II. Бог и Его творение

1. Сущность Бога

Вопрос 3: ЧЕМУ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ УЧИТ ПИСАНИЕ?

Ответ: Писание главным образом учит тому, во что должен верить человек касательно Бога и какого служения Бог требует от человека.

Вопрос 4: КТО ТАКОЙ БОГ?

Ответ: Бог — это Дух, беспредельный, вечный и неизменный в Своей мудрости, силе, святости, справедливости, благости и истине.

Итак, здесь:

I. Нечто подразумевается. А именно то, что Бог существует.

II. О чем-то говорится. А именно о том, что Он — Дух.

Ш. Какого рода Дух?

I. Подразумевается, что Бог существует. Вопрос «Кто такой Бог?» считает существование Бога само собой разумеющимся. Вера в существование Бога лежит в основе поклонения. «…Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр.11:6). Должна быть первопричина, дающая начало всему вокруг. Мы знаем, что Бог есть.

1) Наблюдая за природой. Понятие о Боге выгравировано на человеческом сердце, вся природа явно свидетельствует о Нем. Я думаю, человеку нелегко быть атеистом по природе. Он, возможно, желал бы, чтобы Бога не было. Он может оспаривать существование Всевышнего, но по своему разумению он не может верить в отсутствие Бога, если только накопившиеся грехи не усыпили его совесть, и им завладела такая апатия, что он разменял на грехи и здравый смысл, и способность рассуждать.

2) Мы знаем, что Бог есть, благодаря Его делам. И проявление в них Божественного настолько явно, что даже самый атеистически настроенный ум, размышляя об этих делах, вынужден признавать существование некоего мудрого сверхъестественного творца. Так было с Галеном и другими. Возьмем для начала славное сотворение небесной и земной материи. Несомненно, должен существовать какой-нибудь архитектор или первопричина. Мир не мог сам себя создать. Кто мог закрепить Землю в пустоте, если не великий Бог? Кто мог дать небу такое богатое убранство, славные созвездия, твердь, усыпанную сверкающими огнями? Мы видим Божью славу в сиянии солнца, в мерцании звезд. Кто мог дать земле ее одеяние, покрыть ее травою и колосьями, украсить ее цветами, обогатить золотом? Только Бог (Иов.38:4). Кто, кроме Бога, мог сотворить на небе прекрасную музыку, побудить ангелов соединиться в едином хоре и воспевать хвалу своему Создателю? «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов.38:7). Если человек отправится в далекую страну и увидит там величественные сооружения, ему и в голову не придет, что они сами себя построили, но он подумает о великой силе, строившей их. Вообразить, что Бог не занимался работой сотворения, равносильно представлению о том, что прекрасный пейзаж был нанесен на полотно карандашом без вмешательства руки художника. «Бог, сотворивший мир и все, что в нем» (Деян.17:24). Созидать — это свойство присущее Богу. Мудрое управление всем сущим ясно доказывает существование Бога. Он — великий правитель мира, держащий золотые бразды правления в Своей руке, ровно и гармонично ведущий все сущее к надлежащему концу. Кому принадлежат эти глаза провидения? И вот мы снова должны признать, что Бог есть. Провидение — царица и правительница мира. Это рука, вращающая колесо всего мироздания, она устанавливает путь Солнца и границы морей. Не управляй Бог миром, все пришло бы в хаос и замешательство. Рассматривая часы и наблюдая, как крутятся колесики, стучит молоточек, движется маятник, человек скажет, что их сделал какой-то мастер. Так и мы видим безупречный порядок и гармонию во вселенной: Солнце — это великое светило — излучает свет и обогревает Землю, без него мир был бы похож на могилу или темницу; реки несут свои серебристые воды, чтобы дать людям чистоту и прохладу и уберечь почву от засухи; каждое создание выполняет свои функции в установленных для него рамках. А наблюдая это, мы должны признать, что есть Бог, Который все мудро организовал и всем управляет. Кто мог выстроить эту огромную армию разных существ в шеренги и колонны и поддерживать их постоянный марш? Кто, если не Тот, Чье имя — Господь Сил? И коль скоро Он поставил все сущее в строй, то Он Своею властью все и поддерживает. Если бы Бог хоть на миг приостановил или устранил Свое влияние, то рассыпались бы спицы колеса мироздания, и оно разлетелось бы на куски. По словам философов, всякое движение происходит от чего-то непоколебимого. Например, движение земли, воздуха и воды происходит под воздействием движения небесных тел. Солнце, Луна и планеты движутся благодаря высшему небесному телу, называемому Primum Mobile. Но если кто-нибудь спросит: «Кто приводит в движение высшее небесное тело или кто является первоисточником движения планет?». -Им может быть только Сам Бог.

Человек — это микрокосм, или малый мир. Превосходное строение и формы его тела по тщательности выполнения работы можно сравнить со сложной вышивкой. «…Я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы» (Пс.138:15). Этому телу подарена благородная душа. Кто, кроме Бога, мог сотворить такое сочетание разных субстанций — плоти и духа? В Нем мы живем, движемся и существуем. Живое движение любой части тела доказывает существование Бога. Мы видим частичку Бога в блеске глаз. И если тело — футляр — так дивно устроено, то что можно сказать о драгоценном камне? Душа обладает небесным сиянием. Как говорит Дамаскин: «Это алмаз, вправленный в кольцо из глины». Какими благородными дарами наделена душа! Разум, воля, чувства являются зеркалом Троицы, по словам Платона. Душа имеет духовную природу, это Божья искра, сошедшая с неба. Будучи духовной, душа бессмертна, как отметил Скалигер: «Anima non senescit — душа не стареет», она живет вечно. Кто, кроме Бога, мог сотворить душу, облагороженную такими ангельскими свойствами? Мы должны сказать вместе с псалмопевцем: «…Он сотворил нас, и мы — Его» (Пс.99:3).

3) Наличие у человека совести может послужить доказательством существования Бога. Совесть — это Божий наместник или представитель, свидетельствующий о Господе. Если бы не было Библии, чтобы сказать нам о существовании Бога, то это сделала бы наша совесть. Она, по словам апостола, то обвиняет, то оправдывает (Рим.2:15), действуя в соответствии с высшим судом. Природная совесть, не запятнавшая себя тяжкими грехами, оправдывает. Когда человек делает добрые дела, ведет трезвый и праведный образ жизни, соблюдает золотое правило, поступает с другими так, как хочет, чтобы поступали с ним, тогда совесть одобряет его и говорит: «Хорошо!». Подобно пчеле, она приносит мед. Природная совесть, находясь внутри нечестивого, осуждает его. Когда люди выступают против ее света, они чувствуют угрызения совести. «Eheu! Quis intus scorpio? -«Увы! Что за скорпион таится внутри?» — сказал Сенека. Совесть, когда против нее грешат, заставляет лицо человека гореть, вынуждает его испытывать стыд и ужас. Когда грешник видит написанное на стене совести, вид его лица меняется. Многие вешались, чтобы заглушить голос совести. Император Тиберий, кровожадный человек, испытывал сильные угрызения совести, эта фурия неотступно преследовала его, так что он даже пожаловался сенату, что каждый день умирает. Что могло заставить человеческую совесть так сильно мучаться, как не Божья на ней печать и мысли о том, что грядет Божий суд. Те, что стоят над человеческими законами, подвергаются проверке со стороны собственной совести. Замечено, что чем ближе нечестивый подходит к смерти, тем сильнее его охватывает ужас. Откуда это, как не от мрачного предчувствия надвигающегося суда? Душа, ощущая свою бессмертную природу, трепещет перед Тем, Кто не перестанет жить, а значит, и не перестанет наказывать.

4) Разные народы земли на вопрос о существовании Бога отвечают положительно. Такое единодушное мнение и согласие наводит на мысль о том, что Бог есть. Туллий говорит: «Nulla gens tam Barbara cui non insideat hoec persua-sio Deum esse. — Нет народа дикого настолько, чтобы верить в то, что Бога нет». Несмотря на то, что язычники не поклонялись истинному Богу, они все равно какому-нибудь божеству возносили молитвы, установив жертвенник «неведомому Богу» (Деян.17:23). Не зная истинного Бога, которому нужно поклоняться, они понимали, что перед Всевышним нужно преклоняться. Одни молились Юпитеру, другие — Нептуну, третьи — Марсу. Язычники считали, что лучше поклоняться кому угодно, чем не поклоняться вообще.

5) О существовании Бога свидетельствуют Его предсказания о будущих событиях. Тот, кто способен предрекать события, которые обязательно сбудутся, есть истинный Бог. Бог предсказал, что «дева во чреве примет». Он заранее указал на время, когда Мессия будет предан смерти (Дан.9:26), предсказал евреям Вавилонское пленение и назвал того, кто станет их избавителем (Ис.45:1). Господь Сам использует этот аргумент, чтобы доказать, что Он истинный Бог и что все другие языческие боги всего лишь вымысел и ничтожество (Ис.41:23). «Testimonium divinitatis est veritas divinationis. — Предсказание случайных событий, не зависящих от естественных причин, свойственно только Богу» (Тертуллиан).

6) О существовании Бога свидетельствует Его безграничная власть и независимость. Тот, Чьим действиям никто не может помешать, — истинный Бог. Только Бог может так поступать. «Я сделаю, и кто отменит это?» (Ис.43:13). Ничто не может помешать действию, кроме вышестоящей власти, но над Богом власти нет. Всякая власть — от Него и Им установлена, поэтому все власти подчиняются Ему. У Него «крепкая мышца» (Пс.88:14). Он видит замыслы людские, направленные против Него, и срывает колеса с их колесниц. Господь обнаруживает безумие волшебников (Ис.44:25), обращает князей в ничто, усмиряет море, сдерживает левиафана, заточает дьявола в цепь. Бог поступает, как Ему угодно, Он исполняет Свою волю. «Я сделаю, и кто отменит это?».

7) Существуют бесы, значит, должен быть и Бог. Атеисты не могут отрицать существование бесов, значит, они должны признать, что есть и Бог. Мы можем прочитать о многих людях, одержимых бесами. Бесы в Писании названы «косматыми», потому что они часто принимали облик козлов и сатиров. Джерсон в своей книге De probatione spirituum рассказывает, что сатана как-то явился одному святому человеку во всем великолепии, выдавая себя за Христа. Святой старец ответил: «Я не хочу видеть моего Спасителя здесь, в пустыне, мне достаточно того, что я увижу Его на небе». Итак, если есть дьявол, то есть и Бог. Язычник Сократ, будучи осужденным на смерть, признался, что он думал о существовании некого malus genius, злого духа, а посему думал и о существовании доброго духа.

Урок первый. Очевидность того, что Бог есть, служит упреком в адрес неразумных атеистов, отрицающих это. Эпикур отрицал существование провидения, утверждая, что все события происходят случайно. Говорящий, что Бога нет, является самым порочным существом, он хуже вора, потому что вор крадет наши вещи, а атеист готов отнять у нас Бога. «…Унесли Господа моего» (Иоан.20:13). Об атеистах мы можем сказать, что они готовы лишить нас Бога, в Котором все наше утешение и надежда. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13:1). Он не осмеливается произнести это вслух, а говорит об этом в сердце: он желает этого. Никто не может быть атеистом-теоретиком. «И бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Я читал о некоем Артуре, который исповедовал атеизм. Но когда пришло время умирать, он закричал, что он проклят. Очень мало найдется таких, которые открыто скажут: «Бога нет», однако многие отрекаются от Него своими делами (Тит.1:16). Цицерон говорил в отношении Эпикура: «Verbis reliquit Deos resustilit. — На словах он и отрицает существование богов, и допускает его». В мире часто случается так, что атеизм проявляется в делах: образ жизни многих людей наводит на мысль о том, что они не верят в существование Бога. Разве осмелились бы они лгать, мошенничать, быть нечистыми, если бы верили, что есть Бог, Который призовет их к ответу? Если бы среди нас поселился индеец, который никогда не слышал о Боге, и образ жизни людей нашей эпохи был бы единственным способом убедить его в том, что Бог есть, туземец поставил бы под сомнение вопрос о существовании Всевышнего. «Utrum Dii sint non ausim affirmare. —Я не рискнул бы утверждать, что боги существуют».

Урок второй. Поскольку Бог есть, Он поступит справедливо и воздаст людям по заслугам. Нам кажется, что в мире много несправедливости, что нечестивые благоденствуют (Пс.72:3), а искушающие Бога остаются целы (Мал.3:15). Спелые грозди винограда выдавливаются в их чашу, в то время как благочестивые, которые раскаялись в грехах и служили Богу, претерпевают скорби. «Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами» (Пс.101:10). Порочным достаются все блага, а добродетельным — все зло. Но, поскольку есть Бог, Он поступит с людьми справедливо. «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт.18:25). Злодеев ждет наказание. Смертный и судный день грешников грядет. «Господь же посмеивается над ним, ибо видит, что приходит день его» (Пс.36:13). Пока существует ад, грешники примут достойное наказание, и пока существует вечность, им предстоит находиться там очень долго. Бог же щедро вознаградит верную службу Своего народа. Они наденут белые одежды и венцы. «…Подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!» (Пс.57:12). Поскольку Бог — это Бог, Он славно вознаградит Свой народ.

Урок третий. Поскольку Бог существует, горе всем его противникам! Он живет вечно и воздаст им. «Устоит ли сердце твое, будут ли тверды руки твои в те дни, в которые буду действовать против тебя?» (Иез.22:14). Тот, кто оскверняет Божью Субботу, противостоит святым, попирая эти жемчужины в пыль, и живет в противоречии со Словом Божьим, настраивает против себя Бесконечное Величество небес. Как плохи будут их дела! «Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим, и ненавидящим Меня воздам. Упою стрелы Мои кровию…» (Втор.32:41, 42). Если львиный рык наводит на людей такой ужас, то что же будет, когда он начнет рвать свою добычу на части. «Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего» (Пс.49:22). О, если бы об этом задумались те, что упорствуют в грехе! Нужно ли настраивать против себя великого Бога? Божий удар медленный, но тяжелый. «Такая ли у тебя мышца, как у Бога?» (Иов.40:4). Можешь ли ты нанести такой удар? Бог — лучший друг, но и худший враг. Если Он может подвести людей к могиле, то как глубоко Он может бросить их? «Кто знает силу гнева Твоего?» (Пс.89:11). Как неразумны те, что ради капли удовольствия готовы выпить море гнева! Парацельс описывает одну из форм безумия, которое заставляет одержимых им людей танцевать до смерти, — так и грешники отправятся, пританцовывая, прямо в ад.

Урок четвертый. Зная, что Бог есть, давайте твердо верить этому важному пункту нашего Символа веры. Какое вероисповедание может быть у людей, если они не верят в Бога? «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Бог есть». Поклоняться Богу, молиться Ему и не верить в Его существование — значит сильно презирать Господа и насмехаться над Ним. Верьте, что Бог — это единственный истинный Бог, — такой, каким Он открылся в Своем Слове. «Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие» (Пс.44:8). Истинная вера в Бога приносит жизнь во все виды поклонения. Чем сильнее мы верим в истину и безграничность Господа, тем более святой и ангельский образ жизни мы ведем. Бог видит нас независимо от того, одни мы или в обществе. Он исследует сердца, и вера в это должна побудить нас жить, осознавая, что Бог всегда смотрит на нас. «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс.15:8). Вера в Бога должна служить уздою для греха и стимулом к служению. Она расправляет крылья молитвы и добавляет масло в светильник служения. Вера в Бога побуждает нас полагаться только на Него во всех наших нуждах и бедах. «Я Бог всемогущий» (Быт.17:1), способный восполнить все ваши нужды, развеять все ваши страхи, разрешить все ваши сомнения, победить все ваши искушения. Сила Божьей мышцы никогда не иссякнет. Господь может подарить нам милость, а, следовательно, может помочь и не быть в долгу у творения. Веруя в то, что Бог есть, нам следует полагаться на Его провидение и не идти какими-то окольными путями. Мы не должны бросаться в омут греха, вытягивая себя из беды. «.. .Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское» (4Цар.1:3). Не является ли неверие в Бога и Его всемогущество той причиной, которая побуждает людей грешить, обращаясь к какой-то другой силе?

Урок пятый. Зная, что Бог есть, давайте прилагать усилия, чтобы принадлежать Ему. «Ибо сей Бог есть Бог наш» (Пс.47:15). После грехопадения мы потеряли подобие Богу и общность с Ним. Давайте прилагать усилия к восстановлению утраченного положения, и произнесем этот шибболет: «Мой Бог» (Пс.42:5). Мало утешения в том, чтобы знать о существовании Бога, если этот Бог не наш. Господь предлагает нам стать нашим Богом: «…и буду им Богом» (Иер.31:33). Вера хватается за предложение, она присваивает Бога и делает нашим все, что Он нам предназначил. Его мудрость становится нашей мудростью и учит нас. Его святость становится нашей святостью и очищает нас. Его Дух становится нашим и утешает нас. Его милость становится нашей и спасает нас. Тот, кто может сказать «Бог -мой», гораздо богаче того, кто владеет всеми золотыми и серебряными копями.

Урок шестой. Зная, что Бог есть, давайте служить и поклоняться Ему как Богу. Некоторым людям было предъявлено такое обвинение в Послании к Рим.1:21: «…они … не прославили Его, как Бога». Давайте будем молиться Ему как Богу, молиться с усердием, ибо «…много может усиленная молитва» (Иак.5:16). Это и огонь, и благоухание, а молитва без усердия — это не молитва. Давайте будем любить Его как Бога. «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» (Втор.6:5). Любить Его всем сердцем -значит отдать Ему первенство в любви и самые лучшие свои чувства. Любить Его не только из благодарности, но любить самозабвенно, отдать ему всю любовь, на которую мы только способны. Как солнечные лучи, собранные увеличительным стеклом, жгут сильнее, так и мы должны собрать все свои чувства, чтобы наша любовь к Богу была самой пылкой. Давайте будем послушны Ему как Богу. Все сущее подчиняется Ему, звезды ведут Его войны, ветер и море повинуются Ему (Мар. 4:41). Тем паче должен повиноваться Ему человек, которого Бог наделил способностью рассуждать. Он есть Бог, владычествующий над нами. А раз мы получили от Него жизнь, то должны получить и закон и подчиняться Его воле во всем. Итак, поцеловав Его лобзанием преданности, мы прославляем Его как Бога.

II. То, о чем говорится. «Бог есть Дух» (Иоан.4:24). Бог есть essentia spiritualissima (Занхиус).

Что вы подразумеваете, когда говорите «Бог есть Дух»?

Под духом я подразумеваю нематериальную субстанцию, какой является Бог, по своей сущности чистую, неосязаемую и без примесей, не состоящую из тела и души, не имеющую дополнительных частей. Тело нечисто. Божья же сущность духовна, а посему — благородна и прекрасна. Спирты — самый чистый компонент вина[4].

Чем Бог отличается от других духов?

1) Ангелы тоже духи. Нужно провести различие между ними. Ангелы созданы Богом. Божий Дух — нерукотворный. Существование ангелов имеет пределы, их можно уничтожить. Сила, сотворившая их, способна привести их в изначальное небытие. Бог — беспредельный Дух. Ангелы не вездесущи, они не могут быть duobus locis simul — в двух местах одновременно — а находятся в каком-то одном месте. Бог — вездесущий Дух, Он пребывает во всех местах одновременно. Ангелы, хоть и духи, но они не более чем служебные духи (Евр.1:14). Несмотря на то, что они духи, они — слуги. Бог же — Дух, стоящий над всеми, Он — Отец духов (Евр.12:9).

2) Душа — это дух. «…А дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).

В чем отличие Бога как Духа от души?

Серветус и Осиандр считали, что поскольку душа дана Богом, то она является носителем Духа и сущности Бога. Это абсурдное мнение, потому что Божья сущность не передается.

Когда говорят, что душа — это дух, то имеют в виду, что Бог создал ее разумной и оставил на ней печать Своего подобия, но не Своей сущности.

Но разве не сказано, что мы сделались причастниками Божеского естества?

Под Божеским естеством здесь подразумеваются Божьи качества (2Пет.1:4). Мы сделались причастниками Божеского естества в смысле преображения в подобие Богу, а не в смысле отождествления или слияния с Божьей сущностью. Таким образом, вы видите, как Бог отличается от других духов, ангелов и души человека. Он — Дух, превосходящий все остальное, «Отец духов».

С этим не согласны Ворстиус и антропоморфиты, которые утверждают, что Богу присущи человеческие черты и формы, так как в Писании говорится о том, что Бог имеет глаза и руки.

Наличие телесных признаков противоречит природе духа. «…Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук.24:39). Разные части тела приписываются Богу не в буквальном, а в переносном смысле, иносказательно. Десница Божия символизирует Его власть, глаза — Его мудрость. То, что Бог есть Дух и у Него нет ни плоти, ни тела, ясно из того, что тело видимо, а Бог — невидим, следовательно, Он есть Дух, «…Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16). Во всяком случае, плотскими глазами. Тело смертно, и в данный момент времени может находиться только в одном месте. Бог же вездесущ, Он присутствует во всех местах одновременно, следовательно, Он есть Дух (Пс.138:7,8). Божий центр — всюду, ничто не ограничивает Его. Тело, состоящие из целых частей, может разлагаться; quicquid divisibile est corruptibile — но Бог неподвластен тлению: не может иметь конца Тот, от Кого все сущее берет начало. Так что совершенно очевидно: Бог есть Дух, и это свидетельствует о полноте Его естества.

Урок первый. Если Бог — Дух, то Он неуязвим, и Его невозможно поразить. Нечестивые встают под знамена и направляют свои силы против Бога. Их называют богопротивниками (Деян.5:39). Но что им даст эта борьба? Какой вред могут они нанести Богу? Бог есть Дух, следовательно, ранить Его невозможно. Нечестивые могут замыслить зло против Бога. «Что умышляете вы против Господа?» (Наум.1:9). Но Бог как Дух недостижим. Нечестивые, возможно, постараются затмить Его славу, но они не смогут коснуться Его сущности. Бог способен поражать Своих врагов, они же не могут поразить Его. Юлиан мог подбросить вверх, к небу, свой кинжал, но он не мог коснуться Бога. Бог есть Дух, Он невидим. Как могут нечестивые своими силами поразить Его, если они Его не видят? Следовательно, все усилия нечестивых, направленные против Бога, неразумны и оказываются безуспешными. «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Живущий на небесах посмеется» (Пс.2:2, 4). Бог есть Дух и может поразить их, однако люди не могут даже коснуться Его.

Урок второй. Поскольку Бог есть Дух, то как безумны католики, поклоняющиеся Ему посредством икон и образов. Мы не можем делать никаких образов, представляющих Его, так как Бог есть Дух. «И говорил Господь вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор.4:12).

Бог, будучи Духом, незаметен, Его нельзя разглядеть. Как же можно создать нечто напоминающее Его? «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис.40:18). Как можно написать портрет Всевышнего? Как можем мы создать образ, если никогда не видели оригинал? Ведь вы не видели, как Он выглядит. Бог есть Дух. Какое безумие пытаться нарисовать душу, ведь она духовна, или нарисовать ангелов, ведь они тоже духовны!

А разве ангелы в Писании не представлены в виде херувимов?

Существует Imago personoe et officii: «наряду с образом личности, существует образ, представляющий служения». Херувимы представляют не ангелов как таковых, а их служение, и изображаются с крыльями, чтобы подчеркнуть стремительность, с которой они исполняют поручения. Мы не можем изобразить ни души, ни лика ангелов, потому что они духи, тем более не можем мы создать изображение или портрет Бога, который не имеет границ и является Отцом духов.

Кроме того, Бог — вездесущий Дух. Он пребывает во всех местах. «Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер.23:24). А поскольку Он вездесущий, то как нелепо поклоняться Ему посредством иконы! Разве разумно кланяться портрету царя, когда царь рядом? Аналогична ситуация с поклонением изображению Бога, когда Сам Бог рядом.

Тогда как мы можем представить себе Бога, Который есть Дух, если нельзя создать ни Его образа, ни портрета?

Наше представление о Боге должно быть духовным. Следует размышлять о Его атрибутах: о Его святости, справедливости и благости — о тех лучах, которые исходят от Его Божественного естества. Мы должны представлять Его таким, каков Он во Христе, «Который есть образ Бога невидимого» (Кол.1:15). Верою остановите свой взгляд на Христе как Богочеловеке. Во Христе мы видим искры Божьей славы, в Нем мы находим точное подобие всех достоинств Отца. Христос излучает мудрость, любовь и святость Бога Отца. «…Видевший Меня видел Отца» (Иоан.14:9).

Урок третий. Поскольку Бог есть Дух, Он показывает нам, что чем больше мы возрастаем духовно, тем больше мы возрастаем в подобии Богу. Как сочетается земное и духовное? Земные знают только о земном, как кроты и черепахи, живущие в земле (Фил.3:19). Что общего между земным сердцем и Тем, Кто есть Дух? Чем духовнее человек, тем более он подобен Богу.

Что значит быть духовным?

Быть очищенным и возвышенным, стремиться всем сердцем на небо, думать о Боге и славе, нестись на огненной колеснице любви к Богу. Пс.72:25: «Кто мне на небе?» (Пс.72:25). Беза изложил этот стих так: «Apage terra, uti-nam tecum in coelo essem! — Прочь земля, как бы я хотел быть на небе с Тобой!». Христианин, поднявшийся над всем земным, как спирты поднимаются над осадком, обладает благородной духовной душой и больше похож на Того, Кто есть Дух.

Урок четвертый. Мы видим, что поклонение, которого Бог требует от нас и которое наиболее угодно Ему, — это духовное поклонение. «…Поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24). Духовное поклонение — чистое поклонение. И хотя Богу еще понадобится наше физическое служение, наши глаза, наши вознесенные руки, чтобы свидетельствовать другим людям, какое благоговение мы испытываем перед Его величием и славой, наше главное служение совершает душа. «…Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1Кор.6:20). Бог высоко ценит духовное поклонение, потому что оно ближе Его собственному естеству, которое есть Дух.

Что значит поклоняться Богу в духе?

а) Поклоняться Ему просто, без церемоний. Обряды в соответствии с Законом, по Божьему постановлению, теперь отменены, они устарели. Христос пришел во плоти, и тени исчезли. Поэтому апостол называет обряды Закона «относящимися до плоти» (Евр.9:10). И если нам разрешено не совершать обрядов, когда-то установленных Богом, то тем паче это относится к обрядам, которые Бог никогда не устанавливал.

б) Поклоняться Богу в духе — значит поклоняться Ему с верою в Кровь Мессии. Во время поклонения душа должна неустанно трудиться и ревновать. В Деяниях 26:7 апостол говорит о двенадцати коленах, которые усердно служат Богу день и ночь, и дух должен неустанно трудиться, не только непрерывно, но и незамедлительно. Вот что значит поклоняться Богу в духе. Чем духовнее служение, тем оно прекраснее и ближе к Богу, Который есть Дух. Духовная часть служения — это тук жертвы, это душа и квинтэссенция поклонения. Лучшие лекарства делаются на спирте, а лучшее служение то, что имеет духовную природу. Бог есть Дух, и поклоняться Ему следует в духе. Богу угодно не помпезное, а чистое поклонение. Покаяние совершается не снаружи, когда человек истязает свое тело епитимьями, голодом и бичеванием, покаяние заключается в жертвоприношении сокрушенного сердца. Благодарение состоит не из церковных песнопений и органной музыки, но из воспевания в сердце к Господу (Еф.5:19). Молитва — это не монотонная, бездушная исповедь и не пересказ нескольких заученных молитв, но она — «воздыхания неизреченные» (Рим.8:26). Когда ладан молитвы подогревается огнем рвения, тогда она восходит благоуханием приятным. Истинная святая вода — не та, которой кропит поп, а слеза, капающая из кающихся очей. Богу, Который есть Дух, более всего угодно поклонение в духе, «…ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан.4:23): такое поклонение наиболее угодно Богу и радует Его. Это то благоухание приятное, которое Он любит. К сожалению, немногие помнят об этом. Вместо благоухания они приносят Господу осадок, считая, что хватит с Него исполнения долга и незачем жертвовать своим сердцем, что и побуждает Бога отказаться признавать те служения, которые Он Сам назначил (Ис.1:12, Иез.33:31). Давайте же будем служить Богу в духе, что более всего подходит Его естеству. Как сильнодействующий эликсир может назначаться и несколькими каплями, так и краткая молитва в духе, из глубины сердца, может быть и сильной, и действенной. Молитва мытаря была немногословной: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук.18:13), но сколько в ней жизни и духа! Она исходила из сердца, поэтому Бог ее принял.

Урок пятый. Давайте будем молиться о том, чтобы Бог как Дух дал нам от Своего Духа. Сущность Божья не передается, зато передаются движения, присутствие и действия Его Духа. Когда солнечный свет попадает в комнату, то мы обнаруживаем там не само солнце, а его свет, тепло и действие. Бог дал обетование о Духе: «Вложу внутрь вас дух Мой» (Иез.36:27). Попросите о Нем в молитве: «О, Господи, Ты есть Дух, дай мне от Твоего Духа; я — плоть, молю о Твоем Духе, о Твоем просвещении, освящении и оживлении, Дух». Меланхтон молился так: «Господи, воспламени мою душу Твоим Святым Духом». Как нам необходим Его Дух! Без Него любое служение становится безжизненным. Когда этот ветер дует в наши паруса, мы быстро движемся к небу. Поэтому давайте будем молиться о том, чтобы Бог дал нам превосходного Духа Своего (Мал.2:15), чтобы наше поклонение было живым и активным.

Урок шестой. Поскольку Бог есть Дух, то и награды Он раздает духовные. Так, главные благословения, получаемые нами в этой жизни, являются духовными (Еф.1:3), а не золотыми и не серебряными. Как Он дал нам Христа, Свою любовь и наполняет нас благодатью, так и главная награда, которую Он даст после этой жизни, будет духовной — «неувядающий венец славы» (1Пет.5:4). Земные венцы вянут, но венец верующего бессмертен, он никогда не завянет, потому что он духовный. По словам Джозефа Скалигера: «Духовное не может быть подвластно ни изменению, ни тлению». Это должно служить христианину утешением во всех трудах и страданиях. Он полагает свою жизнь за Господа, имея малую награду или вообще не имея здесь таковой. Но помните, Бог есть Дух, и Он дает духовные награды, возможность видеть Его лик на небе, белые одежды, славу. Поэтому не унывайте в служении Господу, думайте о духовных наградах, о неувядающем венце славы.

III. Какого рода Духом является Бог?

Он — бесконечен, все создания имеют начало и конец. И хотя бесконечность характерна для всех качеств Бога — Он бесконечно милостив, бесконечно мудр, бесконечно свят, -в данном случае под бесконечностью мы подразумеваем Божью вездесущность. Слово, переведенное с греческого языка как «бесконечный», обозначает «без границ или пределов». Бог не привязан к какому-то одному месту, Он бесконечен и поэтому присутствует во всех местах одновременно, Его центр находится везде. «Divina essentia nusquam inclusa aut exclusa. — Нет такого места, где бы Божья сущность отсутствовала или к которому была прикована» (Августин). «Небо и небо небес не вмещают Тебя» (3Цар.8:27). Турки строят свои храмы с открытым верхом, дабы показать, что они не могут вместить Бога. Господь же присутствует везде, Его сущность не ограничена ни высью, ни земным шаром. Он везде. Мы можем сказать о Боге то же, что философы говорят о душе: «Tota in tota, et tota in qualibet parte — душа находится в каждой части тела» — в глазах, в сердце, в ногах. Он — ubique, Его сущность везде. Господь обитает на небе, на земле, в море, обитает во всех местах. Вот что значит быть бесконечным. Бог, установивший границы всему сущему, Сам не имеет границ. Он затворил море воротами, Huc usque — доселе дойдешь, и не перейдешь. Он определяет сферу деятельности ангелов, они, как херувимы, двигаются и останавливаются по Его предписанию (Иез.10:16), но Сам Он бесконечен, без границ. Тот, Кто «распростер небеса» и «вместил в меру прах земли», должен быть бесконечным (Ис.40:12,22).

Ворстиус считает, что Бог присутствует во всех местах одновременно, но это касается не Его сущности, a Virtute et potentia — Его силы и влияния: подобно Солнцу, которое, находясь на небе, посылает свои лучи, и дает Земле свет и тепло, или королю, власть которого распространяется на все уголки королевства, хотя сам он в это время восседает на престоле.

Бог, будучи бесконечным, находится во всех местах одновременно не только своим влиянием, но и Своей сущностью. Если сущность Его наполняет всякое место, то Он должен быть там лично. «Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер.23:24).

Но разве Бог не говорит, что небо — Его престол? — Ис.66:1.

Сказано также, что Его престолом является смиренное сердце (Ис.57:15). Смиренное сердце — престол Божий, когда речь идет о Его славном присутствии. Тем не менее, ни один из этих престолов не удерживает Его, даже небо небес не вмещает Его.

Но если Бог безгранично присутствует во всех местах, значит, Он находится и в нечистых местах и общается с нечистотой.

Несмотря на то, что Бог присутствует во всех местах — в сердце грешника, исследуя его, и в аду, ибо того требует Его справедливость, — Он не общается с нечистотой и даже не принимает ни единой капли зла. «Divina natura non est immista rebus aut sordibus inquinata. — Божественное естество не смешивается с сотворенной материей и не загрязняется нечистотами» (Августин). Ведь Солнце не загрязняется, освещая сточную канаву, и его красота не страдает от этого. Ведь Христос не осквернялся, живя среди грешников, поскольку Его Божественность служила прекрасным противоядием от инфекции.

Бог бесконечен и пребывает везде одновременно не только потому, что Ему присуща целостность и чистота, но и благодаря Своему славному могуществу. Кто может установить Ему границы или начертить круг, внутри которого Он должен ходить? Если бы это было так, тогда и капля могла бы установить пределы океану, а любая планета — ограничить движение солнца.

Урок первый. Это послужит осуждением католикам, которые не только приписывают бесконечность Божественному естеству, но и утверждают, что тело Христа находится одновременно во многих местах: что оно и на небе, а также в хлебе и вине во время таинства. И хотя Христос как Бог бесконечен и находится везде одновременно, однако Его человеческой природе это свойство не присуще. Во время земной жизни Христа Его человеческая природа не присутствовала на небе, в то время как Божественная присутствовала. Теперь Он на небе, и на земле нет Его человеческой природы, зато есть Божественная. В Послании к Евреям 10:5 о Христе говорится: «…но тело уготовал Мне». Это тело не может быть во всех местах одновременно, иначе оно перестало бы быть телом, но стало бы духом. Тело Христа на небе прославленное, но не оскверненное. Оно не является бесконечным, а ведь именно бесконечность необходима для одновременного пребывания на небе, а также в хлебе и вине путем пресуществления.

Урок второй. Если Бог бесконечен и пребывает во всех местах одновременно, тогда Он, несомненно, управляет всем лично, и Ему не нужны ни заместители, ни представители, чтобы помогать в управлении. Он одновременно присутствует везде и справляется со всеми делами, как на земле, так и на небе. Король не может лично присутствовать во всех уголках своего королевства, поэтому Он вынужден осуществлять управление посредством представителей и наместников, которые часто извращают правосудие. Но Бог, будучи бесконечным, не нуждается в представителях, Он присутствует везде, все видит Своими собственными глазами и слышит Своими собственными ушами. Он везде присутствует лично, поэтому именно Ему подходит роль Судьи мира, Он все правильно сделает.

Урок третий. Бог бесконечен и вездесущ, и мы видим, что Его Божественное Величие и могущественно, и безмерно! Какому великому Богу мы служим! «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий» (1Пар.29:11). Так пусть же Писание расскажет о величии Его славы, которая безмерна на всяком месте. Он превосходит все наши немощные представления. Как можем мы своим ограниченным разумением постичь Того, Кто бесконечен? Он безмерно выше всякой похвалы. «Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое!» (Неем.9:5). Каким же бедным ничтожеством кажется человек, когда мы размышляем о бесконечности Бога! Подобно тому как звезды исчезают с появлением солнца, так и человек превратится в ничто, когда безмерное величие воссияет в своей славе! «Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах» (Ис.40:15). Мы с вами — всего лишь малая толика этой капли! Язычники считали, что, называя Юпитера великим, они его достаточно прославили. О, какое множество величия — наш Бог, наполняющий собою все места одновременно! (Пс.150:2).

Урок четвертый. Если Бог бесконечен и наполняет небо и землю, то смотрите, какой полный удел имеют святые: в их уделе есть Тот, Кто беспределен. Его полнота безгранична. Он бесконечно сладок, равно как и бесконечно полон. Если источник заполнен вином, то это будет сладкая полнота, однако небеспредельная. Бог же — сладкая полнота, к тому же — нескончаемая. Он бесконечно полон красоты и любви. Его богатство названо неисследимым, потому что оно безмерно (Еф.3:8). Помышляйте о самом невероятном, ведь в Боге есть нечто превосходное — это бесконечная полнота. Сказано, что Он может сделать несравненно больше того, о чем мы просим (Еф.3:20). О чем попросит честолюбивый дух? О венцах и царствах, о миллионах миров — но Бог может дать больше, чем мы просим, и даже больше, чем помышляем, потому что Он бесконечен. Мы можем представить, что произойдет, если каждая пылинка превратится в серебро, каждый цветок — в рубин, и каждая песчинка в море — в алмаз. Однако Бог способен дать намного больше, чем мы можем представить, потому что Он беспределен. О, как богаты те, в чьем уделе — бесконечный Бог! Как хорошо сказал Давид: «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня» (Пс.15:5,6). Мы, как пчелы, можем перелетать от цветка к цветку, но так и не насытимся полностью, пока не придем к бесконечному Богу. В уделе Иакова был безграничный Бог, поэтому он сказал: «Я имею достаточно»[5]. На древнееврейском языке это звучит так: «Есть у меня все» (Быт.33:11). Поскольку Бог обладает нескончаемой полнотой, наследники неба не должны испытывать страх перед нуждой. И хотя там будут миллионы святых и ангелов, имеющих долю в Божьем богатстве, у Него хватит сокровищ для всех, потому что Он бесконечен. Тысячи людей смотрят на солнце, тем не менее, его света достаточно для всех. Сколько бы ведер ни опустили в море, всей воды не вычерпать. И хотя бесчисленное множество святых и ангелов будут черпать из Божьей полноты, Бог, поскольку Он бесконечен, имеет достаточно для насыщения всех. У Него достаточно земли для Своих наследников. У бесконечного не может быть недостатка.

Урок пятый. Если Бог бесконечен, Он наполняет все и везде присутствует. К несчастью для нечестивцев: поскольку Бог — их враг, они не могут от Него спрятаться или убежать, ведь Он присутствует везде. Им никогда не удастся исчезнуть из Его поля зрения и стать недосягаемыми. «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих» (Пс.20:9). Какие пещеры и заросли могут спрятать людей так, чтобы их не нашел Бог? Куда бы они ни пошли, Он везде присутствует. «…От лица Твоего куда убегу?» (Пс.138:7). Если один человек задолжал другому, он может скрыться, убежать в другую страну, где кредитор не найдет его. Но «от лица Твоего куда убегу?». Бог бесконечен, Он — везде, поэтому Он найдет Своих врагов и накажет их.

Но разве не сказано, что Каин пошел от лица Господа (Быт.4:16)?.

Здесь такой смысл: он ушел из Божьей церкви, где были видимые признаки Божьего присутствия и где Господь давал Своему народу особые знамения Собственного присутствия. Однако Каин не мог скрыться из поля зрения Бога, потому что Бог бесконечен и присутствует везде. Грешник не может скрыться ни от осуждающей его совести, ни от Божьей мести.

Урок шестой. Если Бог присутствует везде, то у христианина есть возможность ходить с Богом, который пребывает не только на небесах, но Он и здесь, на земле. Небо — Его престол, там Он восседает, а земля — подножие Его ног, там Он стоит (Ис.66:1). Он присутствует везде, поэтому мы можем ходить с Ним. «И ходил Енох пред Богом» (Быт.5:22). Если бы Бога вмещали небеса, то трепещущая душа могла бы подумать: как мне говорить с Господом, как мне ходить с Ним, живущим in excelsis, в вышних? Но небо не вмещает Бога, Он — вездесущ. Господь и над нами, и вокруг нас, и рядом с нами (Деян.17:27). И хотя Он находится недалеко от собрания святых, «Бог стал в сонме Богов» (Пс.81:1), Он пребывает с нами. Бог есть в каждом из нас, чтобы здесь, на земле, мы могли ходить с Ним. На небе святые остаются с Господом, здесь на земле они ходят с Ним. Ходить с Богом — значит жить верою. Нам сказано приступить к Нему (Евр.10:22), видеть Его -«…ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр.11:27), и иметь с Ним общение — «…а наше общение — с Отцем» (1 Иоан.1:3). Так мы живем с Ним день за днем верою. Человек, не желающий ходить с Богом, выражает Ему свое пренебрежение. Представьте, как вы оскорбите короля, если в его присутствии не обратите на него внимания, а будете прохаживаться с его слугой. Ни один из мирских путей не доставит вам столько радости, как хождение с Богом. «Они ходят во свете лица Твоего, Господи!» (Пс.88:16), «и воспоют пути Господни» (Пс.137:5). Вы словно гуляете вдоль луга, засеянного пряными травами, издающими дивный аромат.

Урок седьмой. Бог бесконечен в Своей славной сущности. Научитесь же восхищаться Им, когда вам трудно постичь Его. Ангелы носят накидку и закрывают лицо, преклоняясь перед Его бесконечным величием (Ис.6:2). Илия закрыл лицо милотью, когда слава Божья проходила мимо него. Восхищайтесь, когда вам трудно постичь. «Можешь ли ты исследованием найти Бога?» (Иов.11:7). Здесь мы видим всего лишь несколько лучей Его славы, мы видим Его в зеркале Его творения, мы видим Его в лике святых, но кто может исследовать Его славу? Какой ангел может измерить эти пирамиды? «Можешь ли ты исследованием найти Бога?». Он бесконечен. Это так же невозможно, как невозможно человеку, взобравшись на самую высокую гору, дотянуться до неба или взять в руки звезду. Размышляйте о Боге с упоением! Восхищайтесь, когда не можете постичь. В природе много тайн, непостижимых для нас: почему море выше земли, но не затопило ее; почему на реке Нил половодье происходит летом, когда в природе должен быть самый низкий уровень воды; и как во чреве беременной образуются кости (Еккл.11:5). Если нас ставят в тупик такие явления, то насколько бесконечная тайна Божия превосходит самые образованные умы! Спросите землемера, сможет ли он при помощи циркуля измерить ширину земли. Так и мы не можем измерить бесконечное совершенство Бога. На небе мы увидим Господа четко, но не полностью, ибо Он бесконечен, Он сообщит нам о Себе столько, сколько способны вместить наши сосуды, а не все Свое безмерное естество. Поэтому восхищайтесь, когда вам трудно постичь.

Если Бог бесконечен во всем, давайте не будем ограничивать Его. «…И оскорбляли Святого Израилева»[6] (Пс.77:41). Ограничивать Бога — это значит втискивать Его в узкие пределы нашего разума. Разум считает, что Бог должен действовать неким определенным образом, иначе дело будет бесплодным. Именно это значит — ограничивать Господа пределами нашего разума, в то время как Он — бесконечный Бог, и Его пути далеко за пределами исследования (Рим.11:33). Что касается освобождения Церкви, то мы ограничиваем Бога, устанавливая Ему время или способ освобождения. Бог освободит Сион, но Он совершит это по Своему усмотрению, Он не будет связан ни местом, ни временем, ни средствами, в противном случае — это служило бы Ему ограничением, что не совместимо с понятием о Его бесконечности. Бог пойдет по Своему собственному пути, Он озадачит, приведет в замешательство любой разум, будет действовать самым невероятным образом и спасать такими средствами, которые нам будут казаться уничтожением. Итак, Он действует, как это свойственно Ему, как бесконечный Чудотворец-Бог.