Значит, нас поддерживает не какая-нибудь другая сила, а именно сила Божья. Господь сохранил Израиль и не дал ему погибнуть в пустыне, пока не привел в Ханаан. Точно такую же заботу Он проявляет, если и не чудодейственным образом, то духовно и невидимо, сохраняя Свой народ в состоянии благодати, пока не приведет его в небесный Ханаан. Как выдуманный язычниками Атлант поддерживал небеса от падения, так и сила Божья, подобно Атланту, поддерживает святых от падения. Богословы спорят, может ли благодать сама по себе погибнуть, как это было с благодатью Адама? Но я уверен, что благодать, поддерживаемая силой Бога, не может погибнуть.

3) Третий аргумент — ab electione — избирающая Божья любовь. Те, кого Бог от вечности избрал к славе, не могут окончательно отпасть. А так как каждый истинный верующий избран к славе, то, следовательно, он не может отпасть. Что может воспрепятствовать избранным или сделать указ Божий недействительным? Этот аргумент возвышается подобно горе Сион, которую невозможно сдвинуть; он настолько непоколебим, что некоторые паписты утверждают, что имеющие абсолютное избрание не могут отпасть. «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих» (2Тим.2:19). Основанием Бога является ничто другое, как Его указ об избрании; и оно твердо; Бог не изменит его и не позволит другим.

4) Четвертый аргумент, доказывающий постоянство святых, — это ab unione cum Christo — союз верующих со Христом. Как члены тела соединены головой с помощью нервов, так и верующие соединены со Христом узами веры настолько сильно, что эту связь нельзя разрушить (Еф.5:23). То, что было сказано о физическом теле Христа, верно и в отношении Его мистического тела: «Кость Его да не сокрушится». Как невозможно отделить закваску от теста, когда они уже перемешаны и вымешаны, так невозможно разделить Христа и верующих, если они были уже соединены. Христос и Его члены составляют одно тело. Но разве возможно, чтобы какая-либо часть тела Христова погибла? Как может Христос потерять хоть одну часть Своего мистического тела и остаться совершенным? Или более кратко: si unus excidat, quare non et alteri Если один верующий может быть отторжен от Христа, тогда, соответственно тому же принципу, может и другой. Тогда почему не все? Таким образом Христос мог бы остаться главой без тела.

5) Пятый аргумент — ab emptione — сущность приобретения чего-либо. Человек никогда не вложит свои деньги в приобретение того, что потом может быть утеряно и легко отобрано. Христос умер, чтобы приобрести нас для Себя навсегда. Он «приобрел вечное искупление» (Евр.9:12).

Неужели вы думаете, что Христос пролил Свою Кровь, чтобы мы верили лишь какое-то время, а потом отпали? Неужели вы думаете, что Христос может потерять то, что приобрел?

6) Шестой аргумент нашего постоянства — a victoria supra mundum — победа верующего над этим миром. Этот аргумент основывается на следующем утверждении: побеждающий мир постоянен в благодати. А так как верующий побеждает этот мир, следовательно, он постоянен в благодати. «Ибо всякий рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоан.5:4). Человек может проиграть одно сражение на поле битвы, однако в конце одержать победу. Чадо Божье может проиграть одно сражение в битве с искушением, как, например, Петр, но в конце своей жизни он одержал победу. А для того, чтобы святой был увенчан победой и мог победить мир, он должен быть постоянен.

IV. Далее я перехожу к следующим возражениям арминиан.

1) Первое возражение арминиан звучит так: если верующий постоянен в благодати, то для чего в Писании приведены такие предостережения: «…берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12), «…будем опасаться, чтобы… не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр.4:1)? Такие предостережения кажутся излишними в том случае, если святые действительно постоянны в благодати.

Эти увещевания необходимы, чтобы предостеречь верующих от беспечности. Они являются шпорой или стимулом для побуждения их к большему усердию, трудясь для своего спасения. Они не подразумевают, что святые могут отпасть от благодати, а служат для того, чтобы предотвратить их от падения. Христос сказал некоторым Своим ученикам, что они будут пребывать в Нем, в то же время Он увещевает их пребывать в Нем (Иоан.15:4). Христос увещевает их не для того, чтобы поставить под сомнение их пребывание в Нем, а чтобы пробудить их усердие и заставить молиться еще больше, дабы они могли пребывать в Нем.

2) Их второе возражение основывается на Евр.6:4, 5: «Ибо невозможно — однажды просвященных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием».

В этом месте Писания апостол говорит о лицемерах: он показывает, как далеко они могут зайти, но все-таки затем отпадают.

а) Они были однажды просвещены. Человек может быть чрезвычайно просвещен, но тем не менее отпасть. Разве не был просвещен Иуда?

б) Они были причастниками Духа Святого, то есть получили общие дары Духа, но не именно благодать.

в) Они вкусили благой глагол Божий. В данном месте значение слова «вкусили» противопоставлен по смыслу слову «наелись»: лицемер может вкусить сладость религии, но этим он не питается. В этом и заключается огромное различие между полосканием для горла и целебным средством. Полоскание лишь освежает рот: человек пробует его и выплевывает обратно. Лекарство же принимают внутрь, оно питает и воодушевляет дух. Лицемер, лишь вкусивший или прикоснувшийся к религии, так же как человек, попробовавший полоскание, может отпасть.

г) И испытали силы будущего века. То есть лицемеры могут иметь определенное представление о славе небес, которое волнует их, и, похоже, они имеют некоторую радость, размышляя об этом, но все-таки отпадают. Точно так же происходит с семенами, упавшими на каменистую почву (Мат. 13:20). Все эти места посвящены лицемерам, и, следовательно, не доказывают того, что истинный верующий, в котором Дух совершает работу, может отпасть. Хотя кометы и падают, но из этого не следует, что настоящие звезды могут упасть. То, что данное место Писания не касается истинных верующих, ясно из стиха 9: «Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения».

Урок первый. Наставление.

1) Обратите внимание на чудесные свойства благодати. Она постоянна. Многое другое существует лишь какое-то время; здоровье и богатство приятны, но они недолговечны, в то время как благодать — это цветение вечности. Семя Бога пребывает в верующем (1 Иоан.3:9). Благодать может быть в фазе затмения, но не может исчезнуть. За надежность ее называют существенным благом (Прит.8:21), а за постоянство — сокровищем непогибающим (Прит.8:18). Она живет столько же, сколько душа или небеса. Благодать не подобна аренде, срок которой быстро истекает, а течет параллельно вечности.

2) Обратите внимание на то, что может вызвать у святых бесконечную любовь и благодарность к Богу. Что может заставить нас любить Бога больше, чем уверенность в Его любви к нам? Он не только автор благодати, но и завершитель, Его любовь бесконечна и продолжается до нашего спасения. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною; и Я даю им жизнь вечную» (Иоан.10:27, 28). Овцы мои — это избрание; слушаются голоса Моего — это призвание; и Я знаю их — оправдание; и они идут за Мною — освящение; и Я даю им жизнь вечную — прославление. Как же все это побуждает нас любить Бога и воздвигать Ему монументы хвалы? Как много грехов мы совершили, побуждая Бога забрать Свой Дух и позволить нам окончательно упасть! Тогда за то, что Он поддерживает нас и «стопы святых Своих Он блюдет» (1Цар.2:9), пусть будет благословенно Имя Его и увековечена память о Нем.

3) Отсюда следует, что святые постоянны в святости. Но это лишь благодаря силе Божьей, которая поддерживает и защищает нас подобно гарнизону. Это чудо, что любой христианин может быть постоянным в святости, если мы задумаемся, во-первых, о порочности внутри нас. Плевелы перемешиваются с пшеницей; в человеке больше греха, чем благодати, и все-таки благодать естественно доминирует. Она подобна искре в море, и это чудо, что она не гаснет. Это чудо, что грех не разрушает благодать, что он не поступает так, как иногда кормилица с младенцем, накрывая его, в результате чего младенец благодати задыхается и умирает. Во-вторых, учитывая искушения извне. Сатана завидует нашему счастью, он мобилизует свои войска и возбуждает преследования. Он стреляет своими раскаленными стрелами искушений, которые названы стрелами из-за их стремительности, а раскаленными — из-за их внушающего ужас воздействия. Демоны осаждают нас каждый день. Как Даниил чудом остался живым, находясь среди голодных рычащих львов, так и мы чудом еще не разорваны на части рычащими демонами, окружающими нас. Как же получается, что нам удается устоять против этих сильных искушений? Нас поддерживает сила Бога. В-третьих, золотые сети мира, богатства и удовольствия. «…Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Лук.18:24). Как много людей подобно Димасу было погублено этими золотыми песками (2Тим.4:10)! Разве не чудо, что хотя бы одна душа остается постоянной в религии и что земля не гасит пламя всех добрых стремлений? Каким образом так получается, как не благодаря силе Божьей? Нас поддерживает Его сила.

Урок второй. Утешение. Эта доктрина является везоа-ровым камнем, она — всесильное целебное средство, удерживающее дух благочестивых от падения.

1) Ничто не беспокоит чадо Божье сильнее, чем опасения, что он не продержится до конца. «Мои слабые ноги, -говорит он, — никогда не доведут меня до небес». Но постоянство — это неотделимый плод освящения. Однажды во Христе — навечно во Христе. Верующий может понизиться в степени благодати, но не отпасть от нее. Израильтянин никогда не мог полностью продать или лишиться своего наследства (Лев.25:23). Так и мы не можем полностью лишиться своего небесного наследства. Как безысходна доктрина арминиан! Сегодня — святой, завтра — распутник; сегодня — Петр, завтра — Иуда. Это подрезает сухожилие христианского рвения и подобно просверленной дыре в сосуде, из-за которой все вино его радости вытекает. Если бы доктрина арминиан были истинной, то как апостол мог сказать, что семя Бога остается в верующем и помазание Бога пребывает в нем (1 Иоан.3:9; 1 Иоан.2:27). Какое утешение может иметь человек, зная, что его имя, записанное в книгу жизни, может быть стерто? Будьте уверены для своего утешения, что истинная благодать, даже будучи совсем слабой, постоянна. Даже имея совсем немного благодати, христианин не должен бояться лишиться ее, так как Бог не только дает ему дерево благодати, но и поддерживает для него его ствол. «Gratia concutitur, non excutitur. — Страхи и сомнения могут расшатать благодать, но не выкорчевать» (Августин). Не бойтесь отпасть. Если что-то и могло бы воспрепятствовать постоянству святых, то это был бы грех или искушение. Но ни одно из них не может. Во-первых, это не может быть грех верующего, так как то, что смиряет, не может осудить, а грехи верующих смиряют их. Они собирают виноград с терний: с терний греха они собирают виноград смирения. Во-вторых, это не искушение. Дьявол снаряжает караван своих искушений, чтобы смести крепость благодати, но он не может достичь своей цели. Искушения вырабатывают защитную реакцию: чем больше сатана искушает, тем больше святые молятся. Испытывая на себе удары посланника сатаны, Павел сказал: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2Кор.12:8).Таким образом, ничто не может отлучить верующего от Христа или нарушить его постоянство в благодати. Пусть это будет вином для тех, у кого тяжело на сердце.

2) Это постоянство является утешением, во-первых, при потере мирских утешений. Если наше имущество может быть отнято у нас, то наша благодать — нет. «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лук.10:42). Во-вторых, это постоянство является утешением в час смерти. Когда все вещи становятся ненужными и мы прощаемся со своими друзьями, благодать остается. Смерть может разделить нас со всеми, но не с благодатью. На своем смертном одре христианин может сказать, как Олевиан: «Зрение мое пропало, речь и слух оставили меня, но милость Божья никогда не покинет меня».

Урок третий. Ободрение. Каковы мотивы и стимулы, побуждающие христиан упорно продолжать свое поприще?

1) Это венец и слава христианина. In Christianis non initia sed fines laudantur — не начало христианской жизни наследует славу, а ее конец. «Венец славы — седина, которая находится на пути правды» (Прит.16:31). Когда седина сияет золотыми добродетелями, то это и есть венец славы. Последние дела Фиатирской церкви были лучше первых — «Знаю твои дела, и любовь, … и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых» (Отк.2:19). Красота строения определяется не в момент закладки первого камня, а по окончании строительства: слава и превосходство христианина определяются тогда, когда он закончил дело веры.

2) Вы идете по дороге, ведущей к небесам. Спасение уже близко. «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим.13:11). Христиане, еще немного, и закончатся ваши рыдания и молитвы, а вы восторжествуете. Ваши скорби оставят вас, а вы облачитесь в белые одежды. Вы сложите свое оружие и оденете победоносный венец. Те, кто далеко продвинулся в религии, уже почти готовы принять свою степень славы, ибо теперь ваше спасение ближе, чем когда вы лишь уверовали. Разве человек, приблизившись к концу своего ристалища, устает и теряет мужество? О, трудитесь, чтобы продолжать свое поприще, ибо сейчас ваше спасение ближе. Вам осталось пройти совсем немного — и вы утвердите свои ноги на небесах! Хотя этот путь идет в гору и усыпан терниями, но вы уже прошли большую его часть, и вскоре отдохнете от тяжелого труда.

3) Как печально, что не все усердно добиваются святости! Тем самым вы навлекаете на себя порицания людей и осуждение Бога. Во-первых, порицания людей. Они будут высмеивать и вас, и ваше исповедание веры. «Этот человек начал строить и не мог окончить» (Лук.14:30). Тот, кто начал свой путь в религии, но оказался непостоянным, является ludibrium — посмешищем для всех. Во-вторых, осуждение Бога. Господь особенно строг к тем, кто оставил свой путь, так как они отрицательно свидетельствуют о религии. Отступничество порождает самого горького червя в совести человека (какого червя чувствовал в себе Спира!); оно приносит немедленное проклятие и влечет человека обратно в погибель (Евр.10:39). Меч Бога будет мокрым от крови отступников.

4) Обетования милости принадлежат лишь тем, кто постоянен. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» (Отк.3:5). «Non pugnanti sed vincenti dabitur corona. — Обетование принадлежит не тому, кто сражается, а тому, кто побеждает» (Августин). «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам… Царство» (Лук.22:28, 29). Обещание Царства, как сказал Иоанн Златоуст, дано не тем, кто слышал Христа или следовал за Ним, а кто пребыл с Ним до конца. Постоянство несет в себе награду: венец увенчает голову лишь того, кто продержался до конца забега. Тогда пусть все вышесказанное убедит вас быть постоянными. Бог не замечает тех, кто непостоянен. Кто ценит зерно, просыпавшееся на землю до сбора урожая, или плоды, упавшие с дерева несозревшими?

Какие средства могут быть использованы для укрепления постоянства христианина?

1) Остерегайтесь того, что может заставить вас остановиться на своем пути и отпасть. Во-первых, остерегайтесь самонадеянности. Не полагайтесь на свои силы, воспитывайте в себе святой страх и бдительность к собственному сердцу. «Не гордись, но бойся» (Рим.11:20). «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12). Грех Петра заключался в том, что он больше полагался на свою благодать, чем на Христа, и поэтому согрешил. У христианина есть повод опасаться, чтобы похоть и обманчивость собственного сердца не предали его. Остерегайтесь самонадеянности. Страх порождает молитву, молитва дает силы, а сила рождают стойкость. Во-вторых, берегитесь лицемерия. Иуда сперва был ловким лицемером, а уже потом — предателем. «Сердце же их было не право пред Ним, и они не были верны завету Его» (Пс.77:37). Если в крови присутствует какой-либо яд или метастазы, то позднее они приведут к болезни. Яд лицемерия также несет в себе опасность и позднее приведет ко греху. В-третьих, остерегайтесь лукавого и неверного сердца. «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр.3:12). Каким образом рождается отступничество, как не из недоверия? Люди не верят истине и поэтому отпадают от нее. Неверие и нестабильность идут рядом. «Они… не веровали в Бога… отступали и изменяли» (Пс.77:22, 57).

2) Старайтесь быть столпами в храме Бога и стойкими в святости.

а) Смотрите, чтобы вы вступили в религию по правильному пути; будьте хорошо утверждены в четком познании Бога. Вы должны знать о любви Отца, заслугах Сына и силе Святого Духа. Те, чьи познания о Боге неверны, постепенно отпадут. Самаряне были на стороне евреев, когда у тех все было благополучно, но они отреклись от всех своих родственников, как только Антиох стал преследовать евреев. Этот факт не вызывает недоумения, так как самаряне не были тверды в религии. О них Христос сказал: «Вы не знаете, чему кланяетесь» (Иоан.4:22). Они не знали истинного Бога. Пусть ваши познания о Боге будут четкими. Сделайте свой выбор и служите Ему, и вы будете постоянными. «Я избрал путь истины… прилепился к откровениям Твоим» (Пс.118:30,31).

б) Пусть благодать трудится в вашем сердце. «Хорошо благодатию укреплять сердца» (Евр.13:9). Ничто не продержится до конца, кроме благодати; только это помазание пребудет, краска же отпадет. Пусть благодать изменяет ваше сердце. «…Но (вы) омылись, но освятились…» (1Кор.6:11). Не удовлетворяйтесь, приняв лишь водное крещение, но не крестившись Духом. Многие люди непостоянны в религии из-за того, что им не хватает жизненных сил; ветвь, не связанная с корнем, не сможет расти и обязательно отсохнет.

в) Чтобы быть стойкими, будьте очень искренни. Постоянство произрастает лишь там, где есть корень искренности. «Непорочность и правота да охраняют меня» (Пс.24:21). Ничто не сможет прострелить броню искренности. Сколько испытаний вынес Иов! Против него восстал дьявол, жена искушала его проклясть Бога, друзья обвинили его в лицемерии — и кто-то мог бы подумать, что всего этого достаточно, чтобы заставить Иова отступить от религии. Но, не смотря на все, он выстоял. Что же сохранило его? Его искренность. «Крепко держал я правду мою, и не отпущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои» (Иов.27:6).

г) Чтобы быть стойкими, будьте смиренными. Иоанн Златоуст называет смирение матерью всех благодатей. Бог даст возможность бедному, смиренному христианину устоять, в то время как другие, занимающие более высокое положение и высоко оценивающие себя, впадут в отступничество. Более стойкими оказываются те, кому Бог дает больше благодати. «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5). Более стойкими являются те, в ком пребывает Господь. «…Я живу… с сокрушенными и смиренными духом» (Ис.57:15). «Non requiescet Spiritus Sanctus nisi super humilem. — Святой Дух покоится лишь в смиренной душе» (Бернард). Чем глубже дерево укоренилось в почве, тем оно устойчивее. Чем больше душа укоренилась в смирении, тем крепче она стала и тем меньше опасность отступничества.

д) Сможете ли вы устоять? Лелейте благодать веры. Вера способна stabilere animum, поддержать дух: «…ибо верою вы тверды» (2Кор.1:24). Вера объединяет нас со Христом, подобно тому как члены тела соединены с головой посредством нервов и сухожилий. Вера наполняет нас любовью к Богу. Она действует любовью (Гал.5:6). Тот, кто любит Бога, скорее умрет, чем покинет Его, как любящий своего полководца солдат умирает на службе. Вера раскрывает перед нами панораму небес и показывает нам невидимую славу; и тот, кто имеет Христа в своем сердце, а венец перед глазами, не отпадет. О, лелейте веру! Держитесь своей веры, и ваша вера удержит вас. Пока капитан ведет свой корабль, этот корабль несет его.

е) Сможем ли мы устоять? Давайте искать Божьей силы, которая может помочь нам. Мы удерживаемся силой Бога. Ребенок в безопасности, если его держат руки кормилицы. Точно в такой же ситуации находимся и мы, если нас поддерживают руки благодати. Нас сохраняет не то, что мы держимся Бога, а — что Он держит нас. Если корабль привязан к скале, то он в безопасности; точно так и мы, будучи крепко привязаны к Скале Времен, неуязвимы. О, привлеките силу Божью, которая поможет вам быть стойкими! Мы просим Его силы в молитве. Давайте же будем молиться, чтобы Он поддержал нас. «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» (Пс.16:5). Хорошо молился Беза: «Domine quod cepisti perfici, ne in portu naufragium accidat. — Господь, соверши то, что Ты начал во мне, чтобы я не потерпел крушения, почти достигнув небес».

ж) Чтобы быть стойким, держите в памяти благородные примеры тех, кто был постоянен в религии: quot martyres, quod fideles in coelis, jam triumphant — как много мучеников и верных душ сейчас радуется на небесах! Какая прославленная армия святых и мучеников совершила этот путь до нас! Каким верным до самой смерти был Павел (Деян 21:13)! Какими стойкими в вере были Игнатий, Поликарп и Афанасий! Они были звездами, движущимися по своим орбитам, столпами в храме Бога. Давайте, взирая на их рвение и смелость, оживем и, «…имея вокруг себя такое облако свидетелей, … с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1). Венец возлагают в конце забега, и если мы выиграем, то будем носить его.