2. Привилегии верующего после смерти

«Ибо для меня жизнь –

Христос, а смерть — приобретение» (Фил.1:21).

Надежда — это якорь христианина, который он забрасывает за завесу. «Утешайтесь надеждою» (Рим.12:12). Надежда христианина связана не с этой жизнью, а он «при смерти своей имеет надежду» (Прит.14:32). Наилучшее утешение святого начинается тогда, когда его жизнь заканчивается, но нечестивцы имеют все свои небеса здесь. «…Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение» (Лук.6:24). Вы можете уже дать расписку и написать «Получено сполна». «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лук.16:25). Но совсем другое счастье святых. «А праведный и при смерти своей имеет надежду». Бог держит наилучшее вино для конца. Если язычник Катон, для которого смерть была милостью, сказал: «Для меня смерть — приобретение», то что тогда может сказать верующий! «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения» (Еккл.7:1). Королева этой страны сказала, что отдала предпочтение гробу перед колыбелью.

I. Какие преимущества получают верующие со смертью?

После смерти верующие имеют великие привилегии и свободы. Как подмастерье по окончании своего срока освобождается, так и святые по окончании своего земного срока становятся свободными. Но они не освобождаются до момента смерти!

1) После смерти они освобождаются от тела греха. Даже в наилучших остаются reliquioe peccati — остатки греха: некоторые напоминания и пережитки порочности. «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). Под телом смерти подразумевается congeries — масса или глыба греха. Ее справедливо можно назвать телом из-за ее веса, а телом смерти — из-за ее мерзости.

а) Эта тяжесть сгибает нас. Грех препятствует нам творить добро. Христианин — подобно птице, которая могла бы взлететь, но привязанный к ее ноге шнурок мешает ей -взлетел бы на небеса на крыльях желаний, но грех препятствует ему. «Доброго, которого хочу, не делаю» (Рим.7:19). Он похож на корабль под парусами и на якоре! Благодать неслась бы вперед, но грех — якорь — удерживает ее.

б) Грех более активен в своей сфере, чем благодать. Как сильно похоть восставала в Давиде, пока благодать дремала!

в) Иногда грех начинает господствовать и берет святого в плен. «…A злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19). Павел был похож на человека, уносимого сильным потоком, которому он не мог противостоять. Как часто дитя Божье переполнено гордостью и гневом! Поэтому Павел называет грех законом в своих членах (Рим.7:23). Он связывает, как закон; он имеет власть над душой, как Цезарь -над сенатом.

г) Грех оскверняет душу. Как пятно обезображивает красоту, так и грех превращает небесное сияние души в траур.

д) Грех ослабляет и лишает нас сил. «Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство» (2Цар.3:39). Хотя святой и увенчан благодатью и помазан на духовное царство, он слаб.

е) Грех никогда не успокаивается. «Ибо плоть желает противного духу» (Гал 5:17). Это постоянно враждующий сосед, подобный римскому военачальнику, о котором Ганнибал сказал, что, независимо от того, побеждает он, или проигрывает, но никогда не унимается.

ж) Грех крепко сидит в нас, и мы не можем избавиться от него. Его можно сравнить с дикой смоковницей, растущей на стене, чьи корни вырваны, но некоторые волокна так и остались между камнями.

з) Грех смешивается с нашими обязанностями и благодатями, в результате чего дитя Божье устает от этой жизни, и ему приходится обливать свое ложе слезами, думая, что грех слишком силен, и часто огорчая Бога, которого любит. Это заставило Павла воскликнуть: «Miser ego homo — бедный я человек!». Он стенал не из-за своих горестей или тюремных цепей, а из-за тела греха. Но после смерти верующий освобождается от греха; грех больше не присутствует в нем: теперь у него никогда не будет ни одной тщеславной, гордой мысли, он никогда больше не огорчит Святого Духа. Грех принес смерть в этот мир, а смерть вынесет грех из мира. У персов был обычай: в определенный день года они убивали всех змей и ядовитых тварей. Точно таким же будет день смерти для верующего, который уничтожит все его грехи, которые, подобно множеству змей, жалили его. Смерть пробуждает верующего, как ангел — Петра, и освобождает его от цепей (Деян.12:7). После смерти верующие становятся совершенными в святости. Духи праведников достигают совершенства (Евр.12:23). После смерти души верующих восстанавливают свою девственную чистоту. О, что за благословенная привилегия: быть sine macula et ruga, без пятна или порока, быть чище солнечных лучей, быть свободным от греха, как ангелы (Еф.5:27)! Это побуждает верующего стремиться получить этот пропуск и уйти на небеса, где он радостно будет жить в чистой атмосфере, где не появляется никакого черного дыма греха.

2) После смерти святые освобождаются от всех трудностей и долгов, связанных с этой жизнью. «Грех — это посаженное зерно, а горести — собираемый урожай» (Еврипид).

Жизнь и горести обручены навечно. В жизни больше того, что отталкивает нас, чем того, что привлекает. Родители делят свои скорби с детьми, но и им остается достаточно. «Человек рождается на страдание» (Иов.5:7), которое он наследует по праву рождения, и вы не сможете отделить жизнь человека от страданий, как свинец от гири. Эмблемой короля Генри была корона, висящая на кусте терновника. В жизни человека присутствует намного больше горестей, чем наслаждений. «Спальню мою надушила смирною, алоем и корицею» (Прит.7:17). На один сладкий ингредиент приходится два горьких: вместе с корицей присутствовали смирна и алой. Благодать человека не освобождает его от страданий. «…Малы и несчастны дни жизни моей» (Быт.47:9). Это слова благочестивого патриарха, который встречался с Богом. «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт.32:30). Тем не менее, он тоже страдал. Многое наполняет горечью нашу жизнь и приводит к страданиям, но смерть освобождает нас от них.

а) Заботы. Наш разум заполнен перепутанными мыслями о том, как осуществить какой-то план или каким образом предотвратить определенное зло. Греческое слово, обозначающее заботы, происходит от устаревшего слова, которое несете в себе значение: «разбивать сердце на куски». Заботы терзают ум и истощают дух. Горек хлеб, который приносят заботы (Иез.12:19). Они — как язва, поедающая утешение жизни, и лишь смерть может исцелить от нее.

б) Страх. Страх — это лихорадка души, вызывающая ее озноб. «…B страхе есть мучение» (1 Иоан.4:18). Он подобен грифу, который клевал сердце Прометея. Существует страх недоверия, страх перед нехваткой чего-либо, смущающий страх, страх перед опасностью, удручающий страх, страх, что Бог не любит нас. Эти страхи откладывают печальный отпечаток на нашем разуме. Но со смертью верующий освобождается от этих мучительных страхов и оказывается так же далеко от них, как проклятый от надежды. Могила хоронит страх христианина.

в) Труд. «Все вещи в труде» (Еккл.1:8). Одни трудятся в шахтах, а другие — среди муз. Бог постановил закон: «В поте лица твоего будешь есть хлеб», но смерть дарует верующему quietus и освобождает его от каждодневного труда. «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» (Отк.14:13). Для чего работать, если они уже имеют свою награду? Зачем сражаться, если венец уже возложен на голову? «Они успокоятся от трудов своих».

г) Страдания. Верующие подобны лилиям среди терний, они — как голубица среди хищных птиц. Нечестивцы питают неприязнь к ним, и часто тайная ненависть перерастает в открытое насилие. «Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» (Гал.4:29). Писание описывает дракона с семью головами и десятью рогами (Отк.12:3). Одним он замышляет зло, а другим — совершает его. Но после смерти благочестивые освободятся от происков нечестивых: этот сброд не будет больше докучать им. «Там (т.е. в могиле) беззаконные перестают наводить страх» (Иов.3:17). Смерть поступает с верующим так, как Иосиф Аримафейский с телом Христа: он снял его с креста и освободил. Змея не может ужалить орла, который высоко летает. Смерть же дает душе крылья орла, чтобы она могла лететь выше ядовитых змей, ползающих здесь, на земле.

д) Искушения. Хотя сатана и побежденный враг, но он продолжает действовать (1Пет.5:8). Он все время ходит по своей епархии, имея в распоряжении сети и стрелы. Одного он искушает богатством, другого — красотой. А это совсем нелегко — постоянно подвергаться искушениям, это так же сложно, как девственнице каждый день отстаивать свое целомудрие. Но смерть освободит дитя Божье от искушений, и старый змей не будет больше досаждать ему. После того как смерть выстрелит своей стрелой, нападки дьявола прекратятся. Благодать выводит верующего из владений дьявола, но лишь смерть освобождает его от дьявольских искушений.

е) Скорби. Часто в сердце верующего собирается облако печали, которое изливается в слезах. «Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях» (Пс.30:11). Это является частью проклятия: «…Умножу скорбь твою… в болезни будешь рождать…» (Быт.3:16). Многие моменты нашей жизни приводят к печали: болезнь, юридические тяжбы, предательство друзей, несбывшиеся надежды, потеря имущества. «Не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою… я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками» (Руф.1:20,21). Печаль -это злой дух, который мучит нас. Этот мир — Бохим (Суд.2:5). Рахиль плакала о своих детях; некоторые страдают, что у них нет детей, а другие — из-за того, что их дети непокорны. Так мы проводим всю свою жизнь в стенаниях; она — долина плача, но смерть является похоронами всех наших печалей. «…И отрет Бог всякую слезу с очей их» (Отк.7:17). И тогда супруга Христа перестанет скорбеть, ибо «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мат. 9:15). Именно так смерть дарует верующему quietus, она освобождает его от греха и скорби. Хотя апостол называет смерть последним врагом (1Кор.15:26), но в то же время она является его наилучшим другом. «Для меня… смерть — приобретение».

Обратите внимание, что может заставить истинного святого желать смерти. Она избавит его от вражеских нападок и освободит от греха и страданий. Поэтому нет причины рыдать, покидая долину слез, — то место, где действуют грех и несчастье. Здесь верующие находятся в незнакомой стране, почему же они не должны стремиться выйти из нее? Смерть разбивает их узы греха и делает свободными. А кто выходит из тюрьмы со слезами? Кроме наших собственных грехов, существуют и грехи других людей. Этот мир — место, где находится трон сатаны, где мы видим, как каждый день бесчестят Бога. Праведная душа Лота, который был яркой звездой на темном небе, утомилась из-за обращения «между людьми неистово развратными» (2Пет.2:7). Благочестивое сердце страдает от боли, видя, что Божья Суббота нарушается, что Его истины искажаются, а Его слава тускнеет. Давид восклицал: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских» (Пс.119:5). Кедар — это Аравия, место где жили потомки Измаила, и необходимость жить в этом месте разбивала сердце Давида. Поэтому стремитесь удалиться от палаток Кедара.

II. В могиле тела верующих соединяются с Христом и покоятся там до воскресения. Писание говорит, что они засыпают в Иисусе (1 Фес. 4:14)[18]. Прах верующих является частью мистического тела Христа, а могила — спальней, или местом отдыха для святых, где их тела спокойно спят во Христе, пока не пробудятся ото сна трубой архангела.

Откуда мы можем знать, что со смертью освободимся от греха и страданий и что в могиле наши тела соединятся со Христом?

«Для меня, — говорит Павел, — смерть — приобретение». «Для меня» — quatenus (поскольку я являюсь верующим). Являемся ли мы таковыми? Имеем ли мы такую благословенную веру? Вера, если она присутствует, совершает действие. Огранщики камней говорят, что не бывает драгоценных камней, но каждый из них содержит в себе virtutem insitam, некое скрытое достоинство. То же самое можно сказать о вере: что она несет в себе некие скрытые достоинства. Вера укореняет душу во Христе, оправдывает ее и освящает; из бока Христа она берет Кровь для прощения и воду для очищения. Вера действует любовью, побуждает к исполнению обязанностей, заставляет разум изучать Христа, язык — исповедовать Его, а руки — трудиться для Него. Я читал историю об одном отце, который имел трех сыновей и завещал все свое имущество тому из них, кто сможет найти его кольцо с драгоценным камнем, который может исцелять. Этот случай рассматривался судьями. Два старших сына принесли подложное кольцо, а младший — настоящее, чья действующая сила была доказана. В результате все имущество отца перешло к нему. Я могу сравнить веру с этим кольцом. В мире присутствует подложная вера, но если мы найдем это кольцо веры, которое имеет исцеляющую способность очищать сердце, то это и будет истинной верой, которая заставляет нас стремиться ко Христу и дает нам право после смерти обладать всеми этими привилегиями: быть свободными от греха и страданий и объединяет наши тела со Христом, пока мы находимся в могиле.

III. После смерти души верующих входят в славу. Смерть приносит malorum omnium ademptionem; omnium adeptionet — «смерть все удаляет и все приобретает»; это рассвет вечного сияния. А теперь я поведу вас на вершину Фасги, чтобы вы взглянули на Святую Землю.

Что можно сравнить со славой?

«Слава — это status omnium bonorum aggregatione perfectus — состояние совершенства, созданное благодаря тому, что все добро собралось вместе» (Боэций). Это совершенное состояние блаженства, которое заключается в скоплении всего хорошего, на что способна бессмертная душа. И, честно говоря, здесь я обречен на неудачу, так как мои слова не смогут описать божественной славы; карандаш Апеллеса не смог бы изобразить ее, ангельские языки не смогли бы выразить ее. Мы не сможем полностью понять славу, пока не окажемся на небесах. Позвольте мне описать лишь некоторый приблизительный вид и несовершенные очертания того состояния славы, в которое вступят святые после смерти.

1) Первой и самой величественной составляющей славы небесной является возможность полностью насладиться Богом. «Ipse Deus sufficit ad proemium» (Августин). Мы склонны считать, что счастье небес заключается в освобождении от боли и нищеты, но сама сущность счастья — это возможность получить радость от наслаждения Богом. Господь — это бесконечный, неистощимый источник радости, и иметь Его — то же самое, что и обладать всем. Наслаждение Богом включает в себя три момента.

Во-первых, это предполагает, что мы увидим Его. Мы «увидим Его, как Он есть» (1 Иоан.3:2). Здесь мы представляем Бога не таким, как Он есть: изменчивым и безжалостным, а там — «как Он есть».

Как же мы увидим Бога?

а) Мы сможем увидеть Его мысленно, глазами разума. Это явление пророки называют блаженным видением. Мы будем иметь полное знание о Боге, хотя и не зная Его во всей полноте. Если бы не было такого мысленного видения Бога, то как могли бы духи праведных мужей стать совершенными и получить возможность видеть Всевышнего? Это видение Бога будет чрезвычайно величественным, подобно дню коронации, когда царь являет себя во всем своем царском величии.

б) Мы телесно увидим прославленное тело Иисуса Христа. Если человеку приятно видеть солнце, то насколько благословенно будет увидеть Солнце Правды — Христа, облаченного в человеческую природу, восседающего в славе превыше ангелов! Соломон сказал: «…Не насытится око зрением» (Еккл.1:8). Но глаза святых насытятся видением яркого сияния, исходящего от прекрасного тела Христа! Они должны будут насытиться, так как через плоть Христа проявятся некоторые лучи Бога Отца. Совершенное величие Бога могло бы сокрушить нас, но через завесу плоти Христа мы сможем увидеть Божественную славу.

в) Это видение Бога окажет трансформирующее влияние. Увидев Его, мы в какой-то степени уподобимся и изменимся по Его образу. Мы «будем подобны Ему» (1 Иоан.3:2). Если лицо Моисея, после того как он побывал на горе Синай в присутствии Бога и получил лишь несовершенное представление о Его славе, сияло (Исх.34:35), то как будут сиять прославленные святые, находясь постоянно в присутствии Бога и отражая лучи Его славы! Мы «будем подобны Ему». Обезображенный человек может смотреть на красоту, но от этого не стать красивее. Но святые таким образом увидят Бога, что это зрелище изменит их по Его подобию. «Пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс.16:15). Нельзя сказать, что святые станут причастниками сущности Бога. Как железо, раскаляясь в огне, остается железом, так и святые, созерцая величие Бога, станут прославленными, но так и останутся творениями.

г) Находясь на небесах и созерцая Бога, мы не пресытимся. Позвольте человеку созерцать редчайшее зрелище -и скоро он им пресытится. Если он придет в сад и увидит красивые аллеи, привлекательные беседки и очаровательные цветы, то спустя какое-то время это начнет утомлять его. Но совсем по-другому происходит на небесах: там нет пресыщения; ibi пес fames пес fastidium (Бернард). Святые никогда не устанут созерцать Бога, так как Он безграничен и каждую минуту новые, свежие наслаждения текут от Него к нашим душам.

Второе, что подразумевает в себе наслаждение Госпо-дом, — это любовь к Нему. Здесь святой огорчен тем, что его сердце подобно замороженному океану и что оно не может еще больше раствориться в любви к Богу. Но на небесах он будет похож на серафимов, горящих Божественной любовью. Любовь — это приятное чувство, а «в страхе есть мучение» (1 Иоан.4:18). Любовь несет в себе радость. Любить красоту — это наслаждение. Поразительная красота Бога притягивает любовь святых, любить Его — это небеса для них.

Третье, что подразумевает в себе наслаждение Господом, — это любовь Бога к нам. Если бы в Боге была слава, но не было любви, то это намного омрачило бы радость небес. Но «Бог есть любовь» (1 Иоан.4:16). Прославленные святые не могут любить так, как Бог любит их. Что такое их любовь к Богу? Что такое их звезда для этого Солнца? Бог любит Своих детей, когда они еще живут на земле: когда они в равной степени и черны, и привлекательны. И если Он любит их сейчас со всеми их несовершенствами, то насколько совершенно Он полюбит их, когда они будут без пятна, или порока (Еф.5:27)!

В этом и заключается счастье небес: находиться в приятных объятиях любви Божьей, быть Хефцибой — наслаждением для Царя Славы, сиять в свете лица Божьего. Тогда святые смогут «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф.3:19). Из этого величественного проявления любви Божьей будет течь бесконечная радость в благословенные души, поэтому небеса называются вхождением в радость нашего Господина (Мат. 25:21). Созерцание Бога, любовь к Нему и Его любовь к нам явится причиной ликования духа и сотворит в святых восторг радости неизреченной и преславной (1Пет.1:8). «In Deo quodam dulcidene delectatur anima, imo rapitur. — Есть определенная сладость в личности Бога, Который радуется, более того, приводит в восторг душу» (Августин). Сейчас святые проводят свои года в стенаниях, они рыдают о своих грехах и бедствиях — но потом их вода превратится в вино: сосуды милости наполнятся и переполнятся радостью, они возьмут в руки пальмовые ветви и гусли в знак своего триумфа и ликования (Отк.14:2).

2) Второй составляющей славы является доброе сообщество на небесах. Там живут ангелы. Каждая звезда добавляет немного света. Благословенные херувимы пригласят нас в рай. Если ангелы радуются общению с избранными, то как они возрадуются при их коронации! Там присутствует сообщество святых: духи праведников, достигших совершенства (Евр.12:23).

Узнают ли святые друг друга в славе?

Конечно узнают, так как на небесах наше знание не уменьшится, а возрастет. Мы узнаем не только наших друзей и благочестивых родственников, но и тех, кого никогда не видели раньше. Так должно быть, ибо в сообществе незнакомых людей неуютно. Такого же мнения придерживались Августин, Ансельм и Лютер. Писание также наводит на эту мысль, так как если во время преображения Петр узнал Моисея и Илию, которых никогда не видел раньше (Мат. 17:3), тогда, безусловно, на небесах святые узнают друг друга и будут бесконечно наслаждаться взаимным обществом.

3) Третья составляющая славы — это совершенство в святости. Святость — это красота Бога и ангелов, именно она создает небеса. Что такое счастье, как не квинтэссенция святости? Здесь, на земле, благодать христианина несовершенна. Со смертью же верующий достигнет совершенства благодати, и тогда это солнце окажется в наивысшей точке величия. Верующим не нужно будет молиться об увеличении благодати, так как они станут как ангелы: их сияние будет чистым, а их радость — полной.

4) Четвертая составляющая славы — это высокое положение и почести. Прославленные святые будут править как цари. Поэтому Писание говорит, что они будут иметь свои insignia regalia — царские символы: белые одежды и венцы (Отк.7:9). Цезарю, после победы, в знак почестей приносили в сенат кресло, сделанное из слоновой кости, а в театр -трон. Так и святые, одержав победу над грехом и сатаной, воссядут со Христом на небесах. Быть со Христом — означает быть в безопасности, а восседать на троне — занимать высокое положение. «Честь сия — всем святым Его» (Пс.149:9).

5) Пятой составляющей славы является гармония и единение между небесными жителями. Дьявол не может поставить свое раздвоенное копыто на небеса, там он не может возбудить никакого разногласия. На небесах будет совершенное единомыслие: там Кальвин и Лютер согласятся друг с другом, в той небесной музыке не будет ни одного раздражающего звука, ничего, что вносило бы разногласия, — ни гордости, ни зависти. Хотя одна звезда может отличаться от другой, один может иметь большую степень славы, чем другой, тем не менее каждый сосуд будет наполнен до отказа. Там святые и ангелы сядут, подобно оливковым деревьям, вокруг стола Своего Отца в любви и единстве. Они соединятся вместе в небесном хоре и воспоют громкую хвалу.

6) Шестая составляющая славы — благословенный покой. «…Для народа Божьего еще остается покой» (Евр.4:9)[19]. Felix transitus a labore ad requiem — «счастливый переход от тяжелого труда к покою». Здесь мы не имеем покоя, нас бросает из стороны в сторону, как мяч ракеткой. «Мы отовсюду притесняемы» (2Кор.4:8). Как судно может покоиться во время шторма? Но после смерти святые попадают на небеса. В центре все спокойно. Как сказал один религиозный философ: «Бог является centrum quietativum animoe — тем центром, где душа успокоится». Христианин, после своих изнурительных маршей и битв, сложит свои окровавленные доспехи и возляжет на груди Христа — благоуханном ложе. Когда смерть даст святым крылья любви, они унесутся в рай, где будут пребывать в покое.

7) Седьмой составляющей славы является вечность. Писание говорит о преизбытке вечной славы (2Кор.4:17). Слава имеет вес. В еврейском языке одно и то же слово обозначает славу и вес. Бог должен сделать нас способны ми вынести этот вечный вес. Слава — это та манна, которая не порождает червей. Если бы слава святых на небесах была кратковременной и они опасались потерять ее, то это омрачило бы и наполнило горечью небесную радость. Но их радость запечатлена вечностью. Венец, сделанный из райских цветов, не увядает (1Пет.5:4). Я читал о реке, которую называют Дневной, так как в это время она течет полным, стремительным потоком, а ночью — высыхает. Такими же являются все земные утешения: они текут полным потоком в дневное время жизни, но, когда приходит ночь смерти, они высыхают. Святые будут пить из рек блаженства вовек (Пс.15:11). Вечность — это небеса небес. «In fine gaudium erit sine fine — в конце наша радость будет без конца» (Бернард). Радость небес льется через край и является вечной.

Когда верующие получают право на славу?

Они вступают в славу сразу же после смерти. Некоторые, наряду с Платоном, считают, что душа умирает, но многие здравые язычники верят в бессмертие души. Когда умирал кто-либо из знатных римлян, то жители города выпускали на волю орла, и он летал высоко в воздухе, символизируя, что душа бессмертна и не умирает вместе с телом. Христос говорит, что душу нельзя погубить, следовательно, она не умирает (Мат. 10:28). А раз душа не умирает, то она и не спит в теле какое-то время. Если душа после смерти покидает тело, то она не может спать в теле (2Кор.5:8). После смерти душа немедленно переходит к славе, в мгновение ока мы увидим Господа. «…Ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43). Под раем подразумеваются небеса, куда был взят Павел (2Кор.12:4). Вору на кресте Христос сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю». Здесь речь идет не о его теле, которое не могло попасть туда, так как подлежало захоронению, а о его душе, которая сразу же после смерти окажется на небесах. Пусть никто не обманывается пустыми разговорами о чистилище, так как душа, очищенная Кровью Христа, не нуждается в огне чистилища, а сразу же от смертного одра переходит в прославленное состояние.

Урок первый. Осознайте, что у верующих нет повода бояться смерти, раз она дает такие великие преимущества. Почему же верующие должны опасаться своего продвижения? Разве не блаженство — увидеть Бога, любить Его и вечно покоиться в недрах Божественной любви? Разве не блаженство — встретиться на небесах с нашими благочестивыми родственниками? Почему святые должны опасаться этих благословений? Разве дева боится вступить в брак и получить венец? Сейчас лишь заключен договор — после смерти состоится брачная вечеря Агнца (Отк.19:9). Какой вред наносит смерть, если она уносит нас от разъяренных змей и помещает среди ангелов? Какое несчастье в том, что она облачает нас в одежды бессмертия? Что плохого совершает человек, снимающий с вас власяницу и облачающий в одежду, шитую золотом? Не бойтесь смерти, так как только после нее вы сможете жить.

Урок второй. Если вы действительно относитесь к святым и ваши сердца очищены верой, уделяйте больше времени размышлениям о тех великих приобретениях, которые вы получите от Христа после смерти. Тогда, благодаря им, уже здесь, на земле, для вас начнется жизнь ангелов, и вы окажетесь на небесах раньше своего часа. Евдоксий был настолько поражен славой солнца, что думал, что был рожден исключительно для его созерцания. О чем еще мы должны размышлять, как не о Божественной славе, когда мы увидим Бога лицом к лицу! Давид был возвышеннее обычных людей, он был вознесен на небеса, когда сказал эти слова: «Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою» (Пс.138:18). Истинный святой каждый день совершает путешествие к небесам: его мысли и желания, подобно херувимам, летят в рай. Если мирские люди наслаждаются, глядя на свои мешки золота и поля пшеницы, то почему наследники небес, в противоположность им, не могут получить больше наслаждения, размышляя о своей славе? Не можем ли мы выслать веру как разведчика и каждый день созерцать славу небесного Иерусалима? Разве это не наполнило бы нас радостью, как наследника, думающего о наследстве, которое скоро перейдет в его руки?

Урок третий. Это сможет утешить святых в двух случаях.

Во-первых, в их нуждах. Они имеют в изобилии лишь нужды: мука в их кадке почти истощилась; но потерпите до смерти, и все ваши нужды восполнятся, вы получите царство, и небеса сделают вас богатыми. Тот, кому обещано состояние по истечении нескольких лет, даже находясь в стесненных обстоятельствах в настоящее время, утешает себя тем, что вскоре оно перейдет в его руки. «…Еще не открылось, что будем…» (1 Иоан.3:2), но мы облачимся в славу и будем богаты, как ангелы.

Во-вторых, истинные святые, как сказал Лютер, являются Hoeres crucis — «наследниками креста». То, что в дальнейшем ожидает нас, помогает с радостью преодолевать страдания. Нас ожидает слава, которой не видел глаз, в царстве небесном мы будем пить от плода виноградного. Хотя сейчас нам преподнесена чаша горечи, но существует сахар, чтобы подсластить ее. Мы вкусим такие радости рая, которые превосходят нашу веру и которые легче ощутить, чем выразить.