VI. Смерть и последний день

I. Смерть праведных

«Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил.1:21).

Павел восхищался Христом. Он не желал знать ничего, «кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор.2:2). Нет целебного средства подобного Крови Христа, и поэтому апостол говорит в тексте: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение».

I. Для меня жизнь — Христос. Здесь Павел говорит о духовной жизни. Слова «для меня жизнь — Христос» означают: «Христос — моя жизнь». Григорий Нисский сказал, что его жизнь состоит из Христа. Как жизнь нечестивца состоит из греха, так и жизнь Павла состояла из Христа: он был наполнен Христом. Чтобы я мог полнее раскрыть смысл этого стиха, давайте рассмотрим его в деталях.

а) Слова «для меня жизнь — Христос» означают, что Христос — источник моей жизни. Я получаю свою духовную жизнь от Него так же, как ветвь получает необходимые жизненные соки от корня. Во мне живет Христос (Гал.2:20), Который особым образом воздействует на меня: Он возрождает во мне жизнь и дух, Он побуждает меня к каждому святому действию. Таким образом, слова «для меня жизнь — Христос» означают, что Христос является источником моей жизни, что, благодаря Его полноте, я живу так же, как виноградная лоза живет от корня.

б) Слова «для меня жизнь — Христос» означают, что Христос — это цель моей жизни, что я живу не для себя, а для Него. То же говорили Гроциус и Касаубон: слова «Christo servio» — «для меня жизнь — Христос» — означают, что вся жизнь направлена на служение Христу. «А живем ли — для Господа живем» (Рим.14:8). Когда мы полностью посвящаем себя Христу так, как доверенное лицо выступает от имени торговца, то тем самым мы трудимся ради интереса Христа: мы распространяем Его Евангелие, вся наша жизнь предназначена для того, чтобы превознести Христа и сделать так, чтобы венец на Его голове расцвел. Только в том случае, когда вся наша жизнь посвящена Христу, мы можем сказать: «Для меня жизнь -Христос».

в) Слова «для меня жизнь — Христос» означают, что Он — радость моей жизни. «Пойду я к… Богу радости и веселия моего» (Пс.42:4). Христианин радуется в праведности Христа. Он может радоваться во Христе, когда все мирские радости оставили его. Когда тюльпан в саду отцветает, человек радуется своим драгоценным камням; когда родственники умирают, святой может радоваться во Христе -драгоценной жемчужине. В этом смысле слова «для меня жизнь — Христос» означают, что Он — радость моей жизни. А без Христа моя жизнь стала бы смертью для меня.

Это должно убедить всех нас трудиться, чтобы мы могли сказать, как апостол: «Для меня жизнь — Христос», то есть Христос — источник моей жизни, Он — цель моей жизни и радость всей моей жизни. И если мы сможем сказать эти слова: «Для меня жизнь — Христос», то тогда мы сможем, несомненно, сказать, что смерть для нас будет приобретением.

II. «И смерть — приобретение». Для верующего смерть — великое приобретение. Святой может сказать, что он теряет здесь ради Христа, но он не может описать, как велики его приобретения со смертью. «Для меня… смерть — приобретение». Смерть для верующего — это crepusculum gloriae, рассвет вечного сияния. Даже ангелам было слишком сложно показать, как велики будут приобретения верующего после смерти; все гиперболы слишком слабы, чтобы описать их, так как награда славы превосходит даже веру. Разрешите мне привести некоторые тусклые и несовершенные очертания лишь той бесконечной славы, которую приобретут святые в час смерти. «Для меня… смерть — приобретение».

1) Со смертью верующие получат приказ об освобождении от всех грехов и трудностей; они будут пребывать в состоянии непорочности: грех потеряет силу в их жизни. Я иногда думаю, каким безмятежным будет это состояние, когда у нас не будет ни одной греховной мысли, когда мы освободимся от всех своих проблем. Здесь, на земле, Давид восклицал: «Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях» (Пс.30:11). «Quid est diu vivere, nisi diu torqueri. — Долгая жизнь — лишь долгие мучения» (Августин). Жизнь начинается с крика и заканчивается стоном, но со смертью все горести умирают.

2) После смерти верующие получат возможность увидеть Бога во всей славе. Они увидят Его, во-первых, мысленно — глазами своего разума, что богословы называют блаженным видением. Если бы не было такого мысленного видения Бога, то как духи праведных мужей, став совершенными, увидят Его? Во-вторых, они увидят прославленное тело Иисуса Христа. И если приятно созерцать солнце, то какое блаженство мы испытаем, увидев Христа, Солнце Правды, облаченного в человеческую природу, сияющего в славе ярче ангелов! Через плоть Христа, как через прозрачное стекло, нашим прославленным глазам откроется яркое сияние лучей Бога Отца. Это видение Бога через Христа будет чрезвычайно восхитительным, ибо страх перед сущностью Бога исчезнет, а Его величие сольется с красотой и усладится милосердием. Святые испытают бесконечное наслаждение, увидев дружелюбие и улыбку на лице Господа.

3) После смерти святые не только увидят Бога, но и насладятся Его любовью. Лицо Бога больше не будет нахмуренным, Его улыбка не будет меняться на выражение неодобрения, а Его любовь раскроется во всей полноте и благоухающей сладости. Здесь, на земле, святые молятся о Его любви и имеют лишь капли, но там они получат столько, сколько смогут вместить их сосуды. Это познание любви, которая превосходит разумение, приведет к такому ликованию духа и произведет такой святой, величайший восторг радости в святых, что он очень скоро переполнил бы их, если бы Бог не дал им возможность вынести его.

4) Со смертью верующие приобретут «жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1). Здесь святые ограничены в жилье и имеют лишь убогие домишки, но после смерти они будут обитать в царском дворце. Земной дом — их временное место пребывания, в то время как на небесах их ожидает дворец, возведенный превыше всех видимых орбит, сияющий светом, украшенный жемчугом и драгоценными камнями (Отк.21:19). Он принадлежит не домовладельцу, а их Отцу, и стоит на священной земле (Иоан.14:2). Он представлен как прозрачное стекло, чтобы показать свою святость (Отк.21:21).

5) После смерти верующие обретут приятную возможность общаться с прославленными святыми и ангелами, что увеличит блаженство на небесах так же, как каждая звезда добавляет великолепия небесному своду. Во-первых, общество прославленных святых. Мы увидим не только их души, но и их тела, которые будут настолько чисты и ярки, что через них мы увидим их сияющие души, как вино через стекло бокала. После смерти верующие будут иметь тесное общение с прославленными святыми. Как приятно — освободиться от всей греховной порочности, гордости, зависти, гнева и осуждения, которые подобно шрамам уродуют их здесь! На небесах среди святых установится совершенная любовь, как между маслиной и миртом, которые нежно обнимают друг друга. Если во время преображения Петр узнал Моисея и Илию, которых никогда раньше не видел, (Мат. 17:3), то тем более в прославленном состоянии святые безошибочно узнают друг друга, даже если до этого никогда раньше не виделись. Во-вторых, после смерти святые увидят ангелов прославленными глазами своего разума. Крылья херувимов, символизирующих ангелов, были сделаны из чистого золота, что указывало на их святость и славу. Писание сравнивает ангелов с молнией (Мат. 28:3) из-за сверкающих лучей величия, которые, подобно молнии, исходили от них. Какая божественная гармония, какой радостный триумф будет на небесах, когда святые и ангелы воспоют вместе в небесном хоре!

6) После смерти верующие обретут совершенство и святость. Здесь благодать присутствует лишь in cunabulis —«в своей колыбели» и весьма несовершенна; мы не можем стать безгрешными святыми, так как здесь верующие принимают лишь primitais Spiritus — «начаток Духа» (Рим.8:23). После смерти святые достигнут совершенства: их знания будут чисты, их святость — совершенна, их солнце будет блистать в своем зените. Им не нужно будет молиться, чтобы благодать увеличилась, ибо они полюбят Бога всей крепостью так, как Он желает этого. Они станут такими же святыми, как ангелы Божьи.

7) После смерти святые получат право участвовать в великолепном царском пире. Я уже говорил вам ранее, какой прославленный дворец они будут иметь, но человек может умереть от скуки, если в доме нет радости. Царский пир, в котором будут участвовать святые после смерти, в Писании аллегорически представлен брачной вечерей (Отк.19:9). Буллингер и Григорий Великий понимают брачную вечерю Агнца как величественный праздник, который святые будут иметь на небесах, питаясь от дерева жизни (Отк.22:2). Там будет небесный нектар и амброзия, ароматное вино и сок гранатовых яблок (Песн. П. 8:2). Эта царская вечеря Агнца не только утолит голод, но и навсегда избавит от него. «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать» (Отк.7:16). На этом пире не будет пресыщения, так как постоянно будут подаваться новые блюда. Бог будет посылать новые, чистые наслаждения; поэтому Писание говорит о дереве жизни, растущем в раю, которое приносит двенадцать различных плодов (Отк.22:2).

8) После смерти верующие обретут достоинство и почести, они будут править, как цари. Поэтому мы читаем о признаках их царственности — белых одеждах и золотых венцах (Отк.4:4). Мы читаем, что на двери святая святых были вырезаны пальмы и распускающиеся цветы, а сами двери обложены золотом (3Цар.6:35). Этим символом победы и триумфа, золотым венцом, Бог награждает прославленных святых. Когда все земные почести — жезл, звезда, горностаевая накидка и царская корона — останутся лежать в пыли, слава святых останется: ни один драгоценный камень не выпадет из ее венца. Со смертью они приобретут благословенную вечность. Если бы святые имели хоть малейшее подозрение или страх потерять свою славу, то это намного охладило бы и наполнило горечью их радость; но их венец славы не увянет (1Пет.5:4). Как нечестивцы имеют в себе червя, который не умирает, так и избранные имеют венец, который не увядает. «Вечно» — короткое слово, но оно не имеет конца. «In fine erit gaudium sine fine. -Впоследствии наша радость будет бесконечной» (Бернард). «Ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:18). «Блаженство в деснице твоей вовек» (Пс.15:11). Кто может измерить вечность? Миллионы веков — ничто для вечности. В недрах Христа вечно находится elah — наивысшее положение славы святых.

Каким образом святые получают все эти привилегии?

После смерти они получают право обладать всеми этими приобретениями благодаря добродетельной милости Отца, приобретению Сына, залогу Святого Духа и вере, способной принимать истину. Поэтому состояние будущей славы называется наследием святых во свете (Кол.1:12). Они — наследники Бога и имеют право на наследство.

Урок первый. Обратите внимание на огромную разницу между смертью святых и смертью нечестивых. После смерти благочестивые получают большие привилегии, а нечестивцы теряют все.

1) Они теряют мир, а это для нечестивцев огромная потеря. Они собирают свои сокровища на земле, и лишиться всего за одно мгновение — огромная потеря для них.

2) Они потеряют свои души (Мат. 16:26)[17]. Вначале душа была благородной монетой, на которой стояло изображение образа Божьего. Эта небесная искра драгоценнее всего земного шара, но душа грешника погибает. Со смертью души нечестивых не уничтожаются, а подвергаются вечным мучениям.

3) Они теряют небеса, которые являются sedes beatorum — царским троном для блаженных. Это область счастья и карта совершенства; это манна — пища ангелов, сад пряностей, ложе благоуханное, река наслаждений. Но со смертью грешники теряют все это.

4) Они теряют всякую надежду. Живя в пороках, они надеются, что Бог будет милостив к ним и они попадут на небеса. Но их надежда не якорь, а паутина. После смерти они потеряют все надежды и увидят в аду, что лишь тешили себя. «Упование его подсечено».

Урок второй. Если после смерти святые имеют такие приобретения, то они, естественно, должны стремиться к этому. Разве не желает каждый человек продвижения по службе? Nemo ante funera felix — никто не удовлетворяется до самой смерти. Вера дает право на небеса, а смерть -возможность вступить во владения. Хотя мы должны стремиться совершать свое служение здесь, но мы также должны желать быть со Христом (Фил.1:23). Мы должны быть удовлетворенными своей жизнью, но желать умереть. Разве не блаженство — освободиться от греха и вечно возлежать в недрах Божественной любви? Разве не блаженство — встретиться на небесах с благочестивыми родственникам и воспевать вместе с ангелами Божественные псалмы хвалы? Разве невеста не ожидает с нетерпением дня бракосочетания, особенно если после этого она получит венец? Чем является то место, где мы сейчас живем, как не местом изгнания от Бога? Мы еще в пустыне, в то время как ангелы живут на внутреннем дворе. Здесь мы сражаемся с сатаной, и разве не должны мы желать покинуть это кровавое поле, где быстро летят пули искушений, и получить прославленный венец? Подумайте, как приятно будет видеть улыбающееся лицо Христа, войти в зал пиршеств и иметь над собой знамя Его любви! О, святые, желайте смерти, так как это день вашего восхождения на небеса. «Egredere, anima, egredere. — Вперед, душа моя, вперед!» — сказал Илларион на своем смертном одре. Еще один святой муж сказал: «Господь, веди меня к той славе, которую я видел как бы сквозь тусклое стекло; поторопись, Господь, и не медли». Некоторые растения лучше растут после пересадки, так и верующие, будучи пересажены после смерти, не могут не расти лучше, благодаря солнечным лучам Христа, сияющим на них. Ну и что, если нам придется пройти через мучительную долину смертной тени! Кто не захотел бы пересечь бушующее море, если бы был уверен, что, достигнув берега, он получит венец?

Урок третий. В этом мы также находим утешение при потере дорогих благочестивых родственников. Смерть не только избавляет их от будущего зла, но и делает их победителями. Они покидают пустыню и идут в рай; их жалобы сменяются на благодарение; они оставляют позади свои горести и входят в радость своего Господина. Неужели мы будем плакать из-за их продвижения? Верующие не получают своей части до дня смерти. В Своем обетовании Бог пообещал им дать небеса; и хотя они имеют это обязательство, но не получают своей части до дня смерти. О, возрадуйтесь, размышляя о счастье тех, кто умирает в Господе, ибо для них «смерть — приобретение». Они так богаты, как только небеса могут сделать богатыми.